Иоанн Златоуст. Две молитвы Иоанна
Златоуста*
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
Молитва первая
Молитва вторая
Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой
уши и глаза моего сердца, чтобы мне, Господи, слушать
Твое слово, понимать и совершать Твою волю, так как
"Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей
Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего"
(Пс. 118:19, 18). Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты
просветил мое сердце.
Господи, Боже мой, великий, страшный и
славный, устроитель всего видимого и мыслимого творения,
хранитель Своего завета и Своей милости для любящих Тебя
и сохраняющих Твои повеления; теперь и постоянно
благодарю Тебя за все Твои, бывшие ко мне, благодеяния,
явные и неявные. И до теперешнего (времени) хвалю,
славлю и превозношу Тебя, за то, что Ты возбудил
удивление к Твоим богатым милостям на мне и к Твоему
милосердию, когда взял меня к Себе от чрева моей матери,
во всём промышлял, соблюдал и, только по доброте и
своему человеколюбию, управлял свято тем, что касается
меня. Ты не презрел моей низости, по недостоинству моему
и страстности, но не оставил, благодетельствуя и
промышляя, по Своему человеколюбию и состраданию. "И до
старости, и до седины не оставь меня, Боже" (Пс. 70:18),
(Ты), Иисус Христос, прекрасное имя, сладость моя,
вожделение моё и надежда моя, из-за нас воплотившийся,
перенесши крестную смерть и всё мудро устроивший и
завещавший для нашего спасения.
Признаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем
моим сердцем, склоняю колени тела и души, высказывая
Тебе, своему Богу, все свои грехи. И Ты сам склони Своё
ухо к моему молению, и прости нечестие моего сердца. Я
грешил, беззаконничал, ошибался, раздражал, огорчал
Своего доброго Владыку, питателя и попечителя; нет вида
порока, сказываемого, или несказываемого, которого бы я
не совершил делом и словом, по знанию и незнанию,
пожеланием и мыслью, – согрешив от преизбытка к
преизбытку; и, часто обещав покаяться, столько раз я
впадал в то же самое. Капли дождя легче будут исчислены,
чем множество моих грехов; они поднялись выше моей
головы и стали тяжелыми, как тяжкая ноша. Открыв дверь
для глупых пожеланий, с своей юности и до теперешнего
времени, я пользовался необузданными и безпорядочными
порывами, осквернив свыше сотканную одежду своего
святого крещения, запятнав храм своего тела, загрязнив
безчестными страстями свою несчастную душу и совершив
всякое другое беззаконие и неправду; о чём если отчасти
пожелаю вспомнить, недостаточно будет времени для моего
рассказа. Но так как сам всё знаешь, – потому что нет
твари, неявной пред Тобою, а всё обнажено и открыто для
Твоих глаз, – (то) зачем говорить знающему, будто о
неведомом для Тебя?
Сокрушается моё сердце и кости души, и
весь погружаюсь в глубину сомнения, думая про себя, что,
будучи так и настолько грешником, я нисколько не показал
в себе дела раскаяния; близко время моего посечения,
стоит подле предназначенный час смерти, а никогда (нет)
времени покаяния. Потому смущена моя душа, в сильной
муке и полна стыда; будучи неготовым и неприготовленным,
размышляя и обсуждая своё, не нахожу ничего достаточного
для защиты, ни какого-либо способа и средства, которыми
буду избавлен от вечного огня. Если праведный едва
спасется (1Петр. 4:18), – я, грешник, где явлюсь? И если
царство небесное уделяется достойным через многие скорби
(Деян. 14:22), путь жизни тесен и скорбен (Мф. 7:14), –
как я буду удостоен спасения, я, истрачивающий всё время
на удовольствия и постоянно распутничающий? И если
всякая правда человека, как повязка нечистой женщины
(Ис. 64:6), – во что засчитается столько нечистоты и
неправды? Если надлежит оправдаться даже за праздное
слово (Мф. 12:36), – какое буду иметь благовидное
оправдание за столько грехов? Горе мне, душа, что так мы
успели в своём! Кратка жизнь и весьма ограничена, быстро
минуя и сопутствуя к смерти; вечно наказание грешников,
как и царство праведных, и жизнь тех и других не
пресекается смертью. Итак что мне делать? Что для себя
совершить? В какую броситься бездну? Страшна также
смерть, и особенно грешников, так как и она зла: "смерть
грешников люта" (Пс. 33:22); страшны также посмертные
ужасы, но страшнее всего впасть в руки живого Бога,
изъять себя из которых никто не может.
Итак, когда Он придёт, (чтобы)
прославиться между Своими святыми, и воздать каждому по
его делам; когда будут поставлены престолы, неподкупный,
страшный Судия воссядет, впереди потечёт огненная река,
будут приготовлены блеск и радость для праведных, все
безчисленные ангелы, и все люди (бывшие) от века, все
вместе тварь видимая и невидимая предстанет с трепетом,
– что тогда совершу для себя, исполненный позора,
осуждённый совестью, лишённый всякого дерзновения и
оправдания? Стоны отовсюду. Горе мне (за) нечестие! Что
оплачу прежде всего? О чём постенаю потом? О чём
погорюю? О лишении благ, или о скорбных муках? О
безграничности наказания, или об отлучении от Бога?
Плачь, несчастная душа, думая об этом про себя, и (о
том), что встретит тебя по исходе, как сильно тяжкое и
мучительное, и взывай: Боже сил, Боже вечный, Боже
жалости и милосердия, не покинь меня, не презри меня, не
поставь меня вне Своей милости: "поспеши на помощь мне,
Господи, Спаситель мой!" (Пс. 37:23). И будучи в таком
состоянии и так размышляя, не отказываюсь от благой
надежды, и не отчаиваюсь в своём опасении.
Знаю о благосострадании моего Владыки,
знаю о незлопамятности человеколюбца, и что Он желатель
милости, не желающий смерти грешника, для обращения и
жизни его (Иез. 33:11), желающий, чтобы все были
спасены, и пришли к познанию истины (1Тим. 2:4), и
особенно обращающиеся от греха. Ты не пришёл "пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию"
(Мк. 2:17); "не здоровые имеют нужду во враче, но
больные" (Лук. 5:31); "вот, я решился говорить Владыке,
я, прах и пепел" (Быт. 18:27), "я же червь, а не
человек, поношение у людей и презрение в народе"
(Пс. 21:7). Дай мне "слово"возвещать "устами моими"
(Еф. 6:19), дающей молитву "Всякое даяние доброе и
всякий дар совершенный нисходит свыше, от Тебя Отца
светов" (Иак. 1:17), чтобы я и достойно молился, и с
пользой умолял. Да не буду отвращён с унижением, в
посрамлении, но получив, на что надеялся я; и так
отойду, радуясь от полноты своего сердца. "Помилуй меня,
Боже, по великой милости Твоей" (Пс. 50:3), "ибо на Тебя
уповает душа моя" (Пс. 56:2); "Помилуй меня, Господи,
ибо я немощен" (Пс. 6:3), Врач душ и тел. Как бы
предстоя у страшного Твоего престола, как бы касаясь
Твоих чистых ног, так прошу, молю и умоляю, с
сокрушенным и уничиженным сердцем: "Боже! будь милостив
ко мне грешнику!" (Лук. 18:13), снизойди мне, негодному
и низкому, взгляни из святого Своего жилища на моё
бедствие, посмотри со святых Своих высот на молитву
низкого Своего раба, и не презри моления моего; отпусти
мне, чтобы подкрепиться, прежде чем мне отойти, откуда
уже не возвращусь. Согрешил я, как человек, снизойди,
как Бог; Ты знаешь, Владыка, шаткость человеческой
природы, и что помышление человека от юности усердно
направляется к злу. Вспомни, что мы прах; вспомни, что
Ты только чист, пречист и незапятнан, а мы все под
наказанием; вспомни о Своём милосердии от века и милости
Своей, и не осуждай меня с моими беззакониями, не
отплачивай мне по моим грехам. Ты знаешь множество
беззаконий моих, – что оно велико и не подлежит
исчислению; но я знаю также о море Твоего человеколюбия,
– что оно неизобразимо и непобедимо. Ты – берущий грех
мiра (Ин. 1:29), сошедший с неба на землю для отыскания
заблудившейся и погибшей овцы, прекрасный пастырь,
полагающей Свою душу за овец (Ин. 10:11), и пришедший в
мiр спасти грешников, из которых самый первый я
(1Тим.1:15). Помилуй, помилуй создание Своих рук; не
гнушайся меня, недостойного, но умилосердись над Своим
созданием, – (Ты), претерпевший за меня крест и
принявшей страдальческие раны, – но, исцелив, изгладь
всё врачеством сострадания и губкою Своего
человеколюбия: "знаю, что Ты все можешь, и что намерение
Твое не может быть остановлено" (Иов. 42:2). Пронзи
отвердевшее мое сердце, облегчи тягость совести, прими
мои слёзы и стон, как блудницы, как Петра, верховного из
апостолов; прими это моё малое признание и покаяние, –
(Ты), принявший на крест благоразумие разбойника; прими
плод моих уст, как живую жертву, приятную, в запах
благовонный. Прошу, – будь упрашиваемым; стыжусь, – будь
стыдящимся. Согрешил и тот царь, Манасия, но,
покаявшись, не погиб; до него, согрешил также Давид, но,
по оплакивании греха, был помилован. У меня много есть
таких примеров, утешающих и ободряющих моё малодушие,
прогоняющих от меня отчаяние и питающих мою надежду на
спасение. Утешь Ты и мое сердце, – Отец милосердия и Бог
всякого утешения; привлеки душу и сделай (ей) добро, –
Источник милости и добра. От вечности Ты много сделал
великого и дивного, славного и необычайного, чему нет
числа; но если спасёшь меня распутного, если поставишь
подле (Себя) меня недостойного, – будешь ещё более
удивителен, потому что столь велика сила Твоей милостыни
и человеколюбия, что даже из грязи делаешь жемчуг, и
сына геенны приводишь в сына царства. И ещё воззову к
Господу моему, и помолюсь Богу моему: управляй остатком
моей жизни по Своему желанию; утверди меня в Своём
страхе; укрепи меня в Своей любви и во множества Своей
доброты; одари меня концом добрым и достойным Твоего
человеколюбия; взгляни на кости и связи мои и весь
состав моего основания, по Своей милости и
человеколюбию, и, приведши мою несчастную душу в место
отдохновения и успокоения, восстанови (её), так как у
Тебя много распределено жилищ (Ин. 14:2), для каждого по
достоинству.
Ещё молюсь и прошу: дай, Господи, сейчас
моему недостоинству также благодать разумения, чтобы
распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и
не только распознавать, но и совершать, чтобы не
увлекаться и не прилепляться к пустому, не совершать
ненужного, чтобы без тщеславия унижаться с низкими,
сострадать страдающим и снисходить грешникам. Знаю, что,
если не прощу, не буду прощён. Потому прошу: снизойди во
всём всем согрешающим против меня; не они виновны, но я,
несчастный, несовершающий Твоей воли и несохраняющий
Твоих повелений. А любящим нас отплати Своими богатыми
дарами; умилосердившись человеколюбиво, помилуй моего
духовного отца, и братий, которых Ты, милосердый, дал со
мною, по суду, который знаешь. Эти слова моей молитвы
пусть будут моей просьбой и в жизни, и смерти; это
признание и слёзы пусть направляются к Тебе, как фимиам;
а я на каждый день ожидаю неумолимой смерти. И моё
несчастное тело, преданное погребению, уничтожится,
разрешится в то, из чего было составлено, – его Ты,
жизнедатель, воскресишь нетленным во время воскресения;
а дух мой отдаю в Твои руки. Святой Владыка, упокой в
свете живых, в обители радующихся и моих родителей,
предков и братьев, а Твоих благодарных рабов, – так как,
хотя и согрешили мы, но не отступили от Тебя, и не
простёрли своих рук богу чужому, но узнали Тебя, и
пребываем в любви к Тебе, в вер к Тебе, и Тебе
поклоняемся одному в Троице Богу, в Тебе мы молимся и
Тебе предоставляем надежду спасения. Помилуй нас по
Своей великой милости, и спаси для Своего небесного
вечного царства. Поистине, Господи мой, Господи, так
пусть будет это в нас, надеющихся на Тебя, по Твоей
многой и непобедимой доброте, и по несказанному Твоему
милосердию и человеколюбию, ходатайством всеславной,
всепетой, преблагословенной и наделённой милостями нашей
Владычицы, пресвятой Богородицы и Всегда-Девы Марии,
небесных и разумных сил, и всех от вечности угодивших
Тебе. Истинно.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1906.
Том 12, Книга 1,
Молитва Иоанна Златоуста, когда бывает
намерение читать,
или слушать другого, читающего; Вторая
молитва
Иоанна Златоуста, - С. 424-429.
Азбука веры
Примечание
* Приводимые далее две молитвы не
считаются подлинными. Первая из них взята из "Беседы о
терпении", которая приводится ниже в числе "Spuria".
Там, у нас, она обозначена звездочками.
** Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|