Иоанн Златоуст. Беседа по возвращении из
изгнания*
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Подлинно, велика буря и свирепы волны;
но я не боюсь потопления, потому, что стою на камне.
Пусть бушует море, поколебать камня оно не может; пусть
возрастают волны, корабль Иисусов потонуть не может. К
чему же все это? Мне ли – кому: "Ибо для меня жизнь –
Христос, и смерть – приобретение" (Филип.1:21), бояться
смерти? Страшиться ли мне изгнания, когда я знаю, что:
"Господня – земля и что наполняет ее" (Псал. 23:1)? Или
опасаться лишения имущества, когда я знаю, что если:
"Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя
в благочестии" (1Тим. 4:7)? Что есть в мире
устрашающего, я презираю; над тем, что есть в нем
привлекательного, я смеюсь. Богатства я не желаю,
бедности не страшусь, смерти не боюсь. Самой жизнью я
дорожу, только для вашего преуспеяния, и умоляю вашу
любовь, чтобы вы были спокойны. Никто не может разлучить
нас с вами. Что Христос соединил, того человек не
разлучит. Если о муже и жене сказано: "Потому оставит
человек отца своего и мать свою и прилепится к жене
своей; и будут... одна плоть" (Быт. 2:24), и если это
брачное сочетание не может быть разрушено человеком, тем
более не может быть разлучена церковь с пастырем. Ты
нападаешь на меня? Но какой вред причинит мне твое
нападение, кроме только, что меня ты своими нападениями
сделаешь более славным, а свою силу сокрушишь? "Трудно
тебе идти против рожна" (Деян.9:5); острия не притупишь,
а свои ноги обагришь кровью. Разве волны, которые бьются
о камень, достигают чего-нибудь большего, кроме того,
что сами разбиваются и обращаются в пену? Нет ничего
сильнее Церкви Христовой. Кто с ней захочет бороться,
тот неизбежно погубит свои силы: это все равно, что
ополчиться войной против неба. Когда ты воюешь с
человеком, ты можешь победить или быть побежденным,
"неужели мы [n]решимся раздражать Господа? Разве мы
сильнее Его"? (1Кор. 10:22). Господь основал, а ты
пытаешься ниспровергнуть? Или хочешь испытать могущество
Божие? "Призирает на землю, и она трясется" (Пс. 103:32);
повелевает, и трус прекращается. Разве ты не видел,
сколько раз Он утверждал твой потрясенный город? Тем
более может Он оградить от потрясений Свою Церковь.
Церковь выше земли, она превосходит даже небо. "небо и
земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Матф. 24:35).
Какие слова? "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Если не
веришь слову, то делам должен поверить. Сколькими
тиранами воздвигались гонения на Церковь Божию? Сколько
употреблялось ими мучений, крестов, сколько костров,
печей, диких зверей, изощренных мечей? И они ничего не
достигли. Где теперь те, которые делали это, и где те,
которые мужественно перенесли все это. Теперь те
подвергаются вечным мучениям, а эти ублажаются вечным
весельем. Церковь превзошла своим блеском блеск солнца,
а ее гонители объяты вечным мраком. Разве ты не знаешь,
что [некогда] было только одиннадцать, и они не были
побеждены? Теперь, когда вселенная наполнена множеством
верующих, как они могут быть побеждены? "Небо и земля
прейдут, но слова Мои не прейдут". И несомненно так,
потому, что для Бога церковь дороже неба. Не Церковь для
неба, а небо для Церкви. Итак, прошу, пусть ничто не
смущает вас из того, чему вы были свидетелями. Будем
иметь пред глазами пример Петра: он ходил по водам, но
усомнился и едва не погиб, не от сильных волн, но по
слабости веры. Разве по человеческой воле мы пришли
сюда, или человеком можем быть удалены отсюда? Это я
говорю не из надменности или самохвальства, но чтобы
укрепить сердца ваши, объятые смущением. Вспомните, как:
"Потряслась и всколебалась земля" (Пс. 17:8), но город
не был разрушен. Нечестивейший дьявол, как ты думаешь,
что можешь одолеть Церковь, после того, как не мог
разрушить и потрясенных стен? А Церковь не в стенах, но
во множестве верующих. Как сильны вы, как непоколебимо
вы стоите, связанные не жезлом, а верою! Но что я говорю
о таком множестве? Одного верного ты не можешь одолеть.
О, Дьявол, разве ты не знаешь, что причинили тебе
мученики? Часто [на мучения] выходила девица нежного
возраста, юных лет, и оказывалась крепче жезла; ты
строгал ребра ее, но веры поколебать не мог. Часто тело
истощалось в мучениях, а крепость веры не ослабевала;
плоть изнурялась, а дух не поддавался испытанию;
существо изнемогало, а терпение пребывало. Если таким
образом одна девица тебя побеждала, то как ты надеешься
победить веру этого столь великого и столь верного
множества? Разве ты не слышишь гласа Господа,
говорящего: "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое,
там Я посреди них" (Мф. 18:20)? Что же там, где связано
узами любви такое множество верных? Не на собственные
силы я полагаюсь, меня поддерживает Писание Господа
моего; я опираюсь на Его руку, она послужит мне надежной
опорой и сделает меня безопасным и спокойным. Хотя бы
вселенная поколебалась, я держусь обетования Господня. Я
читаю Его руку. [В Писании Господь подает мне руку, как
тогда Петру]; вот моя несокрушимая защита. Вы хотите,
чтобы я напомнил вам это обещание Господне? "Я с вами во
все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28:20). Со мной
Христос, – кого мне бояться? Хотя бы волны
неистовствовали, и все море устремилось против меня, или
ярость правителей, все это для меня паутина, даже
ничтожнее паутины. И если бы не ваша помощь, я сегодня
же не усомнился бы идти, куда угодно. Я всегда повторяю:
Господи, "да будет воля Твоя" (Мф. 6:10); не то, что
хочет тот или другой, но что Ты хочешь. Твоя воля для
меня крепче всякой башни, скала непоколебимая, опора
надежная. Если ты хочешь удержать меня здесь, я
благодарю; если не хочешь, одинаково благодарю. Пусть
никто не смущает вас, братья, только молитесь: ведь
дьявол только и делает все это для того, чтобы рассеять
ваше усердие и прервать ваши подвиги в молитве и
бдениях. Но пусть же не удается расхитить ему ваше
усердие к церкви: пусть он найдет вас бодрыми и еще
более возбудит вашу ревность. Завтра я выйду с вами на
молитву: и где я, там будете и вы; где вы, там буду и я.
Мы одно тело и ни голова от тела, ни тело от головы не
может быть отделено; хотя бы разделяло нас друг от друга
пространство, мы соединены любовью. Самая смерть не
разлучит нас с вами: пусть умрет мое тело, душа моя жива
и помнит о вас. Вы мне отцы, вы мне мать, вы мне жизнь,
вы мне друзья, если вы преуспеваете, я буду радоваться.
Вы мой венец и мое богатство; вы мое сокровище. Тысячу
раз готов я принести себя в жертву за вас; и это не
заслуга с моей стороны, а долг. "Пастырь добрый полагает
жизнь свою за овец" (Ин. 10:11); такая смерть уготовляет
бессмертие. Не земные богатства и не какой-нибудь грех,
– по справедливости, тогда я терпел бы огорчения –
навлекли на меня эти козни, но моя любовь к вам, именно,
что я все делаю для вашего преуспеяния и никому не
допуская вторгнуться в это благоустроенной стадо, но
соблюдаю вас в непорочной вере. Вот в чем причина моих
бедствий и этого достаточно мне для получения венца. Да
и чего я не потерпел бы ради вас? Вы мои граждане, вы
мои братья, вы мои дети, вы мои члены, вы мое тело, вы
для меня свет, даже вожделеннее света. Могут ли лучи
солнца доставить мне то, чем украшает меня ваша любовь?
За любовь вашу приготовляется мне венец в будущем веке,
а блеск солнца этого доставить не может. Это я говорю в
уши слушающих. А что внимательнее и охотнее к слушанию,
чем ваши уши? Вот сколько дней вы уже бодрствуете, и
никого из вас не склонил сон, никого не обессилила
продолжительность времени. Никто не уступил страху или
угрозам, но то чем хотели устрашить вас, сделало вас
более сильными. Теперь я вижу в вас то, чего всегда
желал: вы пренебрегли земными неприятностями и в лице
всех объявили, что совсем теперь не заботитесь о земле и
земных делах. Теперь мне уже кажется, что вы
переселились на небо, освободились от уз тела и
преуспеваете в этой блаженной и небесной философии.
Теперь я спокоен за вас; это мое утешение, это, как
бальзам, подкрепляет меня в моем подвиге, делает более
сильным для борьбы и возводит к бессмертной и вечной
радости. За все это воздадим благодарение Богу, Которому
слава во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1897.
Том 3, Книга 2,
Беседа по возвращении из изгнания, - С.
449-452.
Азбука веры
Примечание
* Эта беседа, весьма сходная с
предшествующей, в издании Миня существует только на
латинском языке, с которого и сделан перевод ее.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|