Иоанн Златоуст. Беседа против оставивших
церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища*
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Можно ли это стерпеть? Можно ли это
снести? У вас самих я хочу судиться против вас же. Так и
Бог поступил с евреями: обращаясь к ним против них же
самих, Он говорил: "народ Мой! что сделал Я тебе и чем
отягощал тебя? отвечай Мне" (Мих.6:3); и еще: "какую
неправду нашли во Мне отцы ваши" (Иер.2:5)? Ему хочу и я
подражать, и опять скажу вам: можно ли это стерпеть,
можно ли это снести? После столь долгих собеседований,
после такого учения, некоторые, оставив нас, побежали
смотреть на состязающихся коней и впали в такое
неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом
и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач.
Поэтому я, сидя дома и слушая поднявшийся вопль, страдал
больше застигаемых бурею. Как те в то время, когда волны
ударяют в стенки корабля, трепещут, подвергаясь крайней
опасности, так и меня очень тяжко поражали те крики, и я
потуплял взоры в землю и смущался от стыда, когда
сидевшие на верхних местах вели себя так непристойно, а
находившиеся внизу, среди площади, рукоплескали возницам
и кричали больше тех. Что же скажем мы, или чем
оправдаемся, если кто-нибудь чужой, случившись здесь,
станет осуждать и говорить: это ли город апостолов, это
ли город, имевший такого учителя, это ли народ
христолюбивый, общество не чувственное, духовное? Даже
не постыдились вы и самого дня, в который совершились
знамения спасения рода нашего; но в пятницу, когда
Господь твой был распинаем за вселенную, когда
приносилась такая жертва и отверзался рай, и разбойник
возводился в древнее отечество, и клятва разрешалась, и
грех уничтожался, и долговременная вражда прекращалась,
и примирение Бога с людьми совершалось, и все
изменялось, – в тот день, когда надлежало поститься,
славословить и воссылать благодарственные молитвы за
благодеяния для вселенной к Совершившему их, – тогда ты,
оставив церковь и жертву духовную, и собрание братий, и
забыв святость поста, плененный диаволом, повлекся на то
зрелище. Можно ли это стерпеть, можно ли это снести?
Я не перестану постоянно говорить это и
тем облегчать свою скорбь, чтобы не заглушить ее
молчанием, но поставить на вид и обнаружить пред вашими
глазами. Как же после этого мы будем в состоянии
преклонить Бога на милость? Как можем примирить Его с
нами, разгневанного? За три дня пред этим лился
проливной дождь, увлекая все, исторгая, так сказать, из
самых уст пищу земледельцев, ниспровергая зрелые колосья
и истребляя все прочее избытком влаги; у нас были
молитвы и моления, и весь наш город, подобно потоку,
стекался к местам апостольским, и мы умоляли наших
защитников – святого Петра и блаженного Андрея, двоицу
апостолов – Павла и Тимофея. После того, когда гнев
Божий прекратился, мы, переплыв море и преодолев его
волны, прибегли к верховным – Петру, основанию веры, и
Павлу, избранному сосуду, совершая духовное торжество и
возвещая их подвиги, трофеи и победы над демонами. И ты,
не удерживаясь страхом бывшего и не научившись величием
подвигов апостольских, так скоро, по прошествии одного
дня, неистовствуешь и кричишь, не обращая внимания на
то, что душа твоя пленена и увлекается страстями? Если
же тебе хотелось видеть бег бессловесных, то почему ты
не обуздал бессловесные свои страсти, гнев и похоть, не
наложил на них благого и легкого ярма любомудрия, не
поставил над ними правого ума и не поспешил к почести
вышнего звания, устремляясь не от преступления к
преступлению, а от земли на небо? Такого рода бег вместе
с удовольствием доставляет и великую пользу. А ты,
оставив свои дела идти безрассудно и как случится,
сидел, следя за победою других, истратив такой день
напрасно, тщетно и даже во вред (себе).
2. Разве ты не знаешь, что подобно тому,
как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета
в каждом оболе, – так и Бог потребует от нас отчета в
днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы
скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у
нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна
осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради
тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли
семена, поднялись растения, течение природы удержало
свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это
сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат
тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь
великий дом, т.е., этот мир, ты не отдал Ему своего
долга? И недостаточно тебе было предшествовавшего дня,
но и на другой день, когда следовало бы немного
отдохнуть от прежнего нечестия, ты опять пошел на
зрелище, из дыма бросившись в пламя, низвергнув себя в
другую, ужаснейшую пропасть. Старцы посрамляли свои
седины, юноши подвергали опасности свою юность, отцы
приводили туда своих детей, ввергая их, в самом начале
невинного возраста, в пропасть нечестия, так что не
погрешил бы тот, кто назвал бы таковых не отцами, а
детоубийцами, нечестием погубляющими души рожденных ими.
Какое же, скажешь, здесь нечестие? Но потому-то я и
скорблю, что ты и болен, и не знаешь, что ты болен, и не
ищешь врача. Ты исполнен прелюбодеяния, и спрашиваешь:
какое нечестие? Или ты не слышал слов Христовых:
"всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже
прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5:28)? А
что, если я, скажешь, буду смотреть не "с вожделением"?
Но как ты будешь в силах убедить меня в этом? Кто не
воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к
этому такое усердие, тот как может после созерцания
остаться чистым? Разве тело твое – камень? Разве оно –
железо? Ты облечен плотью, плотью человеческою, которая
сильнее соломы воспламеняется от похоти.
И что я говорю о зрелище? Часто и на
площади, встретившись с женщиною, мы смущаемся; а ты,
сидя вверху, где столько побуждений к нескромности, видя
блудную женщину, выходящую с обнаженною головою, с
великим бесстыдством, одетую в золотые одежды, делающую
нежные и обольстительные телодвижения, поющую блудные
песни и развратные стихотворения, произносящую срамные
слова, и совершающую такие непристойности, какие ты,
зритель, представив в уме своему потупляешь взоры, – как
дерзаешь сказать, что не испытываешь ничего
человеческого? Разве тело твое – камень? Разве оно –
железо? Я не перестану повторять тоже. Разве ты
любомудреннее тех великих и доблестных мужей, которые
пали только от одного такого взгляда? Не слышал ли ты,
что говорит Соломон? "Может ли кто взять себе огонь в
пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто
ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?"
(Притч.6:27–29). Хотя бы ты и не имел совокупления с
блудницею, но ты имел с нею связь пожеланием и совершил
грех волею. И не только в то время, но и тогда, когда
окончится зрелище, когда она уже уйдет, в душе твоей
остается ее образ, слова, одежды, взгляды, походка,
стройность, ловкость, прелюбодейные члены, и ты уходишь,
получив множество ран. Не отсюда ли беспорядки в доме?
Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли
расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры? Не
отсюда ли бессмысленные неприятности? Когда ты, занятый
и плененный ею, приходишь домой, то и жена кажется тебе
менее приятною, и дети – более надоедливыми, и слуги –
несносными, и дом – отвратительным, и обычные заботы к
устроению надлежащих дел кажутся тягостными, и всякий
приходящий – неприятным и ненавистным.
3. Причина же этого в том, что ты
возвращаешься домой не один, но приводишь с собою
блудницу, входящую не явно и открыто, – что было бы
сноснее, потому что жена скоро выгнала бы ее, – но
сидящую в твоей душе и в сознании, и воспламеняющую
внутри тебя вавилонский, и даже гораздо сильнейший
пламень, – ведь пищею этого пламени служит не хворост,
нефть и смола, но то, что сказано выше, и все у тебя
приходит в беспорядок. И как больные горячкою, не имея
никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному
влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают
пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают
служащих, так точно и одержимые этою тяжкою болезнью
беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту
блудницу. О, тяжкие дела! Волк, лев и прочие звери,
будучи ранены стрелою, убегают от охотника; а человек,
разумнейшее существо, получив рану, стремится к той,
которая ранила его, чтобы получить еще более тяжелую
рану, и находит удовольствие в последней; это
прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Кто
ненавидит свою рану и не хочет избавиться от нее, тот
как станет искать врача? Поэтому я и скорблю и терзаюсь,
что вы приходите оттуда, получая столь великую заразу, и
за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное
мучение.
Подлинно, еще прежде геенны и тамошнего
мучения, вы уже и здесь подвергаете себя крайнему
наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение – питать
такую похоть, постоянно воспламеняться и везде носить с
собою огонь непотребной любви и угрызение совести? Как
ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься
к небесной трапезе? Как будешь слушать беседу о
целомудрии, весь покрытый такими язвами и ранами, и имея
душу, порабощенную страсти? И нужно ли говорить об
остальном? И из того, что происходит теперь у нас, можно
видеть душевную скорбь. Вот и теперь я вижу, как
некоторые при этих словах ударяют себя в лице, и
изъявляю вам великую благодарность за то, что вы – такие
сострадательные люди. Я думаю, что многие, может быть,
не согрешив сами ни в чем, делают это из сожаления о
братских ранах. Потому я и скорблю и терзаюсь, что
диавол заражает такое стадо. Но если вы захотите, то мы
тотчас заградим ему вход. Как и каким образом? Если
больных мы увидим здоровыми; если, распростерши сети
учения, отправимся искать уловленных зверем и исхитим их
из самой пасти льва. Не говори мне: отделившихся от
стада немного. Хотя бы их было только десять, и то не
малая потеря, и хотя бы – пять, хотя бы – один. Так и
тот пастырь, оставивший девяносто девять овец,
отправился за одною и не возвратился дотоле, пока не
привел ее и возвращением той заблудшей пополнил
оскудевавшее без нее сторичное число (Мф.18:12). Не
говори, что он только один, но подумай, что это – душа,
ради которой сотворено все видимое, ради которой
существуют законы, наказания, мучения, бесчисленные
чудеса и многообразные дела Божии, ради которой Бог не
пощадил и Своего Единородного. Подумай, какая цена
заплачена и за одного, и не пренебрегай его спасением,
но, поди, приведи опять его к нам и убеди, чтобы он
более не впал в тоже самое, и тогда мы будем иметь
достаточное оправдание. Если же он не примет ни наших
советов, ни ваших увещаний, то я, наконец, употреблю
"власть, которую Господь дал нам к созиданию, а не к
расстройству вашему" (2Кор.10:8).
4. Поэтому я предупреждаю и объявляю
громким голосом: если кто после этого увещания и
наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища,
того я не впущу внутрь вот этой ограды, не сделаю
причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к
священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых
овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на
прочих, так точно поступлю и я. Если в древности
прокаженный должен был оставаться вне стана и, хотя бы
это был царь, он выводился туда с диадемою, то тем более
мы изгоним прокаженного душою из этого священного стана.
Как вначале я употреблял увещание и совет, так теперь,
после такого увещания и наставления, необходимо,
наконец, прибегнуть и к отсечению. Ведь уже прошел год с
тех пор, как я прибыл в ваш город (т.е.
Константинополь), и я не переставал часто и постоянно
предлагать вам такое увещание; но так как некоторые
остались в этой заразе, то теперь уже мы произведем
отсечение. Хотя я не имею железа, но имею слово, острее
железа; и хотя я не ношу огня, но есть у меня учение,
пламеннее огня и могущее жечь сильнее.
Не презирай же нашего приговора. Хотя мы
не важны и весьма смиренны, однако, по благодати Божией,
мы получили достоинство, по которому можем делать это.
Итак, да будут отлучены такие люди, чтобы здоровые у нас
сделались более здоровыми, а больные восстановили себя
от тяжкого недуга. Если же вы вострепетали, услышав этот
приговор, – а я вижу всех воздыхающими и сокрушенными, –
то пусть они переменятся, и приговор будет отменен,
потому что подобно тому, как мы получили власть вязать,
так получили и разрешать и опять приводить (в Церковь).
Да и не отлучать наших братий хотим мы, но отклонить
позор от Церкви. Иначе теперь и язычники станут
издеваться над нами, и иудеи будут насмехаться, если мы
будем так равнодушно смотреть на наши собственные грехи.
А в противном случае и они станут весьма одобрять нас и
удивляться Церкви, получив уважение к нашим законам.
Итак, пусть не входит в Церковь никто из предающихся
этому прелюбодеянию, но пусть будет он отвержен и вами и
станет общим врагом. "Если же кто, – говорит апостол, –
не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на
замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его"
(2Фес.3:14). Сделайте вот что: не разговаривайте с ними,
не принимайте их в дом, не разделяйте с ними трапезы, не
имейте с ними общения ни при входе, ни при выходе, ни на
торжище; и таким образом мы легко возвратим их. И как
тех зверей, которых не легко поймать, охотники загоняют
в сеть, преследуя их не с одной стороны, а со всех, так
и тех, которые уподобились свирепым зверям, мы будем
преследовать общими силами, мы с одной, а вы с другой
стороны, и тогда скоро уловим их в сети спасения.
А чтобы это случилось, разделяйте и вы с
нами негодование против них, или лучше скорбите за
законы Божии, и мало-помалу обращайте столь тяжко
болящих и согрешающих братий, чтобы они постоянно были с
вами. Не малое постигнет вас осуждение, если вы будете
пренебрегать такою погибелью, но вы подвергнетесь
величайшему наказанию. Если и в домах человеческих,
когда кто-нибудь из слуг уличен в краже серебра или
золота, наказывается не один только похититель, но и
знавшие о том и не открывшие, то тем более в Церкви. Бог
скажет тебе тогда: видя, как из Моего дома украден не
серебряный или золотой сосуд, но похищено целомудрие,
как тот, кто причащался пречестного тела и участвовал в
такой жертве, отправился в диавольское место и впал в
такое преступление, почему ты молчал, почему терпел,
почему не объявил священнику? И тогда ты подвергнешься
не малому наказанию. Поэтому и я, хотя и опечалю (вас),
однако, не пожалею наложить и тягчайшее наказание.
Гораздо лучше нам, испытав скорбь здесь, избавиться от
будущего осуждения, нежели тому, кому мы стали бы
льстить словами, быть наказану тогда вместе с вами.
Подлинно, не благонадежно и не безопасно для нас –
покрывать это молчанием. Из вас каждый даст отчет за
себя самого; а я должен отвечать за спасение всех.
Поэтому я не перестану делать и говорить все, – хотя бы
нужно было опечалить вас, хотя бы, показаться
ненавистным, хотя бы несносным, – чтобы мне можно было
предстать пред тем страшным престолом, не имея "пятна,
или порока, или чего-либо подобного" (Ефес.5:27). Да
будет же молитвами святых, чтобы уже развратившиеся
скоро обратились, а оставшиеся неповрежденными еще более
преуспели в чистоте и целомудрии, чтобы и вы достигали
спасения, и мы радовались, и Бог прославлялся ныне и
присно, и в бесконечные веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1900.
Том 6, Книга 2,
Беседа против оставивших церковь и
ушедших
на конские ристалища и зрелища, - С.
561-567.
Азбука веры
Примечание
* Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|