Василий Великий. Беседа семнадцатая. На
день святого мученика Варлаама [1]
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
В прежние времена смерть святых
чествовали сетованием и слезами. Горько плакася Иосиф об
умершем Иакове (Быт.50,1); немало сетовали иудеи о
кончине Моисеевой (Втор.34:8), и Самуила почтили многими
слезами (1Цар.25:1). А ныне ликуем при кончине
преподобных, потому что естество скорбного изменилось
после креста. Не плачем уже сопровождаем смерть святых,
но в восторженных ликованиях веселимся при их гробах;
потому что смерть для праведных - сон, вернее же
сказать, - отшествие к лучшей жизни. Поэтому закалаемые
мученики радуются; желание блаженнейшей жизни умерщвляет
в них ощущение болезней при заклании. Мученик смотрит не
на опасности, но на венцы; не ужасается ударов, но
вычисляет награды; видит не исполнителей казни, бичующих
здесь на земле, но представляет себе Ангелов,
приветствующих с неба; имеет в виду не кратковременные
опасности, но вечные воздаяния. И у нас уже мученики
пожинают светлый залог славы, потому что, от всех
оглашаемые восторженными приветствиями, из гробов
уловляют они в мрежу свою тысячи народа.
Сие самое исполнилось ныне над
мужественным Варлаамом. Прозвучала бранная труба
мученика и, как видите, собрала воинов благочестия.
Провозглашен лежащий Христов подвижник, и окрылил
зрелище Церкви. И как сказал Владыка верных: веруяй в
Мя, аще и умрет, оживет (Ин.11:25), так мужественный
Варлаам умер, и созывает торжественные собрания;
поглощен гробом, и приглашает к пиршеству.
Теперь благовременно нам воскликнуть:
где премудр, где книжник, где совопросник века сего?
(1Кор.1:20). Сегодня у нас непобедимым учителем
благочестия поселянин, которого мучитель влек, как
удобоуловляемую добычу, но в котором, по испытании,
узнал непреодолимого воина, над которым смеялся за его
неправильную речь, и который устрашил ангельским
мужеством: ибо нравы его не огрубели вместе с орудием
слова, и рассудок не оказал в себе тех же недостатков,
какие были у него в слогах. Но стал он вторым Павлом, с
Павлом говоря: аще и невежда словом, но не разумом
(2Кор.11:6). Бичующие его исполнители казни приходили в
оцепенение, а мученик оказывался возрастающим в силах;
ослабевали руки строгающих, но рассудок строгаемого не
преклонялся; бичи расторгали сплетения жил, но крепость
веры делалась более нерасторгаемою; исчезала плоть на
истерзанных боках, но цвело любомудрие разума; большая
часть плоти омертвела, но мученик был бодр, как не
начинавший еще подвигов.
Когда любовь к благочестию поселится в
душе, тогда все виды браней для нее смешны, и все
терзающие ее за любимый предмет более услаждают, нежели
поражают. Свидетелем мне в этом любовь Апостолов,
которая некогда делала для них приятными бичи иудеев.
Ибо сказано: идяху радующеся от лица собора, яко за имя
Его сподобишася безчестие прияти (Деян.5:41).
Таков и ныне прославляемый нами воин.
Мучения вменял он себе в веселие, бичуемый думал, что
бросают в него розами; теней нечестия избегал, как
стрел, а гнев судии почитал тенью дыма; смеялся свирепым
приказам копьеносцев; шествовал среди опасностей, как
среди венков; увеселялся побоями, как почестями;
жесточайшим мучениям радовался, как бы блистательнейшим
наградам; презирал обнаженные мечи; с таким же ощущением
принимал на себя руки исполнителей казни, как бы они
были мягче воска; древо казни лобызал, как спасительное;
темничными затворами наслаждался, как лугами; вновь
изобретаемыми мучениями услаждался, как разнообразием
цветов. Правая рука его была крепче огня, который враги
употребили против него как последнее средство. Ибо,
возложив огонь на жертвенник для возлияния демонам,
привели и поставили пред ним мученика, и велев ему над
жертвенником держать, распростерши правую руку,
употребили ее вместо медного алтаря, злодейски возлагая
на нее горящий ладан. Они надеялись, что рука,
препобежденная силою огня, вскоре по необходимости
сложит ладан на жертвенник.
Увы, какое хитросплетенное обольщение
нечестивых! "Поелику, - говорят они, - тысячи ран не
поколебали его воли, то поколеблем пламенем хотя руку
упорного борца. Поелику разнообразными средствами не
потрясли его душу, то приведем в потрясение по крайней
мере десницу, действуя на нее огнем". Но жалкие эти люди
не воспользовались сею надеждой. Ибо, хотя пламень
пожигал руку, но рука продолжала держать на себе пламень
подобно пеплу; она не обратила хребта, подобно беглецам,
враждующему огню; но неизменно держалась, доблестно
борясь с пламенем, и дала мученику случай сказать
словами пророка: благословен Господь Бог мой, научаяй
руце мои на ополчение, персты моя на брань (Пс.143:1).
Огонь вступил в брань с рукою, и поражение оказывалось
на стороне огня. Завязалась борьба между пламенем и
правой рукою мученика, и рука одержала какую-то
небывалую в борьбах победу; хотя пламень проникал сквозь
руку, однако же рука была еще распростерта для борьбы.
Подлинно, это рука, превосходящая упорством огонь! Рука,
не учившаяся уступать огню! Огонь, наученный терпеть
поражение от руки! Железо уступает огню, смягчаемое его
мучительной силой. Медь не противится его
властительству. Огнем препобеждается твердость камней.
Но все преодолевающая сила огня, сожигая простертую руку
мученика, не поколебала ее! Справедливо мученик мог
воскликнуть при сем к Владыке: удержал еси руку десную
мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял
мя еси (Пс.72:23-24).
Как наименую тебя, доблий воин Христов?
Назову ли изваянием? Но много унижу твою терпеливость.
Огонь, приняв на себя изваяние, размягчает его; а правую
твою руку не убедил и к тому, чтобы она показала
движение. Наименую ли тебя железом? Но нахожу, что и
этот образ ниже твоего мужества. Ты один убедил пламень
не делать насилия руке; ты один имел руку алтарем. Ты
один пламенеющею десницею поражал лица демонов, и тогда
обращенною в уголь рукою поразил их главы, а ныне
обращенною в пепел десницею попираешь и ослепляешь их
полчища.
Но для чего детским лепетом уничижаю
добляго подвижника? Уступим место языку
величественнейших в честь его песней; призовем на сие
велегласнейшие трубы учителей. Восстаньте теперь передо
мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг!
Добавьте своим искусством это неполное изображение
военачальника! Цветами вашей мудрости осветите неясно
представленного мною венценосца! Пусть буду побежден
вашим живописанием доблестных дел мученика; рад буду
признать над собою и ныне подобную победу вашей
крепости. Посмотрю на эту точнее изображенную вами
борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее
изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне
поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет
показана им палимая и побеждающая рука! Да будет
изображен на картине и Подвигоположник в борьбах,
Христос, Которому слава во веки веков! Аминь.
Василий Великий, святитель
Цитировано по:
Святитель Василий Великий.
Беседы. М.: Изд-во Московского подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Память сего святого мученика
совершается Церковью в 19 день ноября.
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|