Иоанн Златоуст. Гомилия на слова Апостола: "И не сим только, но
хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит
терпение" и пр. (Рим. 5:3)
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Проповедник во вступлении, где он
показывает, что христианин, страждущий в надежде на
будущее блаженство, имеет великое преимущество перед
земледельцем, мореплавателем и воином, заявляет, что он
намерен объяснить слова апостола: "И не сим только, но
хвалимся и скорбями"; но, чтобы пролить больше света на
это место, он нарисовывает картину яростных гонений,
которым подвергались первенствующие христиане. – Ап.
Павел, с целью их увещания, не переставал питать их
надеждой на будущие блага и напоминать им о тех
преимуществах, которыми они пользовались и в этом мире.
– Подробно объяснив им эти блага и эти преимущества,
апостол прибавил, что они не только не должны были
огорчаться этими скорбями, но даже и хвалиться ими. –
Доказательства истины этих слов примером самого ап.
Павла, примером других апостолов и мужеством мучеников,
которые радовались среди самых ужасных мучений. – Ап.
Павел особенно хвалился своими скорбями, и это именно он
высказывал в словах: "и не сим только, но хвалимся и
скорбями", – Почему же нам хвалиться скорбями? А потому,
что они испытывают нас и укрепляют, дают нам силу,
которая ограждает нас против всякого зла. – Несколько
примеров, взятых из природы, показывают, насколько важно
это преимущество. – Поэтому ради собственной пользы мы
мужественно должны сносить все скорби настоящей жизни.
1. Трудно земледельцу – запрягать волов,
влачить плуг, проводить борозду, бросать семена,
переносить непогоду, терпеть холод, вырывать ров,
отстранять избыток воды, наплывающей на семена,
возвышать берега рек и посреди нивы проводить
глубочайшие борозды; но эти труды, производящие
утомление, делаются легкими и удобными, когда земледелец
представляет в будущем цветущую жатву, изощренный серп,
гумно, наполненное снопами, и зрелые плоды, привозимые
домой с великою радостью. Так и кормчий смело вступает в
свирепые волны, часто презирает и непогоду, и ярящееся
море, и непостоянные ветры, решается переносить и
морские бури и длинные переходы, когда представляет
груды товара и пристани плавания и видит происходящее
оттого неисчислимое богатство. Так и воин переносит
раны, принимает облака стрел, терпит и голод, и холод, и
продолжительные путешествия, и опасности в сражении,
представляя приобретаемые таким образом трофеи, победы и
венцы. Но для чего я упомянул об этом, или что значат
эти примеры? Я хочу чрез это предложить вам увещание к
слушанию и побуждение к подвигам добродетели. Если
каждый из упомянутых трудное считает легким в надежде на
будущее, и притом на такое, которое, если кто из них и в
состоянии будет достигнуть, прекращается с настоящей
жизнью, – то гораздо более вам должно прилежать к
слушанию духовного учения и мужественно переносить
борьбу и подвиги для вечной жизни. Притом те надеются на
временные неверные блага, и часто, оставаясь при одном
ожидании благ, они так и оканчивают жизнь, услаждаясь
надеждами, а на самом деле не достигая ожидаемого, и
между тем испытывая для них тягчайшие бедствия. Так,
например: земледелец после многих своих трудов и усилий
часто в то самое время, когда он изощряет серп и
готовится к жатве, от происшедшего в хлебе повреждения,
или от множества саранчи, или от чрезмерных дождей, или
от какого-нибудь другого бедствия, происшедшего, от
неблагоприятной погоды, уходит домой с пустыми руками
перенесши всякие труды, но не получив ожидаемых плодов.
Подобным образом и кормчий, радующийся множеству
товаров, с великим удовольствием поднимавший паруса и
проплывший многие моря, часто при самом устье пристани,
ударившись о встретившуюся скалу или подводный камень и
какой-нибудь утёс, или подвергшись другому какому-нибудь
подобному неожиданному обстоятельству, теряет весь товар
и едва успевает спасти обнаженное тело свое после
бесчисленных опасностей. Так и воин, бывший на многих
сражениях, отражавший противников и побеждавший врагов,
иногда при самом ожидании победы теряет жизнь, не
получив совершенно никакой пользы от трудов и
опасностей. Но наши дела не таковы: у нас надежды
вечные, неизменные, твердые и не прекращающиеся с этою
временной жизнью, а имеющие в виду жизнь нетленную,
блаженную и вечную, и не только не изменяющуюся от
неблагоприятной погоды и неожиданных обстоятельств, но
не разрушаемые и самой смертью. От этих же надежд можно
видеть плоды, блистающие и в самых случайных
обстоятельствах, и обильное и великое воздаяние. Поэтому
и блаженный Павел взывал: "И не сим только, но хвалимся
и скорбями" (Рим. 5:3). Не будем, увещеваю вас,
оставлять эти слова без внимания; но если речь привела
нас опять, не знаю каким образом, к пристани прекрасного
кормчего Павла, то займемся его изречением, хотя
кратким, но научающим нас великому любомудрию. Что же
значат эти слова, и что внушает он нам, когда говорит:
"И не сим только, но хвалимся и скорбями"? Если угодно,
обратим речь учения немного выше, и мы увидим весьма
ясно силу мыслей, здесь сообщаемую нам. Пусть же никто
не утомляется телом, но пусть вместо росы будет желание
духовного слушания. Так, у нас речь о скорби, желании
вечных благ, терпении и воздаянии за это тем, которые не
пали. Что же значит: "не сим только"? Кто сказал это,
тот выражает, что он говорил нам о многих других
предшествовавших благах, к которым прибавляет и это, –
благо от скорби. Поэтому он и говорит: "И не сим только,
но хвалимся и скорбями". Чтобы сказанное было яснее,
потерпите краткое время, пока мы будем вести речь о
предмете отдаленнейшем.
Когда апостолы возвещали божественное
учение и ходили по всей вселенной, сея слово
благочестия, исторгая заблуждение с корнем, разрушая
отцовские установления нечестивых, истребляя всякое
беззаконие, очищая землю, повелевая отстать от идолов,
их храмов, жертвенников, торжеств и обрядов, а
признавать одного и единственного Бога всех и питать
надежды на будущее, говорили об Отце и Сыне и Святом
Духе, любомудрствовали о воскресении и беседовали о
царстве небесном, тогда из-за этого загорелась война
жестокая и убийственнейшая из всех войн, все исполнилось
беспокойства, смятения и тревоги, все города, и всякий
народ, и домы, и обитаемые и необитаемые страны, так как
древние обычаи были потрясаемы, столько господствовавшие
предрассудки ниспровергаемы, и новые вводимы догматы, о
которых никто никогда не слыхал; против этого гневались
цари, негодовали начальники, возмущались простые люди,
волновались площади, свирепствовали судилища, обнажались
мечи, заготовлялись оружия, грозили законы. От этого
поднимались наказания, мучения, угрозы и все, что у
людей считается страшным. Как бывает на море, когда оно
бушует и производит ужасные кораблекрушения, нисколько
не лучше того было тогда и состояние вселенной: отец
отказывался от сына за его благочестие, невестка
ссорилась со свекровью, братья отделялись друг от друга,
господа свирепствовали против слуг, как бы сама природа
восставала против себя самой, и не только междоусобная,
но и междукровная война происходила в каждом доме.
Слово, проходя подобно мечу и отделяя больное от
здорового, производило везде великое смущение и
состязание, и подавало повод везде появляться вражде и
нападениям на верующих. Отсюда – одни были отводимы в
темницы, другие – в судилища, третьи – на путь, ведущий
к смерти; у одних были отбираемы имущества, другие часто
лишались и отечества и самой жизни, и со всех сторон
падали на них бедствия, как проливные дожди: внутри
борьба, отвне опасности, от друзей, от чужих, от самых
соединенных друг с другом природою.
2. Все это видел блаженный Павел,
наставник вселенной, учитель небесных догматов, и так
как бедствия были под руками и совершались пред глазами,
а блага были только в надеждах и обетованиях, т. е.
царство небесное, воскресение и получение тех благ,
которые превышают всякий ум и всякое слово, печи же,
сковороды, мечи, наказания и всякого рода мучения и
смерти были не в надеждах, а на опыте, и притом люди,
имевшие вступать в такие подвиги, еще недавно были
обращены к вере от жертвенников, идолов, роскоши,
невоздержания и пьянства, и еще не привыкли представлять
ничего высокого о вечной жизни, но были склонны более к
благам настоящим, так что естественно было, что многие
из них предавались малодушию среди ежедневных мучений,
ослабевали и отпадали, – то посмотри, что делает
причастник неизреченных таин, и внемли мудрости Павла.
Он часто беседует с ними о будущем, поставляет на вид
награды, показывает венцы, ободряя их и утешая надеждами
вечных благ. И что говорит он? "Ибо думаю, что нынешние
временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою
славою, которая откроется в нас" (Рим. 8:18).
Для чего указываешь мне, говорит, на
раны, жертвенники, палачей, наказания, мучения от
голода, изгнания, бедность, узы и оковы? Все, что
хочешь, представь из почитаемого у людей бедствиями, и
ты не скажешь ничего такого, что могло бы сравниться с
теми наградами, венцами и воздаяниями: то прекращается с
настоящею жизнью, а это не имеет конца в беспредельном
веке; то проходит как временное, а это пребывает
постоянно, как бессмертное. На то же самое указывает он
и в другом месте, когда говорит: "кратковременное легкое
страдание" (2Кор. 4:17), посредством количества
показывая неважность качества и непродолжительностью
времени облегчая бремя. Так как тогдашние обстоятельства
были бедственны и тяжки, то непродолжительностью их он
облегчает это бремя и говорит: "Ибо кратковременное
легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке
вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на
невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно"
(2Кор. 4:17, 18). И еще, возводя их к мысли о величии
тамошних благ, он представляет саму природу болезнующею
и воздыхающею от настоящих бедствий и сильно желающею
благ будущих, как совершенных, и говорит так: "вся тварь
совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8:22), Почему
она воздыхает? Почему болезнует? Ожидая будущих благ и
желая перемены к лучшему: "и сама тварь освобождена
будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих"
(Рим. 8:21). Впрочем, когда ты слышишь, что она
воздыхает и болезнует, то не думай, будто она одарена
разумом, но помни свойственный Писанию образ речи. Когда
Бог чрез пророков желает возвестить людям что-нибудь
великое и приятное, то представляет и самые
неодушевленные предметы чувствующими величие совершаемых
чудес, не для того, чтобы мы называли природу
чувствующею, но чтобы можно было представить величие
чудес посредством случающегося с людьми. Так и мы, когда
случится что-нибудь неожиданное, имеем обыкновение
говорить, что сам город сетовал, и сам помост был
прискорбен; и когда идет речь о людях страшных и имеющих
зверское настроение духа, то также говорят: он колебал
сами основания, и сами камни трепетали его, не потому,
чтобы действительно камни трепетали его, но чтобы можно
было представить чрезмерность зверского сердца и ярость
его. Поэтому и дивный пророк Давид, возвещая блага,
дарованные иудеям, и радость их по освобождения из
Египта, говорил: "Когда вышел Израиль из Египта, дом
Иакова – из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею
Его, Израиль – владением Его. Море увидело и побежало;
Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы,
как агнцы" (Пс. 113:1–4). Между тем нигде никто не
слыхал такого события. Правда, море и Иордан
возвращались назад по повелению Божию; но горы и холмы
не скакали, а только, как я выше сказал, желая
представить чрезмерность удовольствия и облегчение от
египетского изнурения, дарованное им, он говорил, что и
сами неодушевленные предметы прыгали и скакали при
полученных ими благах. Равным образом, когда Бог хочет
возвестить что-нибудь прискорбное, происходящее от наших
грехов, то говорит: "Плачет сок грозда; болит
виноградная лоза" (Ис. 24:7); и в другом месте: "пути
Сиона сетуют" (Плч. 1:4), и даже говорит, что предметы
бесчувственные плачут: "стена дщери Сиона! лей ручьем
слезы" (Плч. 2:18); также говорится, что и сама земля и
Иудея сетует, и опьянела от скорби, не потому, чтобы
стихии чувствовали, но, как я выше сказал, каждый из
пророков хотел чрез это представить чрезмерность благ,
подаваемых нам Богом, и наказаний, посылаемых на нас за
наше нечестие. Поэтому блаженный Павел также
представляет природу воздыхающею и болезнующею для того,
чтобы по возможности показать величие даров Божиих,
ожидающих нас после настоящей жизни.
3. Но все это, скажут, в надеждах; а
человек малодушный и бедствующий, недавно обратившийся
от идолослужения и не умеющий любомудрствовать о
будущем, не очень назидается такими словами, но желает и
в настоящее время получить некоторое утешение.
Поэтому-то и этот мудрый учитель, все знающий, не только
утешает будущими благами, но ободряет и настоящими
радостями. И во-первых, он исчисляет дарованные
вселенной блага, которые не в надеждах и ожидании, но
уже на опыте и действительно получены, – которые служат
величайшим и яснейшим доказательством и будущих и
ожидаемых благ, – и потом, предложив пространную речь о
вере и упомянув о праотце Аврааме, который, несмотря на
природу, отказывавшую ему быть отцом, надеялся, ожидал и
веровал, что сделается, потому и сделался отцом, – и
отсюда возводя слушателей к тому, что не должно никогда
впадать в слабость помыслов, но навидаться и ободряться
величием веры и мудрствовать высоко, говорит после того
и о величии полученных благ. В чем же это? В том,
говорит, что Бог предал за нас, неблагодарных, своего
Сына Единородного, истинного, возлюбленного, и нас,
обремененных бесчисленными грехами и изнуренных таким
бременем преступлений, не только избавил от грехов, но и
сделал праведными, не заповедав нам ничего трудного,
тяжкого или невыносимого, но, потребовав от нас только
веры, сделал праведными и святыми, объявил сынами
Божиими, поставил наследниками царства и сонаследниками
Единородного, обещал воскресение, нетление тел, жизнь с
ангелами, превышающую всякое слово и разумение,
пребывание на небесах и собеседование с Ним самим, и
оттуда уже излил благодать Святого Духа, освободил нас
от власти диавола и избавил нас от бесов, ослабил грех,
уничтожил проклятие, сокрушил врата ада, отверз рай,
послал не ангела и не архангела, но самого Единородного
для спасения нашего, как говорит Он через пророка: "Не
ходатай, не ангел, но сам Господь спас их" (Ис. 63:9).
Не блистательнее ли это бесчисленных венцов, что мы
освящены, оправданы, и притом верою и чрез нисшествие с
небес Единородного Сына Божия для нас, что Отец за нас
предал возлюбленного Своего что мы получили Духа
Святого, и притом со всею легкостью удостоились
неизреченной благодати и дара? Итак, сказав это и
объяснив все в кратких словах, апостол опять обратил
речь к надежде. Сказав: "оправдавшись верою, мы имеем
мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через
Которого верою и получили мы доступ к той благодати" он
присовокупил: "в которой стоим и хвалимся надеждою славы
Божией" (Рим. 5:1, 2). Таким образом, он сказал и о
совершившемся, и о будущем: то, что мы оправданы, что
Сын заклан за нас, что чрез Него мы приведены к Отцу,
получили благодать и дар, избавились от грехов, имеем
мир с Богом и сделались причастниками Святого Духа, есть
уже совершившееся; а к будущему относится та
неизреченная слава, о которой он и говорит в
прибавленных словах: "в которой стоим и хвалимся
надеждою славы Божией".
Но так как надежда, как я выше сказал,
не очень способна назидать и ободрять малодушного
слушателя, то заметь, что он еще делает, и посмотри на
твердость и любомудрый ум Павла. Из того самого, что,
по-видимому, печалит, тревожит и смущает слушателя, из
этого он сплетает венцы утешения и хвалы. Исчислив все
вышесказанное, он, наконец, прибавляет: не о том только
я скажу, говорит, о чем сказал, т. е. что мы освящены и
оправданы Единородным, что получили благодать, мир, дар,
отпущение грехов, общение Святого Духа, и при том со
всею легкостью, без трудов и усилий, а одною верою, что
Бог послал Единородного Сына, и одно уже даровал, а
другое обещал, именно славу неизреченную, бессмертие,
воскресение тел, жизнь ангельскую, обращение со Христом,
пребывание на небесах, потому что все это он изобразил в
словах: "хвалимся надеждою славы Божией".
Так не о том только он говорит, что было
и будет, но и то самое, что между людьми считается
прискорбным, именно: судилища, заключение, смерть,
угрозы, голод, пытки, сковороды, печи, разграбление,
войны, осады, сражения, возмущения, состязания – и это
он поставляет в число даров и благодеяний; потому что не
о том только, что выше сказано, должно радоваться и
восхищаться, но и этим нужно хвалиться, как говорит он:
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю
недостаток в плоти моей скорбей Христовых" (Кол. 1:24).
Видишь ли душу твердую, ум высокий, дух непоколебимый,
который восхищается не венцами только, но утешается и
подвигами, радуется не наградам только, но восторгается
и трудами, веселится не от воздаяний только, но хвалится
и самою борьбою? Не говори мне о царстве небесном, о тех
нетленных венцах, о наградах, но и самое настоящее,
исполненное скорби, трудов и великих страданий, поставь
на вид, и я могу доказать, что этим должно хвалиться еще
более. Во внешних подвигах борьба доставляет труд, а
венцы – удовольствие; но здесь не так, а еще прежде
венцов сами подвиги приносят великую радость. Чтобы вы
убедились, что это действительно так, вспомните каждого
из святых, из каждого поколения, как говорит апостол: "В
пример злострадания и долготерпения возьмите, братия
мои, пророков, которые говорили именем Господним"
(Иак. 5:10). И тот самый апостол, который сегодня
предложил нам этот подвиг и составил настоящее духовное
зрелище, т. е. Павел, после того, как он исчислил
бесчисленные бедствия каждого из святых, которые
неудобно пересказывать теперь, прибавляете "скитались в
милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби,
озлобления; те, которых весь мир не был достоин", и при
всем том радуясь (Евр. 11:37, 38). Тоже самое можно
видеть и тогда, когда апостолы, после заключения в
темнице и злословий, получив бичевания, были изгоняемы.
В самом деле, что говорится о них? "Они же пошли из
синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса
удостоились принять бесчестие" (Деян. 5:41).
4. Это было и у нас; если кто хочет
знать, о чем я говорю, то пусть припомнит, что случилось
во время гонений. Выступила девица нежная и не знавшая
брака, имеющая тело нежнее воска; потом, привязанная к
дереву со всех сторон, была мучима и терзаема скоблением
по бокам и истекала кровью, но как бы невеста, сидящая в
брачном чертоге, благодушно переносила совершаемое над
нею, для царства небесного, получая венцы в самих
подвигах. Представь же, каково было – видеть властителя
с войсками, изощренными мечами и столь многим оружием,
побеждаемого одного девицею. Видишь ли, что и сама
скорбь сопровождается величайшею хвалою? Свидетели
сказанного – вы сами. В самом деле, тогда как мученики
еще не получили воздаяний, ни наград, ни венцов, но
разрешились в пыль и прах, мы стекаемся в честь их со
всем усердием, составляем духовное зрелище, прославляем
их и увенчиваем их за раны и кровь, за пытки и мучения,
за их скорби и воздыхания: так сами скорби
сопровождаются хвалою еще прежде воздаяния! Представь,
каков был Павел тогда, когда он жил в темницах и был
приводим в судилища, как славен, как блистателен и
знаменит являлся он пред всеми, особенно же пред теми,
которые нападали и враждовали против него. Но что я
говорю: был славен пред людьми, – если он и для бесов
был страшен более тогда, когда был бичуем? Когда он
находился в узах, когда подвергался кораблекрушениям,
тогда и совершал величайшие знамения, тогда особенно и
побеждал противные силы. Поэтому, зная хорошо пользу,
происходящую для души от этих скорбей, он говорил:
"когда я немощен, тогда силен"; и потом прибавлял:
"Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах,
в гонениях, в притеснениях... чтобы обитала во мне сила
Христова" (2Кор. 12:10, 9). Поэтому и говоря к
некоторым, жившим в Коринфе, и укоряя тех из них,
которые высокомудрствовали о себе, а других осуждали,
он, соблюдая характер послания и находясь в
необходимости представить нам изображение своих
подвигов, составил его не из знамений, не из чудес, не
из почестей, не из удовольствий, но из заключений в узы,
судилищ, голода, холода, борьбы, козней, и говорил им
так: "Христовы служители? (в безумии говорю:)"; – и,
объясняя это выражение: "я больше", и свое преимущество,
продолжал: "Я гораздо более был в трудах, безмерно в
ранах, более в темницах и многократно при смерти" и пр.:
"Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью
моею" (2Кор. 11:23, 30).
Видишь ли, что этим он хвалится гораздо
более, нежели восхищается блистательными венцами, и
потому говорит: "И не сим только, но хвалимся и
скорбями". Что же значит: "И не сим только"? Не только,
говорит, мы не падаем духом, испытывая скорби и
бедствия, но как бы более и более преуспевая в чести и
славе, особенно хвалимся среди приключающихся бедствий.
Далее, сказав, что от скорбей происходит величайшая
слава, хвала и радость, – а известно, что слава
доставляет и удовольствие, потому что где удовольствие,
там конечно есть и слава, и где такая слава, там конечно
есть и удовольствие, – показав, что терпение скорбей
сопровождается славою, знаменитостью и радостью, он
говорит о другом величайшем их следствии, о некотором
величайшем и дивном плоде их. А какой этот плод,
посмотрим. "Зная, что от скорби происходит терпение, от
терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не
постыжает" (Рим. 5:3–5). Что значит: "от скорби
происходит терпение"? От этого происходит тот величайший
плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается
более крепким. Как из дерев те, которые стоят в местах
тенистых и безветренных, бывают, хотя цветисты по виду,
но изнежены и слабы, и скоро повреждаются от всякого
напора ветров, а те, которые стоят на высоких вершинах
гор, колеблются многими и великими ветрами, переносят
частые перемены воздуха, потрясаются жесточайшими бурями
и засыпаются обильным снегом, бывают крепче всякого
железа; подобно тому, как тела, воспитываемые во многих
и различных удовольствиях, украшаемые нежными одеждами,
часто омываемые и намащиваемые и с излишеством
изнеживаемые разными родами пищи, делаются совершенно
негодными к подвигам благочестия и к трудам и достойны
величайшего наказания, – так точно и души: те, которые
ведут жизнь, чуждую бедствий, наслаждаются
удовольствиями, приятно занимаются настоящими предметами
и жизнь беспечальную предпочитают терпению скорбей для
царства (небесного), по примеру всех святых, бывают
нежнее и слабее всякого воска и готовятся в пищу вечному
огню; а те, которые подвергаются опасностям, трудам и
бедствиям скорби для Бога, и воспитываются в них, бывают
крепче самого железа или тверже адаманта, от частого
перенесения бедствий делаясь неодолимыми для нападающих
и приобретая некоторый непобедимый навык к терпению и
мужеству. И как те, которые в первый раз вошли на
корабль, чувствуют тошноту и головокружение, смущаясь,
испытывая неприятное ощущение и подвергаясь
умопомрачению; а те, которые часто и долго бывали на
морях, плавали по бесчисленным волнам и испытывали
частые кораблекрушения, смело решаются на такое
путешествие: так точно и душа, претерпевшая много
искушений и подвергающаяся великим скорбям, привыкши к
трудам и приобретши навык к терпению, бывает не
боязлива, не робка и не смущается приключающимися
скорбными обстоятельствами, но от постоянного упражнения
в случайностях и частого испытания разных приключений
делается способною переносить с великою легкостью все
случающиеся бедствия. Это самое и выражает мудрый
устроитель небесной жизни, когда говорит: "И не сим
только, но хвалимся и скорбями", потому что еще прежде
царства и небесных венцов мы получаем отсюда величайшую
награду, так как от частых скорбей душа наша делается
более крепкою и помыслы становятся более твердыми. Итак,
зная все это, возлюбленные, будем мужественно переносить
приключающиеся печальные обстоятельства, как
происходящие по воле Божией и для нашей пользы, не будем
унывать и падать духом при встрече с искушениями, но,
стоя со всем мужеством, будем непрестанно благодарить
Бога за все оказанные нам благодеяния, чтобы нам и
насладиться настоящими благами и удостоиться будущих
даров, благодатью, щедротами и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым и
Животворящим Духом, слава и держава, ныне и присно, и во
веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|