Иоанн Златоуст. Беседа после
землетрясения*
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Любовь проповедника к своей пастве. –
Благочестие жителей Антиохии. – Плоды перенесения
бедствий. – Насколько верующие сделались лучше под
влиянием покаяния, к которому побудило их землетрясение.
– Утишение гнева Божия. – Пороки богатых навлекли это
наказание, добродетели бедных – спасли город.
Хотя нам болезнь воспрепятствовала
участвовать вместе с вами в духовном торжестве, но вас
не привела в расслабление тяжесть путешествия. Хотя вы
пришли сюда с трудом, утомленные и совершенно облитые
потом, но словесное учение и мою болезнь обратило в
здоровье и ваш труд облегчило песнопением. Посему и я,
сам страдая болезнью, не связываю языка своего
молчанием, и вы, утомленные, не отказываетесь слушать;
но как только явилось слово, труд удалился, и как только
открылось учение, утомление обратилось в бегство.
Болезнь и труд принадлежат телу, а учение есть дело и
врачество души; но сколько душа выше тела, столько и
дела ее предпочтительнее. Поэтому не только тогда, когда
препятствует болезнь, но и когда встречалось множество и
других препятствий, я не переставал быть в единении с
вашей любовью, не отказался быть и сегодня на этом
прекрасном празднике. Доселе мы были пригвождены к одру
(болезни), но Бог не попустил нам совершенно истомиться
от голода. В самом деле, как для вас голод – не слушать,
так и для меня голод – не говорить. Так и мать часто,
больная, соглашается лучше допустить, чтобы дитя
кормилось ее грудью, нежели видеть его томящимся от
голода; пусть же будет приведено в напряжение и мое
(больное) тело. Кто не пролил бы охотно самую кровь свою
за вас, мужей, пламенеющих таким благочестием, такой
любовью к слушанию, и являющих такое раскаяние в краткое
мгновение времени? Вы не знаете дня и ночи, но то и
другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а
всенощными бдениями просвещая ночи; у вас ночи без сна,
и власть сна превратилась, так как любовь ко Христу
победила слабость естества. Вы освободились от условий
телесного бытия человеческого, подражая силам
(бесплотным), являя неусыпное бодрствование, постоянный
пост, столь тяжелый труд путешествия, тяжелый труд по
естеству, но отдохновение по произволению. Таков плод
страха, такова прибыль от землетрясения, прибыль,
никогда не утрачиваемая, прибыль, и бедных делающая
богатыми, и богатых еще более обогащающая; она не знает
бедности, не знает богатства. Случилось землетрясение, и
удалило неравенства в жизни. Где теперь одевающиеся в
шелковые одежды? Где золото? Все это исчезло, рассеялось
легче паутины и оказалось мимолетнее цветов весенних. Но
так как вашу душу я вижу приготовленной, то хочу
предложить вам обильнейшую трапезу. Я вижу, что тела
ваши утомлены, но душа цветет юностью. Обильны потоки
вашего пота, но они очищают совесть. Если борцы
проливают даже кровь свою за лавровые листья, которые
сегодня даются, а завтра увядают, то гораздо более вам,
вышедшим на поприще подвигов, должно не уклоняться от
трудов добродетели и не ослабевать. Ваше собрание –
венец для меня, и один слушатель из вас для меня
равносилен целому городу. Некоторые наполняли чаши до
верха, другие учреждали сатанинские пиршества, иные
приготовляли обильную трапезу; а вы совершили такое
всенощное бдение и очистили весь город шествием святых
ног ваших, перемерив площадь шагами и сделав самый
воздух святым. И воздух становится святым от песнопения,
как вы слышали сегодня от Бога, сказавшего Моисею: "ибо
место, на котором ты стоишь, есть земля святая"
(Исх.3:5). Вы освятили землю и площадь, сделали город
для нас церковью. Как бурный поток, протекая и несясь с
великой стремительностью, низвергает все, так точно и
поток духовный, "река Божия, веселящая город Божий [1]"
(Пс.45:5, 64:10), наполнился водами и очистил грязь
нечестия. Нет ни одного развратного, или – лучше – если
есть какой-нибудь развратник, то он исправляется. Он
слышит голос, и душа его преобразуется; наступает
песнопение, и нечестие удаляется, страсти корыстолюбия
обращаются в бегство; если же не обращаются в бегство,
то подобно тому, как дикие звери зимой скрываются в
своих пещерах, так и невоздержная душа скрывается
внутри, и подобно тому, как змеи от холода, сковывающего
тела их, уходят в глубочайшие убежища, так точно и эти
страсти, неблагородные и рабские, скрываются как бы в
какую глубину. Без сомнения, и сами носящие в себе эти
страсти стыдятся их: хотя они носят их, но уже мертвые.
Вместо зимы для них служит наше песнопение. Достигает до
слуха человека любостяжательного этот голос – и он, если
не истребляет страсть, то умерщвляет эту страсть;
достигает до слуха человека развратного и гордого – и
он, если не умерщвляет сладострастие и гордость, то
скрывает это сладострастие и гордость. А немаловажное
дело, если порок не заявляет о себе открыто. Говорил я и
вчера, что велики плоды от землетрясения. Видите ли вы
человеколюбие Господа, потрясающего город и
утверждающего душу, колеблющего основания и укрепляющего
помышления, показывающего непрочность города и делающего
сильной волю? Обрати внимание на Его человеколюбие: Он
поколебал недолго – и утвердил навсегда; землетрясение –
на два дня, а благочестие должно остаться на все время;
ненадолго вы опечалились, а навсегда укоренились. Я
хорошо знаю, что от страха Божия благочестие ваше
получило корень; и если будет успокоение от бедствия, то
плод останется. Уже не будет больше терний, подавляющих
его, и сильный дождь не затопит его; хорошо возделал вас
страх, послужив мне союзником в слове. Я замолчу, но
основания говорят; я замолчу, но землетрясение, громче
трубы, возвышает голос, говоря: "щедр и милостив
Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс.102:8); – я
пришло не для того, чтобы погрести вас под развалинами,
но чтобы укрепить вас. Так говорит землетрясение и
восклицает: я устрашило вас, но не для того, чтобы
огорчить, а чтобы сделать вас более внимательными к
себе. Слушайте со вниманием эти слова: так как беседа
становилась бессильной, то возгласило наказание; так как
учение ослабевало, то прибыл на помощь страх. Это
сказать вам кратко пришел я, и делаю свое дело: когда
приведу вас в сокрушение, тогда и преподам вам учение,
дабы это учение не было бессильно; нашедши камни и
произросшее терние, я очищаю ниву, чтобы потом бросать
семена учения щедрой рукой. Потерпели ли вы какой-нибудь
вред, опечалившись на краткое время? Вы сделались из
людей ангелами, переселились на небо, – не по месту, но
по нравам. А что я не льщу вам, говоря это,
свидетельствуют дела. Чего не достает у вас для
покаяния? Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти,
насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в
священном бдении с великой любовью и возвышенным
настроением души. Никто не вспоминает о прибылях, никто
не говорит о любостяжании, и не только руки чисты от
грехов, но и язык свободен от беззакония и злословия;
никто не оскорбляет ближнего, никто не идет на
сатанинские пиршества; домы чисты, площадь омыта от
нечистот, наступает вечер, и нигде сонмы юношей не поют
театральных песней. Собираются сонмы, но не для
разврата, а для добрых дел; и на площади можно слышать
песнопения, и в домах сидят, одни воспевая псалмы, а
другие – священные гимны; наступает ночь, и все идут в
церковь, эту безмятежную пристань, тихое прибежище,
свободное от волн. Я думал, что после первого и второго
дня бессонница изнурит ваши тела; но теперь, чем более
продолжается бдение без сна, тем более усиливается ваше
усердие. Поющие у вас утомились, а вы оказываете
юношескую бодрость; поющие у вас обессилили, а вы еще
более укрепились. Где теперь, скажи мне, богатые? Пусть
они узнают любомудрие бедных. Они спят, а бедные на
земле не спят, но преклоняют колена, подражая Павлу и
Силе (Деян.16:25). Те пели и поколебали темницу, а вы
поете и привели в недвижимое состояние колеблемый город.
Окончания действий противоположны, но то и другое – для
славы Божией. Он (Павел) поколебал темницу, чтобы
потрясти душу неверных, чтобы разрешить темничного
стража, чтобы возвестить слово Божие; вы же привели
город в недвижимое состояние, чтобы прекратить гнев
Божий; и то и это устроено различным образом, но я
радуюсь, – не тому, что пришел в недвижимое состояние
город, но тому, что он приобрел эту неподвижность при
помощи ваших молитв, что ваши песнопения послужили для
него основаниями. Свыше гнев, а снизу ваш голос; свыше
нисходящий гнев удержан голосом, восходящим снизу.
Отверзлись небеса, и произнесен был приговор, –
изощренный меч; город должен был сравняться с
поверхностью земли от неизбежного гнева. И ничего нам не
потребовалось, кроме покаяния, кроме слез и стенаний, и
все было прекращено; Бог изрек приговор, а мы прекратили
гнев Его. Не погрешил бы тот, кто назвал бы вас
защитниками и спасителями города. Где начальники? Где
великие хранители? Поистине вы – и крепость, и стена, и
охрана города. Те своим нечестием расшатали город, а вы
своей добродетелью укрепили город. Если бы кто-нибудь
спросил, отчего поколебался город, то, хотя бы никто не
отвечал, несомненно, что это – за грехи, за
корыстолюбие, за несправедливость, за беззаконие, за
гордость, за похоти, за ложь. Кого же? Богатых. Также,
если бы кто-нибудь спросил, отчего опять получил свою
неподвижность, то несомненно, что это – за песнопения,
за молитвы, за всенощные бдения. А это кого? Бедных.
Поколебать город – их дело, а возвратить ему
неподвижность – ваше, так что вы стали его спасителями и
защитниками. Но здесь мы окончим слово, продолжая
всенощные бдения и песнопения и воссылая славу Отцу и
Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1896.
Том 2, Книга 2,
Беседа после землетрясения, - С.
759-763.
Азбука веры
Примечание
1. Здесь святитель объединяет два
изречения из Псалтири: Пс.45"речнойпоток... веселит
город Божий" и Пс.64"река Божия наполнилась воды" – и.И.
* Беседа произнесена, нужно думать, в
Антиохии, которая часто подвергалась землетрясениям,
особенно во время Златоуста. Когда случилось упоминаемое
в беседе землетрясение, Златоуст лежал больной на
постели; но, пылая ревностью учительства, он встал с
одра болезни и произнес эту беседу в одной из загородных
церквей. Год произнесения неизвестен.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|