Иоанн Златоуст. Беседа на слова
апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к
моему неразумию!" (2Кор.11:1)
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Различие между любовью плотской и
любовью духовной. – Если мы не видим ап. Павла телесными
очами, то все-таки должны не менее любить его; если его
нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы
должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. – Что
означают слова: "О, если бы вы несколько были
снисходительны к моему неразумию!" – Они объясняются
сами собою, если обратить внимание на обстоятельство,
при котором были сказаны. – Многоразличные
предосторожности, которые принимает ап. Павел прежде чем
сделать себе самому похвалу. – Смирение св. Павла,
который говорит, что если он спасен был, то это для
того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. –
Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих
заслугах. – Праведные умеют молчать, когда нет
надобности говорить, и нарушать молчание, когда их
заставляет необходимость. – Пример Самуила. –
Заключение.
1. Люблю я всех вообще святых, особенно
же блаженного Павла, сосуд избранный, трубу небесную,
невестоводителя Христова. Я сказал это и объявил любовь,
какую имею к нему, для того, чтобы сделать и вас
участниками в этой любви. Любящие плотскою любовью
справедливо стыдятся признаваться в ней, так как и самих
себя срамят и слушающим вредят, а любящие духовною
любовью пусть никогда не перестают исповедать ее, потому
что этим прекрасным признанием они доставляют пользу и
себе и слушателям. Та любовь – вина, а эта – похвала;
т.е. ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие
и лучшее украшение души; та производит вражду в уме
любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и
водворяет в любящих великий мир; от той не бывает
никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то
неразумные издержки, извращение жизни, всецелое
расстройство домов, а от этой – великое богатство правых
дел, великое изобилие добродетелей. Притом любящие
благообразные тела и увлекающиеся красивыми лицами, если
сами мерзки и безобразны, от пристрастия к тому не
получают прибыли для устранения собственной уродливости,
но еще оказываются более мерзкими и противными; а при
этой любви совершенно напротив. Любящий святую,
благообразную, блестящую и прекрасную душу, хотя бы сам
был мерзок и безобразен, хотя бы был самый мерзкий из
всех людей, от постоянной любви к святым скоро сделается
таким же, каков любимый им. Подлинно и это – дело
человеколюбия Божия, что тела безобразного и
изувеченного невозможно исправить, а душу мерзкую и
безобразную можно сделать блестящей и прекрасною. От
благообразия тела не может быть никакой выгоды; а от
красоты души может произойти столько благ, сколько
свойственно приобретать тому, кого любит Бог. Об этой
красоте и Давид, воспевая во псалмах говорит: "слыши,
дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ
твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей"
(Пс.44:11–12), – разумея здесь красоту душевную, которая
приобретается добродетелью и благочестием.
2. Итак, если столько бывает выгоды для
имеющих общение со святыми, то участвуйте со мною в
любви и будем любить святого (Павла) с великой силою.
Если эта любовь войдет в вашу душу и возжет блестящий
пламень, то, хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь
тернистое, или каменистое, сухое и бесчувственное, она
одно уничтожит, а другое размягчит, и сделает нашу душу
некоторою широкой и тучной пашней, способной к принятию
божественных семян. Никто не говори мне, что Павла
теперь нет, что он не видим для наших глаз, и как можно
любить того, кто невидим? Для этой любви нет никаких
препятствий. Можно любить и отошедшего, и незримого
приветствовать, особенно когда каждый день мы видим
столько и таких памятников его добродетели, – устроенные
по всей земле церкви, ниспровержение нечестия, перемену
порочной жизни на лучшую, уничтожение заблуждения,
разрушенные жертвенники, замкнутые капища, безмолвие
демонов. Все это, и тому подобное, произвела сила слова
Павлова, воодушевляемая божественной благодатью, и
повсюду зажгла блестящий пламень благочестия. Вместе с
такими правыми делами мы имеем от него и святые
послания, которые в точности изображают нам черты этой
блаженной души. Поэтому, как бы беседуя с самим Павлом,
присутствующим и пребывающим с нами, с усердием будем
слушаться написанного им, исследовать внутренний смысл
сказанного, узнавать, что значат слова, изреченные им
сегодня: "о, если бы вы несколько были снисходительны к
моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную
о вас ревностью Божиею" (2Кор.11:1–2). Что говоришь ты,
Павел? Повелевая ученикам поступать благоразумно со
внешними, говоря: "слово ваше да будет всегда с
благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как
отвечать каждому" (Кол.4:6); молясь о всех, чтобы они
"исполн и лись... премудрости... духовно й" (Кол.1:9),
сам ты говоришь: "о, если бы вы несколько были
снисходительны к моему неразумию"? Недостаточно ли было
бы для тебя громко сказать какое-нибудь неразумное
слово, а ты еще объявляешь это ученикам, и не ученикам
только объявляешь, но чрез послание делаешь это
известным и всем последующим людям? Видите ли, как
должно не просто пробегать сказанное, но тщательно
исследовать каждое слово? Если просто прочитать это
изречение, то оно возбуждает недоумение в слушателях, а
если исследовать его, то оно показывает великую мудрость
Павла, великое его благоразумие, неизреченную
попечительность.
3. Что же значит это изречение? У
коринфян было много лжеапостолов, которые развращали их,
обвиняли Павла, подрывали его славу, какую он имел у
учеников, иронически осмеивая его и обвиняя в
хвастливости. Против них он направляет речь во многих
местах послания, именно, когда говорит: "мы не
повреждаем слова Божия, как многие" (2Кор.2:17); также,
когда говорит:"проповедуем искренно" , и обещает всегда
сохранять это правило ненарушимым: "по истине Христовой
во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в
странах Ахаии" (2Кор.11:9–10); и приводя причину этого,
указывает на тех же нечестивых в словах: "почему же так
поступаю ? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно!
Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать
повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том
оказалисьтакими же, как и мы" (2Кор.11:11–12); и выше
этого, увещевая учеников не поставлять его в
необходимость показать им свою силу, говорит так:
"прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той
твердой смелости, которую думаю употребить против
некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти"
(2Кор.10:2). Те самые, о которых он говорит это,
иронически на него клевеща, говорили так: послания его
имеют многую надутость и бессмыслицу в словах, а сам он
ничтожен, малоценен и негоден; поэтому, если бы он
пришел сюда, он показался бы не заслуживающим никакого
внимания. Выражая это, он говорил: "впрочем, да не
покажется, что я устрашаю вас только посланиями. Так как
некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном
присутствии слаб, и речь его незначительна"
(2Кор.10:9–10). Потом, обвиняя самих коринфян,
соблазнившихся, он говорит: "согрешил ли я тем, что
унижал себя, чтобы возвысить вас" (2Кор.11:7)? И снимая
с себя эту самую вину, опять говорит: "каковы мы на
словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично"
(2Кор.10:11).
Итак, у них было много лжеапостолов,
которых он называет и "лукавыми делателями", выражаясь
так: "таковые лжеапостолы... принимают вид Апостолов
Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана
принимает вид Ангела света, а потому не великое дело,
если и служители его принимают вид служителей правды"
(2Кор.11:13–15). Так как они, выдумывая бесчисленные на
него клеветы, вредили ученикам, убеждая их иметь
неприличное о нем мнение, то он вынуждается, наконец,
приступить к изложению собственных похвал, – потому что
небезопасно было далее молчать. Поэтому, намереваясь
изложить нам собственные подвиги, откровения, которые он
видел, и труды, которые подъял, и, желая показать всем,
что он делает это невольно насилуемый, и потому, что
видит необходимость, он, однако, назвал это безумием,
сказав: "примите меня, хотя как неразумного". Я,
говорит, намереваюсь сделать неразумное дело – хвалить и
прославлять самого себя; но причиною этого не я, а
поставившие меня в такую необходимость; вследствие этого
призываю вас удержаться и за теми вину считать.
4. И посмотри на благоразумие Павла.
Сказав: "о, если бы вы несколько были снисходительны к
моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную
о вас ревностью Божиею", он не тотчас приступает к
изложению своих похвал, но, предварительно высказав еще
нисколько слов: "не почти кто-нибудь меня неразумным; а
если не так, то примите меня, хотя как неразумного"
(2Кор.11:16). И затем еще не коснулся изложения, но
прибавляет следующее: "что скажу, то скажу не в Господе,
но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу"
(2Кор.11:17). И после этих слов не осмелился приступить
к предмету, но сдерживает свое стремление и говорит:
"как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных"
(2Кор.11:18–19). Потом опять отступает и медлит и,
сказав несколько других слов, опять продолжает: "если
кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию)
смею и я" (2Кор.11:21); и тогда, наконец, после столь
многих оговорок, отважно взялся за изложение своих
похвал. Как конь, намеревающийся перескочить крутую
стремнину, устремляется, чтобы переброситься, но, увидев
пропасть, обессилеет и отстраняется, а потом, видя, что
всадник сильнее побуждает его, опять берется и опять
испытывает тоже самое, и, чувствуя необходимость и
насилие, долго стоит и ржет на краю пропасти, чтобы,
ободрив себя, отважно осмелиться на это дело, – так и
блаженный Павел, намереваясь как бы броситься в
некоторую стремнину, в изложение собственных похвал,
однажды, и дважды, и трижды, и многократно отступает и
говорит: "о, если бы вы несколько были снисходительны к
моему неразумию" ; еще: "не почти кто-нибудь меня
неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как
неразумного"; еще: "что скажу, то скажу не в Господе, но
как бы в неразумии при такой отважности на похвалу" ;
еще: "как многие хвалятся по плоти, то и я буду
хвалиться: вы, люди разумные, охотно терпите неразумных"
; и еще: "если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу
по неразумию) смею и я" . И многократно назвав себя
неразумным и несмысленным, он потом уже едва
осмеливается приступить к прославлению самого себя. "Они
Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
Христовы служители? (в безумии говорю) я больше"
(2Кор.11:22–23). И здесь он не остановился на самом
себе, но опять делает оговорку, продолжая так: "В
безумии говорю: я больше".
И здесь не стал, но, после изложения
всех своих похвал, говорит: "дошел до неразумия,
хвалясь; вы меня к сему принудили" (2Кор.12:11). Он как
бы так говорит: на тех я не обратил бы никакого
внимания, если бы ваше состояние было твердо, если бы вы
не уклонялись и не поколебались, потому что, хотя бы они
постоянно говорили о нас худо, мне не было бы никакого
вреда от их поношения; но так как я вижу, что паства
развращается и ученики отступают, то я счел неважным
тяжкое и неприятное дело, и вынужден быть безумным,
излагая похвалы самому себе для вас и вашего спасения.
5. Таков обычай святых: если они сделают
что-нибудь худое, то торжественно это показывают, каждый
день стонут и делают открытым для всех; если же –
что-нибудь благородное и великое, то скрывают это и
предают забвению. Так и этот святой (Павел) грехи свои,
когда никто не насиловал, часто вспоминал и торжественно
показывал, то говоря: "Христос Иисус пришел в мир спасти
грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15), то, говоря:
"благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа
нашего, что Он признал меня верным, определив на
служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и
обидчик, но помилован потому, что так поступал по
неведению, в неверии" (1Тим.1:12–13); и еще: "после всех
явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из
Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что
гнал церковьБожию" (1Кор.15:8–9); и еще: "мне,
наименьшему из всех святых, дана благодать сия"
(Еф.3:8). Видишь ли, как он называет себя самым
последним не только из апостолов, но и вообще из всех
верующих, говоря: "мне, наименьшему из всех святых, дана
благодать сия"? Так он называет себя недостойным даже
спасения, которое получил, потому что, сказав: "Христос
Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я
первый", он, послушай, какую приводит причину на это:
"верно и всякого принятия достойно слово, что Христос
Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я
первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос
во мне первом показал все долготерпение, в пример тем,
которые будут веровать в Него к жизни вечной"
(1Тим.1:15–16). Смысл этих слов следующий: не за
достойную перемену жизни я избран – не думай этого – но
для того, чтобы никто из живших во зле, или враждовавших
против Христа, не отчаивался, видя спасенным последнего
из всех, – того, в сравнении с которым никто не был так
враждебен Христу. Христос сказал о нем: "иди, ибо он
есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед
народами и царями и сынами Израилевыми" (Деян.9:15); а
он, нисколько не надмеваясь такими похвалами, после
такого ободрения, продолжает уничижать сам себя, называя
сам себя первым из грешников и изъясняя, что он
помилован для того, чтобы никто из преданных крайнему
злу не отчаивался в своем спасении, глядя на него и
оказанное ему человеколюбие.
6. Итак, грехи, без всякой
необходимости, он каждодневно торжественно показывает во
всех своих посланиях, клеймя и делая их очевидными не
только тогдашним людям, но и всем, имевшим быть, после;
а похвалы свои излагать и тогда, когда видит
необходимость, медлит и уклоняется. Это видно как из
того, что он многократно называет это дело безумием, так
и из всего времени, в продолжение которого он умалчивал
о своем дивном и божественном откровении, потому что не
тогда, и не за два, и не за три, и не за десять пред тем
лет, но гораздо прежде он был зрителем его. Для того он
обозначает и самое время, выражаясь так: "знаю человека
во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле
ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен
был до третьего неба" (2Кор.12:2), чтобы ты знал, что он
не сказал бы об этом вслух и тогда, если бы не видел
настоятельной необходимости. Если бы он хотел выставлять
свои достоинства, то сказал бы об этом откровении тотчас
же, когда видел, или в первый, во второй, или в третий
год; между тем он четырнадцать лет был тверд и молчал, и
никому не высказал, но коринфянам только, и притом
когда? Тогда, когда увидел, что народились лжеапостолы,
– показывая этим, что он не сказал бы и тогда вслух,
если бы не видел такого растления, происшедшего в
учениках. Не так поступаем мы, а совершенно напротив:
грехов своих мы не помним и один день, и когда слышим
других напоминающими о них, то раздражаемся, досадуем,
считаем это заносчивостью и осыпаем их бесчисленными
поношениями; если же сделаем какое-нибудь малое добро,
то часто говорим о нем, и напоминающим об нем изъявляем
благодарность и считаем их друзьями, хотя Христос
постановил напротив – добрые дела забывать, а грехи
помнить. Это изъяснил Он нам как увещанием, которое Он
преподал ученикам в словах: "когда исполните всё
повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие"
(Лк.17:10), так и притчею о фарисее, которому Он
предпочел мытаря. Как этого оправдало воспоминание о
грехах, так того погубило воспоминание о правых делах. И
иудеям Бог преподал такое же увещание, сказав так: "Я
Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и
грехов твоих не помяну: припомни Мне" (Ис.43:25–26).
7. Таков был обычай апостолов, таков
пророков и всех вообще праведников. Так Давид постоянно
вспоминал о грехе своем, а о правых делах никогда, разве
только когда был вынужден. Когда варварская война
охватила Иудею, и все было исполнено опасностей, тогда
он, будучи еще юношею и неопытным в войне, оставив овец,
пришел в стан, и найдя всех в ужасе, страхе и трепете,
не испытал этого человеческого чувства и не предался
страху, видя своих домашних сделавшимися малодушными;
но, возвышаясь верою над всем видимым, и обратив взоры к
Царю небес, и исполнившись великой ревности, подошел к
воинам и братьям, обещая освободить их от обдержащей
опасности. Когда братья стали смеяться над словами его,
– потому что они не видели внутри его помазывающего Бога
и души его благородной, достигавшей до небес и
исполненной великого любомудрия, – тогда, оставив их, он
отошел к другим. Когда же он был приведен к царю и нашел
его помертвевшим от страха, то сначала восстановляет его
дух и говорит: "пусть никто не падает духом из-за него;
раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином"
(1Цар.17:32). Так как тот не верил и говорил: "не можешь
ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с
ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей"
(1Цар.17:33), то по необходимости, Давид, наконец,
вынуждается высказать себя похвалы. А что он не желал
этого, он доказал прежним поведением своим, не сказав
ничего о своих правых делах ни братьям, ни воинам, ни
даже самому царю, пока не увидел его недоверяющим,
спорящим и препятствующим идти против врага. Да и что
оставалось ему делать? Замолчать ли похвалы? Но тогда
царь не позволил бы выйти и освободить от обдержащей
опасности. Поэтому он, молчавший, когда следовало,
увидев обстоятельства, заставлявшая его сказать, уже не
молчит, но говорит ему:"раб твой пас овец у отца своего,
и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу
из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал
из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его
за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя
убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным
будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство
Бога живаго. [Не пойти ли мне и поразить его, чтобы
снять поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный?]"
(1Цар. 17:34–36). Видишь ли, как он объяснил, почему
сказал он о своих правых делах? Тогда, только тогда
уверившийся царь, наконец, повелел ему выйти. И вышел
он, и сразился, и победил. Но если бы он не высказал
похвал, то царь не доверил бы ему этого единоборства; не
доверив, не позволил бы ему выйти на борьбу; не дозволив
этого, воспрепятствовал бы этому правому делу; а если бы
положено было препятствие этому делу, то и Бог не
прославился бы тогда, и город не избавился бы от
окружавших опасностей. Итак, чтобы не случилось столько
неуместного и не было препятствий столь великому
домостроительству, Давид принужден был сказать о своих
подвигах. Как молчать святые знают, когда нет никакой
действительной нужды, так и говорит умеют, когда видят
настоятельную необходимость.
8. И не на нем только, но и на Самуиле
можно видеть то же самое. Он, управляя столько лет
народом иудейским так, как желал Бог, никогда не
высказывал о себе вслух ничего великого, хотя и мог,
если бы хотел, сказать многое, как-то: о своем
воспитании с самого первого возраста, о пребывании во
храме, о своем даре пророчества с детства, о последующих
войнах, о победах, которые он одержал, не оружием
защищаясь, но воюя с Божия благословения, – в прежние
времена не говорил ничего такого. Когда же он
намеревался отказаться от управления и вручить власть
другому, тогда, наконец, вынужден был высказать похвалы
себе и притом слабо. Созвав весь народ, в присутствии и
Саула, он сказал так: "и сказал Самуил всему Израилю:
вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили
мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред
вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я
же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я;
свидетельствуйте на меня пред Господом и пред
помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла,
кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в
деле его глаза мои, – и я возвращу вам" (1Цар.12:1–3). А
какая, скажешь, была необходимость – говорить это?
Многая и великая. Так как он намеревался ввести в
управление ими Саула, то, желая посредством оправдания
себя научить его, как должно управлять и пещись о
подданных, он самих подчиненных представляет свидетелями
своего любомудрия. И это делает он не во время своей
власти, чтобы кто-нибудь не сказал, будто они из боязни
и по страху пред ним свидетельствовали о том, чего не
было, но когда он оставлял управление народом и дела
правления перешли к другому, и не было никакой опасности
для обвиняющего, – тогда он и входит в суд с ними. Между
тем, если бы это был кто-нибудь другой, то стал бы
злопамятствовать против иудеев и не захотел бы иметь
преемником своим начальника справедливого и умеренного,
не только по злопамятству, но и для того, чтобы его
самого больше хвалили.
9. Подлинно, бывает у начальников эта
ужасная болезнь – желание, чтобы преемники их власти
были худыми и порочными. Если сами они были благородны,
то думают сделаться более блестящими, если преемники их
власти не будут такими же; а если они порочны и
развратны, то думают, что зло последующего начальника
будет защитою собственной их порочности. Не таков был
этот блаженный, но он желал, молился и домогался, чтобы
иудеи получили многим лучшее правление: так он был
нежен, так чист от зависти, так свободен от тщеславия!
Он искал только одного – спасения людей. Поэтому, при
защите себя, он преподал наставление и их начальнику.
Так как с одной стороны призвать царя и сказать ему:
будь справедлив и умерен и неподкупен, никого не насилуй
и не делай несправедливости, и не жадничай, – было бы
тяжело и неприятно имевшему слышать это, а с другой
стороны, молчание было бы предательством в отношении к
народу, то он под видом защиты себя сделал то и другое:
и того научил, каким должно быть царю, и в наставлении
избег неприятности. По-видимому он заботится только о
себе, но научает того, как и каким образом должно пещись
о подданных. Рассмотри, с какою тщательностью он
доказывает свое непричастие к взяткам. Он не сказал: не
отнял ли я у кого-либо из вас полей, или золота, но
того, что дешевле всего, – обущу, говорит он. Потом
объявляет нам и другую великую добродетель свою. Так как
многие из начальников, если они воруют, то бывают
справедливыми, умеренными и ласковыми, не сами от себя,
но по принужденно совести, потеряв дерзновение
вследствие кражи; а неподкупные бывают тяжкими и
неприятными, опять не сами от себя, а по некоторому
тщеславию и вследствие своей неподкупности; и чтобы то и
другое совместилось в одном человеке, это видеть не
легко, – то этот святой, желая показать, что он был выше
того и другого, преодолевал и мздоимство и гнев, после
того как сказал: "у кого взял я вола" , не замолчал, но
присовокупил: "кого обидел" ?
Смысл слов его следующий: никто не может
сказать, что я, хотя не брал, но потому, что не брал,
был тяжким, и неприятным, и грубым и диким. Поэтому он и
сказал: "кого притеснил"? Что же они? Они отвечали: "ты
не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не
взял" (1Цар.12:4). А чтобы ты знал, что он говорил это и
в наставление самому царю, он присовокупил: "свидетель
на вас Господь, и свидетель помазанник Его" (1Цар.12:5),
показывая и внушая нам то, что это свидетельство не было
сделано из угождения ему, для чего и призвал во
свидетели самого Ведущего тайные помышления; это и
служит доказательством чистой совести, потому что никто,
разве только совершенно взбесившийся и исступленный,
никогда не призовет Бога во свидетели своей совести,
если не будет весьма уверен в самом себе. Когда таким
образом они засвидетельствовали слова его, то он
указывает и еще на другую добродетель свою: напомнив о
всем древнем, бывшем в Египте, о предстательстве Божием
и последующих войнах, он напоминает о сражении, бывшем
при нем, и неожиданной победе; и сказав, как часто они
за грехи свои были предаваемы врагам, как он призывал
Бога и избавлял их от врагов, и совокупляя новое с
древним, продолжает так: "тогда Господь послал
Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас
от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили
безопасно" (1Цар.12:11).
10. Видишь ли, как святые обыкновенно не
говорили о своих добрых делах, разве иногда по
принуждению? Поэтому и Павел, взирая на них и тщательно
умеряя себя, потому что говорит что-нибудь о самом себе
тяжело и несносно, сказал: "охотно (малое время) терпите
неразумных"; немного, но мало, потому что и по нужде он
готовился не обильно излиться в изложении похвал себе,
но кратко пробегает их, и это притом для слушателей и их
спасения. Как без нужды говорить о собственных подвигах
– крайне безумно, так при настоятельной нужде и при
побуждающей необходимости молчать о делах своих – было
бы предательством. Впрочем, Павел, и видя необходимость,
медлил и называл это дело безумием, чтобы ты узнал его
благоразумие, мудрость и великую твердость. Сказав: "что
скажу, то скажу не в Господе", он присовокупил: "но как
бы в неразумии при такой отважности на похвалу"
(2Кор.11:17).
Не подумай, говорит, что я скажу об этом
всецело. Потому особенно я и прославляю его, и удивляюсь
ему, и называю его мудрейшим, что он считал безумным
делом – хвалить и прославлять самого себя. Если же он,
видя необходимость, называл это дело безумием, то какого
могут удостоиться прощения, какую могут иметь защиту те,
которые без нужды говорят много о самих себе, или
заставляют говорить и других? Итак, зная это, не будем
только прославлять сказанное, но и подражать и
соревновать и, забывая о правых делах своих, будем
всегда помнить о грехах, чтобы мы могли себя и умерять,
и, простираясь вперед, получить награду вышнего звания,
благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1897.
Том 3, Книга 1,
Беседа на слова апостола: (2Кор.11:1),
- С. 309-319.
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|