Василий Великий. Беседа двадцать пятая.
О милости и о суде [1]
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Мир, забывший Бога, преобладается,
братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к
малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже
не искусиша Бога имети в разуме, предадеих Бог в
неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия
неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных
зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники,
клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды,
обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны,
нелюбовны, немилостивны (Рим.1:28-31). А кого Бог
возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых
дел и попечению о милости к ближнему, как учил пророк
Исаия, говоря от лица Божия: престаните от лукавств
ваших, научитеся добро творити (Ис.1:16.17). И в Законе
было много как повелений о том, чтоб не делать вреда
ближнему, так и заповедей о том, чтоб быть
человеколюбивым и милостивым. Если кто оставит одно
что-либо из этого, то другого недостаточно к исправности
человека. Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из
неправедных прибытков, неприятно Богу; так не похвален
воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из
своей собственности.
О тех, которые делают неправду, и
намереваются приносить дары Богу, написано: жертва
нечестивых мерзость Господеви (Притч.15:8). А о
немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не
послушати нищаго: и той призовет, и не будет послушаяй
(21:13). Поэтому притча советует: чти Господа от
праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих
плодов правды (3:9). Ибо, если иамереваешься принести
Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением:
то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и
не приносить из него. Дар чистый возносить молитву, как
написано: обеты правоходящих приятны Ему (15:8). И
опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь
Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие
вменится тебе в хищение, по сказанному у пророка
Малахии: яко десятины и начатцы с вами суть, и будет
расхищение в домах ваших (Мал.3:8.10). Поэтому должно
вам, срастворив милость и суд, приобретать с судом и
издерживать на милость, по написанному: милость и суд
снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос.12:16).
Ибо милостыню и суд любить Бог. Поэтому приближается к
Богу, кто имеет попечение о милости и суд. С этой впредь
стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть
посмотрит на собственные свои доходы, из которых
намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего,
не делал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем
от подчиненнаго ему, вместо справедливости употребив
власть? Ибо нам повелено соблюдать справедливость и
равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той
причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что
силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества
власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего
не силен ты сделать, можешь представить доказательство
послушания и страха пред Богом но в том, в чем имеешь
силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая
собственность нищих, подаешь нищим; то лучше было бы и
не похищать, и не давать. Для чего оскверняешь свое
богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего
приношение свое обращаешь в скверну неправдою,
намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе
пожалеть другого нищего? Помилуй, того, кому делаешь
неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи
милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь
общения с любостяжательностию; Господь не сообщник
разбойников и хищников Не по тому, что Сам не в силах
пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние
требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения.
Не бывает милостыни от неправды, благословения от
клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у
обиженных Бог говорить: сия, яже ненавидех, твористе:
покрываете слезами алтарь Мой, и плачем, и воздыханием
(Мал.2:13). От трудов своих оказывай милости, не желай
поступать несправедливо под тем предлогом, чтоб из
приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню.
Подобные дела показывают тщеславие и служат к
приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога.
Посему хоронио говорить Господь: да не видами будете
человеки (Мф.6:1). Если творишь милостыню в той мысли,
что видит ее Бог; то остерегайся творить ее из
корыстолюбивых видов, зная, что сим не возвеселишь
зрителя-Бога. Так будем творить милостыню, чтоб обратно
получить ее от Бога. А Бог воздает тем, кого хвалит; и
Он не хвалит ни одного любостяжателя. Ты не можешь
привести дара Богу, если оскорбил брата. Сказано: аще
принесеши дартвой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат
твой имать нечто на тя, шед прежде смирися сь братом
твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23.24.).
Помни мытаря Закхея, который, положив сперва возвратить
четверицею, если чем обидел, потом уже из остального
имения отделил половину нищим (Лк.19:8). Он рад, что
может принять Христа; и Христос не иначе приемлет
щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за
отнятое у них корыстолюбием. И таким образом Господь
приял правоту Закхея, и сказал: днесь спасение дому сему
бысть (9). И это идет к тем, которые творят милостыню,
но не заботятся о соблюдении равенства.
А тому, кто остерегается делать
неправду, однако же нерадит о милосердии, скажем, что
всяко древо, еже не творит плода, посекаемо бывает и во
огнь вметаемо (Мф.3:10), и что такое древо никогда не
будет угодно небесному Земледелателю, Который говорит:
прежде ища плода на смоковнице, и не обрете, и
повелевает срубить ее, чтоб и места не занимала даром
(Лк.13:7) Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто
бедному не отдает назад заклада; на такового человека
изрекается угроза; сказано: аще возопиет ко Мне не
получивший назад своего заклада, услышу его: милостив бо
есмь (Исх.22:27). Опасно также и преступно было жать
оставшееся после первой жатвы, вторично обирать виноград
и маслины; потому что надлежало оставлять сие 6едным
(Втор.24:19-21). Если же предписывалось это жившим под
Законом: что скажем о тех, которые живут о Христе?
Господь говорит им: аще неизбудет правда ваша паче
книжник и фарисей, не внидете вцарствие небесное
(Мф.5:20.). Поэтому не только с полей и из доходов, но и
от труда рук своих Апостол советует подавать неимущим;
Делая, говорить он, своима рукама благое, да имате
подаяти требующему (Ефес.4:28). А желающему следовать за
Господом дал Он совет продать все имение на
благотворение нищим, и потом уже следовать за Ним. Но
как последователям, Своим и достигшим совершенства,
повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни,
чтоб, совершив служение своим имением, приступили они к
служению словом и духом; так прочим предписывает
всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что
имеют, чтоб чрез это, став жалостливыми, общительными и
милостивыми, оказались подражателями Божию
человеколюбию. Ибо говорит: дайте, и дастся вам
(Лк.6:38). Чрез это же самое обещал им и общение с самим
Собою. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет
пришедший Царь: приидите, благословеннии Отца Моего,
наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.
Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте
Мя: наг бех, и одеясте Мя: странен, и введосте Мене:
болен и в темнице, и приидосте ко Мне. Поелику же
праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для
Тебя, Господи? Он речет им: аминь, аминь глаголю вам,
понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне
сотвористе (Мф.25:34.40) Ибо усердие ко святым есть
благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному
оказывается общником Христовым, не только если раздает,
имея у себя что-либо великое, но если, и малое прюбретя,
отдает это, и если только чашею студены воды напоит
ученика во имя учителя (Мф.10,42). Ибо что мир называет
скудостию учеников то для тебя, богач, есть случай к
приобретению истинного богатства. Чрез них делаешься ты
споспешником Христовым, питаешь Христовых воинов, и
питаешь добровольно, а не по принуждению. Небесный Царь
не вынуждает не требует податей, но приемлет
усердствующих чтоб подающие сами получили, оказывающие
честь были почтены, допускающие других к общению
временных благ призваны были в общение благ вечных.
Сие во всякое время да будет у нас в
памяти и пред очами душевными, чтоб не пропадало у нас
текущее время, чтоб пропустив настоящее, не ожидать нам
другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не
быть застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам
оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими
заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному
сретению Его, о самом Христе и Боге нашем с Которым Отцу
и Святому Духу слава, держава, честь, ныне, и всегда, и
во веки веков. Аминь.
Василий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Подлинник сей беседы и последующей за
нею в первый раз издан был в Москве 1775 г. Хр. Фр.
Маттеем с рукописи в лист, под № 22:хранящейся в Моск.
Синодальной Библиотеке и принадлежащей к XI или XII
веку.
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|