Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ
Константинопольский
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января /
12 февраля (Собор вселенских учителей), 14 сентября / 27 сентября, 13 ноября /
26 ноября
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ
Константинопольский - вместе со святителями Василием
Великим и Григорием Богословом именован Церковью как
Вселенский. Родился в Антиохии около 347 года, в
семье военноначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре
после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более
выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна.
Юноша учился у лучших философов и риторов, рано
обратился к углубленному изучению Священного Писания и
молитвенному созерцанию.
Святитель Мелетий, епископ
Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как
сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через
три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После
того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку
императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно
с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуестским)
учился у опытных наставников подвижнической жизни,
пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда
скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество,
которое называл "истинной философией".
Вскоре святого
Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия
епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от
архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал
"Шесть слов о священстве", великое творение
православного пастырского Богословия. Четыре года провел
святой в трудах пустыннического жительства, написав
"Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение
власти, богатства и преимуществ царских с истинным и
христианским любомудрием монашеской жизни". Два года
святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной
пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен
был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий
Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы
были посвящены созданию новых богословских творений: "О
провидении", "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два
слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и
язычников".
Святитель
Иоанн Златоуст. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан
епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него
возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой
Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар
Боговдохновенного слова получил от паствы наименование
"Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении народа,
обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал
в храме, потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем
усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн
обратился к герменевтике - науке о толковании Слова
Божия. Он написал толкования на многие книги Священного
Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна,
Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные
библейские тексты, а также поучения на праздники, в
похвалу святых и слова апологетические (против аномеев,
иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер
ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем
Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и
вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
Слава замечательного пастыря и проповедника росла.
Святитель
Иоанн Златоуст. Икона с житием, середина XVI века.
Федоровский собор Федоровского монастыря Переславля -
Залесского
В 397 году, после кончины
Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн
Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на
Константинопольскую кафедру. В столице святой
архипастырь не мог проповедовать так часто, как в
Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он
начал с главного - с духовного совершенствования
священства. И здесь лучшим примером был он сам.
Средства, которые предназначались для архиепископа,
святой обратил на содержание нескольких больниц и двух
гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался
скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды.
Ревность святителя к утверждению христианской веры
распространялась не только на жителей Константинополя,
но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и
Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял
ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам,
писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви
маркионитов, и добился этого. Много трудов положил
святитель на устроение благолепного Богослужения:
составил чин Литургии, ввел антифонное пение за
всенощным бдением, написал несколько молитв чина
елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно
императорского двора, нашла в лице святителя
нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия,
жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о
конфискации собственности у вдовы и детей опального
вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица
не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть
Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда
недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем
поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд,
составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее
Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за
оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий
заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный
народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель,
чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.
Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение.
Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть
святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю,
умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый
донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся
неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна.
По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание
сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в
октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в
этих событиях Небесное наказание за неправедное
осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель Иоанн
старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных
письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки,
Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал
страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.
Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели.
Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ
перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии).
Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя,
три месяца в дождь и зной совершал свой последний
переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого
Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением
мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем
вместе"), причастившись Святых Таин, вселенский
святитель со словами "Слава Богу за все!" отошел ко
Господу 14 сентября 407 года.
Василий Великий, Григорий
Богослов и Иоанн Златоуст. Вселенские учители. Икона, XIV
век. Византия. Византийский музей. Афины
Святитель Иоанн Златоуст был погребен в
Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский
(434-447), совершая Богослужение в храме святой Софии,
произнес похвальное слово памяти своего великого
учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста
со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим
покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.
Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не
дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно
просить его обратиться к императору с просьбой о
перенесении святых мощей святителя из Коман в
Константинополь.
Святитель Прокл отправился к царю
Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил
его об этом. Император согласился и отправил в Команы
особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом
перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о
том, что их лишают великого сокровища, но не могли
противиться царскому указу. Когда же императорские
посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не
смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии,
написал послание святителю, прося у него прощения за
себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у
гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили
всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко
подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя
Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же
совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к
покрову от гроба святого.
По прибытии мощей святителя
Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город,
во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со
всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу.
Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями
взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в
церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл
открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным,
от него исходило благоухание.
Припав ко гробу, император
Феодосий II со слезами просил святителя простить его
мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь.
Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь
Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на
патриаршем престоле, весь народ едиными устами
воскликнул: "Прими престол свой, отче!" - и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как
святитель Иоанн открыл уста свои и произнес "Мир всем!"
В IX веке Иосиф Песнописец, Косма
Веститор и другие написали песнопения в честь
перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и
поныне поются Церковью в воспоминание этого события.
Православие.Ru
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|