Святитель Кирилл Александрийский. Житие
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл, архиепископ
Александрийский, выдающийся борец за православие и
великий учитель Церкви, происходил из знатной и
благочестивой христианской семьи. Он изучил светские
науки, в том числе и философию, но больше всего
стремился приобрести знание Священного Писания и истин
христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в
скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл
шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385–412)
посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя
его одаренность, поручил произносить проповеди.
Святитель Кирилл Александрийский. Икона,
Византийский музей, Афины, XVII в.
По смерти патриарха Феофила святой
Кирилл единодушно был избран на патриарший престол
Александрийской Церкви и возглавил борьбу с
распространившейся в Александрии ересью Новациана,
который учил, что христиане, отпавшие во время гонений
от Церкви, не могут быть вновь приняты ею.
Святитель Кирилл, видя безрезультатность
увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии.
Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно
производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими
убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с
этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель
изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на
том месте храм. В него были перенесены мощи святых
бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба
предстояла святителю с возникшей несторианской ересью.
Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви,
в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и
получил возможность широко распространять свое
еретическое учение, направленное против догмата о
неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса
Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а
Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а
человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно
писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот
продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру
Константинопольской Церкви послания против несторианства,
а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408–450)
– два трактата с обличением ереси. Писал святитель
Кирилл и другим Церквам – папе Целестину и другим
патриархам, а также инокам некоторых монастырей,
предупреждая о возникновении опасной ереси.
Несторий начал открытое гонение на
православных. В его присутствии один из его
приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры
провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву
Марию Богородицей.
Несторий ненавидел святителя Кирилла и в
своих доносах возводил на него всякие клеветы и
измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами
продолжал защищать православие. Положение обострилось
настолько, что возникла необходимость в созыве
Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе
Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех
христианских Церквей. Несторий, ожидая прибытия епископа
Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не
соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали
заседание. Председательствовал Александрийский патриарх,
святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор
осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а
прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор,
который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута
увеличивалась. По повелению императора архиепископы
Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены
в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий.
Вскоре святители Кирилл и Мемнон были
освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий,
не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по
повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в
Ливийской пустыне, где он скончался в тяжелых мучениях:
его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара – в нем
завелись черви. Определение Ефесского Собора подписали
также епископ Иоанн Антиохийский и остальные сирийские
епископы.
Святитель Кирилл управлял
Александрийской Церковью 32 года: к концу его
плодотворной деятельности паства была очищена от
еретиков. Мягко и осторожно святитель Кирилл подходил к
тем, кто по своей простоте и неведению впадал в ложное
мудрование. К одному старцу, подвижнику высокой жизни,
неправильно мыслившему о ветхозаветном праведнике
архиерее Мелхиседеке как о Сыне Божием, святитель
обратился с просьбой помолиться Господу, чтобы Он
открыл, как правильно мыслить об этом праведнике. Через
три дня старец пришел к святителю Кириллу и сказал, что
Господь открыл ему, что Мелхиседек был архиереем и
обыкновенным человеком.
Святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийские. Икона, начало XIV в.
Святитель Кирилл сумел преодолеть
предубеждение к памяти великого святителя Иоанна
Златоуста († 407; память 13 ноября). Патриарх
Александрийский Феофил, родной дядя святителя, был
противником святителя Иоанна и председательствовал на
осудившем его Соборе. Святитель Кирилл с молодых лет
находился в окружении противников Иоанна Златоуста и
невольно приобрел против него предубеждение. Преподобный
Исидор Пелусиот († ок. 436–440; память 4 февраля)
неоднократно писал святителю Кириллу и побуждал его
внести имя великого отца Церкви в диптих святых, но
святитель Кирилл не соглашался. Но однажды он увидел во
сне дивный храм, в котором находилась Божия Матерь,
окруженная сонмом Ангелов и святых, в числе которых
стоял и святитель Иоанн Златоуст. Когда святитель Кирилл
хотел приблизиться к Пресвятой Владычице и воздать Ей
поклонение, святитель Иоанн Златоуст не допустил его.
Матерь Божия просила святителя Иоанна простить святого
Кирилла, согрешившего против него по неведению. Увидев,
что святой Иоанн медлит, Матерь Божия сказала: "Прости
его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести,
прославил Меня среди людей и наименовал Богородицей".
Святитель Иоанн отвечал: "По Твоему, Владычице,
ходатайству прощаю его", – и затем с любовью обнял и
облобызал святителя Кирилла.
Святитель Кирилл раскаялся в том, что
держал гнев против великого угодника Божия. Созвав всех
египетских епископов, он совершил торжественное
празднование в честь святителя Иоанна Златоуста.
Святитель Кирилл Александрийский. Икона, Монастырь
Пантократа, Афон, XV в.
Скончался святитель Кирилл в 444 году,
оставив много творений. Особенно следует отметить
толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания
апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в
защиту христианства против императора Юлиана Отступника
(361–363). Огромное значение имеют пять книг против
Нестория, труд о Пресвятой Троице под названием
"Сокровище", написанный против Ария и Евномия, и два
догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся
точностью изложения православного учения о Исхождении
Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано
святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по
неведению представляли Бога в человеческом образе. В
числе творений святителя Кирилла имеются и "Беседы",
среди которых особенно трогательно и назидательно "Слово
об исходе души", помещенное в славянской "Следованной
Псалтири".
Святителям Афанасию и Кириллу,
архиепископам Александрийским, установлено совместное
празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви
за многолетние неустанные труды в утверждении догматов
Православной веры и ревностной защиты их от еретических
учений.
Азбука Веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- Полное собрание сочинений - святитель Кирилл Александрийский
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|