Кирилл Александрийский. Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Господину моему, возлюбленному брату и
сослужителю Иоанну, Кирилл желает всякого блага о
Господе.
Да возвеселятся небеса и радуется земля
(Пс.95:11). Разрушено средостение (Еф.2:14), печаль
прекратилась и всякие раздоры уничтожены, так как общий
Спаситель наш Христос даровал мир Церквам своим, а
благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры
призывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры
праотцев, они бодрствуют духом своим на страже твердости
и непоколебимости правой веры, да еще и то особенное
старание прилагают о святых Церквах, чтобы они постоянно
находились в величайшей славе и способствовали цветущему
состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил,
щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать
врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий:
Живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю
(1Цар.2:30). Итак, мне особенно было приятно прибытие в
Александрию господина моего, благочестивейшего Павла,
сослужителя и брата, и недаром в посредники избран такой
муж и понес труды выше сил своих для того, чтобы
упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и
увенчать миром и согласием наши и ваши Церкви,
потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними
несогласие, поминать излишне. Лучше, кажется, думать и
говорить о том, что прилично времени мирному.
Итак, мы
обрадовались посещению помянутого благочестивейшего
мужа, который, может быть, ожидал немалого спора, имея
советовать нам, что должно позаботиться о соединении
Церквей миром и согласием, об уничтожении послания людей
разномыслящих и о притуплении острия диавольского
нечестия.
Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так
что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы
помним слова Спасителя нашего: Мир Мой даю вам, мир Мой
оставляю вам (Ин.14:27). Да и в ежедневных молитвах
научены мы говорить: Господи Боже наш, мир даждь нам,
вся бо воздал еси нам (Ис.26:12). Почему каждый
причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь
недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло
несогласие Церквей, совершенно лишнее и без всякой
законной причины, это подробно узнали мы из письма,
доставленного нам теперь господином нашим,
благочестивейшим епископом Павлом, содержащего в себе
безукоризненное исповедание веры; он доставил нам и
исповедание, составленное как твоею святостью, так и
прочими находящимися там епископами, которое мы
заблагорассудили буквально поместить в нашем письме. Вот
оно: "О том, как мы думаем и говорим о Богородице Деве
Марии и об образе вочеловечения единородного Сына Божия,
по необходимости скажем коротко, - скажем не в виде
угодливости кому-нибудь, а в форме полного убеждения,
как почерпнули мы это из Писаний Божественных и преданий
святых отцов, ничего ровно не прибавляя к вере,
изложенной святыми отцами в Никее, ибо и ее, как мы и
прежде говорили, вполне достаточно для познания всякого
благочестия и для низложения всякого неправого
еретического учения; скажем притом не с тем, чтобы
изъяснить непостижимое, но чтобы признанием собственного
бессилия устранить от себя тех, которые только и желают
заниматься тем, что превышает разумение человеческое.
Итак, мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос,
единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и
совершенный человек, из разумной души и тела; что Он
рожден прежде веков от Отца по Божеству, а в последнее
время ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы по
человечеству; что Он единосущен Отцу по Божеству и
единосущен нам по человечеству, ибо (в Нем) совершилось
соединение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного
Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого
неслитного соединения мы исповедуем Пресвятую Деву
Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и
вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собой храм,
от нее воспринятый. Известно, что знаменитые богословы
одни из евангельских и апостольских изречений о Господе
обыкновенно делают общими как принадлежащие одному лицу,
другие же по причине различия двух естеств принимают
раздельно, и те из них, которые приличны Богу, относят к
Божественности Христа, а недостойные Бога - к Его
человечеству".
Прочитав таким образом эти святые ваши
слова и найдя, что и мы сами не иначе думаем (ибо един
Господь, едина вера и едино крещение - Еф.4:5), мы
прославили Спасителя всех Бога, поздравляя друг друга с
тем, что у наших и у ваших Церквей вера согласна с
Божественными Писаниями и преданиями святых отцов. А так
как узнал я, что некоторые из тех, коим свойственно
пустословить, жужжат, подобно полевым осам, и
распространяют обо мне нелепые слухи, будто я говорил,
что святое тело Христово заимствовано не от Святой Девы,
а принесено с неба, то считаю нелишним сказать против
них кое-что в этом отношении. О безрассудные и искусные
только в клевете! Как пришла вам подобная мысль? Как
впали вы в недуг такого безрассудства? Ибо ясно должно
было понять, что весь почти спор о вере поднят из-за
нас, так как мы постоянно утверждаем, что Святая Дева
есть Богородица. И если бы мы допускали, что святое тело
общего нашего Спасителя родилось не от Девы, а принесено
с неба, то каким бы образом признали ее Богородицею?
Кого же, наконец, родила она, если истинно не родила
Еммануила по плоти? Осмеивать поэтому и прогонять от
себя должно тех, кто распространяет на мой счет подобную
нелепость. И не ошибается, конечно, блаженный пророк
Исаия, когда говорит: Се Дева во чреве зачнет и родит
Сына и наречеши имя Ему Еммануил (Ис.7:14), еже есть
сказаемо с нами Бог (Ис.1:23). И совершенно истинно
пророчествует и св. Гавриил, когда так приветствует
блаженную Деву: Не бойся Мариам: обрела бо еси благодать
у Бога. И се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши
имя ему Иисус (Лк.1:30-31). Той бо спасет люди Своя от
грех их (Мф.1:21). Если же мы Господа нашего Иисуса
Христа и называем сошедшим с небес, то выражаем этим не
то, будто святое тело Его было принесено с небес, а
следуем только блаженному Павлу, ясно проповедавшему:
Первый человек от земли, перстен; второй человек
(Господь) с небесе (1Кор.15:47). Вспомним также слова и
самого Спасителя: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с
небесе, Сын человеческий (Ин.3:13). Ибо хотя Он по
плоти, как мы уже сказали, родился от Святой Девы,
однако называется Он сошедшим с неба потому, что Бог
Слово сошел с небес на землю и, приняв вид раба, истощил
Себя, и назван Сыном человеческим, пребывая тем, чем и
был, т.е. Богом (ибо по собственному естеству Он
неизменяем и непеременяем), и с собственной плотью
мыслимый как один, называется человеком с небеси, потому
что совершен в Божестве и так же совершен в человечестве
и мыслится в одном лице. Следовательно, один Господь
Иисус Христос, хотя мы и не знаем различия естеств,
которые вошли в это неизъяснимое соединение. Твоя же
святость да заградит уста тем, кто проповедует или
тождество, или слияние, или смешение Слова Божия с
плотью, потому что, кажется, есть люди, которые
распространяют слухи в народ, будто я подобным образом и
думаю и учу, тогда как, наоборот, я даже сумасбродами
считаю тех, которые в Божественном естестве Слова
допускают хоть тень превращения. Ибо Оно пребывает
таким, каким было и всегда; и не есть иное, и не станет
когда-нибудь иным, и неспособно к какому-нибудь
изменению. Сверх того Само Слово Божие мы исповедуем
бесстрастным, хотя Само Оно, совершивши это таинство с
удивительною премудростью, благоволило приписать Себе те
страдания, какие свойственны плоти. Отсюда и премудрый
Петр говорит: Христу пострадавшу за ны плотию
(1Пет.4:1), но не этим несказанной Божественности
естеством. Ибо для того, чтобы быть Ему Спасителем всех
нас, Он посредством усвоения относит к Себе как
собственные, о чем я уже заметил, страдания собственной
плоти. Такой смысл имеют и слова, сказанные Им как бы от
собственного лица через пророка: Плещи мои вдах на раны
и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от
студа заплеваний (Ис.50:6). Что во всем этом следуем
мнениям святых отцов и в особенности блаженного и
славнейшего отца нашего Афанасия, дабы не сделать
уклонения в чем-нибудь малейшем, да будет несомненно
уверена твоя святость, да не сомневается и кто-нибудь
другой. Много к этому присовокупил бы я еще отеческих
свидетельств, сообщающих доверие к этой моей речи, если
бы не опасался наскучить длиною письма. Решительно
терпеть не можем, чтобы кто-нибудь потрясал веру или
символ веры, изданный некогда святыми отцами никейскими.
И решительно не позволим ни себе, ни кому-нибудь другому
изменить хоть одно слово, там поставленное, ни пропасть
хоть одному слогу, помня слова сказавшего: Не прелагай
предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч.22:28). Ибо
не сами они говорили, а Сам Дух Бога и Отца (Мф.10:20),
который и исходит от Него, хотя не чужд Он и Сына -
разумеется относительно сущности, и это подтверждается
словами святых, предавших таинства. Ибо в Деяниях
апостольских написано: Пришедше же в Мисию, покушахуся в
Вифинию поити: и не остави их Дух (Деян.16:7). Пишет и
божественный Павел: Сущии же во плоти Богу угодити не
могут. Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий
живет в вас; аще же кто Духа Христова не имать, сей
несть Егов (Рим.8:8-9). А что некоторые из тех, которые
обыкновенно ломают правое учение, извращают слова мои
как им угодно, то пусть святость твоя не удивляется
этому, зная, что последователи какой-нибудь ереси и во
Священном Писании находят опору своим заблуждениям,
извращая превратным пониманием то, что право сказано в
нем Духом Святым, и таким образом собирая на главу свою
уголь неугасимый. А так как известно нам, что некоторые
издали православное послание славнейшего отца нашего
Афанасия с изменениями и извращениями, от чего многие и
пострадали, то, думая, что это будет полезно и
необходимо для братий, послали мы твоей святости один из
древнейших экземпляров этого творения, сохранившийся у
нас в чистоте и неповрежденности. Прощай.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|