Кирилл Александрийский. Послание в Келестину, епископу Римскому
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Преподобнейшему и боголюбезнейшему отцу
Келестину Кирилл желает о Господе всякого блага.
Если бы мне можно было молчать и не
писать к твоему благочестию о всех настоящих смутах,
если бы можно было избегнуть жалоб и избавиться от
огорчений, особенно при столь важных событиях, когда
потрясается некоторыми правая вера, то я сказал бы
самому себе: "Хорошо! И нечего опасаться молчаливому -
покой лучше тревоги!" Но так как Бог требует от нас
бдительности в таких обстоятельствах, а давний обычай
Церквей указывает входить в сношение с твоим
благочестием, то я необходимо должен писать к тебе и
известить, что сатана и ныне приводит все в смятение,
свирепствует против Церквей Божиих и везде пытается
уклонить от прямого пути веры тех, которые идут по нему.
Не утихает этот все лукавый зверь, быстро
распространяющий нечестие. До настоящего времени я
молчал и ни к твоему благочестию, ни к другому кому-либо
из наших сослужителей ничего не писал о нынешнем
правителе Церкви Константинопольской, думая, что
поспешность в таком деле - заслужить неодобрение; но так
как зло достигло уже крайней степени, то я почел за
непременную обязанность не молчать больше и сказать все
о происшедших смутах.
Тот, о ком я говорю, как скоро вступил
на епископию, вместо того чтобы назидательными
поучениями делать добро не только постоянным тамошним
жителям, но и временным пришельцам, которых там,
говорят, из всех городов и селений бывает очень много,
поставил себе задачей говорить странное, нелепое -
такое, что далеко отступает от апостольской и
евангельской веры, которую отцы сохранили в точности и
передали нам как многоценную жемчужину. Беседы его,
которые говорил он в церкви, и притом очень часто, - и
доселе не перестает говорить, - я послал к твоему
благочестию как прямое доказательство его учения.
Признаюсь, что я соборною грамотою хотел довести до его
сведения, что мы не можем входить в общение с тем, кто
так говорит и мыслит, но этого я не сделал. Рассудив,
что поскользающимся надобно подать руку для поддержания
их и упавших надобно поднять, как своих братий, я в
своих письмах к нему советовал отстать от такого
нечестивого учения, но от этого мы не получили никакой
пользы. Как скоро он узнал, что мы не только далеки от
того, чтобы одинаково с ним мыслить, но и, не одобряя
его, побуждаем отстать от вымыслов - я не хочу назвать
их учением, - он всячески стал коварствовать против меня
и доселе не перестает производить смуты. Когда мы ждали,
что он исцелится от своей болезни, удержится от
противохристианского учения, узнаём, что мы ошиблись в
своей надежде, по следующему событию. В Константинополе
был епископ Дорофей, одинаковых с ним мыслей, человек
корыстолюбивый, и льстивый, и дерзкий на словах. Он во
время одного общественного богослужения - это было уже в
то время, как Несторий занимал престол Церкви
Константинопольской, - встал со своего места и громким
голосом дерзнул сказать: "Кто говорит, что Мария есть
Богородица, тот да будет анафема". Весь народ поднял
сильный крик и вышел из храма; он не хотел быть в
общении с теми, которые имеют такие мысли; так что и в
нынешнее время народ константинопольский не бывает при
соборных молитвословиях, кроме немногих людей,
легкомысленных и угодников ему. Монастыри же почти все,
и их архимандриты, и многие из членов сената, не бывают
при богослужениях, боясь, чтобы не сделалась неправою их
вера от того превратного учения, которое он и его
клевреты, пришедшие с ним из Антиохии, везде разглашают.
Его беседы принесены были и в Египет, и я узнал, что
некоторые нерассудительные люди увлечены были ими в
заблуждение, а некоторые в недоумении спрашивают друг
друга: истинны ли слова его или он заблуждается?
Опасаясь, чтобы яд этой болезни не проник в сердце
простодушных, я написал окружное послание ко всем
египетским монастырям, укрепляя их в правоверии. Списки
с него некоторыми переданы и в Константинополь;
прочитавшие его получили от того великую пользу, так что
многие из государственных сановников письменно
благодарили меня. Но в нем это только сильнее раздражило
досаду на меня: он поднимает брань против меня, как
против врага, хотя не находит во мне другой вины, кроме
той, что не хочу иметь одинаковых с ним мыслей, что я
вопреки ему поддержал во многих веру, которую приняли мы
от отцов, убедив многих считать истинным то, чему
научились мы из Священного Писания. Не озабочиваясь
умыслами его против меня и поручая себя всеведущему и
всесильному Богу, я написал к нему и другое послание, в
котором, кратко изложив учение правой веры, убеждал и
заклинал его Богом сообразно тому и мыслить, и говорить;
но и этим я не принес никакой пользы: он и теперь таков
же, как и прежде, и не перестает говорить превратное.
Считаю нужным известить твое благочестие, что с моими
словами согласны и все восточные епископы; они все
теперь в огорчении, в печали, а особенно благочестивые
епископы в Македонии. А он, зная это, считает себя
мудрым больше всех, думает, что только он знает смысл
Боговдохновенного Писания и постиг тайну Христову. Не
следовало ли бы ему скорее убедиться в том, что, когда
все, какие есть по всей Вселенной, православные епископы
и миряне исповедуют, что Христос есть Бог и что Дева,
родившая Его, есть Богородица, Он один, отвергая это,
находится в заблуждении? Но он, ослепленный гордостью,
думает, что, действуя на всех властью своего престола,
заставит и нас и всех других одинаково с ним мыслить.
Так что же остается теперь делать нам, когда не можем ни
вразумить его, ни отклонить от таких бесед, когда народ
в Константинополе со дня на день сильнее и сильнее
заражается зловерием, а некоторые с томлением в душе
ждут себе помощи от православных епископов? Рассмотрению
нашему подлежит не какое-нибудь обыкновенное дело, и
молчание тут нисколько не оправдает нас. Христос
подвергается поношению - как же мы будем молчать? Каждый
из нас знает слова Павла: Аще убо волею сие творю, мзду
имам: аще же неволею, строение ми есть предано
(1Кор.9:17). Поэтому мы, которым вверено служение Слову,
которым и поручено охранять незыблемость веры, что
скажем в день Суда, если промолчим при настоящих
событиях в Церкви?
Но мы не хотим открыто прервать наше
сношение с ним, не сделав наперед сношения с твоим
благочестием. Поэтому, благоволи письменно изложить свое
мнение о том, должно ли нам еще иметь общение с ним или
прямо объявить, чтобы никто не входил в общение с ним,
когда он остается с таким образом мыслей и так учит.
Суждение твоего благочестия об этом деле надобно будет
письменно передать также благочестивейшим и
боголюбивейшим епископам Македонии и всем прочим
пастырям восточных Церквей. Согласно желанию их, мы
дадим им опору и оружие, чтобы стоять всем им единодушно
и единомысленно и подвизаться за правую веру, против
которой открылась брань. А на него самого уже изрекли
анафему наши великие, досточтимые и славные отцы,
учившие, что Святая Дева есть Богородица, с ними же
вместе и мы, ныне живущие. Он не хотел высказать своего
учения сам своим языком, а выставил для того другого,
Дорофея, о котором я говорил, и настроил его высказать
его мысли в то время, когда сам он тут сидел и слушал;
сошедши же со своего седалища, он допустил его к
совершению Божественных Таин. Для того чтобы твоему
благочестию яснее видеть, чему он учит и как он мыслит,
а также чему учили блаженные и великие отцы наши, я
послал к тебе книги, содержащие основные статьи учения;
по моему распоряжению с них сделан перевод, какой можно
было сделать в Александрии. Письма, написанные мною, я
отдал возлюбленному Посидонию, поручив ему доставить их
твоему благочестию.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|