Кирилл Александрийский. Послание к Акакию епископу
Веррийскому о Несторие
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Господину моему, возлюбленному брату и
сослужителю Акакию Кирилл в Господе желает всякаго
блага.
Находящиеся в великой печали, те, у
которых сердце томится под тяжестию забот, не мало
находят утешения, когда пересказывают другим, согласным
с ними по своим чувствованиям, о том, что́ их печалит. В
таком же положении и я теперь. Поэтому я почел нужным
написать к твоей святыне о причинах, которыми я
справедливо, как сознаю, огорчен, и от которых до сего
времени я в огорчении. Высокочтимейший епископ Несторий
не удовольствовался сказать в церкви нечто такое, что
произвело смущение в Церкви и что разрушало веру во
Христа, Спасителя всех нас, но и позволил епископу
Дорофею, во время собрания церкви для общественнаго
богослужения, всенародно, с дерзостию сказать: "кто
говорит, что Мария есть Богородица, тот анафема". После
сего что нам делать в православной Церкви, когда на нас
вместе с святыми отцами произносят анафему? Из писаний
отцев я вижу, что приснопамятный епископ Афанасий часто
называет ее Богородицею, также блаженный отец наш Феофил
и многие другие из святых епископов, жившие в разное
время, Василий, Григорий, Аттик. Никто из учителей,
разумеется, православных не боялся называть ее
Богородицею, считая это истинным так же, как истинно,
что Еммануил есть Бог. Анафема произнесена на святых
отцев, которые теперь пребывают с Богом, и на всех,
которые, следуя правым догматам истины, исповедуют, что
Христос есть Бог! Гибельное действие их учения не
ограничилось сим, но оно возмутило умы в народе.
Прискорбно слышать, что одни дошли до такого неверия и
безразсудства, что Христа не исповедуют Богом, а другие
хотя и не перестают исповедывать Его Богом, но не имеют
здравых о Нем понятий, говоря, что Он наречен сим именем
по благоволению и благодати Божией так же, как и мы. Как
не плакать, как не жалеть об этом? И какая была
необходимость предлагать всем эти вопросы, которые
неразрешимы и составляют тайну для ума? He больше ли
пользы принесли бы мы людям изъяснением нравственнаго
учения, когда мы еще неспособны с надлежащею верностию
истолковать догматическое учение? Когда монахи, живущие
в Египте и Александрии, встревожены были его сочинениями
или его толкованиями и мы изложили для них правое учение
веры, то против меня открылась вражда, и он сделался мне
врагом: выставил против меня каких-то скитальцев и
людей, замеченных в предосудительных поступках, и
заставляет их клеветать против меня в народе. Может
быть, мы и заслуживаем это: если бы у нас была ревность
по Боге и если бы мы подражали отцам в любви к Богу, то
мы давно бы уже, водимые чувством благочестия,
произнесли суд на тех, которые дерзко говорят против
Христа, и предают проклятию как нас живых, так и святых
отцев, отшедших уже к Богу. Этот суд послужил бы, как
надобно надеяться, к уврачеванию и тех из людей, в
которых поколебалась правота веры. Скажи наше
благожелание братиям, которые с тобою; приветствуют тебя
о Господе все, находящиеся со мною.
Кирилл Александрийский,
святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количес"ва
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов."Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших "
сектанты и иноверие.
Акафист"святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александр"йскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|