Кирилл Александрийский. О воплощении Бога Слова
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Правильное понимание Божественного
Писания, отличающее умы святых, служит украшением их
душ. Дух Святой открывает им бездну вечного познания и
премудрости Христовой. Бог, Отец всех, прославляется
ими. Я открою тебе, сказано в Писании, тайные и
невидимые сокровища (Ис.45:3). Сокровищами истинного
познания я считаю очи ума, которые смотрят прямо и
беспристрастно. На тех, которые познали Бога, Он
изливает всесовершенные и непостижимые для человеческого
ума дары. Всесовершенный Бог наш, Господь всех, обильно
награждает совершенствами и благами ведущих добрую
жизнь. Особенная любовь Его и благоволение объемлет тех,
которые служат Ему чистым и нелицемерным сердцем. Итак,
все, привыкшие истинно мудрствовать, да приступают ко
Христу - вечному источнику (премудрости), слыша
евангельский глас: Аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и
пиет (Ин.7:37). Не узнав наперед таинства благочестия,
не следует безрассудно исследовать и рассуждать о
Христе. Обманщики и обольстители сердец слушателей - те,
которые утверждают, что Бог Слово, приняв (плоть)
человека, прошел через Святую Деву, и что этот человек
создан самим же Богом Словом. Такие не понимают таинства
благочестия и унижают цену домостроительства
Единородного. Мы же, братия, не так научены. Родившегося
от Святой Девы мы признаем и совершенным Богом, и
совершенным человеком, одаренным разумною душою. Поэтому
Святую Деву мы называем Богородицею и говорим, что Бог
Слово существенно - не мыслью только, а на самом деле -
обитал в ней и что Он, когда был и двух или трех
месяцев, есть Сын Божий и вместе Сын человеческий.
Особенности же, приписываемые Божественным Писанием то
Его человеческому естеству, то Его Божественному
могуществу, по нашему убеждению, соединились в Нем в
одну личность. Он был один и тот же, когда спал и когда
укротил Своим могуществом море и ветры; один и тот ясе,
когда утомлялся на пути и когда ходил по морю и проходил
пустыню по Своему могуществу. Итак, без всякого
сомнения, Он был Бог и вместе человек. Ибо что было бы
удивительного, если бы какой-нибудь человек, подобный
нам, одаренный могуществом, совершал чудеса?
Божественное Писание показывает нам, что Бог Слово не
воображением или мнимым образом умалил Себя, а на самом
деле. Через пророков и апостолов оно ясно возвестило
нам, что Он есть Бог и вместе человек. Итак, на самом
деле были: зачатие Бога от Девы, Его рождение, Его
сходство с нами во всем, Его страдание, проповедь во
тьме и сени (сидящим), Его Воскресение и, наконец,
вознесение на небо. Невместимый, приняв плоть от Марии,
определяет заключиться в девическом чреве. Беспредельный
содержится плотью. Неизменяемый принимает человеческий
образ. Бесстрастный страдает по нас и за нас своею
плотью. Неразлучно пребывающий с Богом и Отцом на земли,
по Писанию, явися и с человеки поживе (Вар.3:38).
Неприкосновенный пробождается копьем от нечестивых.
Бесстрастный добровольно переносит для нас крест.
Бессмертный свет подвергается смерти крестной. Бывши в
лоне Отчем, не отказывается вознестись со Своею плотью
на небо. Тех же, которые говорят, что Бог Слово принял
какого-нибудь человека, подобного нам, не быв с ним
ипостасным, действенным и живым Сыном, и в видах
домостроительства живя нечеловечески, святой собор,
бывший в Ефесе, отвергает.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|