Кирилл Александрийский. Толкование на
книгу пророка Ионы
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Содержание
Предисловие
Божественный Иона имел отца Амафию и
происходил из Гефа Ховер. По правдоподобному сказанию,
это был небольшой город или селение земли Иудейской.
Кажется, он пророчествовал в тоже самое время, как и
прежние пророки, то есть Осия и Амос и Михей и прочие.
Можно думать, что он изрек народу Израильскому очень
много пророчеств, изъяснял небесные и божественные
глаголы и ясно предвозвещал будущее. Но кроме этого
никакого другого его пророческого слова не осталось в
письмени. А что он неоднократно предвозвещал народу
Иудейскому о событиях, некогда имеющих совершиться, об
этом засвидетельствовало богодухновенное Писание. Так в
четвертой книге Царств Священное Писание говорит об
Иеровоаме, не о первом, что был в начале и который был
сыном Навата, "иже в грех введе Израиля", как написано
(4Цар. 13, 11), склонив его поклоняться золотым тельцам;
но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и
был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нем Иона:
"той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до
моря Аравитского, пo глаголу Господа Бога Исраилева,
егоже глагола и рукою раба своего Ионы, сына Амафиина,
пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение
Исраилево..., и спасе я рукою (от руки – ἐκ χειρός)
Иеровоама" (4Цар. 14, 25–27), то есть, рукою – διὰ
χειρός, ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против
иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять
подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при
содействии покровительствующего и желающего спасать
Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий.
Итак были произносимы Ионою по временам и другие
пророчества; но о нем записано только то, что полезно и
назидательно. Так достойно внимания именно то, что он
проповедывал Ниневитянам и что в это время претерпел
сам. Но как бы в тенях он изображает и таинство
домостроительства Спасителя нашего, как сказал об этом и
Сам Христос, обращаясь к Иудеям. Итак в том, что было с
божественным Ионой, изображается и отпечатлевается
таинство Христа. Кроме того, почитаю нужным сказать
читателям следующее. Когда излагается образная речь
духовного созерцания, имеющая высший,
духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом
предлагается и берется какое-либо лицо в прообраз
Христа; тогда человеку мудрому и сведущему необходимо
определить с одной стороны, что здесь не имеет значения
для предположенной цели, а с другой: что полезно и
необходимо и более всего способно послужить для
назидания слушателей. Укажем такой пример: пусть
предметом служит блаженный Моисей, который
предстательствовал пред Богом от лица Израиля при горе
Синае и был посредником между Богом и людьми.
Устрашившиеся Израильтяне умоляли его, говоря: "глаголи
ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда
умрем" (Исх. 20, 19). А что это событие предызображало
посредничество чрез Христа, этому ясно научил Сам Бог и
Отец, говоря так: "право вся... глаголаху...: пророка
возставлю им от среды братий их, якоже тебе...,
очевидно, посредника, ходатайствующего пред Богом за род
человеческий и возвещающего всем живущим на земле
неизглаголанную волю Бога и Отца; ибо вложу слова Мои в
уста его, и возглаголет им о всем, елика заповедаю ему"
(Втор. 18, 17–18). Итак божественный Моисей принят за
образ Христа, но не все, принадлежащее Моисею, мы будем
усвоять и Ему, чтоб нам не оказаться виновными в
безумных словах и поступках. Так сам Моисей признается,
что он был слабоголосен и медленноязычен и не способен к
посольству, и умолял избрать для этого другого. Но
Христос ни медленноязычен, ни слабоголосен, как тот, но
Он есть великая труба; так называл Его Исаия, говоря: "и
будет в той день, вострубят трубою великою"
(Ис. 27, 13); ибо слово Спасителя провозвещено повсюду и
соделалось слышимым для живущих по всей поднебесной. И
Давид, зная это, сказал: "Бог богов Господь глагола, и
призва землю, от восток солнца до запад" (Псал. 49, 1).
Итак Моисей ходатайствует во образ Христа, между тем как
своим косноязычием он уже не являет в себе образ Христа.
Опять во образ Эммануила взят был и Аарон, увенчанный
преимуществами первосвященства, получивший право входить
во Святая святых и облачавшийся в славную и достойную
удивления одежду (Исх. 28 гл. и др.). Но опять не все,
ему принадлежащее, мы будем относить ко Христу. Так он
не был совершенно непорочным; он был обличаем некогда за
то, что вместе с Мариамою упрекал Моисея (Числ. 12, 1 и
дал.). He был он безупречен и в другом случае, когда
Израиль слил тельца в пустыне. Итак не все то, что
находится в Писании и образах, пригодно для духавного
созерцания; но если берется лицо какого-нибудь человека,
изображающего нам в себе Христа, то по справедливости мы
должны обходить человеческие недостатки и
останавливаться на одних только существенно важных
чертах, повсюду отыскивая то, что может быть полезно для
цели предмета. Точно так же мы будем рассуждать и об
Ионе. Он как бы предызображает нам таинство Христа;
впрочем не все, случившееся с ним, можно считать
пригодным и необходимым для этого. Так, например, он был
послан проповедывать Ниневитянам, но старался убежать от
лица Божия и оказался медлительным в исполнении
посольства. И Сын от Бога и Отца послан был
проповедывать народам; но он не был не расположен к
служению и не старался убежать от лица Божия. Пророк
убеждал плывущих, говоря: "возмите мя, и вверзите в
море, и утолится море от вас" (Ион. 1, 12). И проглочен
был китом, потом был выброшен чрез три дня, и после
этого ушел в Ниневию и исполнил свое служение; но не
мало был опечален, когда Бог умилосердился над жителями
Ниневии. И Христос добровольно подъял смерть; Он пребыл
в сердце земли три дня и три ночи, воскрес и после того
отошел в Галилею и повелел положить начало проповеди к
язычникам. Однакож он не был опечален подобно Ионе, видя
спасаемых в покаяние. Посему, если мы не будем всякое
слово исторического повествования обращать в предмет
духовного созерцания, то пусть никто не ставит нам этого
в вину. Как пчелы, облетая луга и цветы, всегда собирают
потребное для приготовления сотов; так и мудрый
толкователь, исследуя святое и богодухновенное Писание,
всегда собирая и сочетавая необходимое для изъяснения
таинств Христа, предложит благопристойное и
неукоризненное учение.
Ион.1:1–2. И бысть слово Господне ко
Ионе сыну Амафиину, глаголя: востани, и иди в Ниневию
град великий, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы
его ко Мне.
При размышлении о служении и посольстве
пророка Ионы естественно приходит на мысль воспеваемое
устами блаженного Павла: "или Иудеев Бог токмо, а не и
языков? понеже един Бог" (Рим. 3, 29–30). Тоже самое и
Петр по опыту узнав возвестил нам, говоря: "пoистине
разумеваю, яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце
бояйся его и делаяй правду приятен ему есть"
(Деян. 10, 34–35). Он устроил "небо и землю, и вся яже в
них" (Псал. 145, 6) и сотворил человека в начале "пo
образу своему и пo подобию" (Быт. 1, 26), дабы, объятый
стремлением к добродетели, он проводил славную жизнь в
святости и блаженстве и имел изобильное участие в
благодатных их дарах.
Потом обольщенный лукавством диавола, он
привлечен был ко греху, и посему подвергся проклятию и
тлению. Но прежде сложения мира предопределен и
предуведен был Христос для исправления всех; ибо Бог и
Отец благоволил "возглавити всяческая... в Себе Самом,
яже на небесех и яже на земли" (Ефес. 1, 10; ср.
Ефес. 3, 9), но совершение этих великих дел
предоставлено было соделавшемуся подобным нам
Единородному и возсиявшему в мире с плотию. А что Бог и
прежде времени пришествия Его необходимо имел попечение
о заблудших и имел надзор за падшими по неведению, – в
этом Он хотел удостоверить и делами. Посему повелел
блаженному Пророку идти в Ниневию. Это был Персидский
город, лежащий к востоку, знаменитый и, как говорит
Пророк Иеремия, "земля изваянных есть" (Иер. 50, 38).
Весьма много было городов, соседних с Иудеею и преданных
идолослужению; Тир и Сидон и вся Галилея иноплеменников
покланялись делам своих рук и у них существовали
безчисленные виды демонов, и жертвенники и капища.
Почему же, скажи мне, минуя соседние города, посылает
Пророка в Ниневию, которая находилась весьма далеко и в
которой в особенности, как я прежде сказал, народ был
груб и неудержимо предан поклонению солнцу, звездам и
огню? И притом выше всякого слова подвержена была страху
пред богоненавистным волшебством, потому что устами
Наума к ней сказано: "блудница добра и приятна,
начальница волхвований" (Наум. 3, 4). Думаю,что
всеведущий Бог восхотел благополезно показать и самим
народам древности, что и они далеко уклонились и опутаны
сетями заблуждения, но некогда уловлены будут в познание
истины, хотя бы они были весьма дурны и грубы и доходили
до крайней необузданности. Ибо слово Божие не имеет
недостатка в том, что может напитать ум и расположить
его учиться тому, чрез что он мог бы сделаться мудрым.
Послушай, что говорит Иеремия в одно время так: "се Аз
даю [1] словеса Моя во уста твоя огнь, и люди сия древа,
и пояст их" (Иер. 5, 14), а в другое так: "еда словеса
Моя не суть якоже огнь горящий, рече Господь, и яко...
камень?" (Иер. 23, 29) [2].
Итак Иона посылался к Ниневитянам не
напрасно, но для того, чтоб дать некое предъуказание
того милосердия, которое свойственно Богу и которое
некогда будет оказано и самим заблудившимся вследствие
неведения. Но вместе с тем это событие служило в
осуждение Израилю; ибо он изобличаем был как непокорный,
как безчувственный, как мало радевший о законах Божиих.
Между тем, как Ниневитяне вследствие проповеди одного
Пророка немедленно же решились обратиться к покаянию,
хотя страдали от весьма многих заблуждений; они же,
напротив, презрев Моисея и пророков, пренебрегли и Самим
Христом, хотя Он к поучениям присоединял чудотворения,
чрез которые весьма легко можно было убедиться в том,
что Он, будучи Богом по естеству, соделался человеком,
чтоб спасти всю поднебесную и их (Иудеев) прежде всех
других. А что это событие могло служить, и со всею
справедливостью, обличением для Израильтян, – на это
указывает
Сам Христос, говоря: "мужие
Ниневитстии..., покаявшиеся проповедию Иониною, осудят
род сей: и се боле Ионы зде" (Матф. 12, 41). Каким же
образом бывшее во Христе больше бывшего при Ионе? Один
только угрожал Ниневитянам погибелью; Христос же,
поражая неизреченными чудотворениями, составлял предмет
удивления. Чудо, сопровождающее проповедь, почти всегда
служит орудием привлечения к вере. Итак весьма
благоусмотрительно Иона посылается для того, чтобы
проповедывать жителям Ниневии, "яко взыде вопль злобы"
(Ион. 1, 2) их к Богу всяческих. Он, конечно, знает
совершенно обо всем, но если он подвигнут бывает к
особенному наблюдению за согрешившими; тогда Он говорит,
что вопль от дел возшел к Нему; ибо как Бог Он есть
Судия всяческих. Говорится также, что кровь Авеля
вопияла против убийства Каина, а также необузданность
постыдных дел городов Содомских.
Ион.1:3. И воста Иона, еже бежати в
Фарсис от лица Господня и сниде во Иоппию: и обрете
корабль идущ в Фарсис: и даде наем свой, и вниде в онь
плыти с ними в Фарсис от лица Господня
Иоппия есть город Палестины, лежащий при
самом море, и вместе пристань для отправляющихся в
морское путешествие с необходимыми жизненными припасами
из Иудеи и в особенности в города, находящиеся к
востоку. Итак Пророк уходит; потом нашедши корабль,
отплывающий в Фарсис (ибо предпочел бежать туда, чем
идти в Ниневию), отдал плату за путешествие и отплыл
вместе с другими. Фарсисом же называет ныне именуемые
Тарсы или Тарс. Некоторые же думают, что этим именем
обозначается город, находящийся, у Ефиопов и Индийцев.
Несомненно, что у тех есть Фарсис. Или Фарсисом
обозначается целая Индийская страна. Впрочем думаю, что
в настоящем случае пророческое слово указывает не на
нее; потому что для желающих совершить плавание к
народам индийским это путешествие надлежало бы совершить
не чрез Иоппию, но лучше чрез море Еритрейское [3], если
только не предположить, что пророк восхотел убежать
внутрь страны Ефиопской, чрез страну Персов и Ассириян;
но такое предположение совершенно не основательно. Итак
Фарсисом, кажется, называет нынешние Тарсы, а это город
Киликии, находящийся при реке Кидне и лежащий у самой
подошвы Тарса, весьма высокой горы в Киликии. Итак
пророк отправляется в путь и побуждением его отшествия
служит (желание) "бежати от лица... Божия" (Пс. 67, 2–3)
. Здесь, впрочем, нам нельзя оставить без исследования
смысл этого изречения или лучше – образ бегства. Думаю,
что бежать от лица Божия значит уклоняться от посольства
и как бы укоснять служение. Но почему и что принимая в
соображение Пророк устремляется в Фарсис, – этого не
могу понять, если только не дозволить себе допустить
такое предположение, что у него (пророка), как и у
древнейших святых, было недостаточное понятие о Боге;
ибо некоторые думали, что власть Бога всяческих
простирается только на страну иудейскую, в ней как бы
заключена и не касается никакой другой страны. Так
божественный Иаков некогда уходил из отеческого дома и
спешил к Лавану в Месопотамию; тогда он расположился на
ночлег в одной стране и, по обычаю положив камень под
голову, заснул, и видит лестницу, простирающуюся от
земли до неба и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих
по ней, и утверждающегося на ней Господа. Встав же от
сна, Иаков сказал: "яко есть Господь на месте сем, аз же
не ведех" (Быт. 28, 16). Думаю поэтому, что нечто
подобное помыслил в себе и блаженный Пророк, когда
удалялся из Иудеи и отправлялся в еллинские города. А о
причине, почему он медлил и не хотел с готовностью
исполнить (возложенного на него) служения, мы узнаем из
его же собственных слов; ибо он возвестил об этом позже,
при отшествии (из Ниневии). Когда же не пришло в
исполнение пророчество его, он сильно опечалился и
сказал: "о Господи, не сия ли убо словеса моя, яже
глаголах, еще сущу ми на земли моей? сего ради предварих
бежати в Фарсис, зане разумех, яко милостив Ты еси и
щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о
злобах.... И ныне Владыко Господи, приими душу мою от
Мене, яко уне ми умрети, нежели жити" (Ион. 4, 2–3). Как
пророк, он не не знал об исходе своего служения; но он
боялся, как бы Ниневитяне, после того, как не пришли в
исполнение его предсказания, не оставили без внимания
благости помиловавшего их Бога, не подняли на него рук и
не умертвили его, как пустослова, обманщика и лжеца,
возбудившего в них напрасное беспокойство; ибо варвар
всегда склонен к ярости и весьма легко приходит в
неистовство, хотя бы и не было достаточной причины к
бешенству.
Ион.1:4–5. И Господь воздвиже ветр
[велий] на мори и бысть буря великая в мори, и корабль
бедствоваше еже сокрушитися. И убояшася корабельницы, и
возопиша кийждо к богу своему: и изметание сотвориша
сосудов, иже в корабли, в море, еже облегчитися от них
По устроению Бога, взволновавшего море
порывами ужасных ветров, корабль боролся с бурей. На
корабельщиков напал страх и они уже стали говорить о
последних минутах жизни, когда, по всей вероятности,
корабль издавал скрипение и как бы уже с угрозою
возвещал, что он готов сокрушиться. Толпа корабельщиков
употребила обычные в таком случае средства и освободила
корабль от груза, чтоб он был высоко над волнами и таким
образом как можно легче носился по водам. Для
доказательства же опасности от бури служит то, что и
сами корабельщики повержены были в ужас, и как
потерявшие уже надежду на спасение, стали весьма усердно
призывать на помощь своих богов.
Ион.1:5–6. Иона же сниде во дно корабля,
и спаше ту, и храпляше. И прииде к нему кормчий, и рече
ему: что ты храплеши? востани, и моли Бога твоего, яко
да спасет ны Бог, да не погибнем
Пророческой трезвенности всего бы менее
приличествовало нерадение в молитве, когда угрожали
опасности и, повидимому, глубокий сон, когда время и
тяжелое положение, в котором особенно подобало бы
умолять Бога всяческих, призывали к усилиям. Отсюда
можно видеть, что сон (пророка) наступил прежде бури. А
то, что он пустился на самое дно корабля, указывает на
сильную привычку уединяться; ибо святым всегда приятно и
желательно избегать роскоши, удаляться от толпы и
проводить время в уединении, как и Иеремия говорит:
"благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей. Сядет
на едине, и умолкнет, яко воздвигне на ся"
(Плач. 3, 27–28). И еще он восклицал о множестве
непокорных: "Господи Боже сил, не седох в сонме их
играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях,
яко горести исполнихся" (Иер. 15, 16–17). Сидеть же
наедине, думаю, значит проводить спокойную жизнь,
освобождаться от попечения и заботы житейской и не идти
вместе с другими, которые возлюбили любострастную и
плотоугодливую жизнь. Итак Пророк спал не потому, что
пренебрежительно относился к требованиям долга, но
потому, как я уже сказал, что он заснул еще прежде
начала бури. Кормчий же поспешно будит его, говоря, что
ему скорее надо призывать Бога своего, так как
находящихся в опасности всегда почти печалит то, если
кто-либо оказывается выше страха и несвоевременно
предается беспечности.
Ион.1:7. И рече кийждо кo искреннему
своему: приидите вержем жребия, и уразумеем, кого ради
есть зло сие на нас: и метнуша жребия, и паде жребий на
Иону
Пловцы придумывают нечто чрезмерное,
необычное и странное, желая посредством жребия
разузнать, из-за кого прогневан Бог. Впрочем, и это
устрояется на пользу, чтоб обнаружился подумавший, что
можно убежать от лица Бога; ибо жребий падает на него, и
он подвергается обличению от самого дела: боялся он,
вероятно, поскорее подвергнуть обличению свое намерение.
Посему хорошо и премудро поступают желающие исполнять
слова: "не стыдися исповедати грехи твоя" (Сир. 4, 30).
Ион.1:8–10. И реша к нему: возвести нам,
кого ради сие зло на нас, и что твое делание есть, и
откуду грядеши, и камо идеши, и от коея страны, и от
киих людей еси ти. И рече к ним: раб Господень есмь аз,
и Бога небесного аз чту, иже сотвори море и сушу. И
убояшася мужие страхом великим, и реша к нему: что сие
сотворил еси? зане разумеша мужие, яко от лица Господня
бежаше, яко возвести им
После того, как они уже при помощи
жребия узнали виновника своего бедствия, они, не будучи
в состоянии ясно понять сущность греха (Ионы),
обнаруживают небезполезное любопытство. Поскольку они
были идолослужители; то потребовали, чтоб он сказал им,
какое его занятие, какая страна и город и из какого
народа он идет, стараясь, думаю, узнать, какого Бога он
оскорбил; ибо у каждаго из плывущих на корабле был свой
особый бог, а не единый Бог всяческих; они думали, что,
почтив прогневанное из-за него божество, они избавятся
от пагубных последствий бури. Когда же Пророк назвал
себя рабом Бога, устроившего землю и небо, и сказал, что
он покланяется Ему; они тотчас уразумели, что он убежал
от лица Бога. Но из чего же они уразумели это? – из
того, что не позволительно было Иудеям убегать из
назначенной им страны, сближаться с иноплеменниками и
входить в города, привыкшие к идолослужению; это у них
было позором и навлекало подозрение в отступлении.
Казалось, что он нарушил закон, был виновен и подлежал
суду. Так Господь ясно говорил, что они лишатся
спасения, которое, говорю, приобретается чрез веру, если
они не захотят принять Того, Который находился еще и жил
в мире "рече бо: еще мало время с вами есмь, и иду к
пославшему Мя. Взыщете Мене, и не обрящете: и идеже есмь
Аз, вы не можете приити" (Ин. 7, 33–34); а они, упрекая
его в удалении от Иудеев к язычникам, неразумно
говорили: "камо сей хощет ити, яко мы не обрящем его?
еда в рассеяние Еллинское хощет ити, и учити Еллины?"
(Иоан. 7, 35); ибо они сообщение с народами Еллинскими
считают делом глупым, выходящим из принятых обычаев,
противным закону и крайне позорным. Итак, на основании
того, что он не остался в пределах Иудеи, а плыл вместе
с ними в Тарс, они имеют подозрение и заключают, что он
вероятно отрекся от жизни по закону (Иудейскому) и,
предавшись обычаям Еллинским, старается теперь убежать
от лица Божия.
Ион.1:11–12. И реша к нему: что тебе
сотворим, и утолится море от нас? зане море восхождаше,
и воздвизаше паче волнение. И рече к ним Иона: возмите
мя, и вверзите в море, и утолится море от вас, понеже
познах аз, яко мене ради волнение сие великое на вы есть
Боялись они как невыносимо
ожесточившегося против них моря; так нисколько не менее
трепетали и Бога еврейского; ибо они не были в неведении
свойственной Ему силы и славы, хотя и были
иноплеменники. Когда же пророк назвал себя рабом Бога;
тогда они приходят в замешательство и колеблются в
мыслях своих; ибо не решаются на убийство, опасаясь
гнева всемогущего Бога. Ho так как море ярилось против
них не менее, чем прежде; то у них неизбежно возникает
забота о себе самих. Посему-то они и просят его сказать,
что они должны сделать, чтоб унялась буря и утихло
волнение, и они сами избегли смертной опасности. Что же
Пророк? Он исповедует грех свой, раскаявается в
оскорблении Бога и осуждает свое дурное намерение:
"возмите мя, – говорит, – и вверзите в море"
(Ион. 1, 12); как бы говорил он, что за отказ исполнить
посольство он должен подвергнуться от них наказанию. Он
знал, что волнение для корабля утихнет, если море
получит требуемое и прекратит борение, приняв в себя,
наконец, оскорбителя.
Ион.1:13–15. И нуждахуся мужие
возвратитися к земли, и не можаху, яко море восхождаше и
воздвизашеся паче на них. И возопиша к Господеви, и
реша: никакоже Господи, да не погибнет душа ради
человека сего, и не даждь на нас крове праведные: зане
ты Господи якоже восхотел, сотворил еси. И взяша Иону, и
ввергоша его в море, и преста море от волнения своего
Пророк сам себя осудил на смерть и
решился опасностью своей жизни избавить их от ужаса. Но
они все еще чувствовали великий страх и медлили
приступить к совершению убийства, но желали спасти раба
Божия и живаго высадить на берег, и лучше таким именно
образом отвратить От себя гнев (Божий). Посему они
употребляли все усилия, чтоб привести корабль к берегу;
но все старания их оказались напрасными, потому что
ветер производил неодолимое для них волнение и своими
неистовыми порывами устремлялся против корабля. После
сего они уже обращаются к умилостивлению Бога молитвою и
взывают о прощении им поступка, как не желающим
убийства, но как бы (невольно) уступающим Его приговору
и вынужденным наконец к отданию Ионы морю и
действительно отдавшим. Приняв его, оно успокоивается
наконец, распространяет тишину и корабельщикам подает
надежду спасения; всегда послушное божественным
мановением и повинуясь повелениям Господним оно быстро
становится тихим.
Ион.1:16. И убояшася мужие страхом
великим Господа, и пожроша жертву Господеви, и
помолишася молитвами
Уверовав, что есть единый и по существу
Бог, они получили великую пользу, хотя и разнствовали
нелепым заблуждением и думали, что существуют в мире
безчисленные боги. Итак они приносят жертву по естеству,
единому и истинному Богу, оставив своих и бросив тех,
которых почитали по заблуждению и которые похищали
славу, подобающую Богу, – дают Ему обеты, хотя они
обыкновенно делали это морским демонам. Сынам Еллинов
казалось, что владычество над морем предоставлено
некоему Посейдону, ибо все у них басни, пустословие и
страшное безумие; мы же прославляя Того, Кто по природе
Бог, истинно говорим Ему: "Ты владычествуеши державою
морскою" и проч. (Псал. 88, 10).
Ион.2:1. И повеле Господь киту великому
пожрети Иону, и бе Иона во чреве китове три дни и три
нощи.
Бог повелевает киту мановением воли
Своей; ибо сто́ит только Ему восхотеть, чтоб совершилось
что-нибудь – и это становится законом, приходит в
исполнение и получает силу закона. Мы этим не говорим
того, что Бог всяческих дал повеление киту так же, как
Он повелевает и нам самим и святым Ангелам, как бы
внушая уму то, что должно делать, и сообщая сердцам
знание того, чего Он желает; ибо утверждать, что Бог
всяческих с людьми обращается точно так же, как и с
чудовищами, совершенно глупо и недалеко от безумия. Но,
конечно, можно сказать, что вообще повеление
бессловесным ли животным, или стихиям, или какой-либо
части творения бывает для них, говорю, законом, и
угодное Ему повелением; так как все повинуется Его
мановениям, хотя образ повиновения для нас совершенно
непостижим, для Него же вполне известен. Итак (Иона)
проглатывается китом без всякого повреждения и был в нем
три дня и три ночи. Может быть это покажется кому-либо
делом противоестественным и не соответствующим
требованиям разума. И прежде других не поверят этому те,
которые не знают по естеству и истинного Бога, но
преданы обольщениям демонов. Скажут: каким образом он
мог остаться жив, находясь в ките? каким образом при
поглощении он не потерпел вреда? или как выдержал
свойственный чреву жар? как окруженный толикой влагой,
находящейся, говорю, во чреве кита, мог он жить? в
особенности же, каким образом он не был уничтожен,
варимый одинаково с пищей? ведь (для кита) он был
совершенно слабым и весьма удобным для истребления
тельцем. Отвечаем, что это событие по справедливости
до́лжно считать истинно чудесным, превышающим понимание
и выходящим из пределов обычных явлений. Но если
сказано, что Бог совершил его, то кто же не поверит
этому? Ведь Божество всесильно и легко преобразует
природу предметов во что Ему угодно и ничто не может
оказать противодействие Его неизреченным мановениям. Так
то, что по своей природе подлежит тлению, вследствие Его
хотения может оказаться недоступным тлению; а твердое,
несокрушимое и недоступное законам тления может весьма
легко подвергнуться разрушению; ибо природою у существ,
по моему мнению, бывает то, что угодно Творцу [4].
Впрочем надобно знать и то, что сыны Еллинов,
составившие у себя мифы, говорят, что Геркулес, сын
Алкмены и Зевса, был поглощен китом, но опять извержен,
с обнаженною от присущего чреву чудовища жара головою у
него, совершенно лишившегося волос. Об этой повести
упоминает Ликофрон; а он был у них одним из знаменитых
людей. Он говорит о нем, называя его:
Трех-вечерним львом, которого некогда
челюстями
Тритонов поглотил острозубый пес.
Но не ради измышленных у них басен мы
верим божественным делам, – мы напомнили о них только с
тем, чтоб обличить неверующих; потому что и у них
историческое повествование не отвергает таких же
рассказов. Поскольку же я думаю, что нужно подтвердить
это чудесное событие делами и теперь еще совершающимися
по изволению Божию; то мы скажем, что и в утробе матери
зародыш плавает в природной жидкости, он как бы погребен
во чреве беременной, не имеет возможности дышать, и
однакоже при таких условиях живет и сохраняется, по
изволению Божию чудесно питаемый. Но ни одного
возражения, подобного вышеприведенным, не направлялось
против этих дел Божиих, хотя и они ни для кого не
сделались понятными: "кто бо уразуме ум Господень", по
написанному (Рим. 11, 34; Ис. 40, 13)? Или кто познал
пути чудес Его? Или, вообще, чьего ума не выше они, чью
силу разумения не превосходят они? Итак, опасно не
верить, хотя бы Бог и совершал что-нибудь превышающее
разум, но будем принимать как истинное, избегая
неуместной пытливости.
Так как пророк служил образом служения
Христова, то совершенно необходимым считаю добавить к
сему, что вся земля находилась в опасности, род
человеческий был обуреваем, когда волны греха как бы
ярились против нея, ужасное и крайнее любострастие
потопляло ее и тление подобно волне возставало и дикие
порывы ветра бушевали; все это дела, говорю, диавола и
находящихся под его властью и с ним лукавых сил. Когда
мы находились в таком состоянии, Создатель, Бог и Отец
умилосердился над нами и послал нам с небес Сына,
Который, приняв плоть и пришедши на бедствовавшую и
обуреваемую землю, добровольно подъял смерть, чтоб
остановить волнение, чтобы утихло море, прекратились
волны и перестала буря, ибо мы спасены смертию Христа. И
вот буря миновалась, ливень прекратился, волны улеглись,
сила ветров уничтожена, распространилась наконец
глубокая тишина и мы, после того, как пострадал за нас
Христос, находимся в духовном вéдре. Нечто подобное ты
читаешь в Евангельских Писаниях. Однажды лодка Апостолов
переплывала чрез море Тивериадское; когда же поднялся
сильный ветер на воде, – они терпели невыносимое
волнение и, находясь в крайней опасности, бу́дят тут
находившегося и спавшего Христа, громко вопия: встань,
спаси, погибаем (Матф. 8, 25); востав же, говорится,
"запрети... морю", сказав со властью: "молчи, престани"
(Мк. 4, 39), и спас учеников. Событие это было образом
совершившегося в человеческой природе; ибо чрез Него,
как я сказал, мы избавлены и от тления смерти, и от
греха и от страданий (за грехи), и древняя непогода была
прогнана и все наше преобразовалось в тишину.
Ион.2:2–3. И помолися Иона к Богу своему
от чрева китова, и рече: возопих в скорби моей ко
Господу Богу моему, и услыша мя: из чрева адова вопль
мой, услышал еси глас мой
Не потерпев никакого вреда, как бы домом
пользуясь китом, сохраняя ум и не подвергшись ни
малейшему увечью ни в телесном, ни в умственном
отношении, он чувствует (божественную) помощь; он
уверен, что Бог милосерд; считая случившееся с ним
последствием косности в исполнении служения, он
обращается к молитвам, возносит благодарственные мольбы,
a вместе с тем исповедует славу Спасающего, удивляется
его власти и возвещает Его кротость. Он говорил, что его
молитва принята, уразумев это, думаю, пророческим духом.
Выражение же: "из чрева адова" (Ион. 2, 3), означает то
же, что и: "из чрева кита", очень верно уподобляя зверя
аду и смерти; потому что он мог убить и зверски
истребить добычу [5].
Ион.2:4–5. Отвергл мя еси во глубины
сердца морского, и реки обыдошя мя: вся высоты Твоя, и
волны Твоя на мне приидоша. И аз рех: отринухся во очию
Твоею
Многообразно выражает он случившееся с
ним, как бы вознося вверх благодать и свидетельствуя,
что при помощи Божией можно весьма легко избавиться от
всякого бедствия. Был он, говорит, в самых внутренностях
моря, в смешении многих вод, затопляющих его на подобие
волн речных и впал в такое бедствие, что наконец пришел
к мысли, что очи Божии совсем отвратились от него, и
дошел до отчаяния в своем спасении. А страшное и
гибельное дело – оказаться вне очей Божиих [6]. Поэтому
Давид и умолял, говоря: "не отврати лица Твоего от Мене,
и не уклонися гневом от раба Твоего" (Псал. 26, 9); за
отвращением лица божественного непременно последует
необходимость подвергнуться гневу божественному, вернее
же, гнев появится прежде и предварит отвращение.
Ион.2:5. Еда приложу призрение ми к
храму святому Твоему?
Знает, что сохранен он силою Бога и
удостоенный помощи свыше он жил и остался цел, и это в
ките и во чреве зверя, чудесным и превышающим разум
образом. Ho по всей вероятности он сомневается, будет ли
он возвращен (на землю) и появится ли опять на свет.
Поэтому он считает превожделенным и поистине много
желанным – придти в самый божественный храм и воздать
славословие Богу Спасителю и потому умоляет о получении
таковой благодати, свидетельствуя, как я сказал, что Бог
все может совершить.
Ион.2:6–7. Возлияся на мя вода до души
моея, бесдна обыде мя последняя, понре глава моя в
расселины гор; снидох в землю, еяже вереи ея заклепи
вечнии: и да взыдет из истления, живот мой к Тебе,
Господи Боже мой
Спасенный неизреченною силою Божиею, он
хочет воздать Ему самые торжественные песни
благодарения. Он всячески выражает случившееся с ним, и
тонко раскрывает, какою бедою он объят был: а потом
опять возвещает, как был спасен. Итак, что он был в море
и в глубокой пропасти и в расселинах гор, потому что кит
без сомнения погружался между скалами и в морских
пещерах – об этом знал он, как пророк. Говорит, что он
сошел в землю, "еяже вереи ея заклепи вечнии", то есть,
в ад, не потому что он был там (мы не находим его
умершим), но потому, что опасности были так велики и
случившееся с ним было так тяжело, что их было
совершенно достаточно, чтоб причинить ему смерть и
низвести его в самый ад, откуда никто не мог бы выдти, и
однажды попавший туда никогда не мог бы возвратиться
оттуда. Это, думаю, и означают слова: "вереи ея заклепи
вечнии" (Ион.2, 7), как бы несокрушимые, никем, никогда
неодолимые, или нерасторжимые. А что он не умер, но
продолжал жить в ките, и пребывал в нем, не потерпевши
ничего, могущего причинить смерть или повреждение, на
это ясно указывает то, что он все еще пребывает в
надежде на спасение. Посему говорит: "да взыдет из
истления живот мой, Господи Боже мой" (Ион.2, 7). Он
умоляет, чтоб он возвращен был на свет и как из ада
извлечен был из чрева китова.
Ион.2:8. Внегда скончаватися от Мене
души моей, Господа помянух, и да приидет к Тебе молитва
моя ко храму святому Твоему
Для тех, которые желают приобрести
добрую славу, не бесполезно страдание и скорбь не может
считаться несносною. Об этом засвидетельствует Давид,
говоря: "от скорби призвах Господа" (Псал. 117, 5) и
другой из святых пророков: "Господи, в скорби помянух
Тя" (Ис. 26, 16). И божественному Павлу весьма угодно
было одобрять и восхвалять скорбь очевидно за то, что
она содействует добродетели; ибо он сказал: и "скорбь
терпение соделовает" (Рим. 5, 3) и проч. Итак, в то
время, как душа Пророка скончавалась, то есть, когда она
терпела страдание, доходившее до опасности и притом
крайней; он опять совершает нечто полезное: он, подобно
некоторым, не впал тотчас же в нерадение и не выражал
осуждения судам божественным, но вспомнил о Спасающем.
Он возопил к Нему и возжелал Его помощи. Зная Его
милосердие и преизбыток Его силы, он обратился с любовью
к Нему, взывая, чтоб он избавил его жизнь от смерти и
тления. Итак весьма важно и достопочтенно не впадать в
небрежность во время страданий, напротив, прошениями и
молениями умилостивлять Владыку и у Него искать удаления
зла и уничтожения бедствия.
Ион.2:9–10. Хранящии суетная и ложная
милост свою оставиша. Аз же со гласом хваления и
исповедания пожру Тебе, елика обещах, воздам Тебе во
спасение мое Господеви
Другие, говорит, непознавшие Тебя,
Владыку и Творца всяческих, уловленные сетями суетности
и воздававшие лжеименным богам поклонение и наблюдающие
за полетом птиц с надеждою на них и пасущие
беззаконныхь. – не ищут у Тебя милости и никогда не
имеют в себе упование на нее. Я же отнюдь не подобен им,
но знаю Тебя, – помощника и благого и многомилостивого.
Посему с воплем и мольбою буду, говорит, исповедывать
Тебя и как самый благовонный фимиам вознесу Тебе песни,
очевидно, благодарственные, и принесу Тебе духовные
жертвы, – прославление и славословие, a также совершу, и
весьма охотно, обеты во спасение, то есть, то, что
содействует моему спасению и приносит пользу моей душе.
А это было послушанием всему, угодному Богу и
исполнением пророческого служения, по уничтожении всякой
медлительности и малодушия.
Итак пророк молится, находясь в ките.
Это был прообраз человеческий, истинный же образ этого
события, то есть Христос, открылся пред честным крестом,
когда Он уже при самом наступлении страданий, говорил
небесному Отцу: "аще возможно есть, да мимоидет от Мене
чаша сия" (Матф. 26, 39). Он находился в великом страхе
и был как бы объят им. Но снизшедши в подземные страны,
сказал ли он что-нибудь человеческое, об этом знает
только он; ибо утверждать это опасно. Впрочем, мы
увидим, что божественный Петр относит к Нему слова,
сказанные Давидом: "яко не оставиши душу мою во аде,
ниже даси преподобному твоему видети истления"
(Псал. 15, 10); ибо Он воскрес в третий день "яко не
бяше мощно" (Деян. 2, 24), чтоб Он, будучи жизнию по
природе, мог быть удержан узами смерти.
Ион.2:11. И повеле Господь китови, и
изверже Иону на сушу
Опять получает повеление кит, движимый
некоторою божественною и непостижимою силою Бога к
исполнению угодного Ему и выбрасывает из внутренностей
своих пророка, который не без пользы для себя пострадал,
напротив, из опыта убедился и ясно узнал, что опасно
противиться определениям Владычним.
Ион.3:1–2. И бысть слово Господне пo
Ионе вторицею, глаголя: востани, и иди в Ниневию град
великий, и проповеждь в нем пo проповеди преждней, юже
Аз глаголах тебе.
Итак, воодушевленный уже более горячим
усердием, он получает вторичное повеление идти в Ниневию
и провозгласить туже самую проповедь, которая сказана
была ему в начале, а именно: "яко взыде вопль злобы его
ко мне" (Ион. 1, 2). Я уже сказал о том, что относится
ко Христу, но буду говорить об этом опять, нисколько не
тяготясь этим, как написано: "таяжде бо глаголати вам,
мне убо неленостно, вам же твердо" (Флп. 3, 1). Итак мы
найдем, что Христос пред честным крестом как бы еще
медлил исполнить свое дело, говорю, и язычникам
предложить проповедь евангельских учений. О сем весьма
ясно говорит Он: "несть послан, токмо ко овцам погибшим
дому Исраилева" (Матф. 15, 24) и своим святым ученикам
Он заповедывал: "на путь языков не идите" и след.
(Матф. 10, 5). Но он был "в сердцы земли три дни и три
нощи" (Матф. 12, 40); он пришел "на источники моря, в
следах... бесдны ходил" (Иов. 38, 16); "понре...
(погрузился) как бы в расселины гор и сниде в землю,
еяже вереи ея заклепи вечнии" (Ион. 2, 6–7). Потом
расхитив ад и проповедав находившимся там духам и
отворив остававшияся недвижимыми врата ада, Он опять
возвратился к жизни. Возникла, освободясь от тления,
жизнь Его и тогда Он явился в саду прежде других ищущим
Его женщинам; потом сказав им: "радуйтесь", повелел
возвестить святым ученикам, что Он предваряет их в
Галилее (Матф. 28, 7–9). Тогда, наконец, язычникам
возвещено было слово Его чрез блаженных апостолов. Тогда
заблудшим проповеда "пo проповеди преждней" (Ион. 3, 2):
ибо не иными заповедями воспитывал Он Израиля прежде
смерти Своей, и не иными – язычников после нея; но одно
для всех Евангелие, и совершенно одинаковы знания
божественных учеников, – и не одно у тех, которые
призваны чрез веру во освящение из Израиля, а другое у
нас, призванных из язычников.
Ион.3:3–4. И воста Иона, и иде в
Ниневию, якоже глагола Господь: Ниневия же бяше град
велик Богу, яко шествии пути трех дней. И начат Иона
входити во град, яко шествия пути [7] дне единого, и
пропоповеда, и рече: еще три дни, и Ниневия превратится
Пророк отправляется в путь и
одушевившись горячим усердием, выходит на дело.
Повинуясь божественному повелению, он отважно входит в
иноплеменную Ниневию, город обширный и занимающий такое
большое пространсгво, что требовалось три дня пути,
еслибы кто хотел обойти его кругом; он проходит чрез
него в один день, или, как думают другие, путешествуя по
нему впродолжении одного дня, он возвещал божественное
определение. Удивительным конечно явлением был (для
Ниневитян) пророк, муж еврейский, пришедший из иной
страны, и вероятно никому из здешних жителей
неизвестный, шествующий по средине города, восклицая и
говоря: "еще три дни, и Ниневиа превратится"
(Ион. 3, 4). Обрати здесь внимание и тщательно рассмотри
следующее обстоятельство: Бог всяческих повелел
проповедывать о Ниневии: "яко взыде вопль злобы ея ко
Мне" (Ион. 1, 2); Пророк же, находясь в ней, говорит:
"еще три дни, и Ниневия превратится" (Ион. 3, 4). Что же
мы скажем на это? не произносил ли он ложь, и не говорил
ли от собственного сердца, а не от уст Господа, как
думают некоторые? He скажем этого, напротив, мы
утверждаем, что пророки часто указывают на способ своего
посольства. Что Господь говорил ему: "востани, и иди в
Ниневию, и проповеждь в ней, яко взыде вопль злобы ея ко
Мне" (Ион. 1, 2), – об этом мы ясно слышали тотчас в
начале пророчества; a чтобы и сам Пророк говорил
что-либо Богу, – об этом мы не знаем. Но впоследствии мы
найдем его говорящим так: "о Господи, не сия ли убо
словеса моя" и дал. (Ион. 4, 2). He видишь ли, что здесь
весьма многое пройдено молчанием и сказано Богом тайно,
равно как и устами пророка к Богу? Итак словам святых
следует усвоять истину: ибо никак не могут говорить ложь
те, которые в изобилии обладают Духом истины.
Ион.3:5. И вероваша мужие Ниневийстии
Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от
велика их даже до мала их
Выразительно изречение: уверовали,
говорит, жители Ниневии, то есть, города, всегда
отличавшегося всевозможными гнусностями. В них было
великое и несчетное множество идолов, и многочисленные
капища, и распространены были тайные искусства. Так у
них были в почете волшебства и лжепророчества, премудрым
считался устремлявший любопытные взоры к звездам и
достигал наивысшей степени славы тот, кто был
удобопреклонен ко всякого рода гнусностям. Но Богу они
поверили все от мала до велика, то есть, знатные и
незнатные, вельможи и люди низкого происхождения, в
роскоши богатства и страдающие под бременем нужды. Одна
у всех была забота – оказать повиновение словам Пророка.
Явление это весьма удивительно и служит в великую
похвалу уверовавшим; ибо они тотчас же с готовностью
подчиняются человеку, призывающему их к исправлению в
будущем, и изнеженную свою выю преклоняют пред
божественными глаголами, и это по призыву к покаянию
иноплеменника и одного человека, и прежде неведанного
им. Так поступили Ниневитяне. А неразумный Израиль не
повинуется закону, смеется над Моисеем, ни во что ставит
слова Пророков: но зачем говорю я об этом? Он сделался
даже убийцею Господа, не повиновался Самому Христу. Итак
состояние Ниневитян было лучше, (чем Израильтян) и это
подтвердил Бог всяческих, негде так говоря Иезекиилю:
"сыне человечь, иди и вниди в дом Исраилев..., не к
людем... иноязычным, ни тяжким языком сущым..., аще же и
к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе: а
дом Исраилев не восхощет послушати тебе..., яко...
непокориви суть и жестокосерди" (Иез. 3, 4–7). Да, люди
иноязычные, глубокоиспорченные и легкомысленные, то
есть, Ниневитяне оказали почтение пророчеству и
немедленно пришли к сознанию необходимости покаяния; а
строптивый Израиль не оказал почтения даже самому
Владыке закона и пророков.
Ион.3:6–9. И дойде слово к царю
Ниневийскому, и воста с престола своего, и сверже ризы
своя с себе, и облечеся во вретище, и седе на пепеле. И
проповедася и речено бысть в Ниневии от царя, и велмож
его, глаголющих [8]: "человецы, и скоти, и волове, и
овцы, да не вкусят ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да
пиют. И облекошася во вретища человецы, и скоти, и
возопиша прилежно к Богу: и возвратися кийждо от пути
своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их,
глаголюще: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог,
и обратится от гнева ярости своея, и не погибнем
Еще больше усиливает похвалу послушанию
и еще больше удивляется готовности к повиновению
призванных к покаянию. Как скоро дошли до слуха их слова
Пророка, – тогда и сам удостоенный скиптра и увенчанный
высшими почестями, оставляет царский трон и сбросив с
себя приличествующия ему одежды и сняв с себя багряницу,
облекся во вретище, то есть, был в скорбных одеждах.
Возседши же на пепле, он этим сам и другим дал указание
на то, что необходимо и отказаться от пищи и,
умилостивляя Бога непрестанными мольбами, просить у Него
помилования. Очень мудрыми оказались Ниневитяне и в том
отношении, что они посредством поста все вместе
старались отвратить беззаконие. Подлинно это был
истинный и беспорочный образ покаяния. Но поскольку
Израиль, не имея надлежащей опытности в этом, держал
некогда весьма неразумный и нечистый пост, то Бог
повелел Пророку – возвышенным голосом возвестить им: "не
таковаго... поста Аз избрах, глаголет Господь", и тотчас
присовокупляет, по какой причине Он указал на это: "во
дни бо пощений ваших обретаете воли ваша, и вся
подручная ваша томите; ...в судех и сварех поститеся и
биете пястьми смиренного" (Ис. 58, 3–4, 6). Итак,
Ниневитяне оказались лучшими, совершая Богу чистый и
непорочный пост. Об этом засвидетельствовало Священное
Писание, говоря: "и возвратися кийждо от пути своего
лукаваго, и от неправды сущия в руках их" (Ион. 3, 8).
Этот поступок проникнут мудростью и благоразумием. Они
уверовали, что "раскается... Бог" (Ион. 3, 9) и
прекратит гнев Свой. "Раскается" (μετανοήοει) говорит
вместо: "восхощет" (βουλήσεται). Если Он увидит, что они
от зла перешли к добру, то и Сам обратится к весьма
вожделенному для Него миру и человеколюбию; ибо Он благ
по природе. Впрочем, на согрешающих Он налагает
наказания и на обнаруживающих неудержимую наклонность к
своеволию посылает гнев Свой, который подобно узде
отлично удерживает их и приводит к покорности. Обрати
внимание на то, что говорят Ниневитяне: "кто весть, аще
раскается Бог и обратится от гнева ярости Своея, и не
погибнем?" (Ион. 3, 9). Мудрый же Израиль, воспитанный
законом, не возвышается до понимания того, что благ и
кроток Господь, ибо они несмысленные говорили: "прелести
наша и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, и
како нам живым быти?" (Иез. 33, 10). Но услышали Бога,
ясно говорящего: "обращением обратитеся от пути вашего
злаго: и вскую умираете, доме Исраилев?" (Иез. 33, 11).
Так и поступили Ниневитяне, обращением к лучшему
отвращая угрожающий им гнев, причем постановили, чтобы
вместе с людьми страдали и скоты, лишенные пищи и питья
и вынужденные как бы плакать. Сделано это было уже сверх
того, что требовалось, так как это не было необходимо и
Бог не желал страдания животных; но Писание указало на
это, чтоб поставить на вид необычайность раскаяния
Ниневитян. Знаю, что некоторые краснеют при этом и
говорят, что под скотами разумеются наинеразумнейшие
между людьми. Слова эти справедливы и были бы по
временам уместны, еслибы кем-либо были понимаемы таким
образом. Но смыслу объясняемых слов конечно
соответствует и та мысль, что определением страдания
даже животных указывается на высшую степень покаяния.
Ион.3:10. И виде Бог дела их, яко
обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле,
еже глаголаше сотворити им, и не сотвори
Господь скор на милость и спасет
раскаявающихся; Он тотчас прощает им прежния вины с
прекращением у них греха, и Сам оставляет Свой гнев и
начинает промышлять об их благе. Когда Он видит, что они
обратились к добру, то и Он переходит к кротости,
отлагает погибель и удостоивает прощения; ибо Он
совершенно справедливо говорит: "и вскую умираете, доме
Исраилев, глаголет Господь. Понеже не хощу смерти...
умирающего..., но еже обратитися ему от пути своего и
жити души его" (Иез. 18, 31–32). Когда же говорит "о
зле" (Ион. 3, 10), то разумей не нравственную нечистоту,
но гнев, причиняющий страдания: ибо любя добродетель,
Бог нам не делает зла.
Ион.4:1–3. И опечалися Иона печалию
великою, и смутися. И помолися ко Господу и рече тако: О
Господи, не сия ли убо словеса моя [9], еще сущу ми на
земли моей? Сего ради предварих бежати в Фарсис, зане
разумех, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и
многомилостив, и каяйся о злобах. И ныне, Владыко
Господи, приими душу мою от Мене, яко уне ми умрети,
нежели жити.
Когда Бог оказал милосердие тем, которые
покаянием предотвратили последствия гнева
(божественного), и когда истек назначенный срок, после
которого должно было совершиться предвозвещенное, а
между тем ничего из предсказанного не сбылось; тогда
пророк очень опечалился не потому, что город избежал
погибели (ибо это свойственно только злому завистнику и
меньше всего свойственно святому), но потому, что он
казался каким-то лжецом и пустословом, напрасно
устрашавшим их и говорившим от своего мышления, а совсем
не от уст Божиих, по написанному. Но некоторые думают,
что пророк опечалился по каким-нибудь другим не
указанным (в библейском тексте) соображениям. После
того, как он, говорят, узнал, что Израиль, с призванием
стада язычников, совершенно утратит упование на Бога,
то, как будто бы уже настало такое время, он пришел в
великую скорбь и опечалился о своих единоплеменниках,
как бы уже о погибших. Но он сам не дозволяет так
понимать это, выразительно говоря, что он убежал в
Фарсис (но был пойман укоснивший исполнить посольство)
вследствие ясного знания о том, что Он "милостив... и
щедр... и каяйся о злобах" (Ион. 4, 2). Поскольку же ты,
говорит, таков, то как-же Ты повелел мне всуе
проповедывать им об (угрожающей) погибели? И, как
человек, он малодушествует, утверждая, что он говорил
эти самые слова и в земле Иудейской, – уже просит себе
смерти и как-бы произносит несправедливое осуждение
против Промысла. А это – дело опасное и недостойное
святой души. Ведь (если ни один благоразумный человек
врачей тела но может упрекнуть за то, что они изменяют
лекарства сообразно с свойствами ран; то как-же можно
осудить всеведущего Бога, Который изобретает врачевание,
всегда соответствующее состоянию наших душ и поистине
самое полезное? Да, Он есть врач душ, укрощающий
неистовство наших страстей то страданиями, то напротив
благами милосердия.
Ион.4:4–5. И рече Господь ко Ионе: аще
зело опечалился еси ты? И изыде Иона из града, и седе
прямо града, и сотвори себе кущу [10], и седяше под нею
в сени, дóндеже увидит, что будет граду
He допускает, чтобы дух Пророка был
подавлен унынием, но как бы поддерживает его
ослабевшего. Но хотя Он и очень милосерд, однакоже
благополезно обличает Пророка в том, что он опечалился;
ибо, думаю, не на что иное не может указывать то, что
(Бог) спрашивает (Пророка) и говорит: "аще зело
опечалился еси ты?" (Ион. 4, 4). Он как бы делает упрек
опечалившемуся и не понимающему цели определений
божественных. Когда уже миновались дни, по прошествии
которых должно было бы придти в исполнение
предвозвещенное, а между тем гнев (божественный) еще не
обнаруживал своего действия, тогда он понял, что Бог
умилосердился над ними; впрочем он не совсем еще потерял
надежду, но думает, что хотя и дана отсрочка наказания
тем, которые решились раскаяться; но все же непременно
подвергнутся каким-либо карам гнева те, которые при
покаянии не обнаружили скорби, равносильной их грехам;
ибо какую пользу может принести трехдневный подвиг
погрязшим во всяком беззаконии и поверженным в столь
ужасные прегрешения? Так, по всей вероятности, помышляя
в себе, Пророк удаляется из города и остается
посмотреть, что будет с ними. Он ожидал, что город или
разрушится вследствие землетрясения, или сожжен будет
огнем подобно Содому. Спешно устрояется приют его и
сооружается шатер.
Ион.4:6. И повеле Господь Бог тыкве, и
возрасте над главою Иониною, да будет сень над главою
его, еже осенити от злых его, и возрадовася Иона о тыкве
радостью великою
Бог дает повеление тыкве таким же опять
способом, как и киту, то есть мановением и желанием. И
тотчас выростает прекрасная и пышная тыква и (своими
листьями) скоро покрыла весь шалаш, к радости (пророка)
подобно роще распространив много тени. Пророк же сильно
радуется о ней и поистине ликовал как бы по случаю
великого события Из этого ты можешь видеть свойственную
ему простоту и искренность души. С одной стороны он
"опечалися... печилию великою" (Ион. 4,1) от того, что
не сбылось предсказанное им, а с другой –
"возрадовася... радостью великою" (Ион. 4,6) ради зелени
и растения.
Невинное сердце очень восприимчиво к
скорбям и радостям. Ты увидишь справедливость этих слов,
если обратишь внимание на нравы детей, которые часто
грустят по пустякам и сильно плачут из-за малостей.
Напротив иногда очарованные чем нибудь ничтожным они
приходят в восторг и вдруг переходят от печали к
радости. Как между человеческими телами те, которые
обыкновенно не отличаются крепостью, легко подвергаются
падению, при каком нибудь толчке, хотябы кто нибудь
сделал его не очень сильно, а прикоснулся как бы самой
нежной рукой, так и безхитростное сердце легко отдается
всему тому, что способно тронуть его или даже опечалить.
Ион.4:6–8. И повеле Бог червию раннему
во утрие, и подъяде тыкву, и изсше. И быст вкупе, внегда
возсияти солнцу, и повеле [11] Бог ветру знойну жегущу и
порази солнце на главу Ионину: и малодушествоваше, и
отрицашеся души своея, и рече: уне ми умрети нежели жити
Червем ранним называют гусеницу потому,
что она получает начало своего бытия из росы, падающей
пред восходом солнца. Бог повелевает ей, а также и
знойному ветру, что должно понимать в том же смысле, в
каком Он дает повеления и самой тыкве и киту. И вот
неожиданно она (тыква) засыхает, а жгучий ветер сильно
поражает его, и солнце посылает на томящегося зной,
найдя его лишенным тени, отчего еще больше усиливалась
его скорбь, и он дошол уже до такого малодушия, что
самая смерть сделалась для него весьма желанною.
Ион.4:9. И рече Господь к Ионе: зело ли
опечалился еси ты о тыкве! И рече: зело опечалихся аз
даже до смерти
Замечай опять, что Бог всяческих по
безмерному человеколюбию как бы играет с невинными
душами святых и в нежной любви нисколько не уступает
родителям. Когда тыква дает ему тень, Пророк чрезмерно
радуется о ней. После же сего, по устроению Промысла,
гусеница причиняет вред и жгучий ветер поражает его,
показывая, что и тень была весьма полезна и необходима
ему, дабы он печалился еще больше, лишившись чего-либо
лучшего. Потом сильно опечалившись из-за малости,
говорю, из-за тыквы, он уже не обвинит божественное
человеколюбие, если оно решит оказать пощаду и
милосердие знаменитейшим городам и наполненным
безчисленным множеством жителей. Посему весьма искусно
предлагает ему вопрос: "зело ли опечалился еси ты" – и
это из-за овощного растения. Он же сознается в этом и
это наконец было средством защиты для человеколюбиваго
Бога.
Ион.4:10–11. И рече Господь: ты
оскорбился еси o тыкве, о ней же не трудился еси [12],
ни воскормил еси ея, яже родися обнощь, и обнощь погибе.
Аз же не пощажду ли Неневии града великого, в нем же
живут множайшии неже дванадесять тем человек, иже не
познаша десницы своея ниже шуйцы своея, и скоти их
мнози?
О несравненное и непостижимое
милосердие! Какое слово достаточно будет для
прославления его? и какими устами мы можем вознести
благодарственные песни Милосердому и Благому, ибо Он
удаляет "от нас беззакония наша" и далее (Псал. 102, 12).
Смотри, как Он показывает, что Иона опечалился не во
время и о чем не следовало, между тем, как святому
надлежало бы восхвалять и прославлять Владыку. Если ты,
говорит, опечалился, или лучше доведен был до крайней
скорби тем, что у тебя засохло тыквенное растение,
которое как выросло в одну ночь, так и погибло, то как
же я мог бы не пожалеть многолюдного города, в котором
находится больше ста двадцати тысяч людей, не имеющих
возможности, от времени и возраста распознать, которая у
них правая и которая левая рука? Ведь этого еще не
различают младенцы, которым, как ни в чем не
согрешившим, и следовало прежде других оказать
человеколюбие. В самом деле, не распознающий еще своих
рук какими мог бы быть обременен прегрешениями? Если же
Он называет и животных и удостоивает их сожаления; то и
это делает вследствие великой Своей благости. Ведь если
"праведник милует души скотов своих" (Прит. 12, 10), – и
это служит в похвалу ему, – то что же удивительного,
если и Сам Бог всяческих и к ним питает жалость и
сострадание?
Так Христос спас всех, дав Себя в
искупление за малаго и великого, мудрого и не мудрого,
богатаго и бедного, Иудея и Еллина. Ему по
справедливости можно сказать: "человеки и скоты спасеши
Господи. Якo умножил еси милость Твою, Боже: сынове же
человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут" (Псал. 35, 7–8).
Кирилл Александрийский,
святитель
Цитировано по:
Творения святаго Кирилла
Александрiйского. Часть десятая: Толкование на Малых
пророков: Авдия, Iону, Михея, Наума, Аввакума, Софонiю и
Аггея. [Перевод П. И. Казанского и М. Д. Муретова под
редакциею М. Д. Муретова/]. – Сергиев Посад: Вторая
типография А. И. Снегиревой, 1897. – С. 19–56.
Азбука веры
Примечание
1. В греч, δέδωκα , Вульг. do.
2. Греч. πέλεκυς (вариант: πέλυξ )
κόπτων – секира секущая, но славянский, как и Вульгата,
ближе к еврейскому, malleus conterens.
3. Чермное или Красное море.
4. Т. е. естество каждаго предмета
опроделяется не иным чем, как только Волею Творца.
5. Καταρροφεῖν – поглотить добычу,
уничтожив ее.
6. Благодатного покровительства Божия.
7. У св. Кирилла, как и в некоторых
древних списках, опущено: ὁδοῦ – пути.
8. Вместо: λεγόντων – "глаголющих", как
в некоторых изданиях, у св. Кирилла, согласно древним
кодексам: λέγων – глаголя.
9. По славянскому и греч. вар. далее
следуют слова: "яже глаголах" – ὁύς ἐυάλησα , которого
нет у Кирилла, как и в некоторых греческих изданиях.
10. В славянском опущено ἐϰεῖ – тамо, а
вместо ἀυτῷ – ему, как у Кирилла и нек., читается: ἑαυτῷ
– себе, как в других.
11. У св.
Кирилла, как и в некот., прибавлено: "Господь" – Κύριος
.
12. В славянском, как и в некот.,
опущено: ἐπ’ ἀυτήν или ἐπ’ ἀυτῆς – над нею.
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количес"ва
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов."Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших "
сектанты и иноверие.
Акафист"святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александр"йскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- Полное собрание сочинений
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|