Кирилл Александрийский. Беседа,
сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и
заключен под стражу
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Блаженный пророк Давид надеющихся на
Господа называет неустрашимыми, говоря: "мужайтеся, и да
крепится сердце ваше, вcu уповающии на Господа" (Псал. 30, 5).
Ибо как растения в садах, орошаемыя обильными потоками
воды, укрепляются, зеленеют и достигают великой высоты,
так и душа человека, утешениями Святаго Духа, возрастает
в благочестии, утверждается в вере и приобретает
несокрушимое терпение, которому удивляется блаженный
Павел преимущественно пред всеми другими добродетелями,
говоря: не "точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще,
яко скорбь терпение соделовает, терпение же искуство,
искуство же упование, упование же не посрамит"
(Рим. 5, 3). Итак терпение есть источник всякаго блага,
путь к достижению славы и укрепление надежды жизни
вечной. А каким образом оно приобретается, этому научает
нас Писание, которое говорит: "чадо, аще приступаеши
работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение,
управи сердце твое, и потерпи" (Сир. 2, 1–2). Но, может
быть, скажет кто нибудь: нет ли другаго пути к
достижению жизни, и нельзя ли без труда приобрести
блага? Никак нельзя. Но почему же?
Потому, что и весьма
многие святые подвержены напастям и повсюду преследует
их жестокая вражда. Посему то и сам Спаситель говорил:
"в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир"
(Иоан. 16, 33). Итак, как отвсюду многия напасти
возстают на святых, то необходимо мужественно
противостоять искушениям и помнить всегда слова ученика
(Христова): "блажен муж, иже претерпит искушение, зане
искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог
любящим Его" (Иак. 1, 12).
Но я хочу привести нечто и из
древних примеров, чтобы вы узнали цель духовнаго
мужества. Вавилонские тиранны и люди, управлявшие в этом
народе царством, всегда некоторым образом склонные к
жестокости, высокомерию и гордости, вышли из пределов,
назначенных для человеческой природы, и захотели
присвоить себе честь, подобающую одному Богу. Нечестивый
Навуходоносор воздвиг золотую статую и при звуке
музыкальных инструментов заставлял поклоняться ей все
подвластные ему народы. Они же, привыкшие служить тварям
более, нежели творцу Богу, со всею готовностию
поверглись пред нею и "изменили славу нетленнаго Бога в
подобие образа тленна человека" (Рим. 1, 23). Потом
вавилоняне привели и еврейских отроков Ананию, Азария и
Мисаила, приказывая им поклониться золотой статуе и сей
славный и боголюбезный народ побуждая к томуже нечестию,
в какое впали они сами, к поклонению золотой статуе; но
нисколько не успели в этом. Побежденные их благочестием,
они подвергли их огненному мучению, а виною их была
твердость в вере, постоянство в благочестии, отвержение
человекослужения и то, что они не хотели признать того,
что оскорбляло божественное существо. Но когда они были
ввержены в огненную пещь, тогда явилось великое действие
неизреченной силы. Ибо сила стихии изменилась в то, что
противно ея природе, огонь повиновался воле Творца, и
пламя превратилось в прохладную росу. Когда юноши
заметили присутствие небесной помощи, то воспели в
огненной пещи, и божественными песнями укротили силу
пламени. Эта пещь была образом Церкви, которая имеет
воспевающих не только людей, но и ангелов. Подивившись
добродетели этих мужей, похвалив терпение их и
благочестие, посмотрим теперь на то, в какихь
обстоятельствах мы находимся. Они жили при варварах
тираннах, а мы под скиптром благочестивой империи, имея
благочестивейших правителей над всеми делами; почему же
нам уступать врагам? Если они и возжгут пещь козней и
возбудят злобный пламень, внося к нам человекослужение,
то мы имеем Бога на небесах и Ему покланяемся. Ибо Он,
Бог по существу, сделался подобныы нам, не отлагая
своего божества, но почтив природу человеческую: Он
может избавить нас. Подражая вере благочестивейших
императоров и полагаясь на их великую кротость, мы не
будем сносить нечестия противников, и исповедуем, что
Еммануил есть Бог по существу. Исповедуя же и утверждая
это, мы получим великое воздаяние, о котором говорит нам
сам Христос: "всяк, иже исповесть Мя пред человеки,
исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже
отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред
Отцем Моим, Иже на небесех" (Матф. 10, 32–33). А
исповедует Христа тот, кто называет Его истинным Богом и
обличает не верующих; и отвергается Христа опять тот,
кто не признает Его истинным Богом и преследует
исповедующих это. Итак их отвергает, а нас признает
своими Спаситель всех, чрез котораго и с которым
принадлежит Богу Отцу со Святым Духом слава и держава во
веки. Аминь.
Кирилл Александрийский,
святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|