Кирилл Александрийский. Правила
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Каноническое послание к Домну, патриарху
Антиохийскому
1. Каждое дело наше, когда прямо
последует правилам благочиния, не пораждает для нас
никакого смущения, но избавляет нас от порицания
некоторых, паче же приобретает нам и одобрение
благомыслящих. Ибо кто не согласится с мнением
безпристрастным, когда оно произнесено кем либо? Или не
будет ли безукоризнен, паче же всякия похвалы исполнен,
суд правый и законный? Сие пишу ныне, когда твое
благочестие в твоем писании, посланном ко мне и
преподобнейшему и благочестивейшему брату нашему и
соепископу Проклу, именуешь Петра благоговейнейшим и
Боголюбивейшим епископом, а он между тем плачет, и
почитает себя неправильно отрешенным от вверенныя ему
церкви. Прлично было бы или имети ему имя священства
купно с самою вещию, или, аще он не был достоин
предстояти жертвеннику Божию, не быти ему почтену и
наименованием епископа. Может быть слово мое покажется
твоему Боголюбию жестоким и небратолюбным: но не таково
оно по истине. Ибо мы думаем снисходительны быти к
старцу, оставив ему едино наименование. Но много лучше
было бы помыслити и другое. Он глаголет, яко может
оправдати себя: но ему не дано времени на оправдание, и
не предложено разсмотрети дело по правилам. Аще сие было
бы учинено: то самое делопроизводство, или обличило бы в
нем преступника, доказаннаго и признаннаго, и потому не
могущаго рещи, яко обижен, или представило бы его
решительно невиновным, и возвратило бы ему начальство
над церковью, которая была ему поручена. Поелику же
ничего таковаго не сделано: то он и вопиет против сего,
и глаголет, яко потерпел несносную обиду, и яко
неправедно извержен; присовокупляет же, яко и все, что
он имел собственнаго, отъято у него. Итак твое
преподобие приемля в рассуждение, чего требуют
Божественные правила, и что прилично церкви и
поставленным в ней для священнаго служения, сверх же
сего уважив и наше писание, да отрет слезы старца. И аще
восхощет он судитися с теми, кои возглашали на него
преступления: то да судится по принятому обычаю пред
твоим благочестием, в соприсутствии то есть подчиненных
тебе благочестивейших епископов, кроме тех, которых не
примет, как им подозреваемых. Мы не полагаем, чтобы кто
либо из благочестивейших епископов имел враждебныя мысли
против брата: но дабы сей предлог не послужил к
ослабению силы имеющаго быти суда, аки бы сей неправедно
произведен был, то ни мало не будет оскорбительно, аще
некоторые по сомнению в их безпристрастии, не будут в
судебном собрании.
2. Неправедно же отъятое у него
имущество справедливость требует возвратити ему по двум
причинам: во-первых, поелику не надлежало быти чему либо
таковому; во-вторых, поелику благочестивейших епископов,
сущих по всей Земли, весьма огорчает и в крайнее
неудовольствие приводит требование отчета в случивщихся
у них расходах, как из доходов церковных, так и из
приношений от некоторых. Ибо каждый из нас за свое время
даст отчет Судии всех. Утвари и недвижимыя стяжания
надлежит хранити церквам не отчуждаемыми: свободным же
быти правящим Божественное священство в распоряжении
случающимися в их время расходами.
3. Рукописание же отречения дал он, как
сказует, не по собсвенному произволению, но по нужде, по
страху и по угрозам от некоторых. Но и кроме сего, с
церковными постановлениями не сообразно, яко некие
священнодействователи представляют рукописание
отречения. Ибо аще достойны служити: да пребывают в сем;
аще же недостойны: да удаляются от служения не
отречением, но паче осуждением по делам, противу коих
может кто либо вознести велийкий вопль, яко происходящих
вне всякаго порядка. Целуй же с тобою братию: сущая же с
нами целует тебя о Господе.
Его же к епископам, сущым в Ливии и Пентаполе
4. Подобает имети попечение о всем, что
полезно и необходимо к назиданию народа, и что служит к
славе святых церквей. Ибо в Писании сказано:
благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев.15:31). Отцы
монастырей, находящихся в Фивской области, мужи
благочестивые и проходящие житие дивное, пришедши в
Александрию, быв вопрошаемы мною о состоянии тамошних
монастырей, объявили, яко многие соблазняются по
следующей прчине. Некоторые, вступив недавно в брак, и
вышедши как бы из самаго брачнаго чертога, уловляют
некоторых из Боголюбезнейших епископов, и, может быть,
потому что никто не обнаруживает их состояния,
рукополагаются в священнослужители, то есть, в
пресвитеры. Другие из самых монастырей быв изгнаны, яко
безчинные, такожде восхищают рукоположение, и,
соделавшись священнослужителями, входят в те самые
монастыри, из коих изгнаны, и хотят приносити безкровную
жертву, и исполняти все, что прилично
священнослужителям. А от сего происходит, яко некоторые,
знающие их, уклоняются и от церковных собраний, и не
хотят причащатися, когда они служат. Итак поелику все,
как речено мною, подобает нам творити для назидания
народа: то да наблюдает за сим ваше благочестие: и аще
кто имеет быти рукоположен в священнослужителя,
испытуйте его житие, такожде, имеет ли он жену, или нет,
как и когда поял ее, и не из числа ли он изверженных от
другаго благочестивейшаго епископа, или из монастыря, и
тогда, аще обрящется безпорочным, рукополагати его.
Таким образом мы соблюдем в чистоте свою совесть, и в
безукоризненности священное и досточтимое служение.
5. Аще же некие, будучи
оглашенными, подвергнутые отлучению, в наказание за
грехопадения, потом приближаются к смерти: то да
крещаются, и да не отходят от жизни сея без причастия
благодати, то есть без приобщения Святых Тайн. Ибо
кажется и сие согласно с уставами Церкви. Приветствуйте
сущих с вами братий. Сущие же с нами приветствуют вас о
Господе.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|