Кирилл Александрийский. Беседа на притчу
о винограднике
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
"Подобно... есть Царствие Небесное
человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в
виноград свой" (Мф. 20,1). Ты слышал, возлюбленный,
евангельскую притчу Господа; выслушай и посильное
изъяснение наше. Домовладыка великого дома – это Господь
Бог, ибо дом – мир; Владыка же, создавший его – Бог.
Виноградник Его – это природа человеческая; делатели
виноградника – это святые, работающие для спасения
людей. Первый час означает время благочестивых при
Авеле, Енохе и Ное, ибо они были первыми
богопочитателями, т. е. первыми делателями виноградника.
Так Ной, – разумей в духовном смысле, ибо духовны
(таинственны) слова, – насадил виноградник. Сии работали
до 3-го часа. Время после 3-го часа есть период Авраама,
Исаака и Иакова, ибо и они делатели спасения нашего,
трое почислу, почему и работали до 6-го часа. От 6-го
часа – средина дня, когда солнце ярче освещает
вселенную, – это время закона, потому что теперь именно
озарил человечество заповедями закона истинный свет –
Бог наш. Так, действительно "заповедь Господня светла,
просвещающая очи" (Пс. 18,9), и еще: "свет – повеления
Твоя" (Ис. 26,9).
От 6-го часа – полдень. Действительно,
когда преполовились времена от начала миротворения и до
скончания времен, тогда в качестве полуденного луча
послан был Моисей и Аарон, и вот культ закона до 8-го
часа. Девятый же час – время духоносных пророков, ибо и
они, как прекрасные делатели, были посылаемы
Домовладыкой возделывать виноградник души нашей до 10-го
часа. Десятый час – пришествие Единородного; ибо
напоследок времен, по исполнении веков, снисшел к нам
Сын Божий, Слово Бога; и как с 11-го часа до 12-го
остается один уже и последний час (время), так и от
пришествия Христова до исполнения (веков) – одна година
(время). Слушай, что говорит Иоанн: "дети, последняя
година есть" (1Ин. 2,18).
Ты видишь, что Владыка виноградника,
вышедши в 11-й час и найдя праздностоящих, нанял их. Кто
ж эти праздные? Мы от языков, ибо праздны мы были от
боговедения, праздны от добрых дел. И говорит им: "что
зде стоите весь день праздны" (Мф. 20,6)? Целым днем Он
назвал время от начала творения мира до пришествия Его
(Спасителя), ибо доселе язычники были праздны, не ведая
Бога, яко никто же нас наят, отвечают.
Благорассудительны язычники: действительно, никто их не
нанимал – ни закон, ни пророки; последние были посылаемы
к Израилю, а не к язычникам. Посему очень разумно
отвечают, – яко никто же нас наят. Но благий Домовладыка
говорит: "идите и вы работать в виноград мой, и еже
будет правда, дам вам" (Мф. 20,4). И вот праздные стали
делателями; ибо работает ныне сия Церковь, некогда
бывшая праздною: "работает лик апостолов, мучеников,
подвижвиков, монашествующих, святых дев, девственников и
живущих в честном браке". И заслуженно взяла сия Церковь
один динарий. Так быстро работающий способен за один час
сделать то же, что и трудившийся с ранняго утра. Вот и
разбойник за один час услышал: "Днесь со Мною будеши в
раи" (Лк. 23,43).
Но слушай, что говорят те: мы понесли
"тяготу дне и вар" (Мф. 20,12). Правду говорят они:
"язычники в период закона не несли тоготы ярма закона и
однакож были уравнены с первыми в работе". Друже,
говорит, Аз не обижаю тебе. Не обижает праведный Судия.
А чтобы слова: хощу сему дати, якоже и тебе, ты не счел
лицеприязнию, а не делом благодати, думай так: сколько
бы мы ни делали, сколько бы ни трудились, мы ничего не
делаем достойного цены: "вся правда человека, якоже порт
нечистые" (Ис. 64,6). Все есть дело благодати, как
говорит Павел: "оправдаеми туне благодатию Его"
(Римл. 3,24): и "не от дел, да никтоже похвалится"
(Ефес. 2,9). Дар Божий не потому, что мы не трудимся, но
потому, что ничего достойного награды не можем сделать.
Ибо говорится: егда сотворите вся повеленная вам,
глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом
сотворити, сотворихом. В самом деле, ты подаешь бедному
хлеб, а получаешь в наследие Царство Небесное, – видишь,
что значит: хощу дати...
А далее: "аще (ужели) око твое лукаво
есть, яко Аз благ есмь" (Мф. 20,15). Не сказал, что
святые лукавы; напротив: "не лукавы ли вы, так как Я
благ"? Ибо поистине Он благ по благости. Не по работе,
следовательно, и плата: труд ничтожен, а награда велика
(Ис. 64,4). Ты напоил жаждущего чашею воды, а получаешь
"ихже око не виде и ухо не слыша" (1Кор. 2,9). Видишь,
как Он благ. А начинает от последних к первым потому,
что первые будут последними: и нареку не Мой народ
народом Моим (Ос. 2,23) и потом: "дондеже (когда)
исполнение (полное число) языков внидет; тогда и весь
Израиль спасется" (Рим. 11,25–26) во Христе Иисусе,
Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков.
Аминь.
Кирилл Александрийский,
святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количес"ва
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов."Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших "
сектанты и иноверие.
Акафист"святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александр"йскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- Полное собрание сочинений
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|