Кирилл Александрийский. Послание к
одному из ревностных защитников Нестория
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Знаю искренность любви твоей, понимаю
твое усердие. Если бы я писал к человеку, который не
знает моей жизни, то я должен бы был много говорить для
уверения его, что я человек миролюбивый, нерасположенный
к ссорам и спорам, но такой, который желает всех любить
и заслужить любовь всех. Но как пишу к такому, кто меня
знает, то в немногих словах скажу, что если бы мне
надобно было утолить печаль брата о потере имения или
денег, это я сделал бы с большим удовольствием, для
того, чтобы не подумал он, что я ценю что-нибудь выше
любви. Но так как дело идет о вере и смущены все церкви,
какия только существуют в римской империи (потому что из
какого бы города, из какой бы веси ни приходил кто либо,
каждый спрашивает: что это за говор всеобщий? что за
новое учение распространяется по церквам?): то что
остается делать нам, которым Бог вверил учение о
таинствах веры? нам, от которых в день всеобщаго суда
потребуется ответ за вверенных нашему водительству? Они
скажут, что соблюли веру так, как научены были нами.
Поэтому, если мы передали им правое учение, получим
награду, приимем похвалу; а если – иное и превратное, то
какого пламени достаточно будет для нашего наказания? Мы
услышим тогда эти слова, сказанныя в Писании: "землю Мою
погубил ecи, и люди Моя избил ecи" (Ис. 14, 20). Там
мирянин даст отчет только за свою жизнь; мы же, на
которых возложено служение свяшенства, должны будем дать
отчет не за себя только самих, но и за всех верующих во
Христа. Я не считаю важными для себя огорчения, обиды,
злословие, как ни много хотят мне сделать их некоторые
неразсудительные люди; все это должно предаться
забвению, Бог будет судить их за их пустословие; нужно
только, чтобы пребыла здравою вера. Дружество и любовь
во мне постоянныя чувства; и я никому не уступлю в любви
к боголюбивейшему епископу Несторию: о Христе желаю –
как пред Богом говорю это – чтобы он удержал за собою
доброе мнение, загладил порицание, какое на себя навлек
прежними действиями, и доказал, что распространенныя
некоторыми в вере новыя мнения приписываются ему по
клевете, и что в тех слухах нет нисколько истины. Если
Христос велел любить нам и ненавидящих, то не бо́льше ли
это следует выполнить в отношении тех, которые нам
братия и сосвященники? Если некоторые хотят повредить
веру, мы не будем предателями своих душ; и хотя бы
потребовалось подвергнуться caмой смерти,
нерешительность неуместна. Если мы убоимся сказать
истину в защиту славы Божией, дабы чрез то не
подвергнуться неприятностям: то с каким лицем мы пред
народом будем славить подвиги святых мучеников? как
станем хвалить их за то, что они исполнили слово
Писания: "даже до смерти подвизайся о истине"
(Сир. 4, 32)?
Кирилл Александрийский,
святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|