Кирилл Александрийский. Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Надлежало бы вам довольствоваться
наставлениями предшествовавших учителей и как напоенным
священными струями не чувствовать более жажды. Но как я
замечаю в вас ненасытимую жажду к слушанию, то вот и мы
скажем немногое согласное с тем, что уже вам известно.
Нет никакого сомнения, что светлый сонм святых
поставляет себе в особенную честь и славу прославлять
Христа и, так сказать, похваляется сим прославлением из
горячей любви к Нему. Вот, например, блаженный пророк
Исаия взывает к Нему: Господи Боже мой, прославлю Тя,
воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела (Ис.25:1),
а блаженный пророк Давид говорит: Язык мой поучится
правде Твоей, весь день хвале Твоей (Пс.34:28). И это
есть цель святых. Злые же и беззаконные, не понимая
великого, досточтимого и глубокого таинства воплощения
Единородного, открыто богохульствуют, отверзая
невоздержные и необузданные уста. Да слышат же они
пророка Исаию, который так говорит к ним: Вы же приидите
семо сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в
чем услаждастеся, и на кого отверзосте уста ваша, не вы
ли есте чада пагубы, семя беззаконно (Ис.57:3). Поистине
чада пагубы и семя беззаконное суть те, которые
отверглись Господа, искупившего их. Куплени бо есть
ценою (1Кор.6:20), и не истленным сребром или златом, но
честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа
(1Пет.1:18:19). Каким же образом кровь обыкновенного,
подобного нам человека могла бы быть искупительною ценою
всего мира? Как один умер за всех, чтобы всех спасти?
Каким образом мы стали принадлежать Ему, - мы, которые
принадлежим истинному по естеству Богу? Почему мы служим
и поклоняемся Ему, тогда как нам запрещено служить твари
паче Творца? Но, как я уже сказал, некоторые
непризнательны снисхождению нашего Спасителя, отрекаются
от Господа, свергают с себя иго рабства, дабы и о них
Христос сказал словами пророка: Горе им, яко отскочиша
от Мене: боязлива суть, яко нечествоваша ко Мне: Аз же
избавих я, сии же возглаголаша на Мя лжу (Ос.7:13). Лгут
же против славы и величия нашего Спасителя подражатели
злобы и нечестия фарисеев. Они носят имя христиан, но
смысл имеют иудействующий и язык ядовитый и исполненный
горечи, так что и о нем Христос сказал устами Иеремии:
Се Аз на тя, горде, глаголет Господь (Иер.50:31).
Подлинно древние иудеи преследовали Христа, общего
нашего Спасителя, нападали на Него, как звери, хотели
камнями побить своего благодетеля и Спасителя; почему
Спаситель тогда говорил к ним: Много добра дела явих вам
от Отца Моего: за кое дело камение мещете на Мя?
Отвещаша Ему иудее, глаголюще: о добре деле камене не
мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши
себе Бога (Ин.10:32).
Таковы хулы древних иудеев на
Спасителя нашего, подражатели же безумия их и нечестия,
возобновляя эти хулы, говорят: "Для чего Ты, быв
человеком, делаешь себя Богом?" О безумный и непотребнейший! Не понимаешь таинства. Он не сделал Себя
Богом, быв человеком, но, будучи по естеству Бог,
неизменно и неслиянно сделался человеком и, родившись
неизреченно от Бога Отца, благоволил родиться по плоти
от жены и нарещись Сыном человеческим, дабы нас спасти.
Сделался подобным тебе ради тебя и пребыл Сам в Себе
тем, чем был. Признай же Единородного родившимся по
плоти, исповедуй Боговым Того, Кто нас ради сделался
человеком; Он Сам себя предлагает тебе, говоря: Аз есмь
Сам глаголяй (Ис.52:6). Он людям прежнего времени дал
закон чрез Моисея, потом явился уже во плоти. Вот тебе
свидетели - святые пророки. Что говорит Варух, едва не
перстом указуя Еммануила? Сей Бог наш, не вменится ин к
Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову,
отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него. Посему
на земли явися, и с человеки поживе (Вар.3:36-38).
Блаженный Давид также поет о Нем: Бог наш яве приидет
(Пс.49:3). Хочешь ли слышать свидетельство о Нем и от
проповедников Нового Завета? Слушай, вот Иоанн
креститель говорит: Уготовайте путь Господень, правы
творите стези Бога нашего (Мф.3:3). Хочешь ли иметь и
другое полнейшее удостоверение? Обещал Бог блаженному
Давиду от плода чрева его посадить на престол
его(2Цар.12; Пс.131:11). Он же (Давид), весьма много
радуясь этому, тщательно разыскивал место рождения сего
(плода). Но следует послушать его самого: Аще взыду на
одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома
моима дремание, и покой скраниама моима (Пс.131:3).
Доколе, ты думаешь? Дондеже обрящу место Господеви,
селение Богу Иаковлю (5). Заботливо изыскивает место
блаженный Давид; одобряю усердие, хвалю терпение твое,
но если ты узнал что-нибудь более, поведай и нам. Где
будет его рождение? В каком месте Он родится? Слушай,
вот его ясные слова: Се слышахом я во Евфрафе и
обретохом я в полях дубравы (Пс.131:6). Когда говорит о
Евфрафе, означает этим Вифлеем. О сем и Бог
свидетельствует через одного из святых пророков: И ты,
Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах
иудиных; из тебе бо изыдет старейшина, еже быти в князя
во Израили, исходи же его изначала, от дней века
(Мих.5:2). Слышишь, как он о вифлеемлянине сем (так как
он соделался человеком) утверждает, что исходи Его от
начала века? Ибо в начале бе Слово, и Слово бе у Бога
(Ин.1:1). Но мне стыдно, говоришь ты, признавать Богом
родившегося от жены? Значит, ты ставишь ни во что
божественные определения? Отвергаешь домостроительство?
Противишься изволению Господа? Таким именно образом Он
восхотел спасти мир. Неужели ты мудрее самой мудрости?
Чудное дело! Светильник хочет сравняться с солнцем.
Господь всяческих знает, что делает. Итак, признай
домостроительство, почти верою таинство, не исследуй
заботливо того, что выше нашего ума, не трудись напрасно
постичь непостижимое: веруй вместе с нами. Но если ты
останешься и неверующим, Он верен пребывает, отрещися бо
Себе не может (2Тим.2:13). Ему слава и держава со Святым
Духом вовеки. Аминь.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|