Кирилл Александрийский. Разговор с
Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не
Христородица
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Несторий: Всякий раз, когда божествевное
Писание говорит о рождении Христа от Девы Марии, или о
смерти (Его), нигде не пользуется (именем) Бога, но
(именем) Христа или Господа или Иисуса, так как эти три
(имени) обозначают две природы, иногда – одну, иногда –
другую. Например, скажу так: когда Апостол повествует
нам о рождении Христа от Девы, то говорит: "Посла Бог
Сына Своего, раждаемаго от жены" (Гал. 4, 4); он не
сказал: "послал Бога Слово", но употребляет имя (Сына),
показывающее два бытия, именно – Бога и человека, так
как Христос – двояк; ибо Дева родила Сына Божия (в том
смысле), в каком сказано: "вы же бози есте, и сынове
Вышняго вси" (Псал. 81, 6); поэтому мы научились от
Писания называть святую Деву – Христородицею,
Господородицею, человекородицею; Богородицею же нигде
никогда не были научены называть (ее).
Кирилл: Исаия вопиет в Духе, говоря: "Се
Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему
Еммануил: еже есть сказаемо – с нами Бог" (Матф. 1, 23).
Итак, рожденный (есть) Бог, хочешь или не хочешь.
Несторий: Ангел сказал Иосифу: "Востав,
поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди
тамо, дóндеже реку ти" (Матф. 2, 13); но не сказал:
"поими Бога и Матерь Его".
Кирилл: Но архангел Гавриил говорит
Деве: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит
Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Вышняго"
(Лук. 1, 35).
Несторий: Апостол говорил: "Себе умалил,
зрак раба приим" (Флп. 2, 7), что значит – облекся в
наше тело, посему – "преспеваше премудростию и
возрастом, и благодатию у Бога и человек" (Лук. 2, 52),
как Господний человек.
Кирилл: Все рожденное от плоти плоть
есть; но это не уничтожает чудесности рождения; ибо как
Бог рождает божески, так и боголепная Дева родила плотию
Бога Слово от Бога.
Несторий: Всякая мать рождает
единосущное себе; следовательно, Она – не мать Ему, если
Он не единосущен Ей: ибо каким образом мать Ему, когда
Он чужд Ея сущности?
Кирилл: Нас научили исповедывать Единаго
Сына от Девы и от Духа Святаго, единосущнаго Матери, как
и Отцу, как изрекли Отцы.
Несторий: Я разделяю природы, соединяю
поклонение, так как Богнеотделим от Того, Который видим;
поэтому я не отделяю почитания.
Кирилл: Кто разделяет природы, тот
говорит о двух Сынах, не веруя Писанию, говорящему:
"Слово плоть бысть" (Иоан. 1, 14).
Несторий: Павел говорит: "Посланника и
Святителя исповедания нашего быти Иисуса, верна суща
Сотворшему Его" (Евр. 3, 1–2); Он принес Себя в жертву
за Себя, как и за людей; почему представляется
Первосвященником пред Богом.
Кирилл: Павел говорит: "Христос единою
принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без
греха явится" (Евр. 9, 28). И опять (ап. Петр говорит):
"Греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его"
(1Петр. 2, 22). И вот Он Сам Себя приносит за нас. Итак,
смотри, не за Себя принес Себя, но за людей.
Несторий: Он Сам сказал: "Ядый Мою плоть
и пияй Мою кровь жив будет Мною, якоже Аз живу ради
Пославшаго Мя Отца" (перифраз – Иоан. 6, 56–57). Итак,
что ты вкушаешь, еретик? Божество или человечество? Ибо
Христос не сказал – "ядущий Мое божество", но – "плоть".
Кирилл: Я с верою причащаюсь
животворящей плоти животворящаго Слова; посему Спаситель
сказал: "Ядущие от сего хлеба не вкусят смерти во век"
(перифраз – Иоан. 6, 58). Недостойно же причащающиеся
будут осуждены за неверие.
"Несторий: Господь посла Мя, и Дух Его"
(Ис. 48, 16); "Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза
Мя" (Ис. 61, 1). Поэтому и (Давид) говорит: "Помаза Тя,
Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих"
(Псал. 44, 28). Итак, разумей Помазаннаго, исповедуй
Помазавшаго и поклонись храму ради Обитающаго в нем.
Кирилл: Я исповедую Единаго Сына от двух
– от Духа Святаго, и Марии Девы: Единаго не разделяю на
два.
Несторий: Как же ты говоришь, что Он не
знает часа, котораго не знает Сын, кроме одного только
Отца? Или как, зная, отрицает? Или не зная, каким
образом назван Премудростию и Силою Божиею, будучи
причастен незнания?
Кирилл: Не не знает часа Сын Божий, все
ведущий и имеющий в Себе Отца, как сказал Сам: "Никтоже
знает Отца, токмо Сын" (Матф. 11, 27). Зная один только
природу Отца, сущую прежде всего, конца-ли века не знает
Сын Божий? Да не будет; не знает же Сын по благодати, а
не по природе; (как и) мы, (будучи сынами) по благодати,
не знаем всего и ничего не ведаем о том что относится к
концу века.
Несторий: Естественным образом мы алчем
и жаждем и спим, не по желанию испытывая это, но
подчиняясь естественной необходимости. Итак, что же?
Окажется, что Бог будет следовать законам необходимости?
Да не будет.
Кирилл: Мы по природе алчем и жаждем и
спим, – не по желанию, но являясь рабами естественной
необходимости. Он же – не по необходимости, но
добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил
пять тысяч, и семью опять – четыре тысячи. Он Сам
сказал: "Никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу,
полагаю ю" (перифраз – Иоан. 10, 18). Никакой человек не
может сделать этого, кроме одного только Христа.
Несторий: Ты говоришь, что пострадал
Сын? Следовательно, пострадал и Отец. Если же говоришь,
что Отец не страдал, то ты делаешь Сына иносущным Ему.
Кирилл: Я не называю ни Отца страждущим,
ни Сына – нестраждущим; но безстрастно – Божество, так
как безтелесно; страждет же Господь по плоти.
Несторий: Я не говорю, что Слово, став
плотию, не страдало; ибо Божество безстрастно. И
Безстрастный выше страданий; плоть же страстна и
человеческое естество смертно.
Кирилл: И мы исповедуем Божество
безстрастным; плотию же Оно приняло страдание; отсюда –
"Христу пострадавшу за ны плотию" (1Петр. 4, 1). Имя же
– Христос – не чуждо Богу; ибо Апостоль говорит: "от
нихже Христос, Сый над всеми Бог благословен во веки.
Аминь" (Рим. 9, 5).
Кирилл Александрийский,
святитель
Перевод с греческого Migne, Р.
ser. gr.
t. LXXVI, coll. 249-256.
Азбука веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|