Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыНовоеСоцсетиПоиск


Святитель Кирилл Александрийский - творения


Кирилл Александрийский. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица

Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня

Святитель Кирилл Александрийский (376–444) - один из наиболее значительных богословов своего времени, обличитель несторианства, создатель христологической доктрины, автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике.

Святитель Кирилл Александрийский. Икона

***

Несторий: Всякий раз, когда божествевное Писание говорит о рождении Христа от Девы Марии, или о смерти (Его), нигде не пользуется (именем) Бога, но (именем) Христа или Господа или Иисуса, так как эти три (имени) обозначают две природы, иногда – одну, иногда – другую. Например, скажу так: когда Апостол повествует нам о рождении Христа от Девы, то говорит: "Посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены" (Гал. 4, 4); он не сказал: "послал Бога Слово", но употребляет имя (Сына), показывающее два бытия, именно – Бога и человека, так как Христос – двояк; ибо Дева родила Сына Божия (в том смысле), в каком сказано: "вы же бози есте, и сынове Вышняго вси" (Псал. 81, 6); поэтому мы научились от Писания называть святую Деву – Христородицею, Господородицею, человекородицею; Богородицею же нигде никогда не были научены называть (ее).

Кирилл: Исаия вопиет в Духе, говоря: "Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо – с нами Бог" (Матф. 1, 23). Итак, рожденный (есть) Бог, хочешь или не хочешь.

Несторий: Ангел сказал Иосифу: "Востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти" (Матф. 2, 13); но не сказал: "поими Бога и Матерь Его".

Кирилл: Но архангел Гавриил говорит Деве: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Вышняго" (Лук. 1, 35).

Несторий: Апостол говорил: "Себе умалил, зрак раба приим" (Флп. 2, 7), что значит – облекся в наше тело, посему – "преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек" (Лук. 2, 52), как Господний человек.

Кирилл: Все рожденное от плоти плоть есть; но это не уничтожает чудесности рождения; ибо как Бог рождает божески, так и боголепная Дева родила плотию Бога Слово от Бога.

Несторий: Всякая мать рождает единосущное себе; следовательно, Она – не мать Ему, если Он не единосущен Ей: ибо каким образом мать Ему, когда Он чужд Ея сущности?

Кирилл: Нас научили исповедывать Единаго Сына от Девы и от Духа Святаго, единосущнаго Матери, как и Отцу, как изрекли Отцы.

Несторий: Я разделяю природы, соединяю поклонение, так как Богнеотделим от Того, Который видим; поэтому я не отделяю почитания.

Кирилл: Кто разделяет природы, тот говорит о двух Сынах, не веруя Писанию, говорящему: "Слово плоть бысть" (Иоан. 1, 14).

Несторий: Павел говорит: "Посланника и Святителя исповедания нашего быти Иисуса, верна суща Сотворшему Его" (Евр. 3, 1–2); Он принес Себя в жертву за Себя, как и за людей; почему представляется Первосвященником пред Богом.

Кирилл: Павел говорит: "Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится" (Евр. 9, 28). И опять (ап. Петр говорит): "Греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его" (1Петр. 2, 22). И вот Он Сам Себя приносит за нас. Итак, смотри, не за Себя принес Себя, но за людей.

Несторий: Он Сам сказал: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь жив будет Мною, якоже Аз живу ради Пославшаго Мя Отца" (перифраз – Иоан. 6, 56–57). Итак, что ты вкушаешь, еретик? Божество или человечество? Ибо Христос не сказал – "ядущий Мое божество", но – "плоть".

Кирилл: Я с верою причащаюсь животворящей плоти животворящаго Слова; посему Спаситель сказал: "Ядущие от сего хлеба не вкусят смерти во век" (перифраз – Иоан. 6, 58). Недостойно же причащающиеся будут осуждены за неверие.

"Несторий: Господь посла Мя, и Дух Его" (Ис. 48, 16); "Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя" (Ис. 61, 1). Поэтому и (Давид) говорит: "Помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих" (Псал. 44, 28). Итак, разумей Помазаннаго, исповедуй Помазавшаго и поклонись храму ради Обитающаго в нем.

Кирилл: Я исповедую Единаго Сына от двух – от Духа Святаго, и Марии Девы: Единаго не разделяю на два.

Несторий: Как же ты говоришь, что Он не знает часа, котораго не знает Сын, кроме одного только Отца? Или как, зная, отрицает? Или не зная, каким образом назван Премудростию и Силою Божиею, будучи причастен незнания?

Кирилл: Не не знает часа Сын Божий, все ведущий и имеющий в Себе Отца, как сказал Сам: "Никтоже знает Отца, токмо Сын" (Матф. 11, 27). Зная один только природу Отца, сущую прежде всего, конца-ли века не знает Сын Божий? Да не будет; не знает же Сын по благодати, а не по природе; (как и) мы, (будучи сынами) по благодати, не знаем всего и ничего не ведаем о том что относится к концу века.

Несторий: Естественным образом мы алчем и жаждем и спим, не по желанию испытывая это, но подчиняясь естественной необходимости. Итак, что же? Окажется, что Бог будет следовать законам необходимости? Да не будет.

Кирилл: Мы по природе алчем и жаждем и спим, – не по желанию, но являясь рабами естественной необходимости. Он же – не по необходимости, но добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил пять тысяч, и семью опять – четыре тысячи. Он Сам сказал: "Никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу, полагаю ю" (перифраз – Иоан. 10, 18). Никакой человек не может сделать этого, кроме одного только Христа.

Несторий: Ты говоришь, что пострадал Сын? Следовательно, пострадал и Отец. Если же говоришь, что Отец не страдал, то ты делаешь Сына иносущным Ему.

Кирилл: Я не называю ни Отца страждущим, ни Сына – нестраждущим; но безстрастно – Божество, так как безтелесно; страждет же Господь по плоти.

Несторий: Я не говорю, что Слово, став плотию, не страдало; ибо Божество безстрастно. И Безстрастный выше страданий; плоть же страстна и человеческое естество смертно.

Кирилл: И мы исповедуем Божество безстрастным; плотию же Оно приняло страдание; отсюда – "Христу пострадавшу за ны плотию" (1Петр. 4, 1). Имя же – Христос – не чуждо Богу; ибо Апостоль говорит: "от нихже Христос, Сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь" (Рим. 9, 5).

Кирилл Александрийский, святитель

Перевод с греческого Migne, Р.

ser. gr. t. LXXVI, coll. 249-256.

Азбука веры

***

Молитва святителю Кириллу Александрийскому:

  • Молитва святителю Кириллу Александрийскому. Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов своего времени, обличитель несторианства, создатель христологической доктрины, автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в сектанты и иноверие.

Акафист святителю Кириллу Александрийскому:

Канон святителю Кириллу Александрийскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:

Труды святителя Кирилла Александрийского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru