Кирилл Александрийский. Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Никакое слово недостаточно для выражения
славы и достоинства святых. Ибо они являются в мире как
светила, слово животно придержаще (Флп.2:16), как
сказано в Писании. А когда они проповедуют Божественные
Тайны, прилично сказать им от лица всех: Не вы есте
глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас
(Мф.10:20). Они провозвестили нам Иисуса, истинный свет
и жизнь вечную, Которому мы говорим словами блаженного
Давида: Вся земля да поклонится Тебе и поет же имени
Твоему, Вышний (Пс.65:4). Когда закон, обнародованный
через Моисея, имеет еще свою силу и Евангелие еще не
было возвещено, тогда был ведом во Иудеи Бог, во Израили
велие имя Его (Пс.75:2). Моисей был слаб голосом и
косноязычен, поэтому и закон слышался только во Иудее.
Но, когда воссиял истинный свет и Бог Слово, как один из
нас, воспринял плоть и кровь (Евр.2:14), тогда все
исполнилось Им - везде храмы и алтари, везде собрания
торжествующих, поклонники, добрые пастыри и стада
духовных овец, во множестве наполняющие священные
пристанища. До пришествия Спасителя нашего род
человеческий блуждал по земле, люди служили твари вместо
Творца (Рим.1:25), поклонялись произведениям рук своих и
у всякого заблуждающегося богом было то, что ему
нравилось.
Но явилось нам, как я сказал, единородное
Слово Божие, добрый Пастырь, истинный Агнец. Святая и неискусомужная Богородица Мария родила из девической
утробы, как животворное семя, вочеловечившегося Бога,
свободного в образе раба, уподобившегося нам ради нас и
высшего всей твари, Того, Который умалил Себя ради нас и
явился в божественной славе, - Того, Который уничижил
Самого Себя и восседает на престоле со Отцом, Того,
который истощил Самого Себя и от своей полноты разделяет
достойным блага, Того, Который по человечеству вместе с
Вами творит поклонение и как Бог служит предметом
поклонения не на земле только, но и на небе. Ибо, по
слову Божию, егда вводит Первородного во вселенную,
глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр.1:6;
Пс.96:7). Каким образом Он введен был во вселенную? Эту
тайну открой мне ты, евангелист, скажи мне ты, святой
Иоанн, называемый сыном грома, ты, поражающий вселенную
великим и необычайно сильным звуком, обладающий
бессмертным гласом! Вот какое собрание пастырей
приступило к тебе; отвали нам камень, как св. Иаков
пастырям (Быт.29:10); открой нам кладезь жизни, чтобы и
мы ныне могли почерпать из источников спасения; в
особенности же предложи нам свой источник жизни. Итак,
внемлите словам его: В начале бе Слово, и Слово бе к
Богу, и Бог бе Слово, Сей бе искони к Богу (Ин.1:1-2).
Что единородный Сын Божий неизреченным образом родился
от Отца, этому мы издревле веровали; ты, евангелист,
присовокупи к сему и остальное. Итак, внимайте опять
словам его: И Слово плоть бысть (Ин.1: 14), не вселилось
в человека, а сделалось плотью, т.е. человеком.
Единородное Слово Божие сделалось человеком, не
переставая быть Богом, но и в воплощении оставаясь тем,
чем было. Ибо естество Слова неизменно. В нем нет и тени
изменения. Так мыслить научил нас святой евангелист -
эта истинно великая и светлейшая звезда, звезда
спасительнейшая не для тех, которые переплывают это
чувственное море, но для тех, которые стремятся к
благочестию, которые любят истину и желают иметь правую
и чуждую заблуждения веру. Итак, кто хочет плавать таким
образом, тот пусть запечатлеет в уме своем слова сего
богослова, словно звезду; тогда он преодолеет свирепые
волны ересей, приплывет к тихому пристанищу и достигнет
самой истины, т.е. Христа, в котором Отцу со Святым
Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|