Кирилл Александрийский. Беседа, произнесенная в Ефесе
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Внимающие Святому Писанию имеют сердце
мудрое, пламенеющее светом добрых дел и истинной веры.
Любовь к истинному познанию сопровождает такую жизнь.
Ясный свидетель этого Сам Спаситель, взывающей к
Небесному Отцу и Богу: Се же есть живот вечный, да знают
Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус
Христа (Ин.17:3). Итак, познание Сына, соединенное с
познанием Отца, при одинаковом условии есть животворное
познание Бога. Если отделить одно от другого, совершенно
невозможно будет познание Бога. Господь наш Иисус
Христос говорит иудеям: Ни Мене весте, ни Отца моего;
аще Мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте
(Ин.8:19). Иудеи думали, что их отцы видели на горе Сына
Божия по естеству, когда Он сходил на гору Синайскую в
виде огня; думали - это они слышали Его голос, и по этой
причине Моисея, служителя тайн, почтили особенным
удивлением, а Господа нашего Иисуса Христа презрели за
человеческое естество, говоря: Мы вемы, яко Моисеови
глагола Бог, Сего же не вемы откуда есть (Ин.9:29). И
что им за это сказал Христос: Аминь, аминь глаголю вам,
ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте, и
словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, Его же той
посла, Сему вы веры не емлете (Ин.5:38). Истина говорит
совершенную правду. Естество Бога не было видимо на горе
Синайской, а виден был только огонь. При этом издавались
звуки труб, восходил дым, и образы истины прообразовали
саму истину. Бог всех сходит на гору Синайскую в виде
огня. Для чего в виде огня? Намереваясь дать иудеям
закон, Богу удобнее было сойти в виде огня для того,
чтобы вразумить этим преступников закона, что они будут
иметь дело с огнем. Потому блаженный Моисей, устрашая
грешников, обыкновенно восклицал: Бог наш огнь
потребляяй (Втор.4:24). При этом были еще дым и мрак.
Мрак давал знать, что Бога невозможно позвать, а дым
означал слезы своевольных презрителей закона, так как
телесный глаз источает от дыма слезы. Итак, иудеи не
видели лица Отчего, а мы видели его во Христе. Он есть
тончайшая и чистейшая красота родившего, Его образ и
сияние. Хотя Слово, пребывая Богом, приняло плоть и
кровь и назвалось Сыном человеческим, приняв тело не
бездушное и не чуждое ума, как утверждает безумный
еретик Аполлинарий, несмотря на это, Оно всегда было
Богом. Тайну эту Он открывал некогда святым отцам, и ее
можно видеть из многих изречений святых пророков. Из
Книги Бытия частью мы видим, что Сын был виден в образе
человеческом и что Он назван при этом Богом.
Когда блаженный Иаков, оставив
Месопотамию, спешил возвратиться в дом отца и, взяв
обеих дочерей Лавана с детьми, прижитыми от них, привел
их к потоку по имени Иавок, тогда, как повествует
Писание, отпустив детей и жен, он остался один и с ним
до утра боролся муж. Увидев, что нельзя его осилить,
этот муж коснулся его бедра и повредил его. И рече ему
муж, боровшийся с ним: Пусти мя, взыде бо заря. Он же
рече: не пущу тебе, аще не благословиши мене... И
благослови его тамо. И прозва Иаков имя месту тому: вид
Божий, видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя
(Быт.32:26:29-30). О мудрость, достойная святых!
Патриарх видел перед собой борца, а между тем восклицал:
Видех Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя. По
откровению Святого Духа он тотчас уразумел таинство
воплощения. Заметь следующее. Целую ночь боролся с
Иаковом муж, когда же воссиял день, он сказал: Пусти мя,
взыде бо заря. Что это означает? То, что Христос борется
и сражается с теми, которые, подобно находящимся во
мраке и ночи, имеют в уме и сердце мрак неведения, но
когда в их умах занимается заря и свет истинного
богопознания начинает сиять в них, подобно дню, тогда
Христос оканчивает борьбу. Ибо Он вооружается против
тех, которые имеют, подобно находящимся во тьме и мраке,
темное и мрачное сердце, а не тех, которые ходят во
свете и имеют духовную зарю. Итак, человек, прими
духовную зарю, да воссияет тебе свет истины. Перестань
бороться со Христом. Не знающий над собой победы всегда
побеждает. Единородное Слово Божие хотя и сделалось
человеком, но не перестало по естеству быть и Богом.
Измениться Он никак не может. Итак, по Отце Он есть
Слово, а по Матери - человек по плоти. Един есть Бог
Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос,
через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все.
Тому слава во веки веков. Аминь.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|