Кирилл Александрийский. Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Кирилл богобоязливейшему и
вожделеннейшему брату и сослужителю Евоптию о Господе
желает всякого блага.
Прочитав письма, посланные от твоего
благочестия, я удивился, и расположению, и искренности
любви во Христе. И теперь считаю долгом сказать, как
истинно сказанное в книге Притчей: Брат от брата
помогаем, яко град тверд (Притч.18:19). И мне кажется,
дело любви очень высоко ценится в Богодухновенном
Писании, и весьма справедливо. Ибо содержит полноту
закона и превосходит все добродетели и в великом
находится почитании у душ святых. Исполняется же она,
говорим, не в пустых только звуках слов, но (когда)
свидетельствуется самими делами. Ибо, как в
драгоценнейших камнях, которые называются индийскими,
удивляются не тому, что о них рассказывают, но тому, чем
они представляются взорам, таким же, думаю, образом и
блестящая красота любви тогда сияет, когда
свидетельствуется во всех прекрасных делах самими
поступками. Много ценит ее твое благочестие, которое
идет по следам благоразумия святых и выражает благую
жизнь их в свою славу. А теперь твое благочестие
совершенно убедило меня в расположении (ко мне), прислав
книгу, которую составил, говорят, Феодорит кирский -
так, говорят, называется городок. Прочитав же
написанное, я принес Богу благодарственное пение, не
оставил и сих слов: Господи, избави душу мою от устен
неправедных и от языка льстива (Пс.119:2). Ибо везде
вижу клеветы на себя, и это в каждой главе. Я увидел,
что хотя, как говорят некоторые из близких, этот муж
упражнялся в красноречии и, может быть, приобрел
непосредственное знание Священного Писания, но слишком
мало понял силу этих глав. Поэтому мне остается думать и
предполагать, что он поблажает желаниям некоторых, когда
притворяется незнающим, что не считают его - не хорошо и
слишком, но, напротив, - удачно воспользовавшимся
клеветами против нас, хотя, мне кажется, ничего не было
трудного и высокого и ничего неудобопонятного в моих
словах. Но как нужно было, хотя мы уже писали об этом,
сказать несколько и против него, дабы кто не подумал,
что мы замолчали вследствие сознания (своей неправоты),
то сделаю свое защищение, сколько можно, короче. Итак,
надлежало ему, упражнявшемуся в Богодухновенном Писании,
если у него была одна цель рассуждать с нами о
Божественных Таинах, надлежало вспоминать только о
Священном Писании и таким образом составлять свое
изложение свято-прилично, а не выносить на середину
старые для нас и смрадные басни. Он удостаивает сравнить
мои слова с яблоком раздора, может быть, для того, чтобы
показать этим, сколько он приобрел себе премудрости.
Поэтому и мы имеем чрезвычайное удивление к нему: он
представляется нам и красноречивейшим, и многоученейшим,
потому что знает, что такое яблоко раздора и Парис
Приамов. Впрочем, оставивши это до удобного времени,
обратимся лучше к предположенной цели.
Кирилл Александрийский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|