Кирилл Александрийский. О вочеловечении
Бога Слова
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
Περὶ τη ς ἐνανθρωπήσεως του Θεου Λόγου
Сколь же поистине глубоким, великим и
достойным удивления является таинство благочестия, то
самое, которое вожделевают святые Ангелы, как сказал
ученик Спасителя о всех святых пророках, возвещая о всех
нашем Спасителе Христе: "Им открыто было, что не им
самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам
благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во
что желают проникнуть Ангелы" (1Пет.1:12).
Ведь в самом деле, те, которые хотя бы
слегка вгляделись в великое таинство благочестия, то
узрели бы тогда, что когда родился по плоти Христос, то
за нас приносящие благодарение говорили: "Слава в вышних
Богу, и на земли мир, во человецех благоволение"
(Лк.2:14). Как же не исполнится подобающей радости, видя
раждающегося от Девы Спасителя мира и искупителя, да как
же и я кающийся грешник стану совершать праздник
Спасителя всякой природы? Итак вместе с нами общим хором
прославляет Его и множество святых духов. И каков повод
для этого? Вочеловечение Единородного, рождение Его по
плоти, явление в нас пространнейшей кротости,
несравненного великого человколюбия, как сказал
блаженный пророк Исайя: "Поглощена будет смерть навеки"
(Ис.25:8) а также "и отрет Господь Бог слезы со всех
лиц" (Ис.25:8). Он отер неким образом слезу со всего
лица, или следовательно что ту древнюю клятву соделал
бездейственной, упразднив невыносимую власть смерти, как
вновь учит мудрый Павел: "А как дети причастны плоти и
крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить
силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и
избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь
были подвержены рабству" (Евр.2:14–15).
б. Что же это значит: "и Он также принял
оные" разве не то, что ради нас Он родился от святой
Марии Богородицы, по крови и по плоти? Он же сказал, что
сущий Бог и истинное от Бога и Отца Слово, единосущное и
совечное Отцу, превознесено превыше всего самого
славного, "Он будучи образом Божиим, не почитал хищением
быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ
раба от святой Марии, сделавшись подобным человекам и по
виду став человек, быв послушным даже до смерти, и
смерти крестной" (Фил.2:6–8), то есть Он самого себя
добровольно низвел до смирения, от самого которого все
исполнились даров; Он снизошел до нас, но не по какой-то
необходимости, но восхотел ради нас принять образ раба,
Тот, Который свободен по Своей природе, становится ради
нас в нашей природе, Который превыше всякой твари,
Который доходит до смерти, Который все животворит. Он
есть хлеб жизни, Который жизнь Свою отдаст за жизнь мира
(Ин.6:51). Он стал вместе с нами под законом, Тот,
который превыше закона и как Бог есть Законодатель. Тот,
Который превыше рождения в своем рождении и в начале
своем приемлет жребий, Тот, который прежде всех веков и
времени, более того Он является создателем и творцом
веков.
в. Как же Он стал одним из нас? Он
приемлет тело от святой Девы, тело не без души, как
верили некоторые из еретиков, но одушевленное и, более
того, душу разумную (словесную). Также от жены произошел
совершенный человек, и он не воображается или мыслится;
Тот кто не пренебрег им есть Бог, не отверг человека
Тот, Который был всегда, и есть и будет Бог. Мы также
называем святую Деву Богородицей, как пишет блаженный
Павел: "Един Бог и Отец, из Которого все, и мы для Него,
и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им"
(1Кор.8:6). Мы же не разделяем на двух сынов единого
Бога и Спасителя нашего, вочеловечившегося и
воплотившегося Бога Слова; никогда никто так не думал
как только еретики и неразумные; так не думаем и подобно
тому, что одно Божество, а другое человечество,
собственно говоря о Боге Слове как преложившемся в
природу плоти, или же что плоть преложилась в природу
Божества. Во всяком случае Бог Слово совершенно
непреложен и неизменен, но говорится, что поистине Слово
Божие в Себе Самом соединило плоть одушевленную с
разумной душой от святой Девы, воплотилось и
вочеловечилось неизреченно.
г. Итак, вполне достаточно наше
исповедание в отношении правой и безупречной веры
говорящее и исповедующее святую Деву Богородицей; они
сами добавляют, что нет нужды и необходимости называть
человекородицей, ибо единого же Бога и после
вочеловечения мы научились исповедовать и веровать в
Него, как говорит Павел: "Един Бог, един и посредник
Бога и человеков" (1Тим.2:5), Слово Божие неизменяемое,
как мы говорим, стало человеком. И поскольку Он являтся
в природе плоти, святая Дева родила в себе единосущное
нам Его тело, но говорим в Богородице, сведя воедино
вполне и совершенно и тем свидетельствуя, что святая
Дева не родила чистое Божество, но соединенную с Богом
Словом плоть; и не иначе как таким образом надо мыслить
о Богородице, тем самым всячески пребегать к исповеданию
вочеловечения; а также истиной является и то, что святая
Дева стала Богородицей, чудесно родившая единого Христа,
равным образом передавшая нашу плоть и кровь, и она
единосущна и нам по человечеству, как являющаяся плотью
от Марии Богородицы; не подобосущная, как верили
некоторые из еретиков, но единосущна, поскольку она суть
от нашей сущности. Сказано же "Семя Авраама принимает".
Подобосущие означает не истинный человек, но подобного
человеку Сына, как сказал Даниил. Но Апостол учил, что
Он не подобен нам, но говорил: "Человек Иисус Христос,
предавший Себя для искупления всех" (1Тим.2:5–6),
единосущный по божеству Богу и Отцу, как и отцы наши
исповедали Его единосущным Отцу, а не говоря, что Он
подобосущен.
д. Итак, в самом деле, нет особой нужды,
говоря Богородица, вводить (слово) человекородица;
вполне достаточно, как говорил я в первый раз, иметь
всюду исповедание нашего таинства, никогда не привнося
измышлений и не желая клеветать на истину; обычай же
еретиков состоит в том, чтобы изменять верно сказанное
лживым умом, измышляя то, что является заблуждением и
перетолковывая эти божественные Писания. Что же касается
нас, то не привносим то, что вопреки приличному, и имея
цель верно доносить слова; тот же, кто опять думает
неверно, тот не от нас, пусть он послушает то, что
говорит пророк: "горе тем, которые зло называют добром,
и добро – злом" (Ис.5:20). Нет никакого общения света со
тьмой, но и нет никакого согласия Христа с Велиаром. Да
будем же мы идти правым и неложным путем, то есть
протоптанным царским и невозвратным путем, также
достигая почести вышнего звания во Христе Иисусе,
Которому с Богом и Отцом слава, со Святым Духом во веки
веков. Аминь.
Кирилл Александрийский,
святитель
Перевод выполнен по Migne P. G., t. 77,
1 p. 1089- 1095, col. 416 - C - 418 A
Азбука веры
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов. Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших в
сектанты и иноверие.
Акафист святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александрийскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|