Кирилл Александрийский. Наставление*,
данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого
он послал в Рим по делу о Нестории
Память: 18 / 31 января, 9 / 22 июня
Святитель Кирилл Александрийский
(376–444) - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количества
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике.
***
I. Вера Нестория или – вернее – его
злоучение в главных своих чертах таково. Он говорит, что
Бог-Слово, знавший наперед, что родившийся от святой
Девы будет святым и великим (Лук. 1, 35. 32), избрал
именно его для сей цели и устроил так, что он родился от
Девы без (семени) мужа, позволил ему называться Своими
собственными именами и (наконец) воздвиг его (из
мертвых). Поэтому, хотя Единородное Слово Божие и
называется вочеловечившимся, но только в том смысле, что
Оно всегда пребывало с тем святым человеком, который
родился от Девы; – подобно тому, как Оно пребыло с
пророками, так же пребывало Оно, – по словам Нестория, –
и с этим человеком – только в еще более тесном
соприкосновении (κατὰ μείζονα συνάϕειαν). Посему он
(Несторий) всюду избегает термина "соединение" (τὴν
ἕνωσιν), но пользуется термином "соприкосновение"
(συνάϕειαν), когда Оно (Слово) остается внешним (для
родившагося от Девы) и как бы говорит (Оно) к Иисусу:
"якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою" (Нав. 1, 5).
Однако, скрывая свое нечестие, он (Несторий) говорит,
что (Слово) сопребывало с ним (рожденным от Девы) от
чрева (матери).
II. Поэтому он (Несторий) считает Его
(Иисуса Христа) не Богом истинным, но только названным
так по благоволению Божию. Что касается того, что Он
именовался Господом, то опять (Несторий) хочет понимать
это название таким же образом, что Богу-Слову
благоугодно было дать Ему (Иисусу Христу) и это
наименование.
III. Он (Несторий) не говорит, – как
делаем это мы – что за нас умер и воскрес Сын Божий, но
говорит: умер человек и воскрес человек; и ничего такого
он не относит к Слову Божию.
IV. Ведь и мы исповедуем, что Слово
Божие безсмертно и есть жизнь; но мы веруем, что Оно
"сделалось плотию" (Иоан. 1, 14), т. е., соединив с
собою плоть вместе с душою разумной, страдало плотию, по
Писаниям; и когда пострадало Его тело, – говорится, что
Само (Слово) страдало, хотя по природе Оно безстрастно;
и когда воскресло Его тело, – ибо "плоть Его не видела
тления" (ср. Псал. 15, 10; Деян. 2, 27. 31), –
говорится, что Само (Слово) воскресло за мертвых. А тот
(Несторий) не так думает, но утверждает, что страдание и
воскресение принадлежали человеку и что предлагается в
таинствах тело человека. Мы же веруем, что плоть Слова
потому имеет животворящую силу, что и плоть и кровь
принадлежали животворящему все Слову.
V. He перенося подобных выражений, тот
(Несторий) поручил Келестию [1] составить письменную
жалобу против пресвитера Филиппа [2], который его
обличал и не желал более иметь с ним общения
(συναϕθῆναι) по причине его еретичества. А в той
письменной жалобе обвинение состояло в том, яко бы он
(Филипп) манихей. Потом (Несторий) позвал того человека
(Филиппа) на собор. Тот, исполняя каноническое
требование, явился туда, будучи готов оправдываться.
После же того, как Келестий не мог ничего доказать, он
(Келестий) скрылся и не приходил (более) на собор.
VI. Потерпев неудачу с этой стороны, он
(Несторий) прибегнул к другому предлогу. Именно он
спросил (Филиппа): "почему ты устраивал частныя собрания
и в (обыкновенном) доме совершал (литургийное)
приношение?" Но так как почти весь клир стал говорить:
"и из нас каждый по нужде, когда случится, делает это",
то он (Несторий) вынес решение о низложении этого
человека (Филиппа).
Таковы для тебя (Посидония) пункты,
содержащие самое главное из хулений Нестория.
Кирилл Александрийский,
святитель
Азбука веры
Примечание
1. Ср.
у Мария Меркатора Liber
subnotationum in verba Juliani I, 4 сл.:
Migne, lat. ser. t. XLVIII, col. 112 sqq.; см.
также ibid., col. 285.
2. См. y Сократа, Церковная История VII,
26, 27 и 29.
* Или "наказ" (ὑπομνηστικόν), инструкция
(commonitorium), "мандат", докладная записка. Этот
документ помещается в конце 11-го (9-го) письма св.
Кирилла Александрийскаго к папе Келестину I-му (Migne,
gr. ser. t. LXXVII, col. 85. 88. 89).
***
Молитва святителю Кириллу Александрийскому:
- Молитва святителю Кириллу Александрийскому.
Святитель Кирилл Александрийский - один из наиболее значительных богословов
своего времени, обличитель несторианства, создатель
христологической доктрины, автор большого количес"ва
трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и
догматике. Покровитель миссионеров и апологетов."Его
просят в молитве о вразумлении ближних, попавших "
сектанты и иноверие.
Акафист"святителю Кириллу Александрийскому:
Канон святителю Кириллу Александр"йскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Кирилле Александрийском:
Труды святителя Кирилла Александрийского:
- "Беседа, произнесенная в Ефесе"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория"
- "Беседа, произнесенная в Ефесе, в день святого Евангелиста Иоанна"
- "Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые"
- "Защитительная речь к императору Феодосию"
- "Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их"
- "На Святой Символ"
- "О воплощении Бога Слова"
- "Послание в Келестину, епископу Римскому"
- "Послание к Евоптию против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским"
- "Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии"
- "Послание к Несторию"
- "Послание к Несторию об отлучении"
- "Поучение, произнесенное к народу 23 апреля [433 г.]"
- "Правила"
- "Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу"
- "Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу"
- "Беседа, произнесенная двадцать пятого декабря в великой александрийской церкви о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа"
- "Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому"
- "Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице"
- "Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей"
- "Послание к одному из ревностных защитников Нестория"
- "Диалог о вочеловечении Единородного"
- "О вочеловечении Бога Слова"
- "О правой вере к царицам"
- "Ответы Тиверию диакону с братией"
- "Слово об исходе души и Страшном Суде"
- "Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица"
- "Разъяснение догматов"
- "Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть первая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть вторая"
- "О поклонении и служении в Духе и истине. Часть третья"
- "О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому"
- "Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому"
- "Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем"
- "Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви"
- "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории"
- "Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие"
- "Послание к египетским монахам"
- "Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому"
- "Послание к клиру и народу константинопольскому"
- "Послание к монахам константинопольским"
- "Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора"
- "Послание второе писаное из Ефеса, прежде собора"
- "Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел"
- "Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга первая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга вторая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга третья"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга четвертая"
- "Толкование на пророка Исаию. Книга пятая"
- "Толкование на пророка Аввакума"
- "Толкование на книгу пророка Авдия"
- "Толкование на пророка Аггея"
- "Толкование на пророка Осию"
- "Толкование на пророка Амоса"
- "Толкование на пророка Захарию"
- "Толкование на пророка Иоиля"
- "Толкование на книгу пророка Ионы"
- "Толкование на пророка Малахию"
- "Толкование на пророка Михея"
- "Толкование на пророка Наума"
- "Толкование на пророка Софонию"
- "Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила"
- "Беседа на притчу о винограднике"
- "Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки""
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том первый"
- "Толкование на Евангелие от Иоанна. Том второй"
|