Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 65
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Из вчерашней беседы нашей вы видели
любомудрие Иосифа и невыразимое незлобие, какое он
оказал своим братьям; он не только не напомнил им об их
поступках в отношении к нему, но и их самих, при
возвращении к отцу, убеждал и советовал не обвинять друг
друга в том, что они сделали против него, но, отложив
всякий гнев, совершать путь в единодушии. Теперь
рассмотрим дальнейшие события, чтобы нам видеть
возвращение братьев Иосифовых к отцу и переселение
Иакова в Египет, и то, как он, узнав об Иосифе, снова
расцвел и сделался, так сказать, юношею из старца. Кто
может выразить словами ту радость, какая была у Иакова,
когда он узнал, что Иосиф жив, и достиг такой великой
знатности? Вы знаете, что неожиданное счастье производит
особенно большую радость. Узнав, что тот, кого он уже
столько лет считал добычею зверей, теперь начальствует
над всем Египтом, как он от столь великой радости не
лишился ума? Ведь сильная радость часто сопровождается
такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь.
Можно видеть, как многие и слезы проливают от излишней
радости; а другие нередко приходят в беспамятство, когда
видят то, чего не ожидали, и когда нечаянно встречают
живыми тех, кого считали умершими. Но, чтобы яснее была
наша речь, снова выслушаем прочитанные места (Св.
Писания). "Изыдоша же, – сказано, – из Египта, и
приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и
поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и
он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли
Иаков: не вероваше бо им". Видишь, как я говорил, Иакову
невероятным казалось известие об Иосифе, так что мысли
его волновались, и он рассказ братьев считал обманом. В
самом деле, они сами прежде принесли одежду Иосифа,
обагренную в крови козла, и уверяли отца, что сын его
сделался добычею зверей, а теперь говорят, что он жив и
начальствует над всем Египтом. Смутившись духом, Иаков
размышлял сам с собою: что бы это значило? Если
справедливо прежнее, то невероятно настоящее; а если
настоящее верно и справедливо, то ложно прежнее. Смущало
его особенно то, что прежде он слышал от своих детей
одно, а теперь узнает от них другое. Но они, видя
смущение отца, и желая уверить его в справедливости
своих слов, "глаголаша ему вся реченная от Иосифа, елика
рече им" (Быт.45:27); а после слов представили колесницы
и дары, присланные от Иосифа, – и едва могли убедить
отца, что рассказы их не ложь. Видя посланные колесницы,
чтобы отправиться ему в Египет – "оживе", сказано
(Быт.45:27). Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков
вдруг помолодел духом, сказано: "оживе". Что значит:
"оживе"? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей,
начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь
хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый
погаснуть, тотчас издает яснейший свет, – так и этот
старец, уже готовый угаснуть от скорби "не хотяше бо, –
сказано, – утешитися, глаголя, яко сниду к сыну моему
сетуя во ад" (Быт.37:35.), теперь узнав, что Иосиф жив и
начальствует над Египтом, увидев и колесницы, "ожил"
духом, из старца стал юношею, рассеял облако грусти,
утишил бурю помыслов, и наконец успокоился. А все это
устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел
наконец утешение, и сделался участником благоденствия
своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и
сновидения, которые он сам же истолковал, сказав: "еда
пришедше приидем аз и мати твоя, и братия твоя
поклонитися тебе до земли" (Быт.37:10). Поверив
виденному и слышанному, Иаков воскликнул: "велико ми
есть сие, Аще еще Иосиф сын мой жив есть: шед узрю его,
прежде неже умрети ми" (Быт.45:28). Это весьма важно,
говорит, превышает всякое разумение, и затмевает всякую
человеческую радость, если еще жив сын мой Иосиф. "Шед
узрю его". Итак, поспешим, чтобы мне иметь свидание с
ним, прежде нежели умру я; весть эта воскресила дух мой,
прогнала немощи старости, укрепила мой рассудок. Если
мне придется увидеться, то я умру, насладившись
совершенною радостью. Итак, ни мало не медля, праведник
отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на
своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того,
кого он считал уже давно умершим и добычею зверей.
Пришедши к кладезю клятвенному, он вознес
благодарственную молитву Господу, и "пожре жертву Богу
отца своего Исаака" (Быт.46:1).
2. Слыша это, научимся тому, чтобы,
когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за
какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, –
прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не
иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое
дело, и таким образом подражать благочестию древних
праведников. "Пожре, – сказано, – жертву Богу отца
своего Исаака", – чтобы видно было, что он шел по следам
отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно
Исааку. И как он сам предварительно благодарственною
молитвою показал свою признательность к Богу, то тотчас
же последовали и знамения вышнего благоволения.
Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость,
он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости
видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его
жизнь, чтобы он мог насладиться совершенною радостию. И
смотри, как благой Бог, обнадеживает праведника. "Рече
Бог Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове! Аз
есмь Бог отцев твоих. Не убойся изыти во Египет, в язык
бо велий сотворю тя тамо, и Аз сниду с тобою во Египет,
и Аз возведу тя до конца и Иосиф возложит руки своя на
очи твои" (Быт.46:2–4). Вот как Господь обещает
праведнику то, чего он желал, и даже еще больше.
Щедрость Его часто превышает наши желания, по
свойственному Ему человеколюбию. "Не убойся, – говорит,
– изыти во Египет". Так как (Израиля) устрашала
дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на
немощь старости: "в язык велий сотворю тя тамо, и Аз
сниду с тобою во Египет". Я сам буду сопутствовать тебе,
и все благоустрою для тебя. Заметь (божественное)
снисхождение в словах: "Аз сниду с тобою в Египет". Что
может быть блаженнее того, чтобы иметь самого Бога
сопутником? А затем последовало и утешение, в котором
особенно имел нужду старец: "Иосиф возложит руки своя на
очи твои". Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело
твое к погребению и возложит руки свои на очи твои.
Итак, с радостию и без всякого опасения предпринимай
путь. Теперь представь себе, с каким благодушием
праведник совершал путешествие, получив из божественного
обетования такое удостоверение. "Воста же, – сказано, –
Иаков, и сынове его, и взяша все стяжание [855] свое и
внидоша во Египет" (Быт.46:5–6). В шестидесяти шести
душах [856] сошел Иаков в Египет; и Иосиф с сыновьями
своими, бывшими у него, был девятым, так что вместе с
Иосифом всех душ было семьдесят пять (Быт.46:26–27). Для
чего божественное Писание с такою точностию показало нам
число лиц? Для того, чтобы мы могли видеть, как
исполнилось проречение Божие Иакову: "в язык велий
сотворю тя тамо". От этих семидесяти пяти душ потомство
Израиля распространилось до шести есть тысяч. Видишь,
как не напрасно и не без цели Писание показало нам число
переселившихся в Египет, но чтобы мы видели, от какого
малого числа какое великое число (душ) произошло, и
чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям
божественным. Когда подумаешь, как после смерти Иакова и
Иосифа царь египетский употреблял все усилия, чтобы
уменьшить их потомство и не дать ему размножиться,
однако ж не успел в этом, а (род Иакова) более и более
прибавлялся и увеличивался, то удивись и изумись
промышленно Божию и (знай), что не может не исполниться
определенное Им, хотя бы кто придумывал тысячи
препятствий. Но рассмотрим все по порядку, чтобы знать,
как произошло свидание Иакова с сыном. Когда Иаков
приблизился к земле египетской, то "посла, – сказано, –
Иуду пред собою ко Иосифу срести его", чтобы известить
его о прибытии отца. Узнав это и запрягши колесницы,
Иосиф "изыде во сретение отцу своему, и явився ему,
нападе на выю его, и плакася плачем великим"
(Быт.46:28–29). Произошло то, о чем я вначале говорил
вам – что нередко и чрезвычайная радость заставляет
проливать слезы. "Нападе на выю его и плакася", и не
просто, а "плачем великим". Тотчас пришло ему на ум,
сколько он сам выстрадал, и сколько вытерпел из-за него
отец; представил себе и то, сколько времени прошло после
их разлуки, и как, сверх всякого ожидания, и он видит
отца, и отец видит сына, и он испускал потоки слез, и
показывая этим величайшую радость, и благодаря Господа
за совершившееся. "И рече, – сказано, – Израиль ко
Иосифу: да умру отныне, понеже видех лице твое: еще бо
ты еси жив" (Быт.46:30). Я насладился, говорит, тем,
чего желал; достиг того, чего уже никогда и не ожидал.
Со мною случилось то, чего я никогда не надеялся.
Наконец, довольно уже мне жить. Я увидел моего
вожделенного; и для полного моего утешения достаточно
видеть, что ты еще жив, – ты, которого я давно уже
считал умершим и добычею зверей. Отеческий голос, полный
любви и вполне обнаруживающий душевное состояние. "Рече
же Иосиф к братии своей, шед повем Фараону и реку ему:
братия моя приидоша. Они же суть мужи пастуси: мужие бо
скотопитателие суть [857]: и скоты, и волы приведоша.
Аще убо призовет вас Фараон, и речет: что дело ваше
есть? Рцыте, яко [858] мужие скотопитатели есмы...
мерзость бо есть Египтяном всяк пастух овчий"
(Быт.46:31–34).
3. Заметь разумность, с какою дает совет
братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая
поставить их в большей безопасности, и не допустить их
до смешения с египтянами. Так как египтяне гнушались
людьми, ведущими пастушескую жизнь, и презирали их, а
между тем братья Иосифа не имели египетского
образования, то поэтому Иосиф и советует им наперед
выставлять свои занятия, чтобы под этим благовидным
предлогом можно было отделить лучшую для них землю, где
бы они могли жить безопасно. Таким образом Иосиф "от
братий своих поя пять мужей, и постави их пред Фараоном.
И рече Фараон: что дело ваше? И реша: мы скотопитатели
[859] ...есмы, ныне убо да вселимся в земли Гесем. И
рече Фараон глаголя: да вселятся, Аще же веси, яко суть
в них мужие сильнии, постави их старейшины скотом моим"
(Быт.47:2–6). Как советовал Иосиф, так и ответили братья
его фараону, и таким образом получили позволение жить на
земле Гесем. Но фараон, по своему благоволению к Иосифу,
говорит еще: "аще веси, яко суть в них мужие сильнии,
постави их старейшины скотом моим". Затем ввел Иосиф и
отца своего Иакова к фараону. "Рече же фараон ко Иакову:
колика лет дней жития твоего?" (Быт.47:8). Так как
фараон видел пред собою старца в самой глубокой
старости, то и спрашивает его о числе лет.
"И рече Иаков Фараону: дние лет жития
моего, яже обитаю [860]"
(Быт.47:9). Вот как все праведники проводили настоящую
жизнь, как бы на чужой стороне, и так в ней
располагались. Послушай, как и Давид говорил:
"пресельник аз есмь у тебе и пришлец" (Пс.38:13). Так и
Иаков говорит: "дние лет жития моего, яже обитаю".
Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они
сознавали, "яко странны и пришельцы суть на земли"
(Евр.11:13). "Дние лет жития моего, – говорит Иаков, –
яже обитаю, сто тридесять лет: малы и злы Быша дние лет
жития моего; не достигоша во дни лет жития отец моих"
(Быт.47:9). Дни, говорит, которые я прожил, и
малочисленны и бедственны. Здесь он разумеет годы
рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства,
учиненного им из-за брата; потом, после возвращения
оттуда, – скорбь, столь долговременную, о
(предполагаемой) смерти Иосифа, и еще многие другие
бедствия, им испытанные. Представь себе, в каком страхе
он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру,
истребили целый город и взяли в плен всех жителей
Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая беспокойство, в
каком находился: "ненавистна мя сотвористе, яко злу мне
быти живущим на земли: аз же мал есмь числом, и
собравшеся на мя, иссекут мя, и истреблен буду аз и дом
мой". Поэтому и говорит теперь он фараону: "малы и злы
Быша дние лет жития моего... И всели Иосиф отца своего,
и братию свою, и даде им обдержание в земли Египетстей
на лучшей земли Рамессийстей, якоже повеле Фараон. И
деляше Иосиф пшеницу отцу своему и братии своей, и всему
дому отца своего по числу тел [861]" (Быт.47:10–12). Так
оправдалось то, что говорил он братьям: "посла мя Бог
пред вами оставити вам [862] останок на земли"
(Быт.45:7), "и на жизнь посла мя Бог пред вами"
(Быт.45:5). "Деляше, – сказано, – хлеб по числу тел".
Что значит: по числу тел? Значит,
сколько потребно было для каждого. В Писании обыкновенно
называется весь человек – иногда душою, иногда – телом.
И как выше было сказано: в семидесяти пяти душах сошел
Иаков в Египет, вместо того, чтобы сказать: семьдесят
пять "мужей и жен", – так и здесь говорится: по числу
тел, то есть, на каждого человека. Таким образом, в то
время, когда весь Египет и земля ханаанская страдали от
голода, дом Иакова благоденствовал, имея продовольствие,
как бы из источников каких-либо текущее. "Пшеницы, –
говорит Писание, – не бяше во всей земли: одоле бо глад
зело: скончавашеся же земля египетская и земля Ханааня
от глада" (Быт.47:13).
4. Примечай неизреченное промышление
Господа. Прежде, нежели усилился голод, Он ввел
праведника в Египет, чтобы он нисколько не испытал
бедствия, угрожавшего земле Ханаанской. И, когда все
туда стекались, "собра, – сказано, – Иосиф все сребро"
от живших в Египте и в Ханаане, и так раздавал им хлеб
[863]. "И оскуде наконец сребро. Внесе бо все
[864] в дом фараонов".
Пришедши же "вси египтяне", сказали: "даждь нам хлебы, и
Вскую умираем пред тобою, сканчася бо сребро"
(Быт.47:14–15). У нас, говорят, нет уже денег, чтобы
купить, потому мы погибаем от голода. Не отвергни же
нас, которым угрожает смерть; дай нам хлеба, чтобы нам
можно было жить и не умереть. "Рече же им Иосиф:
пригоните скоты ваша, и дам вам хлебы" (Быт.47:16). Если
нет у вас денег, говорит, я приму от вас стада. Ежели
серебро ваше все истощено, приведите ваших домашних
животных, и получите хлеб. "Пригнаша же скоты своя ко
Иосифу: и даде им [865] за кони, и за овцы, и за волы, и
за ослы: и прекорми их за скоты их. Приидоша же к нему
во второе лето, и рекоша ему: да не како погибнем", не
имея ни серебра, ни скота, так как все у тебя, господина
нашего, ничего другого "не остася, точию едино тело и
земля наша. Да не умрем, купи нас и землю нашу хлебами:
и будем мы и земля наша рабы Фараону: даждь семя да
посеем, и живи будем, и не умрем, и земля не опустеет"
(Быт.47:17–19). Себя сами они отдали в рабство, отдали и
землю, чтоб только прокормиться: так силен был голод. "И
купи Иосиф землю Египетскую Фараону" (Быт.47:20).
Египтяне отдали ее, будучи принуждены к тому голодом. "И
бысть земля Фараону. И люди поработи ему в рабы, от края
предел Египетских даже до краев кроме земли жреческия:
им бо даде хлеб [866] Фараон, и ядяху, сего ради не
продаша земли своея" (Быт.47:20–22). Вот какое
благоразумие и какую мудрость имел Иосиф: он не оставил
их томиться голодом и всю землю приобрел Фараону вместе
с обращением в рабство всех египтян. Но заметь здесь и
ту чрезвычайную попечительность, какую оказывал им.
"Рече бо Египтяном: се купих вас и землю вашу днесь
Фараону: возмите себе семена, и сейте на земли. И Аще
[867] будут плоды ся, дасте [868] пятую часть Фараону:
четыри же части будут вам самим в семена земли, и на
препитание вам, и всем сущим в домех ваших"
(Быт.47:23–24). Какая щедрость, какая
предусмотрительность, какая необычайная заботливость!
Поэтому и те, чувствуя благодеяние, говорят Иосифу:
"оживил ны еси, обретохом благодать пред господином
нашим, и будем раби Фараону" (Быт.47:25). Видишь ли
щедрость (Иосифа)? Зная, как египтяне отягощены нуждою,
зная, сколько труда и усилий они должны были перенести
при обрабатывании земли, он говорит им: семена я вам
буду доставлять, а обо всем прочем вы сами употребите
ваше старание, и если будут плоды, отдавайте одну часть,
а четыре части будут оставаться у вас, и в награду за
труды и в запас для пропитания вашего. "И сию [869]
устави им заповедь, пятую часть даяти Фараону, кроме
земли жреческия" (Быт.47:26).
Да слышат нынешние люди, какие
преимущества в древности давались служителям идолов, и
да научатся хотя такую же честь оказывать тем, кому
вверено служение Богу всяческих. Если древние,
заблуждаясь и совершая служение идолам, думали, что они
воздают особенное почтение идолам, когда такой чести
удостаивают служителей их, то какого осуждения
заслуживают те, которые ныне не имеют попечения о
служителях Божиих? Разве не знаете, что эта честь
переходит к Господу всяческих? Итак, не смотри на того,
кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать
то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он
служить, – чтобы ты мог получить от Него щедрое
воздаяние. Поэтому-то и сказал Господь: сделавший
единому из сих – для Меня сделал [870], и: "приемляй
пророка во имя пророче мзду пророчу приимет" (Мф.10:41).
Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно
с достоинством или слабостью служителей Своих? Он
награждает тебя или осуждает сообразно с твоем
расположением. И как честь, воздаваемая чрез них [871],
подает нам великое дерзновение (потому что Он усвояет
Себе то, что делается для Его служителей), так и
презрение их низведет свыше великое наказание. Господь
усвояет Себе как воздаваемую [872]
честь, так и презрение. Зная это, никогда не
будем пренебрегать попечением об Иереях Божиих. Говорю
это я, не столько о них заботясь, сколько о вашей любви,
желая, чтобы вы чрез все приобретали себе благо. Даешь
ли ты столько, сколько получаешь от Господа? Какое ты
служение оказываешь? Однако и за это, незначительное и
ограничивающееся настоящею жизнию служение, ты можешь
получить нетленные награды и неизреченные блага.
5. Размышляя об этом, будем внимательны
к этим служениям [873], рассчитывая не издержки, но ту
пользу и прибыль, какую можем чрез это приобрести. Если
мы, видя кого-нибудь близкого к человеку, облеченному
мирским величием, стараемся оказывать ему всевозможные
услуги, зная, что честь, воздаваемая ему, переходит к
его покровителю, и что он, сделавши это известным своему
покровителю, может таким образом еще более расположить
его в вашу пользу, то тем более так будет у Господа
всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и
сострадание прохожему человеку, или поверженному на
распутии, то Господь, усвояя Себе это, обещает ввести
сделавших им что-либо доброе в царство небесное и
изречь: "приидите благословении Отца моего, взалкахся бо
и дасте ми ясти" (Мф.25:34, 35). Тем более тот, кто
оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и
облеченным священным саном, получит не только такое же
воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый
Господь всегда с большим избытком вознаграждает за
сделанное нами. Итак, не будем хуже неверных, которые,
еще находясь в заблуждении относительно идолов,
оказывали такое попечение об их служителям. Но сколь
великое различие находится между заблуждением и истиною,
между служителями идолов и служителями Божиими, такое же
различие покажем и в самом почтении, дабы получить свыше
тем большее воздаяние. "Вселися же Израиль в земли
Египетстей: и возрастоша и умножишася зело" (Быт.47:27).
Таково было обетование Божие Иакову: "в язык велий
сотворю тя тамо". И "поживе Иаков седмьнадесять лет и
Быша дние Иаковли лет сто четыредесять семь"
(Быт.47:28). Бог определил столько времени для жизни
Иакова, чтобы он оставил эту жизнь, получив достаточное
утешение за те бедствия, которые претерпевал во все
продолжение жизни.
Но, если хотите, чтобы не отяготить
вашей памяти множеством сказанного, остальное оставим до
другого времени и на этом окончим нашу беседу. При этом
убеждаем любовь вашу тщательно внимать тому, что
говорится, постоянно сохранять это в памяти и
непрестанно содержать в уме, – размышляя о подвигах
терпения праведников, о великодушии, о вере их в
божественные обетования, когда они не колебались умом
вследствие того, что происходило после обетований, но,
твердо уповая на всемогущество Обетовавшего им, кротко
переносили все и чрез это возвеличивались. Вот и этот
праведник, столько лет оплакивавший Иосифа, как
умершего, наконец увидел его управляющим египетским
царством; и досточудный Иосиф после рабства, после
заключения в темнице, после всех других страданий, им
претерпленных, получил начальство над целою страною. И,
если мы проследим все заключающиеся в Писании
повествования, то найдем, что все добродетельные мужи
шествовали путем искушений, и только таким образом
получали свыше великую помощь. Поэтому если и мы хотим
удостоиться благоволения Божия, не будем нетерпеливы в
искушениях, не будем унывать, когда они постигают нас;
но лучше будем радоваться и веселиться, укрепляя себя
верою и зная, что тем большим будем наслаждаться
промышлением Божиим, если решимся все переносить с
благодарением. Да будет же всем нам дано и настоящую
жизнь провести в добродетели, и будущих достигнуть благ,
благодатию и человеколюбием Господа вашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
853. Злат.: εἰς τὴν Χαναναίαν "в Хананею", а
далее – Χαναάν "Ханаан".
854. – ἀνήγγειλαν; в Лукиан. – ἀπήγγειλαν,
хотя значение обоих выражений сходно.
855. πᾶσαν τὴν κτῆσιν согласно с Алекс. и
Амврос. сп.; в Лукиан. – πᾶσαν τὴν ἀποσκευὴν "все
имение". Ст. 5 и 6 у святителя переданы в сокращении.
856. ᾿Εν ἐξήκοντα ἔξ ψυχαῖς κατέβη ᾿Ιακὼβ
ἐις Αἴγυπτον; в Лукиан. сп. – πᾶσαι αί ψυχαὶ, αί
εἰσελθοῦσαι μετὰ ᾿Ιακὼβ ἐις Αἴγυπτον... ἐβδομήκοντα
πέντε.
857. εἰσὶ согласно с Лукиан. и др. сп.; в
древ. Ватик. – ἦσαν "быша" (Слав. Б.) согласно с евр. т.
858. εἴπατε, ὅτι; в Лукиан. и проч. сп. –
ἐρεῖτε "скажите".
859. κτηνοτρόφοι ἐσμέν, вместо ποιμένες
προβάτων.. "пастуси овчии".
860. Евр. "странствования"; греч. παροικῶ –
значит: живу временно, живу, как чужой, не имея своего
дома, или прав гражданства. Св. Златоуст объясняет слова
Иакова в этом значении.
861. κατὰ σῶμα (букв.) "по телу", как
переведено у 70-ти евр. выражение, значащее: по числу
семейства; согласно с этим данное греч. выражение
передано в Слав. Б. "по числу лиц".
862. ὑμῖν согласно с Алекс. сп. и евр. т.; в
Лукиан. и др. – ὑμῶν "вас" или "ваш".
863. τὸ ἀργύριον τῶν τε ἐν Αἰγύπτῳ καὶ τῶν
ἐν γῇ Χαναάν, καὶ οὕτω τὸν σῖτον αὐτοῖς ἐχορήγει,
говорит святитель, передавая кратко, своими словами,
содержание 14–15 ст.
864. Εἰσήγαγε γὰρ ἅπαν, вместо: εἰσήγαγε πᾶν
τὸ ἀργύριον ῟ "и внесе все сребро") по пер. 70-ти в
Лукиан. сп.
865. Здесь и далее святитель кратко также
передает библ. повествование, опуская некоторые речения
или заменяя их своими словами.
866. βρώματα вместо δόρα "даяние, дар" в
Алекс. сп. или δόρατα в Лукиан. сп.
867. ἐὰν согласно с сп. Дорофея, Циттав.
("de Lag". Gen. gr.) и нек.
др. ("Holmes"); в
Лукиан. – не читается.
868. δώσετε согласно с древн. Ватик., Алекс.
и др.; в Лукиан. καὶ δώσετε "и дасте".
869. τοῦτο δὲ ἔθετο αὐτοῖς τὸπρόσταγμα; в
Ватик., Лукиан. и др. сп. τοῦτο "сие" или "сию" не
читается, как и в Слав. Б., а между тем оно имеет себе
соответствие в евр. т. (в "отаг"), а потому чтение этого
слова у Злат. должно быть принимаемо как свидетельство
за нахождение его в греч. списке, которым пользовался
святитель.
870. ῾Ο ποιήσας ἐνὶ τούτων, ἐμοὶ ἐποίησε,
говорит святитель, передавая слова Господа в Ев.
Мф. XXV, 40.
871. т. е., чрез служителей Божиих.
872. т. е., Его служителям.
873. ἐπιτρέχωμεν ταῖς τοιαύταις διακονίαις,
т. е., служениям, которым посвятили себя лица церковного
священноначалия.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|