Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 64
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы
продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как
этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом,
свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей
его? "Изыде же, – сказано, – от лица Фараона и пройде
всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех
обильну жатву, и собра пшеницу яко песок морский".
Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды
и слагал их в городах, приготовляя таким образом
достаточное обеспечение на время наступавшего голода.
Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение
и другие добродетели еще здесь получил этот праведник,
из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него,
сказано, два сына прежде наступления годов голода; и
"нарече имя перваго [780] Манассия, глаголя: яко забыти
мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего"
(Быт.41:51). Заметь благочестие этого мужа и в том, что
в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы
благодарность свою (Богу) сделать постоянною, чтобы и
сын из собственного своего имени мог знать об искушениях
и терпении, чрез которое праведник достиг столь великой
славы. "Яко забыти мне сотвори все болезни моя и яже
отца моего". Что значит: "все болезни моя"? Здесь, мне
думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание
в темнице, "И вся яже отца моего", т. е. испытанное им
разлучение с отцем, когда он был удален от объятий
отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким
попечением, перешел из свободного состояния в неволю. И
"имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли
смирения [781] моего"(Быт.41:52). Смотри, имя и этого
сына выражает полную благодарность Не только, говорит, я
забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в
которой потерпел такое унижение, что находился в
крайности и подвергался опасности за самую жизнь. Но
следует выслушать и дальнейшее повествование. После семи
лет изобильных наступили годы голода, как предсказывал
Иосиф. События показали всем мудрость этого мужа, и всех
заставили подчиниться ему. Он наперед устроил так, что,
когда должен был наступить сильный голод, египтяне не
чувствовали нужды. "Во всей земли Египетстей, – сказано,
– быша хлебы"(Быт.41:54). Но когда скудость увеличилась,
то народ возопил к фараону, не вынося тяжкой нужды;
вынуждаемые голодом прибегли к царю. Но обрати внимание
на его признательность. "Рече же Фараон Египтяном: идите
ко Иосифу, и еже речет вам, сотворите" (Быт.41:55). Он
как бы так говорит: чего вы пришли ко мне? Разве не
видите, что я только ношу одежду (царскую), а он
виновник нашего общего спасения? Не бегите же ко мне,
оставляя его, а идите к нему, "и еже речет вам,
сотворите. Отверзе же Иосиф [782]
житницы и продаяше Египтяном" (Быт.41:55–56). И
как голод охватил всех, то "всии страны прихождаху во
Египет куповатипшеницу: обдержаше бо глад всю землю"
(Быт.41:57). Смотри, как мало-помалу начинают сбываться
Иосифовы сновидения. Когда голод усилился и
распространился на Ханаан, где жил отец его Иаков, то
узнавши, что есть продажа пшеницы в Египте, "рече сыном
своим: почто нерадите; се слышах, яко есть пшеница во
Египте; идите [783] купити нам мало пищи, да живем [784]
и не умрем" (Быт.42:1–2). Что, говорит, вы здесь сидите?
Отправляйтесь в Египет и принесите нам, что нужно для
пропитания. А все происходило так для того, чтобы братья
Иосифа увидели все своими глазами и сами привели в
исполнение то толкование сна, которое они высказали,
когда слушали рассказ Иосифа о том, что он видел во сне.
"И пошли, – сказано, – десять братьев", а Вениамина,
который был от одной матери с Иосифом, не взяли с собою,
потому что отец сказал: "да не когда случится ему зло"
(Быт.42:4). Он жалел отрока, по незрелости его лет.
"Пришедше же, поклонишася" Иосифу, как начальнику
Египта, "лицем до земли" (Быт.42:6). Теперь все это они
делают в неведении, потому что прошло не мало времени с
тех пор; не признали брата даже по чертам лица; может,
быть, зрелость возраста произвела некоторую перемену в
лице его. Все это, думаю, произошло и по устроению Бога
всяческих, так что они не могли узнать брата ни из
разговора, ни по лицу. Да и как могло им придти это на
мысль? Ведь они думали, что он, сделавшись рабом
исмаильтян, и дотоле еще оставался в рабстве у варваров.
Так они, не будучи в силах представить себе ничего
такого, не узнали Иосифа; а он узнал их, едва только
увидел, но постарался скрыть и решился обращаться с
ними, как с чужими. "Отчуждашеся бо [785] их, – сказано,
– и глаголаше им жестоко. И рече [786]: откуду
приидосте?" (Быт.42:7). Он прикрывает себя совершенным
незнанием, чтобы тем лучше узнать от них все в
подробности: он желал узнать касательно своего отца и
брата [787].
2. И прежде всего он спрашивает их, из
какой они страны; они отвечают, что из земли Ханаанской,
– пришли купить хлеба. Голодная нужда, говорят,
заставила нас предпринять это путешествие; и по этой
причине, оставив свои (семейства), мы пришли сюда. "И
помяну Иосиф сны, яже виде он" (Быт.42:9). Припомнив сны
и увидев, что они сбываются на самом деле, он хотел
разведать обо всем обстоятельно. Поэтому он с большою
строгостию тотчас отвечает и говорит: "соглядатаи есте,
соглядати путей земли приидосте [788]" (Быт.42:9). Не с
добрым намерением, говорит, пришли вы. Как видно, вы
пришли сюда с какою-то хитростию и злым умыслом. Они,
пришедши в замешательство, отвечают: "ни, господине"
(Быт.42:10). И о чем старался узнать Иосиф, то они сами
собою объясняют ему. "Раби твои, – говорят они, –
приидохом купити пищи. Вси есмы сынове единого человека:
мирницы есмы, не суть раби твои соглядатаи"
(Быт.42:10–11). Защищая только самих себя и будучи в
душе волнуемы страхом, они не высказывают еще того, что
хотел узнать Иосиф. Поэтому он снова повторяет им: "ни,
на пути земли приидосте видети [789]" (Быт.42:12).
Напрасно вы это говорите мне; самый вид ваш показывает,
что вы прибыли сюда с каким-нибудь злым умыслом.
Вынуждаемые необходимостью и желая преклонить его на
милость, они говорят: "дванадесять есмы братия раби
твои" (Быт.42:13). Какой обман в словах! И того, кого
сами продали купцам, включают в число. Да и не говорят:
"нас было двенадцать", а "дванадесять есмы. И се менший
со отцем нашим". Именно о том и хотел Иосиф узнать, не
сделали ли они и с меньшим его братом того же (что с
ним). "Се менший со отцем нашим, а другого несть"
(Быт.42:13). Не указывают ясно причины (отсутствия), а
только: "несть". Из такого ответа возымев подозрение, не
сделали ли они и Вениамину чего-нибудь подобного,
говорит: "сие есть, еже рекох вам, яко соглядатаи есте.
Не бо [790] изыдите отсюду, дóндеже [791] брат ваш
менший приидет семо" (Быт.42:14–15). Я его хочу видеть;
желаю посмотреть на брата единоутробного, потому что из
ваших поступков со мною подозреваю в вас
братоненавистный дух. Итак, если хотите, "послите от
себе единого и приведите его", а пока он не придет, вы
останетесь в темнице. С прибытием его объяснится, правду
ли вы говорите, и тогда вы будете свободны от всякого
подозрения. А если этого не будет, то ясно, что вы
соглядатаи и затем пришли сюда. Сказав это, он "даде я
под стражу" (Быт.42:17). Вот как он испытывает их
чувства и тем, что он с ними делает, показывает свою
любовь к брату. Спустя три дня, он, призвал их к себе и
сказал: "сие сотворите и живи будете: Бога бо аз боюся.
Аще мирницы есте, брат ваш да удержится един под
стражею: сами же идите и отвезите купленную пшеницу
вашу: и брата вашего меншего приведите ко мне, и верна
будут словеса ваша: Аще же ни умрете" (Быт.42:18–20).
Примечай благоразумие. Желая и им
оказать расположение, и нуждам отца помочь, и о брате
узнать точную правду, он повелел одного из братьев
задержать, а прочим позволил возвратиться. Но посмотри,
как теперь восстает неподкупный судия – совесть, хотя и
никто их не обличает и не приводит на суд, и как они
обвиняют сами себя. "Рече бо [792], – сказано, – кийждо
к брату своему: ей, во гресех бо есмы брата ради нашего,
яко презрехом [793] скорбение души его, егда моляшеся
нам, и не послушахом его. И сего убо [794] ради прииде
на ны скорбение сие" (Быт.42:21). Таков грех. Когда он
уже совершен на самом деле, тогда и обнаруживает
величайшее свое безрассудство. Как пьющий, когда
упивается крепким вином, нисколько не чувствует вреда от
вина, а уже после самым опытом дознает, как оно
губительно, так и грех: пока еще не сделан, он помрачает
рассудок, и подобно густому облаку потемняет смысл, а
потом восстает совесть и сильнее всякого обличителя
терзает мысль, обнаруживая гнусность поступка. Вот и эти
теперь приходят в чувство, и когда увидели решительно
угрожающую им опасность, тогда сознают, что ими сделано,
и говорят: "ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко
презрехом скорбение души его". Не случайно и не напрасно
мы терпим это, говорят они, а справедливо и очень
справедливо. Это нам наказание за бесчеловечие и
жестокость, какую мы оказали брату: "яко презрехом
скорбение души его, егда моляшеся нам и не послушахом
его". Так как были немилосерды и оказали великую
жестокость, то зато теперь и испытываем тоже самое:
"сего бо ради прииде на ны скорбение сие".
3. Так они говорили между собою, думая,
что Иосиф ничего этого не слышит. Он, как будто не зная
и не понимая их языка, употреблял в сношениях с ними
толмача, который его слова передавал им, а их слова
объяснял ему. Слыша это, Рувим сказал им: "не рех ли вам
глаголя: не преобидите детища и не послушасте мене; и се
кровь его взыскуется" (Быт.42:22). Не советовал ли я,
говорит он, тогда вам, не упрашивал ли вас не делать ему
никакой несправедливости? Поэтому теперь "кровь его
взыскуется", так как в намерении вы уже умертвили его.
Хотя вы не пронзили мечем выи его, но, продав его
варварам, придумали для него рабство, тягчайшее самой
смерти. За это теперь взыскивается кровь его. Подумай,
каково чувствовать укоризны совести, постоянно иметь при
себе этого обличителя, который вопиет и напоминает
преступление. Иосиф слышал это. А они не знали (этого),
потому что стоял и между ними толмач (Быт.42:23). Но
далее он уже не мог переносить, потому что естество
братнее и сочувствие выдавали его. "И отвратився от
них", чтобы не обнаружиться пред ними, "проплакася"
(Быт.42:24). "И паки прииде к ним и рече им; и поя
Симеона и связа его пред ними". Смотри, как он все
делает для того, чтобы привести их в страх, чтобы они,
увидев узы Симеона, ясно проявили себя в том отношении,
имеют ли какое-нибудь сожаление о брате. Все это он
делает, испытывая их мысли, желая узнать, не были ли они
так ими же и с Вениамином (как с ним). Поэтому он
приказывает связать в глазах их и Симеона, чтобы вполне
испытать их и увидеть, окажут ли они сколько-нибудь
любви к нему. Сожалея о Симеоне, они должны были
ускорить прибытие Вениамина, чего и хотел Иосиф, чтобы
свиданием с братом совершенно успокоиться. "И повеле
[795], – сказано, – наполнити сосуды их пшеницы и
возвратити сребро [796] комуждо во вретище свое [797], и
дати им брашно на путь: и возложивше [798] на ослы своя
отыдоша" (Быт.42:25–26). Смотри, какую щедрость
показывает он. Он благодетельствует им, вопреки их
намерению, дав не только пшеницы, но и деньги. "Отрешив
же един из них [799] вретище свое, яко [800] дати пищу
ослом [801], видит серебро [802] и рече братии своей:...
о сем ужасеся сердце их: и возмятошася друг ко другу
глаголюще: что сие сотвори нам Бог"(Быт.42:27–28). Они
опять встревожились, подозревая, не послужит ли и это к
большему обвинению их; обличаемые совестью, они все
приписывали греху, сделанному ими против Иосифа.
Возвратившись к отцу, и передав ему все в подробности,
они рассказали и о негодовании, выказанном против них со
стороны начальника египетского, и о том, что он заключал
их в темницу, как соглядатаев. "Рехом же ему, – говорили
они, – мирницы есмы и дванадесять братия [803] есмы и
единого несть, а менший со отцем нашим. Рече же нам: по
сему явитеся [804], яко мирницы есте: брата единого
оставите зде, и приведите брата вашего меншего: и увем,
яка не соглядатаи есте" (Быт.42:31–34). Это опять
возбудило скорби праведника. А после этого печального
рассказа, когда они опорожняли свои влагалища, нашли
каждый свое серебро и устрашились они и отец их. И вот
при этом старец опять проливает слезы. Что он говорит
им? "Мене бесчадна сотвористе: Иосифа несть, Симеона
несть и Вениамина ли поймете; на мя Быша вся сия"
(Быт.42:36). Мало, говорит, у меня было слез об Иосифе,
вы присоединили к нему и Симеона. Да и на этом еще не
остановились скорби мои. Вы хотите отнять у меня и
Вениамина. "На мя Быша вся сия". Слова эти достаточно
показывают, как терзалось сердце отца. Как терял он
всякую надежду относительно Иосифа (думая, что он съеден
зверями), так он предавался унынию и относительно
Симеона, а наконец трепетал и за Вениамина. Но он пока
еще противился и не отдавал отрока. "Рече же ему Рувим,
первенец его: двоих сынов моих убий, Аще не приведу его
к тебе: даждь его в руце мои, и аз приведу его к тебе"
(Быт.42:37). Вверь, говорит, его мне, мне дай, я
возвращу его тебе.
4. Рувим так поступал в той мысли, что
без Вениамина им нельзя снова придти в Египет и купить
там, что было нужно для пропитания; но отец не отдает
его и говорит: "не пойдет сын мой с вами". Высказывает и
причину на это, как бы оправдываясь пред детьми: яко
"брат его умре, и той един оста, и случится ему", как
совершенно юному, "зло на пути, и сведете старость мою с
печалию во ад" (Быт.42:38). Боюсь, говорит, за его
детский возраст; опасаюсь, чтобы мне не лишиться и этого
утешения, и не окончить жизни в горести. А пока он
остается при мне, я имею хотя малое некоторое утешение;
присутствие его облегчает мою скорбь об его брате. Итак,
любовь к Вениамину не позволяет отцу отпустить его.
Между тем голод еще более усилился и у них оказался
недостаток в пище. И говорит отец: пойдите опять и
принесите немного пищи. "Рече же ему Иуда: клятвою
засвидетельствова нам [805] муж, глаголя: не узрите лица
моего, Аще брат ваш менший не приидет с вами. Аще убо
послеши брата нашего, пойдем и купим тебе пищи: Аще же
не послеши, не пойдем: муж бо рече нам: не узрите лица
моего, Аще брат ваш менший не приидет с вами"
(Быт.43:3–5). Не думай, говорит, что нам можно
отправиться туда без брата. А если хочешь, чтобы мы
сходили туда без всякой пользы и чтобы все подверглись
опасности, то пойдем. Но знай, что тот человек заклял
нас, что мы не увидим его лица, если не придет с нами
младший брат. Со всех сторон стеснен был Иаков. Поэтому,
проливая слезы, он говорит им: "почто зло сотвористе ми,
поведавше мужу, яко есть с вами брат?" (Быт.43:6). Для
чего же вы, говорит, сделали мне это зло? Для чего вы
причинили мне столько бед? Если бы вы не сказали того, и
Симеона я не лишился бы, и этого он не стал бы
требовать. "Они же реша: вопроси нас муж, Аще еще отец
ваш жив есть, и еще есть вам брат, и поведахом ему: еда
видехом, яко речет нам: приведите брата вашего"
(Быт.43:7); не думай, говорят, что мы сами добровольно
рассказали тому человеку о нашем семействе. Он, приняв
нас за соглядатаев, задержал нас, и подробно
расспрашивал о наших обстоятельствах; поэтому мы и
сказали ему это, желая объяснить ему все по
справедливости. "Рече же паки Иуда ко отцу своему:
отпусти отрочища со мною: и вставше пойдем, да живи
будем и не умрем" (Быт.43:8). Мне, говорит, поручи его,
чтобы нам отправиться в путь; (иначе) нам уже не
останется никакой надежды спасения, так как пища
издержана, а в другом месте мы нигде не найдем
продовольствия. "Аз же приемлю [806] его от тебя, аще не
приведу его и поставлю пред тобою, грешен буду к тебе
вся дни. Аще бо быхом не умедлили, уже возвратился бы
[807] дважды" (Быт.43:9–10). Сострадание твое, говорит,
к сыну готовит всем нам гибель. Скоро все мы изгибнем от
голода, если не захочешь отпустить его с нами. И смотри
здесь, возлюбленный, как наконец крайность голода
победила отеческую любовь. Видя, что они не находят
никакого другого средства к пропитанию, а голод
усиливается, он говорит им: если так, и если уже
непременно надобно тому быть и вам нельзя без него
отправиться, то надобно и дары принести тому мужу.
Отнесите назад и серебро, которое вы нашли в своих
влагалищах, а для купли хлеба возьмите другое серебро.
"И брата своего поимите, и воставше, идите к мужу. Бог
же мой да даст вам благодать пред мужем, и отпустит
брата вашего единого и Вениамина. Аз бо, яко же
[808] обесчадех,
обесчадех" (Быт.43:13–14). Смотри, какую выказывает
невыразимую любовь свою к Иосифу. Чтобы кто-нибудь не
подумал, что в словах: "аз якоже обесчадех, обесчадех",
он говорит о Вениамине или Симеоне, для этого он наперед
сказал: "Бог же мой да даст вам благодать и отпустит
брата вашего единого и Вениамина". Хотя, говорит, они и
останутся живы, но я, как бездетный, бездетный. Подумай,
как всецело сердцем он предан был Иосифу. Видя себя
окруженным таким множеством детей, он считал себя
бездетным потому, что лишился Иосифа. "Вземше же, –
сказано, – мужие дары, и сребро сугубое, и Вениамина,
приидоша во Египет, и сташа пред Иосифом. Виде же их
Иосиф и Вениамина брата своего" (Быт.43:15–16). Он
увидел, чего так желал, увидел столь вожделенного ему.
Он видел теперь исполнение желания своего. "И рече
строителю дому своего: введи мужы в дом; и заколи от
скота: со мною бо ясти имут мужие. Видевше же яко
введоша их в дом Иосифов, реша: сребра ради
возвращенного во вретищах наших первие вводят ны, еже бо
оклеветати нас, и нанести на ны, да поймут нас в рабы, и
нас [809] и ослы наши" (Быт.43:16, 18). Иосиф так все
устроил, показывая свое расположение к ним; а они и при
этом беспокоятся, подозревая, не хотят ли истязать их за
серебро, как поступивших и в этом отношении бесчестно.
Поэтому, пришедши (в дом Иосифа), они объясняют причину
своего смущения управителю дома, – рассказывают, как они
нашли серебро в своих влагалищах, и присовокупляют: вот
мы теперь принесли с собою серебра вдвое больше, чтобы и
прежнее возвратить, и купить себе продовольствие.
5. Смотри, как несчастия укротили их дух
и сделали их смиренными. "Рече же им (правитель дома):
мир вам и не бойтеся. Бог ваш и Бог отца вашего [810]
даде вам сокровища во вретищах ваших: а сребро ваше за
приятое имею" (Быт.43:23). Не бойтесь, говорит, и не
беспокойтесь об этом. Никто не станет обвинять вас по
этому делу. Серебра у нас слишком много. А вы и то
признавайте делом Божиим, что в ваших влагалищах
оказались сокровища. Сказав это, "изведе Симеона и
принесе воду омыти нозе их, и даде пажити ослом их"
(Быт.43:23–24). Вот как молитва отца благопоспешала им
во всем, и как он молился о них, когда говорил: "Бог
отца моего да даст вам благодать", так все и сделалось.
Правитель дома, и до прихода Иосифа, оказывал им полную
благосклонность. "Уготоваша же дары" Иосифу и, когда он
пришел, "принесоша и поклонишася ему до земли"
(Быт.43:25–26). Опять он спрашивает их: "здрав ли есть
отец ваш старец, его же рекосте; еще ли жив; они же
рекоша: здрав есть раб твой отец наш. И рече:
благословен человек оный Богу, и приникше поклонишася.
Виде же брата своего единоматерня, и рече: сей ли есть
брат ваш юнейший, его же рекосте ко мне привести; и
рече: Бог да помилует тя, чадо" (Быт.43:27–29). Смотри,
какую еще твердость показывает он, и еще прикрывает себя
незнанием, чтобы чрез последующее испытать их намерения
относительно того, как они расположены к Вениамину. Но
природа брала верх: "подвижеся, – сказано, – утроба
[811] его, и искаше плакати. Вшед же в ложницу, плакася
тамо. И умыв лице, изшед"(Быт.43:30–31). Потом, выражая
им свою благосклонность, говорит: "предложите хлебы. И
предложиша ему единому", как бы царю и начальнику всего
Египта, "и оным особно; и Египтяном, иже с ними ядяху,
особно; не можаху бо Египтяне ясти хлеба с Евреи:
мерзость бо есть Египтяном [812]. Седе [813] же прямо
ему первый [814] по старейшинству своему, и менший по
меншеству" (Быт.43:31–33). Это приводило их в изумление,
и они недоумевали, откуда он знал разность их возраста.
Затем, каждому дав часть (снеди), Вениамину дал в пять
раз больше. Они не понимали, что это значит, и думали,
что просто по некоторой случайности сделано им, как
бывает в отношении к малолетним. Когда окончилось
угощение, Иосиф призвал своего домоправителя "и заповеда
ему глаголя: наполни [815] вретища мужем пищи, елико
могут [816] понести, и сребро также каждого во вретище
его [817], и чашу сребряную вложи [818] во вретище
меншего" (Быт.44:1–2). Вот, опять, какой способ он
изобретает, чтобы точнее узнать расположение братьев к
Вениамину. Когда это было сделано, он отпустил их. А
когда они отправились в путь, "рече, – сказано, –
домоправителю своему: гони во след их и рцы: что яко
воздасте злая за благая; Вскую украдосте чашу мою
сребряну; не сия ли есть, из нея же пиет господин мой;
он же и [819] волхвует в ней: злая совершися [820], яже
сотвористе" (Быт.44:4–5). Домоправитель, настигнув их,
говорил им: для чего вы благодетелю отплатили злом? Для
чего лукавство свое простерли даже на того, который
оказал вам столь великую благосклонность? Почему вы не
постыдились великодушия этого мужа к вам? Какое
злодейство? Какое безумие вы сделали! Или не знаете, что
это тот самый сосуд, над которым волхвует господин мой?
Худо ваше дело, гибельно намерение; непростителен
умысел, велика дерзость, превосходящая всякую злобу.
"Они же реша ему: Вскую глаголет господин словеса сия?"
(Быт.44:7). Для чего, говорят, взводишь на нас вину, в
которой мы вовсе невиновны? "Не буди рабом твоим
сотворити по словеси сему", никогда мы этого не дозволим
себе. Принесши с собою двойное количество серебра, как
мы могли похитить серебро или золото (Быт.44:8)? А если
ты так думаешь, то "у него же Аще обрящется сосуд [821],
которого ты ищешь, тот да умрет, как решившийся на такую
дерзость, и мы раби будем" (Быт.44:9). Убеждение совести
побуждало их говорит с такою смелостию. "Он же рече: и
ныне, яко же глаголете, тако будет: у него же
Ащеобрящется чаша, тот один [822] будет мой раб", а вы
отпущены будете (Быт.44:10). Сказав это, они позволили
ему сделать обыск и "изыска от старейшего зачен, дóндеже
прииде до Вениамина". И открыв влагалище его, находит у
него чашу (Быт.44:12). Это помрачило их ум. "И
растерзаша ризы своя и возложиша опять вретища своя и
возвратишася во град. Вошедши же Иуда и братия его к
Иосифу, падоша пред ним на землю" (Быт.44:13–14).
Замечай, сколько они делают поклонов. Рече же им Иосиф:
что это вы сделали? Разве не знаете, что я волхвованием
волхвую на ней (на чаше). "Рече же Иуда: что отвещаем,
или что возглаголем господину, или чем оправдимся; Бог
же обрете неправду рабов твоих". Опять они приводят себе
на память поступки свои с Иосифом. "Се мы есмы раби
господину нашему, и мы, и у него же обретеся чаша"
(Быт.44:16). Вот теперь они показывают в себе доброе
расположение духа и сами себя вместе с братом
(Вениамином) отдают в рабство. "Рече же Иосиф: не буди
ми сие сотворити. Муж, у него же обретеся чаша, той
будет ми раб; вы же пойдите в целости ко отцу своему"
(Быт.44:17).
6. Вот, чего опасался отец, то и
случилось с ними; они пришли в страх и смущение, и не
знают, что и делать. "Приступив же Иуда, рече". Так как
он взял его от отца и говорил: "аще не приведу его к
тебе, грешен буду к тебе вся дни", то поэтому теперь,
приблизившись (к Иосифу), он рассказывает ему обо всем
подробно, чтобы возбудить в нем сострадание и
расположить к освобождению отрока. "Приступив бо [823] к
нему Иуда рече: молю тя, господине, да речет раб твой"
(Быт.44:18). Замечай, что он говорит совершенно так, как
раб с господином; припомни же теперь те сновидения о
снопах, которые усилили (в братьях) ненависть к нему, и
подивись благопромыслительной Божией премудрости,
которая все привела в исполнение, не смотря на столько
препятствий. "Да речет, – говорит, – раб твой пред
тобою, и не прогневайся [824] на раба твоего, господине
[825]. Ты вопрошал еси рабов твоих, глаголя: Аще имате
отца или брата? И рекох господину: что есть нам отец
стар, и отрочищ старости [826] менший ему, а брат его
умре" (Быт.44:18–20). Представь себе, что было с
Иосифом, когда он слушал это. "Он же един остася у
матери своея [827], отец же возлюби его". Для чего он и
здесь лжет, говоря: "брат его умре", тогда как они
продали его купцам? Это потому, что они уверили отца в
том, что он (Иосиф) умерщвлен и пожран зверями; а кроме
того, они думали, что он не вынес рабства у варваров и
уже умер; поэтому и говорит: а "брат его умре. Ты же
рекл еси рабом твоим: приведите его ко мне, и призрю
[828]
его. И рекл еси: Аще не приидет брат ваш с вами,
не приложите видети лица моего. Бысть же, егда приидохом
к рабу твоему, отцу нашему, поведахом ему словеса
господина. Рече же нам [829] отец наш: идите паки [830],
купите нам мало пищи. Мы же рекохом ему [831]: не
возможем ити, если брат наш не пойдет с нами [832]. Рече
же раб твой отец наш: вы весте, яко двоих роди мне жена:
и отыде един от Мене, и рекосте: яко зверем съеден
бысть" (Быт.44:20–21, 23–28). Смотри, как из
защитительной речи Иуды Иосиф обстоятельно узнает обо
всем, что произошло в доме (отца), после того, как он
был продан, и как настроили отца и что они сказали об
нем. "Ныне [833] Аще убо поймете и сего, и случится ему
зло на пути [834], сведете старость мою с печалию во ад"
(Быт.44:29). А если отец наш так любит этого отрока, то
как нам явиться к нему без отрока? "Душа бо его связана
с душей сего, и сведут ради твои старость раба твоего,
отца нашего, с печалию во ад. Раб бо твой от отца [835]
взя отрочища, глаголя: Аще не приведу его к тебе [836]
грешен буду пред тобою [837],
всядни" (Быт.44:30–32). Такое обещание отцу дал я, чтобы
привести отрока и выполнить твою волю, и тем доказать,
что мы говорили тебе правду и что в наших словах не было
нисколько лжи. "Ныне бо пребуду [838] раб вместо
отрочища, раб господину; отрочище же да идет с братиею.
Како бо пойдем к отцу, отрочищу не сущу с нами? Да не
вижду злых, яже обрящут отца моего" (Быт.44:33–34). Эти
слова тронули Иосифа и достаточно уже показали ему и
почтение братьев его к отцу и любовь к брату. "И уже не
можаше переносить, удержатися предстоящих ему [839]",
но, удалив всех и оставшись один с ними, "испустив глас
с плачем познавашеся братии". И это сделалось известным
во всем царстве "и в дому Фараонов". И сказал он
братьям: "аз есмь Иосиф: еще ли отец мой жив?"
(Быт.45:1–3). Нужно, по-моему, удивляться здесь и
твердости этого блаженного мужа, тому, что он до сих пор
мог притворяться и не обнаружить себя, а еще более
удивляться тем, как они могли устоять и открыть наконец
уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их
рассудок, как они не провалились в землю. "И не могоша
братия его отвещати ему, смутишася бо". Справедливо.
Представляя себе, как они с ним поступили, и как он вел
себя по отношению к ним, размышляя о величии, в котором
он тогда находился, они тревожились, можно сказать, за
самую жизнь. Поэтому, желая их ободрить, говорит:
"приближитеся ко мне" (Быт.45:4). Не отдаляйтесь,
говорит, не думайте, что вы сами по себе так поступили
со мной. Это было делом не столько вашей злобы, сколько
Божией премудрости и неизреченного человеколюбия, именно
для того, чтобы, прибыв сюда, теперь, вовремя, я мог и
вам и всей этой стране доставить все нужное для
пропитания. "И рече: аз есмь Иосиф брат ваш, его же
продасте во Египет. Ныне убо не скорбите" (Быт.45:4–5).
Пусть это не смущает и не представляется вам жестоким
случившееся, потому что это произошло по устроению
Божию. "На жизнь посла мя Бог пред вами. Сие бо второе
лето глад на земли и еще пять лет, в них же не будет
орания, ни жатвы. Посла бо мя Бог пред вами оставити вам
останок на земли... Ныне убо не вы посласте мя семо, но
Бог" (Быт.45:5–8).
7. Смотри, как раз и другой, и третий он
утешает их, говоря, что не им приписывает причину своего
прибытия в Египет, но Богу, Который устроил это так, что
он достиг, такого величия. "Бог посла мя и сотвори мя,
яко отца Фараону, и господина всему дому его, и князя
всей земли Египетстей" (Быт.45:8). Мое рабство, говорит,
доставило мне эту власть; продажа привела меня к такому
величию; мое несчастие послужило поводом к такому
благополучию; зависть приготовила мне эту славу. Это не
слушать только будем, но и подражать и подобным образом
извинять обидевших нас, не вменяя им того, что они
сделали нам, но все перенося благодушно, подобно дивному
Иосифу. Итак, говорит, будьте уверены, что я не вам
приписываю случившееся со мною, и не обвиняю вас в
преступлениях, но все отношу к Богу, все так
устроившему, чтобы привести меня к настоящей славе.
"Потщавшеся убо [840] взыдите ко отцу моему, и рцыте
ему: сия глаголет сын твой Иосиф: сотвори мя Бог
господина всей земли Египетстей: сниди убо ко мне, и не
умедли [841] и вселишися в земли Гесемли [842], и будеши
близ мене ты, и сынове твои, и сынове сынов твоих, и
[843] овцы [844], и волове [845] и елика суть твоя. И
пропитаю тя (еще бо пять лет глад), да не погибнеши ты,
и сынове твои, и вся имения твоя, се очи ваши видят, и
очи Вениамина, брата моего, яко уста моя глаголющая к
вам. Возвестите отцу моему всю славу мою сущую во
Египте, и елика видите, и ускоривше приведите его"
(Быт.45:9–13). Сказав все это, достаточно успокоив их и
приказав им сказать о себе отцу и немедля привести его,
он, "напад на выю Вениамина, плакася" (так как он был от
одной матери), и Вениамин "также плакася на выи его, и
облобызав всю братию свою и плакася над ними"
(Быт.45:14–15). И после такой речи, слез и данного им
совета, (братья) едва могли говорить с ним. "И по сих, –
сказано, –глаголаша [846] к нему. И сие пронесеся до
дома Фараона [847] и возрадовася" он и все в доме
(Быт.45:15–16). Свидание Иосифа с братьями обрадовало
всех. "И рече царь ко Иосифу: рцы братии своей, сие
сотворите: наполните сосуды ваша пшеницы, и идите; и
вземше отца вашего, придите ко мне, и дам вам от всех
благ египетских. Ты же заповеждь сия: взяти им колесницы
детем и женам"(Быт.45:17–19). Смотри, как и царь
заботится о прибытии Иакова. "И поимше, – говорит, –
отца вашего, приидите. И не пощадите очима сосудов
ваших: вся бо благая египетская вам будут. Сотвориша же
тако сынове Исраилевы: даде же им Иосиф колесницы по
повелению царя [848]. И всем [849] даде сугубы ризы:
Вениамину же даде триста златниц, и пятеры ризы
пременные. И отцу своему посла подобно [850] десять
ослов, везущих от [851] благ египетских, и десять мсков
везущи [852] хлебы на путь отцу его". Давши все это,
"отпусти братию свою, и отыдоша, и рече им: не
гневайтеся на пути" (Быт.45:19–24). Посмотри, какая
любомудрая душа. Не только сам оставил всякий гнев на
них и освободил их от вины, но и им внушает не
предаваться гневу в пути и не обвинять друг друга в том,
что случилось. В самом деле, если недавно еще,
представляясь Иосифу, они говорили между собою: "ей во
гресех есмы Иосифа ради брата нашего, яко презрехом
скорбение его", – и тогда Рувим говорил: "не рех ли вам,
не преобидите детища, и не послушаете мене" (Быт.42:21),
то тем более могло случиться что теперь он будет
обвинять их. Поэтому, предотвращая их гнев и взаимную
ссору, говорит: "не гневайтеся на пути"; но размышляя о
том, что я ваших поступков со мною не поставил вам в
вину, будьте и вы благорасположены друг к другу.
Можно ли довольно надивиться добродетели
этого праведника, который с большим тщанием выполнял
учение мудрости, открытой в Новом Завете. Что Христос
заповедал апостолам: "любите враги ваша, молитеся за
творящих вам напасть" (Мф.5:44), то самое, и еще больше
того, сделал Иосиф. Он не только показал столь великую
любовь к тем, которые с своей стороны готовы были убить
его, но еще всячески старается уверить их, что они
нисколько не согрешили против него. Какая высокая
мудрость! Какое крепкое благодушие! Какая великая любовь
к Богу! Не вы, говорит он, мне это сделали, но попустил
Промысл Божий, пекущийся о мне, чтобы и сновидения мои
сбылись и для вас я мог послужить орудием спасения.
Итак, скорби или искушения служат свидетельством
великого промышления и попечения о нас человеколюбца
Бога. И потому мы не должны домогаться всеми мерами
только жизни спокойной и беспечальной; но и в
благополучии, и в скорбях равно должны воссылать
благодарение Господу, чтобы Он, видя наше благомыслие,
явил еще большее попечение о нас, которого и да
сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом,
слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Примечание
779. Злат.: γῆν Αιγύπτου согласно с Монак. и
Венск. (25 и 130 у "Holmes"); в Лукиан. – Αἴγυπτον
Египет.
780. – τοῦ πρώτου вместо πρωτοτόκου
"первенца", как последнее читается обыкновенно в греч.
сп. согласно с евр. т.
781. ἐν γῇ ταπεινώσεώς μου; в Лукиан. – ἐκ
τῆς ταπεινώσεώς μου "из уничижения моего".
782. πάντας "вся" (Слав. Б.), читаемое в
Лукиан. и проч. сп. и евр. т., у Злат. отсутствует.
783. Слова: ἐκεῖ καὶ "тамо и" (Слав. Б.) у
Злат. не читаются, вследствие чегоπρίασθαι; в Алекс.,
Лукиан. и прочих сп., согласно с евр. т. – ἐκεῖ καὶ
πριάσασθε "тамо и купите".
784. Злат.: ἵνα ζῶμεν; в Алекс. и Лукиан. –
ἵνα ζήσωμεν "живи будем".
785. Злат.: ᾿Ηλλοτριοῦτο γὰρ; в Лукиан. и
проч. сп. – καὶ ἠλλοτριοῦτο "и отчуждашеся" (Слав. Б.).
786. αὐτοῖς "им", читаемое в сп. и евр. т.,
у Злат. отсутствует.
787. Вениамина.
788. Злат.:κατανοῆσαι τὰ ἴχνη τῆς γῆς ἥκατε;
в Лукиан. сп. – τὰ ἴχνη τῆς χώρας ἥκατε ἰδεῖν "пути
страны пришли увидеть".
789. Здесь согласно с Лукиан. и проч. сп.: τὰ
ἴχνη τῆς γῆς ἥλθετε ἰδεῖν.
790. Злат.: Οὺ γὰρ μὴ; в Лукиан. и проч. γὰρ
отсутствует, как и в Слав. Б.
791. – ἕως οὐ; в Лукиан. и проч. – ἐὰν μὴ
"аще не" (Слав. Б.); первое выражение ближе к евр. речи,
значащей: "как если".
792. Злат.: εἶπε γὰρ; в Лукиан. и проч. – καὶ
εἶπον "и рекоша", согласно с евр. т.; в Алекс. сп. καὶ
εἶπεν "и рече" (Слав. Б.).
793. – ὑπερείδομεν согласно с Алекс. сп.; в
Лукиан. – παρείδομεν "пренебрегли".
794. – οὖν в Лукиан. и проч. отсутствует,
как и евр. т.
795. Злат.: καὶ ἐνετείλατο; в Лукиан. и проч.
– ἐνετείλατο δὲ "повеле же" (Слав. Б.).
796. αὐτῶν "их" (Слав. Б.) не читается у
Злат. согласно с Лукиан. и многими др. сп.
797. αὐτοῦ "его, свое", читаемое у Злат.
согласно с мн. сп. и евр. т., отсутствует в Лукиан. сп.
798. τὸν σῖτον "пшеницу" (Слав. Б.),
читаемое в Лукиан. и проч. сп., у Злат. отсутствует.
799. Злат. ἐξ αὐτῶν, чего нет в греч. сп. и
евр. т.
800. ὥστε согласно с евр. т.; в греч. сп.
отсутствует.
801. αὐτοῦ "своим" (Слав. Б.) отсутствует у
Злат. согласно с Лукиан. сп.
802. Злат.: ὁρᾶ τὸ ἀργύριον, выражая кратко
смысл слов: "и виде узел сребра своего".
803. ἀδελφοί "братия", читаемое у Злат.
согласно с мн. сп. и евр. т., отсутствует в Лукиан. сп.
804. Злат.: φανεῖσθε согласно с сп. Дорофея;
в Лукиан. – γνώσομαι "увем" (Слав. Б.).
805. διεμαρτύρατο ἡμᾶς "заклял нас" согласно
с сп. Дорофея, в Лукиан. и проч. –ἡμῖν "нам".
806. Злат.: δέχομαι согласно с сп. Дорофея; в
Лукиан. и проч. – ἐκδέχομαι; Слав. Б.:"возму".
807. – ὑπεστρέψαμεν; в Лукиан. –
ἀνεστρέψαμεν πρὸς σὲ "обратились к тебе".
808. καθὰ "как" согласно с Алекс. и мн. др.
сп.; в Лукиан. – καθ᾿ ἅπερ "как бы".
809. Злат.: ἡμᾶς τε, что отсутствует в греч.
сп. и евр. т.
810. Злат.: τοῦ πατρὸς ὑμῶν согласно с евр.
т., в Лукиан. и проч. – τῶν πατέρων ὑμῶν "отец ваших"
(Слав. Б.).
811. τὰ σπλάγχνα согласно с мн. сп., в
Лукиан. и др. – ἔγχατα, хотя значение того и другого не
отлично.
812. Слова: πᾶς ποιμὴν προβάτων "всяк пастух
овчий" не читаются Злат. согласно с Коттон. и Амвросиан.
сп. и евр. т.; в сп. Лукиан., Дорофея и мн. др., с
которыми согласуется Слав. Б., слова эти читаются.
813. Злат.: ᾿Εκάθισε согласно с сп. Коттон.,
Дорофея и др.; в Алекс., Лукиан. и проч. – ᾿Εκάθισαν
"седоша" (Слав. Б.).
814. – ὁ πρῶτος; в Лукиан. и проч., согласно
с евр. т. – ὁ πρωτότοκος "первенец"(Слав. Б.).
815. πλῆσον согласно с сп. Дорофея и евр.
т.; в Алекс., Лукиан. и проч., с которыми согласуется
Слав. Б., – πλήσατε "наполните".
816.δύνανται согласно с Циттав. ("de Lag".
Gen. gr.) и немн. др. ("Holmes"); в Лукиан. – δυνηθῷσιν
"возмогут".
817. καὶ τὸ ἀργύριον ὡσαύτως ἐκάστου εἰς τὸν
μάρσιππον αὐτοῦ, говорит святитель, передавая короче
слова библ. текста.
818. ἔμβαλε вместо ἐμβάλετε в Лукиан. и др.
сп.
819. οἰωνισμῶ "волхвованием" (Слав. Б.),
читаемое в Лукиан. и проч. сп., отсутствует у Злат.
820. Злат.: συντετέλεσται согласно с сп.
Циттав. ("de Lag". Gen. gr.), Дорофея и нек. др.
("Holmes"); в Лукиан. – συντετελέσασθε "совершисте"
(Слав. Б.).
821. εὑρεθῆ τὸ σκεῦος согласно с Алекс. и
др. сп. и евр. т.; в Лукиан. – εὕρης τὸ κόνδυ "обрящеши
чашу" (Слав. Б.).
822. – οὖτος... μόνος согласно с сп.
Дорофея; в Лукиан. и евр. т. не читается.
823. ᾿Εγγίσας γὰρ вместо ἐγγίσας δέ
"приступив же".
824. – θυμωθῆς; в Лукиан. ὀργιωθῆς, хотя
смысл одинаков.
825. κύριε; в Лукиан. и проч. – отсутствует.
826. – παιδίον γήρως согласно с Коттон. и
др. и евр. т., Лукиан. – ἐκ γήρους "от старости".
827. – ὑπολέλειπται τῇ μητρὶ αὐτοῦ согласно
с первонач. переводом 70-ти ("Field". Orig. Hexapla) и
евр. т.; в Алекс. и Лукиан. – ὑπελείφθη τῷ πατρὶ αὐτοῦ
"остался у отца своего".
828. καὶ ἐπιμελοῦμαι согласно с обычным
чтением греч. сп.; слав. перевод: "да вижду" здесь не
буквально точен ("да" вместо "и") и не выражает мысли о
попечении, заключающейся в ἐπιμελοῦμαι.
829. ἡμῖν в Лукиан. сп. и евр. т. не
читается.
830. καὶ "и" не читается у Злат. согласно с
Алекс. и многими др. сп. и евр. т.; в Лукиан. читается,
как и в Слав. Б.
831. Злат.: αὐτῷ; в Лукиан. и проч. сп. и
евр. т. не читается.
832. – ἐὰν μὴ ὁ ἀδελφὸς ἡμῶν καταβῆ μεθ᾿
ἡμῶν вместо обычного чтения греч. сп.:ἀλλ᾿ εἰ μὲν ὁ
ἀδελφὸς.... καταβησόμεθα "но Аще брат наш менший идет с
нами, пойдем".
833. Νῦν согласно с Коттон., Коислиан.,
Дорофея и др.; в Алекс. и Лукиан., согласно с евр. т.,
не читается, как и в Слав. Б.
834. καὶ "и" не читается у Злат. согласно с
Коисл. И др. сп.; в Лукиан. согласно с евр. т. читается,
как и в Слав. Б.
835. παρὰ τοῦ πατρὸς; в Лукиан. – ἐκ τοῦ
παιδός σου "от раба твоего".
836. Злат.: πρὸς σὲ; в Лукиан. – ἐνώπιόν σου.
837. – ἐναντίον σου; в Лукиан., согласно с
евр. т., – εἰς τὸν πατέρα "ко отцу" (Слав. Б.).
838. – παραμενῶ согласно с обычн. чтением
сп. и евр. т.; в Лукиан. – παραμείνω "да пребуду"; σοῖ
"тебе" (Слав. Б.), читаемое в Лукиан. и проч. сп.
согласно с евр. т., у Злат. отсутствует.
839. – καὶ οὐκέτι ἠδύνατο φέρειν οὐδε
ἀνέχεσθαι τῶν παρεστηκότων αὐτῷ; здесь одни слова ("уже,
переносить, ни") прибавлены святителем к библ. тексту
для большей выразительности, другие ("Иосиф, всем")
опущены.
840. Злат.: οὐν; в Лукиан., как и евр. т., не
читается.
841. – μὴ ἀναμείνης согласно с сп. Дорофея;
в Лукиан. – μὴ μένῃς "и не оставайся".
842. Слово: ᾿Αραβίας "аравийстей" (Слав. Б.),
читаемое в Алекс., Лукиан. и др. сп., у Злат.
отсутствует согласно с Бодлеан. (61 у "Holmes") и евр.
т.
843. Злат.: καὶ, в Лукиан. не читается.
844. σοῦ "твои", читаемое в Лукиан. сп., у
Злат. отсутствует.
845. Злат.: κατεφίλησε πάντας согласно с евр.
и отчасти Алекс. и проч. (в удержании πάντας᾿; в Лукиан.
– καταφιλήσας "облобызав" (Слав. Б.) без πάντας.
846. οἱ ἀδελφοὶ αὐτοῦ "братия его", читаемое
обыкновенно в греч. сп. и евр. т., у Злат. отсутствует.
847. Злат.: ταῦτα δὲ διεβοήθη εἰς τὸν οἶκον
Φαραὼ, вместо: καὶ διεβοήθη ἡ φωνὴ ἐπι τὸν οἶκον Φαραὼ
"и пронесеся глас в дому Фараонове", согласно с евр. т.
848. – κατὰ τὰς ἐντολὰς τοῦ βασιλέως; в
Лукиан., согласно с Алекс. и др. – κατὰ τὰ εἰρημένα ὑπὸ
Φαραὼ τοῦ βασιλέως "по повелению" (букв. по словам)
"Фараона царя".
849. После πᾶσιν и "всем" у Злат. читается
μὲν "и", "же", чему в след. словах соответствует δὲ же;
в Лукиан. и проч. сп. отсутствует.
850. Злат.: ὁμίως; в Лукиан. и др. – κατὰ
ταῦτα "такожде", что составляет букв. перевод евр.
выражения (кезот); ὁμίως в греч. сп. здесь не
встречается.
851. πάντων "всех" (Слав. Б.), читаемое в
Лукиан. и проч. сп., у Злат. отсутствует согласно с сп.
Париж. и Коислиан. (76–82 у "Holmes") и евр. т.
852. αἰροντας согласно с сп. Фезулян. и
Эскуриал. (18 и 36 у "Holmes"); в Алекс. и Лукиан. –
αἰρούσας, что согласно с евр. т.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|