Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 62
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
В прошедший раз повествование об Иосифе
довольно поучило нас, как гибельна зависть и как эта
пагубная страсть портит прежде всего душу, в которой она
зарождается. Вы видели также, как порабощенные этою
страстью братья Иосифа забыли и самое родство, и брату
своему, ничем их не обидевшему, оказали жестокость диких
зверей, и, обнаружив тем собственную злобу, не столько
повредили брату, сколько себя покрыли бесчестием. Хотя
они продали его чужестранцам, а эти перепродали
архимагиру фараона, но как Иосиф имел во всем помощь
свыше, то для него все оказывалось сносным и легким. Я
хотел и сегодня продолжать тоже повествование и
почерпнуть из него снова наставление для вас. Но в него
входит еще иное некоторое сказание, которого нельзя
оставить без внимания; объяснив по возможности это, мы
возвратимся опять к истории Иосифа. Какое же входит сюда
сказание? Это – об Иуде. Он, взяв себе в жены дочь
хананеянина – Саву, и имев от нее трех сынов, "поя, –
сказано в Писании, – первенцу Иру Фамарь жену"
(Быт.38:6). Но Ир оказался "злым пред Господом" – и Бог
поразил его. И заповедал Авнану, взявшему жену брата,
восстановить семя брату. Так именно повелевал закон,
чтобы по смерти брата, не оставившего детей, другой брат
взял его жену и восстановил семя брата (Втор.25:5). Но и
Авнан оказался злым; Бог поразил смертию и его. Иуда,
увидев внезапную смерть двух сынов своих, пришел в страх
и, чтобы утешить Фамарь, обещал дать ей третьего своего
сына; но, опасаясь, чтобы и этот, подобно братьям, не
подвергся наказанию, не исполнял обещания. Между тем
Фамарь, утешаясь обещанием, оставалась "в доме отца
своего", ожидая исполнения обещанного свекром. Хотя она
и замечала, что Иуда не хочет исполнить обещания, однако
благодушно терпела, не желая вступить в супружество с
другим, а переносила вдовство, ожидая благоприятного
времени, потому что надеялась родить детей от самого
свекра своего. И когда она узнала, что свекровь ее
умерла, а Иуда пошел в Фамну стричь овец, то Фамарь
решилась обманом разделить ложе с свекром и от него
родить детей, – не ради похоти плотской, – нет, а для
того, чтобы не остаться без имени [743]. Впрочем, в этом
деле было и промышление (Божие), почему намерение ее и
исполнилось на самом деле. "Свергши, – сказано, – ризы
вдовства своего [744], и облекшись [745] в ризу летнюю,
и украсившись [746] седе пред враты" (Быт.38:14). Потом,
как бы в извинение ее, божественное Писание говорит:
"видяше бо яко велик бяше Силом [747]; сей же не даде ее
ему в жену", поэтому она и решилась на такой обман. Иуда
подумал, что это блудница (потому что она закрыла лице,
чтобы не могла быть узнана), "и уклонися к ней... Она же
рече: что ми даси?" (Быт.38:16). Он обещал прислать ей
"козлище от коз... Она же рече: Аще даси ми залог,
дóндеже пришлеши [748]" (Быт.38:17). "И даде... перстень
и гривну, и жезл, и вниде к ней: и зача во утробе от
него" (Быт.38:18).
Но никто, слыша это, да не осуждает
Фамарь: как я уже сказал, она служила в этом случае
орудием Промысла, – почему и она не подверглась
какому-либо порицанию, и Иуда не предан осуждению.
Отсюда простираясь далее, увидишь, что от детей,
родившихся у него [749], ведет род И. Христос. Кроме
того, два сына, рожденные Иудою, преобразовали два
народа, и были предызображением жизни иудейской и
духовной. Но теперь посмотрим, как, после удаления Иуды,
в скором времени дело объяснилось, и Иуда сам обвиняет
себя, а Фамарь оправдывает. Она, как скоро достигла
того, чего желала, опять, переменивши одежды,
возвратилась оттуда и пришла в свой дом. А Иуда, об этом
ничего не зная, исполнил свое обещание – послал к Фамари
козла, чтобы взять назад данный ей залог; но посланный,
не нашедши нигде этой женщины, возвратился и объявил
Иуде, что не мог нигде найти ее. Тогда Иуда сказал: как
бы не осудили нас за то, что мы оказались неблагодарными
(Быт.38:23), – он еще не знал, что случилось. Но когда
прошло три месяца, и бремя чрева обнаруживало зачатие, а
между тем никто не знал о тайном совокуплении, – тогда
Иуде возвестили, что Фамарь "во утробе имать от блуда";
а он, узнав об этом, "рече: изведите ю и да сожгут ю"
(Быт.38:24). Велико негодование! Ужасная казнь, потому
что грех казался великим. Что же Фамарь? Отослав Иуде
вещи, которые получила от него в залог, она сказала
[750]: "егоже сия суть", от того получила я плод чрева
[751].
2. Заметь, как молчаливая (доселе)
приводит самых достоверных свидетелей, могущих подать
голос, и достаточно показать ее невиновность. Так как
обвиняемой в таком деле надлежало представить трех
свидетелей, то она и посылает три вещи, отдавшая ей в
залог, могущие ясно свидетельствовать в ее пользу:
перстень, гривну и жезл, и оставаясь дома и не говоря ни
слова, она одержала победу. Иуда, узнав эти вещи,
сказал: "оправдася паче мене, яко не дах ее Силому сыну
моему" (Быт.38:26). Что значит: "оправдася паче мене?"
Значит: она невиновна, а я сам себя подвергаю осуждению
и открываю свое преступление, хотя никто не обличает
меня; или – лучше сказать – у меня есть сильный
обличитель: залог, который я дал ей. Потом, опять
извиняя Фамарь, говорит: "яко не дах ее Силому сыну
моему". Может быть, так сделалось и по особой причине, о
которой я вам скажу. Именно: Иуда думал, что Фамарь была
причиною поражения Ира и Авнана смертию, и, опасаясь
того же относительно Силома, он не дал ей этого сына,
хотя и обещал. Чтобы он уверился на самом опыте, что не
она была причиною смерти детей его, а сами они понесли
наказание за свое злонравие (так как сказано: "уби его
Бог"; и опять – о другом сыне: "умертви и сего"), для
этого он, по неведению, впадает в кровосмешение с своею
невесткою, и тогда самым делом убеждается, что не по ее
вине, а за свой злой прав наказаны его сыновья. Сознав
свой грех и освободив от наказания Фамарь. Иуда "не
приложи, – сказано, – к тому познати ю" (Быт.38:26); тем
он показал, что и прежде не совокупился бы с нею, если
бы узнал ее. Наконец, после столь обстоятельного
повествования об обмане Фамари, божественное Писание
показывает нам и то, какие дети родились от нее. "Бысть
же, егда раждаше, – сказано, – и быста ей близнята во
утробе ее. Бысть же в рождении ее един произнесе руку:
вземши же баба, завяза на руку его червлень, глаголющи:
сей изыдет первый" (Быт.39:27–28). Заметь здесь тайну и
предвозвещение будущих событий. После того как
повивальная бабка перевязала младенцу руку красною
нитью, чтобы тем отметить его, он "вовлече руку и изыде
брат его" (Быт.38:29), – то есть, он допустил брата
вперед выйти (из чрева матери); и таким образом тот,
кого считали последним, вышел первым, а кого считали
первым, явился после того. "И рече баба: что пресечеся
тебе ради преграждение? И прозва имя ему Фарес"
(Быт.38:29), потому что это имя значит – "пресечение",
можно также сказать: "разделение". "И после него [752]
изыде брат его", с приметою на правой руке; "и прояви
имя ему Зара" (Быт.38:30), что значит – "восток". И что
произошло это не просто, но было образом будущего, самое
дело показывает: это произошло не по естественному
порядку. Как можно было, чтобы рука, перевязанная
красною нитью, опять скрылась и оставила проход другому,
если бы божественная сила не устроила того и как бы в
тени не предъуказала, что с самого начала показался
Зара, то есть, восток (он есть образ Церкви); а когда он
немного выступил и отступил, началось соблюдение закона
(обозначаемое Фаресом); после того как оно имело силу
долгое время, – опять явился тот, который первоначально
отступил, т. е., Зара, и весь иудейский порядок уступил
место Церкви? Но, быть может, надобно снова пересказать
вам это в кратких и более ясных словах. Подобно тому,
как Зара первый простер руку, Ной и Авраам, и прежде Ноя
Авель и Енох начали много заботиться о благоугождении
Богу. Потом, когда люди, размножившись, собрали на себя
множество грехов, они имели нужду в некотором малом
увещании; как некоторая тень, дан закон, не так, чтобы
он мог изглаживать грехи, но чтобы он указывал их и
делал их очевидными для людей, которые, как малые дети,
питаемые молоком, могли таким образом придти в
совершенный возраст. Но когда они и этого не употребили
в свою пользу, и несмотря на то, что закон указывал на
множество грехов, продолжали ими растлевать себя, тогда
явился на земле общий всех Господь, и даровал роду
человеческому духовное и совершенное устройство [753],
образ которого представлял Зара. Поэтому и евангелист
упоминает о Фамари и родившихся от нее детях, и говорит:
"Иуда же роди Фареса и Зару от Фамари" (Мф.1:3).
3. Итак, не будем оставлять без внимания
того, что содержится в божественном Писании, или
поверхностно останавливаться на его изречениях; но,
проникая в глубину его и дознавая заключающееся там
богатство, будем славить нашего Господа, который все
устрояет с такою великою мудростию. Если мы не захотим
испытывать и причины, и цели каждого описанного здесь
события, то не только ее (Фамарь) осудим за
кровосмешение с свекром, но и Аврааму поставим в вину
то, что он в намерении сделался детоубийцею, – и
Финееса, что он в один раз совершил два убийства. А если
будем тщательно изучать дело каждого из них, то и их не
станем порицать, и сами еще получим отсюда великую
пользу. Но что касается этой истории (из жизни Иуды и
Фамари), мы, по возможности, раскрыли любви вашей.
Теперь, если вы не утомились и еще
желаете (слушать), мы коснемся и последующих событий, и
снова обратимся к повествованию о чудном Иосифе, чтобы и
из сказанного сегодня вы увидели, сколько терпел этот
мужественный борец после тех снов, которые предвозвещали
ему господство и начальство над братьями, как он
переходил от одной борьбы к другой, как постигали его
искушения за искушениями, следовали кораблекрушения одно
за другим, а кормчий не утопал, и, когда наступила самая
сильная буря, он управлял своим кораблем, как бы сидя у
руля. Но послушаем самого повествования, чтобы дознать
все в точности. "Иосиф, – говорит Писание, – приведен
бысть во Египет, и купи его архимагир Фараонов от руки
[754] Исмаильтян" (Быт.39:1). Так как купившие его у
братьев были, по своим нравам, люди дикие и грубые и они
перепродали его египтянину архимагиру фараона и таким
образом сын, воспитанный в объятиях отца, переходил от
одних господ к другим, то, чтобы нам не было непонятным,
как он, еще юный, не привыкший к такому тяжкому образу
жизни, воспитанный дома со всею отеческою любовию,
переносил это жестокое рабство, – божественное Писание
присовокупляет: "и бяше Господь со Иосифом, и бяше муж
благополучен" (Быт.39:2). Что значит – "бяше Господь со
Иосифом"? То, что благодать свыше сопутствовала ему и
все трудности делала для него легкими. Она устрояла все,
что касалось его. Она и купцов сделала кроткими и
расположила продать его архимагиру, чтобы он,
мало-помалу идя вперед по этому пути и подвергаясь таким
искушениям, мог приблизиться к царскому престолу. И ты,
возлюбленный, слыша, что он терпел рабство у купцов, а
потом перешел в рабство к архимагиру, подумай о том, как
он не смущался духом, не предавался сомнениям в
рассуждении себя самого, и не говорил: "как лживы те
сны, которые предвещали мне славу! Вот после этих снов
рабство и рабство тяжкое; господа у меня переменяются, и
я перехожу от того к другому, от другого к иному, и
принужден приспособляться к их диким нравам. Уже не
оставлены ли мы? Не лишены ли помощи Вышнего?" Ничего
подобного он не сказал и не подумал; но все переносил с
кротостию и благодушием. "Бяше бо Господь со Иосифом, и
бяше муж благополучен". Что значит – "благополучен"? То,
что все у него шло успешно; повсюду предшествовала ему
благодать свыше, и так ясно проявлялась на нем, что
заметил это и господин его, архимагир. "Ведяше же, –
говорит Писание, – господин его, яко Господь бе с ним, и
вся елика творит, Господь благоустрояет в руку его.
Обрете же [755] Иосиф благодать пред господином своим
[756]: и постави его над домом своим, и вся, елика
Бышаему, даде в руки Иосифовы" (Быт.39:3–4). Видишь ли,
что значит иметь помощь от десницы вышней? Вот он – и
юноша и странник, и пленник и раб, и однако получает от
господина весь дом. "Вся, – сказано, – даде в руку его".
Почему? Потому что с высшею помощью он привнес
собственный (добрый) прав. "Благоугоди ему" (господину),
сказано, т. е. все делал для него с большим усердием.
Затем, человеколюбец Бог, желая привести его еще к
большему благополучию, не освобождал еще его от рабства,
и не давал ему свободы. Так всегда угодно Богу – не
удалять от опасностей людей добродетельных и не
освобождать их от искушений, а в самых искушениях являть
им такую Свою помощь, что и самые искушения делаются
поводом к торжеству. Поэтому и блаженный Давид говорил:
"в скорби распространил мя еси" (Пс.4:2). Ты, говорит,
не отдалил скорби, не дал мне покоя, освободив от нее,
но – что дивно и необычайно – среди самых скорбей привел
в безопасность. Тоже и здесь творит человеколюбец
Господь. "Благослови бо757 дом египтянина Иосифа ради"
(Быт.39:5). Уже и чужеземец убедился, что мнимый раб –
один из тех, которые угодны Богу. "И предаде, – сказано,
– вся, елика Быша ему, в руки Иосифовы, и не ведяше
ничтоже кроме хлеба, егоже ядяше" (Быт.39:6). Почти
господином поставил его над всем своим домом. Итак раб,
пленник, имел в своих руках все достояние своего
господина. Такова добродетель! Где бы она ни явилась,
она везде все побеждает и над всем господствует. Как
исчезает тьма при появлении света (солнечного), так
удаляется всякое зло, как скоро является добродетель.
4. Но лютый зверь, диавол, видя, что
праведник успевает, и что чрез самые скорбные,
по-видимому, обстоятельства делается только более
славным, – скрежетал зубами и неистовствовал, и, будучи
не в силах видеть праведника день ото дня приобретающим
большую славу, роет для него глубокую пропасть,
приготовляет стремнину, с которой думает низвергнуть его
в совершенную погибель, воздвигает бурю, могущую
подвергнуть его страшному кораблекрушению. Вскоре однако
он убедился, что идет против рожна и все замышляет
только на свою голову. "И бяше Иосиф, – сказано, – добр
образом и красен взором" (Быт.39:6). Для чего сказано о
красоте телесной? Чтобы мы знали, что он не только имел
благообразие душевное, но и телесное. Он был в цвете
юности; имел хороший вид и прекрасное лице. А
предварительно об этом говорит божественное Писание для
того, чтобы объяснить нам, как плененная красотою юноши
египтянка склоняла его к беззаконному общению с нею. "И
бысть, – сказано, – по [758]
сих" (Быт.39:7). Что такое "по сих"? То есть – по
вручении ему власти над всем домом и после удостоения
его такой чести от господина. "Возложи жена господина
его очи своя на Иосифа" (Быт.39:7). Какое бесстыдство
необузданной женщины! Она не взяла во внимание ни того,
что она считается госпожею в доме, ни того, что он раб;
но, пленившись его красотою и предавшись сатанинскому
огню, она покушается напасть на юношу и, имея в мысли
это порочное намерение, изыскивает только время и
уединение, в котором ей можно было бы привести в
исполнение свой преступный замысел. Но Иосиф, сказано,
не хотел этого; не повиновался, не слушал ее речей: он
знал, что это дело принесет ему погибель, – и не только
о себе думал, но старался, насколько возможно, удержать
и ту от такого безумия и преступного пожелания. Он
внушает ей мысли, могущие и пристыдить ее и довести до
сознания собственной ее пользы. "И рече, – сказано, –
жене господина своего (госпожа получает совет от раба!):
аще господин мой, – говорит, – не весть мене ради
ничтоже в дому своем, но [759] вся, елика суть ему,
вдаде в руце мои" (Быт.39:8). Какая благопризнательность
человека! Смотри, как он исчисляет благодеяния своего
господина, чтобы показать, какую неблагодарность
оказывает она своему супругу. Я, говорит он, раб,
чужестранец, пленник, пользуюсь у него такою
доверенностию, что все в моих руках, и он ничего не
исключил из моей власти, кроме только тебя; над всеми
здесь я начальствую, а только тебе одной подчинен и
только ты находишься вне моей власти. Потом, чтобы
нанести ей решительный удар, он напоминает ей о любви к
ней мужа, убеждает не быть неблагодарною супругу, и
говорит: ты потому не в моей власти, "понеже ты жена ему
еси". А если ты его жена, то "како сотворю глагол злый
сей и согрешу пред Богом?"(Быт.39:9). Так как она искала
случая быть с ним наедине и выжидала времени, стараясь
утаиться от мужа и от всех домашних слуг, то он говорит:
как я возмогу сделать это зло и согрешу пред Богом? Что
ты думаешь? Хотя бы мы и от всех людей могли укрыться,
но не можем утаиться от Ока всевидящего. Его одного
нужно бояться, страшиться и трепетать, чтобы пред Его
взором не сделать чего-либо преступного. И дабы мы знали
все превосходство добродетели этого праведника, и то,
что он не однажды и не дважды, а много раз выдерживал
эту борьбу, выслушивал такие речи и не переставал
увещевать, божественное Писание говорит: "егда же
глаголаше день от дне и не послушаше ее" (Быт.39:10).
Наблюдая за домашними делами, она, как зверь,
скрежещущий зубами, напала на этого юношу и, схватив за
одежды, удерживала его. Не оставим этого без внимания;
но подумаем о том, какую борьбу должен был выдержать
праведник. Не так чудно было, кажется мне, трем отрокам
среди вавилонской пещи остаться без вреда и ничего не
потерпеть от огня, как чудно и необычайно то, что этот
дивный юноша, будучи удержан за одежду этою бесчестною и
необузданною женщиною, не предался ей, но бежал, оставив
даже и одежды в ее руках. И как те три отрока, за свою
добродетель получив свыше помощь, явились победителями
огня, так и этот за то, что употреблял с своей стороны
все усилия и оказывал великое постоянство в подвигах
целомудрия, получил и свыше великую помощь, чтобы при
содействии десницы Божией одержать эту победу и избежать
сетей распутной жены. Можно было видеть после того, как
дивный юноша вышел обнаженным от одежд, но облеченным в
одеяние целомудрия, и как он бежал, как бы от огня и
пламени, не потерпев никакого вреда и не только не
будучи опален, но став еще более чистым и светлым.
5. Но обрати внимание на то, что после
такой победы, после такого мужества, за что ему
надлежало быть увенчанным, надлежало быть прославленным,
– он опять, как виновный, подвергается тысяче бед. Эта
египтянка, не вынося срама и бесчестия, которым сама
подвергла себя, замыслив дело невозможное, прежде всего
созвав домашних, обвиняет юношу и, свое безумное желание
приписывая ему, старается таким образом обмануть всех.
Так обыкновенно действует порок: всегда враждуя против
добродетели, он свои преступления старается ей
приписывать. Так поступила и эта женщина: она клеветала
на юношу, как распутного, а себя прикрывала личиною
целомудрия, и говорила, что потому самому он и одежды
свои оставил, а она удержала их. А человеколюбец Бог по
долготерпению Своему попустил это для того, чтобы тем
более прославить Своего раба. Когда пришел муж, она все
это рассказала с большим коварством и, обвиняя юношу,
говорила: "вниде ко мне отрок Евреин, его же привел еси
нам, поругатися мне" (Быт.39:17). Несчастная и жалкая!
Не он вошел к тебе, чтобы обесчестить тебя; но тобой
руководил диавол, чтобы ты не только сделалась
прелюбодейцею, но, если тебе нужно, и совершила бы
убийство. В подтверждение своих слов она показала одежды
юноши.
Подумай при этом, как человеколюбив
общий всех людей Господь. Как прежде Он избавил Иосифа
от желавших убить его братьев, и устроил так, что
прежде, по совету Рувима, он был брошен в ров, а потом,
по совету Иуды, продан купцам, дабы исполнение
сновидений убедило праведника, что не напрасно и не без
цели это было ему открыто, так и теперь рука Вышнего
удержала чужеземца, и не допустила его тотчас
устремиться на убийство юноши. В самом деле, что
препятствовало ему это сделать, когда он узнал, что
юноша покусился даже обесчестить его ложе? Но
благопромыслительный Бог так устроил, что господин
оказал такую кротость, чтобы, будучи брошен в темницу и
здесь опять показав свою добродетель, Иосиф достиг таким
образом управления (египетским) царством. "Разгневася бо
[760], – сказано, – господин его... и вверже его в
темницу, идеже узники царевы держатся" (Быт.39:19–20).
Однако ж, если он не верил, то не следовало заключать
его в темницу; а если поверил тому, что слова египтянки
правдивы, то Иосиф заслуживал уже не заключения в
темницу, а смертной казни и самого высшего наказания. Но
когда вышняя десница являет свое промышление, тогда все
делается легким и сносным, и люди жестокие оказываются
кротчайшими. А помощь свыше приходит с щедростию тогда,
когда и мы покажем много добродетели. Так как этот
(праведник) много подвизался, то много получил
воздаяния. И после такого мужественного подвига, он
отведен был в темницу и все переносил безмолвно. Вы
знаете, как люди, не знающие за собою ничего худого,
подвергаясь осуждению, как виновные, сохраняют всю
твердость духа, говорят свободно, и выступают с
сознанием своего достоинства против тех, которые
возводят на них невиновных обвинение. Но этот не так; он
молчит и все принимает с кротостью, и ожидает с великим
терпением помощи Божией. И посмотри, как и в самой
темнице он опять получил всю власть от темничного
стража; и справедливо, потому что, говорит Писание,
"бяше Господь со Иосифом и возлия на него милость"
(Быт.39:21). Что значит – "возлия на него милость"?
Значит: Господь преклонил к состраданию начальника
темницы и расположил оказывать ему большое благоволение.
"Даде бо ему благодать" пред ним. Подлинно, нет
блаженнее человека, пользующегося благоволением свыше.
"И вдаде, сказано, старейшина стражей темницу в руце
Иосифу" (Быт.39:22). Вот как темничный страж уступает
(свои права), дает ему самостоятельность и всем
заключенным в темнице повелевает быть под его властью.
"И старейшина стражей темничных ничтоже бе ведый [761]:
вся бо Быша в руках Иосифовых, занеже Господь бяше с
ним: и елика той творяше, Господь благопоспешаше в руку
его" (Быт.39:23). Замечай, как всегда была с ним
благодать Божия, и как все, что он ни делал, было
исполнено благодати.
Будем и мы заботиться, чтобы всегда
иметь с собою Господа и чтобы Он всегда благопоспешал
делам нашим. Кто удостоился этой помощи, тот и среди бед
посмеется им и не поставит их ни во что, потому что
Господь все творит для него и благоустрояет, во всем
споспешествует ему и тяжкое делает легким. Как же можем
мы всегда иметь с собою Господа и получать от Него
благопоспешение во всем? Если мы будем всегда трезвиться
и бодрствовать, – будем подражать целомудрию этого юноши
и другим его добродетелям, твердости его духа, – будем
помнить, что все должно делать с таким тщанием, чтобы
никогда не подвергнуться осуждению от Господа, – что
никому невозможно укрыться от Его неусыпного Ока, и что
грешник непременно должен подвергнуться наказаниям. Не
будем страха человеческого предпочитать гневу Божию; но
будем всегда памятовать слова Иосифа: "како сотворю
глагол злый сей, и согрешу пред Богом?" Если
какой-нибудь помысл смущает нас, то приведем себе на
мысль это изречение, – и всякое непозволительное
пожелание тотчас исчезнет Если бы кто-нибудь увлекался
пожеланием плотским или страстию к деньгам или другим
каким-либо безрассудным удовольствием, то пусть тотчас
представит себе, что есть у нас Судия, от Которого не
могут укрыться и тайные пожелания. (Поступая таким
образом), мы совершенно избегнем козней диавола и
получим свыше великую помощь, которой да сподобимся все
мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
743. Т. е. без потомства.
744. Злат.: αὐτῆς согласно с сп. Дорофея и
мн. др.; в Алекс., Лукиан. и др. отсутствует, но вместо
этого читается, согласно с евр. т., ἀφ᾿ ἑαυτῆς "с
себе"(Слав. Б.).
745. – περιβαλλομένη вместо περιεβάλετο
"облечеся".
746. καλλωπισαμένη вместо ἐκαλλωπίσατο
"украсися".
747. Третий сын Иуды.
748. ἕως τοῦ ἀποστεῖλαί σε; в Лукиан. – σοι
"тебе".
749. ἐκ τῶν παίδων τούτῳ τεχθέντων.
750. Слова: ἐκ τοῦ ἀνθρώπου "от человека"
(Слав. Б.), читаемые обыкновенно в сп. согласно с евр.
т., у Злат. отсутствуют.
751. Злат.: παρ᾿ ἐκείνου τῆς γαστρὸς τὸν
ὄγκον ἐδεξάμην вместо обычного чтения в сп.: ἐγὼ ἐν
γαστρὶ ἔχω "аз во утробе имам" (Слав. Б.). Список, из
которого почерпнул Злат. приведенное чтение, остается
неизвестным, если оно не представляет принадлежащего
святителю перефраза библейских слов.
752. Злат.: μετὰ τούτον согласно с Бодлеан.
("de Lag". Gen. gr.) и нек.
др. ("Holmes"); в
Лукиан. и проч. согласно с евр. т. – μετὰ τοῦτο "посем"
(Слав. Б.).
753. ἐνάρετον πολιτείαν.
754. καὶ ἐκτήσατο αὐτὸν ὁ ἀρχιμάγειρος Φαραὼ
ἐκ χειρὸς ᾿Ισμαηλιτῶν, читает святитель, с опущением
прочих речений, читаемых в библ. тексте.
755. Εὗρε δὲ; в Лукиан. и проч. сп. – καὶ
εὗρε "и обрете".
756. Слова: εὐηρέστει δὲ αὐτῷ "и благоугоди
ему" здесь опущены; а далее читаются у Злат.
757. Злат.: εὐλόγησε γὰρ с опущением Κύριος,
вместо καὶ εὐλόγησε Κύριος "и благослови Господь", как
читается обыкновенно в греч. сп. и евр. т.
758. Злат.: μετὰ ταῦτα; в Лукиан. и проч.
согласно с евр. т. – μετὰ τὰ ρήματα ταῦτα "по словесех
сих" (Слав. Б.).
759. По тексту патрологии Миня ἀλλὰ; но в 5
манускриптах, как замечено в этом изд., читается вместо
этого καὶ "и" согласно с греч. сп. и евр. т.; тоже и в
Слав. Б.
760. Εθυμώθη γὰρ вместо: καὶ ἐθυμώθη "и
разгневася" в сп.
761. Слова: δὶ αὐτὸν "его ради", читаемые в
Лукиан. и проч. сп., у Злат. здесь отсутствуют, но в
след. беседе αὐτὸς заменяется именем Иосифа.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|