Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 61
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Опять хочу вести вас к обычной
трапезе и, по порядку продолжая прежде сказанное,
предложить вам духовную пищу из ныне читанного Писания.
А прочитанного сегодня достаточно для того, чтобы
научить всех нас, как вредна зависть и как эта пагубная
страсть показала всю свою силу, простершись даже на
родство. Но, чтобы наша беседа шла по порядку, надобно
коснуться самого начала чтениям. "Сии же, – говорит
Писание, – роди Иаковли". Посмотри, как дивный пророк
(Моисей), обещав рассказать нам родословие Иакова, вдруг
перешел к истории его сына. Сказав: "сии роди Иаковли" и
оставив, как следовало бы по порядку, повествование о
детях, рожденных от Иакова и потом далее происшедших от
детей его (как это сделал и относительно Исава), он
тотчас поспешил к Иосифу, юноше, почти последнему из
всех братьев, и говорит: "Иосиф седминадесяти лет бе,
пасый с братиею своею овцы". Для чего он означает нам и
число лет? Дабы научить тебя, что юность нисколько не
может быть препятствием к добродетели – чтобы вполне
показать тебе и повиновение юноши отцу, и расположение к
братьям, и их жестокость в том, как, не смотря все его
расположение к ним и самый возраст его, способный
возбуждать сочувствие к себе, они не сохранили братской
любви, но с самого начала, замечая в нем наклонность к
добродетели и любовь к нему отца, начали ему завидовать.
"Принесоша же, – сказано, – на Иосифа злу клевету ко
Исраилю отцу своему". Смотри, какая злоба! Они замышляют
и любовь отца поколебать, и на брата выдумывают то, чего
не было, и этим сделали только то, что обнаружили свою
зависть. Чтобы убедиться в том, что достигли только
обнаружения их скрытного намерения, посмотри: отец и
после их клеветы любит сына и даже предпочитает всем его
братьям. "Иаков же, – говорит Писание, – любляше Иосифа
паче всех сынов своих, яко сын в старости ему бысть; и
сотвори ему ризу пестру" (Быт.37:3). Что значит:
"любляше Иосифа паче всех сынов своих, яко сын в
старости ему бысть"? Так как Иосиф родился у него уже
под конец и в самой старости, поэтому он и любил его
более других. В самом деле, как под старость дети бывают
вожделеннее, то более и привлекают к себе любовь
родительскую. Но чтобы мы знали, что не это одно
привлекало отца и побуждало предпочитать его братьям,
божественное Писание показывает нам, замечая, что после
Иосифа родился еще другой сын. Если бы любовь следовала
только естественному порядку (в каком родились сыновья),
то последний сын был бы еще любезнее ему, потому что он
подлинно был уже сын старости и родился тогда, когда
праведник достиг уже последнего возраста жизни. Итак,
что же сказать? То, что особенная благодать свыше делала
юного сына возлюбленным отцу, и за душевные добродетели
его возвышала пред всеми (братьями). А что он любил его
потому, что был у него сын старости, эта причина указана
в Писании для того, чтобы не вызвать явной зависти
братьев [725].
Это – опасная страсть; когда она
овладевает душою, то не прежде оставляет ее, как доведет
уже до последней степени безрассудства; уязвляя душу, в
которой родилась, она представляет того, на кого
обращена зависть, иначе, чем хочет; она еще более
возвышает его славу, знатность и известность; а это еще
новый, тягчайший удар завистнику. Посмотри здесь, как
этот дивный юноша [726], ничего не зная о происходящем
между братьями, обращается с ними, как с братьями, и,
притом, как с единоутробными; он доверяет им во всем и
говорит с большою простотою; а они, увлекаемые завистию,
доходят и до ненависти к нему. "Видевше же, – сказано, –
братия его, яко любит отец его паче всех сынов своих,
возненавидеша его и не можаху глаголати к нему ничтоже
мирно" (Быт.37:4). Смотри, до какой степени они начинают
ненавидеть его, ничем их не оскорбившего. "И ничтоже
можаху глаголати к нему мирно". Что значит: "ничтоже
можаху глаголати к нему мирно"? Так как страсть овладела
ими, и ненависть с каждым днем возрастала, то они, как
плененные и порабощенные этою страстью, начали с ним
обращаться коварно, так что ничего не могли и говорить с
ним спокойно. И заметь, что (Писание) указало и самый
источник ненависти в том, что она произошла от зависти.
"Видевше же, – сказано, – братия, яко отец любит его
паче всех сынов своих". Любовь отца возбудила зависть к
Иосифу; но эту любовь привлекала к юноше добродетель
его. Им надлежало бы соревновать брату, подражать его
нраву, чтобы и самим снискать любовь отца; но это им и
на ум не приходило, – напротив, они все обнаруживали
общую ненависть к брату, любимому отцем. И как враги,
питая скрытую внутри злобу, не могли даже говорить с ним
мирно, а обращались с ним коварно. Но этот чудный
(юноша), сохраняя братскую любовь к ним, и не подозревая
ничего, доверялся им, как братьям, и делал для них все,
что мог.
2. Эта именно страсть (зависть) в самом
начале довела Каина до братоубийства. Как Иосифовы
братья, за любовь, какую оказывал ему отец, стали его
ненавидеть, умышлять против него зло и каждый день
готовы были его убить, так и Каин, за то, что дары брата
были более благоугодны Богу (чем дары его), решился
убить брата, и говорит ему: "пойдем на поле" (Быт.4:8).
Видишь, что и этот (Авель) без всякого подозрения, во
всем доверяя брату, идет с ним, и сверх всякого ожидания
делается жертвою преступной руки. Также и дивный Иосиф,
не зная о злоумышлении братьев, обходился с ними, как с
братьями, и рассказывал им свои сны, в которых открывал
ему Бог будущее величие его и подчинение ему братьев.
"Видев же, – говорит Писание, – сон, поведа [727] братии
своей. И рече им: послушайте моего сна [728] сего. Мнех
нас [729] вяжущих снопы среди поля; и воста мой сноп, и
еще ста прямо; ваши же снопы обратившеся поклонишася
моему снопу. Реша же ему братия его; еда царствуя
царствовати будеши над нами, или господствуя
господствовати будеши над нами? И приложиша еще
ненавидети его, снов ради его и ради слов его"
(Быт.37:5–8). Что еще прежде явилась ненависть к нему.
Писание предварительно объяснило нам для того, чтобы мы
не подумали, что только отсюда началась их вражда к
нему. "Приложиша еще ненавидети его", т. е., в них еще
более возросла ненависть и вражда к нему. И посмотри,
какое крайнее ослепление! Они сами истолковали сон его.
Нельзя сказать, чтобы они в неведении о будущем стали
ненавидеть брата; напротив, потому самому и усилилась в
них ненависть, что из сновидений они узнавали будущее.
Великое безумие! Узнавши это, они тем более должны были
оказывать ему расположение, исторгнуть в себе корень
ненависти и совершенно истребить в себе чувство зависти.
Но смысл их помрачился – и они стали питать еще большую
ненависть к нему, не замечая, что все делают сами против
себя. Для чего же вы, жалкие, несчастные, обнаруживаете
такую ненависть, когда знаете и характер его, и то, что
откровение во сне показывает очевидное благоволение
Божие к нему? Не думайте, будто можно изменить то, что
предвозвещено ему самим Богом. Как вы сами истолковали
сон, так и сбудется чрез непродолжительное время, – хотя
бы вы придумали тысячи (препятствий). Благоискусный и
премудрый Владыка всего, являя могущество силы Своей,
часто попускает многоразличные затруднения в делах для
того, чтобы, приведши в исполнение Свои намерения,
открыть величие Своего всемогущества. Но такова зависть:
она не может нисколько размыслить об этом; будучи
совершенно, так сказать, пленен ею, человек все делает
против своего спасения. И эти вследствие толкования сна
еще более стали ненавидеть. А чудный Иосиф, увидев и
другой сон, рассказал его не только братьям, но и отцу.
"Аки бы солнце, – говорил он, – и луна и единодесять
звезд покланяхуся мне. И запрети ему отец и рече ему:
что сон сей его же ты видел? Еда пришедше приидем аз, и
мати твоя, и братия твоя поклонитися тебе до земли?
Позавидеша же [730] братия его: отец же [731] соблюде
слове сие" (Быт.37:9–11). Отец, зная, что братья питают
к нему зависть, сделал упрек сыну; но сам, постигая
значение сна, и догадываясь, что это было откровение
Божие, обратил внимание на сказанное. Но не так
поступили братья. Что же? Они еще более стали
завидовать. Что вы беснуетесь? Что вы поступаете, как
исступленные? Разве вы не видите, что повторение сна
произошло не случайно и не напрасно, а для убеждения вас
в том, что предзнаменования вполне сбудутся, чтобы вы
оставили свои порывы к убийству (брата), и подумали о
том, что вы замышляете невозможное? Вам надлежало,
усвоив себе свойства и мысли брата, почитать будущее
величие его за собственную вашу славу. А если уже вы не
хотели об этом подумать, по крайней мере вам следовало
рассудить, что ваша вражда относится не к брату, но к
самому Господу, уже открывшему будущую славу его. Но
они, как я уже сказал, не стыдясь самой природы, и не
обращая внимания на благоволение к нему свыше, со дня на
день только усиливали свою ненависть и в тайне у себя
возжигали пламя. Между тем ни отец, ни юноша ничего не
подозревали и не предполагали, чтобы они могли дойти до
такого неистовства. Поэтому, когда братья отправились к
стадам, отец сказал Иосифу: "еда братия твоя не пасут в
Сихеме: гряди, да послю тя к ним. Рече же ему: се аз"
(Быт.37:13). Видишь, как отец любил детей? Видишь, как
сын послушен? "Рече же ему Исраиль: шед, виждь, Аще
здравствуют братия твоя и овцы, и повеждь ми"
(Быт.37:14).
3. Все это произошло для того, чтобы
обнаружилось и расположение Иосифа к братьям и
убийственное намерение их против него. Имелся при этом в
виду и образ будущего: в этих событиях, как на тени,
предызображались события (евангельской) истины. Как
Иосиф пришел посетить братьев, а они, не уважив ни
братства, ни причины его посещения, сперва хотели было
убить его, а потом продали иноземцам, – так и Господь
наш, по человеколюбию Своему, пришел посетить
человеческой род [732], приняв нам свойственную плоть и
благоволив стать нашим братом. Об этом и восклицает
Павел, говоря: "не от Ангел [733] когда приемлет, но от
семене Авраамова, от онудуже должен бе по всему
подобитися братии" (Евр.2:16–17). Но неблагодарные иудеи
замыслили умертвить Врача душ и телес, который ежедневно
совершал бесчисленные чудеса, и привели в исполнение
свой убийственный замысел, и распяли Того, Кто ради
нашего спасения благоволил принять зрак раба. Но эти,
предав Господа распятию, исполнили свое намерение, а
братья Иосифа, хотя и имели замысел, но не привели его в
дело. Образу надлежало заключать в себе менее истины
(преобразуемой); иначе это не было бы образом будущего.
Поэтому здесь (будущее) предначертано было только как бы
в тени. Но заметь чудное дело. Они не убили, а продали и
принесли отцу его одежду, вымарав ее кровию козла, желая
убедить (отца), что юноша растерзан. Видишь ли, что все
это происходило так, чтобы как в тени был один образ
вещей и сохранялась истина? Но возвратимся к порядку
повествования. "И посла его, – сказано, – отец его и
прииде в Сихем. И обрете его человек заблуждающа на
поли; вопроси же его человек, глаголя: чесого ищеши? Он
же рече: братии моея ищу, повеждь ми, где пасут"
(Быт.37:14–16). Посмотри, с какою заботливостию он
отыскивает своих братьев, – трудится, разведывает,
делает все, чтобы их увидеть. "Рече же ему
[734]: слышах их
глаголющих: пойдем в Дофаим. И иде Иосиф... и обрете я.
Предузреша же его издалече, прежде приближения его: и
зле умыслиша убити его" (Быт.37:17–18). Размысли при
этом о благопромыслительной премудрости Божией: они
имели намерение умертвить его; а Тот, Кто все устрояет и
всем располагает, попускает явиться всякого рода
препятствиям к тому, чтобы, еще более прославив своего
подвижника, привести в исполнение его сновидения.
"Предъузреша, – сказано, – его и зле умыслиша убити его.
Рече же кийждо к брату своему: се сновидец оный идет.
Ныне убо приидите, убием его, и ввержем его в ров и
речем: зверь лют снеде его: и узрим, что будут
сновидения его" (Быт.37:18–20).
Видишь ли, они решились убить его,
опасаясь исполнения его снов? Но они должны были
научиться, что предвозвещенное самим Богом не может не
совершиться. Они совещаются между собою, составляют
замысел, обнаруживая свою злобу; а премудрый и
благопромыслительный Бог устрояет так, что сами же
злоумышленники невольно содействуют совершению будущих
событий. Когда они соглашались на убийство, и в своем
намерении уже совершили преступление, "слышав, –
сказано, – Рувим, отъя его из рук их и рече: не убием
его на души, не пролейте крове; вверяйте его в ров сей
[735], иже в пустыне; руки же не возложите на него
[736]: яко да изымет его от рук их, и отдаст его отцу
своему" (Быт.37:21–22). Смотри: даже этот не
осмеливается открыто исторгнуть брата (из рук их); но,
желая пока удержать порыв их к убийству, говорит: "не
пролийте крове, но вверзите его в ров". Желая объяснить
нам и намерение Рувима, божественное Писание говорит:
это он сделал, "да изымет его и отдаст отцу своему". В
то время, когда у них происходило такое совещание,
Иосифа еще не было с ними; после окончания их разговора,
"прииде, – сказано, – Иосиф к братии своей". Им
надлежало бы поспешить к брату, обнять его, узнать, что
велел им отец; а они бросаются, как лютые звери, увидев
агнца. "И совлекоша со Иосифа ризу пеструю, и, поемши
его, ввергоша в ров. Ров же тощ, воды не имяше". Как
советовал Рувим, так они и сделали. Бросив его, "седоша
ясти хлеб" (Быт.37:23–25). О, жестокость! О,
бесчеловечие! Он прошел такой долгий путь, с такою
заботливостию искал их, чтобы увидеть их и возвестить
отцу об них; а они, как какие-нибудь варвары и дикари,
слушаясь совета Рувима не проливать братней крови,
решились умертвить его голодом. Но человеколюбивый Бог в
скором времени избавил его от неистовства братьев.
"Севши, – говорит Писание, – ясти хлеб, видеша" путников
исмаильтян, идущих в Египет, и "рече Иуда: кия польза,
Аще убием брата нашего и скрыем кровь его? Грядите,
продадим его Исмаильтяном сим, руце же наши да не будут
на нем, яко брат наш и плоть наша есть" (Быт.37:25–27).
4. Заметь, как и прежде Рувим меньшим
злом предотвратил большее, и теперь Иуда советует
продать брата, чтобы спасти его от смерти. А все так
было для того, чтобы, и против воли их, исполнились
божественные предречения, и чтобы (братья Иосифа)
послужили промышлению Божию. Приняв совет Иуды и выведши
его "из рова, продаша его Исмаильтяном на двадесять
златников" (Быт.37:27–28). Какой преступный обмен! Какая
гибельная корысть! Какая беззаконная продажа! Вы
решились продать того, кто связан с вами узами кровными,
кого так любит отец, кто пришел на свидание с вами, кто
ни много, ни мало никогда не обижал вас, и продать его
варварам, отправляющимся в Египет? Какое это безумие!
Какая ненависть! Какая зависть! Если вы это делаете,
испугавшись сновидений его, в том убеждении, что они
исполнятся, то для чего же вы стремитесь к невозможному,
и своими поступками начинаете борьбу с Богом,
предвозвестившим ему это? А если вы не приписываете снам
никакого значения и считаете их вздором, то для чего
предпринимаете то, что подвергает вас вечному
постоянному позору, отцу же принесет непрестанную
скорбь? Но, о, сила страсти или – лучше – запятнанной
кровью решимости! Когда кто отдается беззаконному делу и
погружается в беззаконные помыслы, то уже не видит пред
собою неусыпного Ока, не стыдится самой природы и ничего
другого, что может возбудить в нем сострадание, как это
случилось и с этими. Они не подумали ни о том, что он
брат их, ни о том, что так молод, что так дорог отцу, ни
о том, что он, никогда не испытывавший житья на чужой
стороне, среди иноземцев, должен идти в такую страну и
жить с варварами: оставив всякое здравое рассуждение,
они думали только об одном, чтобы удовлетворить, как
задумали, своей зависти. И в намерении они сделались
братоубийцами; а страдалец все терпел великодушно.
Вышняя же десница хранила его и все
скорби делала для него сносными и легкими. Так, когда мы
пользуемся благоволением свыше, то, хотя бы мы
находились среди варваров, в чужой земле, – можем
проводить жизнь лучше тех, которые живут дома и
наслаждаются всякого рода услугами; и напротив, хотя бы
жили и в своем доме и по-видимому наслаждались полным
покоем, но, будучи лишены помощи свыше, мы несчастнее
всех. Велика сила добродетели и бессилие порока и это
особенно ясно показывает настоящее повествование. Кого,
скажи мне, считаешь ты жалким и достойным многих слез, –
тех ли, которые делали брату столько зла, или того, кто
отдан был в рабство иноземцам? Конечно, тех. Представь
же себе, как этот дивный юноша, воспитанный среди
множества слуг, постоянно бывший в объятиях отца,
внезапно принужден нести тяжкое рабство, и притом у
людей диких, которые не лучше самых зверей. Но Владыка
всяческих и людей этих сделал кроткими, и ему дал
великое терпение. Продав брата, братья Иосифа находились
в состоянии людей, достигших своей цели, потому что
удалили от себя ненавистного им брата. "Возвратися же, –
говорит Писание, – Рувим к рову, не узре [737] Иосифа
[738] и растерза ризы своя. И обратился [739] к братии
своей и рече: отрочища несть, аз же камо иду ктому?"
(Быт.37:29–30). Божественное Писание выше показало нам,
что Рувим дал совет бросить Иосифа в ров с тем
намерением, чтобы избавить его от братоубийственных рук
и возвратить отцу. Теперь, когда Рувим увидел, сказано,
что не достиг своей цели, он разорвал свои одежды и
сказал: "отрочища несть, аз же камо иду ктому?" Что мы,
то есть, скажем (отцу) в свое оправдание, и особенно я,
считающийся старшим из вас? Он думал, что Иосиф убит. Но
как желание их уже исполнилось, и, отправив в чужую
землю ненавистного брата, они удовлетворили своей
страсти, то вот теперь они стали придумывать все
способы, как бы обмануть отца и скрыть от него свое
преступное соумышление. Заколов, сказано, "козлища от
коз", и помазав одежду (Иосифа) кровию, "принесоша ко
отцу своему, и рекоша:... познавай, Аще риза сына твоего
есть, или ни" (Быт.37:31–32). Что вы, безумные,
обманываете самих себя? Хотя бы и успели вы обмануть
отца, но не скроетесь от того неусыпного Ока, которого
более всего надлежало бы вам страшиться. Но такова
природа человеческая, особенно же такова беспечность
многих людей! Они за важное почитают только страх и стыд
пред людьми в настоящей жизни, а не думают о будущем
страшном суде и вечных невыносимых муках; они заботятся
лишь о том, как бы избежать укоризны от людей. Так
думали и эти и решились обмануть отца. "И позна, –
сказано, – отец одежду и рече: риза сына моего есть,
зверь лют сниде его: зверь восхити Иосифа" (Быт.37:33).
И подлинно, он жестоко пострадал от них, как от зверей.
"И растерза Иаков ризы своя, и возложи вретище на чресла
своя, и плакашеся сына своего дни многи" (Быт.37:34). А
каких слез заслуживали эти не потому только, что продали
брата чужестранцам, но и отца, уже в глубокой старости,
повергли в такую горесть! "Собрашася же [740] сынове его
и дщери [741] утешити его; и не хотяше утешитися,
глаголя: яко сниду к сыну моему сетуя во ад"
(Быт.37:35).
5. Думаю, что и это для них было новым
ударом. Видя, какую сильную любовь выражает отец к тому,
которого уже нет, который считался растерзанным зверями,
братья еще более снедались завистию. Но они за свою
жестокость к брату и к отцу не заслуживают никакого
снисхождения. Что же касается мадиамских купцов, то и
они в свою очередь делаются орудием промышления Божия, и
перепродают Иосифа Пентефрию, архимагиру [742] фараона.
Видишь ли, как Иосиф мало-помалу идет вперед, во всем
обнаруживает свою добродетель и терпение, чтобы подобно
борцу, мужественно подвизавшемуся, увенчаться венцем
царским, и чтобы исполнение сновидений самым делом
показало тем, которые его продали, что им нисколько не
принесло пользы все их коварство. Такова сила
добродетели, что и чрез самые гонения она достигает
большей славы. Подлинно, нет ничего сильнее, нет ничего
могущественнее добродетели, – не потому, чтобы она сама
по себе имела такую силу, а потому, что приобретший ее
пользуется и вышнею помощью. А с такою помощию и с таким
содействием, он сильнее всех; он непобедим; он неуловим
не только для наветов людских, но и козней бесовских.
Зная это, будем избегать не злостраданий, а злодеяний.
Злые дела и составляют действительное злострадание. Кто
умышляет сделать зло ближнему, тот ему нисколько не
вредит; а если и вредит сколько-нибудь, то в настоящей
только жизни, а себе готовит казни нескончаемые, муки
невыносимые. И нам нельзя избежать их иначе, как если
будем располагать себя к готовности переносить зло, и,
по учению Господа, будем молиться за тех, кто делает нам
зло. Это приготовит нам великую награду и сделает
достойными царства небесного, которое да наследуем все
мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
724. Частица δὲ "же" не читается здесь у
Злат. согласно с Алекс., Лукиан. и многими другими сп. и
евр. т.
725. Смысл такой: Иаков любил Иосифа
преимущественно пред другими детьми за его добрые
душевные свойства; но не открывал этой причины, а давал
вид, что любит Иосифа более других детей потому, что
Иосиф сын его старости. В самом же деле Иаков опасался,
чтобы еще более не возбудить зависти в братьях Иосифа,
если бы явно показал, что Иосиф лучше их по душе, и
потому лично заслуживает большей, чем они, любви.
726. Иосиф.
727. αὐτὸ "и" (Слав. Б.), читаемое в Алекс.,
Лукиан. и др. сп., у Злат. отсутствует согласно с
Коттониан. и мн. др. сп. и евр. т.
728. Злат.: μοῦ τοῦ ἐνυπνίου согласно с сп.
Дорофея; в Алекс., Лукиан. и прочих, равно как в евр.
т., μοῦ "меня или моего" не читается, как и в Слав. Б.
729. Злат. ἡμᾶς согласно с Монак.
("de Lag". Genesis gr.) и нек.
др. ("Holmes"), а также
евр. т.; в Алекс. и Лукиан. сп., с которыми согласуется
Слав. Б., – ὑμᾶς "вас".
730. αὐτὸν "ему" (Слав. Б.), читаемое в
Лукиан. и проч. сп. согласно с евр. т., у Злат.
отсутствует согласно с Цар. Вен. (VI у "Holmes").
731. αὐτοῦ "его" (Слав. Б.), читаемое в
Лукиан. и др. согласно с евр. т., у Злат. не читается
согласно с Циттав. ("de Lag". Genes. gr.) и нек. др.
("Holmes").
732. ἐπισκεψόμενος τὸ τῶν ἀνθρώπων γένος.
733. δήπου "когда" и второе ἐπιλαμβάνεται
"приемлет" у Злат. по тексту Патрологии Миня не
читаются.
734. Далее для краткости, очевидно, святитель
опускает из библ. текста некоторые выражения, читаемые
обыкновенно в сп. греч. перевода, как-то: ὁ ἄνθρωπος:
ἀπηρκασιν ἐντεύθεν "человек: отыдоша отсюду", γὰρ "бо",
πρὸς αὐτοὺς "к ним".
735. εἰς τὸν λάκκον τοῦτον согласно с сп.
Коттон., Бодлеан., Дорофея и мн. др. и евр. т.; в Алекс.
и Лукиан. сп., с которыми согласуется Слав. Б., – εἰς
ἕνα τῶν λάκκων τούτων "во един от рвов сих".
736. Дальнейшие слова: ἐζήτει γὰρ "тщашеся
бо", поставленные в скобах в Слав. Б. и находящиеся в
Альдинской Библии и двух сп. ("Holmes") и отсутствующие
в евр. т., не читаются у Злат.
737. Злат.: οὐχ ὁρᾷ согласно с Алекс. и проч.
сп.; в Лукиан. – οὐχ εὗρε "не нашел".
738. Слова: ἐν τῷ λάκκῳ "в рове", читаемые
обыкновенно в сп., отсутствуют у Злат.
739. Злат.: ἀνέστρεψεν; в Лукиан. –
ἐπέστρεψε; в сп. Коттон., Дорофея и Евгения (32 у
"Holmes") – ὑπέστρεψεν "возвратился" согласно с евр. т.
740. Πάντες "вси", читаемое в Лукиан. и
проч. сп. и евр. т., отсутствует у Злат.
741. Слова: καὶἦλθον "и приидоша", читаемые в
Лукиан. и проч. сп., отсутствуют у Злат. согласно с евр.
т. и Париж. сп. (71 у "Holmes").
742. Начальнику телохранителей, или по
Иерониму – "начальнику воинов".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|