Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 60
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Если угодно, и сегодня обратившись к
продолжению прежде нам прочитанного, предложим вам
поучение из последующего повествования (Писания).
История об Иакове и сегодня может достаточно показать
то, сколь велико было о нем промышление Божие, и как
укреплял его Бог Своими обетованиями, вознаграждая его
благомыслие. В предыдущем сказании (божественное
Писание) повествовало нам, как Иаков, по повелению
Божию, оставив Сихем, по поводу поступка своих сыновей,
удалился в Лузу. "И создав, – продолжает Писание, –
жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему
Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего". Повелев
это праведнику и избавив его от страха, в каком он
находился по случаю умерщвления сихемлян, – Бог, как
сказано, навел на жителей тех городов такой страх, что
они не стали преследовать Иакова. Посмотри же, как
велико было о нем промышление Божие, и какое попечение о
нем имел Бог! Бог поразил страхом души жителей тех
городов, чтобы они не погнались в след его. Вероятно,
они хотели отмстить за сихемлян. Но так как это
совершилось без воли праведника, и Симеон и Левий
поступили так, мстя за оскорбленное целомудрие своей
сестры, то (Бог) не только самого Иакова и сыновей его
избавляет от мучений страха, но, и на жителей страны
наведши страх, удержал их от преследования. Видите ли,
как много значит пользоваться благоволением свыше! Когда
Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль
исчезает. Как праведнику Он дал смелость, так на тех
навел страх. Как Владыка всего, Он все направляет, к
чему хочет, и во всем являет Свою благоискусную
премудрость. Нет сильнее человека, стяжавшего вышнюю
помощь, как нет слабее человека, лишенного этой помощи.
Вот этот праведник был немногочислен и весьма мал; но
как он был охраняем божественною десницею, то и
дерзновение получил и козней (врагов) избежал. А жители
городов тех и в большом множестве собирались, и
обнаруживали единодушие в своих замыслах; но не имели
сил ни одного из своих намерений исполнить на деле.
"Бысть, – сказано, – страх Божий на градех, иже окрест
их" (Быт.35:5). Итак, когда праведник освободился и от
своего страха и от туземцев, вот опять Бог являет в
отношении к нему Свое преизбыточествующее человеколюбие.
"Явися, – сказано, – ему Бог еще сущу в Лузе"
(Быт.35:9). Почему прибавлено: "еще"? Не просто, а
потому, что Он уже прежде являлся ему в этом месте,
когда он, бежав от брата, направлял свой путь в
Месопотамию. Поэтому и сказано теперь: как тогда Бог
явился ему, при его отшествии отсюда, так и ныне
является ему в том же месте, по возвращении его, и
подтверждает обетования, какие давал ему при его
отбытии, предрасполагая праведника к тому, чтобы он
твердо веровал обетованиям и не поколебался духом, до
времени их исполнения. "И благослови его и рече ему: имя
твое не прозовется ктому Иаков, но Исраиль будет имя
тебе" (Быт.35:9–10). Хотя уже прежде (Бог) дал ему такое
прозвание, когда праведник переходил через Иавок [712],
однако и теперь, желая внушить праведнику еще большую
уверенность (в Своих обетованиях), преподает ему тоже
благословение и говорит: "Исраиль прозовется [713] имя
твое:... и расти и множися, и язы ́цы и собрания языков
будут от тебе, и царие из чресл твоих изыдут"
(Быт.35:10–11). Обрати внимание на величие
благословения! (Бог) говорит, что не только он возрастет
во множестве, но что от него произойдет славное
потомство: "царие из чресл твоих изыдут", говорит,
предвещая этим самым величие имеющих произойти от него.
"И землю, – говорит еще, – юже дах Аврааму и Исааку,
тебе дах ю [714],
и семени твоему по тебе дам землю сию" (Быт.35:12). Так
как Иаков, по случаю известного поступка Симеона и
Левия, говорил: "мал есмь числом, и собрашеся на мя
иссекут мя, и истреблен буду аз и дом мой" (Быт.34:30),
и во всем показывал малодушие и великий страх,
овладевший им, поэтому человеколюбивый Господь и говорит
ему теперь: ты сказал: "мал есмь числом", но знай, что
семя твое умножится и распространится и так славно
будет, что собрание народов и цари произойдут из него,
не только не будешь ты истреблен, но ты и семя твое всю
землю сию наследите. Дав ему такие обещания, "взыде, –
сказано, – Бог от него, от места, идеже глагола с ним"
(Быт.35:13). Посмотри, как божественное Писание
снисходит к нам (в образе выражений). "Взыде, – говорит
оно, – Бог от него", не для того (так говорит), чтобы мы
представляли себе Божество ограниченным в каком-либо
месте, но чтобы и в этом мы познали неизреченное
человеколюбие Божие. И в таком образе повествования
благодать Духа снисходит к человеческой немощи. Слова:
"взыде и сниде" недостойны Бога [715], но как
употребление таких чувственных речений для нашего
научения служит особенно свидетельством неизреченного
Его человеколюбия, то (божественное Писание) и
употребляет человеческие выражения. Иначе невозможно
было бы человеческому слуху вместить высоту слова, если
бы нам говорено было соответственно величию Господа.
2. Имея это в мыслях, не будем
останавливаться на простоте выражений; но подивимся
неизреченной благости Господа и в том, что Он не
отрекается оказывать такое снисхождение вследствие
немощи естества нашего. Но посмотри, как праведник
выражает собственную признательность. "И постави, –
сказано, – Иаков столп каменный [716] на месте, идеже
глагола с ним Бог, и пожре на нем жертву [717], и возлия
елей, и прозва имя месту тому, идеже глагола с ним,
Вефиль" (Быт.35:14–15). Смотри, как всегда этот
праведник названиями мест увековечивает память
(событий), чтобы и последующим родам известно было
бывшее здесь праведнику видение. "И востав Иаков постави
кущу свою далее столба Гадир [718]" (Быт.35:16).
Праведник снова отходит далее, чтоб мало-помалу дойти до
места, где жил Исаак. Потом, "егда приближися приити в
Евфраву [719], Рахиль возбедствова в рождении. И бысть
внегда жестоко ей родити, рече ей баба: дерзай, ибо сей
тебе есть сын" (Быт.35:16–17). Не унывай, говорит, ты
родишь сына; хотя и мучат тебя боли, но все таки будешь
иметь сына. "Бысть же, егда оставляше ю душа, умираше
бо, и прозва имя ему: сыне болезни моея; отец же прозва
его Вениамин" (Быт.35:18). Мать дает младенцу имя по
случившемуся с нею событию; а отец назвал его
Вениамином. Рахиль после того, как родила сына, "умре, –
сказано, – и погребоша ю на пути Евфравы: сия есть
Вифлеем. И постави Иаков столб на гробе" (Быт.35:19–20).
Скорбь о кончине Рахили, облегчал новорожденный и
располагал праведника благодушно переносить потерю
Рахили. Но затем открывается безрассудство Рувима. "Иде,
– сказано, – Рувим и спа с Валлою, наложницею отца
своего. И слыша Исраиль, и зло явися пред ним"
(Быт.35:22). Это было весьма преступное дело. Потому и
впоследствии законодатель Моисей воспретил сыну и отцу
иметь сожитие с одною и тою же женщиною. Чтобы
впоследствии не ввели этого в обычай, законодатель
удерживает от него, объявляя такого повинным казни.
Впрочем, теперь и это кротко перенес Иаков, побеждаемый
естественною любовию. Впоследствии же, отходя от
настоящей жизни, укорял сына, ясно изобразив
преступление его и предав его проклятию, дабы чрез
постигшую Рувима судьбу и прочие уцеломудрились. Далее
блаженный Моисей исчисляет нам сынов Иакова, и своим
повествованием снова поучает нас добродетелям
праведника. Чтобы ты не подумал, будто Иаков без
особенной причины, случайно, был в супружестве с
Рахилию, Лиею и двумя рабынями, Моисей показывает, что
повинуясь некоторому промышлению [720] имел сожительство
с ними, чтобы именно произошли от него двенадцать колен.
Поэтому Писание уже не упоминает о каком-либо другом,
еще родившемся от него сыне, дабы показать что не просто
и не без цели так случилось. "Беша же, – сказано, –
сынове Иаковли дванадесять". Писание отделяет сынов Лии
и сынов Рахили, а потом исчисляет и рожденных от рабынь,
и говорит: "сии сынове Иаковли, иже родишася ему в
Месопотамии" (Быт.35:26). Однако Вениамин родился тогда,
когда (Иаков) спешил в Вифлеем: почему же Писание
говорит так: "иже родишася ему в Месопотамии". Может
быть, Рахиль зачала его еще прежде удаления из
Месопотамии. "И прииде Иаков к Исааку, отцу своему"
(Быт.35:27). Посмотри и здесь, как человеколюбивый Бог
хотел во всем удовлетворить праведных. Когда Иаков,
после стольких лет разлуки, пришел к отцу, и когда было
обоим великое утешение, и сыну от свидания с отцем, и
отцу – от того, что видел такое во всем изобилие у сына
и много детей; то тогда уже, говорит Писание, "умре
Исаак стар и исполнь дней" (Быт.35:29). Если и в то
время, когда Иаков похитил благословение, притуплено
было, говорит, зрение очей его, почему он вдался в
обман, то подумай, как он должен был состариться, спустя
столько лет после того. "И погребоста его Исав и Иаков".
Но после погребения отца, "Исав, поя жены своя и сыны
своя и всех своих [721] и вся, елика притяжа в земли
Ханаанстей, и отыде... Не можаше бо [722], – сказано, –
земля обитания вместити их от множества имений. И
вселися потом в горе Сиир" (Быт.36:6–8). Рассказав нам о
родившихся от Исава и о происшедших от него народах,
божественное Писание говорит: "вселися же Иаков в земли,
идеже обита отец его в земли Ханаани" (Быт.37:1). А
отсюда начинается уже другое повествование о чудном
Иосифе.
3. Здесь, если хотите, и окончим слово;
историю же о сыне Иакова отложим до другой беседы. О том
только попросим любовь вашу, чтобы вы тщательно внимали
тому, о чем говорится, чтобы из всего, изложенного в
божественном Писании, извлекали наибольшую пользу, и
ничего не оставляли без внимания. Слово Божие есть
духовное сокровище. И как получивший из вещественного
сокровища и один камень часто приобретает великое
богатство, так и здесь добродетели праведных, если мы
захотим быть внимательными, могут принести столь великую
нам пользу, что и в нас возбудится ревность к подражанию
им. А таким образом, и мы можем удостоиться такого же,
как и праведники, благоволения Божия. "Не на лица бо
зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду
приятен Ему есть" (Деян.10:34–35), так что, если
захотим, ничто не воспрепятствует и нам получить такую
же, или еще и большую, помощь свыше. Если Он увидит, что
мы с своей стороны прилагаем все возможное старание и
угодное Ему предпочитаем человеческому, то покажет и Сам
такое о нас попечение, что мы сделаемся во всем
непреоборимыми. Мы имеем врага постоянного, имеющего
непримиримую к нам ненависть; потому мы должны быть
неусыпны, чтобы побеждать козни его и стать выше стрел
его. А победить мы не иначе можем, как если
добродетельною жизнию приобретем себе содействие свыше.
Лучший же образ жизни есть жизнь чистая. Это есть
основание и корень добродетели. Кто твердо положит такое
основание, тот уже легко препобедит все прочее: не
одолеет его ни страсть к богатству, ни любовь к славе,
ни зависть, ни какая-либо иная страсть. Как же это –
скажу. У кого совесть чиста и свободна от всякого
порока, в том будет обитать сам Господь всяческих:
"блажени, – сказано, – чистии сердцем, яко тии Бога
узрят" (Мф.5:8). Когда же кто удостоится иметь Его в
себе, будет находиться в таком состоянии, как только
лишь облеченный телом [723], и ко всему человеческому
будет показывать совершенное презрение. Все видимое
явится такому человеку тению и сном; как бы уже на небе
имея пребывание, он не захочет ничего в настоящей жизни.
Таков был Павел, учитель вселенной, почему восклицал он,
говоря; или "искушения ищете глаголющего во мне Христа"
(2Кор.13:3). И еще: "живу не к тому аз, но живет во мне
Христос" (Гал.2:20). И еще: "а еже ныне живу во плоти,
верою живу". Видишь ли здесь мужа, облеченного телом, но
о всем говорящего так, как будто имел жребий бесплотного
существа?
4. Ему все поревнуем, будем умерщвлять
члены плоти и сделаем их бездейственными для греха.
Таким образом мы можем представить их Богу как
благоугодную жертву. Ты видишь нечто новое и странное в
такой жертве? Когда члены (плоти) становятся мертвыми,
тогда наиболее они делаются удобоприемлемы для жертвы.
Почему же и для чего? Потому что это жертва духовная и
ничего чувственного не имеет. В жертве чувственной не
только все мертвое отвергается, во даже и живое, как
скоро имеет какую-нибудь порчу, никогда не может быть
приятной жертвой. Так было узаконено изначала, и не
просто, а для того, чтобы мы чрез такое наблюдение над
бессловесными мало-помалу приводимы были – к тому, чтобы
приносить с таким же вниманием жертву духовную и
разумную. Там – в чувственных жертвах – порча состоит,
напр., в отсутствии уха или хвоста (у животного); здесь
(в жертве духовной) в лукавстве, похоти, роскоши,
сребролюбии и всяком грехе. Там – (от жертвенного
животного требовалось) здоровое и чуждое всякой порчи
состояние; здесь надобно сделаться мертвым для мира и
таким образом приготовлять самого себя в духовную
жертву. Не оставим этого без внимания, но, утвердив это
в своей мысли, постараемся оказаться не хуже иудеев,
показавших такую наблюдательность, когда они служили
сени. Они, еще сидя при светильнике, имели такую
осмотрительность в рассуждении своих жертв; мы,
сподобившись озариться Солнцем правды и от сени будучи
уже приведены к истине, покажем подобную же тщательность
в отношении к жертве духовной. Не будем оставлять без
внимания даже грехов, почитаемых малыми; но каждый день
будем требовать от самих себя отчета и в словах и во
взглядах, и подвергать себя наказанию, дабы избавиться
наказания в будущем веке. Поэтому и Павел говорит: "аще
быхом себе рассуждали, не быхом осуждени были"
(1Кор.11:31), – так что, если здесь будем судить самих
себя в повседневных прегрешениях наших, то избавимся от
строгости будущего суда. Если же нерадим, то "судими, –
говорит Павел, – от Господа наказуемся". Итак, наперед
будем судить сами себя с полною искренностию, войдем в
судилище совести, где нас никто не видит; так станем
испытывать свои помыслы и произносить над собою суд
правый, чтобы наш ум, страшась будущего суда,
воздерживался от увлечений, обуздывал бы свои порывы и,
представляя себе то недремлющее Око, заграждал вход к
себе диаволу. Что мы страдаем от собственного нерадения,
это очевидно показывает опыт. Если бы мы немного
захотели воспрянуть духом, мы отрясли бы, как прах, все
его (диавола) козни; так, когда падаем (в грех), не от
насилия его (диавола) терпим это, а от собственной
беспечности. Он одолевает нас не силою и принуждением, а
только обольщением. А в нашей власти – не увлекаться
обольщением, если хотим только немного бодрствовать и
трезвиться, не потому однако, чтобы мы сами по себе
имели такую силу, но потому, что в таком случае мы
удостаиваемся и помощи свыше. Когда мы с своей стороны
покажем старание, тогда и от Господа все последует.
Будем же, прошу, трезвиться, и, зная ухищрения лукавого,
будем постоянно бодрствовать и молить Бога, чтобы Он
подал нам Свою помощь в борьбе с диаволом. Таким образом
мы сделаемся неодолимы, и избежим его ухищрений, и будем
пользоваться помощию Божиею, и вечных благ достигнем,
что и да будет дано всем нам, благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
712. ᾿Ιαβὼχ река Иавок, теперь Зерка, в
восточно-иорданской стране. Быт.32:22.
713. Вместо ἔσται "будет", как было сказано
выше, здесь κληθήσεται, как читается впрочем в 135 сп.
("Holmes").
714. В Лукиан. и немногих др. затем читается:
σοῖ ἔσται "тебе будет" (Слав. Б.), что отсутствует у
Злат. согласно с Алекс. и мн. др., а также евр. т.
715. ἀνάξιον τοῦ Θεοῦ, т. е. несообразны с
божественным существом, как совершенно духовным.
716. Злат.: ἔστησε γὰρ ᾿Ιακὼβ στήλην λιθίνην;
здесь святитель для краткости делает перестановку в
словах библ. текста, соединяя вместе слова: στήλην...
στήλην λιθίνην "столп... столп каменный", читаемые
обыкновенно в списках отдельно.
717. Согласно с обычным чтением перев. 70-ти
святитель здесь читает: καὶ ἔσπεισεν ἐπ᾿ αὐτὴν σπονδὴν,
что буквально значит: "и возлил на него возлияние", т.
е. принес жертву, состоящую из возлияния вина, каковая
мысль об особенности этой жертвы не выступает ясно в
небуквальном славян. переводе:"пожре на нем жертву".
718. Злат.: Γαδὴρ согласно с сп. Дорофея; в
Алекс. и Лукиан. – Γαδὲρ "Гадер", в евр. т. – "Гедер"
или "Эдер".
719. ἤγγεισε τοῦ εἰσελθεῖν εἰς ᾿Εφραθὰ с
опущением εἰς Χαβραθά "к Хаврафе"(Слав. Б.), что
читается в Лукиан. и проч. сп., при чем 70 перев.
нарицательное евр. слово (кибрат), значащее:
"протяжение, поприще", приняли за собственное имя.
Замечательно, что святитель опустил это собственное имя,
как излишнее.
720. οἰκονομίᾳ τινὶ ὑπηρετούμενος.
721. καὶ παντας τοὺς αὐτοῦ, говорит Злат.,
заменяя этим общим выражением перечисленных в кн. Бытия
дочерей, рабов и различные виды имущества.
722. Οὐκ ἠδύνατο γὰρ, вместо читаемого
обыкновенно в сп.: καὶ οὐκ ἠδύνατο "и не можаше" (Слав.
Б.).
723. ὡς ἀπλῶς καὶ εἰκῆ τὸ σῶμα περικείμενος.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|