Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 58
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Знаю, что вчера продлившаяся долго
беседа наша утомила вас. Но будьте добры; труд ваш не
напрасный; он совершается ради Господа, который и
кратковременный труд удостаивает великих наград. Если
тело и утомилось, то тем более укрепилась душа. Я и сам
хотел было сократить поучение; но видя сильное ваше
желание и возбужденную ревность, не решился прекратить
слово прежде окончания (начатого повествования), зная,
что этим я доставлю вам большее удовольствие.
Продолжительная беседа с особенною ясностью показала
великое ваше усердие и ненасытимую жажду слушать.
Поэтому и я сам, замечая ежедневно возрастающую вашу
ревность, с большею готовностью приступаю к произнесению
вам поучения. Итак, и сегодня, продолжив по мере сил то,
что следует после сказанного вчера, предложим любви
вашей обычную трапезу, и посмотрим, как праведник
(Иаков) по удалении Лавана предпринимает путешествие. Из
того, что изложено в божественном Писании, ничего не
сказано напрасно, но все, что совершается праведниками,
имеет величайшую для нас пользу. Так как Господь
всяческих непрестанно сопутствовал им и облегчал для них
труды странствия, то и из одного простого описания
путешествия их можно извлечь великую пользу. Когда
Лаван, сказано, отправился в дом свой, "Иаков иде в путь
свой, и воззрев, виде полк Божий ополчившийся: и сретоша
его ангели Божии". поелику прекратился и уже миновал
страх его пред Лаваном, а место его заступил страх пред
братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить
праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть
полк ангелов. "Сретоша его, – сказано, – ангели Божии и
[645] рече Иаков: полк Божий сей, и прозва имя месту
тому: Полки" (Быт.32:1–2), чтобы это наименование
служило постоянным напоминанием о бывшем ему там
видении. После же видения, "посла, – сказано, – пред
собою послы [646] ко Исаву брату своему, и заповеда
[647] глаголя: тако рцыте господину моему Исаву"
(Быт.32:3–4). Посмотри, какой был страх у праведника и
после видения. Он страшился раздражения брата,
беспокоился о том, не возбудит ли (брата) память о
прежних его поступках к нападению на него. "Рцыте [648],
– говорит, – господину моему Исаву: тако глаголет раб
твой Иаков: у Лавана обитах и умедлих даже доныне. И
Быша ми волове, и ослы, и овцы, и рабы, и рабыни: и
послах [649] господину моему Исаву, дабы обрел раб твой
благодать пред тобою" (Быт.32:4–5). Смотри, как он
боялся брата, и потому, желая расположить его к себе,
предварительно посылает к нему с известием о своем
возвращении, и о бывшем у него имуществе, и о том, где
он провел все прошедшее время, чтобы таким образом
смягчить гнев его и сделать его кротким. Это и
произошло, потому что Бог умирил его сердце, угасил гнев
его и внушил ему кротость. Если Лавана привели в такой
страх слова, сказанные ему (Богом), Лавана, который так
стремительно преследовал Иакова, то тем более нужно было
расположить брата к кротости в отношении к праведнику.
"Обратишася же [650] глаголюще: ходихом [651] к брату
твоему, и идет [652] во сретение тебе и четыреста мужей
с ним" (Быт.32:6). Вот и это самое еще увеличивало страх
праведника. Ведь он не знал в точности намерения брата,
и узнав о множестве людей, находившихся с ним,
испугался, подозревая, не к войне ли с ним
приготовившись, он хочет сделать такую встречу. "Убояся
же Иаков [653]
и в недоумении бе [654]"
(Быт.32:7). Страх возмущал его душу; он не знал, что
делать и был в большом затруднении. Поэтому, как объятый
совершенно страхом и видя пред глазами смерть, он
разделяет "на два полка" весь бывший с ним народ,
сказав: "аще приидет на един полк, и иссечет и будет
вторый [655] во спасение" (Быт.32:7–8). Вот что внушил
ему страх и сильное опасение. Видя себя как бы впавшим в
сети, он прибегает к непреоборимому Господу и просит
Бога всяческих об исполнении данных ему обетований, как
бы так говоря: ныне настало время, когда, и ради
добродетелей предков и данного Тобою обетования, да буду
удостоен получить всю (Твою) помощь. "Рече бо [656],
Иаков: Бог отца моего Авраама, и Бог отца моего Исаака,
Ты, – говорит, – Боже, рекий ми [657]: иди в землю
рождения твоего" (Быт.32:9). Ты, говорит, вызвавший меня
из страны чужой, и повелевший мне возвратиться к отцу
своему, в землю рождения моего: "довлеет мне от всея
правды и от [658] истины, юже сотворил еси рабу твоему"
(Быт.32:10). Яви, говорит, помощь, соответствующую
настоящему времени; оказывавший доныне мне столь великое
попечение, Ты силен и теперь исторгнуть меня из
угрожающих мне опасностей. Я помню, что "с жезлом сим
преидох [659] Иордан сей; ныне же", по Твоему о мне
промышлению, я, некогда имевший один жезл, при
отправлении в страну чужую, "ныне" я пришел "с двумя
полками" (Быт.32:10). Итак, Ты, Господи, даровавший мне
такое благопоспешение, столько умноживший достояние мое,
"Ты изми мя ныне от руки брата моего Исава [660]: яко
боюся аз его, да не когда убиет мя и матерь с чады. Ты
рекл еси [661]: благо тебе сотворю, и положу семя твое,
яко песок морский, и не изочтется от множества"
(Быт.32:11–12).
2. Заметь боголюбивое чувство и глубокую
признательность праведника в том, как он ничего другого
не просит у Господа, кроме исполнения собственных Его
обетований. Воздавая Богу благодарение за прежние Его
милости, и исповедуя, что Он из наготы и нищеты привел
его в такое благосостояние, ныне молит (Бога) избавить
его от опасности. "Ты бо рекл еси [662], – говорит, –
положу семя твое, яко песок морский, иже не сочтется".
Обращаясь к Господу с таким прошением и, вознося к Нему
такое моление, употребляет и с своей стороны нужные
меры. И взявши, сказано, дары из того, что имел при
себе, послал брату, разделив посылаемое и дав
наставление о том, как и самыми словами расположить
брата и известить его о своем прибытии. "Рцыте, –
говорит, – се раб твой идет за нами" (Быт.32:20), чтобы,
то есть, сперва расположить к себе (брата), а потом уже
лично встретиться с ним. "По сем, – говорит, – узрю лице
его: негли бо приимет лице мое. И предыдяху
[663] дары пред лицем
его" (Быт.32:20–21). Здесь опять примечай неизреченное
человеколюбие Божие и то, как, всегда сообразно с
обстоятельствами, Он являет Свое промышление. Так
относительно Лавана, когда праведник еще ничего и не
подозревал, и не знал, что Лаван, в отмщение праведнику
за тайное его удаление, намеревается с яростью напасть
на него, – тогда Бог, явившись Лавану, обуздывает порыв
гнева его, и повелевает ему ничем, даже словом, не
оскорблять Иакова. "Да не возглаголеши, – говорит,
–Иакову зла"; и это сделал известным праведнику чрез
того самого (Лавана), чтобы, узнав столь великое о себе
промышление, имел тем более бодрости духа. А теперь,
когда брат успокоился вследствие продолжительности
времени и перестал питать гнев и негодование Иакова, а
между тем этот беспокоился, страшась и трепеща встречи с
братом, – благой Господь уже не дает особенных повелений
Исаву, потому что Он не имел никаких умыслов против
брата, а только утешает праведника. После того, как
отправил посланных с дарами, он, "преспав и востав",
сказано, в ту ночь, перевел обеих жен и детей бродом
Иавока. "И взя их, и прейде поток. Остася же Иаков един,
и боряшеся с ним человек" (Быт.32:21–24). Велико
человеколюбие Господне! Так как намеревался идти на
встречу брату, то дабы он самым делом удостоверился, что
не подвергнется никакой неприятности, (Господь) в образе
человека вступает в борьбу с праведником, затем, видя
себя побеждаемым [664], крепко взял [665], сказано, за
"широту стегна его" (Быт.32:25). А все это делалось по
снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и
побудить его идти навстречу брату без всякого опасения.
Когда Он крепко взял, сказано, за "широту стегна [666],
отерпе широта стегна Иаковля, егда боряшеся с ним".
Потом, чтобы праведник узнал силу Того, Кто видимо
боролся с ним, Тот говорит ему: "отпусти мя: взыде бо
заря" (Быт.32:26). Праведник, чувствуя величие силы
изрекшего эти слова, говорит Ему: "не пущу тебе, Аще не
благословиши мене" (Быт.32:26). Великого, говорит,
удостоился я, и превышающего мое достоинство: поэтому не
отпущу Тебя, пока не получу Твоего благословения. Потом
спрашивает: "что имя твое [667]
есть?"(Быт.32:27). Заметь опять снисхождение.
Неужели Он не знал имени праведника, если бы не спросил
его? Конечно знал; но чрез такой вопрос хотел только
утвердить его в вере и показать, кто беседует, с ним.
Когда же (праведник) отвечал: Иаков, то (явившийся)
сказал: "не прозовется ктому имя твое Иаков, но Исраиль
будет имя твое: понеже укрепился еси с Богом, и с
человеки силен будеши" (Быт.32:28). Видишь, как
(явившийся) показал всецело причину, по которой он
оказал праведнику такое снисхождение; вместе с этим Он
научает праведника, чрез приложение ему имени, и тому,
кто – Тот, Кого он видел пред собою и удостоился
осязать. "Не прозовется ктому, – говорит, – Иаков имя
твое, но Исраиль"; слово же: "Исраиль" значит: видящий
Бога. поелику ты удостоился видеть Бога, сколько
возможно видеть человеку, то поэтому Я приложил тебе это
наименование, чтобы все последующие роды знали, какого
великого удостоился ты видения; и присовокупил: "понеже
укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши". Итак,
ничего не бойся, и не ожидай никакого вреда себе от кого
бы то ни было: получив силу такую, что и с Богом мог
бороться, ты тем более будешь одолевать людей и
сделаешься непобедимым.
3. Слыша это и пораженный величием Того,
Кто беседовал с ним, праведник сказал: "повеждь ми имя
твое. И рече: Вскую вопрошаеши [668] имени моего? И
благослови его [669]" (Быт.32:29). Держись, говорит, в
назначенных тебе пределах и не преступай меры. Ты хочешь
получить от Меня благословение? Вот Я даю тебе
благословение. "И благослови его. И прозва Иаков имя
месту тому: вид Божий. Видех бо Бога лицем к лицу, и
спасеся душа моя" (Быт.32:29–30). Видишь, какое
дерзновение получил он от бывшего (ему) видения.
"Спасеся, – говорит, – душа моя", почти как бы умиравшая
от страха. поелику удостоился видеть Бога лицем к лицу,
то "спасеся душа моя. Воссия же ему солнце, егда прейде
вид Божий" (Быт.32:30–31). Видишь ли, как Господь,
снисходя к немощи человеческой, все творит и устрояет
так, чтобы явить свое человеколюбие? И не дивись,
возлюбленный, великости такого снисхождения: вспомни,
что и праведному патриарху, когда он сидел у дуба, (Бог)
явился в человеческом образе, в виде странника, с
ангелами, предвозвещая нам изначала, что некогда Он
действительно примет образ человека и чрез то, освободив
от власти диавола все человеческое естество, приведет
его ко спасению.
Но тогда [670], поелику было время
начинания и предуготовления, Он являлся каждому (из
праотцев) в видимом образе [671], и как Сам говорит чрез
пророка: "аз видения умножих и в руках пророческих
уподобихся" (Ос.12:10). А когда благоволил Он принять
зрак раба и сделаться нашим начатком [672], то облекся в
плоть не в видении, не в образе, но по истине. Для того
Он восхотел перейти чрез все наши состояния, – и
родиться от жены, и быть младенцем, и обвиваться
пеленами, и питаться молоком, и все прочее испытать,
чтобы утвердить истину домостроительства и заградить
уста еретиков. Для того Он и спит на корабле, и
путешествует, и утомляется, и терпит все человеческое,
чтобы самым делом всех удостоверить (в своем
вочеловечении). Для того Он предстоит суду, и
распинается на кресте, и подвергается самой позорной
смерти, и полагается во гроб, чтобы дело
домостроительства было явно для всех. А если Он не по
истине принял нашу плоть, то и распят не был, и не умер,
и не был погребен, и не воскрес; если же не воскрес, то
все учение о домостроительстве ниспровергается. Видишь
ли, в какую нелепость впадают люди, не хотящие следовать
учению божественного Писания, а все предоставляющие
собственному разумению? Но как здесь очевидна
действительность (воплощения), так праведнику тому [673]
(открыт) был только некоторый образ, чрез который
надлежало его удостоверить в том, каким пользуется он
промышлением свыше, и как будет он неодолим для всех,
кто вздумает строить ему козни. А чтобы и от потомков не
утаилось бывшее ему видение, "хромаше, – сказано, –
стегном своим. Сего ради не ядят сынове исраилевы жилы,
яже отерпе, яже есть в широте стегна, даже до дне сего:
понеже прикоснуся широте стегна Иаковля, еже и отерпе"
(Быт.32:31–32). Так как праведник, по исполнении времени
своей жизни, должен был переселиться от сего мира, а
Божие о нем попечение и столь великое снисхождение
должно было сделаться известно всему роду человеческому,
то поэтому и сказано: "не ядят сынове исраилевы жилы в
широте стегна, яже отере". Зная крайнюю неблагодарность
их (евреев), зная, как легко забывают они благодеяния
Божии, заботясь поэтому о том, чтобы они постоянно
помнили оказанные им благодеяния, Он устроил так, чтобы
они сохраняли память (о них) чрез такие установления
(или – обычаи [674]); это можно найти во всем Писании.
Причиною большей части установлений служит особенно то
намерение, чтобы последующие поколения непрестанно
размышляли о Божиих благодеяниях и чтобы чрез забвение о
них не возвращались снова к своим заблуждениям, что было
очень обыкновенно в народе иудейском. Этот народ, так
часто показывавший свою неблагодарность за самые
благодеяния, тем скорее, без таких установлений, мог,
выкинуть из своего ума все, что сделано для него Богом.
Но посмотрим однако, как происходила встреча Иакова с
братом его. Так как он из совершившихся событий
почерпнул довольно утешения и получил обетование, что
будет силен и крепок с людьми, то, "воззрев, – сказано,
– виде: и се Исав брат его, и четыреста мужей с ним: и
раздели Иаков дети Лии и Рахили и двум рабыням. И
постави [675]
обе рабыни и сыны их в первых. Лию же и дети ее
позади: а Рахиль и Иосифа в последних. Сам же изыде
первее пред ними: и поклонися до земли седмижды,
дóндежеприближися к брату своему" (Быт.33:1–3). Смотри,
как, сделав разделение, он сам, прежде всех идет на
встречу. "И поклонися до земли седмижды,
дóндежеприближися к брату" своему, привлекая
благосклонность к себе брата и видом и поклонением. Так
и случилось; "притекши бо, – сказано, – Исав и объем
его, облобыза и припаде на выю его [676]: и плакастася
оба" (Быт.33:4).
4. Посмотри, какое промышление Божие!
Что я вчера говорил, и теперь то скажу: когда Владыка
всяческих хочет явить Свое о нас попечение, то и
неприязненных к нам людей делает кротчайшими овец.
Заметь, какую перемену обнаруживает в себе Исав.
"Притече, – сказано, – во сретение ему, и объем,
облобыза: и плакастася оба". Наконец-то праведник
свободно вздохнул, бросил свой страх, и, освободившись
от опасений, сделался смелее. "И воззрев Исав, виде жены
и дети и рече: что сии тебе суть?" (Быт.33:5). Видя
многочисленность братнего семейства, он удивился и
изумился, а потому и захотел спросить. Что же праведник?
"Это дети, – говорит, – ими же помилова Бог раба своего"
(Быт.33:5). Смотри, как велика была сила в его кротости,
и как смирением в самых словах он смягчал гнев брата. "И
приступиша рабыни и дети их, и поклонишася: и Лия и
Рахиль... И рече: что сия тебе суть, полцы сии еси, еже
сретох? Он же рече: да обрящет раб твой благодать пред
тобою" (Быт.33:6–8).
Обрати внимание на то, как силою
смиренномудрия покорил он брата, и в том, кто, по его
мнению, питал к нему враждебные чувства, нашел столько
кротости, что тот с своей стороны готов был оказать ему
всякую услугу. Он сказал: "суть мне многа, брате: да
будут тебе твоя" (Быт.33:9). Однако ж Иаков не
остановился на этом, но желая показать, как много
заботится о его расположения к себе, говорит: "аще
обретох благодать пред тобою, прими дары от руку моею
[677]: сего ради видех лице твое, яко бы Аще кто видел
лице Божие" (Быт.33:10). Прими, говорит, приносимые тебе
от меня дары, потому что с такою радостью увидел я лице
твое, как если бы увидел кто лице Божие. Праведник
сказал это из особенного угождения, чтобы смягчить его и
расположить к братской любви. "И возблаговолиши [678] о
мне", то есть, сделаешь угодное мне. "Приими же
благословение, еже принесох [679] тебе: яко помилова мя
Бог, и суть ми вся" (Быт.33:11). Не откажись, говорит,
принять это; все это даровано мне Богом; Он – податель
всего, что имею. Чрез это Иаков незаметно давал ему
понять, какого удостаивается он божественного
промышления, и располагая его к тому, чтобы он оказывал
ему большое уважение. "И принуди [680]
его и взя". Видишь, какая последовала перемена.
"И рече Исав: воставше пойдем прямо" (Быт.33:12), то
есть, будем совершать путешествие вместе. Но (Иаков),
нашедши, благовидный предлог, просит: "господин мой, –
говорит, – "весть, дети мои юны, овцы же и говяда
бременны: Аще убо пожену я един день, измрет весь скот"
(Быт.33:13); я не могу, говорит, спешить в путешествии;
я принужден идти тихо и понемногу ради детей и стад,
чтобы большим трудом не причинить им вреда. Итак, иди
ты, говорит; а я, разделив на части труд детей и стад,
настигну тебя в Сиире. Выслушав это, брат сказал: если
хочешь, я "оставлю с тобою от людей сущих со мною"
(Быт.33:15), – показывая этим свое уважение и
услужливость. Но (Иаков) и этого не принял. "Довлеет
мне, – говорит, – яко совершенно [681]
обретох благодать пред тобою". Я об одном всего
более заботился, чтобы приобрести твою благосклонность;
когда я достиг этого, то ни в чем более не нуждаюсь. "И
востав, – сказано, – Иаков, постави себе храмины и скоту
своему сотвори кущи: сего ради нарече имя месту тому:
Кущи" (Быт.33:17).
5. Слыша это, будем подражать этому
праведнику показывать такое же смиренномудрие. И если
кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не
станем еще более воспламенять его нерасположения, а
кротостью и смирением в словах и делах будем умирять
вражду и таким образом врачевать озлобленную душу.
Смотри, какова была мудрость этого праведника, – как он
сильным действием слов своих до того смягчил сердце
Исава, что тот готов был оказывать ему услуги и
исполнить все для чести его. И поистине то составляет
величайшую добродетель, когда не тех только мы любим и
не тем только всячески угождаем, которые искренно к нам
расположены, но когда и людей, желающих вредить нам, к
себе привлекаем ласковостью. Нет ничего могущественнее
кротости. Как вылитая вода погашает сильно горящее
пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев,
воспламененный сильнее огня в печи, – вследствие чего
происходит двоякая для нас польза: этим и сами мы
обнаруживаем в себе кротость, и успокоив раздраженный
дух брата, спасаем от потрясения его рассудок. Да и
скажи, пожалуй: не порицаешь ли ты, не осуждаешь ли
гневающегося, враждебно к тебе расположенного брата?
Почему же не стараешься сам поступать иначе, а еще более
раздражаешься? Ведь огня нельзя погасить огнем: это
неестественно. Также и гнева ни в каком случае
невозможно укротить гневом. Что для огня – вода, то для
гнева кротость и ласковость. Поэтому-то и Христос сказал
ученикам: "аще любите любящие вас, кую мзду имате?"
(Мф.5:46). И желая убедить примером и подействовать на
людей беспечных, присовокупил: "не и мытари ли тожде
творят?" То есть, и из беспечных кого ни возьми, не тоже
ли они делают? Не тоже ли делают с усердием и самые
мытари? Что хуже мытаря? Однако ты найдешь, что и у
мытарей это совершенно исполняется; да и невозможно,
чтобы и любимый не любил (любящего его). А я, желая,
чтобы вы были выше и имели нечто большее, не это только
внушаю вам, но хочу, чтобы вы любили и врагов. Так и
этот блаженный (Иаков, живший) прежде закона, прежде
всякого наставления от других, по внутреннему движению,
чрезвычайною своею кротостию сперва победил Лавана, а
теперь и брата. Если он пользовался и помощию свыше, то
наперед однако показал и собственное усилие. Так и мы
должны быть уверены, что, сколько бы ни усиливались,
никогда и ничего не можем совершить, если не будем
пользоваться содействием свыше. Но как, без высшей
помощи, мы не в силах сделать ничего, как должно, так, с
другой стороны, без приложения от себя собственных
усилий, не можем. удостоиться и вышней помощи. Поэтому
будем и с своей стороны прилагать старание и приобретать
вышнее попечение, чтобы и нашим старанием, и
человеколюбием Божиим, добродетели наши со дня на день
умножались, и мы приобретали таким образом благоволение
свыше, чего да возможем достигнуть все мы, благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
644. Καὶ ἀναβλέψας ᾿Ιάκωβ εἶδε παρεμβολὴν
Θεοῦ παρεμβεβληκυῖαν согласно с Лукиан. сп. кроме имени:
Иаков, которое не читается здесь и прибавлено Златоустом
для ясности; в Алекс., Дорофеев. и др. сп. после "видев"
прибавлено:τοῖς ὀφθαλμοῖς "очами"; в евр. т. и
Сарравиан. греч. сп. эти слова также отсутствуют.
645. Καὶ εἶπεν вместо εἶπεν δὲ "рече же" в
библ. греч. сп.
646. ᾿Απέστειλε ἔμπροσθεν αὐτοῦ ἀγγέλους
согласно с сп. Коттон., Бодлеан. и евр. т.; в Лукиан. –
слов: αὐτου и ἀγγέλους не читается; чтение сп. Дорофея у
"Holmes" не отмечено здесь.
647. ᾿Ενετέλατο λέγων с опущением αὐτοῖς
"им", читаемого в греч. и евр. сп.
648. Εἴπασε вместо οὕτως ἐρεῖτε "тако
рцыте", как читается в Лукиан., Алекс. и проч. сп.
649. ἀναγγεῖλαι "поведати", как читается в
евр. т., Алекс. и др. сп., с которыми согласуется Слав.
Б., или ἀπαγγεῖλαι "возвестить", как в Лукиан. сп., у
Злат. не читается.
650. ᾿Ανέστρεψαν δὲ согласно с Ватикан. сп.
(129 у "Holmes") вместо: καὶ ἀνέστρεψαν "и обратились" в
Алекс. и др. сп. или: καὶ ἀπέστρεψαν "и возвратишася"
(Слав. Б.) в Лукиан. и др. сп.; последнее чтение ближе к
евр. т.
651. ᾿Απήλθομεν вместо ἤλθομεν в Алекс.,
Лукиан. и проч. сп.
652. καὶ ἔρχεται согласно с Алекс.,
Сарравиан. и др. сп., с опущением слов: ἰδοὺ αὐτὸς "се
сам" (Слав. Б.), читаемых в Лукиан. сп. согласно отчасти
с евр. т. (ἰδοὺсоответствует еврейскому "гам", αὐτὸς же
не имеет соответствия себе в евр. чтении).
653. σφόδρα "зело", читаемое обыкновенно в
Лукиан. и проч. греч. сп. и евр. т., у Злат.
отсутствует.
654. διηπορεῖτο вместо ἡπορεῖτο в Алекс.,
Лукиан. и проч. сп.; значение того и другого греч. слова
почти одинаково.
655. Слова: ᾿Ησαὺ "Исав" и παρεμβολὴ "полк",
читаемые обыкновенно в греч. сп., как и евр. т., опущены
у Злат., вероятно, для краткости.
656. Εἶπε γὰρ вместо Εἶπε δε "рече же"
(Слав. Б.) в греч. сп.
657. σὺ, φησὶν, ὁ Θεὸς, ὁ εἰπών μοι "Господи
рекий ми" в Алекс. сп. или: Κύριε ὁ εἰπών μοι (тоже) в
Лукиан. сп.; два последние перевода точно воспроизводят
еврейский текст; чтение, вполне соответствующее
Златоустовскому, в списках не указывается.
658. πάσης всея, что читается обыкновенно в
греч. сп., как и евр. т., у Злат. опущено.
659. διῆλθον вместо διέβην (значение то же)
в Алекс., Лукиан. и др. сп.; в сп. Дорофея: ἐπέρασα
(значение то же).
660. ἐκ χειρὸς τοῦ αδελφοῦ μου ῾Ησαῦ
согласно с Алекс., Коттониан. и др. сп.; в Лукиан.,
Саррав. и др. сп. согласно с евр. т. читается: ἐκ τοῦ
ἀδελφοῦ μου, ἐκ χειρὸς ῾Ησαῦ "от руки брата моего, от
руки Исава" (Слав. Б.).
661. Σὺ εἶπας вместо Σὺ δὲ εἶπας "ты же рекл
еси", как читается обыкновенно в сп.; тоже далее: εἶπας
γὰρ.
662. То же.
663. προεπορεύετο согласно с Алекс. и мн.
др. сп., в которых читается собственноπροεπορεύοντο; в
Лукиан., Сарравиан. и нек. др., согласно с евр. т.,
παρεπορεύετο"проходили".
664. В издании Миня это место читается: Εἶτα
ὁρῶν ἑαυτὸν ἡττώμενον ὁ ᾿Ιακὼβ "затем Иаков, видя себя
побеждаемым"; т. е., по этому чтению выходит, что
Златоуст приписывает Иакову прикосновение к бедру
Боровшегося с ним, каковое понимание не согласуется с
общепринятым толкованием (Быт.32:24–25); между тем это
последнее имеет для себя прочные основания в контексте
библ. речи и выражено самим Златоустом, когда далее он
говорит: "чувствуя величие силы в изрекшем слова:
"отпусти мя", праведник говорит: "не пущу тебе"; говоря
это, святитель приписывал, очевидно, прикосновение к
бедру не Иакову, а Боровшемуся с ним, проявившему свою
силу чрез это прикосновение. В виду этого приведенное
греч. чтение слов Златоуста по изданию Миня оказывается
не вполне исправным, что сознавали и сами издатели (см.
у Миня в этом томе прим. на стр. 509); а потому русский
перевод данного места исправлен чрез опущение в нем
имени Иакова, как неуместного здесь.
665. Злат. ἐκράτησε τοῦ πλάτους τοῦ μηροῦ
αὐτοῦ вместо ἥψατο... "коснуся"; чрезἐκράτησε выражается
только сильнее значение прикосновения; в этой же беседе
в 3 отд. святитель дает и точный перевод 25 ст., где
читается ἥψατο...
666. Κρατήσαντος γὰρ, φησὶν, τοῦ ᾿Ιακὼβ τὸ
πλὰτος τοῦ μηροῦ "когда Иаков схватил, сказано, широту
стегна"; и здесь, согласно с сказанным в примеч. 21,
слово "Иаков" опущено в рус. перев. и заменено
местоимением "Он", относящимся к Тому, который боролся с
Иаковом.
667. τί τὸ ὄνομά σου ἐστιν согласно с Алекс.
и др. сп.; в Лукиан. – τί ὄνομά σοι "что ти имя".
668. ῞Ινα τί ἐρωτᾶς; в Лукиан. сп. – ἵνα τί
τοῦτο ἐρωτᾶς σὺ "для чего это"вопрошаешь ты"; Славян. Б.
согласуется здесь в Алекс. сп., в котором τοῦτο не
читается, хотя соответствующее ему есть в евр. т.
669. ἐκεῖ "тамо", читаемое в Алекс., Лукиан.
и др. сп. согласно с евр. т., отсутствует у Злат.
670. Т. е. во времена патриархальные.
671. ἐν σχήματι φαντασίας.
672. καὶ τὴν ἀπαρχὴν τὴν ἡμετέραν
ἀναδέξασθαι.
673. Иакову.
674. παρατηρήσεων "соблюдений".
675. Ἔθετο согласно с Циттав.
("de Lagarde", Genesis graece)
и Оксфорд. (75 у "Holmes) сп.
и евр. т.; в Алекс., Лукиан. и мн. др. – ἐποίησεν
"сделал".
676. Προσδραμὼν γαρ ῾Ησαῦ καὶ περιλαβὼν
αὐτὸν ἐφίλησε, καὶ προσέπεσεν ἐπὶ τὸν τράχυλον αὐτοῦ
согласно в расположении слов с Алекс. и Лукиан. сп.;
Слав. Б. следует здесь Сикстинскому изданию, согласному
в порядке слов с евр. т.
677. ᾿Εκ τῶν χειρῶν μοῦ согласно с евр. т.;
в Алекс., Лукиан. и проч. – διὰ τῶν ἐμῶν χειρῶν "чрез
руки мои".
678. ευδοκήσεις согласно с Алекс. и др.; в
Лукиан. – εὐλογήσεις "благословишь".
679. ἐνήνοχα согласно с Циттав. ("de
Lagarde" Genesis gr.) и некот. др. ("Holmes"); в Алекс.
и Лукиан. – ἤνεγκα (значение то же).
680. παρεβιάσατο согласно с сп. Евгения (32
у "Holmes"); в Лукиан., Алексан. и др. – ἐβιάσατο
(значение сходное).
681. ὄλως, что не читается в списках и
прибавлено, очевидно, Златоустом для большей
выразительности.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|