Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 56
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
От любви, какую имел Иаков к Рахили,
перешедши вчера к любви и великой преданности апостола
Павла ко Христу, мы были увлечены как бы некоторым
быстрым потоком и не могли уже возвратиться к
последовательному порядку слова. Поэтому ныне, если
угодно, обратимся к тому, что следует, и восполним
оставшееся (недосказанным), так чтобы и от нынешней
беседы получить достаточную пользу и с тем разойтись по
домам. Так как уже исполнилось семь лет и столь
продолжительное время показалось Иакову "яко малы дни"
(как сказано), потому что он любил Рахиль, – "рече
(Иаков) Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершившася
дние мои, да вниду к ней. Собра же Лаван вся мужи места
того; и сотвори брак. И бысть вечер, и поем Лаван Лию
дщерь свою, введе ю ко Иакову" (Быт.29:21–23).
Видишь ли, с каким благочинием в
древности совершались браки? Послушайте вы,
пристрастившиеся к сатанинским забавам, и с самого
начала опозоривающие честность брака: были ли тогда
свирели, были ли кимвалы, были ли пляски бесовские?
Скажи мне: зачем ты тотчас вводишь в дом такой срам и
созываешь лицедеев и плясунов? Чтобы этою безвременною
роскошью и целомудрие девицы оскорблять и юношу сделать
бесстыднее? И без таких распалений трудно этому возрасту
спокойно выдерживать бурю страстей. А когда такие
предметы чрез зрение и чрез слух еще более увеличивают
костер и еще больший пламень производят в горниле
страстей, как не потонуть тогда юношеской душе! Оттого
во всем такое повреждение и растление, что при
вступлении в сожительство с самого начала подрывается
целомудрие; и часто с самого первого дня, и юноша,
смотря (на девицу) невоздержными очами, уже уязвлен в
душе своей сатанинскою стрелою, и девица чрез слух и
зрение делается пленницею (страсти). И с того же дня
раны, более и более увеличиваясь, производят зло. И,
во-первых, подрывается единомыслие между супругами и
оскудевает их взаимная любовь. Когда муж обращается
сердцем к другой, то, разделяясь в душе и управляемый
уже самим диаволом, наполняет свой дом всякою скорбию. А
если и жена увлечется подобною же страстью, то все, так
сказать, до самого дна перевертывается: скрывая друга от
друга, один подозревает жену, другая – мужа; там, где
надлежало быть согласию и единению, люди, которые должны
быть плоть едина – "будете, – сказано, – оба в плоть
едину" (Мф.19:5) – доходят до такого разъединения между
собою, как будто бы уже совсем разведены были.
Привзошедший к ним диавол производит в них такую пагубу,
что у них каждый день – война и сражения, и никогда нет
покоя от бед. А что сказать о презрении к ним со стороны
слуг, о посмеянии от соседей, о явном позоре? Как если
кормчие враждуют между собою, то и плывущие на корабле
подвергаются опасностям, и самый корабль вместе с людьми
должен потонуть, так равно и здесь, если муж и жена
враждуют между собою, то, естественно, и все домашние
бедствуют. Поэтому умоляю вас: предвидя все это, не
следуйте принятым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на
эти обычаи, не хотят и слушать наших слов; не смотря на
то мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить
от будущих наказаний. Где столь великий вред для души,
для чего тут указываешь ты мне на обычай? Вот и я
предлагаю тебе обычай, гораздо лучший, соблюдавшийся в
древности, когда люди еще не имели таких понятий (как
ныне) о благочестии. Не подумай однако же, что я говорю
здесь о праведном Иакове – нет; но представь себе, что
Лаван, человек еще преданный идолопоклонству, не имевший
никакого понятия о благочестии, обнаружил в себе такую
мудрость. Такое хорошее дело [555] принадлежало не тому,
кто вступал в брак с девицею, но отцу, выдававшему
девицу в замужество. Поэтому я и заговорил об этом,
направляя свою речь не столько против женихов, сколько
против родителей жениха и невесты. Не безрассудно ли,
что мы, пользующиеся столь великим человеколюбием
Божиим, удостоенные страшных и неизреченных таинств, в
этом отношении хуже Лавана, еще покланявшегося идолам?
Или не слышишь слов Павла, что брак, есть таинство, –
есть образ той любви, которую Христос показал к Церкви
(Еф.5:32)? Не будем же срамить самих себя, не будем
нарушать досточтимости брака. Если что придумано хорошо
и полезно, то, хотя бы и обыкновения не было, пусть
делается; а если то, что вами делается, вредно и
гибельно, хотя и обычай таков, надобно отвергнуть. Ведь
если мы это допустим, тогда и вор, и любодей, и всякий
другой злодей будет ссылаться на обычай; но от этого не
будет, ему никакой пользы, ни прощения, а будет тяжкое
осуждение за то, что не мог преодолеть худого обычая.
2. Если захотим трезвиться и иметь
большую заботливость о своем спасении, то можем отстать
и от худого обычая и обратиться к обычаями добрым: таким
образом и потомкам своим мы дадим не малое побуждение
подражать нам в этом, да и сами себе за их доброе
поведение получим награду. Кто показал начало доброго
пути, тот становится виновником и того, что другие
делают (по его примеру), и потому получает двойную
награду, – и за то, что сам делает и за то, что других
привел к лучшему образу мыслей. Не говорите мне при этом
те пустые и смешные слова, будто это есть нечто
законное, и потому должно быть соблюдаемо. Не это делает
союз супружеский законным, а сожитие, сообразное законам
Божиим, целомудренное и честное, когда сожительствующие
соединены между собою единодушием. Так понимают это и
(внешние гражданские) законы; спроси людей, занимающихся
изучением их, и они скажут, что супружество составляет
не иное что, как близость или приязнь [556]. Не будем же
преступать законов божеских вместе с человеческими и
предпочитать им законы бесовские и такой пагубный
обычай, потому что это узаконение того, который всегда
радуется нашей погибели. И что может быть нелепее этого
обычая, когда муж и жена выслушивают от слуг и ничтожных
людей неуместные шутки и разные насмешки, и никто не
может запретить этого, когда всякому желающему
позволяется без страха говорит все до самого вечера,
забрасывать шутками жениха и невесту? Если бы в другое
время вздумал кто издеваться, поносить, то его – в суд,
с него пеня, ему беда; а тогда, когда особенно должно
соблюдать благоговение, особенную благопристойность,
скромность, тогда все наполняется бесстыдством, так что
можно подумать, что всем этим управляет диавол. Но не
огорчайтесь, прошу вас: не без причины я вошел в это
рассуждение, а потому, что забочусь о вас, о вашем
спасении, о вашем благонравии, и желаю, чтобы вы,
показав перемену к лучшему, первые положили начало
добрым обычаям. Было бы только положено начало, указан
путь: и тогда с доброю, похвальною ревностию один
другому будет в этом соревновать, и потом все будут
хвалить вас. Не только жители этого города станут
подражать этому прекрасному преобразованию, но и живущих
вдали вы увлечете своим примером и сделаете их своими
усердными подражателями, – и таким образом сугубый венец
получите от Бога за то, что по страху Божию и по
заповеди Божией попрали такой бесовский обычай. Я твердо
уверен, что вы с охотою примете этот совет наш и
приведете его в дело. Вижу, с каким удовольствием вы
слушаете слова мои, и из ваших рукоплесканий и похвал
заключаю, что вы и на самом деле исправитесь.
Довольствуясь поэтому сказанным, обращаюсь к продолжению
прежнего слова. "И бысть, – сказано, – вечер, и поем
Лаван Лию дщерь свою, введе ю ко Иакову" (Быт.29:23).
Не оставим и этого без внимания. И
отсюда многое можно узнать: во-первых, простосердечие
Иакова, – как он, будучи чужд всякого лукавства, был
обманут; во-вторых, как тогда все делалось с великим
благоприличием: не было нигде ни плясок, ни
светильников, ни другого какого-либо освещения сверх
нужды, почему и совершился обман Лавана. Впрочем можно
заметить здесь и любовь Лавана к Иакову, потому что он
придумал это для, того, чтобы долее удержать при себе
праведника. Лаван знал, что Иаков пламенел любовно к
другой, и что, если бы получил ту, которую желал, то не
оставался бы еще служить и жить с ним ради Лии. Поэтому
Лаван, замечая добрые свойства этого мужа и понимая, что
иначе нельзя склонить и убедить его к тому, употребил
такой обман и дал ему Лию, вместе с Зельфою, рабою. А
потом, когда праведник требовал у него объяснения,
почему он так обманул его, Лаван высказал благовидное
оправдание. Когда Иаков сказал: "что сие сотворил ми
еси; не Рахили ли ради работал у тебе, Вскую же обидел
мя еси", – тогда что ему отвечал Лаван? – "Несть тако в
нашем месте, вдати меншую прежде старейшия. Скончай убо
и [557] сея седмины, и дам ти и сию за дело, еже делаеши
у мене еще седмь лет" [558] (Быт.29– 27). Видишь, что
это именно было целию, для которой он все так устроил.
Зная любовь Иакова к девице, он говорит: не подумай, что
ты обижен; я поступил так потому, что у нас есть закон
сперва старшую дочь выдавать в замужество; но ты можешь
взять за себя и ту, которую любишь, если и за все будешь
столько же лет работать. Выслушав это, праведник с
готовностию согласился на все; и после других семи лет
"даде [559] ему, – сказано, – Лаван Рахиль дщерь свою в
жену" (Быт.29:28).
3. Здесь видишь опять, что дела брачные
совершались в древности со всяким благоприличием. Но
когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и
младшую, не смущайся, и не суди о тогдашних делах по
нынешним обстоятельствам. Тогда, как времена были еще
первобытные, начальные, дозволялось сочетаваться с
двумя, тремя женами, и еще более, для распространения
человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и род
человеческий уже распространился в великом множестве, и
преспеяние в добродетели возросло. Христос, пришедши на
землю и насадив между людьми добродетель, сделав из
людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные
обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на
обычае, а везде изыскивать полезное. Вот этот обычай
(многоженства) был не хорош; он искоренен, и теперь уже
никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в
чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не
душевредное. Если что оказывается хорошим, хотя бы не
было в обычае, пусть будет у нас; а если что пагубно,
хотя бы и в обычае было, будем избегать и отвращаться
того. "И даде, – сказано, – Иакову Рахиль с Валлою
рабынею" (Быт.29:29). Видишь, какое благоразумие! Были
ли тут толпы слуг? Были ли записи, договоры, смешные
условия такие: "если то-то будет, если то-то случится"?
Еще прежде супружества, не зная, доживут ли (вступающие
в брак) до вечера, немедленно договариваются в записях о
том, что будет спустя долгое время, как-то: "если,
говорят, умрет бездетен, если оставит после себя детей",
и тому подобное. Но там (в древности) ничего такого не
было: отец дал каждой дочери по одной служанке, и с тем
выдал в замужество своих дочерей. "Возлюби же, – сказано
далее, – Рахиль паче, неже Лию: и работа ему седмь лет
другия" (Быт.29:30). Так как с самого начала Иаков
сильно возлюбил Рахиль, за красоту ее, а между тем с
трудом успел достигнуть желаемого, то и любил ее, как
сказано, более, нежели Лию. Итак, красота Рахили
возбудила в нем любовь к ней. Но заметь и здесь
неизреченное человеколюбие Господа, как мало-помалу Он
приводит в исполнение обетования Свои. Он сказал: "буду
с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе Аще пойдеши,
и возращу тя, и умножу" (Быт.28:15); и теперь все так и
устрояет. Чтобы убедиться в этом, послушай, как ясно
говорит об этом само божественное Писание: "видев же
Господь Бог [560] яко ненавидима бяше Лия, отверзе
ложесна ее: Рахиль же бяше неплоды. И зачат Лия, и роди
сына Иакову" (Быт.29:31–32). Замечай
благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна
привлекала к себе благорасположение мужа красотою а
другая, лишенная красоты, казалась нелюбимою, то Бог
этой последней подает чадородие, а в той заключает
утробу: то и другое устрояя по свойственному Ему
человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от
рождаемых ею детей, привлекая к себе любовь мужа, а
другая, по причине красоты и благообразия, не восставала
против сестры. "И отверзе, – сказано, – ложесна ее".
Научись из этого, возлюбленный, что Творец всего есть и
правитель всего, и естество возбуждает Он к
чадорождению, и что сожитие остается бесплодным, как
скоро нет помощи свыше. Для того и сказано: "отверзе
ложесна ее", чтобы мы знали, что Сам Господь благоволил
даровать Лии силу чадородия, для утешения ее в скорби.
Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и
Давид сказал: "восприял мя еси из чрева матере моея"
(Пс.138:13). И заметь, как божеств. Писание показывает
нам, что Творец природы производит собственною силою и
то и другое и возбуждает у одной способность чадородия,
а у Рахили удерживает. Он есть Владыка естества, и
потому беспрепятственно совершает все. "И зачат, –
сказано – Лия, и роди, сына Иакову: нарече же имя ему
Рувим, глаголя: яко призре Господь на мое смирение...:
ныне возлюбит мя муж мой" (Быт.29:32). Посмотри, как
признательна эта жена! Господь, говорит она, видя
смирение мое, даровал мне чадо, чтобы ради его я могла
быть любима (мужем). Заметь же, с какою щедростию
человеколюбивый Бог вознаграждает ее, желая и потомство
праведника умножить, вместе и Лию сделать более любезною
для Иакова: "и зачат, – сказано, – паки и роди сына
второго Иакову, и рече: зане услыша Господь, яко
ненавидима есмь, и придаде ми и сего: и нарече имя ему
Симеон" (Быт.29:33). Смотри, как за каждое чадо
благодарит она Господа, и как признательна за
благодеяния: услышал Господь, говорит она, что я
ненавидима, и дал мне еще чадо! И потому "нарече имя ему
Симеон".
4. Видишь, что она даже и имена нарекает
рождающимся не просто и как случилось: она назвала сына
"Симеоном" потому, что услышал ее Господь. Имя это на
еврейском языке значит: "услышан". "И зачат еще, и роди
сына, и рече: в нынешнее время у мене будет муж мой,
родих бо [561] ему три сыны: и нарече имя ему Левий"
(Быт.29:34). Из слов этих можно, мне кажется,
догадываться, что и рождением двух сынов Лия еще не
могла привлечь к себе расположения мужа, что он все еще
был вполне привязан к Рахили. Потому Лия и говорит: "в
нынешнее время у меня будет муж мой", – то есть,
рождение третьего сына, может быть, пробудит в муже
расположение ко мне, так как вот я родила ему уже трех
сынов. "И заченши еще, роди сына, и рече: ныне еще сие
исповем Господу: сего ради нарече имя ему Иуда"
(Быт.29:35). Что значит: "сие исповем Господу"?
"Исповем", то есть, возблагодарю и прославлю Господа за
то, что Он дал мне еще четвертого сына, что даровал мне
столь великое богатство: насколько неблагообразие
телесное могло вредить мне в расположении мужа,
настолько рождение детей, дарованных мне человеколюбием
Божиим, вознаграждает меня, рассеивает мою чрезмерную
скорбь, утешая меня ненавидимую за недостаток красоты, и
нелюбовь (мужа) обращая к сестре моей. Но родив Иуду,
говорится далее, Лия "преста раждати. Видев же Рахиль,
яко не роди Иакову, поревнова сестре, своей, и рече
Иакову: даждь ми чада [562], Аще же ни, умру аз"
(Быт.29:35, 30:1). Неразумное требование, свойственное
жене и душе, терзаемой ревностию! "Даждь ми чада!" Да
разве не слышала ты, что не сожитие с мужем принесло
чадородие сестре твоей, а Господь Бог, видев, "яка
ненавидима есть, отверзе ложесна ее" (Быт.29:31)? Почему
же ты требуешь от мужа того, что выше природы и, забывая
Владыку естества, обвиняешь мужа, который не может
нисколько в этом помочь тебе? "Даждь ми чада: Аще же ни,
умру аз". Ужасное зло – ревность! Она впадает даже в
безумие, как испытала это и Рахиль. Смотря на кучу детей
у сестры, и думая о своем одиночестве. Рахиль не
выносила этого позора, не могла удержать смущавших ее
помыслов – и произносит полные безумия слова. "Даждь ми,
– говорит, – чада: Аще же ни, умру аз". Может быть, она
заметила в муже любовь к сестре, и думая, что по этой
самой причине она имела столь много детей, а она еще не
родила ни одного, говорит мужу: "даждь ми чада"; потом,
желая устрашить его, прибавляет: "аще же ни, умру аз".
Что же на это благочестивый Иаков? "Разгневася, –
сказано, – на слова сии, и рече ей: еда вместо Бога аз
есмь, иже лиши тя плода [563] утробного?" (Быт.30:2).
Что ты, говорит, забыв Владыку естества, укоряешь меня?
Он лишил тебя плода чрева; почему ты не просишь Того,
Кто может открыть производительность природы и дать
чреву способность чадорождения? Знай, что Он лишил плода
чрево твое и сестре твоей даровал такую плодовитость.
Итак, не требуй от меня того, чего я не могу дать и в
чем я не властен. Если бы это от меня зависело, я
конечно предпочел бы тебя сестре, имея к тебе больше
благорасположения. Но так как я нисколько не могу помочь
тебе в этом, хотя бы еще в тысячу раз более был
расположен, то прибегни с прощением к Тому, Кто
неплодству подвергает, но и разрешить его может. Смотри,
как рассудителен праведник: даже в гнев приведенный
словами жены, он дает ей ответ с великою мудростью;
тщательно поучает, ее, объясняя ей причину (неплодства),
дабы она, оставив Господа, не требовала от другого
кого-либо того, что только Бог один может даровать.
Узнав таким образом, что она от Бога лишена чадородия, и
видя сестру, гордящуюся детьми, желая получить хотя
малое утешение, говорит Иакову: ты вразумил меня теперь,
что не по твоей вине я остаюсь бесчадною; и так возьми
хотя рабу мою, и дай мне от нее детей, чтобы я хотя
малое утешение для себя могла найти в усыновлении
рожденных от рабы. "И даде ему, – сказано, – Валлу рабу
свою ему в жену: и вниде к ней: и зача, и роди Иакову
сына. И рече Рахиль: суди ми Бог и послуша гласа моего,
и даде ми сына: сего ради прозва имя ему Дан"
(Быт.30:4–6), Так она получила некоторую отраду, когда
родила рабыня; поэтому и дает сама имя дитяти, и
благодарит Господа за его рождение. "И зачат, – сказано
далее, – еще Валла, и роди, и рече Рахиль: подъя мя
[564] Бог, и сравнихся с сестрою моею, и возмогох: и
прозва имя его Неффалим" (Быт.30:7–8). Наконец из
(примера) рабыни она ясно уразумела, что не Иаков был
виною ее бесчадия; поэтому и воспитывает рожденных от
рабы, как своих собственных детей; сама дает им и имена,
находя в этом величайшее для себя самой утешение. "Видев
же Лиа, яко преста раждати, и та рабу Зельфу [565] даде
Иакову в жену: и зачат и роди. И рече Лиа: я получила
[566]", то есть, я достигла своей цели, "и нарече имя
ему Гад" (Быт.30:9–11). Она нарекла его именем Гада по
тому самому, что исполнилось ее желание. "И зачат еще и
роди другого [567]: и рече Лиа: блаженна аз, яко
ублажат568 мя жены: и прозва имя ему Асир"
(Быт.30:12–13).
5. Видишь, что и Лия усвояла себе детей,
рожденных от рабыни и даже называла себя блаженною и
достойною ублажения, по причине рождения их. Но
посмотри, что затем последовало, и далее, как страсть
ревности переходит то на ту, то на другую сторону, и
мучит то одну, то другую (жену Иакова). "Иде же, –
сказано, – Рувим во днех [569] жатвы пшеницы: и обрете
яблока мандрагорова [570] на поли, и принесе я [571]
матере своей. И [572] рече Рахиль к Лии [573]: даждь ми
от мандрагоров сына твоего. Рече же Лиа: не довольно ли
тебе, яко взяла еси мужа моего; еда и мандрагоры сына
моего возмеши?" (Быт.30:14–15). Видишь ли как ясно она
обнаруживает этими словами душевную страсть? Не довольно
ли, говорит, тебе, что ты взяла мужа моего? Неужели
возьмешь и мандрагоры сына моего? "Рече же Рахиль: не
тако: да будет сея нощи с тобою за мандрагоры сына
твоего", – дай, говорит, мне мандрагоров – и возьми
сегодня мужа. Видишь, Иаков оказывается совершенно
преданным любви к Рахили? Хотя Лия и родила ему так
много детей, но сердце его расположено было к Рахили: а
если бы не было того [574], то как бы Лия могла терпеть
жизнь вместе с сестрою? Как имеющая полную власть над
мужем, она уступает мужа за мандрагоры и говорит: "да
будет ныне с тобою за мандрагоры". Исполни, говорит,
желание мое, относительно мандрагоров, и возьми мужа.
Когда пришел Иаков, Лия, вышедши на встречу, сказала:
"ко мне внидеши днесь: наях бо тя днесь за мандрагоры
сына моего. И, бысть, – сказано, – с нею нощи тоя. И
послуша Бог Лию: и заченша роди [575] пятого сына. И
рече Лиа: даде ми Бог мзду мою, зане дах рабу мою мужу
моему: и прозва имя ему Иссахар, еже есть мзда"
(Быт.30:16–18). "Послуша, – сказано, – Бог Лии". поелику
Бог видел, что Лия удручена скорбию и не пользуется
расположением, то услышал ее, и она родила и сказала: я
получила воздаяние за то, что отдала мужу свою рабу;
поэтому и назвала сына Иссахаром. "И зачат еще, и роди
сына шестого. И рече Лия: дарова ми Бог дар добр: в
нынешнее время возлюбит [576] мя муж мой, родих бо ему
шесть сынов: и прозва имя ему Завулон" (Быт.30:19–20).
Наконец и я, говорит она, буду любезна мужу, потому что
родила шесть сынов. Поэтому дала имя сыну – Завулон.
"Роди же и дщерь, и прозва имя ей Дина. Помяну же Бог, –
сказано далее, – Рахиль, и услыша ю [577], и отверзе
утробу ее: и зачат и роди [578] Иакову сына. И рече
Рахиль: отъя Бог укоризну мою. И нарече имя ему Иосиф,
глаголющи: придаде [579] ми Бог сына другого"
(Быт.30:21–24), Избавил меня Бог, говорит она, от
поношения; разрешил мое неплодство; умилостивился, дал
силу чадородия чреву моему и освободил меня от
бесчестия. "И нарече имя ему Иосиф, глаголющи: придаде
ми Бог сына другого". Видишь, как мало-помалу
исполнялись обещания Божии? Вот какую большую семью
детей имел теперь праведный по Божию о нем промышлению!
Так как он показал великое терпение, с любовию перенося
четырнадцатилетнее рабство, то Бог, вознаграждая
благочестие праведника, помог ему до такой степени
возвеличиться, что впоследствии он стал предметом
зависти, как это мы увидим из последующих сказаний (Св.
Писания), которые я хотел бы ныне же обозреть.
6. Но чтобы продолжительностию слова не
отяготить слишком любви вашей, сбережем, если угодно,
остальное на будущий раз, а теперь кончим беседу. Только
убеждаю любовь вашу помнить сказанное, подражать древним
в добродетелях – в бракосочетании сыновей, в выдаче
дочерей в замужество, и своими добродетелями преклонять
к себе благоволение Божие. Если Бог будет благоволить
нам, то, хотя бы мы были на чужой стороне, хотя бы
лишены были всего и никому не были известны, – будем
славнее всех. Нет блаженнее человека, вспомоществуемого
вышнею рукою. Блаженный Иаков, пользуясь ее содействием,
мало-помалу возвеличился до такой славы, что те самые,
которые принимали его к себе, как странника, стали ему
завидовать. Позаботимся же и мы о том, чтобы удостоиться
помощи свыше, и не будем прибегать к человеческому
могуществу, искать защиты у него. Ничто так мало
ненадежно, как эта защита, – что довольно показывают нам
опыты дел человеческих. Каждый день мы видим быстрые
перемены; видим, как все превращается, и тот, кто
недавно был наверху благоденствия, внезапно ниспадает в
крайние бедствия, и часто терпит участь осужденных.
Каким же безумием было бы искать покровительства людей,
которые сами находятся в такой неизвестности о своей
судьбе и не могут располагать с уверенностию даже своими
собственными делами! Поэтому устраним себя от всякого
человеческого покровительства, вспомнив и слова пророка:
"проклят человек, иже надеется на человека" (Иер.17:5).
Видишь, что не только безрассуден такой человек, но
проклят за то, что, оставив Господа всяческих, обратился
к подобному себе рабу, который и сам для себя не
довольно силен. Будем избегать этого проклятия, умоляю
вас, и всю надежду возложим на Бога. Это – надежда
твердая, непоколебимая, неподвергающаяся изменению, как
надежда на людей. Здесь или смерть пресекает
покровительство и прибегающих к нему оставляет нагими и
лишенными всего, или и прежде смерти происшедшая в
обстоятельствах перемена делает все безуспешным и с той
и с другой стороны. Такими примерами наполнена вся
настоящая жизнь. Поэтому и недостойны прощения люди,
которые после стольких опытов все еще полагаются на
человеческое покровительство, а часто и от своих мнимых
покровителей терпят тысячи скорбей. До такой степени
возросла злоба, что часто и за услуги платят не тем, чем
следует. Только у Бога всяческих все вопреки этому: Он
постоянно благотворит нам, даже когда мы бываем
неблагодарными; Он не лишает Своего покрова, не смотря
на неблагодарность нашу, и всегда действует только по
собственному человеколюбию, которого да будем достойны
все мы, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, с
Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
555. Св. Златоуст разумеет здесь благочиние
при бракосочетании Иакова с Лиею.
556. συνήθεια привычка, близость,
знакомство.
557. καὶ ταύτης τὰ ἕβδομα; в Лукиан. и пр.
сп. καὶ "и" здесь не читается, как и в евр. т.
558. ῞Ετερα "другия", читаемое в Лукиан.,
проч. сп. и евр. т., у Злат. опущено.
559. καὶ μετὰ ταῦτα ἕτερα ἑπτὰ ἕτη, ἔδωκε...
560. Злат. Κύριος ὁ Θεὸς согласно с Алекс.
сп.; в Лукиан. сп. ὁ Θεὸς не читается.
561. Злат.: τέτοκα γὰρ; в Лукиан. сп. ἔτεκον
γὰρ; смысл обоих выражений одинаков.
562. Злат.: τέκνα согласно с Алекс. и др.; в
Лукиан. и Бодлеан. – τέκνον "чадо".
563. – καρπῶν (букв. "плодов") вместо καρπὸν
"плода" в Лукиан. и мн. др. сп. В сп. Дорофея после
κοιλίας "утробы" читается σοῦ "тебя", отсутствующее у
Злат.
564. συναντελάβετό μου согласно с первонач.
чтением 70-ти ("Field". Origenis Hexapl.); в Лукиан. и
др. сп. – συνελάβετό μοι "помог мне"; в сп. Дорофея
–ἀντελάβετο "крепко взял".
565. ᾿Ιδοῦσα δὲ (вместо εἶδε δὲ "видеше")...
καὶ αὐτὴ τὴν παιδίσκην τὴν Ζέλφαν ἐδωκε (вместо καὶ
ἔλαβε Ζέλφαν τὴν παιδίσκην αὐτῆς καὶ ἔδωκεν "и взя Зелфу
рабу свою и даде"); здесь Святитель, очевидно, для
краткости, опускает некоторые слова из библ. текста и
отчасти изменяет форму речи, потому что в известных
доселе списках чтения данного места, вполне
соответствующего Златоустовскому, не встречается.
566. τετύχηκα согласно с сп. Дорофея; в
Лукиан. и др. сп. – εὐτύχηκα "благо мне случися" (Слав.
Б.); первоначальный перевод 70-ти (по "Field"): ἐν τύχῃ
"в счастье" или: "я счастлива".
567. – ἕτερον вместо δεύτερον "второго" в
Лукиан. и во всех др. сп., как и в евр. т.
568. – μακαριοῦσι согласно с Монак., Венск.
(130 у "Holmes") и Циттав. сп.; в Лукиан., Алекс. и др.
сп. – μακαρίζουσι "ублажают".
569. Злат.: ἐν ἡμέραις согласно с сп. Алекс.,
Коттон., Дорофея и др.; в Лукиан. – ἐν ἡμέρα "во дни".
570. μῆλα μανδραγορῶν, в Лукиан. – μ.
μανδραγόρου.
571. Слова: πρὸς Λείαν "к Лии" (Слав. Б.),
читаемые обыкновенно в греч. сп., как и в евр. т., у
Злат. опущены, вследствие чего вместо τὴν μητέρα αὐτοῦ
читается: τῇ μητρὶ αὐτου "матери своей".
572. Καὶ εῖ᾿πε вместо εῖ᾿πε δὲ "рече же" в
Лукиан. и прочих сп.
573. Слова: τῇ ἀδελφῇ αὐτῆς "сестре своей",
читаемые в Лукиан. сп., не читаются у Злат. согласно с
Алекс., Котон. и др. сп.
574. Т. е., детей.
575. τῷ ᾿Ιακὼβ "Иакову", читаемые
обыкновенно в сп., опущены у Злат.
576. Так по тексту у Миня: ᾿Εν τῷ νῦν καιρῷ
αἰρετιεῖ, т. е. слова: "в нынешнее время" относятся к
глаголу: "возлюбит", а не к предшествующим словам: "дар
добр", как в Слав. Б.
577. Здесь ὁ Θεὸς "Бог", читаемое в Лукиан. и
др. сп., как и в евр. т., не читается у Злат. согласно с
нек. греч. сп. (Holmes).
578. Злат.: καὶ συνέλαβε καὶ ἔτεκε согласно с
сп. Дорофея; в Лукиан. и др. – καὶ συλλαβοῦσα ἔτεκεν "и
заченши роди" (Слав. Б.).
579. Προσέθετο согласно с сп. Лукиан.,
Дорофея и др. вместо προσθέτω "да придаст" (Слав. Б.) в
Алекс. и др. сп.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|