Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 55
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Достаточно вчера показало нам начало
путешествия праведника, как велико было его любомудрие,
за которое он удостоился от Бога столь великого
обетования. Далее, ободрившись, он прошением и молитвою,
которую вознес к Богу всяческих, доставил не малое
поучение всем нам, если бы только захотели мы
подвигнуться к подражанию добродетели праведника. И
подлинно, дивиться надобно, как он, зная всемогущество
Обетовавшего и слыша от Него столь великие обетования,
при всем том решился просить не великого и чрезвычайного
чего-нибудь, но просил, как вчера вы слышали, только
того, что могло быть ему достаточным для насущного
пропитания, что могло служить ему для прикрытия тела,
дал еще обет посвятить Богу десятую долю всего, что он
от Него получит, если Бог дарует ему, как обещал,
возвратиться в землю свою! Во всем он выказывает свое
благочестие, признает Бога подателем всех благ и научает
нас Ему одному воздавать за все благодарение. Праведник,
зная преизбыточество неизреченного человеколюбия Божия и
рассуждая о том по благодеяниям, оказанным отцу его, был
уверен, что и ему Бог подаст многое изобилие; хотя он
ничего из этого не просит у Господа и не позволяет себе
даже упоминать о том в молитве, однако обещанием
посвятить Богу десятую долю всего показал, как твердо
уповает он во всем на могущество Обетовавшего. Для того
и Сам Бог, беседуя с ним, говорил: "Аз есмь Бог Авраама,
и Исаака отца твоего, не бойся" (Быт.28:13). Размысли,
говорит, что и патриарх пришел в эту землю странником,
никому неведомым, но достиг такой славы, что ныне о нем
все говорят. Подумай и об отце твоем, как он, родившись
у отца в крайней старости, столько возвеличился, что
стал предметом зависти для жителей страны этой. И ты
ожидай того же и, отложив всякий страх, всякое
беспокойство, продолжай свое путешествие. Рассуждая
таким образом, праведник не смотрел на свое тогдашнее
положение (потому что он ничего не имел у себя, – да и
как мог иметь, будучи одинок и вынужден предпринять
далекий путь?), но очами веры уже предусматривая свое
будущее благосостояние, он показывает свойственную ему
благопризнательность (к Богу). Еще ничего не получив, он
уже дает обет Богу, признавая обетование Господне вернее
и самого обладания благами: ведь не столько мы должны
полагаться на то, что видим и что держим в своих руках,
сколько на обетования Божии, хотя бы они и не в скором
времени приходили в исполнение.
Итак, праведник, получив величайшее
ободрение от того, что было сказано ему Богом,
отправился в путь. Да и как было ему не ободриться,
когда он слышал такие слова: "се аз есмь с тобою,
сохраняяй тя на всяком пути, аможе Аще пойдеши, и умножу
семя твое, и возвращу тя паки в землю сию, и не имам
тебе оставити", пока не соизволю исполнить то, что
возвещено [548] (Быт.28:15)! Но, как я вчера говорил,
размысли здесь и о благопромыслительной премудрости
Божией, и о великом терпении и благопризнательности
праведника. После этих обетований он восстал и
устремился в Харран и опять совершает путь свой, как
скиталец и странник; но во всем видит к себе
благоволение свыше, потому что человеколюбец Бог все
предуготовлял для него на пути, исполняя на деле Свое
обетование. Тот, Кто сказал: "се аз есмь с тобою
сохраняяй тя на пути, аможе Аще пойдеши", Тот руководил
и привел праведника к колодцу, где туземцы поили свои
стада. Расспросив у них о Лаване, брате своей матери, и
узнав о нем все, что нужно было, а потом увидев и самую
дочь его и стада, равно как и то, что жители того места
не в состоянии были сдвинуть камень с колодца и напоить
овец, он подбежав и, при помощи свыше, сделав то, в чем
бессильны были те, предупреждает Лавана в благодеяниях,
напоив овец, которых пасла Рахиль. Приветствовав девицу,
сказав ей о себе, кто он и откуда пришел, он остался на
месте. Но так как Бог все предуготовлял для праведника,
то Он и девицу возбудил бежать с великою поспешностию и
возвестить об Иакове своему отцу, который был брат его
матери, рассказать об услуге, оказанной им ей и стадам
ее, и о том, что он не чужеземец, не неизвестный
человек, но сын сестры.
Посмотри, возлюбленный, с какою
тщательностию и как ясно божественное Писание передает
нам все это, изображая нам нравы древних и то усердие,
какое оказывали они странноприимству. Чтобы показать
усердие девицы. Писание не говорит просто: "она пошла" и
рассказала отцу о случившемся, но "текши" [549], говорит
Писание, выражая тем великую ее радость. Так же потом и
о Лаване, отце ее, сказано, что как только услышал он
это от дочери, тотчас побежал и сам на встречу Иакову и,
с любовию приветствовав его, ввел в дом свой.
2. Лаван, тщательно все узнав от Иакова,
сказал ему: "от костей моих и от плоти [550] моея еси
ты" (Быт.29:14); ты, говорит, как сын сестры моей, не
что иное, как плоть наша, ты брат наш. "И бе с ним, –
сказано, – месяц дней". Как у себя дома жил праведник, в
безопасности и без всякой заботы. Между тем Бог, все
устрояя к пользе праведника и во всем подавая ему Свою
помощь, возбудил расположение к нему в Лаване, который,
видя кротость Иакова, сказал ему: "понеже бо брат мой
еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда
твоя есть?" (Быт.29:15). Заметь, что он сам ничего не
домогался; Лаван, единственно сам от себя предлагает это
праведнику. Видишь, как все благоуспешно [551] бывает у
того, кому помогает десница вышняя. "Не поработаеши мне
туне, – говорит, – повеждь ми, что мзда твоя есть". Хотя
этот блаженный был доволен и тем только, что получал
ежедневное пропитание, и за это был ему много
благодарен, но так как он обнаруживал особенную
кротость, то Лаван вызывается дать ему вознаграждение,
какое он сам назначит. Что же праведник? Заметь и в этом
случае, как велико было его благоразумие, и как, не имея
вовсе желания собирать богатство, он не договаривается с
Лаваном, как наемник какой-нибудь, и ничего другого не
требует, но помня мать и заповедь отца и показывая свою
необычайную скромность, говорит Лавану: "поработаю тебе
седмь лет за Рахиль, дщерь твою меньшую" (Быт.29:18.); я
полюбил ее с первого раза, увидев при колодце. Примечай
и благомыслие этого мужа: сам себе назначает он и время
работы, и в продолжение этого времени достаточное
испытание своей скромности. Чему же ты дивишься,
возлюбленный, слыша, что Иаков обещал работать семь лет
за любимую девицу? Чтобы показать, как сильная любовь
уменьшала для него и труд и продолжительность времени,
божественное Писание говорит: "и работа Иаков за Рахиль
седмь лет; и Бышапред ним яко малы дни, зане любяще ю"
(Быт.29:20). Семь лет показались ему только немногими
днями, по чрезвычайной любви его к девице: если кто
уязвлен страстью любви, то не смотрит ни на какие
трудности, а как бы много ни было опасностей, какого бы
рода ни были несчастия, все легко переносит, имея в виду
только одно – исполнить свое желание.
Послушаем это мы, беспечные, нерадивые,
оказывающие великую неблагодарность пред Господом! Если
этот праведник по любви к девице решился работать семь
лет, переносит все трудности пастушеской жизни, и не
чувствовал ни трудов, ни продолжительности времени, а
все оказывалось для него легким и удобным, если он,
питаясь надеждою получить желаемое, считал такое долгое
время как бы немногими днями, то какое оправдание будем
иметь мы, не оказывая и подобной любви к нашему Господу,
Благодетелю, Промыслителю, который все для нас? Где
представляется житейская выгода, там мы охотно решаемся
терпеть все, будет ли то тяжкий труд, или другое
какое-либо затруднение, будет ли угрожать нам стыд или
наказание, временное и даже вечное. А для своего
спасения, для того, чтобы приобрести себе благоволение
свыше, мы слабы нерадивы, расслаблены. Какое будет нам
снисхождение, какое для нас оправдание в такой
совершенной беспечности, когда не хотим показать к Богу
и такой любви, какую праведник имел к девице, и притом,
когда видим столь великие благодеяния, нам оказанные и
еще каждодневно ниспосылаемые? Мы так неблагодарны. Но
не таков был Павел: он так пламенел духом, так горел
любовию к Богу, что, выражаясь достойными своей души
словами, сказал: "кто ны разлучит от любве Христовы"
(Рим.8:35)? Смотри, какая выразительность в этом
изречении, какая сила господствующего чувства души,
какая пламенная любовь! "Кто ны разлучит", – то есть,
может ли быть что-нибудь такое, что лишило бы нас любви
к Богу, видимое ли что-нибудь, или невидимое?
3. Желая и в подробности исчислить нам
все случаи и показать всю неодолимую силу любви своей к
Господу, он присовокупляет еще следующие слова: "скорбь
ли, или тиснота, или глад, или гонение, или нагота, или
беда, или меч?" О, душа, пламенеющая восторгом, который
есть мать смиренномудрия [552]! Какие напасти, говорит,
могут удалить нас от любви к Богу? Скорби ли
каждодневные? Никак. Тяжелые обстоятельства? Нет!
Гонения? Нисколько. Что же? Голод? Нет. Опасности? Но
что я говорю о голоде, о наготе, об опасностях? Не меч
ли? Но и смерть, говорит он, если бы мне угрожала, не
сможет этого сделать: все будет безуспешно, все
бессильно. Никто другой не удостоился столько возлюбить
Господа, как эта блаженная душа. Он говорит все так, как
бы уже отрешился; от тела, воспарил, так сказать, к небу
и уже не думает, что еще ходит по земле. Стремление к
Богу и пламенная любовь к Нему переселили его ум от
чувственного к духовному, от настоящего к будущему, от
видимого к незримому. Такова-то вера и любовь к Богу! А
чтобы видеть на самом деле его благомыслие, посмотри,
как он, столько возлюбив Господа и пламенея в стремлении
к Нему, в изгнании, в гонениях, бичеваниях, перенося
тысячи всяких ужасов, говорил о себе: "в трудах множае,
в ранах преболе,... в смертех многащи: от Иудей пять
краты четыредесять разве единые приях, трищи палицами
биен бых, единою каменми наметан бых,... нощь и день во
глубине сотворих: в путных шествиех множицею, беды в
реках,... беды в лжебратии, в трудах и подвизе"
(2Кор.11:23–27). И терпя все это, он еще радовался и
веселился: он знал и вполне убежден был, что временные
труды ведут его к величайшим воздаяниям, что бедствия
приготовляют для него венцы. Если Иаков по любви к
Рахили считал семь лет за несколько дней, то еще более
все почитал за ничто блаженный Павел, однажды навсегда
воспламенившись любовно к Богу и претерпевая все за
Христа, которого возлюбил. Постараемся же, умоляю, и мы
возлюбить Христа. Ничего другого Христос, по Его же
изречению (Мф.22:37), и не требует от тебя, как любви к
Нему от всего сердца, и исполнения Его заповедей. Кто
любит Его так, как должно любить, тот, конечно,
старается уже и заповеди Его соблюдать, – потому что,
если кто искренно расположен к кому, то старается все
делать, чем может привлечь к себе любовь возлюбленного.
Таким образом и мы, если истинно возлюбим Господа, будем
и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего
такого, что может раздражить Возлюбленного. Удостоиться
любить Его искренно и как должно, это – царство
небесное, это – вкушение блаженства, в этом – блага
неисчислимые. А наша любовь к Нему будет искренна тогда,
когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим
ближним, – "в сию бо, – сказал Он, – обою заповедию весь
закон и пророцы висят" (Мф.22:40), то есть, в том, чтобы
возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею
крепостию своею, всею мыслию своею, и своего ближнего,
как самого себя. Это – главная из всех добродетелей, это
основание всех заповедей Божиих. С любовию к Богу сама
собою соединяется и любовь к ближнему, потому что кто
любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не
будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет
делать ему всякое добро, воспоминая о Том, Кто сказал:
"сотворивый единому сих братий моих меньших, мне
сотвори" (Мф.25:40). Помышляя, что услуги, оказанные
ближнему, сам Господь всяческих усвояет Себе, он будет
делать все с великим усердием, покажет в милосердии всю
свою щедрость, взирая не на убожество являющегося к нему
человека, а на величие Того, Кто сделанное для убогих
обещает усвоить Себе самому. Не оставим же без внимания,
прошу вас, этой пользы душ наших, этого врачества для
язв наших. Это врачество окажет нам наиболее пользы: оно
так закроет раны души нашей, что не останется никакого
следа, никакого знака их. По отношению к телесным ранам
это невозможно, потому что хотя бы тысячи лекарств,
составленных врачами, приложит кто-либо к своей ране,
непременно остается на теле рубец; и это так должно
быть, поелику тут врачуется тело. Но здесь, когда
врачуется душа, то всякий, если окажет собственное
доброе расположение, испытывает большую перемену к
лучшему, все струпы исчезают, как прах от сильного
ветра. Священное Писание преисполнено такими примерами.
Так блаженный Павел из гонителя сделался апостолом и
тот, кто сперва разрушал Церковь, потом стал ее
невестоводителем.
4. Видишь, какая решительная перемена?
Видишь, какое необычайное преобразование? Так и
разбойник, совершивший бесчисленные убийства, в одно
мгновение немногими словами очистил все свои грехи, так
что услышал от Господа: "днесь со мною будеши в раи"
(Лк.23:43). Так и мытарь, бивший перси свои и
исповедывавший свои согрешения, "сниде оправдан паче
фарисея" (Лк.18:13–14). Каждый из этих людей показал в
себе доброе расположение души, исповедал прежние свои
грехопадения, и таким образом получил прощение.
Рассмотрим же значение этой заповеди и то, какую великую
силу имеет щедрая милостыня, чтобы, узнав пользу,
проистекающую от нее, мы тем охотнее раздавали ее. Она
даже так плодотворна, что не только очищает грехи, но
отгоняет и самую смерть. Я скажу, как это. Кто, говоришь
ты, раздавая милостыню, стал выше смерти? Мы видим, как
все остаются под властию смерти. Не беспокойся,
возлюбленный, а узнай из самых опытов, как сила
милостыни побеждала и могущество смерти. Была одна
женщина – Тавифа, имя, которое по переводу значит:
Серна; она каждый день занималась только тем, что
раздавала милостыню, и чрез то собирала себе богатство;
она одевала, как говорит Писание, вдовиц, оказывала им и
всякое другое пособие (Деян.9:36). Случилось, что,
заболев, она умерла. Посмотри же теперь, возлюбленный,
как облагодетельствованные ею и ею одетые, в свою
очередь вознаградили свою благотворительницу: они
предстали апостолу, показывали ему, как говорит Писание,
самые одежды, и все, что делала для них Серна при жизни
своей, призывали снова к себе свою кормилицу, проливая
слезы, и тем преклоняли апостола к состраданию. Что же,
блаженный Петр? "Преклони колена, – сказано, – помолися:
и обратися к телу, рече: Тавифо, востани; она же отверзе
очи своя, и видевши Петра, седе. Подав же ей руку,
воздвиже ю, и призвав святые и вдовицы, постави ю живу"
(Деян.9:40–41). Видишь ли могущество апостола, или –
лучше – действующего в нем Господа? Видишь ли, какое
было и в настоящем веке воздаяние за благодеяния
вдовицам? Да и что сделала она для вдовиц в такой
степени, в какой они ей воздали? Она доставляла им
одежду и пропитание, а они возвратили ей жизнь и
отогнали от нее смерть, или – точнее – не они, а
человеколюбивый наш Господь за попечение о них. Видите
силу (духовного) врачества, возлюбленные? Приготовим же
его себе все; оно не дорого, хотя имеет столь великую
силу; оно даже очень дешево и не требует больших
издержек, потому что важность милостыни ценится не по
множеству (раздаваемых) денег, а по усердию подающих. И
подавший чашу холодной воды (Мф.10:42), и положившая две
лепты одобрены, дабы мы знали, что Господь всяческих во
всяком случае требует только чистого намерения. Часто
бывает, что и небогатый показывает великую щедрость в
милостыне, когда бывает полное усердие; и наоборот,
много стяжавший оказывается хуже имеющих немногое, по
скудости своего расположения. Итак, убеждаю вас, с
душевною щедростью отдадим нуждающимся то, что есть, что
даровал нам Господь, то самое, что Он нам дал, отдадим
Ему обратно, чтобы таким образом снова получить свое с
большим приращением. Он так щедродателен, что, принимая
от нас Свои же дары, не считает, что получает Свою
собственность, но обещает возвратить нам их еще с
большею щедростию, если только мы захотим проявить свою
готовность и будем так раздавать свое добро бедным, как
бы передавали его Самому Богу [553], зная, что десница
Божия возвратит нам не только полученное от нас, но
дарует еще в большей мере, – так как она всегда и во
всем являет свою щедрость. И что я говорю: воздаст снова
еще в большей мере! Рука та воздает не только это, но
вместе с этим дарует и царство небесное, прославляет,
увенчивает, дает бесчисленные блага, если мы пожертвуем
хотя нечто немногое из того, что дано нам ею. Да и
тяжкого ли или обременительного чего-нибудь требует от
нас Господь? Он хочет, чтобы мы избыток сверх
необходимого сделали для себя пригодным, чтобы мы сами
хорошо распределили то, что понапрасну и без нужды лежит
в наших кладовых, дабы это послужило поводом для Него к
дарованию нам светлого венца. Он поспешает Сам и
понуждает нас, и все делает и направляет к тому, чтобы
удостоить нас обещанных Им самим благ.
5. Итак, не лишим себя, умоляю, столь
великих благ. Если трудящиеся над возделыванием земли
истощают свои запасы, бросая семена в землю и прежде
собранное рассевая, и делают это с удовольствием, утешая
себя надеждою получить большее и при том зная, как часто
обманывают ожидания их и перемена погоды, и бесплодие
почвы, и разные другие обстоятельства, или множество
саранчи, или нападение зловредной росы, и однако,
питаясь добрыми надеждами, вверяют земле то, что было
собрано в житницы, то тем более нам следует рассеивать
на пропитание нищих то, что просто лежит у нас; здесь
никогда нельзя обмануться в (добром) конце и нельзя
опасаться неудачи, бывающей при (возделывании) земли.
"Расточи, – сказано, – даде убогим"; а послушай, что
далее: "правда его пребывает в век века" (Пс.111:9). Вот
удивительное расточение? Роздал в короткое время и
правда его пребывает в нескончаемые веки. Может ли быть
что-нибудь блаженнее этого? Итак, умоляю, будем
приобретать себе праведность милостынею, чтобы и о нас
достойно могло быть сказано: они расточили, дали убогим
– и правда их пребывает во век века. поелику сказано:
"расточи, даде", то, чтобы ты не подумал, будто
расточенное погибает, тотчас и прибавлено: "правда его
пребывает в век века", – то есть, после расточения
временных сокровищ, остается правда нерасточимая,
простирающаяся на всю вечность и никогда не
оканчивающаяся. А вместе с милосердием, приложим
усердное попечение и о других добродетелях, – укротим
страсти плотские, изгоним из души своей всякое пожелание
непотребное, всякое злое помышление, гнев, ярость,
зависть и украсим всем благообразие души, чтобы,
приобретши светлую и блистающую душевную красоту,
привлечь к себе Владыку небесного, и Он благоволил
сотворить в нас обитель Себе: а Он, где только узрит
душу благообразную, немедленно туда приходит. Он сам
сказал: "на кого токмо на кроткого и молчаливого, и
смиренного [554], и трепещущего словес моих?" (Ис.66:2).
Видишь, что Он сам указывает нам все духовные украшения,
могущие сделать светлым душевное благообразие! "На
кроткого, – говорит, – и молчаливого, и смиренного", а
затем присовокупляет и то, отчего все другие добродетели
происходят: "и трепещущего словес моих". Что это значит:
"трепещущего словес моих"? Значит – такого человека,
который в самых делах своих показывает повиновение
заповедям Божиим, как и в другом месте сказано: "блажен
муж, иже боится всех за благоговение" (Притч.28:14). И
мы, когда видим, что слуга наш исполняет наши приказания
с великим тщанием, со страхом и трепетом, оказываем ему
более благоволения и благорасположения; а гораздо более
окажет нам милости благий Господь наш. Поэтому Он и
сказал: "воззрю на кроткого, молчаливого и трепещущего
словес моих". Итак, будем трепетать слов Его и со всяким
страхом исполнять их. А слова Его – это заповеди, данные
нам от Него. Зная, что Ему угодно, что приятно, то и
будем делать и постараемся быть такими, оказывать
послушание безмолвное, кротость, смирение, с великим
благоговением и страхом исполняя все Его заповеди, чтобы
Он, Владыка всяческих, приняв доброе расположение наших
намерений и будучи доволен нашим послушанием благоволил
призреть на нас. Если Он благоволит сделать это, то
приведет нас в состояние совершенной безопасности.
"Воззрю", говорит Он, то есть, удостою своего попечения,
простру руку, во всем помогу, в изобилии излию щедроты
Свои. Будем же, умоляю, делать все это, чтобы воззрел
Владыка и на нас, – чтобы могли мы и настоящую жизнь
провесть беспечально, и будущих благ достигнуть,
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Св. Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
547. Злат.: Καὶ εἶπε Λάβαν τῷ ᾿Ιακὼβ: ὄτι γὰρ
ἀδελφός μου εἶ συ, οὐ δουλεύσεις μοι δωρεαν: ἀπάγγειλόν
μοι τίς ὁ μισθός σου. Здесь καὶ εἶπε "и рече" согласно с
Коттон., Бодлеан. ("Swete") и нек. др. сп. ("Holmes")
вместо εἶπε δἑ "рече же" в Лукиан., Алекс. и др. сп.;
γὰρ "бо", читаемое в Лукиан. и др. сп., отсутствует в
сп. Дорофея; в этом же сп. в конце стиха читается ἔσται
"будет", в Лукиан. и др. сп. вместо этого ἔστιν "есть"
(Слав. Б.); у Злат. здесь нет ни того, ни другого, как и
в евр. т.; далее однако и у Злат. ἔστιν читается в этих
словах (см. 2 отд. этой бес.).
548. ἕως οὖ πάντα εὐδοκήσω εἰς ἔργον ἀγαγεῖν
τὰ ἐπαγγελθέντα, говорит святитель, передавая своими
словами конец 15-го ст., читаемый в греч. сп. без
изменений:ἕως τοῦ ποιῆσαί με πάντα ὅσα ἐλάλησά σοι
"дондеже сотворити ми вся, еликаглаголах тебе" (Слав.
Б.).
549. δραμοῦσα "побежавши".
550. Злат. ἐκ τώ῀ν σαρκῶν (букв.) "от плотей"
согласно с сп. Дорофея и нек. др. вместо: ἐκ τῆς σαρκὸς
"от плоти" в Лукиан., Алекс. и др. сп.
551. κατὰ ῥοῦν πρόεισιν "идет по течению".
552. Ὦ ψυχῆς μαινομένης μανίαν σωφροσύνης
μητέρα!
553. τῇ τοῦ Θεοῦ χειρί ταῦτα παρακατὶθέμενοι
(букв.) "передавая это в руку Божию".
554. ᾿Επὶ τὸν πρᾶον καὶ ἡσύχιον καὶ
ταπεινὸν; в древн. Ватикан. и Алекс. сп.: ἐπὶ τὸν
ταπεινὸν καὶ ἡσύχιον "на смиренного и молчаливого".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|