Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 55
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Достаточно вчера показало нам начало
путешествия праведника, как велико было его любомудрие,
за которое он удостоился от Бога столь великого
обетования. Далее, ободрившись, он прошением и молитвою,
которую вознес к Богу всяческих, доставил не малое
поучение всем нам, если бы только захотели мы
подвигнуться к подражанию добродетели праведника. И
подлинно, дивиться надобно, как он, зная всемогущество
Обетовавшего и слыша от Него столь великие обетования,
при всем том решился просить не великого и чрезвычайного
чего-нибудь, но просил, как вчера вы слышали, только
того, что могло быть ему достаточным для насущного
пропитания, что могло служить ему для прикрытия тела,
дал еще обет посвятить Богу десятую долю всего, что он
от Него получит, если Бог дарует ему, как обещал,
возвратиться в землю свою! Во всем он выказывает свое
благочестие, признает Бога подателем всех благ и научает
нас Ему одному воздавать за все благодарение. Праведник,
зная преизбыточество неизреченного человеколюбия Божия и
рассуждая о том по благодеяниям, оказанным отцу его, был
уверен, что и ему Бог подаст многое изобилие; хотя он
ничего из этого не просит у Господа и не позволяет себе
даже упоминать о том в молитве, однако обещанием
посвятить Богу десятую долю всего показал, как твердо
уповает он во всем на могущество Обетовавшего. Для того
и Сам Бог, беседуя с ним, говорил: "Аз есмь Бог Авраама,
и Исаака отца твоего, не бойся" (Быт.28:13). Размысли,
говорит, что и патриарх пришел в эту землю странником,
никому неведомым, но достиг такой славы, что ныне о нем
все говорят. Подумай и об отце твоем, как он, родившись
у отца в крайней старости, столько возвеличился, что
стал предметом зависти для жителей страны этой. И ты
ожидай того же и, отложив всякий страх, всякое
беспокойство, продолжай свое путешествие. Рассуждая
таким образом, праведник не смотрел на свое тогдашнее
положение (потому что он ничего не имел у себя, – да и
как мог иметь, будучи одинок и вынужден предпринять
далекий путь?), но очами веры уже предусматривая свое
будущее благосостояние, он показывает свойственную ему
благопризнательность (к Богу). Еще ничего не получив, он
уже дает обет Богу, признавая обетование Господне вернее
и самого обладания благами: ведь не столько мы должны
полагаться на то, что видим и что держим в своих руках,
сколько на обетования Божии, хотя бы они и не в скором
времени приходили в исполнение.
Итак, праведник, получив величайшее
ободрение от того, что было сказано ему Богом,
отправился в путь. Да и как было ему не ободриться,
когда он слышал такие слова: "се аз есмь с тобою,
сохраняяй тя на всяком пути, аможе Аще пойдеши, и умножу
семя твое, и возвращу тя паки в землю сию, и не имам
тебе оставити", пока не соизволю исполнить то, что
возвещено [548] (Быт.28:15)! Но, как я вчера говорил,
размысли здесь и о благопромыслительной премудрости
Божией, и о великом терпении и благопризнательности
праведника. После этих обетований он восстал и
устремился в Харран и опять совершает путь свой, как
скиталец и странник; но во всем видит к себе
благоволение свыше, потому что человеколюбец Бог все
предуготовлял для него на пути, исполняя на деле Свое
обетование. Тот, Кто сказал: "се аз есмь с тобою
сохраняяй тя на пути, аможе Аще пойдеши", Тот руководил
и привел праведника к колодцу, где туземцы поили свои
стада. Расспросив у них о Лаване, брате своей матери, и
узнав о нем все, что нужно было, а потом увидев и самую
дочь его и стада, равно как и то, что жители того места
не в состоянии были сдвинуть камень с колодца и напоить
овец, он подбежав и, при помощи свыше, сделав то, в чем
бессильны были те, предупреждает Лавана в благодеяниях,
напоив овец, которых пасла Рахиль. Приветствовав девицу,
сказав ей о себе, кто он и откуда пришел, он остался на
месте. Но так как Бог все предуготовлял для праведника,
то Он и девицу возбудил бежать с великою поспешностию и
возвестить об Иакове своему отцу, который был брат его
матери, рассказать об услуге, оказанной им ей и стадам
ее, и о том, что он не чужеземец, не неизвестный
человек, но сын сестры.
Посмотри, возлюбленный, с какою
тщательностию и как ясно божественное Писание передает
нам все это, изображая нам нравы древних и то усердие,
какое оказывали они странноприимству. Чтобы показать
усердие девицы. Писание не говорит просто: "она пошла" и
рассказала отцу о случившемся, но "текши" [549], говорит
Писание, выражая тем великую ее радость. Так же потом и
о Лаване, отце ее, сказано, что как только услышал он
это от дочери, тотчас побежал и сам на встречу Иакову и,
с любовию приветствовав его, ввел в дом свой.
2. Лаван, тщательно все узнав от Иакова,
сказал ему: "от костей моих и от плоти [550] моея еси
ты" (Быт.29:14); ты, говорит, как сын сестры моей, не
что иное, как плоть наша, ты брат наш. "И бе с ним, –
сказано, – месяц дней". Как у себя дома жил праведник, в
безопасности и без всякой заботы. Между тем Бог, все
устрояя к пользе праведника и во всем подавая ему Свою
помощь, возбудил расположение к нему в Лаване, который,
видя кротость Иакова, сказал ему: "понеже бо брат мой
еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда
твоя есть?" (Быт.29:15). Заметь, что он сам ничего не
домогался; Лаван, единственно сам от себя предлагает это
праведнику. Видишь, как все благоуспешно [551] бывает у
того, кому помогает десница вышняя. "Не поработаеши мне
туне, – говорит, – повеждь ми, что мзда твоя есть". Хотя
этот блаженный был доволен и тем только, что получал
ежедневное пропитание, и за это был ему много
благодарен, но так как он обнаруживал особенную
кротость, то Лаван вызывается дать ему вознаграждение,
какое он сам назначит. Что же праведник? Заметь и в этом
случае, как велико было его благоразумие, и как, не имея
вовсе желания собирать богатство, он не договаривается с
Лаваном, как наемник какой-нибудь, и ничего другого не
требует, но помня мать и заповедь отца и показывая свою
необычайную скромность, говорит Лавану: "поработаю тебе
седмь лет за Рахиль, дщерь твою меньшую" (Быт.29:18.); я
полюбил ее с первого раза, увидев при колодце. Примечай
и благомыслие этого мужа: сам себе назначает он и время
работы, и в продолжение этого времени достаточное
испытание своей скромности. Чему же ты дивишься,
возлюбленный, слыша, что Иаков обещал работать семь лет
за любимую девицу? Чтобы показать, как сильная любовь
уменьшала для него и труд и продолжительность времени,
божественное Писание говорит: "и работа Иаков за Рахиль
седмь лет; и Бышапред ним яко малы дни, зане любяще ю"
(Быт.29:20). Семь лет показались ему только немногими
днями, по чрезвычайной любви его к девице: если кто
уязвлен страстью любви, то не смотрит ни на какие
трудности, а как бы много ни было опасностей, какого бы
рода ни были несчастия, все легко переносит, имея в виду
только одно – исполнить свое желание.
Послушаем это мы, беспечные, нерадивые,
оказывающие великую неблагодарность пред Господом! Если
этот праведник по любви к девице решился работать семь
лет, переносит все трудности пастушеской жизни, и не
чувствовал ни трудов, ни продолжительности времени, а
все оказывалось для него легким и удобным, если он,
питаясь надеждою получить желаемое, считал такое долгое
время как бы немногими днями, то какое оправдание будем
иметь мы, не оказывая и подобной любви к нашему Господу,
Благодетелю, Промыслителю, который все для нас? Где
представляется житейская выгода, там мы охотно решаемся
терпеть все, будет ли то тяжкий труд, или другое
какое-либо затруднение, будет ли угрожать нам стыд или
наказание, временное и даже вечное. А для своего
спасения, для того, чтобы приобрести себе благоволение
свыше, мы слабы нерадивы, расслаблены. Какое будет нам
снисхождение, какое для нас оправдание в такой
совершенной беспечности, когда не хотим показать к Богу
и такой любви, какую праведник имел к девице, и притом,
когда видим столь великие благодеяния, нам оказанные и
еще каждодневно ниспосылаемые? Мы так неблагодарны. Но
не таков был Павел: он так пламенел духом, так горел
любовию к Богу, что, выражаясь достойными своей души
словами, сказал: "кто ны разлучит от любве Христовы"
(Рим.8:35)? Смотри, какая выразительность в этом
изречении, какая сила господствующего чувства души,
какая пламенная любовь! "Кто ны разлучит", – то есть,
может ли быть что-нибудь такое, что лишило бы нас любви
к Богу, видимое ли что-нибудь, или невидимое?
3. Желая и в подробности исчислить нам
все случаи и показать всю неодолимую силу любви своей к
Господу, он присовокупляет еще следующие слова: "скорбь
ли, или тиснота, или глад, или гонение, или нагота, или
беда, или меч?" О, душа, пламенеющая восторгом, который
есть мать смиренномудрия [552]! Какие напасти, говорит,
могут удалить нас от любви к Богу? Скорби ли
каждодневные? Никак. Тяжелые обстоятельства? Нет!
Гонения? Нисколько. Что же? Голод? Нет. Опасности? Но
что я говорю о голоде, о наготе, об опасностях? Не меч
ли? Но и смерть, говорит он, если бы мне угрожала, не
сможет этого сделать: все будет безуспешно, все
бессильно. Никто другой не удостоился столько возлюбить
Господа, как эта блаженная душа. Он говорит все так, как
бы уже отрешился; от тела, воспарил, так сказать, к небу
и уже не думает, что еще ходит по земле. Стремление к
Богу и пламенная любовь к Нему переселили его ум от
чувственного к духовному, от настоящего к будущему, от
видимого к незримому. Такова-то вера и любовь к Богу! А
чтобы видеть на самом деле его благомыслие, посмотри,
как он, столько возлюбив Господа и пламенея в стремлении
к Нему, в изгнании, в гонениях, бичеваниях, перенося
тысячи всяких ужасов, говорил о себе: "в трудах множае,
в ранах преболе,... в смертех многащи: от Иудей пять
краты четыредесять разве единые приях, трищи палицами
биен бых, единою каменми наметан бых,... нощь и день во
глубине сотворих: в путных шествиех множицею, беды в
реках,... беды в лжебратии, в трудах и подвизе"
(2Кор.11:23–27). И терпя все это, он еще радовался и
веселился: он знал и вполне убежден был, что временные
труды ведут его к величайшим воздаяниям, что бедствия
приготовляют для него венцы. Если Иаков по любви к
Рахили считал семь лет за несколько дней, то еще более
все почитал за ничто блаженный Павел, однажды навсегда
воспламенившись любовно к Богу и претерпевая все за
Христа, которого возлюбил. Постараемся же, умоляю, и мы
возлюбить Христа. Ничего другого Христос, по Его же
изречению (Мф.22:37), и не требует от тебя, как любви к
Нему от всего сердца, и исполнения Его заповедей. Кто
любит Его так, как должно любить, тот, конечно,
старается уже и заповеди Его соблюдать, – потому что,
если кто искренно расположен к кому, то старается все
делать, чем может привлечь к себе любовь возлюбленного.
Таким образом и мы, если истинно возлюбим Господа, будем
и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего
такого, что может раздражить Возлюбленного. Удостоиться
любить Его искренно и как должно, это – царство
небесное, это – вкушение блаженства, в этом – блага
неисчислимые. А наша любовь к Нему будет искренна тогда,
когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим
ближним, – "в сию бо, – сказал Он, – обою заповедию весь
закон и пророцы висят" (Мф.22:40), то есть, в том, чтобы
возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею
крепостию своею, всею мыслию своею, и своего ближнего,
как самого себя. Это – главная из всех добродетелей, это
основание всех заповедей Божиих. С любовию к Богу сама
собою соединяется и любовь к ближнему, потому что кто
любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не
будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет
делать ему всякое добро, воспоминая о Том, Кто сказал:
"сотворивый единому сих братий моих меньших, мне
сотвори" (Мф.25:40). Помышляя, что услуги, оказанные
ближнему, сам Господь всяческих усвояет Себе, он будет
делать все с великим усердием, покажет в милосердии всю
свою щедрость, взирая не на убожество являющегося к нему
человека, а на величие Того, Кто сделанное для убогих
обещает усвоить Себе самому. Не оставим же без внимания,
прошу вас, этой пользы душ наших, этого врачества для
язв наших. Это врачество окажет нам наиболее пользы: оно
так закроет раны души нашей, что не останется никакого
следа, никакого знака их. По отношению к телесным ранам
это невозможно, потому что хотя бы тысячи лекарств,
составленных врачами, приложит кто-либо к своей ране,
непременно остается на теле рубец; и это так должно
быть, поелику тут врачуется тело. Но здесь, когда
врачуется душа, то всякий, если окажет собственное
доброе расположение, испытывает большую перемену к
лучшему, все струпы исчезают, как прах от сильного
ветра. Священное Писание преисполнено такими примерами.
Так блаженный Павел из гонителя сделался апостолом и
тот, кто сперва разрушал Церковь, потом стал ее
невестоводителем.
4. Видишь, какая решительная перемена?
Видишь, какое необычайное преобразование? Так и
разбойник, совершивший бесчисленные убийства, в одно
мгновение немногими словами очистил все свои грехи, так
что услышал от Господа: "днесь со мною будеши в раи"
(Лк.23:43). Так и мытарь, бивший перси свои и
исповедывавший свои согрешения, "сниде оправдан паче
фарисея" (Лк.18:13–14). Каждый из этих людей показал в
себе доброе расположение души, исповедал прежние свои
грехопадения, и таким образом получил прощение.
Рассмотрим же значение этой заповеди и то, какую великую
силу имеет щедрая милостыня, чтобы, узнав пользу,
проистекающую от нее, мы тем охотнее раздавали ее. Она
даже так плодотворна, что не только очищает грехи, но
отгоняет и самую смерть. Я скажу, как это. Кто, говоришь
ты, раздавая милостыню, стал выше смерти? Мы видим, как
все остаются под властию смерти. Не беспокойся,
возлюбленный, а узнай из самых опытов, как сила
милостыни побеждала и могущество смерти. Была одна
женщина – Тавифа, имя, которое по переводу значит:
Серна; она каждый день занималась только тем, что
раздавала милостыню, и чрез то собирала себе богатство;
она одевала, как говорит Писание, вдовиц, оказывала им и
всякое другое пособие (Деян.9:36). Случилось, что,
заболев, она умерла. Посмотри же теперь, возлюбленный,
как облагодетельствованные ею и ею одетые, в свою
очередь вознаградили свою благотворительницу: они
предстали апостолу, показывали ему, как говорит Писание,
самые одежды, и все, что делала для них Серна при жизни
своей, призывали снова к себе свою кормилицу, проливая
слезы, и тем преклоняли апостола к состраданию. Что же,
блаженный Петр? "Преклони колена, – сказано, – помолися:
и обратися к телу, рече: Тавифо, востани; она же отверзе
очи своя, и видевши Петра, седе. Подав же ей руку,
воздвиже ю, и призвав святые и вдовицы, постави ю живу"
(Деян.9:40–41). Видишь ли могущество апостола, или –
лучше – действующего в нем Господа? Видишь ли, какое
было и в настоящем веке воздаяние за благодеяния
вдовицам? Да и что сделала она для вдовиц в такой
степени, в какой они ей воздали? Она доставляла им
одежду и пропитание, а они возвратили ей жизнь и
отогнали от нее смерть, или – точнее – не они, а
человеколюбивый наш Господь за попечение о них. Видите
силу (духовного) врачества, возлюбленные? Приготовим же
его себе все; оно не дорого, хотя имеет столь великую
силу; оно даже очень дешево и не требует больших
издержек, потому что важность милостыни ценится не по
множеству (раздаваемых) денег, а по усердию подающих. И
подавший чашу холодной воды (Мф.10:42), и положившая две
лепты одобрены, дабы мы знали, что Господь всяческих во
всяком случае требует только чистого намерения. Часто
бывает, что и небогатый показывает великую щедрость в
милостыне, когда бывает полное усердие; и наоборот,
много стяжавший оказывается хуже имеющих немногое, по
скудости своего расположения. Итак, убеждаю вас, с
душевною щедростью отдадим нуждающимся то, что есть, что
даровал нам Господь, то самое, что Он нам дал, отдадим
Ему обратно, чтобы таким образом снова получить свое с
большим приращением. Он так щедродателен, что, принимая
от нас Свои же дары, не считает, что получает Свою
собственность, но обещает возвратить нам их еще с
большею щедростию, если только мы захотим проявить свою
готовность и будем так раздавать свое добро бедным, как
бы передавали его Самому Богу [553], зная, что десница
Божия возвратит нам не только полученное от нас, но
дарует еще в большей мере, – так как она всегда и во
всем являет свою щедрость. И что я говорю: воздаст снова
еще в большей мере! Рука та воздает не только это, но
вместе с этим дарует и царство небесное, прославляет,
увенчивает, дает бесчисленные блага, если мы пожертвуем
хотя нечто немногое из того, что дано нам ею. Да и
тяжкого ли или обременительного чего-нибудь требует от
нас Господь? Он хочет, чтобы мы избыток сверх
необходимого сделали для себя пригодным, чтобы мы сами
хорошо распределили то, что понапрасну и без нужды лежит
в наших кладовых, дабы это послужило поводом для Него к
дарованию нам светлого венца. Он поспешает Сам и
понуждает нас, и все делает и направляет к тому, чтобы
удостоить нас обещанных Им самим благ.
5. Итак, не лишим себя, умоляю, столь
великих благ. Если трудящиеся над возделыванием земли
истощают свои запасы, бросая семена в землю и прежде
собранное рассевая, и делают это с удовольствием, утешая
себя надеждою получить большее и при том зная, как часто
обманывают ожидания их и перемена погоды, и бесплодие
почвы, и разные другие обстоятельства, или множество
саранчи, или нападение зловредной росы, и однако,
питаясь добрыми надеждами, вверяют земле то, что было
собрано в житницы, то тем более нам следует рассеивать
на пропитание нищих то, что просто лежит у нас; здесь
никогда нельзя обмануться в (добром) конце и нельзя
опасаться неудачи, бывающей при (возделывании) земли.
"Расточи, – сказано, – даде убогим"; а послушай, что
далее: "правда его пребывает в век века" (Пс.111:9). Вот
удивительное расточение? Роздал в короткое время и
правда его пребывает в нескончаемые веки. Может ли быть
что-нибудь блаженнее этого? Итак, умоляю, будем
приобретать себе праведность милостынею, чтобы и о нас
достойно могло быть сказано: они расточили, дали убогим
– и правда их пребывает во век века. поелику сказано:
"расточи, даде", то, чтобы ты не подумал, будто
расточенное погибает, тотчас и прибавлено: "правда его
пребывает в век века", – то есть, после расточения
временных сокровищ, остается правда нерасточимая,
простирающаяся на всю вечность и никогда не
оканчивающаяся. А вместе с милосердием, приложим
усердное попечение и о других добродетелях, – укротим
страсти плотские, изгоним из души своей всякое пожелание
непотребное, всякое злое помышление, гнев, ярость,
зависть и украсим всем благообразие души, чтобы,
приобретши светлую и блистающую душевную красоту,
привлечь к себе Владыку небесного, и Он благоволил
сотворить в нас обитель Себе: а Он, где только узрит
душу благообразную, немедленно туда приходит. Он сам
сказал: "на кого токмо на кроткого и молчаливого, и
смиренного [554], и трепещущего словес моих?" (Ис.66:2).
Видишь, что Он сам указывает нам все духовные украшения,
могущие сделать светлым душевное благообразие! "На
кроткого, – говорит, – и молчаливого, и смиренного", а
затем присовокупляет и то, отчего все другие добродетели
происходят: "и трепещущего словес моих". Что это значит:
"трепещущего словес моих"? Значит – такого человека,
который в самых делах своих показывает повиновение
заповедям Божиим, как и в другом месте сказано: "блажен
муж, иже боится всех за благоговение" (Притч.28:14). И
мы, когда видим, что слуга наш исполняет наши приказания
с великим тщанием, со страхом и трепетом, оказываем ему
более благоволения и благорасположения; а гораздо более
окажет нам милости благий Господь наш. Поэтому Он и
сказал: "воззрю на кроткого, молчаливого и трепещущего
словес моих". Итак, будем трепетать слов Его и со всяким
страхом исполнять их. А слова Его – это заповеди, данные
нам от Него. Зная, что Ему угодно, что приятно, то и
будем делать и постараемся быть такими, оказывать
послушание безмолвное, кротость, смирение, с великим
благоговением и страхом исполняя все Его заповеди, чтобы
Он, Владыка всяческих, приняв доброе расположение наших
намерений и будучи доволен нашим послушанием благоволил
призреть на нас. Если Он благоволит сделать это, то
приведет нас в состояние совершенной безопасности.
"Воззрю", говорит Он, то есть, удостою своего попечения,
простру руку, во всем помогу, в изобилии излию щедроты
Свои. Будем же, умоляю, делать все это, чтобы воззрел
Владыка и на нас, – чтобы могли мы и настоящую жизнь
провесть беспечально, и будущих благ достигнуть,
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Св. Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
547. Злат.: Καὶ εἶπε Λάβαν τῷ ᾿Ιακὼβ: ὄτι γὰρ
ἀδελφός μου εἶ συ, οὐ δουλεύσεις μοι δωρεαν: ἀπάγγειλόν
μοι τίς ὁ μισθός σου. Здесь καὶ εἶπε "и рече" согласно с
Коттон., Бодлеан. ("Swete") и нек. др. сп. ("Holmes")
вместо εἶπε δἑ "рече же" в Лукиан., Алекс. и др. сп.;
γὰρ "бо", читаемое в Лукиан. и др. сп., отсутствует в
сп. Дорофея; в этом же сп. в конце стиха читается ἔσται
"будет", в Лукиан. и др. сп. вместо этого ἔστιν "есть"
(Слав. Б.); у Злат. здесь нет ни того, ни другого, как и
в евр. т.; далее однако и у Злат. ἔστιν читается в этих
словах (см. 2 отд. этой бес.).
548. ἕως οὖ πάντα εὐδοκήσω εἰς ἔργον ἀγαγεῖν
τὰ ἐπαγγελθέντα, говорит святитель, передавая своими
словами конец 15-го ст., читаемый в греч. сп. без
изменений:ἕως τοῦ ποιῆσαί με πάντα ὅσα ἐλάλησά σοι
"дондеже сотворити ми вся, еликаглаголах тебе" (Слав.
Б.).
549. δραμοῦσα "побежавши".
550. Злат. ἐκ τώ῀ν σαρκῶν (букв.) "от плотей"
согласно с сп. Дорофея и нек. др. вместо: ἐκ τῆς σαρκὸς
"от плоти" в Лукиан., Алекс. и др. сп.
551. κατὰ ῥοῦν πρόεισιν "идет по течению".
552. Ὦ ψυχῆς μαινομένης μανίαν σωφροσύνης
μητέρα!
553. τῇ τοῦ Θεοῦ χειρί ταῦτα παρακατὶθέμενοι
(букв.) "передавая это в руку Божию".
554. ᾿Επὶ τὸν πρᾶον καὶ ἡσύχιον καὶ
ταπεινὸν; в древн. Ватикан. и Алекс. сп.: ἐπὶ τὸν
ταπεινὸν καὶ ἡσύχιον "на смиренного и молчаливого".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|