Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 51
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Опять я хочу предложить вам поучение,
из того, что следует после сказанного нами в прошедший
раз. А для большей ясности, надобно припомнить любви
вашей, где мы в прошедший раз окончили слово, и откуда
должны сегодня начать его. Сами вы, развлекаясь многими
заботами, может быть, и забыли это. Но мой долг –
привести вам на память, чтобы чрез такое напоминание
яснее стало для вас слово, которое сегодня будет
сказано. Вы знаете, что в прошедший раз, повествуя о
благочестии Ревекки, и потом дошедши до Исава и Иакова,
мы остановились на том, как Исав отдал права
первородства Иакову, желая воспользоваться варением его,
и, по страсти к известному яству, сам себя лишил
первенства. А так сделалось не просто, но для того,
чтобы на самом деле оправдалось божественное
предсказание: "Иакова возлюбих, Исава же возненавидех"
(Мал.1:2). Так как Бог предвидел уже будущие события, то
и предсказал и добродетель Иакова, и низость духа в
Исаве. Что же значит право первородства? Прежде время не
позволяло мне сказать об этом вашей любви; но сегодня
необходимо объяснить вам это. Первородство почиталось в
древности за величайшую честь; а причиною такого
уважения к нему было следующее обстоятельство. Когда Бог
захотел освободить народ израильский из Египта и
избавить его от мучительства фараонова, по обетованию,
данному праотцу (Аврааму), а царь египетский
сопротивлялся этому, и хотел удержать народ, тогда
Господь после различных казней, наведши (на Египет)
последнюю казнь, заставил египтян, так сказать, своими
руками вывести народ израильский. Именно, Бог определил
истребить вдруг всех первенцев египетских, так что в
каждом доме видны были слезы и рыдания. Египтяне думали,
что этим казнь не ограничится; а ожидали, что смерть,
продолжая идти, постигнет и всех. Таким образом когда
всех первородных египетских вдруг постигла смерть, а
израильтяне, пользуясь покровом свыше, остались
невредимы, то Бог, и в этом событии показывая Свое к ним
благоволение, повелел, чтобы за истребление первенцев
египетских, впредь были посвящаемы Ему первенцы
еврейские. Поэтому-то и колено Левиино отделено было для
священнослужения, и не только перворожденные от людей
были посвящаемы Богу, но и первенцы бессловесных, и
вообще – всего. Было также повелением – приносить цену
как за людей, так и за чистых животных. Правда, этот
закон о первородных установлен впоследствии; но уже и
прежде и в самом начале было признаваемо преимущество
Тех, которые первые разверзали ложесна матери. Итак, эту
самую честь, которую Исав получил от природы, он, по
своей невоздержанности, передал брату. Таким образом
один потерял то, что дано было ему самою природою; а
другой приобрел себе то, чего и не имел от природы. И
так как это свыше было предопределено ему, то и Ревекка,
давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит
запинание, как и Исав, после благословений, данных
Иакову отцом, рыдая, говорил: "праведно наречеся имя ему
Иаков; запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя,
и ныне взя благословение мое" (Быт.27:36). Заметь, какая
у древних была проницательность, или – лучше – сколь
велика премудрость Божия, которая так устроила, что и
жены не просто, не как случится, давали имена рожденным
от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование
того, что имело быть с ним. И редко найдешь, чтобы дети
назывались одними именами с родителями их, или, может
быть, и нигде не найдешь этого. Но когда отец намерен
был наречь имя дитяти, то давал ему какое-нибудь
необычайное, новое прозвание, так чтобы чрез него
предзнаменовать какое-либо будущее событие. Так же
поступала и мать. Так Ламех, нарекая своего сына, назвал
его Ноем и присовокупил: "сей упокоит нас"(Быт.5:29).
Таким образом, тщательно исследуя каждое имя, непременно
найдешь в нем какое-либо предзнаменование, – не так, как
делают ныне, нарекая детям имена без цели и как
случится, или только по именам их родителей. У древних
же всегда целию было то, чтобы в прозвании детей
заключить постоянное напоминание о чем-либо. Но
посмотрим далее, что, после перемены в первородстве,
повествует нам блаженный Моисей об отце Иакова и Исава,
как и он, подобно Аврааму, при наступлении голода,
удостаивается великого попечения свыше, сколько за свою
собственную добродетель, столько же и по обетованию,
которое было дано праотцу. "Бысть же, – говорит Писание,
– глад на земли, кроме, глада бывшего прежде во время
Авраамле" (Быт.26:1). Чтобы ты не подумал, что Писание
говорит о прежнем голоде, оно и поясняет: "кроме глада,
бывшего во время" праотца – то есть, теперь, при Исааке,
другой такой же голод постиг землю, какой был и при его
отце. Скудость в необходимых (потребностях) подвергла
всех величайшей опасности, принудила переселяться из
своих стран в те места, где можно было найти обилие в
жизненных потребностях. Таким образом и этот праведник,
видя голод, "отыде, – говорит Писание, – "к Авимелеху...
в Герары". Сюда и Авраам приходил в другой раз, по
возвращении из Египта. Вероятно и Исаак для того пришел
сюда, чтобы отсюда отправиться в Египет. А что это так,
послушай, как говорит Писание: "явися ему Бог [479], и
рече: не ходи в Египет" (Быт.26:2). Не хочу Я, говорит
Бог, чтобы ты отправлялся в такой дальний путь; но
оставайся здесь. Я не попущу тебе испытать нужду, а
исполню обетование, данное Мною твоему отцу; обещанное
ему сбудется на тебе; ты получишь исполнение обетований,
бывших к нему. "Не ходи в Египет, вселися же в землю, в
нейже ти реку, и обитай в земли той" (Быт.26:2–3).
2. Но чтобы праведник не подумал, что
Бог дает ему такое повеление, не позволяет идти в
Египет, потому, что хочет подвергнуть его испытанию
голода, Бог говорит ему: не смущайся, не озабочивайся, а
оставайся здесь: "Аз бо с тобою буду". Имея близ себя
Подателя всех благ, не заботься ни о чем; Я, Владыка
всего, буду с тобою, и не только буду, но и "благословлю
тя", то есть, сделаю тебя славным, и дам тебе Мое
благословение. Можно ли быть блаженнее этого праведника,
получившего от Бога такое обетование: "буду с тобою и
благословлю тя"? Вот что сделает тебя счастливее всех;
вот что поможет тебе жить в великом изобилии; вот для
тебя – величайшая слава, несказанное торжество,
твердыня, вершина благ, – то именно, что Я "буду с тобою
и благословлю тя". А как благословлю тебя? "Тебе, и
семени твоему дам землю сию". Ты считаешь себя
странником и пришельцем в этих пределах; знай же, что
вся эта земля дана будет тебе и семени твоему. А чтобы
ты мог увериться в этом, знай, что ту же клятву, которою
Я клялся Аврааму отцу твоему, Я постановлю и с тобою.
Примечай снисхождение Божие. Не сказал Бог просто:
"завет", который Я заключил с отцем твоим, или
"обетование", которое дал ему; но что? – "клятву, еюже
кляхся". Клятвою уверил Я его, говорит Он, и должен
клятву Мою исполнить и совершить.
Видишь человеколюбие Божие? Он говорит
так, не на Свое величие взирая, но снисходя к нашей
немощи. Как люди наиболее заботятся об исполнении того,
что не просто обещали кому-нибудь, а обещали с клятвою,
так и Бог, уверяя праведника, что обещаемое ему
непременно сбудется, говорит: знай, что клятвою Моею
утвержденное должно совершиться. Что же это, скажет
кто-нибудь? Бог клялся? И чем Он мог клясться? Видишь,
что это сказано было по снисхождению: клятвою Он называл
утверждение обетования. "И поставлю, – говорит Он, –
клятву мою, еюже кляхся Аврааму отцу твоему". Потом
объясняет ему и то, что обещал, и что подтверждал
клятвою. "И умножу, – говорит Он, – семя твое, якоже
звезды небесные" (Быт.26:4). Тоже говорил Он и праотцу:
семя твое будет так многочисленно, что сделается равным
числу звезд и песка. "И дам, – продолжает Он, – семени
твоему землю сию, и о семени твоем благословятся вси язы
́цы земнии". А исполню на тебе обетования, данные
Аврааму, потому, что "послуша отец твой Авраам гласа
моего, и соблюде... повеления моя, и оправдания моя, и
законы моя" [480] (Быт.26:5). Замечай премудрость Божию,
как она возбуждает дух праведника, ободряет его и
направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу
своему. Если он, говорит Бог, за то, что "послуша гласа
моего", удостоился столь великого обетования, и за его
добродетель Я намерен исполнить это обетование на тебе,
сыне его, то подумай, каким ты пользоваться будешь от
Меня благоволением, какого удостоишься промышления, если
будешь ревностным подражателем его и пойдешь путем его.
Тот, кто за добродетель другого может получить благо,
гораздо большего удостоится попечения свыше, если и сам
будет добродетелен. Что же значит: "послуша гласа моего,
и соблюде повеления моя, и заповеди моя, и оправдания
моя?" Когда Я сказал ему: "изыди от земли твоея, и от
рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже
ти покажу" (Быт.12:1), то он оставил все, что имел в
руках, и устремился к чему-то неизвестному, и не
поколебался духом, не замедлил, но со всею готовностью,
исполняя повеление Мое, послушал гласа Моего. Затем, Я
обещал ему нечто сверхъестественное, когда уже и возраст
его не подавал ему на то надежды, и ни он сам, ни мать
твоя не имели никакой способности к чадорождению; но
слыша от Меня, что семя его так распространится, что
наполнить всю землю, – и тогда он не смутился мыслию, но
уверовал. И вменилось это ему в правду, потому что,
уверовав в силу Мою, уповая на обетования Мои, он стал
выше человеческой немощи. И после рождения твоего, когда
мать твоя вознегодовала на Измаила, родившегося от
рабыни, и хотела изгнать его из дома с Агарью, чтобы он
не имел ничего общего с тобою, – праотец, хотя по своей
родительской любви имел и к нему некоторое расположение,
но услышав от Меня повеление – делать то, что угодно
Сарре, забыл естественную любовь, изгнал Измаила с
рабыней, и во всем слушал гласа Моего, и хранил заповеди
Мои. Наконец, получив от Меня повеление – принести в
жертву сына, данного ему в старости, столь дорогого ему,
он не испытывал, что значит повеление, не возмутился
духом, не сообщил о том ни матери твоей, ни рабам, не
объяснил и тебе самому, что намерен был делать; но с
духом мужественным и с совершенною готовностию поспешил
исполнить Мое повеление. Поэтому, увенчав такое
намерение его, Я не допустил совершиться самому делу.
Итак, за оказанное им во всем великое послушание и
соблюдение заповедей Моих, тебя, родившегося от него, Я
делаю наследником данных ему обетований.
3. Итак, подражай его послушанию, и
веруй слову Моему, чтобы тебе удостоиться еще больших
наград и за добродетель отца, и за собственное
послушание; и не ходи в Египет, а оставайся здесь.
Видишь ли человеколюбие Божие, как Бог чрез напоминание
о добродетели отца укрепил дух Исаака? "Вселися же, –
говорит Писание, – Исаак в Герарех". Но посмотри, как и
он подвергается почти тем же опасностям, какие испытывал
отец его. Когда поселился он в Герарах, "вопросиша, –
говорит Писание, – мужие места о Ревекце, жене его, и
рече: сестра ми есть" (Быт.26:7). Он боялся, чтобы не
убили его жители, пораженные красотою жены его: "да не
когда убиют мужи места того Ревекки ради, понеже бо
доброзрачна. Бысть же много время тамо; приникнув же
Авимелех [481], виде Исаака, играюща с Ревеккою, женою
своею, и призва его и рече ему: убо жена твоя есть;
почто рекл еси, яко сестра ми есть?"(Быт.26:7–9). Когда
по этим признакам обнаружилась истина, праведник уже не
отрицается, но признается и объявляет причину, по
которой решился назвать Ревекку сестрою. "Рече бо, –
говорит Писание, – да не умру ее ради". Страх смерти
понудил меня так поступить. А может, быть, он знал, что
и отец его спас себя таким вымыслом, – потому и сам
употребил тоже средство. Но царь, имея еще в живой
памяти то, что потерпел при праотце (Аврааме), когда
похитил Сарру, тотчас и теперь понял угрожающее ему
наказание, и сказал Исааку: "что сие сотворил еси [482]?
Вмале не бысть никто от рода моего с женою твоею, и
навел бы еси на ны неведение" (Быт.26:10). Такому
обману, говорит он, мы уже подвергались при отце твоем,
и ныне, если бы вскоре не дознали (обмана), могли бы
потерпеть тоже, "и навел бы еси на ны неведение". Тогда
мы согрешили по неведению; да и ныне ты едва не ввел нас
в грех неведения. "Заповеда же Авимелех людем своим
[483], глаголя: всяк, иже прикоснется мужу сему или
[484] жене его смерти повинен будет" (Быт.26:11).
Примечай промышление Божие, примечай неизреченное
попечение! Тот, Кто сказал Исааку: не ходи в Египет, а
поселись в земле сей, и Я буду с тобою, – Тот все это
устроял, и поставил праведника в такой безопасности.
Посмотри, как царь заботится, чтобы Исаак жил в
безопасности и был свободен от всякого беспокойства.
Царь угрожал, как сказано, смертию всякому, кто коснется
его или жены его. Именно этот страх, – разумею, страх
смерти, – смущал душу праведника; потому человеколюбец
Господь и этот страх удалил от него, так что он мог уже
жить там в совершенной безопасности. И вот что дивно и
чудно: как попечительный и премудрый Бог, все устрояющий
по воле Своей, открывающий путь в местах непроходимых,
как Он утверждает безопасность Своих рабов чрез те самые
обстоятельства, которые по-видимому противны и враждебны
им. Почему, скажи мне, этот царь оказывает такое
попечение о праведнике, объявляет о нем всем, живущим в
городе, представляет его человеком славным и достойным
величайшей заботливости? Так и Навуходоносор (Дан.3:28),
ввергнув в пещь трех отроков и узнав на самом деле
добродетель этих пленных юношей, начал прославлять их и
превозносить повсюду на собственном языке. В том-то и
открывается особенно величие силы Божией, что она
заставляет проповедовать о рабах Божиих самих врагов их.
И тот, кто в ярости повелел разжечь печь, когда увидел,
что добродетель отроков, при помощи свыше, победила и
силу огня, внезапно переменил мысли и воскликнул: "раби
Бога вышнего!" Посмотри, как он прославляет не их
только, но и Господа всяческих. "Раби Бога вышнего, –
говорит он, – изыдите" (Дан.3:93). Что с тобою
сделалось? Не ты ли предал их казни? Не ты ли приказал
разжечь пещь до такой степени? Да, говорит он; но теперь
я вижу дивные и чудные дела. Эта стихия, как бы забыв
свою силу, как бы связанная какими-то узами показала
такую покорность им, что не коснулась даже волос их. А
отсюда должно разуметь, что это событие – выше сил
человеческой природы, что какая-то неизреченная и
божественная сила здесь действует и оказывает столь
великое промышление об этих отроках. Видишь ли
человеколюбие Божие, – как Бог не оставляя рабов Своих,
хотя попустил им быть вверженными в пещь, но желая и их
еще более прославить, и Свое всемогущество показать,
смягчил душу мучителя и явил столь великое
долготерпение? Конечно. не столь чудно было бы, если бы
Он с самого начала не допустил их быть вверженными в
пещь, как теперь дивно и чудно то, что Он даже и среди
огня не попустил их потерпеть ничего неприятного. Так-то
Бог, когда хочет, и находящихся среди тяжких бедствий
еще более возвеличивает, и страждущих делает сильнее
тех, которые причиняют им страдания. Так было и с
апостолами (Деян.4:16). Те, которые, захватив их в свою
власть, осыпали их угрозами, и как бы скрежеща на них
зубами, говорили друг другу: "что сотворим человеком
сим?" – те держали их у себя в руках, но ни на что не
отваживались. Столь сильна добродетель, и столь
бессильна злоба; первая – и среди страданий побеждает, а
последняя – и в том, что делает, показывает только
собственное бессилие. Зная это, возлюбленные, будем
иметь все попечение о добродетели и убегать зла. Таким
образом получим и помощь свыше, и достигнем будущих
благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу, со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
479. ὁ Θεὸς согласно с Коислиан. и Глазгов.
сп. и вопреки Лукиан. и мн. др., где согласно с евр. т.
– Κύριος "Господь".
480. Злат.: τὰ προστάγματά μου καὶ τὰ
δικαιόματά μου καὶ τὰ νόμιμά μου с опущением слов: καὶ
τὰς ἐντολάς μου "и заповеди моя" согласно с нек. греч.
сп. и евр. т.; см. однако далее, через несколько строк,
где читаются у Злат. слова: "и заповеди моя", но опущены
слова: καὶ νόμιμά μου "и законы моя".
481. Слова: ὁ Βασιλεὺς Γεραρων διὰ τῆς θύρας
"царь Герарский окном" у Злат. опущены; из этих слов в
Лукиан. сп. не читается только слово Γεράρων
"Герарский".
482. ἡμῖν "нам", читаемое обыкновенно в
греч. сп., согласно с евр. т., у Злат. опущено.
483. Παντὶ "всем", читаемое обыкновенно в
греч. сп. и евр. т., у Злат. опущено.
484. ἣ вместо καὶ "и" согласно с Коттон.,
Коисл., Дорофея и др.; в Лукиан. – Καὶ.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|