Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 50
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Хотите ли вы, чтобы мы предложили вашей
любви остатки вчерашней нашей беседы? Мы не могли
(вчера) докончить всего сказания об Исааке, а
остановились на том, что Исаак собственною, неослабною
молитвою возбудил утробу Ревекки к чадорождению, и, так
сказать, отверз поврежденное естество. Все это вчера мы
достаточно разъяснили вам, показав число лет, которое
тот блаженный муж провел в молении и прошении о том
Бога. Затем, перешедши к слову о неплодных и объяснив
вам причину, по которой супруги тех праведников были
неплодны, этим мы окончили вчера наше слово. А сегодня
надобно изучить и благочестивую душу Ревекки, чтобы не
только от добродетели праведного Исаака получить нам
пользу, но чтобы и повествованием о Ревекке могли мы
возбудить слушающих к соревнованию ей. После того, как
услышал Бог молитву праведника, и Ревекка зачала во
чреве, – "играста, – говорит Писание, –младенца в ней",
и оттого она терпела тяжкие боли. Она говорила: "аще
тако ми хощет быти, почто ми сие?" Не один (младенец)
имел родиться, а двух вместе носила она во чреве, и
оттого стеснение во чреве причиняло ей много скорби. Но
заметь при этом случае благочестие этой жены. Она не
прибегла к какой-нибудь человеческой помощи, как делают
многие из нынешних жен, живущих беспечно; не обратилась
и к тем, которые стали бы судить о подобных событиях
своим умом, по каким-нибудь догадкам и наблюдениям; не
вверилась обольщению обманщиков и таких, которые обещают
то, что выше человеческой природы; нет, она "иде
вопрошати Господа". Заметь и благоразумие ее. Она знала,
что сам Владыка природы разверз ее утробу и неплодное
чрево внезапно сделал столь плодоносным; видела также,
по величине чрева, что готовится ей нечто великое, – и
потому "иде вопрошати Господа". Что значит: "иде
вопрошати Господа?" Значит, что она прибегла к истинному
знанию – к священнику, служителю Божию, желая тайно
приобрести чрез него сведение и, рассказав все о себе,
узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог
устами священника все ясно открыл и чрез то сделал ее
еще ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко было тогда
священническое достоинство, Писание нигде не говорит,
что "священник" отвечал ей, но, сказав: "иде вопрошати
Господа", Писание прибавляет: "и рече Господь ей", то
есть – чрез священника: два языка во утробе твоей
носишь. А в другом месте божественное Писание называет
священника ангелом, показывая этим, что священник
провозвещает то, что внушит ему благодать Св. Духа.
Итак, Господь сказал ей чрез священника: "два языка во
утробе твоей суть, и двои люди от утробы твоея
разлучатся, и люди людей превзыдут, и больший поработает
меньшему" (Быт.25:23). Это пророчество ясно открывало ей
будущие события. Младенцы, своими сильными движениями во
чреве, уже предвозвещали все с точностию. И теперь сама
жена узнала не только то, что она родит двух младенцев,
но и то. что они возрастут в народы, и что меньший будет
господствовать над большим. И когда, говорит Писание,
настало время рождения, "изыде первенец чермен [476],
аки кожа космат и нарече имя ему Исав; и посем изыде
брат его, и рука его придержася пяте Исавове, и нарече
имя ему Иаков" (Быт.25:25–26). Бог в самом начале уже
как бы назнаменовал, что, по Его предречению, будет
господствовать меньший над большим. Иаков держал,
сказано, рукою пяту Исава; а это было знаком, что он
преодолевает того, который казался сильным. И заметь,
как божественное Писание наперед уже предзнаменует
имеющие совершиться впоследствии события, когда
показывает вам занятие каждого из братьев с самого
начала: один занимался ловлею зверей, а другой был
земледелец, человек простой, постоянно живущий в доме.
Оттого Ревекка любила Иакова, а Исаак – Исава: "яко
ловитва его, – говорит Писание, – бяше брашно ему"
(Быт.25:28). Посмотри, как сами родители разделяли
детей. Мать, видя в Иакове дитя простосердечное,
постоянно остающееся дома, оказывала к нему большее
расположение. А отец больше любил Исава, и за то, что он
был его первенец, и за его добычу (на охоте). Впрочем,
они так делали, следуя естественной любви. Но
предсказание, что "больший поработает меньшему"
(Быт.25:23), мало-помалу приходило в исполнение. Вот
смотри сейчас. "Свари, – говорит Писание, – Иаков
варение [477], и изыде Исав с поля изнемог. И рече Исав
Иакову: напитай мя варением сочива сего, яко изнемогаю.
Сего ради прозвася имя ему Едом. И рече Иаков: отдаждь
ми [478] первенство" (Быт.25:29–31). На это Исав
отвечал: что мне пользы от первенства, когда угрожает
мне смерть, если не приму пищи? Но Иаков требует и
клятвы, чрез которую уступка ему первенства получила бы
свою твердость. "И кляся, – сказано, – Исав"
(Быт.25:33).
2. Вот с этого времени изменился порядок
(между братьями) и достоинство первородства перешло к
тому, который сиял добродетелию душевною. "И отдаде, –
говорит Писание, – Исав первенство", т. е. продал за
пищу достоинство, данное ему самою природою. Потому
Писание и прибавляет: "и ни во что же вмени себе Исав
первенство" (Быт.25:34): так он стал нечувствителен к
преимуществу, предоставленному ему самою природою. А все
это сделалось так для того, чтобы открылось его
неразумие и исполнилось на самом деле предсказание
Божие.
Мы, слыша это, научимся никогда не
пренебрегать дарами Божиими, и за малое что-либо и
ничтожное не терять великого. Для чего, скажи мне, когда
нам уготовано царство небесное и неизреченные блага, для
чего мы увлекаемся страстию к богатству, и временное,
часто и до вечера у нас не остающееся, предпочитаем
нескончаемому и вечному? И что может быть хуже этого
безумия, когда, чрез привязанность к временным благам,
мы и будущих лишаемся, да и настоящими не можем
беспорочно наслаждаться? Что пользы, скажи мне, в
большом имуществе? Или вы не знаете, что умножение
богатства ничего больше не приносит нам, кроме умножения
забот, беспокойств и бессонницы? Не видите ли, что те в
особенности бывают, так сказать, рабами всего, которые
окружены большими благами, и каждый день они самых теней
боятся? Отсюда-то происходят коварства, клеветы, сильная
зависть и тысячи других зол. И часто видишь, что тот, у
кого лежат тысячи талантов золота, считает счастливым
работника, снискивающего себе пропитание трудами рук.
Какое же удовольствие, какая польза, когда и этими
благами мы не наслаждаемся, а чрез пристрастие к ним
лишаемся высших благ? И что я говорю: высших благ, –
когда, кроме бедствий, постигающих нас здесь, и лишения
благ, уготованных там, мы еще посылаемся в самую геенну?
Не говорю уже о тысячах грехов, порождаемых богатством –
обманах, злобе, хищничестве, любостяжании. А хотя бы кто
и свободен был от всех таких грехов, что, однако ж
трудно, но, если он, имея много богатства, скопляет,
деньги и употребляет его для собственного только
наслаждения, а не оказывает щедрости нуждающимся, –
огонь геенны и его постигнет. Об этом ясно учит нас
притча в Евангелии, когда одних представляет одесную, а
других ошуюю, и говорит, что первым уготовано царствие
небесное, за попечение о нуждающихся: "приидите, –
сказано там, – благословеннии отца моего, наследуйте
уготованное вам царствие от сложения мира" (Мф.25:34).
Почему же и за что? "Взалкахся бо, и даете ми ясти"
(Мф.25:35). А последним уготован вечный огонь. "Идите, –
сказано, – от мене прокляты во огнь вечный, уготованный
диаволу и аггелом его" (Мф.25:41). Велика важность этого
изречения! Господь и Творец все оговорит: "взалкахся бо,
и не дасте ми ясти" (Мф.25:42). Какую душу не подвигнет
это, хотя бы то была душа каменная? Господь твой ходит
алчущим, а ты живешь в роскоши! И не это одно страшно, а
и то еще, что, живя сам в роскоши, ты дерзаешь презирать
Его, притом тогда, как Он просит не многого чего-либо, а
только одного хлеба, чтобы утолить голод. Он ходит,
цепенея от холода; а ты, одетый в шелковые ткани, не
обращаешь на Него внимания, не показываешь никакого
сострадания, но без всякого милосердия проходишь мимо.
Какого извинения может это заслуживать? – Будем же
заботиться не о том, чтобы собрать, каким бы то ни было
образом, богатства больше всех; но будем обращать
внимание на то, чтобы и тем, что имеем, хорошо
распоряжаться. Облегчим убожество нуждающихся, чтобы не
лишиться и тех благ, которые всегда пребывают и ни
подвержены никаким переменам. Для того-то и сокрыл от
нас Господь, день смерти нашей, чтобы расположить нас к
постоянному трезвению и бодрствованию и таким образом
еще более побудить к попечению о добродетели. "Бдите, –
говорит Он, – яко не весте ни дне, ни часа"(Мф.25:13).
Но мы делаем противное, и постоянно спим сном более
крепким, нежели сон естественный. Спящий естественным
сном становятся неспособным делать ни зла, ни добра; а
мы спим другим сном, спим для дел добродетели, и
бодрствуем для дел злых; злые дела совершаем нелепостно,
а в добрых показываем великое нерадение и сонливость. И
так мы делаем, видя каждый день, что одни отсюда
отходят, а другие и в настоящей жизни подвергаются
многим переменам. Однако ж и это непостоянство жизни не
довольно вразумляет нас, не довольно возбуждает в нас
стремление к добродетели, располагает к презрению
настоящих благ и к желанию будущих, к тому, чтобы теням
и сновидениям мы предпочитали истину. Ведь настоящие
блага ничем не разнятся от теней и сновидений. Итак, не
будем обманывать себя, и гоняться за тенями; но, хоть
когда-нибудь, позаботимся и о нашем спасении, а
богатство станем издерживать на нуждающихся, чтобы за
это удостоиться воздаяния от человеколюбивого Бога,
которое и да получим все мы, благодатию и человеколюбием
Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым
Духом, слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
476. Злат.: πυῤῥάκης с опущением ὅλος "весь",
что читается обыкновенно в Лукиан. и др. сп., согласно с
евр. т.
477. Злат.: ἕψημα без дополнения: φακοῦ
чечевицы, каковое читается в Лук. сп. (по "de Lagarde").
478. σήμερον "днесь", читаемое в Алекс.,
Лукиан. и др. сп., согласно с евр. т., у Злат. опущено.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|