Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 47
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Много полезного для нас заключается в
сегодняшнем чтении из Писания и неизреченное сокровище
сокрыто в этих кратких словах. Таковы божественные
изречения: не во множестве слов, но в кратких выражениях
содержат великое богатство. Итак, исследуем указанные
слова Писания и тщательно изучим смысл нынешнего чтения.
Здесь мы увидим новые примеры и великой добродетели
праотца и дивного человеколюбия Божия. "И бысть, –
говорит Писание, – по глаголех сих, Бог искушаше
Авраама". Что означают эти слова: "и бысть по глаголех
сих, Бог искушаше Авраама?" Посмотри, как божественное
Писание уже в этих самых словах хочет открыть нам
добродетель праведника. Намереваясь поведать нам об
искушении, наведенном от Бога на Авраама, Писание
предварительно хочет указать нам самое время, в которое
праотцу дано было повеление принести (в жертву) Исаака,
чтобы ты (полнее) знал великое послушание праотца, и то,
как он ничего не позволял себе почитать выше угождения
Богу. Что же значит: "бысть по глаголех сих"? После
рождения Исаака, Сарра, видя близкое обращение Измаила с
Исааком, как мы вчера об этом беседовали с вами,
вознегодовала на это и сказала Аврааму: "изжени рабу и
сына ее не наследит бо сын рабы с сыном моим", а праотцу
показалось это жестоко. Тогда Бог, желая утешить
праведника, сказал ему: послушай Сарру, жену твою, и
сделай так, как она говорит тебе, "и да не будет жестоко
пред тобою о отроце и о рабыни: яко во Исааце наречется
тебе семя", но и Измаила "в язык велик сотворю: яко семя
твое есть" (Быт.21:10, 31). Все данное ему от Бога
обетование и благовестие состояло в том, что потомки
Исаака размножатся в великий народ. Питаемый этими
надеждами, праведник приближался к концу своего поприща,
как бы уже получив возмездие за столь великие и
непрерывные скорби и искушения, уже достигнув наконец
спокойствия; он видел пред глазами своими преемника,
который должен был наследовать ему. Таким образом,
говорю, жил в мире праведник, вкушая плоды величайших
для себя утешений. Но Ведущий сокровенные помышления,
желая показать нам всю добродетель праведника и ту
великую любовь, какую он имел к Богу, – после столь
великих обетований и особенно после нового, недавно
бывшего [441], которое было еще в свежей памяти, – когда
Исаак пришел уже в возраст и находился в самом цвете
лет, и любовь к нему отца, видимо, более и более
усиливалась, тогда-то именно, после тех слов обетования,
после того, как было сказано: "в Исааке, наречется тебе
семя", и он будет твоим наследником, – "по глаголех сих,
Бог искушаше Авраама". Что значит: "искушаше"? Не то,
будто Бог это делал по неведению; а Он подверг праотца
искушению для того, чтобы и тогдашние современники, и
потомки его до настоящего времени научились, подобно
праотцу, иметь такую же любовь (к Богу), и оказывать
такое же послушание повелениям Господним. "И рече ему
(Бог): Аврааме, Аврааме: и рече: се аз" (Быт.22:1). Что
значит здесь повторение имени? Это знак великого
благоволения Божия к праотцу, и такой зов давал ему
разуметь, что Бог хотел повелеть ему нечто особенно
важное. Таким образом, усиленным призванием побуждая его
усилить свое внимание и тщательно выслушать глагол
Божий, Бог говорит ему: "Аврааме, Аврааме: и рече: се
аз. И рече: пойми сына твоего возлюбленного, егоже
возлюбил еси, Исаака, и иди на землю высоку, и вознеси
его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку"
(Быт.22:1–2). Повеление слишком тяжкое! Дело превышающее
силы природы человеческой! "Пойми сына твоего
возлюбленного, егожевозлюбил еси, Исаака". Посмотри, как
самые эти слова только больше воспламеняли и усиливали
огонь любви, какую питал праведник к Исааку. "Пойми сына
твоего возлюбленного, егоже возлюбил еси, Исаака".
Каждое слово само по себе достаточно было к тому, чтобы
потрясти душу праведника. Не сказал (Бог) просто:
Исаака, но присовокупил: "сына твоего", – которого ты
получил сверх всякого чаяния и родить мог в самой
глубокой старости; "возлюбленного", – вожделенного
твоего, которого ты так крепко любишь; "Исаака", –
которого чаешь иметь своим наследником, от которого Я
обещал размножить потомство твое и размножить столько,
что число его сравняется со множеством звезд и с песком
на берегу моря. Итак, этого-то самого сына возьми, "и
иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение,
на едину от гор, ихже ти реку". Для меня удивительно и
то, как только мог праведник выслушать такие слова.
Этого самого сына, говорит Бог, столько для тебя
вожделенного, принеси Мне во всесожжение на одной из
гор. Что же праведник? Он не смутился духом, не
поколебался в мыслях, не пришел в недоумение при столь
странном повелении, не стал размышлять или рассуждать
сам с собою так: что это значит? Тот, который сверх
всякого ожидания, даровал мне помощника, по Своему
человеколюбию оживотворил омертвевшую утробу Сарры,
теперь, когда сын мой уже воспитан, возрос и заходится в
цветущих летах, Он повелевает мне умертвить чадо мое и
принести во всесожжение? Тот, кто недавно сказал мне: "в
нем наречется тебе семя", – теперь требует противного?
Как же исполнятся данные Им обетования? Как возможно,
чтобы от усеченного корня произросли когда-нибудь ветви,
или от срубленного дерева произошел плод, или из
иссушенного источника проистекли реки? По человеческому
суду это быть не может. Впрочем, для воли Божией все
возможно.
2. Ничего однако ж подобного не подумал
этот праведник; но, как благодарный домочадец, он
оставил всякое человеческое рассуждение и только об
одном заботился, чтобы исполнить повеление; он стал как
бы чужд человеческой природе, и всякое сострадание и
любовь отеческую поставив ниже повелений Божиих,
поспешил приступить к исполнению их. "Востав же, –
говорит Писание, – Авраам утро, оседла осля свое: поят
же с собою два отрочища и Исаака сына своего, и растнив
дрова во всесожжение, востав иде, и прииде на место, еже
рече ему Бог, в третий день" (Быт.22:3). Заметь, как
человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает
добродетель праведника. Представь себе, что должен был
вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с
собою о данном ему повелении, – о том, как он должен
собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а
между тем никому не мог сообщить об этом деле, – и
подивись боголюбивой и мудрой душе его. Понимая всю
важность этого повеления Божия, он решительно никому не
открывает его, ни рабам, ни самому Исааку, но один сам
собою совершает этот подвиг, и остается несокрушим, как
адамант, показав все мужество своего духа, не много
размышляя, а с полною готовностию повинуясь мановению
Божию. По прибытии к указанному месту, "воззрев, –
говорит Писание, – Авраам очима своима, виде место
издалече: и рече отроком своим: сядите зде со ослятем"
(Быт.22:4–5). Заметь и здесь великое благоразумие
праведника: он хотел скрыть (свое намерение) даже от
слуг своих, во всем показывая пламенное усердие и
решительную готовность исполнить волю Божию. Он знал,
что это дело было новое и необычайное и что прежде его
никто другой не делал ничего подобного, – и потому
скрывает его от рабов и, оставляя их с ослом, говорит:
"сядите зде; аз же и детищ пойдем до онде, и
поклонившеся возвратимся [442] к вам" (Быт.22:5). Он
говорил это, не зная, что будет так; но пророчествовал,
вероятно, сам того не зная. А слугам говорил так конечно
для того, чтобы скрыть от них настоящее дело и заставить
остаться на том месте. Затем праотец отошел с сыном.
"Взя же Авраам дрова всесожжения, и возложи на Исаака
сына своего; взя же в руки огнь, и нож, и идоста оба
вкупе" (Быт.22:6). Какое мужество духа! Какая твердость
воли! "И возложи, – говорит Писание, – на Исаака дрова
всесожжения"; а сам взял нож и огонь, и пошли оба (с
сыном) вместе. Какими глазами смотрел он на своего сына,
несшего дрова, на которых он спустя немного должен был
принести его во всесожжение? Как руки его могли держать
огонь и нож? И между тем как в руках он нес огонь
чувственный, внутренний огонь воспламенял его сердце и
сокрушал всякие (возникавшие в нем) помыслы, возбуждая в
нем решимость – победить (настоящее искушение) любовию к
Богу и заставляя размыслить, что Тот, Кто дал ему
возможность сделаться отцем, даже сверх сил человеческой
природы, может и теперь совершить дело, превышающее
разум человеческий. Посмотри однако ж, как, еще прежде
огня чувственного, мало-помалу воспламенялся в нем огонь
внутренний и пожигал душу праведника. "Рече же, –
говорит Писание, – Исаак ко Аврааму отцу своему: отче"
(Быт.22:7). Одного этого слова достаточно было для того,
чтобы потрясти всю внутренность праведника. "Он же рече:
что есть, чадо?" Ты называешь отцем того, кто немного
спустя будет уже бесчаден; и я называю своим сыном того,
кто скоро должен взойти на жертвенник, кого я сам буду
закалать собственными руками. Сын говорит: вот ты несешь
огонь, а я дрова; где же жертва, назначенная для
принесения (Богу); "где есть овча еже во всесожжение?"
Представь себе здесь всю муку праведника, – как он мог
переносить, что слышал, как мог отвечать сыну, как не
поколебался духом, как мог скрыть от сына и не
обнаружить предстоящего дела? Но с твердою мыслию и с
мужеством духа он отвечает сыну: "Бог узрит себе овча во
всесожжение, чадо" (Быт.22:8). Посмотри и здесь, как он
опять предвещает будущее, сам того не зная. Таким
ответом он думал скрыть от Исаака истину; но сына этими
словами он на время успокоил, а сам между тем
претерпевал еще большую и сильнейшую скорбь, размышляя
об этих самых словах, смотря и на телесную красоту сына,
и на благообразие душевное, его послушание,
привлекательность и самый возраст его цветущий. "Шедше
же оба вкупе, приидоста на место, еже рече ему Бог"
(Быт.22:9). Пришли, говорит Писание, на высокую гору,
которую Бог показал ему, "и созда тамо Авраам
жертвенник". Опять я изумляюсь мужеству праведника, как
мог он создать жертвенник, как достало у него для этого
сил, как не сокрушился духом от внутренних страданий? Но
вот он и жертвенник воздвиг, и дрова на него положил, "и
связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник
[443]. И простре Авраам руку свою, взяти нож, заклати
сына своего" (Быт.22:10).
3. Не оставим, возлюбленные, этого
рассказа без внимания, но подумаем, как не покинула тела
душа праотца, как достало у него сил собственными руками
связать и возложить на дрова возлюбленного, дорогого его
сердцу, единородного сына. "И простре, – говорит
Писание, – "Авраам руку свою, взяти нож, заклати сына
своего". О, душа боголюбивая! О, дух мужественный! О,
любовь крепкая! О, разум, побеждающий человеческую
природу! Взять нож "заклати сына своего". Но кому здесь
более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу
праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился
поступком отца своего, но повиновался и покорился его
намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике,
ожидая удара от руки отца. Когда все было уже
приготовлено и не оставалось ничего более, то благий
Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление
не для действительного заклания сына, а для обнаружения
всей добродетели праведника, являет наконец и
собственное человеколюбие, увенчивая праведника за самое
произволение, т. е. самую решимость праотца принимая за
действительно принесенную жертву. "И воззва и, – говорит
Писание, – Ангел Господень с небесе, и рече: Аврааме,
Аврааме"(Быт.22:11). Как скоро Бог увидел, что праведник
готов исполнить Его волю и уже приступает к закланию
сына, то и взывает к нему с неба: "Аврааме, Аврааме!"Вот
и здесь употреблено повторение (имени), чтобы удержать
рвение праведника и этим возгласом остановить руку
праотца, уже поднятую на заклание сына. "Он же рече: се
аз. И рече: да не возложиши руки твоея на отрочища, ниже
да сотвориши ему что: ныне бо познах, яко боишися ты
Бога, и не пощадел еси сына твоего возлюбленного мене
ради" (Быт.22:12). "Да не возложиши, – говорит, – руки
твоея на отрочища". Я дал Свое повеление не для того,
чтобы на самом деле оно было исполнено, и Я желаю не
того, чтобы ты заклал своего сына, но чтобы для всех
сделалось очевидным твое послушание. Итак, "да не
сотвориши ему что"; Я довольствуюсь самым произволением
твоим, и за него увенчиваю и прославляю тебя. "Ныне бо
познах, яко боишися ты Бога". Посмотри, какое
снисхождение в этих словах. Что же? Разве прежде того
Господь не знал добродетели праведника, а только теперь
узнал ее? Нет; не то Он говорит, будто сам только теперь
узнал, – а что? Ныне, говорит, ты всем показал,
насколько искренний имеешь ты страх пред Богом. Я,
конечно, знал раба Моего; но дело, ныне тобою
совершенное, сделается предметом назидания и для
современников, и для будущих поколений. Ныне ты всем
показал, как ты боишься Бога и усердно исполняешь Его
повеления. "И не пощадил еси сына твоего возлюбленного
мене ради": столь дорогого для тебя и столь искренно
тобою любимого сына ты не пощадил ради Меня, ради
требования Моего, ради повеления, данного Мною, но Мое
повеление предпочел любви к своему сыну. Зато и возьми
опять к себе сына твоего. Ведь я обещал тебе умножить
потомство от семени твоего. Иди теперь, увенчанный за
послушание. Я и одно произволение считаю достойным
увенчания и (добрые) намерения награждаю, и пусть на
самом деле сбудется то, что ты сказал слугам твоим и
Исааку. Ты обещал им: "поклонившеся, возвратимся". Так и
будет. А на вопрос: "где есть овча еже во всесожжение",
ты отвечал: "Бог узрит овча во всесожжение". Посмотри же
кругом себя, и увидишь предсказанное тобою овча; его и
принеси во всесожжение вместо сына. "И воззрев Авраам
очима своима виде, и се овен един держимый рогами в саде
Савек: и иде Авраам, и взя овна, и вознесе его во
всесожжение вместо Исаака сына своего" (Быт.22:13). Я
видел, говорит Бог, благочестие в сердце твоем: вот и
приготовил тебе то, о чем ты предварительно сказал сыну.
"И взя (Авраам овна) и вознесе его во всесожжение вместо
Исаака сына своего". Видишь ли человеколюбие Божие? И
жертва совершена, и праотец показал благочестие души
своей, получил венец за одно свое (доброе) намерение и,
взяв обратно сына, возвратился с бесчисленными венцами.
А все это было прообразованием креста Христова. Потому и
Христос говорил иудеям: "Авраам отец ваш рад бы был,
дабы видел день мой: и виде, и возрадовася" (Ин.8:56).
Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В
прообразе, в тени. Как здесь овча принесено вместо
Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь
мир. Истина должна была предызобразиться в тени.
Посмотри же, возлюбленный, как действительно все было
преобразовано в тени. Там сын единородный, и здесь
Единородный. Там возлюбленный и истинный (сын), и здесь
возлюбленный и единосущный Сын, как и говорит Бог Отец:
"сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих"
(Мф.7:17). Исаак приносим был отцем во всесожжение, и
Христа предал Отец, как восклицает Павел, говоря: "иже
убо Сына своего не пощади, но за нас всех предал есть
его: како убо не и с ним вся нам дарствует" (Рим.8:32)?
Здесь (явилась) тень; а впоследствии открывается истина
вещей гораздо превосходнейшая: в жертву за весь мир
принесен словесный Агнец. Он очистил всю вселенную. Он
освободил людей от заблуждения и привел к истине. Он
сделал землю – небом, не природу стихий изменив, а
водворив между земными людьми жизнь небесную. Он
уничтожил всякое служение демонам. Чрез Него люди уже не
покланяются более камням и деревьям, и одаренные словом
не почитают бесчувственных (истуканов). Уничтожено
всякое заблуждение и свет истины просветил вселенную.
4. Видишь превосходство истины? Видишь,
что тень и что истина? "И нарече, – говорит Писание, –
Авраам имя месту тому: Господь виде: да рекут днесь, на
горе Господь явися" (Быт.22:14). Заметь благочестивые
чувства праведника – как он всякий раз дает названия
местам по случившимся на них событиям. Желая увековечить
в самом названии этого места, как бы на каком медном
столбе, бывшее на горе посещение Божие, Авраам нарек имя
месту тому, как говорит Писание: "Господь виде".
Достаточно было (кажется) для праведника той награды,
что он и возвратил себе Исаака живым, и удостоился
великой похвалы в словах (Господа): "ныне познах, яка
боишися ты Бога". Но щедролюбивый Бог, которого дары и
благодеяния всегда превышают наши соображения, осыпает и
теперь Своими щедротами праведника, и воздавая ему
награды за наградами, говорит опять: "и воззва Ангел
Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: мною самем
кляхся, глаголет Господь, его же ради сотворил еси
глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленного
мене ради: воистинну благословя благословлю тя, и
умножая умножу семя твое, яко звезды небесные и яко
песок в скрай моря: и наследит семя твое грады
супостатов: и благословятся о семени твоем вси язы ́цы
земнии, занеже послушал еси гласа моего" (Быт.22:15–18).
Так как ты исполнил, говорит, повеление Мое и вполне
показал свое послушание, то слушай: "мною самем кляхся,
глаголет Господь". Примечай снисхождение Божие: "мною
самем, – говорит, – кляхся", чтобы ты был уверен, что
все, сказанное Мною, совершенно исполнится. Как люди,
сопровождая свои обещания клятвой, придают им большую
твердость и тем успокаивают получающих обещания, так и
Господь, применяя человеческое обыкновение, говорит:
"мною самем кляхся, егоже ради сотворил еси глагол сей и
не пощадел еси сына твоего возлюбленного мене ради".
Заметь человеколюбие Господа. "Не пощадел еси, –
говорит, – "сына твоего возлюбленного мене ради"; а
между тем Сам возвращает его (сына) живым. Не смотри
здесь, возлюбленный, на конец события, но вникни в
расположение душевное, с каким праотец беспрекословно
исполнял повеление. А что касается произволения, то
праотец уже обагрял свою руку кровию, уже касался ножом
груди сына своего и действительно приносил жертву.
Потому и Господь, как бы жертва на самом деле была
внесена, воздает за то похвалу праведнику и говорит: не
"пощадел еси сына твоего возлюбленного мене ради". Но
если ты не пощадил его ради Моего повеления, то Я
пощадил его ради твоего послушания. В награду за такое
послушание Я, "благословя благословлю тя и умножая
умножу тя". Заметь обилие благословения, – это значит: Я
еще более умножу семя твое. Сын, закланный в намерении
твоем, распространит потомство твое до такого множества,
что оно сравняется с числом звезд и с песком, и "вси язы
́цы благословятся о семени твоем, занеже послушал еси
гласа моего". Все это, говорит, будет даровано тебе за
твое великое послушание. Не можем ли и мы получить также
бесчисленные блага, если будем оказывать послушание
Господу, повиноваться Его повелениям, и подобно праотцу
не испытывать Его повелений, а, как благомыслящие рабы,
только исполнять их, всякое же суждение о повеленном
предоставлять самому Господу? Если так мы приучим сами
себя, то и мы будем в состоянии оказывать такое же, как
праотец, послушание, и получить такие же венцы. Как же
мы окажем свое послушание? Если будем на самом деле
исполнять Его заповеди. "Не слышателие бо закона, –
говорит Писание, – праведни пред Богом; но творцы
закона, сии оправдятся"(Рим.2:13). Да и какая нам
польза, если мы будем каждый день слышать (о заповедях
Божиих), а об исполнении их радеть не станем? Поэтому
увещеваю всех, поспешим на добрые дела, – ведь иначе и
спастись невозможно, – очистим грехи наши, и таким
образом удостоимся милосердия от самого Владыки,
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым и Животворящим Духом,
слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
441. Обетование, что в Исааке наречется
Аврааму семя; обетование это дано в последний раз при
изгнании Агари и Измаила из дому Авраама.
442. ᾿Ανακάμψομεν согласно с сп. Дорофея; в
Алекс., Лукиан. и др. сп. –ἀναστρέψωμεν, хотя значение
того и другого глагола одинаково.
443. Слова: ἐπ᾿ἄνω τῶ᾿ν ξύλων "верху дров"
(Слав. Б.), читаемые обыкновенно в греч. сп., опущено у
Злат.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|