Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 46
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Будем и сегодня, возлюбленные,
продолжать вчерашнюю беседу, и снова предложим вам
духовную трапезу, чтобы еще раз увидеть, как вы и вчера
слышали, неизреченное промышление и снисхождение благого
Бога и, с другой стороны, великое послушание праотца и
его душевное расположение. Вы видели, как рождение
Исаака обрадовало Сарру. "Рече же, – говорит Писание, –
смех ми сотвори Господь: иже бо Аще услышит, обрадуется
со мною" (Быт.21:6). Всякий, говорит, кто услышит об
этом, примет участие в моей радости. Велик дар,
ниспосланный мне от Бога; он превышает человеческую
немощь. Кто, говорит она, не изумится, видя, как я питаю
молоком от сосцев своих, уже находясь в крайней
старости, и до настоящего времени будучи бесплодною? И
как бы сама удивляясь и изумляясь этому событию, Сарра
присовокупляет: "кто возвестит Аврааму, яко млеком
питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
Так как это событие было выше природы, потому Сарра и
говорит: "кто возвестит?" То есть: кто подумает? Кто бы
мог представить себе это? Какой ум в состоянии
постигнуть, это? Какое рассуждение достаточно будет для
того, чтобы вполне объяснить случившееся? Не столько
удивительно, что из камня в пустыне потекли источники
вод, когда Моисей ударил по нем жезлом, сколько то, что
из утробы, уже омертвевшей, родилось чадо и явились
потоки молока. Чтобы всем была очевидна действительность
рождения, и чтобы всех, как современников, так и
потомков, слышащих об этом, уверить в чуде, Сарра сама
питает младенца, и принимает на себя труд вскормить его
собственным молоком, и говорит: "кто возвестит Аврааму,
яко млеком питает отроча Сарра?" Не новое ли это,
удивительное и сверх всякого ожидания дарованное мне
утешение, что я родила сына в старости моей? Что значит:
"родих сына в старости моей"? Значит: кроме неплодства,
самые лета возраста были таковы, что надобно было
отказаться от всякой надежды рождения. Но Господь,
устранив все эти препятствия, даровал мне и рождение
сына и источники молока. Рассмотрим теперь последующие
события. Когда окончилось время питания молоком,
"видевши Сарра, – говорит Писание, – сына Агари
Египтяныни, иже бысть Аврааму, играюща со Исааком сыном
своим; и рече Аврааму: изжени рабу сию и сына ее: не
наследит бо сын рабы сея с сыном моим Исааком. Жесток же
явися глагол сей зело пред Авраамом о сыне его"
(Быт.21:9–11). Посмотри здесь, возлюбленный, как Сарра
опять не терпит вольностей Измаила, и не может
равнодушно переносить, чтобы сын рабыни обращался так с
Исааком. И как прежде, желая смирить высокомерие Агари,
в сильном негодовании она заставила ее обратиться в
бегство, так и теперь, желая в самом начале обуздать
притязания Измаила, и не будучи в состоянии равнодушно
терпеть, чтобы сын, рожденный по благодати и дарованный
самим Богом, обращался вместе с сыном рабыни-египтянки,
она говорит Аврааму: "изжени рабу сию и сына ее: не
наследит бо сын рабы сея с сыном моим". Сарра видела,
что и сама она находится в глубокой старости, и праотец
уже достиг преклонных лет (так как оба уже прожили много
лет), и опасалась, чтобы, в случае внезапной их смерти,
Измаил, по праву рождения от семени праотца, не стал
домогаться участия в наследии отца и равнять себя с
Исааком, поэтому и стала говорит: "изжени рабу сию и
сына ее". Пусть, говорит, знает Агарь, что сын рабыни не
будет иметь ничего общего с сыном моим Исааком; да и не
прилично, чтобы сын рабыни обращался так близко с сыном
госпожи. Впрочем, Сарра поступила в этом случае не
несправедливо, а очень справедливо, и так справедливо,
что и Сам Бог одобрил ее слова. А праотец, будучи
любвеобилен и привязан к Измаилу, с неудовольствием
принял слова Сарры. "Жесток же, – говорит Писание, –
явися глагол сей зело пред Авраамом о сыне его". Он не
об Агари заботился, но имел сострадание к отроку, уже
бывшему на возрасте. Заметь же здесь чрезвычайное
снисхождение человеколюбца Бога. Он видел, что
негодование Сарры на равночестие детей есть чувство
обыкновенное, свойственное человеческой природе, но что
и Авраам не может равнодушно перенести изгнания Измаила
и рабыни (хотя он и не противоречил Сарре по великой
своей кротости, однако это казалось ему "жестоко", т. е.
тяжело. неприятно и невыносимо). Поэтому Господь, со
свойственным Ему человеколюбием, желая укрепить союз их
единодушия, говорит Аврааму: "да не будет жестоко пред
тобою о отроце и о рабыни: вся, елика Аще речет тебе
Сарра, слушай гласа ее" (Быт.21:12). Не принимай,
говорит, с скорбию слов ее; но во всем, что ни скажет
тебе Сарра, слушай ее.
2. Все то, говорит Бог, что ныне
высказывает тебе Сарра касательно Измаила и Агари, прими
и послушайся слов ее. Не желай оскорбить ту, которая во
все время (сожительства с тобою) показывала столь
великую любовь к тебе, которая не один раз, но дважды,
чтобы избавить тебя от смерти, жертвовала собою для
твоего спасения и стала для тебя виновницею такой славы:
и во-первых, сделала то, что ты с таким богатством вышел
из Египта; а потом была причиною, что ты удостоился
такой чести от Авимелеха. Итак, не позволяй себе
предпринимать что-либо вопреки словам ее. Да не иначе и
будет впоследствии. "Яко во Исааце, рожденном от нее,
наречется тебе семя" (Быт.21:12), и он будет твоим
наследником. "Сына же рабыни сея в язык велий сотворю
его, яко семя твое есть" (Быт.21:13). Поэтому сделай
так, как она говорит тебе, и послушайся слов ее.
Посмотри же теперь, какой вдруг мир, какое единодушие
водворились в сожительстве их, как скоро благость Божия
скрепила союз их. "Воста же, – говорит Писание, – Авраам
заутра, и взя хлебы и мех воды, и даде Агари: и возложи
на плещи ее отроча, и отпусти ю" (Быт.21:14). Заметь
опять великое благомыслие праведника, и то, как он во
всем обнаруживает благочестивое настроение. Когда он
услышал слова Сарры: "изжени рабу и сына ее", это
показалось ему неприятно, потому что он питал любовь к
Измаилу. Но когда и Господь тоже повелел, он тотчас
исполнил поведенное и забыл естественную любовь свою; он
рассуждал, что как скоро Бог повелевает, то всякая
страсть должна упраздниться, потому что повелевающий
есть Господь природы. Итак рабыня, говорит Писание, взяв
хлебы и мех воды, "отошла" с отроком. Но смотри опять,
как, по благоволению Божию к праведнику, и она
удостаивается попечения свыше. Изгнанная (Авраамом)
Агарь блуждала по пустыне, и, оставшись без воды, нигде
не находила для себя никакого утешения. "И поверже, –
говорит Писание, – отроча под елию единою" (Быт.21:15).
Сердце ее сокрушалось от скорби и любви к сыну, и вот
она "седяще, – сказано, – прямо ему издалече, якоже
дострелити из лука: рече бо; да не вижду смерти детища
моего: и седе прямо ему издалече: воскричав же отроча,
восплакася" (Быт.21:16). Но милосердый и человеколюбивый
Бог, которого попечение о нас превосходит всякую любовь
отца и матери, "услыша... глас отрочате от места, идеже
бяше" (Быт.21:17), сжалился над отроком и умилосердился
над страданием Агари. Он допустил ей только
почувствовать свое одиночество, и тотчас даровал ей Свою
помощь. "И воззва, – говорит Писание, – Ангел Божий
Агарь с небесе и рече ей: что есть Агарь; не бойся;
услыша бо Бог глас отрочища от места, иде же есть"
(Быт.21:17). "Востани и поими отроча, и ими рукою твоею
его: в язык бо велий сотворю его" (Быт.21:18). О, как
человеколюбив Господь! Он не презрел ее, хотя она и
рабыня была; но по Своему обетованию праотцу, от семени
которого был Измаил, Он удостаивает и Агарь Своего,
столь великого попечения, и говорит: "что есть Агарь; не
бойся: услыша бо Бог глас отрочища. Востани и поими
отроча, и ими рукою твоею его: в язык бо велий сотворю
его". Не скорби, говорит, о том, что ты изгнана из дому,
потому что о сыне твоем Я буду иметь такое промышление,
что и он получит многочисленное потомство. "И отверзе
Бог, – сказано, – очи ее" (Быт.21:19), не потому, будто
она дотоле не имела зрения, а потому, что и открытые
глаза не приносили ей пользы без откровения свыше.
Поэтому, когда Бог хотел показать ей Свое попечение о
ней, "отверзе, – сказано, – очи ее", т. е. сообщил Свое
откровение ей неведующей, воскресил ее Дух, указал ей
путь, так что она увидела и место, где протекали потоки
воды. "И узре, – говорит Писание, – кладязь воды живы, и
иде и налия мех воды, и напои отроча" (Быт.21:19). В
непроходимых местах Господь указал ей путь; и когда она
заходилась в таком беспомощном состоянии, не имея
никакой надежды на спасение, Он явил ей Свое милосердие,
вместе и ее самое утешив и об отроке показав Свое
промышление. Так, хотя бы мы находились в пустыне, хотя
бы в самых крайних бедствиях, хотя бы не имели никакой
надежды на спасение, но как скоро Богу угодно будет
(помочь нам), мы не будем иметь нужды ни в чьей помощи,
а одна помощь Божия доставит нам все. Если мы приобретем
Его благоволение, то никто не преодолеет нас, и мы будем
выше всего. "И бяше, – говорит Писание, – Бог со
отрочатем, и возрасте и вселися в пустыни" (Быт.21:20).
Так, когда мы снискали благоволение Божие, то, хотя бы
находились в пустыне, мы будем жить безопаснее живущих в
городах, потому что помощь Божия есть величайшая защита
и стена неопреодолимая. А чтобы понять, как находящийся
в пустыне может быть безопаснее и могущественнее того,
кто живет в городах и пользуется большою помощию от
людей, вспомним, как Давид, скитаясь из места в место, и
проводя жизнь, как странник, был ограждаем вышнею
десницею. А напротив Саул, который находился среди
городов, водил с собою столько войска, и имел
копьеносцев и телохранителей, Саул каждый день трепетал
и страшился нападения неприятелей. Тот – одинокий, не
имея при себе никого другого, не нуждался в человеческом
содействии; а этот, будучи облечен в диадему и нося
багряницу, имел нужду в его помощи: царь нуждался в
пастухе, облеченный в диадему – в незнатном человеке
(1Цар.17).
3. Впрочем, если хотите, начнем слово
наше несколько выше, чтобы, вполне представив все это
событие, убедиться, что нет ничего сильнее (человека)
огражденного высшею помощию, и нет ничего слабее
лишенного этой помощи, хотя бы он был окружен
бесчисленным множеством войска. Давид был еще очень
молод и, по причине несовершеннолетия, жил в доме отца;
но как уже наступало время открыться его добродетели,
то, получив приказание отца посетить своих братьев, его,
послушался и отправился к ним. Пришедши таким образом
для свидания с ними, он узнал, что предстоит битва с
иноплеменником Голиафом, что весь народ еврейский вместе
с Саулом поражен страхом, и сам царь находится в
опасности потерять все. Тогда Давид сначала хотел только
видеть это новое и странное зрелище, как один человек
решился противустать целым тысячам. Но братья, не терпя
мужества его духа, стали завидовать ему и говорили: или
ты за тем только пришел, чтобы смотреть на сражение
(1Цар.17:28)? Итак, не для свидания с нами пришел ты?
Посмотри на его благоразумие и великую кротость. Он не
говорит им ничего дерзкого и грубого, а утишая их
пламень и укрощая зависть, отвечает: "несть ли речь"
(1Цар.17:29)? Разве вы не видите, что я не взял и оружия
и не становлюсь в ряды войска? Я просто хотел только
посмотреть и узнать, откуда у этого человека такая
безмерная гордость: "яко кто есть инопленник
необрезанный сей, иже поносит полку Бога
Живого"(1Цар.17:26)? Потом, слыша крайне горделивые речи
его и видя, как все бывшие с Саулом поражены невыразимым
страхом, говорит: "что сотворите мужу, иже убиет
иноплеменника оного" (1Цар.17:26)? И обнаружив такими
словами великое мужество души своей, приводит всех в
изумление. Саул, узнав об этом, призывает к себе юношу,
не знавшего ничего, кроме должности пастушеской и, видя
(малый) возраст его, показывает к нему пренебрежение. Но
услышав от него, как он справлялся с медведями, когда
они нападали на стада его (не тщеславие побудило этого
славного мужа рассказать об этом, но необходимость,
чтобы и в Саула вдохнуть мужество, и обратить его
внимание не на слабость наружную, а на веру, сокровенную
внутри, и на помощь свыше, с которою он – юноша был
сильнее мужей, безоружный – вооруженных, пастух –
воинов), – узнав, говорю, отсюда мужество духа его, царь
хотел облечь его в собственное (царское) оружие; но он,
возложив на себя это оружие, не мог даже и снести его. А
так случилось для того, чтобы тем яснее открылась сила
Божия, которая чрез него действовала, и чтобы
последствия не были приписаны силе оружия. И так как,
облеченный в оружие, он чувствовал тягость, то и сложил
его, а взял только пастушескую суму и несколько камней,
и с этим вышел против той воплощенной башни [440].
Иноплеменник, с своей стороны, смотря на слабость его
возраста, уничижает праведника, и сперва словами
нападает на него, как на бессильного отрока. Именно,
когда он увидел, что Давид выступает против него с
пастушескою сумою и несет с собою одни камни, то начал
говорит ему почти так: ты думаешь, видно, что ты опять
приставлен к овцам и гоняешь каких-нибудь собак? И ты,
как будто на гоньбу за какою-нибудь собакою, решаешься
на битву со мною с таким оружием? А вот опыт сейчас
докажет тебе, что тебе надобно биться не с обыкновенным
человеком. Произнося столь надменный слова, он поспешно
наступал, потрясал своими военными доспехами и поднимал
оружие. Итак, один выступал на борьбу, уверенный в силе
оружия, а другой ограждал себя верою и вышнею помощию. И
Давид, с своей стороны, прежде всего словами смиряет
высокомерие иноплеменника и говорит ему: ты идешь против
меня с мечем и копьем, и думаешь победить собственною
силою; а я (иду) во имя Господа Бога. Сказав это и взяв
из пастушеской сумы один камень, как бы действительно
хотел прогнать какую-нибудь собаку, нападающую на стадо,
бросил камень пращею; поразив Голиафа в лице, он сразу
поверг его (на землю), и немедленно, схватив меч его,
отсек ему голову, принес ее к царю, и таким образом
положил конец войне. Итак, чрез него и царь нашел себе
спасение и все войско его вздохнуло свободно. Стоило
посмотреть на это дивное и необычайное дело, как
вооруженный был поражен безоружным, опытный в воинском
деле пал от (руки) человека, не знавшего ничего кроме
жизни пастушеской. Почему же так сделалось? Потому, что
Давид был подкрепляем вышнею помощию, а Голиаф был лишен
ее, и потому впал в руки Давида. Но посмотри затем,
какие безрассудные действия производит страсть зависти.
Когда царь увидел, что праведник наслаждается великою
славою, и что ликующие девы восклицают: "победи Саул с
тысящами своими, а Давид со тмами своими" (1Цар.18:7),
то не потерпел благодушно таких слов (хотя в самом-то
деле ему приписывали более, нежели Давиду), – но был
побежден завистию и стал воздавать злом человеку,
оказавшему ему добро, и того, кого следовало почитать
спасителем и благодетелем, покушался даже умертвить. О,
крайнее безумие! О, верх безрассудства! Того, кто
сохранил ему жизнь и все войско его освободил от ярости
иноплеменника, он стал после того подозревать, как
врага, и, нисколько не помня благодеяния, так недавно
ему оказанного, подпав страсти, помрачив рассудок свой
завистию, как каким-нибудь опьянением, стал смотреть на
благодетеля, как на неприятеля.
4. Таково зло от этой страсти: она
прежде всего вредит самому тому, в ком зарождается. Как
червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает
самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает самую
душу, породившую ее в себе. А тому, кому завидует,
делает не то, чего желал бы ему, а совсем противное. В
делах зависти, ты смотри не на начало, а на конец, и
прими во внимание то, как самая злоба завидующих
доставляет только большую славу тем, которые
подвергаются их зависти, потому что страдающие от
зависти преклоняют Бога к себе на помощь и пользуются
содействием свыше, а завидующий, будучи лишен благодати
Божией, легко впадает в руки всем. Порабощаемый прежде
всяких внешних врагов собственною страстию, он как бы
сокрушает сам себя, и как бы пожираемый невидимыми
зубами и таким образом истощаясь сам в себе, так
сказать, погружается в бездну. Зная это, будем, убеждаю
вас, убегать этой пагубной страсти, и всеми силами
исторгать, ее из души своей. Это гибельнейшая из всех
страстей и вредит самому спасению нашему; это
изобретение самого диавола. Потому и Премудрый говорит:
"завистию же диаволею смерть вниде в мир" (Прем.2:24).
Что значит: "завистию диаволею смерть вниде в мир"? Это
значит: когда тот злой зверь увидел первозданного
человека бессмертным, то по злобе своей увлек его к
преступлению заповеди и таким образом сделал то, что
человек подвергся наказанию смерти. Итак, зависть
произвела обольщение, обольщение – преступление,
преступление – смерть. Потому сказано: "завистию диволею
смерть вниде в мир". Видишь ли, какое зло от этой
страсти? Возвеличенного бессмертием она подвергла
смерти. Но тогда как враг нашего спасения, побуждаемый
собственною завистию, был причиною того, что первый
человек, созданный бессмертным, подвергся осуждению
смерти, – благопопечительный и человеколюбивый Господь
собственною смертию опять даровал нам бессмертие, так
что мы приобрели еще больше, нежели сколько потеряли.
Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо; тот был
причиною осуждения нашего на смерть, а этот даровал нам
бессмертие; тот лишил нас райского блаженства, а этот
уготовал нам царствие небесное. Видишь ли премудрость
твоего Господа, как он те самые оружия, которые завистию
диавола направлены были против вашего спасения, обратил,
на его же главу? Притом, Господь, не только удостоил нас
больших благ (чем в Раю), но и самого диавола предал во
власть нашу, сказав: "се даю вам власть, наступати на
змия и на скорпию" (Лк.10:19). Итак, размышляя обо всем
этом, исторгнем зависть из нашей души и будем стараться
о приобретении благоволения Божия. Оно – наше оружие
непобедимое; оно – наше самое великое могущество; при
его помощи и Измаил, хотя был еще юн и находился в
пустыне и в крайне затруднительных обстоятельствах,
возвеличился и имел в потомстве многочисленный народ, –
потому что "бяше Бог со отрочатем", говорит Писание
(Быт.21:20). Здесь и окончим настоящее наше слово. Итак
будем, умоляю вас, презирать настоящее, а стремиться
духом к будущему, благоволение Божие почитать выше всего
и жизнию добродетельною приобретать себе твердость
упования, чтобы и настоящую жизнь провести беспечально,
и будущих благ достигнуть, благодатию и человеколюбием
Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым
Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Примечание
440. Святитель выражает этим исполинский рост
Голиафа.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|