Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 43
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Как цветущий луг представляет взорам
на себе различные и разнообразные цветы, так
божественное Писание показывает нам добродетели
праведных, – не для того, однако ж, чтобы мы только
мимоходом наслаждались благоуханием их, как
(наслаждаемся) благоуханием цветов, но для того, чтобы
мы постоянно собирали отсюда плоды в свою пользу. Там,
лишь только возьмем цветы в руки, они вскоре увядают и
теряют свою приятность. А здесь не так: воспринимая
слухом добродетели праведных и слагая их в глубине
нашего сердца, – мы во всякое время можем, если захотим,
наслаждаться их благоуханием. Итак, если таково
благоухание (добродетелей) святых, изображаемых в
божественном Писании, то испытаем сегодня благоухание
добродетелей Лота, чтобы в точности узнать, как общение
с праотцем (Авраамом) возвело этого праведника на
крайнюю высоту добродетели, и как (идя) по следам
праотца, он сам показывает свое страннолюбие на деле. Но
чтобы слово наше было яснее, лучше выслушать самые слова
Писания: "приидоста же, – говорит оно, – два ангела в
Содом в вечер?" Почему Писание так начинает: "приидоста
же два ангела в Содом в вечер"? – После того, как
(ангелы) были приняты праотцем и пошли от него,
благопопечительный и человеколюбивый Господь, по
свойственной Ему благости явившийся тогда в образе
человека, остался беседовать с праотцем, как вы вчера
слышали, желая всех нас научить о Своем крайнем
долготерпении и о пламенной любви праотца. Между тем
ангелы устремились к Содому. Итак, божественное Писание,
соблюдая порядок повествования, теперь говорит:
"приидоста же два ангела в Содом в вечер" с тем, чтобы
исполнить повеление (Божие). Заметь же точность и
осмотрительность божественного Писания, как оно означает
нам и самое время, в которое (ангелы) пришли; оно
говорит, (что это было) "вечером". Для чего же
обозначено время? И для чего именно они пришли вечером?
Для того, чтобы показать нам, как велико было
страннолюбие Лота. Как праотец в полуденное время сидя,
(у дверей палатки), наблюдал проходящих, так сказать
ловил их, подбегал на встречу к путникам и с великою
радостию принимал их, – так и праведный Лот, зная
крайнее развращение жителей содомских, не опускал и
вечернего времени, а ждал даже до этого времени, не
встретится ли ему какое-нибудь сокровище, и нельзя ли
ему будет пожать плоды страннолюбия. Поистине, надобно
удивляться величию добродетели этого праведника, – как
он, находясь среди таких беззаконников, не только не
сделался оттого беспечнее, но показал в себе еще тем
большую добродетель, и когда все, так сказать, неслись
по стремнинам, он один среди такого множества шел ровным
путем. Как же теперь иные говорят, что живущему среди
города невозможно соблюсти добродетели, но что для этого
нужно удалиться от мира и пребывать в горах, и что
невозможно быть добродетельным человеку, занятому
управлением своего дома, имеющему жену и озабоченному
детьми и рабами? Пусть посмотрят на этого праведника с
его женою, детьми и рабами, как он, живя в городе, между
такими развращенными и беззаконными людьми, как светоч
сияет среди моря, и не только не угасает, но еще тем
больший издает свет. Не с тем, однако, говорю я это,
чтобы препятствовать удалению из городов и возбранять
пребывание в горах и пустынях; но чтобы показать, что
желающему соблюдать воздержание и бодрствовать ничто не
может препятствовать. Как беспечному и нерадивому самая
пустыня не может принести никакой пользы, потому что не
от места зависит совершенство добродетели, но от
расположения души и нравов, так трезвенному и
бодрствующему (над собою) не может нисколько повредить и
пребывание среди города. Я даже желал бы, чтобы
добродетельные люди, подобно этому блаженному (мужу),
наиболее жили среди городов; здесь они служили бы для
других закваскою, и возбуждали бы их к подражанию себе.
Но так как это представляется трудным, то пусть будет
хоть так, как я прежде сказал [393]. "Преходит бо образ
мира сего" (1Кор.7:31), и кратка настоящая жизнь. Если
ныне, находясь еще на поприще, мы не совершим подвигов
добродетели и не будем избегать сетей зла, то
впоследствии, хотя и станем обвинять самих себя, но уже
тщетно: тогда раскаяние будет уже бесполезно. Пока мы
находимся в настоящей жизни, возможно еще, раскаявшись,
получить оттого пользу, и очистив прежние согрешения,
удостоиться милосердия от Господа. Если же, опустив
настоящее время (жизни), будем внезапно (от нее)
восхищены, то, хотя и будем тогда каяться, но уже не
получим от того никакой пользы. А чтобы тебе убедиться в
этом, послушай, что говорит пророк: "во аде же кто
исповестся Тебе" (Пс.6:6)? И еще: "брат не избавит,
избавит ли человек" (Пс.48:8)? Некому, говорит, будет
там избавить человека, погибшего от собственной
беспечности, хотя бы тут был брат, или отец, или мать. И
что я говорю: брат, отец и мать? И самые праведники,
получившие великое дерзновение (пред Богом), тогда не
будут в состоянии помочь нам, если мы теперь будем
предаваться беспечности. Если, сказано, станет Ной, и
Иов, и Даниил, сынов своих и дочерей своих не избавят
(Иез.14:18) [394]. Заметь силу этой угрозы, – и то,
каких праведников (Писание) представило в пример. Именно
эти самые праведники в свое время служили для других
посредниками спасения: так Ной, когда страшный потоп
покрыл вселенную, спас жену свою и сыновей; подобным
образом Иов был для других причиной спасения; и Даниил
многих избавил от смерти, когда жестокий властелин
(Навуходоносор), испытуя некоторые сверхъестественные
явления, повелел умертвить халдеев, волхвов и гадателей
(Дан.5:11).
2. Итак, мы не должны думать, что то же
будет и в грядущем веке, то есть, что добродетельные
люди, имеющие дерзновение пред Богом, в состоянии будут
освободить от будущих наказаний близких к ним людей,
которые живут здесь в беспечности. Поэтому-то Писание и
приводит в пример упомянутых праведников, с целию
навести на нас страх и научить нас полагать надежду
спасения, после благодати свыше, в собственных добрых
делах, но не рассчитывать на добродетели предков, или на
что-либо другое, если сами остаемся во зле. Если имеем
предков добродетельных, то надо стараться о том, чтобы
подражать их добродетелям. А если бы случилось противное
и мы происходили бы от порочных предков, то не опасаться
от того для себя самих какого-либо вреда, а только самим
надобно упражняться в подвигах добродетели; тогда и не
будет нам от того никакого вреда. Каждый или
увенчивается, или осуждается, смотря по тому, что сам
сделал, как и блаженный Павел говорит: "да приимет
кийждо, яже с телом содела, или блага или зла"
(2Кор.5:10), и опять: "иже воздаст коемуждо по делом
его" (Рим.2:6). Зная все это и оставив всякую
беспечность, посвятим все свои силы добродетели, пока
еще находимся на поприще, пока еще не кончилось зрелище;
позаботимся о нашем спасении, чтобы, совершив подвиг
добродетели в это краткое время, получить на то награду
в бесконечном веке. Вот и праведный (Лот), хотя жил
среди такого множества людей порочных, и не имел ни
одного подражателя своей добродетели, а напротив еще
видел, что все и насмехаются и издеваются над ним,
однако ж не только не ослабел от того в добродетели, но
еще так просиял, что удостоился принять к себе и
ангелов, и когда все совершенно погибли, он один с
своими дочерьми избежал постигшей город казни. Но
возвратимся к порядку слова. "Приидоста же, – сказано, –
два ангела в Содом в вечер". Это указание времени с
особенною силою показывает нам добродетель праведника: и
с наступлением вечера он не сходил с своего места в
ожидании (путников). Он знал, какая польза. может
произойти для него отсюда, а потому, желал получить
такое богатство, употреблял все старание и не уходил
[395] даже по окончании дня. Таково-то свойство души
пламенной и бодрственной: не только никакими
препятствиями не удерживается она от обнаружения своей
добродетели, но напротив, чем больше препятствий, тем
сильнее она возбуждается и тем больший зажигает в себе
пламень ревности. "Видев же Лот, – сказано, – воста в
сретение им" (Быт.19:1). Да слышат это люди, которые
прогоняют от себя пришельцев, прибегающих к ним с
просьбами и с сильными убеждениями, и обнаруживают явное
бесчеловечие. Посмотри на этого праведника, как он не
дожидался, чтобы к нему подошли, но, подобно праотцу
(Аврааму), не зная, кто эти прохожие, а только
предполагая, что они какие-нибудь путники, лишь увидел
их, вскочил и так обрадовался, как будто искал себе
добычи и нашел, чего искал. "Видев, – сказано, – воста в
сретение им, и поклонися лицем на землю". Он благодарил
Бога за то, что Он удостоил его принять этих путников. И
вот добродетель его души: он признал великим
благодеянием Божиим то, что встретил этих мужей, и
принятием их исполнил желание собственного сердца. Не
говори мне, что это были ангелы; но подумай о том, что
праведник не знал еще этого, а принимал их, как людей
незнакомых, мимоидущих, и такою мыслью руководился тогда
в своих поступках. "И рече: се, господие, уклонитеся в
дом раба вашего, и почийте, и омыйте ноги ваша, и
обутреневавше отыдете в путь свой" (Быт.19:2). Довольно
этих слов, чтобы видеть сохранявшуюся в душе праведника
добродетель. Как не удивиться глубокому его смирению и
тому пламенному усердию, какое он показывал в
гостеприимстве! "Се, господие, – говорит он, –
уклонитеся в дом раба вашего". Их называет господами, а
себя самого – рабом их. Со, вниманием выслушаем,
возлюбленные, эти слова, и научимся сами поступать таким
образом. Славный, именитый, живущий в таком богатстве
домовладыка называет господами путников странных,
незнакомых, незнатных по виду, прохожих, ни в каком
отношении не близких к нему: "уклонитеся в дом раба
вашего, и почийте", говорит. Наступил, говорит он,
вечер, послушайте же меня, и облегчите себя от дневного
труда, отдохнув в доме раба вашего. Разве, говорит, я
обещаю вам что-нибудь особенное? "Омыйте ноги ваша",
утомленные путешествием, "и обутреневавше отыдите в путь
свой". Окажите же мне эту милость, и не отриньте моей
просьбы. "И реша, – сказано, – ни, но на стогне почием".
Но праведник, видя, что и после столь усильной его
просьбы они отказываются, не охладел, не отстал от
своего намерения и не поступил так, как часто мы делаем.
Мы обыкновенно, когда и захотим пригласить кого-нибудь к
себе, лишь заметим, что он хотя слегка отказывается,
тотчас отстаем; и так бывает, у нас оттого, что мы
делаем это не с усердием и искренним желанием, а большею
частию считаем себя совершенно правыми, если можем
сказать, что сделали свое дело.
3. Что ты говоришь: "сделал свое дело"?
Ты потерял добычу, упустил сокровище, – и будто сделал
свое дело? Тогда сделал бы ты свое дело, если бы не
выбросил из рук сокровища, если бы не пробежал мимо
своей добычи, если бы показал страннолюбие не на словах
только, ради приличия. Не так поступил тот праведник
(Лот), а как? Увидев, что странники противятся (его
желанию) и хотят остаться на улице (а это делали ангелы
для того, чтобы тем более открыть добродетель праведника
и всем нам показать, как велико было его страннолюбие),
он уже не довольствуется просьбою и убеждением их на
словах, а употребляет даже силу. Так и Христос сказал:
"нуждницы восхищают Царство небесное" (Мф.11:12).
Конечно, где имеется в виду духовное приобретение, там и
настойчивость уместна, и усилие похвально. "И принуди
[396] я", сказано (Быт.19:3). Мне представляется, что он
увлекал их даже насильно. Затем, когда странники
увидели, что праведник решился так поступить, и не
отстанет, пока не исполнит своего намерения, "уклонишася
к нему, – как сказано, – и внидоша в дом его, и сотвори
им учреждение, и опресноки испече им, и ядоша пред
спанием" (Быт.19:3–4). Видишь ли, что и здесь
страннолюбие открывается не в богатстве угощения, но в
обилии душевного усердия? Принудив их войти в свой дом,
он немедленно стал исполнять дело гостеприимства: сам
занят был служением пред ними, предлагал им пищу,
оказывал всякую честь и услугу пришедшим, принимая их за
обыкновенных путников. "Мужие же града Содомляне обыдоша
[397] дом от юноши даже до старца, весь народ вкупе, и
называху [398] Лота, и глаголаху к нему: где суть мужие,
вшедшии к тебе нощию? Изведи я к нам, да будем с ними"
(Быт.19:4–5). Не оставим, возлюбленные, этих слов без
внимания; заметим не только все неистовство их
(содомлян), не заслуживающее никакого прощения,
поразмыслим и о том, как праведник, живя среди таких
зверей, так просиял и показал столь великое
превосходство добродетели, – как он мог переносить их
беззаконие, как не бежал из такого города, как терпел
какой-либо разговор с ними. – Я объясню, как это было.
Господь всяческих, предвидя чрезмерное нечестие
содомлян, устроил так, что между ними поселился этот
праведник, для того, чтобы он, как наилучший врач, мог
обуздывать силу их злых болезней. И хотя праведник
видел, что они уже заражены неисцельными болезнями, и не
хотят принимать никакого врачевания, но все-таки не
оставил их. Таково свойство врача: хотя он и видит, что
болезнь не поддается его искусству, однако ж не
перестает исполнять свой долг, для того, чтобы показать
силу своего искусства, если сумеет со временем
восставить (от болезни) страждущего; если же нисколько
не успеет, то по крайней мере будет иметь тем больше для
себя оправдания в том, что с своей стороны он ничего не
оставил, что только мог сделать. Так было и здесь.
Праведник, не смотря на то, что жил среди таких людей,
остался праведным и сохранял любовь к добру; а они
лишились всякого прощения потому, что не только не
оставили зла, но более и более умножали его. Смотри
"обыдоша, – сказано, – дом от юноши даже до старца,
народ вкупе". Какое великое согласие во зле, какое
сильное стремление ко греху, несказанная чрезмерность
беззакония, непростительное намерение! "От юноши, –
сказано, – даже до старца": не только юноши, но и старые
летами, и весь народ вкупе, стремились к этим
беззакониям. Не устыдились они дерзнуть на это
бесстыдное и срамное дело, не подумали о всевышнем Оке,
не посовестились и пред праведником, не пощадили и тех,
которых признавали за странников, и которые пользовались
его гостеприимством; но без стыда, с открытою, так
сказать, головою [399], произнося беспутные речи,
приступили к дому, и вызвав праведника, говорили ему:
"где суть мужие вшедшии к вам? Изведи я, да будем с
ними". Из опасения такого-то, думаю, беззаконного их
намерения и нечестия праведник и сидел при дверях своего
дома до вечера, чтобы не допустить никого из прохожих,
не знающих этого, попасть в их сети. С страннолюбием
соединяя в себе и высокое целомудрие, праведник
заботился о том, чтобы всех мимоидущих принимать к себе,
и желал, чтобы никто не укрылся от него; а таким образом
он принял и тех (путников), не как ангелов, а как
обыкновенных людей. Но беззаконники, не показывая (с
своей стороны) ничего подобного, дерзновенно решались
только на такие дела, которые превышают всякие другие
злодеяния. Итак, (ангелы) хотели остаться на улице,
чтобы доставить праведнику случай показать на них свое
страннолюбие, и чтобы открыть ему из самых дел содомских
жителей, сколь достойно заслуживали ожидавшую их казнь
эти люди, преданные столь необычайному беззаконию.
4. Но посмотрим далее на величие
добродетели праведника: "исшед, – сказано, – к ним [400]
в преддверие, двери же затвори, рече же к ним"
(Быт.19:6–7). Смотри, как боится праведник, и (как он)
трепещет за безопасность странников. Не без причины и
двери затворил он за собою, но потому, что знал
неистовство и дерзость содомлян и подозревал злой их
умысел. Потом говорит им: "никакоже, братие" (Быт.19:7).
О, долготерпение праведника! О, глубина смирения!
Обращаться с такими людьми с такою кротостию – вот
истинная добродетель. Без сомнения, желая уврачевать
больного, или образумить беснующегося, никто не делает
этого с гневом и жестокостию. Смотри же, как он называет
братьями хотевших совершить такое преступление, желая
устыдить их, пробудить их совесть и отклонить их от
гнусного намерения: "никакоже, братие [401], – говорит
он, – не дейте зла". Не замышляйте, говорит, ничего
такого, не затевайте этого постыдного дела, не
низвращайте самой природы, не выдумывайте
противуестественного смешения. А если уже хотите
удовлетворить влечению ваших неистовых страстей, то я
доставлю вам к этому средство такое, что ваше
преступление будет несколько легче: "суть ми две дщери,
яже не познаша мужей [402]" (Быт.19:8). Они еще не
испытали, говорит он, брачного сожития, остаются
неприкосновенными, в самом цветущем возрасте, блистают
красотою. Я готов отдать их всем вам; делайте с ними,
что хотите. Взявши их, говорит, исполните ваше
непотребство с ними и удовлетворите ваше нечистое
желание; "точию с мужем сим никаковые [403] сотворите
обиды, того бо ради внидоша под кров дому моего". Я
принудил их, говорит, войти под кров мой; итак, чтобы
беззаконный поступок с ними не был приписан мне, чтобы
мне не сделаться для них виновником оскорбления, они
пусть будут свободны от ваших рук, а вот вместо них я
даю вам двух моих дочерей. Какая добродетель в
праведнике! Она превосходит всякое страннолюбие! Кто
достойно восхвалит такую любовь (к ближним) этого
праведника, который даже дочерей своих решился не
пощадить, чтобы только оказать уважение странникам и
спасти их от беззакония содомлян? И вот, он даже дочерей
своих отдает, чтобы посторонних путников (опять
повторю), ни в каком отношении неизвестных ему, избавить
от насилия беззаконников. А мы, часто видя братий наших,
падающих в самую глубину нечестия и, так сказать, в
челюсти диавола, не хотим принять участия в них, ни даже
словом, ни посоветовать им что-либо, ни сделать
словесного вразумления, и таким образом избавить их от
зла и руководить к добродетели. Какое можем мы иметь
оправдание, когда этот праведник, в своем попечении. о
странниках, даже дочерей своих не пощадил, а мы столь
немилосердны к нашим (братиям), и нередко произносим эти
холодные и полные неразумия слова: "что общего у меня с
ним? Мне нет заботы, нет дела до него". Что ты говоришь,
человек? Будто не имеешь с ним ничего общего?
Он брат твой, имеет одинаковую с тобою
природу; вы живете под властию одного Господа, а нередко
приобщаетесь одной и той же трапезы, разумею – духовной
и страшной, – и ты говоришь: у меня ничего нет с ним
общего, и без милосердия бежишь от него прочь, не хочешь
подать руки падшему? Иудеям закон повелевал не оставлять
без помощи падшего скота, даже принадлежащего врагам их.
А ты, видя брата своего, изъязвленного диаволом и
падшего не на землю, а в глубину греха, не извлекаешь
его оттуда своими наставлениями, не делаешь ему с своей
стороны никаких внушений, не заботишься и других, если
возможно, взять с собою на помощь, чтобы избавить из
челюстей зверя собственный член твой и возвратить ему
принадлежащее достоинство, чтобы и сам ты, когда
случится тебе пасть в сети лукавого демона (чего не дай
Бог!), мог иметь людей, готовых помочь тебе и освободить
от рук диавола. Так, Павел, желая возбудить галатов к
попечению о своих членах, говорит: "блюдый себе, да не и
ты искушен будеши" (Гал.6:1). Как бы так говорит он:
если ты без сострадания и милосердия будешь проходить
мимо брата, то, может быть, когда сам падешь, другой
точно так же пройдет мимо тебя. Если же ты не хочешь
быть оставленным без внимания, когда бы случилось тебе
пасть, то и сам не пренебрегай падшими, но оказывай им
всякую любовь, и почитай за величайшее благо возможность
спасти брата. Ни в чем не может быть столько
добродетели, как в этом деле. Ведь если только ты
подумаешь, что тот, кого ты пренебрегаешь, и оставляешь
без внимания, удостоен от Господа твоего такой чести,
что для него не отрекся Он излить даже кровь Свою, как и
Павел говорит: "и погибнет немощный брат в твоем разуме,
его же ради Христос умре" (1Кор.8:11), то как после
этого не скроешься сам (от стыда) в землю? Если для него
Христос излил даже кровь Свою, что же особенного
сделаешь ты, когда покажешь к нему свою благосклонность,
словесным увещанием восставишь падшего и душу его,
потопляемую, а может быть, уже и потонувшую, возведешь
из глубины зла, поможешь ей увидеть свет добродетели и
не устремляться опять ко мраку греховному?
5. Итак, умоляю, станем подражать этому
праведнику, и даже если бы нужно было для спасения
ближнего потерпеть что-либо неприятное, не откажемся и
от этого. Такое терпение послужит для нас залогом
спасения и даст нам великое дерзновение (пред Богом).
Посмотри же, возлюбленный, на этого праведника, как он
противостал целому народу, который обнаружил такое
единодушие во зле, и какое при великой кротости
оказалось у него необыкновенное мужество. Правда, он не
мог укротить неукротимого их неистовства. И после его
слов к ним, исполненных удивительной кротости, когда на
словах, как бы собственными руками, он уже отдал им
своих дочерей, что они говорят ему? "Отыди отсюду"
(Быт.19:9). О, безмерное опьянение! О, крайнее безумие!
Такова-то эта злая и неукротимая похоть: как скоро она
возьмет верх над рассудком, то не оставляет в нем
никакого чувства благопристойности, а все окутывает
тьмой и мраком ночи. "Отыди, – говорят, – отсюду: пришел
еси обитати, еда ли и суд творити? Ныне убо тя озлобим
паче, нежели оных". Смотри, с какою кротостию говорит им
праведник, и какую они позволяют себе дерзость! Как бы
самим диаволом приведенные в неистовство, и как бы им
водимые, они восстают таким образом на праведника и
говорят: "пришел еси обитати, еда ли и суд творити?"Мы
приняли тебя, говорят, как пришельца; а ты стал и судьею
над нами? О, крайняя бессовестность! Надлежало бы
устыдиться, тронуться внушением праведника; а они,
подобно сумасшедшим, которые покушаются и самого врача
поразить, говорят праведнику: "тя озлобим паче, нежели
оных". Если не хочешь, говорят они, замолчать, то знай,
что твое ходатайство за них ни к чему более не послужит,
кроме того, что они избегнут опасности, а ты ей
подвергнешься. "Насильствоваша же Лота [404] зело".
Посмотри, какое мужество оказывает праведник и как
усиливается противостоять такому многолюдству. "И
приближишася, – сказано, – разбити дверь". Так как,
выходя к ним и предвидя их неистовство, он затворил за
собою дверь, то вот эти непотребные, беззаконные люди,
не терпя увещания от праведника, "насильствоваша" его, и
усиливались даже разломать дверь. Но теперь, когда уже
на деле открылись и добродетель праведника, и его
попечительность о мнимых странниках, и единодушное
стремление всего этого народа ко злу, теперь, наконец,
открывают себя и пришельцы. Увидев, что праведник с
своей стороны все исполнил (что мог сделать), они являют
собственное могущество и подают ему помощь, когда
неистовство содомлян подвергло его насилию. "простерше
же, – сказано, – мужие руки, вовлекоша Лота к себе в
храмину, и двери храмины заключиша: мужи же, сущи пред
дверьми дому [405], поразиша слепотою от мала даже до
велика, и раслабишася, ищуще дверей" (Быт.19:10–11).
Видишь ли, как и праведник немедленно получает награду
за свое гостеприимство, и беззаконники подвергаются
достойному наказанию? "Вовлекоша, – сказано, – Лота в
храмину, и двери заключиша, мужи же поразиша слепотою от
мала даже до велика, и расслабишася, ищуще дверей". Так
как повредилось око ума их, то подвергаются они и
телесной слепоте, да знают, что нет никакой пользы от
телесных очей, как скоро повреждены очи ума. И как все
они показывали единодушие во зле, и ни юноши, ни старцы
не удерживались от злого умысла, то все, как сказано, и
поражены были слепотою, и вместе с тем лишены были и сил
телесных. Они расслабели в главнейшей части (своего
существа) – душе; потому лишены и крепости телесной. И
вот те, которые прежде усиливались разломать дверь и со
многими угрозами обращались к праведнику, те внезапно
стали расслабленными, не видя даже двери, которая была у
них перед глазами. Тогда-то свободно вздохнул праведник,
увидев, кто были пришедшие к нему и как велико их
могущество. "Реша бо ему, – сказано, – мужие: есть ли
тебе зде зять [406], или сынове, или дщери, или Аще кто
тебе ин есть во граде" (Быт.19:12)? Вот как они
награждают праведника за страннолюбие, и как хотят
даровать ему спасение всех близких к нему. Если,
говорят, есть у тебя кто-нибудь в этом городе, если ты
принимаешь в ком-нибудь участие, если знаешь кого-либо
свободного от беззакония этих людей, то "изведи от места
сего" и из земли этой, изведи всех своих родственников,
"яко мы погубляем место сие" (Быт.19:13). Потом они
указывают ему и причину этого, объясняя праведнику все с
точностию: "понеже вызвысися, – говорят, – вопль их пред
Господем, посла нас Господь истребити их [407]". Это
тоже, что говорил Бог праотцу (Аврааму): "вопль
Содомский и Гоморский умножися мне" (Быт.18:20). И здесь
сказано: "возвысися вопль их пред Господем".
6. Слишком велико беззаконие их; и как
болезнь их неисцельна и рана не принимает никакого
врачества, то и "посла нас Господь истребити его". Это
самое выражал блаженный Давид словами: "творяй ангелы
своя духи, и слуги своя пламень огненный" (Пс.103:4). Мы
пришли, говорят они, истребить всю эту страну (за грех
обитателей и самая земля подвергается казни); итак,
выйди ты отсюда. Праведник, услышав это, и узнав
причину, по которой пришли эти, по-видимому,
обыкновенные люди, а по существу ангелы и служители Бога
всяческих, "изшед, глагола зятем своим, поимшим дщери
его" (Быт.19:14). Но прежде он говорил тем
беззаконникам: "вот я имею двух дочерей, которые не
познали мужей"; как же здесь сказано: "к зятем своим,
поимшим дщери его?" Не думай, что эти слова противоречат
тому, что прежде сказано праведником. У древних был
обычай – за много времени (до брака) совершать
обручение, и часто обручившиеся жили вместе с
обрученными в доме их родителей, – что и ныне бывает во
многих местах. И так как здесь уже было совершено
обручение, то вот Писание и называет обручившихся
зятьями и говорит: "поимшим дщери его", потому что в
намерении и во взаимном согласии они уже взяли за себя
его дочерей. "И рече: востаните и изыдите от места сего,
яко погубляет [408] Господь град. Возмнеся же играти
пред зятьми своими". Смотри, как и они были в той же
греховной закваске. Потому-то Бог, желая скорее
освободить праведника от родства с ними, и не допустил
дочерям его вступить в брак с ними; напротив, определил
и их погубить вместе с нечестивцами, чтобы праведник
избежал родства с ними, удалившись (из города) с
дочерьми. Услышав от праведника эту страшную угрозу, они
смеялись над ним, и думали, что слова его – шутка. Но
праведник исполнил, что ему было повелено, и так как они
уже обручились с его дочерями, то он и хотел их избавить
от казни; но они и этим не вразумились, а остались при
своих мыслях, и уже впоследствии на деле убедились, с
каким вредом для себя отвергли совет праведника. "Егда
же, – сказано, – утро бысть, понуждаху ангели Лота
глаголюще: востав, пойми жену твою, и две дщери твоя
[409], яже имаши, и изыди, да не и ты погибнеши со
беззаконми града. И смутишася" (Быт.19:15–16). Не медли,
говорят; уже настает время их погибели; спасай же себя,
и жену свою, и двух своих дочерей; а те, которые не
захотели послушаться твоего совета, спустя немного
погибнут вместе с прочими. Не медли же, чтобы и тебе
самому не погибнут вместе с беззаконниками. И смутились,
услышав это, Лот, и жена, и дочери его. "Смутишася",
сказано, то есть, устрашились, пришли в великий испуг,
обеспокоились от такой угрозы. Тогда ангелы, заботясь о
праведнике, "взяша, – сказано, – за руку его"
(Быт.19:16). Теперь Писание не говорит уже о них, как о
обыкновенных людях, но, так как они хотели навести казнь
(на город), то прямо называет их ангелами, и говорит:
"взяша за руку его, и за руку жены его за руки двух
дщерей его, понеже пощаде и Господь". Прикосновением
руки они ободряли их, укрепляли их дух, чтобы страх не
ослаблял их сил. Поэтому Писание и пояснило: "понеже
пощаде и Господь". Так как, говорит оно. Господь признал
Лота достойным спасения, то и ангелы, желая укрепить дух
их, берут их за руки, и изводя их вон (из города),
"реша: спасай свою душу [410], не озирайся вспять, ниже
постой во всем пределе, в горе спасайся, да не когда
купно ять будеши" (Быт.19:17). Так как, говорят они, мы
освободили тебя от этих беззаконников, то уже и не
озирайся назад и не желай видеть того, что постигнет их,
но поспешай и уходи далее, чтобы избежать наводимой на
них казни. Праведник, опасаясь, что, может быть, не в
состоянии будет достигнуть назначенного ангелами места и
взойти на гору, говорит: "молюся, Господи, понеже обрете
раб твой милость [411] пред Тобою, и возвеличил если
правду твою, юже твориши на мне, еже жити души моей: аз
же не возмогу спастися в горе, да не [412] постигнут мя
злая и умру. Се град мой близ, еже убежати ми тамо есть
мал [413] и тамо спасуся [414] и жива будет душа моя
Тебе ради" (Быт.19:18–20). Вы решили, говорит он,
даровать мне спасение; но мне недостает сил взойти не
вершину горы. Поэтому окажите мне еще большее милосердие
и облегчите для меня труд: чтобы казнь, наводимая (на
этот город), не застигла меня, и я не подвергся
одинаковой с ними судьбе, оставьте для меня этот
соседний город. Хотя этот город и беден и мал, но,
спасшись в нем, я могу впоследствии жить там безопасно.
"И рече ему: се удивихся лицу твоему, и о словеси сем,
еже не погубити града, о немже глаголал еси"
(Быт.19:21). Я принял, говорит (ангел), моление твое и
исполню его; дарую тебе просимое, и для тебя пощажу тот
город. "Потщися убо, и вселися тамо, и спасайся [415]"
(Быт.19:22). Я ничего не сделаю до тех пор, пока ты не
прибудешь туда: "не возмогу бо, – говорит, – сотворити
дела, дóндеже внидеши тамо". Я забочусь, говорит, о
твоем спасении и буду ждать твоего прибытия туда, и
тогда уже наведу на них (содомлян) казнь. "Солнце взыде
на землю; и Лот вниде в Сигор" (Быт.19:23). Около
восхода солнечного он поспел в город, и вслед затем, как
вступил в него, беззаконники подверглись казни: "одожди
бо, – сказано, – Господь на Содом и Гомор жупел и огнь
от Господа с небесе, и преврати грады сия и всю
окрестную страну [416], и вся живущие во градех, и все
прозябающее [417] от земли" (Быт.19:24–25). Да не
покажется тебе, возлюбленный, странным, такое сочетание
слов; таково свойство Писания, и (оно) часто так
безразлично употребляет слова, – что можно видеть и в
настоящем случае. Сказано: "одожди Господь жупел и огнь
от Господа с небесе", чтобы показать, что Сам Господь
навел эту казнь, и что не только "грады превратил, и всю
окрестную страну, и всех живущих", но что Он истребил "и
прозябающая [418] от земли". Так как люди, населяющие
эту землю, принесли много плодов беззакония, то Я,
говорит (Господь), и земные плоды делаю негодными к
употреблению, чтобы истребление плодов на этой земле
служило всегдашним памятником для последующих поколений,
и чтобы бесплодие ее всем напоминало о беззаконии
обитавших здесь людей. Видишь ли, что значит добродетель
и что значит порок, и как праведник спасся, а они
получили казнь, достойную своего беззакония?
Праведник своею добродетелию спас и
дочерей своих, и не допустил до разрушения города [419];
а те (беззаконники), напротив, крайним своим
беззаконием, не только сами погубили себя и были
истреблены, но и землю свою на будущее время сделали
бесплодною. "И озреся, – сказано, – "жена его вспять, и
бысть столп слан" (Быт.19:26). Она слышала, как ангелы
повелевали праведнику не озираться назад, а бежать со
всею поспешностию, но она не повиновалась и не сохранила
этой заповеди, а потому и получает наказание за свое
нерадение.
7. Мы же, слыша это (повествование),
будем иметь великое попечение о своем спасении; будем
избегать подражания беззаконию содомлян, напротив,
поревнуем страннолюбию этого праведника и его другим
добродетелям, чтобы отвратить от себя гнев, движимый
свыше. Невозможно, конечно невозможно, чтобы с усердием
преданный добродетели не приобрел оттого себе великого
сокровища. Именно таким образом и эти праведники –
праотец (Авраам) и Лот – удостоились получить свыше
благодать, и думая, что принимают к себе людей,
сподобились принять ангелов и даже Господа ангелов.
Можем и мы, если захотим, и ныне принять Его, – Он сам
сказал: "иже вас приемлет, мене приемлет" (Мф.10:40).
Итак, будем принимать странников, не смотря никогда на
их видимую незнатность. Если с таким расположением души
будем оказывать гостеприимство, то, может быть,
когда-нибудь и мы удостоимся принять, под видом людей,
таких странников, которые обнаружат в себе достоинство
ангелов. Только не станем разведывать и любопытствовать
о них, чтобы не потерять сокровища. Вот и блаженный
Павел, указывая на этих праведников и научая нас, как
они удостоились принять таких странников, говорит:
"страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще нецыи
странноприяша ангелы" (Евр.13:2). То особенно в них
велико и чудно, что они оказали странникам услугу, "не
ведяще"их. Итак, с верою и благоговением будем совершать
это дело, чтобы получить и сокровище (вечных благ),
которыми да сподобимся все мы насладиться, благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же
Отцу, со Святым Духом слава, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Примечание
393. Т. е. пусть желающие для сохранения
добродетели удаляются от мира.
394. ᾿Εὰν στῇ γὰρ Νῶε καὶ ᾿Ιὼβ καὶ Δανιὴλ.
υἱοὺς αὐτῶν καὶ θυγατέρας αὐτῶν οὐ μὴ ἐξέλωνται; и здесь
святитель передает, вероятно на память, мысль
пророческой книги своими словами, а не буквально по
тексту, где читается без разностей в списках: καὶ ἐὰν
ῶ᾿σιν οἱ τρεῖς ἄνδρες οὗτοι ἐν μέσῳ αυτῆς. Νῶε καὶ
Δανιὴλ καὶ ᾿Ιὼβ... οὐ μῆ λύσονται υἱοὺς οὐδὲ θυγατέρας,
с чем согласуется Слав. Б.
395. Т. е. от ворот дома, где ожидал
странников.
396. Κατεβιάζετο "понуждал" согласно с
Коттон. и др. сп., вопреки Лукиан., гдеκατεβιάσατο
"понудил", и сп. Дорофея, где ἐξεβιάζετο "вынуждал".
397. Злат.: περιεκύκλωσαν "со всех сторон
окружили", в Лукиан. сп. ἐκύκλωσαν "окружили".
398. Злат.: ἐξεκαλοῦντο; в Лукиан.
προσεκάλουν "призывали".
399. Восточные жители постоянно ходят с
покрытою головою; обнажение головы у них значит
нескромность. Поэтому св. Златоуст, говоря, что
содомляне приступили к дому Лота "с открытою головою",
хочет выразить тем крайнюю степень их дерзости и
бесстыдства.
400. Злат.: πρὸς αὐτοὺς согласно с Алекс. сп.
и евр. т. и вопреки Лукиан., где это выражение
отсутствует.
401. Злат.: ἀδελφοί согласно с Алекс. сп. и
евр. т.; в Лукиан.: ἄνδρες ἀδελφοὶ "мужие братие".
402. Злат.: ἄνδρας согласно с Коислиан.,
Циттав. и др.; в Лукиан., согласно с евр. т., – ἄνδρα
"мужа" (Слав. Б.).
403. Злат.: μηδὲν ποιήσητε ἄδικον согласно с
сп. Дорофея; в Лукиан. сп. μηδὲν "никакой" отсутствует.
404. Злат.: παρεβιάζοντο δὲ τὸν Λώτ согласно
с Монакским и Венским сп. (по "de Lagarde". Genesis
gr.); в Лукиан., согласно с евр. т., ...τὸν ἄνδρα τὸν
Λώτ "мужа Лота" (Слав. Б.).
405. Злат.: ᾿Επὶ τῆς θύρας τοῦ οἴκου согласно
с большинством греч. сп. и евр. т., в Лукиан. τοῦ οἴκου
"дома" не читается.
406. Злат.: Ἔστι τίς σοι ὧδε γαμβρὸς согласно
с Бодлеан., Циттав. и некот. др.; в Лукиан.: εἰσί σοι
ὧδε γαμβροὶ "суть ли тебе зде зятие" (Слав. Б.).
407. Злат.: αὐτοὺς согласно с Царским сп.
Венской библ. (130 у "Holmes"); в Лукиан. сп. – αὐτὴν
"его" (Слав. Б.); см. однако далее, через пять строк,
где у Злат. читается: "истребити его" αὐτὴν.
408. ἐκτρίβει согласно с Алекс. и нек. др.
сп.; в Лукиан. ἐκτρίψει "погубит".
409. τὰς δύο θυγατέρας согласно с Алекс. сп.
и евр. т.; в Лукиан. δύο "две" не читается.
410. Σῶζε τὴν σεαυτοῦ ψιχὴν согласно с нек.
греч. сп. (55, 82 и др. у "Holmes"); в Алекс. и Лукиан.
сп., с которыми согласуется Слав. Б., Σῶζων σῶζε...
"спасая спасай".
411. ἔλεος; в Лукиан. сп. вместо этого χάριν
"благодать", что ближе к евр. т. (хасдека).
412. μὴ καταλάβῃ согласно с Алекс.,
Коттониан. и многими греч. сп.; в Лукиан. (не всех по
Holmes), с которыми здесь согласуется Славян. Б., μήποτε
"да не когда".
413. μικρά ἐστιν без ἥ "иже", каковое
местоимение обычно читается здесь в греч. сп. и опущено,
вероятно, в изд. Миня по недосмотру печатавших.
414. ἐκεῖ σωθήσομαι καὶ ζήσεται с опущением
слов: οὐ μικρά ἐστι "не мал ли есть", читаемых в греч.
сп. согласно с евр. текстом; и это опущение произошло,
вероятно, вследствие сокращения библейского текста, в
котором два раза в этом стихе говорится о малости
города, названного впоследствии от этой своей "малости"
Цоаром, по греко-слав. перев. "Сигор".
415. Злат.: Σπεῦσον οὐν καὶ κατάλαβε τὸν
τόπον καὶ σώζου, чему соответствуют слова греч.
перевода: σπεῦσον οὐν τοῦ σωθῆναι ἐκεῖ "потщися убо
спастися тамо"(Слав. Б.).
416. Злат.: τὴν περίοικον согласно с
Коттониан., Дорофеев. и др. сп.; в Лукиан. сп. читается:
τὴν περίχωρον, хотя значение того и другого слова весьма
сходно.
417. Злат.: καὶ πᾶν ἀνατέλλον согласно с сп.
Дорофея, в Лукиан. – τὰ ανατέλλοντα "прозябающая".
418. Здесь Злат. говорит: τὰ ανατέλλοντα.
419. Т. е. Сигора, в котором Лот испросил
себе убежище.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|