Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 42
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Во вчерашнем чтении мы видели,
возлюбленные, великое гостеприимство праведника;
сегодня, продолжая далее, узнаем опять о силе любви и
сострадательности праотца. Всякая добродетель достигала
у этого праведника высшего совершенства; он был не
только любвеобилен, не только страннолюбив и
сострадателен, но и все другие добродетели являл в себе
с избытком. Нужно ли тебе представить пример терпения?
Ты найдешь, что он достиг здесь крайней высоты. Или
(пример) смирения? Опять увидишь, что и здесь он ни от
кого не отстает, но скорее всех превосходит. Нужно ли
показать веру? И в этом отношении он опять прославился
более, чем кто-либо другой. Его душа в живых образах
представляет в себе различные виды добродетели. Какое же
найдем мы для себя оправдание, когда один (этот) человек
имеет в себе все добродетели, а мы – так пусты сами в
себе, что не заботимся ни об одной? Ведь мы бедны
добрыми делами не оттого, что не можем, а оттого, что не
хотим (делать добро); и ясным этому доказательством
служит то, что много из подобных нам по природе людей
сияют добродетелями. Да и то самое, что праотец, живший
и прежде благодати и прежде закона, сам собой, при
помощи одного естественного разума, достиг такой степени
добродетели, – это самое лишает нас всякого извинения.
Правда, может, быть, кто-нибудь скажет, что этот муж
пользовался особенным попечением от Бога, и что Господь
всяческих являл о нем дивное промышление? Действительно
так; и я это признаю. Но если бы с своей стороны он сам
предварительно не сделал того, что от него зависело, то
не мог бы и от Господа пользоваться таким попечением.
Итак, не смотри на это одно [376], но, в каждом
обстоятельстве его жизни, обрати внимание на то, как
предварительно сам праотец во всем проявлял собственную
добродетель, и затем уже удостаивался благоволения и
помощи от Бога. На это я не раз обращал ваше внимание.
Так, при переселении его из отечественной земли, не
получив от предков никаких семян благочестия, он сам
собой показал в себе великую любовь к Богу. И затем,
лишь только переселившись из Халдеи и тотчас получив
повеление идти из своей земли в чужую, он не
поколебался, не стал отлагать (до другого времени), но
немедленно исполнил повеление, и не зная даже того, где
окончится его странствование, стремился к неизвестному,
как к известному, почитая выше всего повеление Божие.
Видишь, как с самого начала он сам первый делал с своей
стороны то, что было должно, и затем уже следовало
каждый раз обильное воздаяние благ от Бога. Таким же
образом и мы, возлюбленные, если хотим пользоваться
благоволением свыше, поревнуем праотцу и не будем
уклоняться от добродетели, но, усвояя себе каждую из
добродетелей, будем подвизаться в ней с таким усердием,
чтобы недремлющее свыше Око преклонить к воздаянию
награды. А Ведущий сокровенные помышления наши, как
скоро видит, что мы являем в себе здравый ум, и усердно
подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает
помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего
естества и подавая нам щедрые награды. Ничего подобного
ты не найдешь на олимпийских состязаниях. Там учитель
борьбы стоит, оставаясь только зрителем борцов, и ничего
другого не может сделать, а только выжидает, на чьей
стороне будет победа. Не так – Господь наш: Он Сам
помогает нам, и руку Свою простирает, и с нами вместе
борется, и как бы Сам, со всех сторон одолевая
противника, предает его в наши руки, все делает и
устрояет так, чтобы мы могли устоять в борьбе, и
одержать победу, а Он – возложить на главу нашу
неувядаемый венец. "Венец бо благодатей, – сказано, –
приимеши на твоем версе" (Притч.1:9). Венец, получаемый
после победы на олимпийских состязаниях, состоял не в
ином чем, как в лавровых листьях, рукоплесканиях и
народных кликах, и все это, с наступлением вечера,
увядало и погибало. А венец за добродетель и труды ради
ее не есть чувственный, не разрушается, как все прочее,
в этом мире; это – венец неизменный, бессмертный,
пребывающий во все веки. Труд – только на короткое
время, а воздаяние за труды не имеет конца, не уступает
силе времени, не увядает. И чтобы вам убедиться в этом,
вот посмотрите: сколько лет и сколько поколений прошло с
того времени, как жил праотец (Авраам), и однако ж венцы
его за добродетель блистают так, как будто только вчера,
или сегодня начали блистать, и до конца мира он будет
служить к назиданию всех благочестивых людей.
2. Итак, имея в лице патриарха такой
пример добродетели, будем подражать ему. Вспомним
наконец, хотя поздно, свое достоинство, и подражая
праотцу подумаем о своем спасении, приложим всякое
старание, чтобы не тело только наше было здорово, но
чтобы и душа исцелилась от разнообразных ее недугов. И
недуги души нам еще удобнее уврачевать, чем болезни
тела, если только мы захотим быть воздержными и
бодрствовать. Так, если нас возмущает какая-нибудь
страсть, но мы благочестивым умом представим себе
будущий день страшного суда, и будем иметь в виду не
настоящие удовольствия, но последующие за ними мучения,
то страсть тотчас отступит от нашей души и оставит ее.
Не будем же беспечны, но, зная, что нам предстоит подвиг
и борьба, и что нам нужно быть готовыми на брань,
постоянно будем сохранять свой дух крепким и бодрым,
чтобы, пользуясь помощию свыше, могли мы стереть главу
лукавого зверя, т.е. я разумею – наветника противу
нашего спасения. Сам Господь обещал нам это, говоря: "се
даю вам власть наступати на змия и на скорпию, и на всю
силу вражию" (Лк.10:19). Итак умоляю, будем
бодрствовать, чтобы, шествуя в добродетели по следам
этого праотца, могли мы удостоиться таких же, как он,
венцов, упокоиться в лоне его, и, избегнув вечного огня,
удостоиться будущих неизреченных благ. А чтобы придать
вам больше ревности и возбудить вас к подражанию этому
праведнику, начнем опять беседу к вашей любви о событиях
его жизни, какие следуют по порядку. Итак, после того
щедрого гостеприимства, ценного не по качеству или
количеству яств, но по усердию, Господь, приняв с
благоволением радушие праведника, тотчас и воздал ему за
страннолюбие. Между тем праотец узнал, кто был Пришедший
и каково Его могущество и, когда странники вознамерились
устремиться оттуда на разрушение Содома, последовал за
ними, "провождая их", как сказано (Быт.18:16). Посмотри
теперь, как человеколюбив Господь, какое Он делает
снисхождение праведнику, оказывая ему честь и вместе с
тем желая обнаружить всю добродетель, сокрытую в душе
его. "Востав же, – сказано, – мужие, воззреша на лице
Содома и Гоморра" (Быт.18:16). Это сказано об ангелах,
потому что здесь, в куще Авраама, явились вместе и
ангелы и Господь их. Но потом ангелы, как служители,
посланы были на погубление тех городов, а Господь
остался беседовать с праведником, как друг беседует с
другом, о том, что намерен был сделать. Итак, когда
ангелы ушли, "рече (сказано в Писании) Господь: не утаю
от Авраама, раба моего, яже Аз творю" [377] (Быт.18:17).
Какое великое снисхождение Божие, и как эта почесть
оказанная праведнику, превосходит всякое слово! Смотри,
как Он беседует с праведником точно, как человек с
подобным себе человеком, показывая нам этим, какой чести
удостаиваются от Бога люди добродетельные. А чтобы ты не
подумал, что столь великая почесть праведнику есть дело
единственно благости Божией, смотри, как божественное
Писание научает нас, что праведник и сам собою заслужил
такую честь, с полным послушанием исполняя повеления
Божии. Именно, Господь, сказав: "не утаю от Авраама,
раба моего, яже Аз творю", не тотчас однако ж говорит о
том, что имело быть; иначе следовало бы Ему прибавить и
сказать, что Он намерен предать огню Содом. Впрочем,
нужно обратить внимание еще и вот на что (потому что не
надобно оставлять без внимания ни одного слова, ни одной
черты во всем том, что заключается в божественном
Писании): сколько, думаешь, почести в этих самых словах:
"Авраама раба моего?" Какая любовь, какое благоволение!
В этих-то особенно словах оказывается все преимущество и
вся честь праведника. Потом (как я уже упомянул),
сказав: "не утаю", не тотчас прибавляет и говорит, что
будет, а что? Чтобы мы знали, что не без причины и не
напрасно Он показывает столь великое попечение о
праотце, Господь говорит: "Авраам же бывая будет в язык
велик и мног, и благословятся о нем вси язы ́цыземнии:
вем бо, яко заповесть сыном своим, и дому своему по
себе, и сохранят пути Господа Бога [378], творити правду
и суд, яко да наведет Господь на Авраама вся, елика
глагола к нему" (Быт.18:18–19). О, как велико
человеколюбие Господа! Так как после этого Он намерен
был сказать и о разрушении Содома, то предварительно
ободряет праотца, возвещая ему величайшее благословение,
т. е., что он "будет в язык велик", а вместе с тем
показывает ему, что такую награду получит он за свое
боголюбивое сердце. Подумай же, какова добродетель
праотца, когда сам Бог говорит: "вем бо, яко заповесть
сыном своим, и сохранят пути Господни". Вот великое
воздаяние за добродетель! Не за то только получает
праотец награды, что сам подвизался в добродетели, но
удостаивается щедрого воздаяния и за то, что заповедал
те же добродетели своим потомкам. Таким образом он и на
будущее время для всех сделался наставником, потому что
кто первый полагает начало и начинает дело, тот будет
виновником и того, что впоследствии произойдет от этого
дела.
3. Видишь благость Господа! Он
награждает праведника не только за добродетели, уже
совершенные, но и за ожидаемые еще в будущем. "Вем бо, –
говорит, – яко заповесть сыном своим". Я, говорит,
наперед знаю намерения этого праведника и предупреждаю
его воздаянием. Так Господь знает и сокровеннейшие наши
помышления, и когда видит, что мы желаем должного и
показываем в себе здравомыслие, то простирает к нам Свою
руку, и награждает нас прежде трудов наших, возбуждая
нас этим к большей ревности. И это можно видеть в жизни
всех праведников. Зная слабость человеческой природы,
Он, чтобы мы не упадали духом в тяжких трудах, часто
среди трудов подает нам и помощь, и награды, – и труд
наш облегчая, и ревность усиливая. "Вем бо, – говорит, –
яко заповесть сыном своим, и сохранят пути Господни". Не
только о нем предсказывает, что "заповесть", но и о
сынах его, разумея Исаака и Иакова, что "сохранят пути
Господни". "Пути Господни", т. е. повеления,
заповеди."Творити, – говорит, – правду и суд", т. е.
ничего не предпочитать правде, быть чуждым всякой
неправды. Это есть величайшая добродетель, и за это-то
должно было совершиться все, что возвестил ему Господь.
Думаю, впрочем, что Он имел в виду и другое нечто, когда
говорил: "Авраам же бывая будет в язык велик и мног".
Как бы так сказал Он: ты, возлюбивший добродетель,
повинующийся всем Моим повелениям, и оказывающий всякое
послушание, ты будешь "в язык велик и мног", а те
беззаконные, живущие в стране Содомской, все истребятся,
потому что как добродетель служит средством спасения для
тех, которые в ней подвизаются, так порок бывает
причиною погибели. Теперь, благословением и похвалами
возбудив праведника к большему дерзновению (веры), Бог
начинает открывать ему Свои судьбы и говорит: "вопль
Содомский и Гоморский умножися ко мне, и греси их велицы
зело: сошед убо узрю, Аще по воплю их, грядущему ко мне,
совершаются, Аще же ни, да разумею" (Быт.18:20–21).
Страшное изречение! "Вопль, – говорит, – Содомский и
Гоморский". Хотя вместе с этими городами истреблены были
и некоторые другие, но так как эти были славнейшие, то
Господь об них в особенности и упомянул. "Умножися ко
мне, и греси их велицы зело". Смотри, как возросло там
зло! Великое множество не только вопля, но и неправды,
потому что слова: "вопль Содомский и Гоморский
умножися", означают, я думаю, то, что вместе с известным
несказанным и не заслуживающим никакого прощения
беззаконием, они оказывали и многие другие неправды:
сильнейшие восстали на слабейших, богатые на бедных.
Итак, сказано, не только велик вопль их, но и грехи их
не обыкновенные какие-нибудь, но "велицы и велицы зело".
Они выдумали неизвестное дотоле беззаконие, изобрели
противоестественное непотребное смешение, и были так
наклонны к злу, что все были исполнены всякого разврата,
и уже не показывали впредь никакой возможности
исправления, но должны были подвергнуться совершенному
истреблению. Страсти их, сделавшись неисцельными, уже не
принимали никакого врачества. Однако ж, вразумляя весь
род человеческий, что хотя бы грехи чьи-либо были и
весьма велики и известны, но не надобно произносить над
ними приговора прежде, нежели представятся очевидные
доказательства, – (Господь) говорит: "сошед узрю, Аще по
воплю их, грядущему ко мне, совершаются, Аще же ни, да
разумею". Что это за приспособление в словах? "Сошед, –
говорит, – узрю". Неужели Бог всяческих переходит с
места на место? Нет, да не будет! Не то Он выражает, но,
как я уже часто говорил, чувственным образом выражения
Он хочет вразумить нас, что надобно иметь великую
осторожность, и согрешивших не осуждать только по слуху,
не произносить без доказательств приговора. Да слышим
это все: ведь не одни только восседающие на судилищах
обязаны соблюдать этот закон, но и каждый из нас никогда
не должен по одному пустому навету осуждать ближнего.
Потому, впоследствии, и блаженный Моисей, вдохновляемый
Духом Святым, увещевал, говоря: "слуха суетна да не
приимеши" (Исх.23:1). И блаженный Павел в послании
взывал: "ты же почто осуждаеши брата твоего"
(Рим.14:10)? И Христос, давая заповеди ученикам Своим, и
поучая народ иудейский, книжников и фарисеев, говорил:
"не судите, да не судими будете" (Мф.7:1). Для чего,
говорит Он, прежде времени похищаешь достоинство судии?
Для чего предупреждаешь тот (будущий) страшный день?
Судьею хочешь быть? Будь судьею над самим собою, и над
своими прегрешениями. В этом тебе никто не препятствует,
– а между тем ты и грехи свои таким образом исправишь, и
не потерпишь от этого никакого вреда. Если же, забывая о
себе, ты восседаешь как судья над другими, то
нечувствительно собираешь сам себе только большие
бремена грехов. Так и мы, умоляю вас, будем всячески
избегать осуждения ближних. Хотя ты и не имеешь судебной
власти, а осуждаешь только мыслию, тем не менее
делаешься виновным во грехе, когда, не имея никаких
доказательств, осуждаешь, как часто случается, по одному
подозрению и пустой клевете. Потому-то и блаженный Давид
восклицал: "оклеветающего тай искреннего своего, сего
изгонях" (Пс.100:5).
4. Видишь превосходство добродетели? Не
только не принимал Давид того, что наговаривали ему на
других, но и отгонял хотевшего клеветать на брата. Итак,
если и мы хотим уменьшить свои грехопадения, будем всего
более заботиться о том, чтобы не осуждать братий наших,
а вымышляющих клеветы на них не допускать к себе, или –
еще лучше – отгонять их от себя, по примеру пророка, и
совершенно от них отвращаться. Это же, думаю, выражает и
пророк Моисей, словами: "слуха суетна да не приимеши".
Потому-то и в настоящем случае к пользе душ наших
Господь всяческих употребил такой чувственный образ
выражения и сказал: "сошед узрю". Как же иначе? Ужели Он
не ведал? Ужели не знал всего множества грехов? Ужели не
разумел совершенной неисправимости впавших в грехи? Но
Он показывал такое долготерпение, как бы оправдываясь
заранее пред теми, которые после захотели бы бесстыдно
обвинять Его379, обличая их легкомыслие и великую
скудость в добродетели. А может быть, не для того только
(Он поступил так), но и для того еще, чтобы дать
праведнику случай показать сострадательность и силу
любви (к ближним) в душе его. Итак, ангелы, как прежде
сказано, отправились в Содом, а праотец стоял пред
Господом (Быт.18:22). "И приближився, – сказано, – Аврам
рече: погубиши ли праведного с нечестивым, и будет
праведник, яко нечестивый" (Быт.18:23)? О, дерзновение
праведника! Или – лучше – о, сострадательность души! Он,
в избытке сострадательности, даже как бы сам не
разумеет, что говорит. И божественное Писание,
показывая, что он употребляет ходатайство свое с великим
страхом и трепетом, говорит: "приближився Авраам рече:
погубиши ли праведного с нечестивым"? Что ты делаешь,
блаженный праотец? Разве Господь имеет нужду в твоем
ходатайстве, чтобы не сделать этого? Но не будем так
думать. И на самом деле Авраам не говорит так, как будто
бы Господь действительно хотел это сделать; но не дерзая
прямо говорить о своем племяннике, он приносит общую
мольбу за всех, желая с прочими и его спасти, а с ним и
других избавить (от погибели). И вот он начинает
ходатайствовать, и говорит: "аще будут пятдесят
праведницы во граде, погубиши ли я? Не пощадиши ли всего
места пятидесяти ради праведных, Аще будут в нем? Никако
же сотвориши глагола сего [380], еже убити праведника с
нечестивым, и будет праведник, яко нечестивый: никакоже:
судяй всей земли, не сотвориши ли суда" (Быт.18:24–25)?
Смотри, как ив самом ходатайстве своем он высказывает
свой благочестивый дух, исповедует Бога судиею всей
земли и признает справедливым, что праведный не должен
гибнуть вместе с нечестивым. И благосердный и
человеколюбивый Бог склоняется на его моление и говорит:
сделаю так, как ты говоришь, и принимаю твое
ходатайство: "аще обрящутся [381] пятдесят праведницы во
граде, ради их оставлю все место" (Быт.18:26).
Пятидесяти, говорит, праведникам, если найдутся, дарую
спасение прочих, и прошение твое исполню. Тогда
праведник, почувствовав смелость и пользуясь
человеколюбием Божиим, идет дальше в своей просьбе и
говорит: "ныне начах глаголати ко Господу моему. аз же
семь земля и пепел" (Быт.18:27). Не суди меня, Господи,
говорит он, так, как будто бы я не знаю самого себя, и
преступаю границы, позволяя себе столь великое
дерзновение: я знаю, что земля есмь и пепел. Но как это
я знаю и ясно разумею, так небезызвестно мне и то, что
велико Твое человеколюбие, что Ты богат милостию и
хощеши всем человеком спастися. Сотворив (людей) из
небытия, ужели Ты захотел бы когда-нибудь погубить их,
уже сущих, если бы не велико было множество грехов их?
Поэтому опять прошу и молю: "аще умалятся пятдесят
праведницы в четыредесять пять, погубиши ли четыредесяти
пятих ради весь град? И рече: Аще обрящутся четыредесять
пять, не погублю" (Быт.18:28). Кто по достоянию
восхвалит Бога всяческих за такое долготерпение и
снисхождение, или кто довольно ублажит праведника,
получившего такое дерзновение? "И приложи, – сказано, –
еще глаголати, и рече: Аще же обрящутся тамо
четыредесять? И рече: не погублю ради четыредесяти"
(Быт.18:29). Потом, как бы страшась долее испытывать
неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не
показаться уже преступающим границы, и не зайти с своим
ходатайством далее надлежащего, говорит: "что Господи,
Аще возглаголю: Аще обрящутся тамо тридесять"
(Быт.18:30)? Так как он видел, что Бог, преклоняется к
милосердию, то уже не по помногу стал уменьшать, и
убавив еще не на пять, а на десять, число праведных,
продолжает таким образом свое ходатайство и говорит:
"аще обрящутся тамо тридесять? И рече: не погублю, Аще
обрящу тамо тридесять" (там же). Смотри, какая
настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о
том, чтобы избавить народ, содомский от угрожающей ему
казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же
осуждению. "И рече: понеже имам глаголати ко Господу.
Аще же обрящутся тамо двадесять? И рече: не погублю ради
двадесяти" (Быт.18:31). Выше всякого слова и всякого ума
такая благость Господа! Разве кто из нас, живущих среди
бесчисленных зол, произнося суд над подобными себе
людьми, показал бы такое снисхождение и человеколюбие?
5. Но праведник этот, видя такое
богатство человеколюбия Божия, еще не останавливается, а
говорит опять: "что Господи, Аще возглаголю еще единою"
(Быт.18:32)? Испытав неизреченное долготерпение Божие и
опасаясь, как бы далее уже не подвигнуть на гнев против
себя Того, пред кем ходатайствовал за других, праотец
говорит: "что Господи"? Не безрассудно ли я поступаю? Не
показываю ли чего бесстыдного? Не сделаю ли дела,
достойного осуждения, "аще возглаголю еще единою?" Но по
Твоей великой благости приими от меня еще одно моление:
"аще же обрящутся тамо десять? И рече: не погублю
десятих ради". И так как праотец сказал предварительно –
еще "единою возглаголю", то и "отыде, – сказано, –
Господь, яко преста глаголя ко Аврааму, и Авраам
возвратися на место свое" (Быт.18:33). Видите ли все
снисхождение Господа? Видите ли горячую любовь
праведника? Понимаете ли теперь, какова сила людей,
подвизающихся в добродетели? "Аще обрящутся, – говорит
(Господь), – десять праведников", ради их всем дарую
прощение грехов. Итак, не правду ли я сказал, что все
это происходило с целию – не оставить никакого предлога
к нареканию тем, которые стали бы бесстыдно рассуждать
(об этих событиях)? Ведь есть много безумцев, имеющих
язык необузданный, которые хотят порицать (суд Божий), и
говорят: "почему сожжен Содом? Они [382], может быть, и
покаялись бы, если бы им оказано было долготерпение".
Поэтому-то Бог и показывает такое умножение зла, и такое
оскудение добродетели в таком множестве людей, что нужен
был второй такой же потоп, какой прежде покрыл
вселенную. Только в виду обетования Божия, что такое
наказание уже не повторится, Бог употребляет теперь
другой род казни, вместе и содомлян подвергая наказанию,
и всем последующим родам подавая в том всегдашний урок.
Они извратили законы естества, вымыслили странное и
противозаконное смешение. Поэтому и Бог навел на них
необычайный род казни, за беззаконие их и самые недра
земли поразив [383], и оставив постоянный памятник для
последующих поколений, чтобы они не отваживались на
подобные дела и той же казни не подвергались. Желающий
может посетить эти места, и видеть эту землю, так
сказать, вопиющую и являющую на себе следы казни: чрез
столько лет так очевидно открывается на ней гнев
(Божий), как будто казнь поразила ее только вчера или
сегодня утром. Поэтому, умоляю, вразумимся примером
других, видя казнь, их постигшую. Но, может быть, иной
скажет: что же это? Если они так наказаны, то разве нет
ныне многих, беззаконнующих одинаково с ними, и однако ж
не подвергающихся наказанию? Может быть, но за то еще
тем большая казнь ожидает таких беззаконников. Конечно,
если мы ни тем, что постигло содомлян, не вразумляемся,
ни долготерпения Божия не обращаем в пользу себе, то
подумай, во сколько раз сильнее воспламеняем мы сами для
себя будущий неугасимый огнь, и сколь лютого готовим
себе червя! А с другой стороны, есть и ныне, по
благодати Божией, много людей добродетельных, которые,
как тогда праотец, могут умилостивлять Господа, и если
мы, смотря на самих себя, и видя собственную нашу
беспечность, справедливо признаем (в мире) великое
оскудение добродетели, то за добродетели этих людей Бог
и прочим показывает долготерпение. А что дерзновение
таких людей действительно бывает для нас причиною
долготерпения Божия, убедись из того, что в этой самой
истории говорит Бог праотцу: "Аще обрящу десять
праведных, не погублю града". И что я говорю – десять
праведных? В Содоме не нашлось никого свободного от
беззакония, кроме одного Лота праведного и двух его
дочерей. Жена его, быть может, ради его избежала казни в
городе, но за свое нерадение подверглась наказанию
впоследствии. Ныне, по неизреченному человеколюбию
Божию, умножились дела благочестия и в городах найдется
не мало людей, могущих умилостивить Бога; другие же
скрываются в горах и пещерах. И добродетель этих людей,
хотя бы и не многих, может покрыть грехи многих, –
потому что велика благость Господа, и Он часто, ради
немногих праведных, благоволит даровать спасение многим.
Но что я говорю – ради немногих праведных? Часто, когда
не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он
умилостивляется над живущими ради добродетели умерших, и
возглашает так: "защищу град сей [384] мене ради, и
Давида ради раба моего" (4Цар.19:34). Хотя они, говорит,
и недостойны спасения, и ничем не заслуживают избавления
от напасти, но как свойственно Мне оказывать
человеколюбие, и как Я всегда готов миловать и избавлять
(людей) от бед, то ради Себя самого и Давида раба Моего
сотворю им спасение. Таким образом этот муж [385], за
столько лет прежде преставившийся из этой жизни,
делается виновником спасения для людей, погибавших от
собственной беспечности. Видишь ли человеколюбие
Господа, как Он чтит мужей, сияющих добродетелию, как
предпочитает и противопоставляет их всему множеству
прочих людей? Поэтому и Павел сказал: "приидоша в
милотех и козиях кожах, лишени скорбяще, озлоблени, ихже
не бе достоин мир" (Евр.11:37–38). Весь этот мир,
говорит он, со всею вселенною, не имеет равной цены с
теми, которые ради Бога проводят жизнь в скорбях, в
озлоблениях, в наготе, в скитальчестве, или в пещерах.
6. Итак, возлюбленный, когда увидишь
человека, по наружности одетого в бедную одежду, а
внутри облеченного добродетелию, не уничижай его за
наружность, но наблюдай душевное его богатство и
внутренний свет, и тогда увидишь в нем отовсюду
блистающую добродетель. Таков был блаженный Илия: у него
была только одна милоть; но в его милоти имел нужду и
порфирою облеченный Ахаав. Видишь ли отсюда Ахаавову
бедность и богатство Илии? Смотри же, какое различие и в
могуществе их: милоть Илии заключила небо, остановила
поток дождей, и одно слово пророка было как бы узами для
неба, так что в продолжение трех лет и шести месяцев не
было дождя; а облеченный порфирою и диадемою ходил, ища
пророка, и не мог получить никакой пользы от своей столь
великой власти. Но смотри, как человеколюбив Господь:
как скоро Он увидел, что пророк, подвигнутый ревностию и
великим рвением, навел столь великую казнь на всю землю,
то, чтобы и сам он не подвергся бедствию от этой казни и
не пострадал, подобно нечестивым, говорит ему: "востав
иди [386] в Сарепту Сидонскую, ибо там повелю жене
вдовице препитати тя. И востав иде" (3Цар.17:9–10)
[387]. Замечай, возлюбленный, благодать Духа. И вчера
вся беседа наша ограничилась страннолюбием; вот и
сегодня эта страннолюбивая вдова заключит наше слово. И
пришел, говорится, к вдовице и нашел ее собирающею дрова
и сказал ей: дай мне немного воды "и испию" (3Цар.17:10)
[388]. Она послушалась. И говорит ей опять: сделай мне
опресноки, "и ям" (3Цар.17:11) [389]. А она затем
открывает крайнюю свою бедность, лучше же (сказать) –
невыразимое богатство, потому что усиление бедности
показало величие богатства. Она сказала: (ничего) нет у
рабы твоей, как только "горсть муки... и мало елея в
чванце: снемы я и дети и умрем" (3Цар.17:12) [390].
Жалостные слова, способные преклонить и самую каменную
душу! Нам не остается уже, говорит она, никакой надежды
спасения; смерть при дверях; это только одно [391] и
осталось у нас для поддержания жизни; да и то едва ли
будет достаточно для меня и для детей моих. Что было
возможно, я сделала: воды подала. Но, чтобы мы знали и
страннолюбие жены этой, и великую силу (веры) в
праведнике, смотри, что случилось. Когда пророк узнал
все это, то, чтобы открыть нам добродетель жены (потому
что Бог, сказавший, "яко заповедах жене препитати тя",
сам в этом случае действовал чрез пророка), говорит к
ней: "сотвори мне первее и ям, и тогда чадом твоим"
(3Цар.17:13). Слушайте это – вы, жены, окруженные в
изобилии богатством: вы истощаете свой избыток на
множество вещей бесполезных и, среди всех ваших
наслаждений, не хотите бросить двух оболов нуждающимся,
или кому-либо из добродетельных мужей, терпящих бедность
ради Бога. А эта жена не имела ничего другого, кроме
горсти муки, и ожидала, по своему рассуждению, вскоре
видеть смерть своих детей, но услышала от пророка – "мне
перве сотвори, и тогда тебе и чадом твоим" – и не
огорчилась, не стала медлить, – она тотчас исполнила
приказание, научая всех нас предпочитать рабов Божиих
собственному успокоению и не оставлять без внимания
таких благоприятных случаев, а помнить, что за это будет
нам великое воздаяние. Посмотри на эту вдову: она за
одну горсть муки и немного елея приобрела себе
неистощимую житницу. Ведь, после напитания пророка, ни
горсть муки, ни чванец елея, не оскудевали у ней, тогда
как вся земля гибла от голода. Дивно и поразительно
также и то, что она в то время не имела нужды и
трудиться, а постоянно имела готовую муку и елей; не
нуждалась ни в земледелии, ни в работе волов, и не знала
никакой другой заботы; но у ней все очевидно происходило
сверхъестественно. И тогда как царь, облеченный
диадемою, был в безвыходном положении – под гнетом
голода, бедная вдова, сама лишенная всего, стала жить в
постоянном изобилии за то, что приняла к себе пророка.
Поэтому и Христос сказал: "приемляй пророка во имя
пророче, мзду пророчу приимет" (Мф.10:41). Ты видел
вчера, каких благ удостоился праотец, показав с великим
усердием щедрое гостеприимство. Посмотри и на эту жену
сидонскую, которая вдруг приобрела неизреченное
богатство, когда слово пророка, державшее во власти
своей небо, сделало для нее неистощимыми горсть муки и
чванец елея.
7. Будем же подражать ей все мы – и
мужи, и жены! Желал бы я возбудить вас к подражанию
ревности и добродетели пророка; но это вам покажется
выше сил ваших, хотя и он был человек, облеченный
подобно нам плотию, и имел одинаковую с нами природу; а
удостоился благодати свыше за то, что все, от него
зависевшее, сделал с избытком, и (более всего) возлюбил
добродетель. Итак, будем сначала подражать, по крайней
мере, этой жене (сарептской); а потом мало-помалу дойдем
и до подражания пророку. Будем подражать ее
страннолюбию, и никто не ссылайся на свою бедность. Как
бы ни был кто беден, не может быть беднее этой жены: она
имела пищи только на один день, но и в таком состоянии
не усомнилась исполнить просьбу праведника, а показала
великое усердие, и за то получила скорую награду.
Таковы-то дела Божии: за малое Бог обыкновенно дарует
многое. Скажи, пожалуй, что она, и на столько ли
пожертвовала, сколько потом получила? Но Господь наш
обыкновенно ценит не количество (приносимого), а усердие
душевное, при котором и малое становится великим, и
наоборот: великое часто уменьшается, когда делается не с
радушною готовностию. Таким образом и вдова, упоминаемая
в Евангелии, когда многие много полагали в сокровищницу
(церковную), положив две лепты, превзошла всех, не
потому, чтобы больше других жертвовала, но потому, что
показала свое усердие от всей души. Иные, сказано, от
избытка своего делали это, а она положила все, что имела
[392]. Будем же мы, мужи, подражать по крайней мере
женам, и не покажем себя хуже их; будем заботиться не о
том только, чтобы все свое достояние тратить на
собственные удовольствия, то позаботимся и о призрении
нуждающихся, и это будем делать с усердием и
удовольствием. Земледелец, бросая в землю семена, делает
это не с скорбию, а с радостию и веселием, и с такою
уверенностию оставляет в земле свои семена, как будто
видит уже самые снопы. Так и ты, возлюбленный, не смотри
на то, что получает от тебя бедняга, и в какие издержки
тебя вводит, но представляй себе, что Иной принимает из
твоих рук то, что ты делаешь для бедного, стоящего пред
тобой, и этот Иной не простой какой-нибудь человек, но
Владыка всяческих, Господь всех, Творец неба и земли. И
твои издержки становятся приобретением, и не только не
уменьшают твоего имения, но еще более умножают, если
только делаешь ты это с верою и радостным усердием.
Скажу о самом высшем благе: кроме других приобретений от
таких издержек, подается тебе и отпущение грехов; а что
может сравниться с этим благом? Итак, если мы желаем
обогатиться истинным богатством, а вместе с богатством
получить и прощение грехов, то передадим имущество свое
в руки – нуждающихся, перешлем его на небо, где ни вор,
ни разбойник, ни злодейство раба, ни другое что не в
состоянии повредить нашему богатству. Страна та выше
всякого подобного зла. Только будем делать это не из
тщеславия, но по заповедям Божиим, стараясь не от людей
приобретать похвалу, а от общего всех Господа: иначе и
издержки понесем, и приобретения лишимся, потому что
богатство, переносимое на небо руками бедных, делаясь
недоступным для всех других наветов, может быть
погублено одним тщеславием. Как здесь моль и червь
вредят одежде, так богатству, собранному на небе
милостынею, вредит тщеславие. Потому и умоляю: не только
будем творить милостыню, но и с осторожностию будем
творить ее, чтобы за малое получить великие блага, за
тленное – нетленное, за временное – вечное, и чтобы
кроме всего этого возмогли мы получить и отпущение
грехов, и вечные неизреченные блага, которые да
сподобимся наследовать все мы благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу слава, со Святым и Животворящим Духом, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
375. Читаемое здесь во всех греческих списках
ἐκεῖθεν "оттуду" опущено у Златоуста, конечно, потому,
что это речение, указывавшее на место богоявления, без
особого объяснения было бы не понятно в тексте, которым
начинал святитель свою беседу.
376. Т.е. что Авраам видел над собой такой
дивный промысл Божий.
377. Οὐ μὴ κρύψω Αβραὰμ τοῦ παιδός μου, ἃ
ἐγὼ ποιῶ, согласно с Лукиан. и др. сп. и вопреки Алекс.
сп. и евр. т.: μὴ κρύψω ἐγὼ ἀπὸ Αβραὰμ τοῦ παιδός μου, ἅ
ἐγὼ ποιῶ; с чем согласуется слав. пер.: "еда утаю Аз от
Авраама, раба Моего, яже Аз творю".
378. Τοὕς ὁδούς Κυρίου τοῦ Θεοῦ согласно с
нек. греч. списками, наприм. Циттавийским (по "de
Lagarde". Genesis graece), и вопреки Лукиан. сп., где,
как и в евр. т., τοῦ Θεοῦ отсутствует, с чем согласуется
слав. перевод: "пути Господни"; см. однако далее, через
несколько строк, где читается у Златоуста: "пути
Господни", без пополнения: τοῦ Θεοῦ.
379. То есть, в недостатке долготерпения и
правосудия.
380. Οὐ ποιήσεις τὸ ρῆμα τοῦτο согласно с
Лукиан. и др. сп. и вопреки Алекс. сп. и евр. тексту,
где вместо этого читается: οὐ ποιήσεις ὡς τὸ ρῆμα τοῦτο;
с последним согласуется славян. перевод: "ты сотвориши
по глаголу сему".
381. ᾿Εὰν εὐρεθῶσι πεντήκοντα δίκαιοι ἐν τῇ
πόλει согласно с сп. Дорофея и вопреки Лукиан., где
читается: ἐὰν ῶσιν ἐν Σοδομοις πεντήκ. δίκαιοι, с чем
согласуется слав. перевод: "аще будут в Содомех пятдесят
праведницы".
382. Т.е. жители Содома.
383. Разумеется бесплодие земли, и
мертвенность природы, видимые доселе на берегах Мертвого
моря, где Содом и Гомора находились и потреблены огнем.
384. Слова: τοῦ σῶσαι αὐτὴν "еже спасти его",
читаемые в Алекс. сп. и евр. т., у Златоуста
отсутствуют.
385. Давид.
386. Событие из истории пророка Илии передает
здесь святитель не буквально по тексту кн. Царств, но
сокращенно, отчасти своими словами, отчасти словами
Писания, которые поэтому различны между собой двояким их
начертанием.
387. Злат.: ᾿Εγεπθεὶς πορεύθητι εἰς Σαρεπτὰ
τῆς Σιδωνίας. ᾿Εκεῖ γὰρ ἐντελοῦμαι γιναικί χήπᾳ τοῦ
διατρέφειν σε. Καὶ ἀναστὰς ἐπορεύθη вместо обычного
чтения:᾿Ανάστηθι καὶ πορεύου... ἰδοὺ ἐντέταλμαι ἐκεῖ
γυναικὶ... Καὶ ἀνέστη... καὶ ἐπορεύθη "востани и иди...
се бо заповедах тамо жене. И воста и иде" (Слав. Б.)
388. Злат.: Καὶ παρεγένετο, φησὶ, πρὸς τὴν
χήραν καὶ εῦ´ρεν αὐτὴν συλλέγουσαν ξύλα καὶ φησι πρὸς
αὐτὴν Δός μοι μικρὸν ὕδωρ καὶ πίομαι; вместо этого по
Сикстинскому изданию, с которым здесь дословно
согласуется славян. перевод, читается: καὶ ῆ´λθεν εἰς
τὸν πυλῶνα τῆς πόλεως. καὶ ἰδοὺ ἐκεῖ γυνὴ χήρα συνέλεγε
ξύλα: καὶ ἐβόησεν ὀπίσω αὐτῆς ᾿Ηλιοὺ καὶ εῖ´πεν αὐτῇ,
λάβε δή μοι ὀλιγον ὕδωρ εἰς ἄγγος καὶ πίομαι.
389. Злат.: ῾Η δὲ ὑπήκουσε. Καὶ φησι πρὸς
αὐτὴν πάλιν: Ποἱησόν μοι ἐγκρυφίας καὶ φάγομαι; по
Сикстин. изданию вместо этого читается: Καὶ ἐπορεύθη
λαβεῖν, καὶ ἐβόησεν ὀπίσω αὐτης ᾿Ηλιοὺ, καὶ εῖ´πεν, λήψῃ
δή μοι ψωμὸν ἄρτου τοῦ ἐν τῇ χειρί σου, καὶ φάγομαι; эти
последние слова читаются только в нек. греч. списках и
между ними в Лукиан., а согласно с ним в Славян. Б.; в
древн. Ватикан. и Алекс. сп., согласно с евр. т., они не
читаются.
390. Злат.: ῾Η δέ φησιν: οὐκ ἔστι τῇ δούλῃ
σου, εἰ μὴ δρὰξ ἀλεύρου; καὶ ὀλίγον ἔλαιον ἐν τῷ καμψάκῃ
καὶ φαγόμεθα ἐγώ τε καὶ τἀ παιδία καὶ ἀποθαζούμεθα;
этому соответствует в названном издании: Καὶ εῖ´πεν ἡ
γυνὴ, ζῆ Κύριος ὁ Θεός σου, εἰ ἔστι μοι ἐγκρυφίας, ἀλλ᾿
ἠ ὅσον δρὰξ ἀλεύρου ἐν τῇ ὑδρίᾳ, καὶ ὀλίγον ἔλαιον ἐν τῷ
καψάκῃ: καὶ ἰδοὺ ἐγὼ συλλέξω δύο ξυλάρια, καὶ
εἰσελεύσομαι καὶ ποιήσω αὐτὸ ἐμαυτῇ καὶ τοῖς τέκνοις
μου, καὶ φαγόμεθα καὶ ἀποθανούμεθα; с этим последним
чтением вполне согласуется славян. перевод.
391. Т.е. горсть муки и немного елея.
392. Οἱ μἐν γὰρ ἄλλοι ἐκ τοῦ περισσεύοντος
αὐτοῖς τοῦτο ἐποίουν αὔτη δε ἅπαντα ἅπερ ἐκέκτητο
ἔβαλεν, говорит Златоуст, передавая слова Спасителя
своими словами, так как последния и у Марка (Мк.12:44) и
у Луки (Лк.21:4) переданы в несколько иных выражениях.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|