Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 41
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
Медленно и неохотно приступаю я сегодня
к произнесению слова. Когда подумаю, что каждый день мы
поучаем, увещеваем, предлагаем вам духовную трапезу, а
между тем многие из бывающих здесь и участвующих в этом
духовном назидании, в досточудной и страшной трапезе,
проводят целые дни на конских ристалищах, и таким
образом не получают никакой пользы от нашей
попечительности, а как бы уже по привычке, при первом
внушении диавола, спешат на эти беззаконные зрелища, и
сами себя добровольно ввергают в сети лукавого беса, так
что ни наши внушения, ни самая опасность, ни напрасная
трата там [364] времени, не могут вразумить их, – то с
какою, после этого, ревностию стану я предлагать
поучение людям, которые вовсе не хотят иметь пользы от
наших слов? Не дивись! И земледелец, когда увидит, что
земля, после многих его забот и тяжких трудов, остается
бесплодною и не вознаграждает достаточно трудов, уже не
с такою, как прежде, охотою приступает к сеянию, и не с
такою ревностию принимается за возделывание земли. Также
и врач, когда увидит, что больной не повинуется его
предписаниям, а еще сам своим образом жизни только
увеличивает со дня на день свою болезнь, часто допускает
такого оставаться в болезни, чтобы самый опыт научил его
понимать свою пользу. Равно и преподающие детям науки,
когда увидят, что они прежними уроками пренебрегают и не
хотят помнить того, что уже им преподано, нередко
оставляют их, чтобы (таким образом) исправить их
беспечность и побудить их к большему прилежанию. Но
земледелец естественно иногда становится менее
деятельным, когда он видит, что убытки его больше и
больше увеличиваются, и не смотря на свой труд и
издержки, он не получает плодов. И врач не несправедливо
оставляет иногда больного: он врачует тело, и потому
оставляет (больного) на время, чтобы усиление боли
привело больного в чувство болезни, а затем побудило его
и принять врачевание. Равным образом и учитель детей, по
несовершенству их возраста, нередко с пользой налагает
на них наказание. Но мы, превосходя всех этих людей,
готовы и сегодня оказать отеческую любовь к падшим, и
научить их, что если они останутся в той же беспечности,
то это послужит для них к большему осуждению. Земледелец
не с прежней охотой иногда бросает семена в той мысли,
что напрасно уже и бесполезно делать издержки, а мы
далеки от такого отчаяния. Правда, бросая духовное семя,
мы иногда не получаем плодов, по беспечности слушателей;
тем не менее в будущем нам уготована награда, потому что
мы пускаем в оборот вверенное нам серебро, и исполняем
повеленное нам от Господа; а слушатели впоследствии
дадут отчет Тому, Кто востребует от них с лихвою данное
им. Впрочем мы не то имеем в виду, чтобы только нам
самим не потерпеть вреда, и чтобы только сделать свое
дело. Нет, мы желаем, чтобы и вы употребили в дело
переданное вам от нас и не подверглись тому наказанию,
которое постигло скрывшего талант, и не только не
умножившего, но и закопавшего в землю серебро своего
Господа. Таковы-то, кто принимает слово учения (талантом
и серебром в Писании называется учение) и не старается
принести плод и сделать надлежащее употребление (из
поучений). Но, может быть, кто-нибудь скажет, что эта
притча о талантах сказана о самих учителях? И я тоже
скажу. Но если мы тщательно вникнем в притчу, вы
увидите, что учители обязаны только раздавать серебро, а
ваш долг – не только хранить данное вам, но и
употреблять в дело. А чтобы увериться в этом, надобно
изложить самую притчу. "Домовладыка некий, – сказано, –
отходя призва своя рабы,... и овому убо даде пять
талант, овому же два, овому же един. И по времени
возвратившуся ему, приидоша рабы: и приемый пять талант
приступи, глаголя: Господи, пять талант ми еси предал,
се другия пять талант приобретох ими"
(Мф.25:14–15, 19–20). Велико и благоразумие раба, щедро
и человеколюбие Господа. В самом деле, что Он говорит?
"Добре, рабе благий и верный, в мале был еси верен, над
многими тя поставлю, вниди в радость Господа
твоего"(Мф.25:23). Так как, говорит, ты показал много
благоразумия в употреблении того, что было тебе вверено,
то заслуживаешь, чтобы поручить тебе еще больше.
"Приступи же и два таланта приемый, глаголя: не два ли
таланта ми еси предал? Се другия два таланта приобретох
има" (Мф.25:22). Много заботливости и в этом (рабе) об
имении своего господина; поэтому и он удостаивается того
же, что получил первый. Но почему принесший два таланта
удостаивается равной чести с тем, кто принес пять
талантов? Это справедливо, – потому, что большее и
меньшее приращение (талантов) сделано не по
рачительности одного и беспечности другого, а по
количеству вверенных им талантов. А что касается до их
усердия, то оба принесли поровну [365]; потому и награду
получили одинаковую.
2. Но один раб ничего подобного не
сделал; а что же? "Приступи, глаголя: ведях тя, яко
жесток еси человек, жнеши, идеже не сеял еси, и
собираеши, идеже не расточил еси: и убоявся, шед скрых
талант в земли: се имаши твое" (Мф.25:24–25). О, злоба
рабская! О, крайняя неблагодарность! Он не только ничего
не приобрел на данный ему талант, но еще и укорил за
талант своего господина. Такова испорченность души: она
помрачает разум, и человека, однажды совратившегося с
прямого пути, низвергает в бездну. Все это сказано об
учителях, чтобы они не скрывали того, что вверено им, но
со всем тщанием передавали учащимся. Но слушай далее,
возлюбленный: из негодования господина на этого раба ты
увидишь, как и учащиеся могут сделаться виновными, как и
от них востребуется не только то, что им дано, но еще и
с лихвою. В самом деле, что говорит Господь тому
лукавому рабу? Злый рабе! Негодование страшное, угроза
поразительная! "Аще, – говорит, – ведал еси, яко жну,
идеже не сеях, и собираю, идеже не расточих, подобаше
убо тебе вдати сребро мое торжником, и Аз пришед взял
бых оное с лихвою" (Мф.25:26–27). Серебром он называет
драгоценное слово (Божие), а торжниками – вас,
принимающих (от нас) это слово. Твое дело, говорит он,
было только передать им серебро; а мое – взыскать от них
не только то, что им дано, но и то, что они сверх того
приобрели бы. Видите, возлюбленные, как много страшного
в этих словах! Что же скажут на это те, которые не
заботятся даже о сохранении вверенного им (сокровища),
когда сверх того потребуется еще от них и приращение
его?
Но посмотри, как человеколюбив Господь!
С денег вещественных Он воспретил брать рост. Почему и
для чего? Потому, что от этого и тот и другой [366]
терпят много вреда. Одного сокрушает бедность, а другой
с умножением богатства наживает себе и множество грехов.
Поэтому-то от начала Бог дал жестокосердым иудеям такую
заповедь: "да не даси брату твоему в лихву (серебра), и
ближнему твоему" (Втор.23:19). Итак, какого ж извинения
могут быть достойны те, которые жестокостию превосходят
и самих иудеев, и после благодатного искупления и столь
великого человеколюбия Господня, оказываются ниже и хуже
людей подзаконных? Между тем в духовных дарах Господь
обещает потребовать от нас лихвы. Почему так? Потому,
что эта духовная лихва совершенно противоположна
вещественному богатству. Там, должник, с которого
взыскивается рост, внезапно впадает в крайнюю бедность;
а здесь, подвергающийся взысканию лихвы, если он человек
благоразумный, то чем большую принесет лихву, тем
большее получит свыше воздаяние. Итак, возлюбленные,
когда мы передаем в ваши руки вверенное нам (сокровище),
тогда каждый из вас должен усугубить труд и
бдительность, как для того, чтобы сберечь данное ему,
чтобы оно сохранилось в целости, так и для того, чтобы
употребить это в дело, то есть и другим передать, и
многих привести на путь добродетели. Таким образом, ваше
приобретение вдвойне увеличится – и вашим собственным
спасением, и пользою других. Если вы будете так
поступать, то и нас сделаете блаженными: "блажен, –
сказано, – поведаяй во уши послушающих" (Сир.25:12), и
побудите предлагать вам эту духовную трапезу еще в
большем обилии. Итак, не оставляйте без попечения братий
ваших, и имейте в виду не свою только пользу, но пусть
каждый (из вас) старается исхитить ближнего из челюстей
диавола, отвлечь от беззаконных зрелищ и привести в
церковь, с любовию и кротостию показывая ему, какой
великий вред – там, и какие великие блага – здесь.
Делайте это не раз только, или два, но постоянно. Пусть
он сегодня не послушает твоих слов – убедится после; а
если и в другой раз не послушает, то, видя твою
настойчивость, когда-нибудь может быть и придет в себя,
и, тронутый твоею заботливостию, отстанет от гибельных
удовольствий. И никогда не говори, что я говорил ему и
раз, и два, и три, и много раз, но ничего не успел. Не
переставай говорить, – потому что чем дальше будешь
продолжать, тем больше умножится и твоя награда. Не
видите ли, каким долготерпением пользуемся мы от Бога
всяческих, и как, не смотря на то, что мы ежедневно
нарушаем Его повеления, Он не оставляет Своего попечения
о нас, а еще и доставляет нам от Себя все, воссиявая
солнце, подавая дожди и прочее? Подобным образом будем и
мы иметь попечение о наших братьях, и будем
противостоять лукавому бесу, чтобы сделать тщетными его
ухищрения. Если ведь каждый из приходящих сюда [367]
успеет сделать такое добро хотя одному, то подумай, как
возрадуется наша Церковь о умножении чад своих, и как
посрамится диавол, видя, что напрасно и без успеха он
расставлял свои сети. Если будете так делать, то
услышите и вы в тот день: добре, рабе благий и верный, в
мале был еси верен, над многими тя поставлю.
3. Я твердо уверен, что именно так вы и
будете поступать. Я вижу ваши лица, и догадываюсь, что
вы с удовольствием приняли от нас наставление, а потому
надеюсь, что вы исполните с своей стороны должное.
Теперь кончим об этом увещание, и предложим вам нашу
убогую и скудную трапезу, чтобы вы возвратились, получив
обычное назидание. Надобно и сегодня представить вашему
вниманию праотца Авраама, чтобы вы знали, какие награды
получил он от Бога за свое странноприимство. "Явися же,
– сказано, – ему Бог у дуба Мамврийска, седящу ему пред
дверми сени своея в полудни". Исследуем тщательно каждое
слово, откроем сокровищницу и рассмотрим все
содержащееся там богатство. "Явися же ему Бог", сказано.
Почему (Моисей) так начал: "явися же ему Бог"? Примечай
человеколюбие Господа и заметь признательность раба.
Господь, явившись ему в предшествовавшее этому время,
между прочим, дал ему заповедь об обрезании, а дивный
этот муж, всегда готовый исполнять повеления Божии,
тотчас, ни мало не медля, и сам обрезался, по заповеди
Божией, и Измаила обрезал, и всех домочадцев, и тем
показал совершенное послушание. Затем Господь опять ему
является. Таков Господь наш: как скоро увидит в нас
признательность за оказанные от Него благодеяния, то
умножает Свои щедроты, и не перестает
благодетельствовать, награждая признательность
повинующихся Ему. Итак, Авраам повиновался (Богу), и
Бог, как сказано, опять явился ему. Вот почему и
блаженный Моисей так начал свое повествование: "явися же
ему Бог у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени
своея в полудни". Заметь здесь добродетель праведника:
"седящу, – сказано, – пред дверми сени". Так занят был
он странноприимством, что не дозволял никому другому из
своих домочадцев созывать странников, но сам, человек
уже в преклонных летах и в глубокой старости (так как
достиг уже ста лет), имея притом триста осьмнадцать
домочадцев, – сам сидел у дверей. Так он занят был этим
делом, и ни старость не препятствовала ему, ни о своем
покое он не заботился, и не возлежал внутри дома на
ложе, а сидел у дверей. Между тем, многие другие не
только не имеют такого усердия, а напротив, стараются
уклоняться от встречи с странниками, чтобы не быть
принужденными невольно принять их. Не так поступал
праведник: нет, он сидел "пред дверми сени своея в
полудни". И оттого, что он и в полдень занимался
гостеприимством, добродетель его еще более получает
цены. В самом деле, он знал, что люди, принужденные идти
в это время, особенно нуждаются в призрении, а потому
это именно время и избирал (Авраам), как самое удобное,
и, сидя у дверей, собирал мимоходящих, считая для себя
отрадою служить странникам; палимых зноем старался
вводить под кров свой, не любопытствуя узнавать что-либо
о них, и не разведывая, знакомы они ему, или нет.
Действительно страннолюбивому человеку не свойственно
разведывать, а свойственно всем прохожим оказывать свое
радушие. Когда таким образом распространил он мрежу
страннолюбия, то удостоился принять к себе и Господа с
ангелами. Потому и Павел сказал: "страннолюбия не
забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы"
(Евр.13:2), разумея очевидно праотца. Вот почему и
Христос сказал: "иже Ащеприимет единого от малых сих во
имя Мое, Мене приемлет" (Мф.18:5). Запомним это,
возлюбленные, и намереваясь принять странника, никогда
не будем разведывать, кто он и откуда. Если бы и праотец
полюбопытствовал узнать об этом, то, может быть,
согрешил бы. Но ты скажешь, что он знал достоинство
пришедших. Откуда же это известно? Напротив, если бы в
самом деле знал, то чем он заслужил бы удивление? Если
бы он любопытствовал узнать их, то не так дивно было бы
его странноприимство, как теперь, когда, не зная, кто
были пришедшие к нему, он с таким усердием и почтением
обращался с ними, как раб с господами, обязывая их, как
узами, своими словами, и умоляя их не отказать ему и тем
не лишить его весьма великого одолжения. Он знал, что
делал [368], и потому-то с таким пламенным усердием
старался извлечь для себя отсюда всю пользу. Но
послушаем слов самого писателя, чтобы увидеть в глубокой
старости юношескую бодрость, старца помолодевшего,
пришедшего в восторг, и посещение странников считающего
приобретением великого сокровища. "Воззрев же, –
сказано, – очима, виде, и се трие мужи стояху над ним: и
видев притече в сретение им, от дверей сени своея"
(Быт.18:2). Бежит, летит старец: он увидел ловитву, и,
не обращая никакого внимания на свои немощи, побежал на
лов; не позвал рабов, не приказал слуге, не обнаружил
никакой беспечности; нет, он побежал, сам как бы говоря:
вот великое сокровище и богатая добыча, и я сам должен
приобресть это, чтобы не упустить такой прибыли. И так
поступал праведник, предполагая, что принимает (к себе)
путников незначительных.
4. Поучимся и станем подражать
добродетели праведника. Если мы будем так же поступать,
то конечно и сами когда-нибудь получим такую же ловитву,
а лучше сказать – и всегда может иметь ее в руках, если
захотим. Человеколюбец Господь, (желая), чтобы мы не
были медлительны в делах страннолюбия, и не разведывали
о путниках (кто они и откуда), говорит: "иже Аще приимет
единого от малых сих во имя мое, мене приемлет". Итак,
не смотри на видимую незначительность путника, и по
наружности не унижай его, но подумай, что ты в нем
принимаешь своего Господа. Поэтому, когда ради имени
Господа ты окажешь призрение страннику, то получишь
такую награду, как если бы принял самого Господа, и хотя
бы тот, кто пользуется твоим гостеприимством, был
человек беспечный и ленивый, ты не смотри на это: тебе
дана будет полная награда за то, что ты делаешь это ради
Господа и подражаешь добродетели праотца. "И видев, –
сказано, – притече в сретение им от дверей сени". Хорошо
употреблено здесь и слово "притече", дабы ты знал, что
странники, как незнакомые, шли мимо, и сами собой не
подошли бы к куще. Потому-то, чтобы не ушла от него эта
духовная ловитва, он, состарившийся, покрытый сединами
столетний старец, подбегает к ним, и бегом выражает свое
усердие. "И видев, – сказано, – поклонися до земли, и
рече: Господи, Аще убо обретох благодать пред тобою, не
мини раба твоего. Да принесется вода, и омыются ноги
ваши, и прохладитеся под древом и принесу хлеб, да ясте,
и по сем пойдете [369], егожеради уклонистеся к рабу
вашему" (Быт.18:2–5). Много удивительного в этих словах
праведника! Не то дивно в его гостеприимстве, что он
принимал странников, но то, что он принимал их с такою
заботливостию, не обращая внимания, ни на свои лета, ни
на самих странников (которые, может быть, явились ему
юными), и не считал достаточным пригласить их только на
словах, но "поклонися, – сказано, – до земли", как бы
умоляя, и выражая усильную просьбу, дабы не показалось,
что он приглашает их просто, из приличия. Потому-то и
божественное Писание, показывая великую и неизреченную
добродетель праведника, говорит: "поклонися до земли",
показывая и этим поступком и словами пламенное усердие,
глубокое смирение, величайшее страннолюбие, несказанную
заботливость. "И поклонившись, – сказано, – рече:
Господи, Аще убо обретох благодать пред тобою, не мини
раба твоего". Кто может достойно восхвалить этого
праведника, или как прославить его, хотя бы даже
бесчисленными устами? Сказать: "Господи" – это дело
обыкновенное; но говорить – "аще убо обретох благодать
пред тобою", это – дивно. Ты, говорит он, мне оказываешь
благодеяние, а не принимаешь его от меня. Вот истинное
страннолюбие: кто с усердием оказывает его, тот более
сам получает, нежели сколько дает (страннику). Но никто
из слушающих это не унижай добродетели праведника,
предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто
были те путники. В таком случае, как я уже много раз
говорил, не было бы ничего и великого, если бы он
говорил таким образом, зная путников; но то дивно и
необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с
ними, как с людьми. Не удивляйся, и тому что праведник,
принимая трех странников, говорит: "Господи", обращаясь
как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался
важнее других; к нему поэтому и обращает праведник
(свою) просьбу. Но далее он обращает речь свою ко всем
вообще, и говорит: "да принесется вода, и да омыются
ноги ваши", и опять: "прохладитеся под древом, и да ясте
хлеб, и по сем пойдете в путь, егоже ради уклонистеся к
рабу вашему". Видишь, как он, не зная, кто эти путники,
и разговаривая с ними, как с обыкновенными людьми,
делает им всем общее приглашение, неоднократно называя
себя рабом их? И смотри, как он наперед уже говорит о
скудости, а лучше сказать – о богатстве своей трапезы:
"да принесется, – говорит, – вода, и да омыются ноги
ваши и прохладитеся под древом". Так как, говорит, вы
утомились и много потерпели от зноя, то прошу вас не
пройти мимо раба вашего. Не много я могу предложить вам.
Я могу только доставить вам воду для омовения, и потом
отдохновение от усталости под деревом. Также он дает
понятие и о своей трапезе. Не думайте, что я предложу
вам что-нибудь роскошное, множество лакомств, или
разнообразные яства: вы будете есть хлеб, "и паки
пойдете в путь, егоже уклонистеся к рабу вашему".
5. Видишь ли, как он употребляет
различные средства, чтобы убедить путников и завлечь их
к себе: и поклоны, и слова, и все способы. Сперва,
говорится, он поклонился; потом называет их господами, а
себя самого рабом; затем говорит, какое им будет от него
угощение, скромно отзываясь о том, и показывая, что не
будет ничего важного. Я могу, говорит он, доставить вам
простую воду для омовения ног, и хлеб, и, тень под
дубом. Не пренебрегите же моей кущей, не презрите моей
старости, не отриньте моей просьбы. Я знаю, какой вы
понесли труд, представляю себе пламень зноя; поэтому
желаю, чтобы вы немного отдохнули. Какой чадолюбивый
отец показал бы столько усердия к своим детям, сколько
праотец показал людям неизвестным, странникам, дотоле
совершенно ему незнакомым? Но так как он обратился к ним
с большим усердием и настоянием, то и получил добычу,
захватив лов в свои сети. "И рекоша, – сказано, –
сотворим [370] тако, якоже рекл еси" (Быт.18:5).
Оживился старец; сокровище, говорит он, у меня в руках;
я получил богатство; теперь забуду и свою старость. И
смотри, с каким восторгом он принимается за дело, как
ликует от радости и восхищается, как будто несет в руках
бесчисленные сокровища. "И потщася, – сказано, – Авраам
в сень" (Быт.18:6). Как в то время, когда устремлялся он
на ловитву их, божественное Писание указало на его
поспешность и пламенную ревность, сказав: "притече в
сретение им", так и теперь, когда он увидел этих мужей,
и достиг того, чего желал, и теперь не оставляет своего
усердия, но показывает еще более горячую любовь, и не
стал беспечнее оттого, что получил желаемое. Между тем с
нами часто случается, что в начале мы иногда показываем
много заботливости, а когда войдем в самое дело, то уже
не столько прилагаем труда, как прежде. Не так поступил
праведник, а как? Опять спешит старец, и, торопливо
вбежав в кущу к Сарре, говорит ей: "ускори, и смеси три
меры муки чисты" (Быт.18:6). Смотри, как он и Сарру
делает общницею той же ловитвы, и как научает ее
ревновать своей добродетели! Он и ее побуждал немедля
приступить к делу: "ускори", говорит; мы получили
великую прибыль; не потеряем же сокровища, но "ускори, и
смеси три меры муки чисты". Зная важность такого доброго
дела [371], он восхотел принять участницей наград и
воздаяний и ту, которая была союзницею его жизни. Иначе,
скажи мне, почему он приказал это не рабыне
какой-нибудь, а жене своей престарелой? (Ведь ей было
уже девяносто лет). И Сарра не отказывается исполнить
приказание, но и сама прилагает равное усердие. Да
слышат это мужья, да слышат и жены! Мужья – чтобы таким
же образом научали своих сожительниц, не чрез рабов
делать, когда в деле представляется какая-либо духовная
польза, а все (что нужно) делать самим; жены – чтобы
спешили принимать участие в добрых делах своих мужей,
чтобы не стыдились страннолюбия, и услужения странникам,
а подражали бы Сарре, старице, которая в таких
преклонных летах приняла на себя этот труд, и исполняла
обязанности рабынь.
Знаю, однако ж, что наших слов никто не
примет. Ныне у нас все идут совершенно иным путем; в
женщинах господствует изнеженность, заботливость о
нарядах, о золотых уборах, и вообще о внешнем украшении,
а о душе нет никакой заботы. Их не убеждает и Павел,
когда возглашает: "не в плетениих влас, ни златом, или
бисерми, или ризами многоценными" (1Тим.2:9). Смотри,
как эта душа, достигавшая неба, не считала для себя
стыдом нисходить в своем слове даже до таких предметов,
и увещевать касательно плетения волос. И справедливо,
потому что у него все попечение было об исправлении душ.
Так как он видел, что такая заботливость о внешности
делает великий вред душе, то не отказался сказать все,
что только нужно для страждущих этим недугом. Если же
ты, говорит он, хочешь украшаться, украшайся истинным
украшением, которое прилично благочестивым женам:
украшайся добрыми делами. Вот украшение души, которое не
подлежит никакому осуждению от посторонних людей, и
никто не может похитить этого украшения: оно завсегда
остается без повреждения. От наружных украшений
происходит бесчисленное зло: не говорю уже о вреде
душевном, о рождающемся отсюда тщеславии, презрении к
ближним, надменности духа, растлении души, увлечении
недозволенными удовольствиями; говорю только, что это
украшение легко может быть потеряно, и от злобы рабов, и
от нападения воров, и от наветов клеветников, и можно
указать бесчисленное множество происходящих отсюда зол и
беспрерывных скорбей. Не такова была Сарра: она стяжала
истинное украшение, и была достойна праотца, и как он
спешил и бежал в кущу, так и она со тщанием исполнила
его приказание, и растворила три меры чистой муки. Так
как пришли к нему три странника, то он и приказал
растворить три меры, чтобы скорее готовы были хлебы. И,
так распорядившись, он опять сам "тече ко кравам"
(Быт.18:7). О, старческая юность! О, сила душевная!
Бежит "ко кравам", а не позволяет идти туда рабам, во
всем показывая пришельцам, каким удовольствием исполняло
его посещение их, и как высоко ценит он присутствие их
(в своей куще), почитая это сокровищем для себя. "И взя,
– сказано, – тельца млада и добра" (Быт.18:7). Он сам
выбрал животное, и, взяв самое лучшее из всех бывших у
него, отдает рабу, побуждая и его не медлить, но
употребить все тщание.
6. Смотри, как все делается со
скоростию, с пламенным усердием, с радушием, с радостию
и с большим удовольствием. "И ускори, – сказано, – раб
приготовити сие" (Быт.18:8). Но и после этого не
успокаивается старец, но опять становится в ряд слуг. "И
взя масло и млеко и тельца, егоже приготова, предложи
им" (Быт.18:8). Сам все делает и предлагает. Он даже не
признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда
они ели, он стоял пред ними под древом. Какое величие
страннолюбия! Какая глубина смиренномудрия! Какая
возвышенность боголюбивой души! Когда они ели, этот
столетний человек стоял пред ними. Мне кажется, что от
великой радости и радушия он стал тогда выше своей
немощи и как бы получил новые силы. Действительно, часто
бывает так, что пламенная ревность души, когда
усиливается, побеждает немощь тела. Итак, праотец стоял,
как раб, считая для себя величайшею честию, что
удостоился послужить посетителям и успокоить их после
трудного пути. Видишь ли, как велико было страннолюбие
праведника? Не на то только смотри, что он предложил
хлебы и тельца, но размысли о том, с каким почтением, с
каким смирением исполнял он обязанность гостеприимства,
не так как многие другие, которые, хотя и сделают иногда
что-нибудь подобное, но тщеславятся пред своими
посетителями, а часто и презирают их из-за оказанной им
услуги. Это подобно тому, как если бы кто собрал
богатство, и имел его уже в руках, а потом вдруг все
собранное выбросил из рук. Тот, кто делает что-нибудь с
надменностию, и поступает так как будто он более дает,
чем принимает – тот не знает, что делает, а потому и
теряет награду за такое дело. Но этот праведник знал,
что делал, а потому во всем, что делал, показывал
духовную ревность. И так как он сеял дела страннолюбия в
обилии и с большим радушием, то вскоре обильною рукою
собрал и снопы. Когда он исполнил все, что от него
зависело, не пропустив ничего, когда дело страннолюбия
окончилось, и обнаружилась вполне добродетель
праведника, тогда, чтобы праведник узнал, кого он принял
к себе, и какие великие блага приобрел себе своим
страннолюбием, пришедший (странник) наконец открывает
себя, и мало-помалу показывает праведнику величие своего
могущества. Увидев, что он (Авраам) стоит у дуба, и
стоянием оказывает (странникам) особенную честь и
готовность к услугам, странник говорит ему: "где Сарра
жена твоя?" (Быт.18:9). И такой вопрос тотчас дал ему
разуметь, что пришедший не был какой-нибудь обыкновенный
человек, когда знал имя его жены. А он отвечает: "се в
сени" (Быт.18:9). И так как пришедший, как Бог, хотел
обетовать ему нечто вышеестественное, то, самым
названием Сарры по имени, Он показывал, что вошедший в
кущу его выше человека. "Возвращаяся бо, – сказал Он, –
прииду к тебе во время сие в часы, и будет иметь [372]
сына Сарра жена твоя" (Быт.18:10). Вот плоды
страннолюбия, вот награда усиленной ревности, вот
воздаяние трудов Сарры! "Она же, – сказано, – услыша
пред дверми сени стоя позади [373]". И услышав это,
"рассмеяся в себе, глаголющи: не у было ми убо доселе,
господин же мой стар" (Быт.18:12). Чтоб оправдать Сарру,
божественное Писание предварительно заметило, что Авраам
и Сарра"заматеревшая беста во днех своих" (Быт.18:11); и
еще не остановившись на этом, Писание говорит далее: "и
престаша Сарре бывати женская" (там же). Иссох, говорит
оно, источник, потемнело око, самый организм поврежден.
Обращая на это свое внимание, Сарра размышляла сама в
себе и о своих преклонных летах, и о старости праотца.
Но в то время, как она размышляла так в куще, Ведущий
сокровенные помышления, желая показать и величие силы
Своей, и то, что ничто сокровенное не утаится от Него,
говорит Аврааму: "что яко рассмеяся Сарра в себе
глаголющи: еда истинно рожду, аз же состарехся"
(Быт.18:13). Действительно она так в себе помышляла. Но
"еда, – говорит, – изнеможет у Бога слово" (Быт.18:14)?
Таким образом вот Он [374] явно открыл себя. Или вы не
знаете, говорит Он, что я, как Господь естества, могу
все, что восхощу, и омертвелые ложесна могу оживотворить
и сделать их способными (к деторождению)? Ужели,
говорит, есть что-нибудь невозможное для Бога? Не Я ли
все творю и преобразую? Не Я ли имею власть жизни и
смерти? "Еда изнеможет у Бога всяк глагол" (Лк.1:37)? Не
прежде ли еще Я обещал это, и может ли слово Мое не
исполниться? Слушай же: "во время возвращуся к тебе в
часы, и будет Сарре сын". Когда, говорит, я возвращусь в
это же самое время, тогда Сарра на самом деле узнает,
что ни старость, ни неплодство ее не будут препятствием
(к рождению сына); но слово Мое будет непреложно и
действительно; рождение сына покажет ей силу Моего
слова. Сарра, услышав, что не скрылись от Посетителя и
мысли ее, "отречеся глаголющи: не рассмеяхся"
(Быт.18:15). Страх смутил ее ум. Писание, все приписывая
ее немощи, говорит: "убояся бо" (там же). Но патриарх
говорит ей: "ни, но рассмеялася еси"(там же). Хотя ты,
говорит, помыслила об этом только в своем уме, и тайно
посмеялась, не думай однако ж, что можешь скрыться от
всемогущества Пришедшего; не отрицайся от того, что
было, и не прилагай греха ко греху; мы получим ныне
великие блага; а всему этому причиной – наше
странноприимство.
7. Будем все подражать ему, и
позаботимся побольше о страннолюбии, не для того, чтобы
получить в воздаяние только эти скоротечные и тленные
блага, но чтобы приготовить себе и в будущей жизни
наслаждение бессмертными благами. Если будем так делать,
то и мы удостоимся принять здесь Христа, и Он сам примет
нас в обителях, уготованных любящим Его, а мы услышим от
Него: "приидите, благословении Отца моего, наследуйте
уготованное вам царствие от сложения мира". Почему и за
что? "Взалкахся бо, и дасте ми ясти, возжадахся, и
напоисте мя, странен бех, и введосте мене,... в темнице,
и посетисте Мене" (Мф.25:34–36). Что может быть легче
этого? Но он не повелевает нам с любопытством
расспрашивать и разведывать о тех, кому намереваемся
оказать свои услуги. Ты, говорит он, делай свое дело,
хотя бы странник был и беден, хотя бы по наружности
казался человеком презренным, потому что то, что
делается для них, усвояю Я себе. Почему и
присовокупляет: "понеже сотворите единому братий моих
меньших, Мне сотвористе" (Мф.25:40). Итак, не будем
пренебрегать столь великою пользою, происходящею от
странноприимства, но постараемся каждый день производить
эту прекрасную куплю, зная, что Господь наш требует он
нас избытка усердия, а не множества яств, не трапезы
роскошной, но сердца радушного, услуг не на одних только
словах, но и любви, происходящей от сердца и чистого
намерения. Поэтому, и мудрый сказал: "лучше слово,
нежели даяние" (Сир.18:16). Часто ведь усердное слово
утешает нуждающегося больше, чем подаяние. Итак, зная
это, никогда не будем негодовать, на приходящих к нам;
но если можем помочь их нужде, то сделаем это с радостию
и радушием, так, как бы больше сами получали от них, чем
подавали им. Если же мы не в состоянии помочь им, не
будем, по крайней мере, грубо обращаться с ними, окажем
им услугу хотя словом, и будем говорить им с кротостью.
И для чего обращаться с ним грубо? Разве он принуждает
тебя? Разве насильно заставляет делать что-нибудь? Он
просит, кланяется, умоляет; а поступающий таким образом
не жестокости заслуживает. И что я говорю: просит и
умоляет? Он высказывает нам тысячи разных благожеланий,
и все это делает ради одного обола. А мы и того ему не
хотим дать. И можем ли получить за это прощение (от
Бога)? Какое будем иметь оправдание, когда сами каждый
день готовим для себя богатую трапезу, часто
превосходящую меру нужного, а им (бедным) не хотим дать
и малости, и это тогда, как могли бы получить таким
образом в будущем бесчисленные блага? О, как велика наша
беспечность! Сколько мы от нее теряем пользы для себя!
Сколько прибыли упускаем из своих рук! Мы удаляем от
себя данное нам от Бога средство к своему спасению, и не
помышляем, не воображаем ни малости наших подаяний, ни
великих наград за них, а все запираем в сундуки и
предоставляем ржавчине поедать наше золото, или – лучше
сказать – бережем его для воров; разнообразные одежды
оставляем на порчу от моли, и не хотим распорядиться,
как следует, тем, что лежит у нас без пользы, – так,
чтобы оно опять сбереглось для нас, и чтобы мы могли
чрез это удостоиться неизреченных благ. Но да сможем
получить их все мы, благодатию и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Св. Духом слава,
держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
364. т. е. на зрелищах.
365. Т. е. и тот и другой приобрели вдвое
против того, сколько им было вверено.
366. Т. е. заимодавец и должник.
367. Т. е. в церковь.
368. Т. е. понимал важность гостеприимства.
369. Злат.: παρελεύσεσθε с исключением
дальнейших слов: εἰς τὴν ὁδὸν ὑμῶν "в путь свой"
согласно Коттониан. и нек. др. сп., а также евр. т., и
вопреки Алек. и Лукиан. сп., где эти дополнительные
слова, как и в Славян. Б., читаются.
370. Злат.: οὕτω ποιήσομεν согласно с сп.
Дорофея и Венским (31 у "Holmes"), где однако ποιήσωμεν
"да сотворим"); вместо этого в Лукиан. – οὕτως ποίησον
"тако сотвори" (Слав. Б.), согласно с еврейским текстом.
371. Т. е. гостеприимства.
372. Ἔξει, каков обычный у 70-ти перевод,
удержанный Златоустом и переданный в Слав. Б. словом:
"родит".
373. Злат. ἐστῶσα ὄπισθεν согласно с сп.
Дорофея и Оксфорд. (75 у "Holmes"), вместо οῦ᾿σα ὄπισθεν
αὐτοῦ "сущи за ним" (Слав. Б.).
374. Т. е. пришедший.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|