Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 36
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Добродетель праведных подобна
сокровищнице, заключающей в себе многое и несказанное
богатство. Как из такой сокровищницы, хотя бы кто и
малую часть взял, может устроить для себя не малое
благосостояние, так и в добродетели этого патриарха
(Авраама) тоже всякий найдет. В самом деле вот, почти
каждый день предлагая вам наставление из жизни его, и
притом сообщая вам это наслаждение в великом обилии, мы
доселе еще не могли пересказать даже и малой части его
добродетелей. Так обильны его доблести! И как из
источника, изливающего обильные потоки, хотя и все
черпают, не только не уменьшают вытекающих из него
потоков, но чем больше бывает черпающих, тем с большею
силою устремляется течение вод, – так тоже самое видим и
в этом досточудном праотце. Сколько, начав от его
времени и до настоящего, почерпают из источника его
совершенств, – и не только не истощили потоков, но
совершенства его еще обильнее открываются. Как некую
златую цепь, находим мы в божественном Писании ряд
сказаний о нем, в таком порядке, что сперва видим
доказательства его собственной мудрости, а потом
немедленно за ними следующие воздаяния (ему) от Бога. И
чтобы вы убедились, что это именно так, необходимо
повторить вам вкратце уже сказанное прежде о нем, и вы
увидите, как преимущественную силу веры праведника,
которую он показал относительно обетований Божиих, так и
щедрые ему воздаяния от человеколюбивого Бога. Подлинно,
один этот праведник достаточно научает всех нас с
ревностию быть готовыми на подвиги добродетели, в
надежде на воздаяние свыше, и видя, как щедр в
воздаяниях наш Владыка, с благодушием переносить все,
что в настоящей жизни кажется тяжко, питаясь надеждою
воздаяний. Вникните же, прошу вас, как он (Авраам) в
самом начале приготовил себя, помощию только врожденного
нашему естеству разума, не имея никакого постороннего
наставника, но еще будучи воспитан неверными родителями,
приготовил, говорю, себя к тому, что удостоился
божественного откровения. Так как он еще в раннем
возрасте ни в чем не последовал заблуждениям отца, но
показал ревность к угождению Богу, то еще в земле
халдейской удостоился небесного посещения. Об этом
весьма ясно свидетельствует блаженный Стефан, говоря:
"Бог славы явися отцу нашему Аврааму, сущу в
Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харрань"
(Деян.7:2). Ты знаешь, как это явление воззвало его
оттуда (из Месопотамии)? Конечно, он, благоугождая Богу,
оказывал почтение и к родителям своим; но и (сам) был
так много любим отцем своим, что ради его (и отец)
удалился оттуда, и по любви к сыну решился оставить
отечество свое и поселиться в чужой стране. Но посмотри
со вниманием, как самое это посещение Божие, бывшее ему
(Аврааму) за первые его добродетели, соделывает те же
его добродетели после того еще более блистательными. Он
решился оставить отечественную страну и поселиться в
чужой, чтобы исполнить повеление Божие. И готов был, мне
кажется, даже без родственников, один сам собою
предпринять странствование, но, как я прежде сказал,
добродетель этого мужа и его любовь к родителям
побуждала и отца сопутствовать ему.
Когда они пришли в Харран, то поставили
здесь кущу. А по смерти Фарры (так было имя его отца),
Бог снова повелевает ему выйти оттуда. "Изыди, –
говорит, – из земли твоей, и от рода твоего, и иди в
землю, юже ти покажу" (Быт.12:1). Так как он со всем
домом переселился в Харран, то Повелевающий ему оттуда
выйти присовокупил: "из земли твоей и от рода твоего",
показывая тем, что Ему (Богу) угодно, чтобы он один
только совершал странствие и не брал с собою ни брата,
то есть Нахора, и никого другого. "Из земли твоей",
сказал (Бог), – потому что, прожив там не малое время,
они устроили себе в той земле жилище, как бы уже в своем
отечестве. И хотя он еще оплакивал родителей, хотя
странствование тогда было во многом затруднительно и
неудобно, однако он со всею ревностию поспешил исполнить
повеление Господа, не зная даже, где будет конец его
странствованию. В самом деле, Господь не сказал ему: иди
в ту или эту землю, но – "юже ти покажу". И несмотря на
то, что так неопределенно было повеление, он, нисколько
не исследывая, исполнил повеленное. Он повел с собою
племянника (Лота), показав и в этом свою добродетель:
взяв его еще юного, он мало-помалу образовал в нем
подражателя своей добродетели, и для того не хотел его
оставить, но принял его в участники своего странствия;
если отец, рассуждал он (Авраам), будучи неверным, по
любви ко мне решился оставить свое отечество, где мы
родились и возросли, последовал за мною и кончил жизнь в
чужой стране, то тем более я не могу оставить здесь (в
прежнем отечестве) сына (моего) брата, юношу, уже с
ранних лет обнаруживающего в себе постепенное
возрастание в добродетели.
2. Когда, таким образом, во всем
показывая свою любовь к Богу, он (Авраам) совершил такое
странствие, и наконец пришел в Палестину и вступил в
пределы хананейские, Бог, желая укрепить его ревность и
простереть к нему руку помощи, явился ему и сказал:
"семени твоему дам землю сию" (Быт.12:7). Чего он желал
и сильно хотел, то есть продолжения своего рода, то ему
Бог немедленно и обещает, вознаграждая его за столь
великие труды. Так как по естеству [312] он не имел
детей и лета уже не позволяли ему надеяться иметь их, то
Бог Своим обетованием ободряет подвижника, соделывает
его еще более мужественным и как бы возвращает ему
юность для дальнейших подвигов. И смотри, как этот
праведник, после такого обетования, предпринимает еще
новый подвиг. Когда наступил голод и была великая
скудость в земле ханаанской, он поспешил в Египет; но
желая там найти средства к утолению голода, подвергся
еще большим опасностям. Благообразие и красота жены его
Сарры угрожали ему смертию. Поэтому, "егда еще
приближися внити во Египет", он говорит ей: "вем, яко
добролична еси" (Быт.12:11), знаю красоту лица твоего и
опасаюсь невоздержания египтян. Итак, если они увидят
тебя и узнают, что я обращаюсь с тобою, как женою, тебя
они оставят в живых, чтобы удовлетворить своей безумной
страсти, меня же умертвят, чтобы без боязни совершить
свое беззаконие, потому что тогда некому будет открыть
его. Итак скажи, что я брат твой. Замечай адамантовую
душу, замечай сердце, крепчайшее железа. Не поколебало
его духа предстоящее несчастие; он и не подумал, и не
сказал сам себе: для того ли я оставил свое отечество и,
показав столь великое послушание, пришел в чуждую
страну, чтобы подвергаться таким бедствиям? Не обещано
ли было мне незадолго пред тем: "семени твоему дам землю
сию?" Вот страх прелюбодеяния и смерти возмущает наши
души. Но ничего такого он и помыслить себе не позволил.
Одно только имел он в виду при таком опасном
приключении, как бы из двух предстоящих ему опасностей
избежать по крайней мере одной.
Таким образом и сам он употребил все
свое благоразумие и мужество, и жена, показывая любовь к
мужу и повиновение, содействовала (ему), поступая так,
как было придумано. Но когда они сделали уже все, от них
зависящее, и тем не менее, по-человечески, могли
потерять всякую надежду, так что беззаконное намерение
(египтян) уже почти приведено было в исполнение, тогда
показано великое о нем (Аврааме) промышление Божие. Бог
не только жену его исхитил от поношения, явил гнев Свой
на царя и на весь дом его, но и патриарху помог
возвратиться из Египта в Палестину с великою славою.
Смотри, как человеколюбивый Господь, подавая подвижнику
среди искушений Свою помощь, соделывает его еще более
крепким для дальнейших подвигов; никогда не оставляя его
без Своей помощи, Он во всем ясно показывает такое
промышление, что тот, перенося немногое, вознаграждается
многим и весьма многим превосходящим человеческие силы.
Видишь терпение праведника? Смотри теперь, по
возвращении его из Египта, как велико было его смирение
и как много было в нем кротости. Когда он возвратился из
Египта с великим богатством, и был не один, а и
племянник сопровождал его, то "не вмещаше их, – сказано,
– земля жити вкупе" (Быт.13:6), так как у них много было
имения, от чего и произошла ссора между пастухами Лота и
Авраама. Тогда праведник, показывая кротость души и
высоту любомудрия, призвав Лота, говорит ему: "да не
будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими,
и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы"
(Быт.13:8). Как бы так он сказал Лоту: нет ничего лучше
мира и нет ничего хуже ссоры; итак, чтобы устранить
всякий повод к ссоре, избери, какую сам хочешь, часть
земли, а мне оставь другую, и мы далеки будем от всякой
ссоры и распри. Видишь добродетель мужа? Юноше он
уступил выбор лучшей земли, а сам удовольствовался
худшею. Посмотри же теперь, сколь великую он получил
награду за такой поступок свой. Лишь только совершилось
разделение и Лот удалился, Бог говорит Аврааму: "воззрев
очима твоима, осмотри всю эту землю, со всех сторон, яко
всю (землю), юже ты видиши, тебе дам ю, и семени твоему
до века" (Быт.13:14–15). Смотри, какой великой он
удостаивается почести за смирение, которое показал в
отношении к своему племяннику. Уступив малое, он
удостоился гораздо большего; а тот (Лот), избрав лучшую
часть, спустя немного, подвергся опасностям, и не только
не приобрел ничего от своего выбора, но неожиданно попал
в плен, лишился (всего) и остался без крова и жилища, и
тогда на самом деле познал высокую добродетель
праведника и сам научился впредь никогда так не делать
(как сделал). В самом деле, едва Лот устроил себе жилище
в Содоме, возгорелась жестокая война: цари соседственных
народов, напав с великою силою, совершенно опустошили
всю ту страну. Избив исполинов и изгнав амаликитян, они
и царя Содома и Гоморры заставили обратиться в бегство,
овладели всеми высотами и, захватив конницу царя
содомского, взяв в плен Лота и жен со всем их имением,
удалились.
3. Но смотри опять, как велико
промышление Божие. Желая освободить и Лота, прославить и
патриарха (Авраама), Бог возбуждает праведника на помощь
племяннику. Узнав о случившемся, праотец с своими
домочадцами устремился на тех царей, без труда поразил
их и освободил Лота, и жен, и всю конницу царя. Одержав
столь славную победу, он всем ясно показал Божие о нем
промышление, и то, что столь великое дело он совершил не
собственною силою, но укрепляемый вышнею помощию.
Впрочем, он успел сделаться учителем благочестия для
всех живших в Содоме, чрез свои беседы с царем их. Когда
царь, встретившись с ним и воздавая благодарность за
сделанное им, обещал уступить ему всю конницу, а себе
взять только людей, – примечай здесь опять великую душу
праведника, как он в одно и то же время и являет свою
мудрость, показывая, что он выше таких даров, и ведет
его (царя) к познанию благочестия, – то праотец не
просто сказал ему: я не позволю себе взять что-нибудь от
тебя, потому что я не имею нужды ни в какой подобной
награде, но что? "Воздвигну руку мою к Богу вышнему"
(Быт.14:22). Он как бы внушал царю: боги, почитаемые
тобою, не суть боги, но камни и дерево; один есть над
всеми Бог, который сотворил небо и землю. "От нити до
ремня" не возьму от тебя (Быт.14:23), чтобы ты не
подумал, что я только для этого совершил отмщение за
тебя, и чтобы ты не мог сказать, что ты обогатил меня.
Тот, Кто мне даровал победу и предоставил торжество,
дарует мне и средства к обогащению. Смотри, какую бы
пользу царь мог получить от слов патриарха, если бы
захотел: он поучал его не надеяться впредь на свою силу,
но познавать Виновника всяческих, презирать
рукотворенные божества и служить Богу всяческих, Творцу
всего и источнику благ. И вообще во всем царь мог видеть
добродетель Авраама. Так, чтобы тот не подумал, что он
(Авраам)презирает его дары по гордости и высокомерию, он
говорит ему: я ничего не возьму, потому что не имею
нужды, и не желаю, чтобы богатство мое от других
умножалось, но тем, которые участвовали со мною в
опасностях, я позволю взять несколько, чтобы они имели
хотя малое вознаграждение за свои труды Так отвечал
праведник царю содомскому.
Но когда Мелхиседек, царь салимский,
вынесши хлеб и вино, предложил ему (так как он был,
сказано, "священник Бога вышнего"), он (Авраам)
принимает от него предложенное, и желая возблагодарить
его за полученное от него благословение и за
прославление Бога (так как Мелхиседек сказал, как
написано: "благословен Аврам Богом вышним,... и
благословен Бог, иже предаде враги твоя под руки твоя"
(Быт.14:19–20)) дает ему десятину от всего, что получил
из добычи. Видишь, как во всем открывается благочестие
праведника; от царя содомского он не хотел взять ничего
– "от нити до ремня", а предложенное от Мелхиседека
взял, взаимно воздав ему и от себя. Этим он научает нас
наблюдать большую разборчивость, а не просто без разбору
принимать от всех. Царь содомский, хотя дарами выражал
свои добрые чувства, но был неверный и имел нужду в
назидании. Поэтому (Авраам) дары его отверг, но
употребил все старание привести его к истинному
богопознанию, и тем самым, что отказал принять дары, и
тем, что ему говорил. От Мелхиседека же он принимает
(дары) справедливо, потому что божественное Писание
свидетельствует о добродетели этого мужа, говоря: "бяше
же священник Бога вышнего". С другой стороны, это
событие было прообразованием Христа, и даже то самое,
что было принесено (Мелхиседеком), предзнаменовало нечто
таинственное. Потому так и надлежало быть, чтобы и
Авраам, приняв (дары) и взаимно вознаградив
(Мелхиседека), показал величие своей добродетели. Дал
Мелхиседеку десятину, выражая и в этом мысль
благочестивую. Может быть, наше слово распространилось
слишком много, но не напрасно и не без причины. Мы
вкоротке пересказали с самого начала вплоть до
настоящего чтения о мужестве праведника, о его
великодушии, о необыкновенной его вере, о мудрости его
разума, о величии его смиренномудрия, удивительном
презрении к богатству, о непрерывном промышлении и
благоволении к нему Божием, и о том, как все бывшие ему
посещения (свыше) каждый раз обнаруживали в праведнике
более и более величия, более и более прославляли его. Но
если вы желаете и не утомляетесь, займемся тем, что было
только что читано, и предложив немногое, окончим слово,
чтобы вы узнали, какое воздаяние получает он (Авраам) за
непринятие даров царя содомского. Что же сказано? "По
глаголех же сих бысть слово Господне ко Авраму". Почему
так начато: "по глаголех сих?" После каких глаголов,
скажи мне? Не ясно ли, что после тех, которые он говорил
царю содомскому, т. е. после презрения и отвержения
даров его, после назидания, которое он сделал чрез
отвержение даров, направляя его к благочестию и познанию
Творца всяческих, – "по глаголех сих", т. е. после того,
как дал десятину Мелхиседеку? Когда, говорит Писание,
исполнил он все это с своей стороны, тогда-то, "по
глаголех сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении
нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда
твоя многа будет зело" (Быт.15:1).
4. Примечай человеколюбие Господа, как
скоро и немедля Он вознаграждает Своими благодеяниями
подвижника Своего, укрепляя таким образом и обновляя
силы его. "Бысть слово Господне в видении нощию". Для
чего ночью? Для того, чтобы слова его (Господа) были
приняты в безмолвии. И говорит ему: "не бойся Авраме", –
примечай особенное попечение (Божие). Для чего сказал:
"не бойся"? Так как он, мало заботясь о дарах царя
(содомского), презрел столь великое богатство, то Бог и
говорит ему: "не бойся", что ты презрел такие дары и не
думай, чтобы от того уменьшилось твое стяжание. "Не
бойся". И чтобы еще более возбудить его дух, говоря с
ним, присовокупляет к слову и его имя: "не бойся
Авраме". И то ведь не мало служит к ободрению, если
произносится имя того, кто призывается. Потом говорит:
"аз защищаю тя". И это изречение многозначительно. Я,
который воззвал тебя из земли халдейской, Я, который
привел тебя сюда, Я, который освободил тебя от
опасностей в Египте, Я, который несколько раз обещал
дать тебе и семени твоему эту землю, Я защищаю тебя. Я,
который каждый день более и более прославляю тебя пред
всеми, Я защищаю тебя, то есть, Я подвизаюсь за тебя, Я
побораю по тебе, Я промышляю о тебе и все тяжкое
соделываю для тебя легким, "аз защищаю тебя, мзда твоя
многа будет зело". Ты не захотел взять награды за труды,
которые понес, подвергая себя столь великим опасностям,
но презрел дары царя (содомского), – так Я дам тебе
награду не такую, какую ты мог (от царя) получить, но
великую, очень великую. "Мзда твоя, – сказано, – многа
будет зело". Видишь щедрость Господа? Видишь
многозначительность слов? Видишь, как Он воодушевлял
подвижника благочестия? Видишь, как Он укреплял его дух?
Ведущий сокровенная сердца видел, что праведник имел
нужду в таких утешительных словах. В самом деле, смотри,
что говорит патриарх, ободренный такими словами: "рече
же Аврам: Владыко, что ми даси; аз же отпущаюся
бесчаден" (Быт.15:2). Когда Господь обещал ему награду,
и награду великую, очень великую, тогда он, обнаружив
скорбь своей души и постоянно томившее его уныние по
причине бесчадия, сказал: Господи, что такое Ты мне
дашь? Вот я уже достиг глубокой старости, и "отпущаюсь"
[313] бесчаден?
Смотри, как еще в древности
любомудрствовал праведник, называя исход из здешней
жизни "отпущением" [314]. Подлинно те, кто со тщанием
подвизается в добродетели, когда переселяются из здешней
жизни, то, поистине, как бы отпускаются на свободу от
злостраданий и от уз: для живущих добродетельно смерть
именно есть переход от худшего к лучшему, от жизни
временной к непрестающей, бессмертной и нескончаемой.
"Аз же, – говорит, – отпущаюся бесчаден". И чтобы
преклонить Господа к милосердию, он не остановился на
этом, но и что еще сказал? "Сын же Мазек [315]
домочадицы моея, понеже мне не дал еси семени, сей
наследник мой будет" (Быт.15:3). Великую скорбь души
показывают такие слова; он как бы так говорит Богу: я не
удостоился и того, чего удостоен мой раб; я умру
бездетным, и безродным, и вот этот раб мой будет
наследником и того, что уже мне дано от Тебя, и того,
что Ты мне несколько раз обещал, говоря: "семени твоему
дам землю сию". Примечай и здесь добродетель праведного.
Имея такие помыслы в душе, он никогда не досадовал,
никогда не роптал; нет, и теперь, ободренный словами
Божиими, он с упованием приступает к Господу, объявляет
ему смущение своих помыслов и показывает рану своей
души, – почему и получил скорое врачевание: "и абие, –
сказано, – глас Господень бысть к нему" (Быт.15:4).
Заметь точность Писания: сказано: "абие", т. е. Господь
не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает
скорое утешение и облегчает беседою с ним тяжесть
печали: "и абие, – сказано, – глас Господень бысть к
нему глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже
изыдет из тебе, той будет наследник тебе" (Быт.15:4).
Этого ли, говорит, ты убоялся? Это ли умножает твою
скорбь? Итак, знай же, что не этот будет наследник твой,
"но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе". Не
смотри на природу человеческую, не думай ни о своей
старости, ни о бесплодности Сары, но веруя в силу Того,
Кто обещает тебе, перестань унывать, утешься и будь
уверен, что будешь иметь наследника, который родится от
тебя. Потом, так как обетование было выше естества и
превышало человеческий разум (потому что много возмущало
дух его препятствие от самого естества, и собственная
старость его, и заматеревшее уже бесплодие Сары), то
Господь еще далее простирает силу Своих обетований,
чтобы праведник, видя щедрость обещающего, имел тем
более надежды. "Изведе же его вон, и рече ему: воззри на
небо и изочти звезды, Аще возможеши исчести я. И рече:
тако будет семя твое. И верова Аврам Богу, и вменися ему
в правду" (Быт.15:5–6). Для чего замечено: "изведе его
вон"? Так как выше было сказано, что Бог явился ему
нощию в видении и беседовал с ним, а теперь он хочет
указать ему на бесчисленное множество звезд на небе, то
и сказано: "изведе его вон, и рече: воззри на небо и
изочти звезды, Аще возможеши исчести я. И рече: тако
будет семя твое". Откровение возвышенное, обетование
великое! Но если помыслим о силе Обещающего, то оно нам
ни мало не покажется чрезвычайным. Тот, Кто образовал
тело из земли, Кто из несущего произвел все видимое, Тот
мог даровать (Аврааму) обетование, превышающее природу.
5. Видишь милосердие Господа? Когда
праведник сказал: "отпущаюся бесчаден", и уже находясь
как бы при самых дверях смерти и не видя никакой
возможности иметь детей, произнес в таком расположении
духа слова: "Мазек, сын домочадицы моея, наследник мой
будет", – тогда Господь, желая воскресить его дух и
укрепить сердце, освобождает его от подавляющего его
страха, возвышает его мысль и обетованием и самым
величием дара; указывая на множество звезд и возвещая,
что столько же произойдет от него потомства, возвращает
ему утешительные надежды. Услышав такое обетование
Господа, праведник оставил всякое человеческое
рассуждение, и, уже не обращая внимания ни на себя
самого, ни на Сару. представлявшую много препятствий к
исполнению обетования, но став выше всего человеческого
и зная, что силен Бог даровать и сверхъестественное,
поверил сказанным (от Господа) словам, не допустил в
себе никакого сомнения и нисколько не поколебался в вере
относительно того, что было ему сказано. Вот признак
истинной веры: когда обетования бывают выше
человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу
обещающего. "Вера есть, – как говорит блаженный Павел, –
уповаемых извещение, вещей обличение невидимых"
(Евр.11:1). И в другом месте: "еже бо видит кто, что и
уповает" (Рим.8:24). Итак, вера состоит в том, когда мы
верим невидимому, утверждая мысль на непреложной
верности обещающего. Так и сделал этот праведник
(Авраам), – показав великую и искреннюю веру касательно
обещанного ему, за что и восхваляет его божественное
Писание, так как оно тут же присовокупляет: "и верова
Аврам Богу, и вменися ему в правду". Видишь, как, еще
прежде исполнения обетований, он получил соразмерное
воздаяние, за то только, что поверил? Ему вменилось в
правду то, что он поверил обетованию Божию и не
испытывал человеческими рассуждениями сказанного Богом.
Итак, научимся и мы от праотца веровать словам Божиим и
уповать на Его обетования, не исследовать их по
собственным соображениям, а показывать благодушие. Это
может нас и праведными сделать, и скорее предуготовить к
получению обещанного (от Бога). Аврааму Бог обещал, что
от семени его произойдет великое множество (потомства),
и обещание это было выше естества и порядка человеческих
дел, почему вера и доставила ему (Аврааму) оправдание
пред Богом. Но нам, если будем внимательны, обещано
гораздо большее, – такое, что может далеко превзойти
всякое человеческое понятие; только будем веровать в
силу Обещающего, чтобы и оправдание приобрести от веры,
и получить обещанные блага. То, что нам в особенности
обещано, превышает всякий человеческий разум и
превосходит всякое рассуждение. Так велики обетования! В
самом деле, не в настоящем только веке нам обещает
Господь продолжение жизни и наслаждение видимыми
благами, но и после отшествия отсюда и разрушения тел,
когда наши тела обратятся в прах и пепел, обещает
(Господь) воскресить их и водворить в большей славе.
"Подобает бо, – говорит блаженный Павел, – тленному сему
облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в
бессмертие" (1Кор.15:53). А после воскресения тел,
Господь обещает даровать нам наслаждение царствия,
общение со святыми, бесконечный покой и те неизреченные
блага, "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце
человеку не взыдоша" (1Кор.2:9). Итак видишь ли, сколь
велико превосходство обещаний? Видишь ли величие даров?
6. Размышляя об этом и зная неложность
обещанного, со тщанием приготовим себя к подвигам
добродетели, чтобы можно нам было насладиться обещанными
благами; спасению нашему и наслаждению столь великими
благами не предпочтем благ временных, не станем
рассуждать о трудах добродетели, а будем помышлять о
воздаяниях; не станем смотреть на трату денег, когда их
нужно бывает давать бедным, а представим себе
происходящие отсюда последствия. Для того-то
божественное Писание и уподобило милостыню семени, чтобы
мы с радостию и великою охотою ее творили. Если те,
которые бросают в землю и рассевают собранные и хранимые
семена, делают это с великою радостию, питаясь благими
надеждами и представляя себе колосья, полные зерен, то
гораздо больше прилично радоваться и восхищаться тем,
кто удостаивается сеять духовное, – потому что они, сея
на земле, пожнут на небе, бросая деньги, получают
прощение грехов и приобретают залог упования, и подавая
здесь (милостыню), приготовляют себе вечный покой и
сожитие со святыми. А если мы изберем целомудрие, то не
станем обращать внимания на то, что эта добродетель
соединена с трудом, или что девство требует великого
подвига, но помыслим об ожидающем нас наследии;
рассуждая всегда об этом, будем обуздывать порывы злых
пожеланий, побеждать влечения плоти и облегчать тяжесть
трудов надеждою воздаяний. Подлинно, надежда получить
какие-либо блага дает смелость отваживаться и на явные
опасности; а тем более она поможет нам мужественно
препобедить трудности в добродетели. В самом деле, если
размыслишь, что, потрудившись немного и сохранив горящий
светильник девства, можешь удостоиться в будущем
блаженной жизни, и войти с женихом (в царство небесное),
если только будешь иметь светильники возженные и в них
достаточно елея, то есть, добрых дел, то как тебе не
перенести со всею легкостию все тяжкое (в жизни),
припоминая и сказанное блаженным Павлом: "мир имейте и
святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа"
(Евр.12:14)? Видишь ли, как апостол соединяет мир с
святостию? Чтобы мы разумели, что он требует не только
чистоты тела, но и мира, он благовременно упомянул о том
и другом, желая утвердить (в нас) то и другое, чтобы мы
и помыслы свои удерживали, не допуская в себе никакого
возмущения или смятения (душевного), а провождали жизнь
спокойную и безмятежную, и чтобы со всеми другими
обращались мирно, были тихи, кротки и снисходительны,
так чтобы все черты добродетели отражались на нашем
лице. Таким образом мы можем презирать и славу настоящей
жизни, предпочитая ей славу истинную, а более заботиться
о смиренномудрии, и считать за ничто всякое счастие
здешней жизни, чтобы насладиться счастием истинным и
прочным и удостоиться узреть Христа. "Блажени, –
сказано, – чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф.5:8).
Итак, очистим нашу совесть и со тщанием позаботимся
благоустроить свою жизнь, чтобы, проведши настоящий век
во всякой добродетели, удостоиться за здешние подвиги
наград в будущем веке, благодатию и человеколюбием
Господа нашего И. Христа, с Которым Отцу, со Св. Духом,
слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Примечание
311. Злат.: ἐν ὁράματι τῆς νυκτὸς согласно с
сп. Коислиан. (X у "Holmes"), – Дорофея и мн. другими; в
Лукиан., как и в евр. т., νυκτὸς "нощию" не читается.
312. Разумеется неплодство Сарры.
313. (ἀπολύομαι)
314. (ἀπόλυσις)
315. Злат. Μαζὲκ согласно с сп. Дорофея; в
Лукиан. сп. Μασὲκ; в евр. т. "мешек" "владение".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|