Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 34
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Вчера узнали вы, возлюбленные, об
изумительном смиренномудрии патриарха, видели его
чрезвычайную кротость. В самом деле, не маловажным было
делом, что старец, совершивший столько добрых дел,
удостоившийся такого благоволения от Владыки всяческих,
оказал юноше – племяннику такую с своей стороны честь,
что уступил ему даже первые места (при выборе земли), а
сам взял худшие, и все сделал, чтобы только прекратить
ссору и устранить повод к распре. Ему-то все мы
постараемся подражать, и не станем никогда
превозноситься над ближними, ни много думать (о себе),
но с великим смиренномудрием будем уступать (другим) и
поспешим уничижать себя и в поступках, и в словах; не
будем враждовать даже против тех, кто оскорбляет нас,
хотя бы это были и облагодетельствованные нами (в
этом-то и состоит самое высокое любомудрие); не будем
также раздражаться обидами, хотя бы досаждающие нам были
и хуже нас, но станем укрощать гнев (других) своею
кротостию и тихостию. Подлинно нет ничего сильнее ее,
нет ничего могущественнее. Она вводит душу нашу в
постоянный мир, заставляя ее стремиться к нему, как бы в
пристань, и таким образом служит для нас источником
всякого успокоения. Потому-то и Христос, предлагая
божественное Свое учение, сказал: "научитеся от Мене,
яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам
вашим" (Мф.11:29). Действительно, ничто так не
доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и
смиренномудрие; а для стяжавшего это благо оно дороже
всякой диадемы, полезнее всякого блеска и славы. Что, в
самом деле, может быть блаженнее человека, свободного от
внутренней брани? Пусть мы вполне пользуемся внешним
миром и услужливостию (ближних); но если внутри нас, от
возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет
никакой пользы от внешнего спокойствия, подобно тому,
как нет ничего жалче того города, который хотя и
огражден бесчисленными стенами и окопами, но терпит
измену от обитающих внутри его. Итак, об этом-то, прошу,
позаботимся прежде всего, как бы нам сделать душу свою
безмятежною, привести ее в мирное состояние и быть
свободными от всякого неприятного чувства, дабы и самим
нам наслаждаться совершенным спокойствием, и с ближними
нашими быть в согласии. В том-то ведь особенно и
заключается отличительное свойство разумного человека,
чтоб быть скромным, кротким, снисходительным, смиренным,
тихим, не водиться и не увлекаться рабски гневом, или
другими страстями, но разумом побеждать внутренние
беспорядочные движения, охранять свое высокое
достоинство и не унижаться, по беспечности, до зверского
состояния бессловесных. А чтобы знать тебе, как велика
сила кротости и смиренномудрия, и как эта одна
добродетель могла того, кто преуспел в ней совершенно,
сделать достойным неизреченных похвал, послушай о
прославлении блаженного Моисея, и о венце, который
сплетен ему за эту добродетель. "И Моисей, – сказано, –
бяше кроток зело паче всех человек, сущих на земли"
(Чис.12:3). Видишь, какая великая похвала: она поставила
его наравне со всем родом человеческим, или – лучше
сказать – выше всего рода человеческого. Тоже говорит
Писание и о Давиде: "помяни, Господи, Давида и всю
кротость его" (Пс.131:1). Этою-то добродетелью и
патриарх (Авраам) стяжал еще большее (против прежнего)
благоволение свыше, и, сделав с своей стороны, что мог,
удостоился за это больших (благ) от человеколюбивого
Бога. Это вы увидите, когда мы предложим вам продолжение
вчерашнего слова и объясним вашей любви, что было уже
прочитано (из Писания). Когда (патриарх) с великою
кротостию уступил Лоту лучшие места, и, предоставив ему
право выбора, охотно взял худшую часть, лишь бы только
прекратить распрю, смотри, какую тотчас получает он
награду от Бога, и как Бог, по великой щедрости Своей,
удостаивает его еще большего воздаяния. Таков наш
Владыка: едва Он увидит, что мы пожертвуем чем-нибудь
малым, как уже и дает нам с Своей стороны богатое
вознаграждение, и такую являет щедрость, которая
безмерно превосходит наши (заслуги).
2. И поступает так Он со всеми нашими
приношениями. Что, скажи мне, ничтожнее двух лепт?
Однако ж (Бог) сделал то, что вдовица, положившая две
лепты, доселе прославляется за это во всей вселенной
(Лк.21:3). И что говорю о двух лептах? Если кто подаст
(жаждущему) и стакан холодной воды, то и за это (Бог)
предназначает великие награды, так как Он творящим
добродетель венцы дает всегда, судя по расположению (их)
сердца (Мф.10:42). Тоже, как всякому известно, делает Он
и в отношении к подвигу молитвы. Если Он увидит, что
кто-нибудь приближается (к Нему) с усердием, тотчас
скажет ему: "еще глаголющу ти, се есмь" (Ис.65:24). А
если (человек) покажет продолжительную настоятельность,
то (Бог) и прошения его исполняет с великою любовию и
горячею ревностию, да и прежде еще (исполнения) прошений
похваляет и венчает его. Так именно и сделал он с
хананеянкою. Когда увидел Он ее усердие и великое
постоянство (в мольбе), то сначала одобрил ее и увенчал,
так сказать, похвалами и сделал известною для всей
вселенной, а потом уже и прошения (ее) исполнил с
великою благостию. Сказав: "о, жено, велия вера твоя",
Он потом прибавил: "буди тебе, якоже хощеши" (Мф.15:28).
И если бы мы захотели пересмотреть все подобные примеры
в божественном Писании, то везде увидели бы великую
щедродательность Господа. В этом-то совершенно уверенный
и зная, что кто уступит меньшее, тот получит большее,
патриарх, как вы слышали вчера, уступил Лоту (лучшую
часть), а себе взял худшую, чтобы и устранить повод к
распре, и показать собственную добродетель, и водворить
мир во всем доме своем. Но посмотрим из нынешнего
чтения, какие получает он от Господа награды за такую
свою кротость. "И рече, – сказано, – Бог Авраму,
повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима,
виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и
востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю
и семени твоему до века". Смотри, как (близок) промысл
Божий, и как скоро воздает (Господь) праведнику. Так как
божественное Писание хочет показать нам, какой награды
удостоился патриарх от человеколюбивого Бога за столь
великое свое смиренномудрие, то сказав, что Лот
отделился (от Авраама) и ушел в землю, которую он выбрал
себе, как самую лучшую, оно тотчас прибавило: "и рече
Господь Бог Авраму". Далее, чтобы мы удостоверились, что
(Господь) точно говорит это (Аврааму) в награду за его
поступок с Лотом, (Писание) прибавило: "и рече Бог
Авраму, повнегда отлучитися Лоту от него", как бы говоря
ему прямо такими словами: ты, по великой кротости,
уступив племяннику лучшую землю, показал этим крайнее
смиренномудрие, и столько позаботился о мире, что
решился на все, лишь бы не было между вами никакой
ссоры: прими же за это от Меня щедрую награду, –
воззрев, говорит, "очима твоима, виждь от места, идеже
ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю
землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до
века". Видишь ли, что награда гораздо выше заслуги его
(Авраама)? И человеколюбивый Господь начинает с тех же
слов, в каких патриарх сделал уступку (Лоту). Как он
сказал: "не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися от
Мене, – Аще ты на десно, аз на лево; Аще же ты на лево,
аз на десно"; так и Господь говорит: воззрев "очима
твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси: яко всю
землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до
века". Смотри здесь, как необычайно велика щедрость
Божия: ты, говорит (Бог Аврааму), предоставив свободу
выбора (племяннику), уступил (ему) ту землю, какую он
вздумал выбрать, а сам взял остальную; Я же показываю
такую щедрость, что всю землю, на которую простираются
взоры твои во все стороны, к северу и югу, к востоку и
западу, всю эту землю, которую ты видишь, отдам тебе; и
не только тебе, но – "и семени твоему до века". Видишь
щедрость, достойную благости Божией? Видишь, сколько
(патриарх) уступил, и чего за то удостоился? Поучимся
отсюда показывать великую щедрость в милостыне, чтобы,
давши немногое, удостоиться великих (наград). В самом
деле, скажи мне, какое тут равенство – дать немного
денег, и получить оставление грехов? Напитать алчущего –
и удостоиться дерзновения в тот страшный день (суда) и
услышать слова, стоящие царства: "взалкахся и дасте ми
ясти" (Мф.25:35)? Разве Тот, Кто явил тебе такую
щедрость, не мог сам удовлетворить требованию и этого
алчущего? Но Он оставляет его бедствовать в нищете для
того, чтобы и он стяжал великую награду за терпение и ты
милостынею приобрел себе дерзновение.
3. Видишь человеколюбие Господа, как Он
все устрояет к нашему спасению? Итак, когда подумаешь,
что (бедный), борясь с нищетою, истаевает от голода ради
тебя и твоей пользы, не проходи (мимо его) без
сострадания, но будь верным распорядителем того, что
тебе вверено от Господа, чтобы, удовлетворив нужде
бедного, и сам ты снискал себе свыше великое
благоволение. Прославь и Господа своего за то, что Он
ради тебя и твоего спасения попустил этому человеку жить
в бедности, чтобы ты мог найти для себя способ и грехи
свои очистить, и благим употреблением вверенного тебе от
Господа заслужить те похвалы, которые превосходят всякое
слово и понятие, – ведь ты услышишь: "добре, благий рабе
и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю;
вниди в радость Господа твоего" (Мф.25:23). Помышляя об
этом, будем смотреть на бедных, как на благодетелей, как
на таких людей, которые могут доставить нам средство ко
спасению; будем подавать им (милостыню) с щедростию и
горячим усердием, никогда не делая неприятного вида при
подаянии, но разговаривая с ними весьма кротко и
показывая великую снисходительность (к ним). "Приклони,
– сказано, – нищему ухо твое, и отвещай ему мирная в
кротости" (Сир.4:8), чтобы, еще прежде подаяния,
ласковыми словами ободрить сокрушенную великою бедностию
душу его. "Лучше, – сказано, – слово, паче даяния"
(Сир.18:17). Так-то и слово может ободрить душу и
доставить ей великое утешение.
Итак, будем подавать щедрую милостыню,
взирая не на принимающего только, но помышляя о Том, Кто
относит к Себе все, что ни делается для бедных, Кто
обещает награду за подаяние: к Нему-то возводя ум,
постараемся давать (милостыню) со всем усердием, и щедро
сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву:
сеяй, сказано, "скудостию, скудостию и пожнет"
(2Кор.9:6). Итак, не скупою рукою будем бросать эти
добрые семена, чтобы в свое время пожать нам в изобилии.
Теперь – время сеяния: не упустим же его, чтобы в день
воздаяния за посеянное здесь пожать нам плоды и
удостоиться человеколюбия Божия. Никакая другая
добродетель не может так угасить греховный наш пламень,
как щедрая милостыня. Она и грехи наши уничтожает, и
доставляет нам дерзновение (пред Богом), и
предуготовляет наслаждение неизреченными благами. Но
довольно уже сказано к вашему назиданию и в объяснение
того, что, давая немногое, мы удостаиваемся от Господа
большего. Уклонилось же слово наше к увещанию о
милостыне по случаю того, как мы сказали, что патриарх,
уступив Лоту часть земли и даже предоставив ему самую
лучшую землю, а себе взяв худшую, за это удостоился от
Бога такой щедрой награды, что ему дано Богом
обетование, превышающее всякий ум и понятие. Воззрев,
сказано, "очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне
еси, к северу и югу: яко всю землю, юже ты видиши, тебе
дам ю, и семени твоему до века". Ты, говорит, уступил
племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю;
мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том
до века, т. е. навсегда. Видишь, как щедр Господь в
благодеяниях? Так как знал (Господь), что этого особенно
и желал патриарх и ничто так не укрепит его усердия
[287], то и говорит: Я и это сделаю для тебя, что т. е.
и потомки твои будут пользоваться этою землею и владеть
ею всегда. Потом, чтобы (Авраам), смотря только на свою
природу и старость, также на неплодство Сары, не
усумнился в обетовании, но положился бы на силу
Обетовавшего, (Бог) говорит: "и сотворю семя твое, яко
песок земный. Аще кто может исчести песок земный, то и
семя твое изочтет". Поистине, обетование было превыше
естества человеческого! Господь обещал не только сделать
патриарха отцем, тогда как столько было препятствий к
этому, но и дать (ему семя) столь многочисленное, что
оно сравняется с (количеством) песка земного и даже
будет неисчислимо, – этим сравнением Он хотел показать
необычайную великость (обетования).
Смотри, как человеколюбивый Господь
мало-помалу упражняет добродетель праведника. Сказав уже
прежде: "и семени твоему дам землю сию", Он теперь опять
говорит: "и семени твоему дам до века и сотворю е, яко
песок земный". Между тем обетование пока ограничивается
только словами, и много проходит времени между
обетованием и его исполнением, чтобы мы узнали и
боголюбивую душу патриарха, и беспредельную силу Божию,
(Бог) намеренно медлит и отлагает (исполнение
обетований), чтобы получившие обетование, дошедши до
глубокой старости, и, так сказать, отчаявшись (в
исполнении), по порядку дел человеческих, тогда-то и
дознали опытом и собственную немощь, и несказанно
великую силу Божию.
4. Посуди же, по продолжительности
времени протекшего между обетованием и его исполнением,
о твердости души патриарха, как он, минуя все
человеческое, обратил мысль свою к силе Обетовавшего, и
не смущался, не колебался. Вы знаете, что если кто раз и
два, обещавшись, не привел в исполнение своего обещания,
мы как-то уже не легко верим потом его обещаниям. Так и
должно быть в отношении к человеку. Но что касается до
Бога, Который с великою премудростию устрояет дела наши,
то, когда Он однажды даст нам обетование, хотя бы потом
возникло бесчисленное множество препятствий, мы, взирая
на величие силы Его, должны быть уверены, иметь твердое
убеждение и помнить, что слово Его непременно придет в
исполнение. Нет ничего такого, что могло бы когда-либо
остановить (исполнение) Его обетования. Он – Бог, для
Которого все возможно, и потому направляет
обстоятельства, куда хочет, будучи силен найти путь и в
местах непроходимых, и после того, как мы уже отчаялись,
подавая нам благие надежды, чтобы мы таким образом яснее
познавали безмерное величие Его благоустроительной
премудрости. "Востав, – сказано, – пройди землю в
долготу ее и в широту, яко тебе дам ю" (Быт.13:17).
Смотри, как (Бог) всячески хочет возбудить в праведнике
живое упование. "Востав", говорит, обойди вокруг,
осмотри и длину и широту (земли), чтобы узнать тебе
обширность земли, которою будешь пользоваться и, прежде
еще обладания (ею), утешаться уже надеждою. Сколько ты
ни обойдешь земли, (всю) ее отдам тебе, дабы ты знал,
что ты уступил (племяннику) не столько, сколько теперь
имеешь получить. Не думай же, будто ты получил худшую
часть, когда тот (Лот) завладел, по-видимому, лучшими
местами. Скоро увидишь на самом деле, что немного пользы
принес ему выбор лучших мест, да и сам он узнает, какое
зло – искать лучших мест. А ты теперь же получи награду
за смиренномудрие и кротость, которую показал ты в
отношении к племяннику, прими обетование и узнай всю ту
землю, которой ты – господин и которою скоро овладеешь
ты и семя твое навсегда: "и семени твоему", – сказано,
до века. Величественно обетование Божие! Велико обилие
щедрот у Владыки всех нас! Необычайна награда, какую
человеколюбивый и благоутробный (Бог) даровал этому
блаженному и имеющему произойти от него потомству!
Услышав это, изумленный несказанною благостию Божиею,
патриарх, "отселився, – сказано, – пришед вселися у дуба
мамврийского... в Хевроне" (Быт.13:18). То есть, получив
обетование и расставшись с Лотом, он перенес свою кущу
под дуб мамврийский. Смотри на любомудрое расположение
души, смотри на высоту духа, как он (патриарх) легко
переселяется, и не скорбит, переходя с места на место.
Ты не увидишь, чтобы им обладала или связывала его
привычка, чему нередко подвергаются даже те, которые,
по-видимому, уже любомудрствуют и стали свободными от
мирских смятений. Как придет время переселиться и
перейти в чужую землю, часто и ради духовной нужды,
увидишь, как они скорбят, печалятся и тяготятся
перемещением, потому что связаны привычкою. Но не так
(поступал) праведник; нет, он с самого начала, с самых
ранних лет поступал мудро и, как странник и пришлец,
переселялся то оттуда сюда, то отсюда туда и везде
старался показать на деле боголюбивое свое расположение.
Так, едва поселился он под дубом мамврийским, как тотчас
же и устроил там жертвенник Господу. Видишь благодарную
душу? Едва устроил кущу, как тотчас же вознес ко Господу
благодарение за дарованное ему обетование. Да и на
каждом месте, где ни поселялся он, прежде всего
заботился об этом, – устроял жертвенник, возносил
молитвы и исполнял апостольскую заповедь, повелевающую
на всяком месте "молитися, воздеюще преподобные руки"
(1Тим.2:8). Видишь душу, воскрыленную любовию к Богу и
за все приносящую благодарность. Он не ждал, пока
обетование исполнится; но благодарит за обетование и
делает с своей стороны все, чтобы, изъявив благодарность
за прежнее, расположить своего Господа и к исполнению
обетования.
5. Этому (праведнику) будем подражать и
мы, будем твердо полагаться на обетования Божии, – и
пусть ни продолжительность времени не ослабляет нашего
усердия, ни какие бы то ни было встречающиеся
препятствия не колеблют наших помыслов. Напротив, уповая
на силу Божию, будем являть такую искреннюю веру, как
будто бы мы уже пред глазами у себя имели исполнение
обетований. Ведь и нам Господь обетовал великие,
чрезвычайные и превосходящие наши понятия (дары):
разумею наследие царствия (небесного), участие в
неизреченных благах, жительство с ангелами, освобождение
от геенны. Однако ж не будем не верить (этим
обетованиям) потому только, что не видим (обещанного)
телесными очами; но, помышляя о неложности Обетовавшего
и о великом могуществе Его, будем созерцать эти блага
очами веры и, судя по тому, что уже даровано нам, будем
питать добрые надежды и в отношении к будущему. Для
того-то Он и даровал нам многое здесь, чтобы,
вразумляемые здешними (благами), мы твердо надеялись и
на тамошние. Тот, кто из любви к нам предал Сына Своего,
ужели не дарует нам и всего прочего, как и Павел сказал:
"Иже Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть
его, како не и с ним вся нам дарствует" (Рим.8:32)? Если
(Бог) Сына Своего предал за нас грешных, если удостоил
нас дара крещения, если даровал нам оставление прежних
грехов, если открыл путь покаяния, если для нашего
спасения совершил бесчисленное множество других дел, то
явно, что подаст и уготованные нам в будущем (веке)
блага. По Своей благости предуготовив эти блага прежде,
чем мы явились в мир, ужели Он не даст (нам) и
насладиться ими? А (дабы тебе увериться), что Он еще
заранее предуготовил эти блага для нас, послушай, что Он
сам скажет к стоящим одесную (Его на последнем суде):
"приидите благословеннии Отца моего, наследуйте
уготованное вам царствие прежде сложения мира"
(Мф.25:34). Видишь безмерную благость, по которой Он
явил такую любовь к нашему роду, что еще прежде создания
мира уготовал нам наслаждение царствием? Не будем же,
прошу, непризнательны, не сделаем себя недостойными
столь многих даров, но возлюбим, как подобает, Господа
нашего и не станем делать ничего такого, что могло бы
прекратить Его к нам благоволение. Разве мы предварили
это дело? Он, предупредив нас, явил великую и
неизреченную любовь к нам. Не странно ли же не любить и
нам, сколько можем, Того, кто так возлюбил (нас)? Он
(Господь Иисус Христос), из любви к нам, все претерпел с
радостью: исшедши из самых, так сказать, недр отеческих,
благоволил принять зрак раба, испытать все человеческие
(нужды), потерпеть озлобления и бесчестие от иудеев,
наконец, приял крест и поносную смерть, чтобы
посредством веры в Него избавить нас, пресмыкавшихся по
земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких
грехов. Помышляя обо всем этом, блаженный Павел,
пламенно любивший Христа, обтекший, как бы на крылах,
всю вселенную, старавшийся в теле явить (совершенства)
бестелесных существ, восклицал так: "любы Христова
обдержит нас" (2Кор.5:14). Смотри, какая
признательность; смотри, какая высокая добродетель;
смотри, какая горячая любовь! "Любы, – говорит, –
Христова обдержит нас", то есть возбуждает, нудит,
увлекает. Потом, желая пояснить слова свои, он говорит:
"суждших сие, яко Аще един за всех умре, то убо вси
умроша; и за всех умре, да живущии не ктому себе живут,
но умершему за них и воскресшему" (2Кор.5:14–15). Видишь
ли, как справедливо сказал он, что "обдержит нас любовь"
Христова? Если, говорит, (Христос) умер за всех нас, то
умер для того, чтобы мы, живущие, не для себя уже жили,
но для Него, умершего за нас и воскресшего. Примем же
апостольское увещание и будем жить не для себя, но для
умершего за нас и воскресшего. Но как, скажешь, можем мы
жить не для себя? Послушай, опять, того же блаженного
(Павла), который говорит: "живу не ктому аз, но живет во
мне Христос" (Гал.2:20). Смотри, как он, ходя по земле и
будучи обложен плотию, жил так, как будто бы обитал на
небе и обращался с бестелесными силами. Поэтому-то и в
другом месте он сказал: "а иже Христовы (суть), плоть
распяша со страстьми и похотьми" (Гал.5:24). В том-то и
состоит жизнь не для себя, а для умершего за нас и
воскресшего, когда мы как бы мертвы бываем в отношении к
настоящей жизни и не привязываемся ни к чему видимому.
Для того и Господь наш претерпел распятие, чтобы мы эту
(земную) жизнь променяли на ту (небесную), или – лучше
сказать – чрез эту приобрели себе ту. Ведь настоящая
жизнь, если мы бываем бдительны и внимательны, ведет нас
к наслаждению вечною жизнию. И мы если захотим хотя
несколько воспрянуть и отверзть око ума – можем всегда
питать в себе мысль о тамошнем упокоении, и таким
образом проходить и оставлять без внимания видимое и
устремлять помысл к будущему и вечно пребывающему, как и
блаженный Павел, в наше наставление, говорит: "а еже
ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего
мене и предавшего себе по мне" (Гал.2:20).
6. Вот – душа пламенеющая, вот – ум
воскрыленный, вот – сердце, согретое любовию к Богу!
"Еже, – говорит, – ныне живу, верою живу". Не подумайте,
то есть, чтобы я делал что-нибудь ради настоящей жизни:
хотя я и облечен плотию и подлежу телесным нуждам, но
живу верою во Христа; презирая все настоящее, все
оставляя без внимания по надежде на Него, к Нему
устремил я свою душу. Потом, чтобы ты узнал всю
великость любви его, он говорит: "верою живу Сына Божия,
возлюбившего мене и предавшего себе по мне". Смотри, как
безмерно велика его признательность! Что говоришь,
блаженный Павел? Немного прежде ты сказал: "иже Сына
своего не пощаде, но за нас всех предал есть его"; а
теперь говоришь: "возлюбившего мене", и присвояешь себе
одному всеобщее благодеяние? Да, говорит. Хотя Им
принесена жертва за весь род человеческий, но, по любви
моей к Нему, я присвояю себе все, что Им сделано. Так
обыкновенно поступали и пророки; и они говорили: "Боже,
Боже мой" (Пс.21:2, 117:28, 142:10); хотя (Бог) есть Бог
всей вселенной, но любви свойственно относить к себе то,
что есть общее достояние. "Сына, – говорит, – Божия
возлюбившего мене". Что говоришь? Ужели тебя одного
возлюбил Он? Нет, говорит; Он возлюбил весь род
человеческий, но я так обязан Ему благодарностию, как
будто бы один я был возлюблен Им. "И предавшего себе по
мне". Что же, разве за тебя одного Он распялся? Не сам
ли Он говорит: "егда вознесен буду (от земли), вся
привлеку к себе" (Ин.12:32)? Да и сам ты не сказал ли,
что Он предал себя за всех нас (1Тим.2:6)? Точно так,
говорит; говоря это, я не противоречу себе, но
удовлетворяю любви моей. Но смотри, он и чему-то другому
поучает нас словами своими. Выше он сказал, что Отец "за
нас всех предал есть его" (Сына своего); а здесь
говорит: (Сын) "предал есть себе". Там (он сказал так),
чтобы показать единомыслие [288] и равночестие [289]
Отца и Сына, и сделать указание на домостроительство
(спасения нашего), почему и в другом месте говорит:
"послушлив быв даже до смерти" (Фил.2:8), во всех таких
местах проповедуя о домостроительстве (спасения) [290].
А здесь он употребил выражение: "предал себя", дабы
показать, что (Сын) воспринял страдание добровольно, а
не по необходимости и не по принуждению; что претерпел
Он крест по Своему хотению и по желанию устроить
спасение всего рода человеческого. Итак, можем ли мы
показать соразмерную любовь к Тому, кто явил столь
богатую любовь к нам? Если мы решимся положить и самую
жизнь свою за Его закон и для соблюдения данных от Него
заповедей, – и тогда не возможем достигнуть той меры
любви, какую Он заявил в отношении к нашему роду. Он,
будучи Богом, потерпел все это за людей, и, будучи
Господом, – за рабов, и не просто за рабов, но еще за
неблагодарных, обнаруживших великую и упорную вражду
(против Него). Притом, Он сам предварил оказать такое
благодеяние недостойным и виновным в бесчисленных
грехах. А мы, что ни успеем сделать, ничего не совершим
великого, при всех усилиях возблагодарить
предупредившего нас столькими благодеяниями. Наши (дела
любви к Богу), если только они последуют за Его
благодеяниями, составляют уже некую уплату и долг, а то,
что Он делает для нас, есть дар и благодеяние, и великая
милость. Размышляя обо всем этом, возлюбим Христа, как
возлюбил Его Павел, и, не заботясь о настоящем, укореним
навсегда любовь к Нему в нашей душе. Тогда мы станем
посмеиваться всему в настоящей жизни и на земле будем
жить, как на небе, ни счастием здешним не расслабляясь,
ни скорбями не смущаясь, но, минуя все, будем спешить
отсюда к возлюбленному Господу нашему; не будем роптать
и на медленность (достижения небесных благ), но с
блаженным Павлом станем говорить и мы: "еже ныне живем
во плоти, верою живем Сына Божия, возлюбившего" нас "и
предавшего себе" по нас. (Таким образом) и настоящую
жизнь проведем беспечально, и удостоимся наслаждения
будущими благами, благодатию и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом,
слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Примечание
285. Употребление бож. имени в этом месте у
Златоуста, по тексту Миня, не устойчиво: в заглавии
беседы читается Κύριος согласно с Бодлеан. и др. сп., а
далее – в 2 отд. бес. ὁ Θεὸς Бог (Славян. Б.) согласно с
Лукиан. и др. сп. и, рядом с этим, Κύριος ὁ Θεὸς
"Господь Бог", в евр. т. Иегова "Господь".
286. Злат.: ᾿Αναβλέψας согласно с Коттон.,
Бодлеан., Коислиан. и Лукиан. сп., и вопреки Алекс., где
согласно с евр. т. ἀναβλέψον "воззри".
287. Как обетование о том, что и потомки его
будут владеть землею, которая дана ему.
288. (ὁμόνοιαν)
289. (ὁμοτιμίαν)
290. В котором участвовали и Отец и Сын, –
Отец, предавший Сына, и Сын, приявший смерть.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|