Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 33
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Видя сегодняшнее ваше усердное
собрание здесь и расположение к слушанию, хочу отдать
вам долг, которым обязан я вашей любви. Знаю, что вы,
может быть, и забыли уже (об этом долге), потому что
много дней прошло между (прежними и нынешнею беседою) и
наше собеседование отвлекалось к другим предметам [278].
Наступление святого праздника пресекло у нас порядок
(поучений). Не прилично же было, чтобы в то время, когда
мы праздновали кресту Господню, преподавалось у нас
учение о других предметах; надлежало на каждый день
предлагать вам сообразную (с ним) трапезу. Поэтому,
когда наступил день предания (Христова Иудою), мы,
прервав порядок поучений и соображаясь со временем,
обратили слово на предателя и затем предложили вам
(поучение) о кресте. Потом, как настал день воскресения,
нужно было научить вашу любовь о воскресении Владычнем,
а в следующие дни представить вам доказательства
воскресения (Христова) в совершившихся после него
чудесах, что мы и сделали, когда, взявшись за Деяния
апостольские, изготовляли вам оттуда постоянное
пиршество, а вновь удостоившимся благодати (крещения)
предлагали каждый день обильные увещания. Теперь же
надобно напомнить вам о долге и тотчас сделать
удовлетворение. Если вы, по причине развлечения
множеством забот, и не знаете, в чем состоит этот долг,
потому что имеете заботу и о жене, печетесь и о детях,
промышляете и о насущном хлебе, и развлекаетесь
множеством других житейских попечений, за то мы, ничем
таким не смущаемые, и напоминаем вам о долге, и готовы
отдать (его). И не удивляйтесь, что мы выказываем такую
готовность (выплатить долг). Свойство этого долга
противоположно чувственному богатству. Там должник не
так-то скоро покажет такую готовность, зная, что уплата
долга у него уменьшит имение, а у получающего увеличит
достояние. Но в этом духовном долге нет ничего такого;
напротив, здесь и должник, уплатив (долг), становится
гораздо богаче, и у получающих увеличивается богатство.
Поэтому у тех бывает много неудовольствий (при уплате
долга); а здесь для обоих большая прибыль – и для
уплачивающего, и для получающих. Это самое внушает
блаженный Павел и в отношении к любви, когда говорит:
"ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити
друг друга" (Рим.13:8), показывая, что этот долг, будучи
и всегда уплачиваем, никогда не прекращается. Впрочем,
не должно быть небрежными и вам, когда располагаетесь
получить (долг), потому что ваше усердие и нас,
уплачивающих долг, сделает более богатыми, и вам
доставит больше пользы.
Итак, если таково свойство этого долга,
что, чем больше мы будем уплачивать (его), тем больше
будем умножать собственное достояние, то вот мы покажем,
наконец, вам, в чем состоит наш долг, чтобы и вы с
большим усердием приняли слова наши и, оценив нашу
готовность, вознаградили нас тщательным вниманием к
тому, что мы будем говорить. В чем же состоит долг? Вы
знаете и помните, что мы изложили следующие
обстоятельства в жизни патриарха (Авраама): его
путешествие в Египет по причине голода, похищение Сары
фараоном и негодование, которое Бог, промышляя о
праведнике, показал и над самим фараоном, и над всем
домом его, и тем предуготовил патриарху весьма славное
возвращение из Египта: "заповеда бо, – сказано, – Фараон
мужем о Авраме, проводити его и жену его, и вся, елика
Быша его, и Лота с ним. Изыде же Аврам от Египта сам, и
жена его, и вся, елика его, и Лот с ним в пустыню"
(Быт.12:20, 13:1). Остановив на этом слово, мы обратили
его, во все последующие дни, к учению о предметах,
соответственных тому времени. Поэтому сегодня надобно
восстановить порядок и, как бы в одно тело, соединить
то, что будет говорено, с тем, что уже сказано: таким
образом и поучение наше будет вам удобовразумительно. Но
чтобы слова наши были тем яснее для вас, следует
предложить любви вашей и самое начало нынешнего чтения.
"Аврам же, – сказано, – бяше богат зело скоты, сребром и
златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до
места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между
Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее: и
призва тамо Аврам имя Господа Бога". Не пройдем этого
чтения без внимания, но постараемся ясно усмотреть
точность божественного Писания, как оно ничего не
рассказывает нам ненужного. "Аврам же, – сказано, – бяше
богат зело". Заметь, во-первых, что оно не просто
указало, не напрасно и не без причины именно теперь
называет его (патриарха) богатым. В самом деле, нигде в
другом месте оно не упомянуло, что он был богат, но
только теперь в первый раз. Отчего это и для чего? Для
того, чтобы познал ты благоизобретательность премудрости
Божией и необычайную и беспредельную силу промышления,
какое Он явил в отношении к праведнику. Тот, кто, по
причине сильного голода, не в состоянии был более жить в
Ханани, должен был отправиться в Египет, вдруг стал
богат, и не просто богат, но "зело", и не "скоты"
только, но "и сребром, и златом".
2. Видишь ли, каково промышление Божие?
Пошел (Авраам) искать облегчения от голода, – и
возвратился, не только спасшись от голода, но и стяжав
великое богатство и несказанную славу, всем показав о
себе, кто таков был он. Теперь уже и хананейские жители
лучше узнали добродетель праведника, когда увидели,
какая внезапная произошла перемена и каким богатством
обладает этот странник, который пошел в Египет как
беглец и скиталец. Замечай притом, что он и от великого
счастия и от избытка богатства не сделался надменнее и
беспечнее, но опять спешит в то самое место, где был
прежде, до отшествия в Египет. "Иде, – сказано, – в
пустыню до места, идеже бе куща его первее, на место
жертвенника, идеже сотвори его первее: и призва имя
Господа Бога". Посуди, как он любил тишину и
спокойствие, и постоянно прилежал к служению Богу. Он
дошел, сказано, до того места, где прежде он создал
жертвенник и призывал имя Божие, и (таким образом)
задолго прежде и заранее исполнил уже то, что сказано
было Давидом: "изволих приметатися в дому Бога моего
паче, неже жити ми в селениих грешничих" (Пс.83:11).
Пустыня, ради призвания в ней имени Божия, была для него
дороже городов. Он знал, знал, что и величие городов
составляет не красота зданий и не многочисленность
жителей, но добродетель обитателей. Вот почему и
пустыня, украшаемая добродетелию праведника, стала лучше
городов и знаменитее обитаемой земли. "И Лоту, –
сказано, – ходящу со Аврамом, бяху овцы, и волы, и
скоты, и не вмещаше их земля жити вкупе, яко имения их
бяху многа, и не можаху жити вкупе" (Быт.13:5–6). Не
только у самого патриарха умножилось имение, но "и Лоту
бяху овцы, и волы и скоты". Может быть, иное сам
(патриарх), будучи щедр, подарил племяннику, а иное дали
ему и другие из уважения к патриарху. "И не вмещаше их,
– сказано, – земля, яко имения их бяху многа"
(Быт.13:6). Смотри, как избыток богатства тотчас
становится причиною разделения, производит разрыв,
нарушает согласие, расторгает узы родства: "и бысть
распря между пастухи скота Авраамля и между пастухи
Лотовыми. Хананеи же и Ферезеи тогда живяху на земли"
(Быт.13:7). Смотри, как слуги полагают начало раздору;
отсюда-то и всегда возникает зло – от худого нрава
служителей: "бысть же, – сказано, – распря между
пастухи". Они-то подают повод к разделению, нарушают
согласие, выказывают сильное недоброжелательство (друг к
другу). "Хананеи же и Ферезеи тогда живяху на земли".
Для чего заметило это нам божественное Писание? Так как
оно сказало, что "не вмещаше их земля жити вкупе", то и
хочет показать нам причину (этого), – потому т. е. "не
вмещаше их" (земля), что была еще занята этими народами.
Но посмотрим на боголюбивое расположение души патриарха,
как он своею кротостию погашает готовый уже вспыхнуть
пламень. "Рече, – сказано, – Аврам Лоту: да не будет
распря между мною и тобою, и между пастухи моими [279] и
пастухи твоими, яко [280] братия мы есмы" (Быт.13:8).
Обрати внимание на глубину смирения и высоту любомудрия:
старец, человек преклонных лет, называет юношу,
племянника своего, братом, ставит его наравне с собой и
не усвояет себе никакого преимущества пред ним, но
говорит: "да не будет распря между мною и тобою, и между
пастухи моими и пастухи твоими"; неприлично, говорит,
быть этому, потому что "братия мы есмы". Видишь, как он
исполняет апостольскую заповедь, которая говорит: "уже
убо отнюд вам срам есть, яко тяжбы имате между собою.
Почто не паче обидими есте? Почто не паче лишени
бываете? Но вы сами обидите и лишаете, да еще братию"
(1Кор.6:7–8). Все это исполняя на деле, патриарх
говорит: "да не будет распря между пастухи моими и
пастухи твоими, яко человецы братия мы есмы". Что может
быть миролюбивее этой души? Так не напрасно и не без
причины сказал я выше, что (Авраам) по любви к миру и
безмятежию ставил пустыню выше обитаемой земли. Смотри,
как и теперь он, узнавши точно, что пастухи ссорятся
(между собою), тотчас же в самом начале пытается
погасить готовый вспыхнуть пламень и прекращает раздор.
Действительно ему, призванному быть учителем любомудрия
для всех, живущих в Палестине, надлежало ни в чем не
подавать (им) соблазна или дурного примера, напротив,
кротостию своего нрава, сильнее трубы, вразумить всех их
и сделать подражателями своей добродетели. "Да не будет,
– говорит, – распря между мною и тобою, и между пастухи
моими и пастухи твоими, яко человецы братия мы есмы".
Много скромности в этих словах: "между мною и тобою"!
3. Смотри, – он говорит с ним, как с
равным себе, тогда как вся ссора возникла, мне кажется,
не из-за чего иного, как из-за того, что пастухи
патриарха не позволяли тем (пастухам Лотовым)
пользоваться одинаковою с ними свободою. Но праведник
все делает с кротостию, желая показать высоту своего
любомудрия и научить не только своих современников, но и
все последующие роды – никогда (не допускать), чтобы
служащие нам ссорились с ближними, потому что их ссоры
делают великое бесчестие нам, и происходящее между ними
не им вменяется, но обращается в укоризну нам. Итак,
прилично ли, чтобы те, которые суть братия между собою,
имеют не только одну природу, но и общее родство, и
присуждены жить здесь, как странники, чтобы эти люди
[281] впадали в такого рода ссоры, тогда как они должны
быть для своих слуг учителями кротости и смирения, и
всякого любомудрия? Да слышат это те, которые считают
себя свободными от упрека, когда своим домашним, по
привязанности к ним, позволяют хищничать,
лихоимствовать, делать соседям бесчисленные обиды и в
городах, и на полях, отнимать у одного поле, у другого
дом, и даже за это выказывают к ним еще больше
благоволения. Пусть несправедливость была делом другого,
но и ты сделался участником в ней, не потому только, что
порадовался этому и думал, что от этого прибавится у
тебя имущества и больше будет богатства, но и потому,
что не воспрепятствовал совершению этой несправедливости
в самом начале ее. Кто мог остановить обидчика и не
сделал этого, тот не меньшему, чем обидчик, подвергнется
наказанию.
Не будем же, умоляю, обольщать себя, но
как сами будем избегать хищения и любостяжания и
умножения своего богатства подобными (средствами), так и
своим домашним станем внушать не делать ничего такого.
Преступления их не освобождают нас от вины, напротив,
подвергают еще большему осуждению, поскольку они
отваживаются делать обиду из угождения нам, и, губя
собственное спасение, вместе с собою увлекают и нас в
погибель. А если мы решимся быть внимательными, то и
сами избавимся от такой гибели, и их удержим от злого
предприятия. И не говори мне этих слов пустых: что мне
за нужда? Ведь не я похитил? Я ничего не знаю: другой
сделал, я не участвовал в обиде. Это только отговорка и
пустое оправдание. Если хочешь доказать, что ты не был
сообщником в обиде и не содействовал, не был виновником
хищения, то поправь сделанное, успокой оскорбленного,
возврати похищенное. Таким образом ты и себя освободишь
от нарекания, и обидчика исправишь, доказав, что не по
твоему желанию он сделал зло, и бедному, утешив его, не
попустишь погибнуть от печали, какой он подвергся бы
из-за потери. "Да не будет, – сказал Авраам, – распря
между мною и тобою, и между пастухи моими и пастухи
твоими, яко человецы братия есмы". Видишь кротость?
Видишь смирение (Авраама)? Послушай, что следует и
далее, чтобы узнать все величие его любомудрия. Как он
разрешил спор и прекратил распрю? "Не се ли, – говорит,
–вся земля пред тобою есть? Отлучися ты от Мене: Аще ты
на лево, аз на десно; Аще же ты на десно, аз на лево"
(Быт.13:9). Усматривай здесь любомудрие и глубокое
смиренномудрие праведника. А еще прежде того подумай,
возлюбленный, какой вред (происходит) от богатства и
какое расстройство от великого избытка. Умножились
стада, притекло великое богатство, – и тотчас пресеклось
согласие, и там, где был мир и союз любви, (явились)
ссоры и вражда. Подлинно, где "мое" и "твое", там все
виды вражды и источник ссор, а где нет этого, там
безопасно обитает согласие и мир. И чтобы увериться тебе
в этом, послушай, что говорит блаженный Лука о тех,
которые в самом начале обратились к вере. "Бе, –
говорит, – у всех сердце и душа едина" (Деян.4:32): это
значит не то, чтобы все они имели одну только душу (как
возможно быть одной душе в различных телах?), но
показывает нам твердое (между ними) согласие. Если бы и
праведник (Авраам) не был весьма великодушен и любомудр,
то разгневался бы и сказал бы Лоту: что за дерзость
такая? Как твои домашние осмелились открыть и уста
против моих домочадцев? И не подумали они, какое
расстояние между вами? Откуда явилось у тебя такое
богатство? Не от моей ли заботливости? Кто тебя и в люди
вывел? Не я ли, который заменил для тебя всех и
показывал во всем отеческую о тебе попечительность? Эту
ли награду воздаешь ты мне за многие тебе услуги? Этого
ли я надеялся, когда водил тебя всюду с собою? Но пусть
ты не взял во внимание ничего из сделанного тебе мною:
не надлежало ли тебе постыдиться хотя моей старости и
уважить седины мои? Но ты позволил своим пастухам
оскорбить моих пастухов, не подумав, что как
оскорбление, им причиненное, переходит на меня, так и
дерзость твоих пастухов падает на тебя.
4. Но праведник не захотел и подумать
ничего такого, но, отринув всякий подобный помысл, об
одном только и старается, как бы прекратить готовую
вспыхнуть ссору и, придумав безобидный способ разлуки,
избавить дом свой от всякого беспокойства. "Не се ли
[282], – говорит, – вся земля пред тобою есть, отлучися
от Мене: Аще ты на десно [283], аз на лево; Аще ты на
лево, аз на десно". Смотри на кротость праведника.
Показывая Лоту на деле, что он делает это не по своей
воле и не по желанию отделиться от него, но вследствие
ссоры и для того, чтобы не было в доме постоянной брани,
смотри, как он (Авраам) своими словами укрощает
горячность Лота, предоставляет ему полную свободу выбора
и предлагает всю землю, говоря: "не се ли вся земля пред
тобою?" Какую ты захочешь, ту и бери себе; а я с великим
удовольствием возьму ту, которую ты оставишь мне. Велико
любомудрие праведника! Ни в чем не хочет он быть в
тягость своему племяннику. Так как, говорит он, делается
то, чего я не хотел, и так как для прекращения ссоры
необходимо нам разлучиться, то я оставляю тебя свободным
на выборе и даю тебе полную волю – взять себе ту землю,
какую почтешь лучшею, а остальную оставить мне. Сделал
ли бы кто и для равного себе по возрасту брата то, что
патриарх сделал для племянника? Если бы даже и сам он
наперед сделал выбор, и себе взял лучшую часть, а Лоту
уступил только остальное, то и в этом случае не великое
ли он сделал бы дело? Но он, желая и показать величие
своей добродетели, и исполнить желание юноши, чтобы от
разлуки их не произошло никакого повода к
неудовольствию, предоставляет Лоту полную свободу и
говорит: "се вся земля пред тобою, отлучися ты от Мене",
и какую (землю) хочешь, возьми. Испытав такую кротость
(со стороны Авраама), племянник должен бы был с своей
стороны оказать почтение патриарху, и ему, а не себе,
предоставить право свободного выбора. Таков ведь обычай
у всех нас, – людей, что, когда увидим, что наши
противники хотят вступить в спор с нами за что-нибудь и
усиливаются занять первое место, мы не соглашаемся
понести унижение и не уступаем им; а когда увидим, что
они уступчивы и ласковыми словами предоставляют нам
полную свободу, то, как бы стыдясь великой их кротости,
мы и спорить перестаем, и, наоборот, предоставляем им
всю власть, хотя бы противник наш, по-видимому, был и
ниже (нас). Так следовало бы и Лоту поступить в
отношении к патриарху; но, как юноша, притом увлекаемый
желанием большего, он спешит занять лучшее, как ему
казалось, место, и сам делает выбор. "И возвед, –
сказано, – Лот очи свои, виде всю окрестную страну
иорданскую, яко вся напояема бяше водою, прежде неже
низвратити Богу Содом и Гоморр, яко рай Божий и яко
земля египетская, даже приити до Зогора. И избра себе
Лот всю окрестную страну иорданскую, и отыде Лот от
востока, и разлучишася кийждо от брата своего"
(Быт.13:10–11). Видишь необычайно великую добродетель
праведника, как он не допустил и дать росток корню зла,
но в ту же минуту исторгнул и истребил то, что готово
было возникнуть, употребив при этом великую кротость,
обнаружив, из любви к добродетели, величайшее презрение
ко всему другому, и показав всем, что для него дороже
всякого богатства мир и свобода от распри? Чтобы кто не
обвинил праведника в несправедливости к Лоту, т.е., что,
уведши его из (отеческого) дома, приведши в чужую
сторону, он отгоняет его теперь от себя, чтобы также не
подумал кто, будто (Авраам) делает это по вражде к нему
(Лоту), чтобы, напротив, все мы знали, что он поступает
так из любви к миру, – для этого он и предоставил выбор
Лоту, и, когда тот взял себе лучшее место, не
опечалился; отсюда уже все мы можем видеть, как сердце
праведника было расположено к добру и к чему стремилась
миролюбивая душа его. Впрочем, (в этом событии)
предустроялась и некоторая другая тайна, чтобы т. е.
вследствие его совершилось многое, именно: чтобы и Лот
узнал на деле, что он незаконно сделал выбор, и жители
Содома познали добродетель Лота, и, по воспоследовании
разлуки, пришло в исполнение данное патриарху обетование
Божие: "тебе и семени твоему дам землю сию"; все это мы,
мало-помалу простираясь вперед, увидим по указанию
божественного Писания. "Аврам же, – сказано, – вселися в
земли ханаанстей: Лот же вселися во граде [284]
окрестных стран, и вселися в Содоме. Человецы же, сущии
в Содоме, зли и грешни пред Богом зело" (Быт.13:12–13).
Видишь ли, Лот обращает внимание только на свойство
земли, а не смотрит на злонравие жителей? Какая польза,
скажи мне, в тучной и плодоносной земле, когда ее
обитатели злонравны? И что за вред от пустыни и от самой
бесплодной земли, когда живущие на ней благонравны?
Самое главное благо есть благонравие жителей. Но Лот
смотрел только на одно – на плодородие земли. Поэтому-то
Писание, желая сделать нам известным злонравие тамошних
жителей, говорит: "человецы же, сущии в Содоме, зли и
грешни пред Богом зело"; не только, говорит, "зли", но и
"грешни", и не просто "грешни", но и "пред Богом"; то
есть, весьма многочисленны были грехи их и нечестие их
чрезмерно – почему, и прибавило (Писание): "пред Богом
зело". Видишь великость нечестия? Видишь, какое зло
гнаться за первыми местами, а не смотреть на истинную
пользу? Видишь, что значит кротость, уклонение от
первенства и смирение? Вот в следующем поучении мы
увидим, что тот, кто избрал лучшие места, не получил от
этого никакой пользы, а взявший худшие делался со дня на
день славнее – и богатство его со всех сторон
увеличивалось, и (сам он) стал знаменит у всех.
5. Но чтобы не слишком продолжить
поучение, на этом остановим слово, а прочее оставим до
следующего дня, попросив вас подражать патриарху, и
никогда не восхищать первенства, но следовать блаженному
Павлу, который говорит: "честию друг друга больша себе
творяще" (Рим.12:10), и стараться уничижать себя во
всем. Это-то (самоуничижение) и доставляет (нам)
первенство, как и Христос сказал: "смиряяй себе
вознесется" (Лк.14:11). Итак, что может сравняться с тем
поведением, когда мы, уступая другим первенство, чрез
это сами достигаем большей чести, и оказывая другим
предпочтение, чрез это сами себя возводим на высшую
почесть? Об этом-то, умоляю, будем стараться, чтобы т.
е. подражать смиренномудрию патриарха и нам, сущим под
благодатию, идти по стопам того, кто еще до закона
показал такое любомудрие. Подлинно истинное
смиренномудрие показал этот чудный муж в отношении к
человеку, который был гораздо ниже его не только по
добродетели, но и по возрасту, и по всему другому.
Подумай только, что старец уступил юноше, дядя
племяннику, (человек) заслуживший такое благоволение у
Бога – тому, кто не сделал еще ничего великого, патриарх
оказал юноше то, что должен бы оказать он, как юноша,
старцу и дяде своему. Так и мы будем оказывать уважение
не одним только высшим нас, или равным с нами: это не
было бы смиренномудрие, потому что когда кто делает
необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие, но
долг. Истинное смиренномудрие в том, когда мы уступаем
тем, кто по-видимому ниже нас, и оказываем предпочтение
тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем
рассудительны, то не будем никого и считать ниже нас, но
всем людям станем отдавать преимущество пред собою. И
это говорю я не о тех из нас, которые погружены в
(бездну) бесчисленных грехов; нет, пусть кто сознает в
себе и бесчисленные совершенства, но, если только он не
думает о себе, как о последнем между всеми, его
совершенства не принесут ему никакой пользы. В том-то
ведь и состоит смиренномудрие, когда кто, имея чем
превозноситься, уничижает, смиряет и ведет себя скромно.
Тогда-то он и восходит на истинную высоту по обетованию
Господа, который говорит: "смиряяй себе вознесется".
Потщимся же все, молю вас, взойти на высоту
смиренномудрия, чтобы заслужить одинаковое с праведником
благоволение у Владыки, и удостоиться неизреченных благ,
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
277. Злат.: σχηνὴ αὐτοῦ, согласно с обычным
чтением у 70-ти.
278. Св. Златоуст, сказав в продолжение св.
четыредесятницы, до страстной недели, 32 беседы на книгу
Бытия, в течение страстной недели, недели Пасхи и
следующих дней пятидесятницы, говорил поучения о других
предметах, приспособительно к самому времени.
279. Злат.: ποιμένων μου καὶ ποιμένων σου
согласно с Лукиан. Коттониан. сп. и евр. т. и вопреки
Алекс. сп. и нек. др., где читается: ποιμένων σου καὶ
ποιμένων μου "пастухи твоими и пастухи моими" (Слав.
Б.).
280. ῎Ανθρωποι "человецы" у Злат. здесь не
читается вследствие, нужно думать, опечатки, так как
далее, при повторении этих библейских слов, слову
ἀδελφοὶ "братия" обыкновенно предшествует ἄνθρωποι, как
и в евр. тексте; согласно с этим в 3 отделении этой
беседы святитель указывает не только на родство, но и на
"одну природу".
281. Т.е. Авраам и Лот.
282. Οὐκ ἰδοὺ согласно с Лукиан.,
Коттониан., и Бодлеан. сп., вопреки Алекс. и др., а
также евр. т., где καὶ ἰδοὺ "и вот".
283. Εἰ σὺ εἰς δεξιὰ, ἐγὼ εἰς ἀριστερὰ
вопреки Лукиан., где, согласно с евр. т., читается: εἰ
σὺ εἰς ἀριστερὰ, ἐγὼ εἰς δεξιὰ, согласно с чем в Славян.
Библии: аще ты на лево, аз на десно.
284. Злат.: ἐν πόλει; в Лукиан. сп. ἐν γῇ "в
земле".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|