Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 30
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Вот уже мы пришли и к концу св.
четыредесятницы, совершили плавание поста, и, по милости
Божией, достигли наконец пристани. Но не предадимся от
этого беспечности, а покажем тем более усердия и
бдительности. И кормчие, когда, переплыв бесчисленные
бездны морские, готовятся уже, с распущенными парусами и
выложенным на верх грузом, войти в пристань, тогда-то и
показывают особенную внимательность и заботливость,
чтобы как-нибудь не удариться кораблем о скалу или
камень, и не потерять плодов прежнего труда своего.
Таким же образом поступают и состязающиеся в бегах:
когда они уже приближаются к концу своего поприща,
тогда-то особенно и стараются бежать, как можно скорее,
чтобы достигнуть конца и удостоиться награды. Равно и
борцы, когда, после множества подвигов и побед, вступают
в окончательную борьбу о венце, тем большие выказывают
усилия, чтобы сойти (с места борьбы) с венцом победным.
Итак, как кормчие, как состязающиеся в бегах и борцы
тогда особенно все напрягают свое усердие и
бдительность, когда приближаются к концу (своих трудов),
– таким же образом и мы теперь, достигши, по благости
Божией, этой великой седмицы (т. е. страстной), должны
особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшие
молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов,
и творить добрые дела, (подавать) щедрую милостыню,
(являть) тихость, кротость и всякую другую добродетель,
чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня
воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки.
Великою же называем эту седмицу не потому, чтобы дни ее
были длиннее, – есть другие (недели), которых дни
гораздо продолжительнее – и не потому, чтобы в ней было
больше дней, – их число у ней тоже, как и у всех других.
Почему же называем ее великою? Потому, что в продолжение
ее совершились для нас великие и неизреченные
благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная
брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена
власть диавола, расхищены снаряды [244] его, Бог
примирился с человеками, небо сделалось (для них)
доступным, люди соединились с ангелами, разделенное
сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира
умиротворил небесное и земное. Потому-то и называем эту
седмицу великою, что в ней Господь даровал нам такое
множество благ. Поэтому-то многие (в эту седмицу) и
усердствуют более и к посту и к священным бдениям и
всенощным молитвам, более подают и милостыни, желая
этими своими делами выразить то почтение, какое они
питают к этой седмице. Если Господь даровал нам в ней
столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем,
показывать свое к ней уважение и почтение?
Вот и цари своими делами показывают,
какое благоговение питают они к этим досточтимым дням:
они повелели, чтобы (в эти дни) пользовались
отдохновением занимающиеся гражданскими делами, заперты
были двери судилищ, прекращались всякого рода споры и
тяжбы, чтобы все могли с великою тишиною и спокойствием
приступить к совершению дел духовных. Но кроме этого,
они показывают еще и другую милость: освобождают от оков
содержащихся в темнице, и, сколько возможно для людей,
подражают своему Господу. В самом деле, как Он
освобождает нас из тяжкой темницы грехов, и дает нам
насладиться множеством благ, – так точно и мы, говорят
цари, должны, в чем только можем, быть подражателями
человеколюбия Господня. Видите, как каждый из нас
всячески выказывает уважение и почтение, какое питает к
этим дням, сделавшимся для нас виновниками многих благ.
Поэтому, прошу, теперь более, чем в другое какое время,
будем приходить сюда, отложив всякое житейское
помышление, с чистым и добрым оком ума. Входя в церковь,
никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы
возвратиться отсюда домой с достойною за труды наградою.
Итак, вот, мы опять предложим вам обычную трапезу и
угостим любовь вашу нынешним чтением из блаженного
Моисея, изъяснив вам это чтение и вместе показав
точность божественного Писания. Окончив повествование о
Ное, оно начало уже излагать родословие Сима и говорит:
"и Симу, родися, и тому, отцу всех сынов Еверовых, брату
Иафета, старейшего" сына [245] (Быт.10:21). Потом,
перечислив имена, говорит: "и Еверу родистася два сына:
имя единому Фалек, во дни бо его разделися земля"
(Быт.10:25). Смотри, как самым именем этого сына
(Писание) предвозвестило об имевшем вскоре последовать
чуде, чтобы ты, когда увидишь самое событие, уже не
удивлялся зная, что это заранее предвозвещено именем
сына. А перечислив тех, которые родились после от этих
(детей Евера), оно говорит: "и бе вся земля устне едине
и глас всем" (Быт.11:1), разумея здесь не землю, но
человеческий род, дабы научить нас, что все человечество
имело один язык. "И бе, – говорит, – вся земля устне
едине и глас всем". Под "едиными устами" разумеется
речь, тоже значит и "глас": все равно, как если бы
сказано было, что все люди говорили одними звуками
(словами) и одним языком. А что именно о речи сказано
это: "и бе вся земля устне едине", слушай, как Писание
говорит в другом месте: "яд аспидов над устнами их"
(Пс.139:3). Так-то Писание словом "уста" обыкновенно
означает речь. "И бысть, внегда поити им от восток,
обретоша поле в земли Сеннарстей и вселишася тамо"
(Быт.11:2).
2. Смотри, как человеческая природа не
любит оставаться в своих границах, но всегда ищет
большего и стремится к высшему. Это-то особенно и губит
людей, что они не хотят знать границ своей природы, но
всегда желают большего и мечтают о том, что выше их.
Оттого-то пристрастившиеся к мирским благам, даже и
тогда, когда обладают великим богатством и властию, как
бы забыв свою природу, усиливаются подняться все выше и
выше, до тех пор, пока не низринутся в самую бездну.
Это, как мы видим, бывает каждый день, и однако ж прочие
не вразумляются этим. А если на малое время и
удерживаются, то скоро, забыв все, опять идут тою же
дорогою и падают в ту же бездну. Тоже случилось теперь и
с этими людьми. "И бысть внегда поити им от восток,
обретоша поле в земли Сеннарстей и вселишася тамо".
Смотри, как Писание мало-помалу открывает нам
непостоянство их воли. Так как, говорит, они увидели
поле, то, оставив прежнее жилище, перешли и "вселишася
тамо". Потом говорит: "и рече каждый [246] ближнему
своему: приидите и сотворим плинты и испечем их огнем, и
бысть им плинта в камень, и брение бысть им [247] вместо
мела. И рекоша: приидите и [248] созиждем себе град и
столп, егоже верх будет даже до небес: и сотворим себе
имя, прежде нежели рассеятися нам" по всей земле [249]
(Быт.11:3–4). Смотри, как они не по надлежащему
воспользовались единством своего языка, и как суетный
замысел житейский стал причиною несчастия. "Приидите, –
говорят, – сотворим плинты, и испечем их огнем, и бысть
им плинта в камень, и брение было им вместо мела".
Смотри, чем они думают обезопасить свое строение, не
зная, что "аще Господь не созиждет дом, всуе трудишася
зиждущииего". (Пс.126:1). "И созиждем, – говорят, – себе
град", не Богу, а себе. Смотри, как нечестие уже
усилилось! Имея еще в свежей памяти всеобщую погибель
[250], они уже дошли вот до какого безумия: "и созиждем,
– говорят, – себе град и столп, егоже верх будет даже до
небесе". Словом: "небесе" божественное Писание хотело
изобразить нам необычайность их дерзости. "И сотворим, –
говорят, – себе имя". Видишь, где корень зла? Да
заслужим, говорят, вечную память; пусть всегда помнят о
нас; наше дело и создание будет таково, что никогда не
забудется! И это сделаем "прежде неже рассеятися нам по
лицу всея земли [251]". Пока, говорят, мы еще вместе,
выполним наше намерение, чтобы оставить нам в
последующих родах вечное о себе воспоминание. Много и
теперь есть таких, которые подражают этим людям и хотят
такими же делами оставить по себе память: они строят
великолепные дома, бани, портики, гульбища. И если
спросишь кого бы то ни было из них, для чего он так
трудится и беспокоится, и тратит много денег по пустому,
то не услышишь ничего, кроме следующих слов: чтобы
всегда помнили о нас, чтобы говорили: это дом такого-то,
это поле такого-то. Но это значит заслужить себе не
(добрую) память, а скорее осуждение, потому что к этим
словам тотчас же прибавляются еще и другие, самые
укоризненные, слова: (это дом, или поле) такого-то
лихоимца, хищника, притеснителя вдов и сирот. Итак, это
значит не приобретать себе память, но подвергать себя
вечным нареканиям, носить и после смерти клеймо
бесславия, изощрять язык всех, кто ни увидит (эти домы и
поля), на осуждение и порицание их владельца. Если же ты
подлинно ищешь вечной памяти, так я покажу тебе путь,
которым можешь ты и достигнуть всегдашнего о тебе
воспоминания (на земле), и приобресть с великою славою
великое и дерзновение в будущем веке. Как же можешь ты
сделать, чтобы каждый день воспоминали о тебе и
превозносили тебя похвалами даже и по смерти? Если
богатство свое раздашь в руки нищих, и оставишь таким
образом после себя (драгоценные) камни и огромные домы,
и поля, и бани. Такая память бессмертна, такая память
будет для тебя виновницею тысячи сокровищ, такая память
облегчит тебя от тяжких грехов, и даст тебе великое
дерзновение пред Господом. Подумай только о тех словах,
которые каждый будет говорить, (называя тебя)
милостивым, человеколюбивым, добрым, кротким и весьма
щедрым. "Расточи, – сказано, – даде убогим, правда его
пребывает во век" (Пс.111:9). Так-то бывает с
богатством: когда его расточаешь, оно тем вернее
сохраняется; когда же удерживаешь и запираешь, губит
даже своих обладателей. "Расточи, – сказано, – даде
убогим", послушай, что следует и далее: "правда его
пребывает во век". Он в один день "расточил" богатство,
а "правда его пребывает" во все веки, и бессмертною
соделывает память о нем.
3. Видишь, какая память продолжается
чрез все веки? Видишь, какая память доставляет великие и
неизреченные блага? Такими-то зданиями постараемся
оставить по себе память. Здания, построенные из камней,
не только не могут принести нам пользы, но еще, подобно
(позорному) столпу, будут непрестанно вопиять против нас
громким голосом. Когда отходим мы отсюда, то сделанные
нами из-за этих зданий грехи уносим с собою, самые же
здания оставляем здесь, и таким образом не только не
достигаем чрез них даже и пустой и бесполезной памяти,
но еще подвергаемся осуждениям, а самое имя (владельца)
тотчас переходит к другому. И действительно это имя от
одного переходит к другому, и от этого опять к иному.
Сегодня говорят: этот дом такого-то, завтра – другого, а
после завтра – еще иного. Таким образом мы добровольно
сами себя обманываем, думая, будто имеем власть над
какою-нибудь вещию, и не рассуждая, что можем только
пользоваться ею, и, волею или неволею, уступаем эти вещи
другим; не говорю еще, что оставляем их даже таким
людям, которым бы мы и не хотели. Но если ты непременно
желаешь, чтобы о тебе помнили, если это тебе вожделенно,
то послушай, как вдовицы вспоминали о Тавифе, и как они
обступили Петра, проливая слезы и показывая ему платья и
одежды, какие делала Серна, живя с ними. Вот живые
здания, которые издавали голос и имели такую силу, что
даже возвратили умершую к жизни. В самом деле, когда они
обступили Петра, проливая горячие слезы и изъясняя свою
нужду в пище и (других) средствах к жизни, Петр,
сказано, "изгнав вон вся, преклонь колена помолися", и
восставив ее, "призва святые и вдовицы постави ю живу"
(Деян.9:40–41). Так и ты, если хочешь, чтобы о тебе
помнили, если ищешь истинной славы, подражай этой жене,
и такие же строй здания; не траться на мертвое вещество,
но показывай великую щедрость к подобным тебе. Такая
память достохвальна и приносит великий плод. Но
возвратимся к нашему предмету и посмотрим на дерзость
тогдашних людей. Их грех послужит для нас, если только
захотим быть внимательными, вразумлением. "И созиждем, –
сказано, – себе град и столп, егоже верх будет даже до
небесе: и сотворим себе имя, прежде неже рассеятися нам"
по земле. Видишь ли, как эти люди во всем показывают
развращение своей воли? "И созиждем, – говорят, – себе
град"; и еще: "сотворим себе имя". Смотри, как они и
после такой всеобщей погибели [252] отваживаются на не
меньшие [253] пороки. Чему же надлежало быть? Как
удержать их от безумия? Бог по Своему человеколюбию
обещал, что никогда уже не наведет потопа, а они ни
наказаниями не вразумились, ни от благодеяний не
сделались лучше.
Потому слушай, что следует далее, и
познай величие неизреченного человеколюбия Божия. "И
сниде, – сказано, – Господь Бог [254] видети град и
столп, егоже созидаша сынове человечии" (Быт.11:5).
Смотри, как Писание выражается по-человечески. "Cниде, –
говорит оно, – Господь Бог", – не для того, чтобы мы
понимали это по-человечески, но чтобы чрез это научились
никогда не осуждать неосмотрительно братьев наших, и не
судить о них по слуху, пока не получим полного
удостоверения. Да и все, что ни делает Бог, делает для
этого; и всегда такое снисхождение употребляет Он для
научения рода человеческого. "И сниде Господь Бог видети
град и столп". Смотри, Он не с самого начала
останавливает их неистовство, но показывает великое
долготерпение, и выжидает, чтобы они привели в
исполнение весь злой замысел свой, и чтобы тогда уже
расстроить Ему их предприятие. Дабы никто не мог
сказать, что они и решились было, но не привели в
исполнение свои замыслы, Бог выжидает, чтобы они
исполнили свои предприятия, и потом уже показывает, как
бесполезны их замыслы. "И сниде, – сказано, – Господь
видети град и столп, егоже создаша сынове человечестии".
Смотри, какое великое человеколюбие! Попустил им понести
труды и тягости, чтобы самый опыт сделался для них
учителем. И как увидел, что зло усиливается и болезнь
распространяется, то уже не оставляет их в конец, но,
являя Свою благость, как наилучший врач, заметивший, что
болезнь усиливается и рана оказывается неисцелимою,
производит скорое сечение, чтобы совершенно уничтожить
самую причину болезни. "И рече, – сказано, – Господь
Бог: се род един и устне едине есмь", то есть, одна речь
и один язык, "и сие начаша творити: и ныне не оскудеют
от них вся, елика Аще восхотят творити" (Быт.11:6).
4. Видишь человеколюбие Господа? Так как
Он хочет расстроить их замысел, то предварительно
составляет оправдание (этого своего намерения),
указывает на великость греха их, на чрезвычайность
злонравия, на то, что они не по надлежащему
воспользовались единством языка. "Се, – говорит, – се
род един и устне едине есмь, и сие начата творити: и
ныне не оскудеют от них вся, елика Аще восхотят
творити". Бог, обыкновенно, поступает так: когда
намеревается послать наказание, то прежде показывает
великость грехов и как бы представляет оправдание, а
потом уже и наказывает. Так и во время потопа, когда Он
восхотел сделать страшную ту угрозу. Писание говорит:
"видев же Господь Бог, яко умножишася злобы
человеков,... и всяк помышляет в сердце своем прилежно
на злая от юности". (Быт.6:5). Видишь, как сперва Он
показал крайность их развращения, а потом уже сказал:
"потреблю человека" (Быт.6:7)? Так и теперь: "се род
един и устне едине есмь, и сие начаша творити". Если они
теперь, пользуясь таким единством мыслей и языка, впали
в такое неистовство, то не сделают ли с течением времени
еще худшего? "Не оскудеют от них, – говорит, – вся,
елика Аще восхотят творити". Ничто уже не в силах будет
удержать их стремления, напротив, они постараются
привести в исполнение все свои замыслы, если не понесут
тотчас же наказания за свои дерзкие предприятия. Точно
так было и с первым человеком. И там Бог, когда положил
изгнать (Адама) из райского жилища, говорит ему: "кто
возвести тебе, яко наг еси?" И еще: "се Адам бысть, яко
един от Нас, еже разумети доброе и лукавое. И ныне, да
не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и
снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из
рая" (Быт.3:11, 22–23). И теперь говорит: "се род един и
устне едине всем, и сие начаша творити: и ныне не
оскудеют от них вся, елика Аще восхотят творити.
Приидите, и сошедше, смесим тамо язык их, да не услышат
кийждо гласа ближнего" (Быт.11:6–7). Смотри опять, какое
снисхождение в словах. "Приидите, – говорит, – и
сошедше". Что значат эти слова? Не требует ли Господь у
кого содействия к исправлению, или помощи к рассеянию
этих людей? Нет; напротив, как выше уже сказало Писание:
"сниде Господь", чтобы этим показать нам, что Он ясно
видел чрезмерность греха их, так и здесь (Бог) говорит:
"приидите, и сошедше". Без сомнения, к равночестным
[255] сказаны эти слова: "приидите, и сошедше смесим,
язык их, да не услышат кийждо гласа ближнего". Такое
наказание, говорит, налагаю на них, как какой-нибудь
вечный памятник, чтобы оно продолжалось весь век, и ни в
какое время не забыли о нем. Так как они не по
надлежащему воспользовались единством языка, то хочу
вразумить их – разноязычием. Так и везде поступает
Господь. Так поступил вначале и с женою: она не по
надлежащему воспользовалась данною ей честию; поэтому
Бог, и подчинил ее мужу. Тоже и с Адамом: он не
воспользовался великим счастием райской жизни, но чрез
преступление сделал себя достойным наказания; поэтому
Бог изгнал его из рая и наложил на него всегдашнюю
казнь, сказав: "терние и волчцы взрастит тебеземля".
(Быт.3:18). Итак, когда и эти люди, пользовавшиеся одним
языком, употребили во зло данное им преимущество, Бог
останавливает стремление их нечестия разноязычием. "И
смесим, – говорит, – язык их, да не услышат кийждо гласа
ближнего", – чтобы, как единство языка совокупляло их в
одном месте жительства, так разность языка заставила их
рассеяться. Не имея одного языка и образа речи, как бы
они могли жить вместе? "И рассея их, – сказано, – оттуду
Господь Бог по лицу всея земли, и престаша зиждуще град
и столп" (Быт.11:8). Смотри на человеколюбие Господа, в
какое Он привел их затруднение! Они стали после этого
похожи на безумных: один требовал того, а другой подавал
иное, так что все их усилия наконец сделались
бесплодными. Потому и "престаша зиждуще град и столп.
Сего ради наречеся имя его смешение, яко тамо смеси
Господь Бог [256] устна всея земли: и оттуду рассея их
Господь Бог по всей земле". (Быт.11:8–9). Смотри,
сколько сделано, чтобы память об этом сохранилась во вся
веки. Во-первых, разделение языков, но еще более и
прежде этого, самое наречение имени, потому что имя
"Фалек", которое Евер дал своему сыну, значит
"разделение". Потом название места – место названо
смешением, что и значит Вавилон. Наконец сам Евер
остался с тем же языком, чтобы и это служило ясным
знаком разделения. Видишь, какими мерами Бог восхотел
это событие сохранить навсегда в памяти (у людей) и
спасти от забвения? С тех пор уже отец должен был
рассказывать сыну о причине разности языков, и сын
старался узнать от отца, почему так названо то место.
Вавилоном названо то место потому, что оно означает
смешение, что "тамо смеси Господь Бог устна всея земли и
оттуду рассея их". Это название места, мне кажется,
равно означает и то, что Бог смесил языки, и то, что от
этого люди рассеялись.
5. Слышали вы, возлюбленные, отчего
произошло рассеяние этих людей и разделение языков. Не
станем же, прошу, подражать им; будем пользоваться, как
должно, тем, что дано нам от Бога, и помня природу
человеческую, будем предпринимать только то, что
прилично предпринимать людям смертным. Размышляя о
тленности настоящего и о кратковременности нашей жизни,
будем предуготовлять себе великое дерзновение
совершением добрых дел, и в эти дни не только покажем
особенное усердие к посту, но и подадим щедрую милостыню
и принесем прилежные молитвы. С постом всегда должна
быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как
говорит Христос: "сей род не исходит, токмо молитвою и
постом" (Мф.17:21). И об апостолах также сказано:
"помолившеся и постившеся, предаша их Господеви, в него
же увероваша" (Деян.14:23). И еще говорит апостол: "не
лишайте себе друг друга, точию... в молитве и посте"
(1Кор.7:5). Видишь, как пост нуждается в содействии
молитвы? Да и молитвы совершаются со вниманием особенно
во время поста, потому что тогда душа бывает легче,
ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем
удовольствий. Молитва великое оружие, великая защита,
великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище:
только бы мы приступали к Господу с бодрою душою и
сосредоточенными мыслями, не давая никакого доступа
врагу нашего спасения. Так как он знает, что в это
время, беседуя о необходимом для нас (ко спасению), и
исповедуя свои грехи и показывая раны врачу, мы можем
получить совершенное исцеление, то особенно в это время
и нападает, и употребляет все усилия, чтобы низложить
нас и повергнуть в беспечность. Поэтому, молю вас, будем
бодрствовать, и, зная коварство диавола, постараемся
особенно в это время отгонять его так, как будто бы мы
видели его присутствующим и стоящим пред нашими глазами,
постараемся удалять от себя всякий помысл, смущающий
душу вашу, напрягать все свои силы и творить усердную
молитву, так чтобы не только язык произносил слова, но и
душа вместе с словами восходила (к Богу). Если язык
произносит слова, а душа скитается вне, помышляя о
домашних делах, мечтая о том, что бывает на торжище, то
нам не будет никакой пользы (от молитвы), а скорее будет
еще и большее осуждение. Если мы, пришедши и к человеку,
показываем такое к нему внимание, что часто не видим
даже людей, стоящих по близости, но сосредоточиваем
мысль свою, и видим того только, к кому пришли, то тем
более должны мы так поступать в отношении к Богу, всегда
и непрестанно пребывая в молитвах. Поэтому и Павел
писал: "молящеся на всякое время, молитеся и духом"
(Еф.6:18), то есть, не языком только и с постоянным
бдением (телесным), но и самою душою: "духом". Ваши
прошения, говорит, да будут духовны; да бодрствует ваш
ум, ваша душа да внимает словам. Просите того, что
прилично просить от Бога, чтобы получить вам и просимое.
И при этом ведите себя внимательно, трезвясь и бодрствуя
душею, не выказывая небрежности, не носясь умом туда и
сюда, но свое "спасение со страхом и трепетом
соделывайте", потому что сказано: "блажен, иже боится
всех за благоговение" (Притч.28:14). Великое благо
молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным
человеком, получает от того не малую пользу, то каких
благ не получит удостоившийся беседовать с Богом?
Молитва есть беседа с Богом. И чтобы тебе удостовериться
в этом, послушай, что говорит пророк: "да усладится Богу
беседа моя" (Пс.103:34), то есть, да будет приятна Богу
беседа моя. Разве не может Он, и прежде нашего прошения,
подать нам? Но Он потому ожидает (нашего прошения),
чтобы иметь случай праведно удостоить нас своего
промышления. Итак, получим ли просимое, или не получим,
будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда,
когда получаем, но и когда не получаем, потому что и
неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее
благотворно, как и получение. Мы ведь и не знаем, что
нам полезно, в той мере, в какой Он это знает.
Следовательно, получим ли, или не получим, мы должны
благодарить. И что удивляешься, (когда говорю), что мы
не знаем, что полезно для нас? И Павел, муж столь
великий и высокий, удостоившийся таких неизреченных
(откровений), не знал, что он просил неполезного ему.
Видя себя окруженным бедствиями и непрестанными
искушениями, он молился об избавлении от них, и не
однажды, не дважды, но многократно; "трикраты, –
говорит, – Господа молих". "Трикраты", т.е. многократно,
он молил, и не получил. Посмотрим же, как он это
перенес. Возроптал ли? Впал ли в уныние? Отчаялся ли?
Нет; но что говорит? "Рече: довлеет ти благодать Моя,
сила бо в немощех совершается" (2Кор.12:8–9). Бог не
только не освободил его от постигших его бед, но и
попустил ему оставаться в них. Пусть так. Но откуда
известно, что он не роптал на это? Слушай, что сам Павел
говорил, когда узнал, что так угодно Богу. "Сладце убо
похвалюся в немощех моих"; не только, говорит, не ищу
уже освободиться от этих бед, но еще с великим
удовольствием хвалюсь ими. Видишь, какая признательная
душа? Видишь, какая любовь к Богу? Послушай, что еще
говорит он: "о чесом бо помолимся, якоже подобает, не
вемы" (Рим.8:26), – то есть, мы, как люди, не можем
знать все обстоятельно. Итак, должно все предоставить
Создателю естества нашего и принимать с веселием и
великою радостию все, что ни определит Он, и смотреть не
на то, чем кажутся вам происшествия, а на то, что угодно
Богу. Он, лучше нас зная, что вам полезно, знает и то,
как устроить наше спасение.
6. Итак, единственным делом с нашей
стороны да будет постоянно пребывать в молитве и не
роптать на нескорое исполнение (наших прошений), но
показывать великое терпение. Бог медлит исполнить наши
прошения не потому, чтобы отвергал их, но потому, что
хочет научить нас усердию (к молитве) и постоянно
привлекать нас к Себе. Так и чадолюбивый отец будучи и
часто упрашиваем сыном, не исполняет просьбы его не
потому, чтобы не хотел дать, но чтобы чрез это побудить
сына к усерднейшему прошению. Зная это, не будем никогда
отчаиваться, и не перестанем приступать (к Богу) и
возносить к Нему усердные молитвы. В самом деле, если
усердная просьба женщины подействовала на того
жестокого, бесчеловечного и не боявшегося Бога судию, и
заставила его оказать ей защиту (Лк.18 и след.), то мы
ли, если только захотим подражать этой женщине, не
расположим оказать нам помощь нашего милосердого и
человеколюбивого Господа, который по благоутробию Своему
хочет устроить наше спасение? Итак, научимся неотступно
и постоянно прилежать к молитве, и днем и ночью, и
особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум
спокоен, когда великая тишина и нет никакого волнения в
доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не
отвлекает от нее, когда возбужденная душа может
обстоятельно высказать все Врачу душ. Если блаженный
Давид, царь и пророк, хотя был отягощен многочисленными
делами, и облечен в порфиру и диадему, говорил, однако
ж, о себе: "в полунощи востах исповедатися тебе о
судьбах правды твоея" (Псал.118:62), то что скажем мы,
которые, хотя и проводим частную и свободную от дел
жизнь, однако ж не делаем и того, что он делал? Так как
днем у него было множество забот, дел и беспокойств, и
он не находил времени, удобного для молитвы, то время
покоя, которое другие проводят во сне, возлежа на мягких
постелях и ворочаясь туда и сюда, он – царь, связанный
такими заботами, употреблял на (молитву), беседовал
наедине с Богом, и вознося искренние и усердные моления,
получал то, чего желал. При содействии этих молитв он
счастливо вел войны, воздвигал трофеи, одерживал победу
за победою, потому что у него было непобедимое оружие –
сила вышняя, которая может выдержать борьбу не только с
людьми, но и с демонскими полчищами. Итак, ему-то будем
подражать и мы, частные люди царю, ведущие жизнь легкую
и спокойную тому, кто, облеченный порфирою и венцом,
превзошел монахов в (строгой) жизни. Послушай, в самом
деле, как он же говорит в другом месте: "быша слезы моя
мне хлеб день и нощь" (Пс.41:4). Видишь, как душа его
была в непрестанном сокрушении? Пищею для меня, говорит
он, хлебом, пиршеством было не другое что, как слезы мои
ночью и днем. И еще: "утрудихся воздыханием моим, измыю
на всяку нощь ложе мое" (Пс.6:7). Что скажем, или чем
извинимся мы, которые не хотим показать и такого
сокрушения, какое показывал царь, обремененный столькими
делами? А что, скажи мне, прекраснее этих глаз, которые
непрестанными слезами украшались, как бы перлами? Ты
видел царя, который и ночью и днем проливал слезы и
пребывал в молитве: посмотри и на учителя вселенной, как
он, заключенный вместе с Силою в темницу, имея ноги,
забитые в колоду, молился всю ночь, не удерживаясь от
этого ни болью, ни узами, но тем большую и пламеннейшую
показывая любовь к Господу. "Павел и Сила, – говорится,
– в полунощи молящеся, хваляху Бога" (Деян.16:25).
Давид, облеченный царским достоинством и диадемою, всю
жизнь пребывал в слезах и молитве; апостол, восхищенный
до третьего неба, удостоенный (откровения) неизреченных
тайн, находясь в узах, в полночь возносил молитвы и
хвалы ко Господу. И царь, вставая в полночь,
исповедывался, и апостолы также в полночь совершали
усердные молитвы и хвалы. Им-то будем подражать и мы,
будем ограждать жизнь нашу непрестанными молитвами, и
пусть ничто не будет для нас препятствием к этому, –
ведь действительно ничто и не может воспрепятствовать
нам, если только мы сами бдительны. Разве для этого мы
нуждаемся в (особом) месте, или времени? Всякое место и
всякое время удобно для нас к молитве. Послушай, в самом
деле, того же учителя вселенной, что он говорит: "на
всяком месте воздеюще преподобные руки без гнева и
размышления" (1Тим.2:8). Если сердце твое свободно от
нечистых страстей, то, где бы ты ни был, на торжище ли,
дома ли, на пути ли, в суде, на море, в гостинице, или в
мастерской, везде можешь помолиться Богу и получить
просимое. Зная это, прошу вас, вместе с постом покажем
усердие и к молитве, и в ней приобретем себе помощницу,
чтобы, удостоившись благодати Божией, провести нам и
настоящую жизнь благоугодно Ему, и в будущей сподобиться
Его человеколюбия, благодатию и щедротами Господа нашего
Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава,
держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
244. (τὰ σκέυη)
245. Злат.: τοῦ μείζονος υἱοῦ согласно со сп.
Дорофея и вопреки Лукиан. и др. греч. сп., где υἱοῦ
("сына") отсутствует, как в евр., так и в Славян. Б.
246. Злат.: ἔκαστος согласно со сп. Дорофея;
в Лукиан. и др. сп. вместо этого читается: ἄνθρωπος
человек.
247. Здесь текст Злат. соответствует обычному
чтению перев. 70-ти: καὶ ἄσφαλτος ἦν αὐτοῖς ὁ πηλός; в
Слав. Б. вторичное: "бысть им" опущено здесь.
248. Злат.: καὶ οἰκοδομήσωμεν согласно с сп.
Дорофея и нек. другими, вопреки Лукиан., где καὶ
отсутствует.
249. Злат.: ἐπὶ πάσης τῆς γῆς согласно с сп.
Дорофея и вопреки Лукиан. и многим др., где ἐπὶ προσώπου
πάσης τῆς γῆς "по лицу всея земли", как и в евр. тексте;
далее читается однако иначе по тексту у Миня.
250. Разумеется всемирный потоп.
251. Здесь ἐπὶ προσώποῦ πάσης τῆς γῆς.
252. Т. е. после потопа.
253. В сравнении т. е. с пороками живших пред
потопом.
254. Злат.: Κύριος ὁ Θεὸς согласно с сп.
Дорофея и Лукиан. и вопреки Алекс. и др. сп., где ὁ Θεὸς
отсутствует, как и в евр. тексте.
255. Т. е. Богом Отцом сказано это Богу Сыну
и Богу Духу Святому.
256. Злат.: Κύριος ὁ Θεὸς согласно с сп.
Дорофея и Лукиан.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|