Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 29
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Мы дошли теперь до конца
повествования о праведнике (Ное): поэтому, прошу,
напрягите ум и тщательно внимайте тому, что говорится. И
от сегодняшнего чтения можно получить не малую и не
незначительную пользу, потому что все, случившееся с
древними (мужами), если только мы захотим быть
внимательными, может доставить нам величайшее назидание.
Для того и описаны не только добродетели святых, но и
прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым
подражали. Мало этого: божественное Писание показывает
тебе, что и праведники часто падали, и грешники являли
великое исправление, чтобы от того и другого мы получали
достаточное вразумление, чтобы стоящий (в добре) не
предавался беспечности, видя, что и праведники падали, и
пребывающий во грехах не отчаивался, знал, как многие
(грешники) раскаялись и успели достигнуть самой высокой
степени (добродетели). Итак, прошу, никто не гордись,
хотя бы и сознавал за собою много добрых дел, но будь
осторожен и внимай увещанию блаженного Павла, который
говорит: "темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет"
(1Кор.10:12). И нисшедший до самой глубины зол не
отчаивайся в своем спасении, но, помышляя о неизреченном
человеколюбии Божием, внимай также Богу, говорящему чрез
пророка: "еда падаяй не востает, или отвращаяйся не
обратится" (Иер.8:4), и в другом месте: не хочу "смерти
грешника", но чтобы "обратитися, и живу быти ему"
(Иез.18:23). Видишь, возлюбленный, что каждое
обстоятельство, описанное в божественном Писании,
предано памяти не для чего другого, как только для нашей
пользы и для спасения рода человеческого? Помышляя об
этом, каждый из нас пусть извлекает оттуда приличное для
себя врачество. Вот почему оно и предлагается всем
беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из
него свойственное удручающей его страсти врачество и
получать скорое исцеление, только бы не отвергал
целительного врачества, но принимал с признательностию.
Действительно, из всех недугов, обременяющих
человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни
телесного, который не мог бы получить врачества из
Писания. Так, наприм., приходит ли кто сюда удручаемый
печальными обстоятельствами житейскими, от которых он
предается унынию? Пришедши и тотчас услышав слова
пророка: "вскую прискорбна еси душе моя: и Вскую
смущаеши мя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение
лица моего, и Бог мой" (Пс.41:6) – он получает
достаточное утешение, и уходит отсюда, совершенно
свободный от уныния. Другой скорбит и печалится, будучи
обременяем крайнею бедностию и видя как другие окружены
богатством, пышностию и великолепием; но и он слышит
опять слова того же пророка: "возверзи на Господа печаль
твою, и той тя препитает" (Пс.54:23), и еще: "не убойся,
егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому
его: яко внегда умрети ему, не возмет вся"
(Пс.48:17–18). Иной унывает, претерпевая от других
оскорбления и клеветы, и считает, жизнь свою
невыносимою, потому что не может ни откуда получить
человеческой помощи; но и этот научается тем же
блаженным пророком не прибегать в подобных
обстоятельствах к человеческой помощи, слыша слова его:
они "оболгаху мя, аз же моляхся" (Пс.108:4).
Видишь, где он ищет помощи? Другие,
говорит, строят козни, клеветы и наветы; а я прибегаю к
несокрушимой стене, к благонадежному якорю, к
безмятежной пристани, – к молитве, посредством которой
все трудное для меня делается легким и удобным. Иной
опять терпит пренебрежение и презрение от тех, которые
прежде угождали ему, оставляется друзьями, и это крайне
огорчает и возмущает душу его; но и он, если захочет
придти сюда, услышит слова того же блаженного (Давида):
"друзи мои и искрении мои прямо мне приближишася и
сташа, и ближнии мои отдалече сташа, и нуждахуся ищущии
душу мою, и ищущии злая мне, глаголаху суетная и
льстивным весь день поучахуся" (Пс.37:12–13). Видишь ли,
враги Давида простирали козни свои до самой смерти и
объявили ему непрерывную войну, – слова: "весь день",
означают тоже, что во всю жизнь. Что же делал Давид,
когда они строили такие козни против него? "Аз же, –
говорит он, – яко глух не слышах, и яко нем, не
отверзаяй уст своих: и бых яко человек не слышах, и не
имый во устех своих обличения" (Пс.37:14–15). Видишь
великую силу любомудрия, как он побеждал (врагов)
противными средствами? Враги строили козни, а он
заграждал и слух свой, чтобы вовсе и не слышать; те ни
на минуту не переставали и изощрять язык и говорить
напраслину и лесть, а он молчанием укрощал их
неистовство. Почему же он так вел себя? Почему в то
время, когда враги столько ухитрялись против него, он
поступал так, как будто бы был глух и безгласен, не имел
ни слуха, ни языка? Послушай, какую он сам представляет
причину такого любомудрия своего: "яко на тя, Господи,
уповах" (Пс.37:16). Так как я, говорит, на Тебя возложил
всю свою надежду, то нисколько не забочусь о том, что
делают эти (враги). Твоя сила может рассеять все,
уничтожить все их козни и хитрости, и не попустить
замыслам их придти в исполнение.
2. Видите, как можно здесь (в Писании)
получить врачество, соответственное каждому несчастию,
постигающему человеческую природу, отринуть всякую
скорбь житейскую и не сокрушаться ни от каких
обстоятельств? Поэтому, прошу вас, чаще приходите сюда,
внимательно слушайте чтение божественного Писания, и не
только когда бываете здесь, но и дома берите в руки
священные книги и с усердием извлекайте из них пользу
для себя. Велика действительно польза, которая от них
происходит: во-первых, от чтения их образуется язык;
потом, и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи
озаряема светом Солнца правды, освобождаясь в это самое
время (чтения) от нечистоты порочных помыслов, и
наслаждаясь великим миром и спокойствием. Что телесная
пища для поддержания наших сил, то же – и чтение
(Писания) для души. Оно есть духовная пища, которая
укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не
позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив
еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на
самое небо. Не будем же, прошу, нерадеть о такой пользе,
но станем и дома заниматься внимательным чтением
божественного Писания и пришедши сюда (в церковь), не
тратить время на пустые и бесполезные разговоры, но для
чего пришли, на то и обращать все наше внимание и
слушать читаемое, чтобы выйти отсюда с каким-нибудь
приобретением. Если же вы, пришедши сюда, будете
проводить время в неуместных и пустых разговорах и
возвращаться домой без всякого приобретения, то что
пользы от этого? Не странно ли будет, что тогда как
приходящие на житейское торжище стараются принести
оттуда домой все, что только можно получить на этом
торжище, хотя и с тратою денег, приходящие сюда, на это
духовное торжище, не станут употреблять всех усилий,
чтобы возвратиться отсюда, получив что-нибудь полезное и
сложив это в свою душу, особенно, когда для этого не
нужно тратить и деньги, а следует только показать
усердие и душевную готовность? Итак, чтобы нам не быть
хуже посещающих житейские торжища, постараемся
выказывать великую заботливость и неусыпную
внимательность, чтобы выходить нам отсюда с запасом,
которого было бы достаточно не только для нас самих, но
и для снабжения других, – чтобы могли мы исправлять и
жену, и рабов, и соседей, и друга, и даже врага. А
таково духовное учение, что оно предлагается всем вообще
и без всякого различия, разве только кто превзойдет
ближнего напряженною внимательностию и пламенным
усердием. Итак, если такова польза от предлагаемого
здесь учения, то изъясним сегодняшнее чтение, и извлекши
из него пользу, возвратимся таким образом домой.
"И начат, – говорит Писание, – Ное
человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи
от вина, и упися" (Быт.9:20–21). Смотри, какую пользу
может доставить нам самое начало этого чтения. В самом
деле, когда услышим, что муж праведный, совершенный,
получивший небесное о себе свидетельство, испил вина и
упился, то как же мы, погрязшие в столь многих и
различных грехах, не постараемся со всем усилием
избегать гибельного пьянства? Ведь неодинакова вина в
том, что этот праведник подвергся этому пороку, и что мы
впадаем в него же. Есть много обстоятельств, которые
делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это,
впрочем, не в защиту пьянства, но для объяснения, что
праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению.
И что он не вдруг дошел до употребления вина, слушай,
как само Писание говорит об этом и защищает его
следующими словами: "и начат Ное человек делатель быти
земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися". Это
самое выражение, "начат", уже показывает, что он положил
начало употреблению вина, и подвергся опьянению по
совершенному неведению и по незнанию меры употребления
вина. Кроме того, (можно сказать) и то, что он, чувствуя
великую скорбь, хотел получить от того утешение, как
говорит и премудрый: "дадите сикера сущим в печалех, и
вино... в болезнех" (Притч.31:6), показывая этим, что
ничто не может быть столь полезным врачеством против
печали, как употребление вина, только бы неумеренность
не уничтожала происходящей от него пользы. А что этот
праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой
пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и
людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшуюся общим
для всех гробом, – кто будет спорить против этого?
Пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не
только о близких к ним, но и о прочих людях. Кто захочет
припомнить, тот найдет, что все они оказывали такое
сострадание. Так он услышит, что Исаия говорит: "Не
належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего"
(Ис.22:4); Иеремия: "кто даст главе моей воду и очесем
моим источник слез" (Иер.9:1); Иезекииль: "о люте мне,
Господи, еда потребляеши ты останки Израилевы"
(Иез.9:8); что Даниил плачет и говорит: ничтожными
сделал нас у всех народов [232]; Амос: "раскайся о сем
Господи"(Ам.7:3); Аввакум: "вcкую мне показал еси труды
и болезни", и в другом месте: "и сотвориши человеки, яко
рыбы морския" (Авв.1:3, 14); он услышит также, что и
самый блаженный Моисей говорит: "аще убо оставиши им
грех [233], остави, Ащеже ни, изглади и мя" (Исх.32:32);
он же, когда Бог обещал сделать его властителем
многочисленнейшего народа и сказал: "остави мя,... и
потреблю этих людей и сотворю тя в язык велик"
(Исх.32:10), не согласился и на это, но захотел лучше
остаться вождем евреев. И учитель вселенной, блаженный
Павел, говорит: "молих бых ся сам аз отлучен быти от
Христа по братии моей, сродницах моих по плоти"
(Рим.9:3).
3. Видите, как каждый из праведников
показывал великое сострадание к ближним? Представьте же
себе положение этого праведника (Ноя), и судите, сколько
он должен был страдать и удручаться скорбию, смотря на
такую безмерную пустыню, видя, как та самая земля,
которая прежде покрыта была столь многими растениями и
украшалась цветами, вдруг была как бы острижена и
сделалась обнаженною и пустынною. Итак, когда его
обременяла великая скорбь, он, желая доставить себе хотя
малое утешение, обращается к земледелию, как и говорит
Писание: "и начат Ное человек делатель быти земли, и
насади виноград".
Но здесь уместно спросить: теперь ли
только он изобрел это растение (виноград), или оно
произведено было еще в самом начале? Надобно думать, что
оно сотворено еще в самом начале, в шестый день, когда
"виде Бог вся, елика сотвори, и ее добра зело"
(Быт.1:31), так как Бог, сказано, "почи в день седмый от
всех дел Своих, яже сотвори" (Быт.2:2), только не было
известно употребление этого растения. Если бы это
растение и плод его были известны людям в самом начале,
то конечно и Авель, принося жертвы, возливал бы и вино.
Но так как тогда еще не знали употребления этого плода,
то и не пользовались этим растением. А (Ной), предавшись
искусству земледелия и занимаясь им с великим усердием,
может быть, вкусил и плода виноградного, выжал грозди и,
сделав вино, употребил его. Но так как он и сам не
вкушал его прежде и никого другого не видал вкушавшим,
то не зная, в какой мере надобно употреблять и как
принимать его, по неведению и впал в опьянение. С другой
стороны, так как уже введено было между людьми
употребление мяса, то следовало (ввести) и употребление
вина. Смотри же, возлюбленный, как мир, мало-помалу,
устрояется, и каждый, по вложенной Богом в природу его
премудрости, делается еще в начале изобретателем
какого-либо искусства, и таким образом вводятся в жизнь
искусственные изобретения. Так, один изобрел земледелие,
другой после него пастушество, иной – скотоводство, иной
– музыку, иной – искусство ковать медь, а этот праведник
изобрел искусство возделывать виноград, по внушению
врожденной ему мудрости. "И начат, – говорит Писание, –
Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и
испи от вина, и упися". Смотри, как это врачество против
скорби, пособие к поддержанию здоровья, когда преступило
за пределы умеренности по неведению, не только не
принесло Ною никакой пользы, но и повредило его
состоянию. Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего
же это растение, производящее столько зла, введено в
употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так
необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но
злоупотребление им. А что не от вина происходят
гибельные пороки, но от развращенной воли, и что
происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность,
это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале
употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что
природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла
до крайнего развращения, и совершила великое множество
грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя
употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле,
развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой
стороны, помысли, человек, и о том, на какое
употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При
его помощи совершается благодатное таинство нашего
спасения. Посвященные знают, о чем говорю. "И начат, –
сказано, – Ное человек делатель быти земли, и насади
виноград: и испи от вина, и упися, и обнажися в дому
своем" (Быт.9:20–21). Дурное, возлюбленный, дурное дело
пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум.
Человека разумного и получившего владычество над всем
оно делает как бы мертвым и бездейственным и заставляет
лежать, как бы связанного какими неразрешимыми узами;
или лучше сказать, – делает его хуже и мертвого. В самом
деле, последний бывает равно бездействен и по отношению
к добру и по отношению к злу, а первый по отношению к
добру бездействен, но по отношению к злу более прежнего
деятелен, и становится предметом посмеяния для всех –
для жены, для детей и для самих рабов. Друзья, видя
унижение его, закрываются и стыдятся, а враги радуются,
смеются и ругаются над ним, как бы так говоря: неужели
он достоин дышать воздухом? Называют его скотиною,
нечистым животным, и другими еще презреннейшими именами.
И точно, пьяные бывают хуже людей, возвращающихся с
войны, у которых руки обагрены кровию, и которые тянутся
беспорядочною толпою. Этих, может быть, иные еще
прославляют за трофеи, за победы, за раны и поражение
(врагов); но тех все презирают, называют несчастными и
желают им бесчисленных зол. В самом деле, может ли быть
что несчастнее человека преданного пьянству, каждый день
наполняющего себя вином и теряющего рассудок? Потому-то
премудрый и дает такое наставление: "начало жития
человеча вода, и хлеб, и риза, и дом, покрываяй студ"
(Сир.29:24), чтобы, если случится кому впасть в
опьянение, такой не выходил из дому и не показывался
никому, но был укрываем своими домашними и не сделался
предметом посмеяния и презрения для всех. "И начат, –
сказано, – Ное человек делатель быти земли, и насади
виноград: и испи от вина и упися".
4. Название упоения, возлюбленный, в
священном Писании не всегда означает опьянение, но и
насыщение. Потому и об этом праведнике можно сказать,
что не по невоздержанию он впал в упоение, но случилось
это с ним от насыщения. Так Давид, говорит: "упиются от
тука дому твоего" (Пс.35:9), т. е. насытятся. Между тем
предающиеся пьянству никогда не чувствуют сытости, но
чем более вливают в себя вина, тем более разжигаются
жаждою, так что употребление (вина) служит у них к
увеличению жажды, и, хотя чувство удовольствия в них уже
пропадает, но жажда к (вину), сделавшись неутолимою,
повергает в самую бездну опьянения этих пленников
пьянства. "И насади, – говорит Писание, – виноград, и
испи от вина, и упися и обнажися в дому своем". Заметь,
это случилось с ним не где-нибудь вне, но в своем доме.
Священное Писание для того и означило, что (это
случилось) "в дому своем", чтобы из последующего ты
усмотрел крайность нечестия того, кто открыл наготу
(Ноя). "И виде, – сказано, – Хам, отец Ханаань наготу
отца своего и [234] изшед вон поведа обема братома
своима" (Быт.9:22). Если бы были еще и другие (люди),
он, может быть, и им открыл бы срамоту отца: таково было
злонравие этого сына. Поэтому-то, дабы ты знал, что он
уже прежде и с самой ранней поры был развращен душою,
Писание не сказало просто, что "виде Хам наготу отца
своего", но как? "И виде Хам, отец Ханаань". Для чего,
скажи мне, оно и здесь упоминает об имени его сына? Для
того, чтобы ты знал, что он был человек похотливый и
невоздержный, и по той же (развращенной) воле, по
которой он не воздержался от деторождения при таких
обстоятельствах [235], и теперь оскорбил родителя. "И
изшед вон, – сказано, – поведа обема братома своими".
Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в
природе, но в душевном расположении и в свободной воле.
Вот, ведь все сыновья Ноевы одной и той же природы и
братья между собою, имели одного отца, родились от одной
матери, воспитаны были с одинаковою заботливостию, и не
смотря на то, обнаружили неодинаковые расположения –
один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное
почтение. Он, может быть, рассказывая о случившемся, еще
издевался и насмехался над посрамлением отца, не внимая
премудрому, который говорит: "не славися в бесчестии
отца твоего" (Сир.3:10). Но братья его не так поступили,
а как? Услышав об этом, сказано, "вземши Сим и Иафет
ризу, возложиша ю на обе раме свои и идоша вспять зряще,
и покрыта наготу отца своего: и лице их вспять зря и
наготы отца своего не видеша" (Быт.9:23). Видишь ли
скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят
даже и видеть, но идут, с обращенным назад лицом, чтобы,
подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как
они, при великой скромности, были еще кротки. Они не
упрекают и не поражают брата, но услышав (рассказ его),
об одном только заботятся, как бы скорее исправить
случившееся и сделать, что требовалось для чести
родителя. "И лице их, – сказано, – вспять зря, и наготы
отца своего не видеша". Велика почтительность этих
сыновей к отцу своему: они, как показывает Писание, не
только прикрыли (наготу отца), но не хотели и видеть ее.
Вразумимся же этими (двумя) примерами, и из того и
другого извлечем для себя пользу: последним (Симу и
Иафету) будем подражать, а от подражания первому (Хаму)
воздерживаться. Если, в самом деле, открывший
чувственную наготу подверг, себя проклятию и, лишившись
одинаковой с братьями части, осужден служить им, хотя не
он сам, так все потомки его, то чему подвергнутся те,
которые обнаруживают грехи братьев и не только не
прикрывают их, но стараются еще сделать более
известными, и чрез это размножают грехи? Ведь, когда ты
обнаружишь грех брата, то не только его сделаешь, может
быть, более бесстыдным, и нерасположенным к возвращению
на путь добродетели, но и тех, кто будет слушать тебя,
более укоренишь в беспечности и расположишь к упорству
во зле; мало этого, ты подашь повод и к хуле на Бога. А
какое наказание ожидает подающих повод (к этому греху),
всякому известно. Будем же, прошу, избегать бесстыдства
Хамова, а станем подражать целомудрию этих скромных
сыновей, которое они обнаружили по отношению к наготе
отца, и таким образом будем прикрывать грехи братьев, не
для того, чтобы располагать их к нерадению, но чтобы,
напротив, этим сильнее побудить их к скорейшему
освобождению от заразы греховной и возвращению на путь
добродетели. Действительно, для человека внимательного
неимение свидетелей грехов его облегчает исправление;
напротив, когда душа потеряет стыд и увидит, что ее
преступления известны всем, то не скоро решится
исправиться, но как бы упав в глубокое болото и
увлекаясь множеством волн все ниже и ниже, будет уже не
в состоянии всплыть на верх, впадет, наконец, в отчаяние
и потеряет надежду на исправление.
5. Поэтому, прошу, не будем ни сами
открывать прегрешений наших ближних, ни, когда узнаем об
них от других, домогаться увидеть наготу их, но, подобно
упомянутым добрым сыновьям, прикроем ее, и постараемся
исправить падшую душу увещаниями и советами, напоминая
ей о величии человеколюбия Божия, о беспредельной
благости и безмерном милосердии Его, чтобы нам
удостоиться большего, нежели те (сыновья Ноя),
благословения от Бога всяческих, "иже всем человеком
хощет спастися и в разум истины приити" (1Тим.2:4), и не
хочет "смерти грешника,... но еже обратитися и живу быти
ему" (Иез.18:23). "И наготы отца своего, – сказано, – не
видеша". Смотри, как они в такое древнее время,
руководствуясь только естественным законом, исполнили
уже то, что после установлено в законе писанном для
научения рода человеческого. Закон говорил: "чти отца
твоего и матерь твою, да благо ти будет" (Исх.20:12), и
еще: "иже злословит отца своего, или матерь свою,
смертию да умрет" (Исх.21:16); а они это самое уже
исполнили на деле. Видишь, как природа еще раньше
(закона) имеет достаточного учителя (добродетели)?
"Истрезвися же, – говорит Писание, – Ное
от вина, и разуме, елика сотвори ему сын его юнейший"
(Быт.9:24). "Истрезвися", сказано. Пусть слышат
проводящие все время в пиршествах, сколь велик вред от
упоения, и пусть бегут от этой заразы. "Истрезвися",
сказано. Что значит: "истрезвися" [236]? Что мы
обыкновенно говорим о беснующихся, когда они приходят в
себя, именно, что такой-то очувствовался [237] и
освободился от власти демона, тоже и здесь сказало
Писание. Действительно, пьянство есть своевольный [238]
демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и
отнимает у одержимого им всякую скромность. Видя
бесноватого, мы часто жалеем об нем, соболезнуем и
обнаруживаем к нему глубокое сострадание; но при виде
пьяного поступаем напротив: негодуем, сердимся,
произносим тысячу укоризн. Почему и за что? Потому, что
одержимый злым демоном, что ни делает, делает невольно:
бьется ли он, рвет ли одежду, или произносит какие-либо
срамные слова, все это ему прощается; но пьяный, что ни
сделает, ни в чем не заслуживает извинения, напротив – и
домашние, и друзья, и соседи, и все строго осуждают его,
потому что он сам по своей воле дошел до этого
несчастного положения, сам предал себя во власть
пьянству. И это говорю не с тем, чтобы осудить
праведника. Много было обстоятельств, которые
оправдывают его, и между прочим то, что после он уже не
впадал в подобное состояние, а это служит несомненным
доказательством, что и прежнее прегрешение он допустил
не по беспечности, а по неведению. В самом деле, если бы
он допустил это по беспечности, то, конечно, и в другой
раз увлекся бы тою же страстию; но этого с ним уже не
случилось. Если бы он еще раз впал в то же состояние,
Писание не умолчало бы об этом, но сообщило бы нам,
потому что единственный предмет и единственная цель
божественного Писания состоит в том, чтобы не опускать
ни одного события (из жизни праведников), но сообщать
нам истинное понятие обо всем. Оно не умалчивает и о
добродетелях праведников по зависти, и не прикрывает их
прегрешений по пристрастию, но все представляет нам на
вид, чтобы мы имели пред собою образец и урок, и, если
когда по беспечности впадем в какой-либо грех, то чтобы
береглись, как бы опять не сделать того же греха. Не так
ведь преступно грешить, как закосневать во грехе. Итак,
смотри не на то, что праведник (Ной) упился, но на то,
что он более уже не подвергался этому. А вот о чем
подумай, как иные ежедневно истощают себя и почти, можно
сказать, умирают в пьянстве; и если когда придут в
чувство, то и тогда не убегают от этой заразы, но опять
принимаются за тоже, как бы за какое важное дело.
Подумай еще и о том, что этот праведник, если, по
неопытности и по незнанию меры употребления, испивши
вина, и упился, то, как праведник, имевший много
добродетелей, он мог прикрыть (своими добродетелями)
случайное прегрешение; а мы, если при множестве других,
обладающих нами страстей, будем еще предаваться
пьянству, в чем, скажи мне, найдем себе извинение? Кто
окажет нам снисхождение, когда мы не вразумляемся и
самым опытом? "Истрезвися же, – сказано, – Ное от вина и
разуме, елика сотвори ему сын его юнейший". Откуда он
узнал это? Может быть, братья рассказали, не с тем,
чтобы обвинить брата, но чтобы объяснить дело, как оно
происходило, дабы Хам получил соответственное своей
болезни врачество. "И разуме, – сказано, – Ное, елика
сотвори ему сын его юнейший". Что значит: "елика
сотвори"? То есть, сколь великий и непростительный грех
(Хам сделал). В самом деле, подумай, что он, как увидел
внутри дома срамоту (отца), вместо того, чтобы прикрыть
ее, вышедши из дому, разгласил об ней, подверг отца,
сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев
сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда
как следовало ему, если уже он решился объявить братьям,
позвать их в дом и там сказать им о наготе (отца), он
вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы
случилось тут множество других людей, он и их сделал бы
свидетелями срамоты отца. Вот почему сказано: "елика
сотвори", т. е. нанес оскорбление отцу, забыл о
почтении, какое дети обязаны воздавать родителям,
обнаружил прегрешение (отца), хотел и братьев увлечь и
сделать сообщниками в своей дерзости. "Елика сотвори
ему, – сказано, – сын, его юнейший". Хам, конечно, не
был самым младшим; он был второй и старше Иафета. Но,
если он и был старше его по возрасту, за то по душе
оказался моложе, и дерзость поставила его ниже (младшего
брата). Так как он не хотел остаться в своих пределах,
то и потерял честь, предоставленную ему природою, и как
он злой своей волей потерял то, что имел от природы, так
Иафет, чего не имел от природы, то приобрел доброй
волей.
6. Видишь, как в божественном Писании
нет ничего, что было бы сказано без цели и случайно?
"Елика сотвори ему, – сказано, – сын, его юнейший. И
рече: проклят [239] Ханаан отрок: раб будет братиям
своим" (Быт.9:24–25). Вот мы дошли до вопроса, который
везде повторяется. От многих можно слышать следующие
слова: почему это, когда отец согрешил и открыл наготу,
подвергается проклятию сын? Так, прошу, со вниманием
выслушайте и примите от меня разрешение этого (вопроса).
Я скажу то, что внушит мне благодать Божия для вашей
пользы. "И рече: проклят Ханаан отрок: раб будет братиям
своим". Не без цели и не напрасно упомянуло Писание о
сыне (Хама), но по некоторой сокровенной причине. Ной
хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное
ему оскорбление, и вместе не нарушить благословения,
данного уже Богом: "благослови, – сказано, – Бог Ноя и
сыны его", когда они вышли из ковчега (Быт.9:1). Итак,
чтобы не показалось, что он проклинает того, кто уже
получил благословение от Бога, Ной оставляет пока самого
оскорбителя, а налагает проклятие на его сына. Правда,
скажет иной, из этого видно, что Ной потому не проклял
Хама, что этот получил благословение от Бога: но почему
за грех отца подвергается наказанию сын? И это не без
причины. В самом деле. Хам не меньше сына потерпел
наказание и чувствовал мучение. Вы, конечно, знаете, как
часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей
своих, и как для них гораздо мучительнее видеть детей
страдающими, нежели самим страдать. Итак, сделано это
(т. е. вместо Хама наказан сын его) для того, чтобы и
отец по естественной любви к сыну потерпел тягчайшую
скорбь, и благословение Божие осталось ненарушимым, и
сын, подвергшийся проклятию, понес наказание за
собственные грехи, потому что, хотя он теперь
подвергается проклятию за грех отца, но, вероятно, был
наказан и за собственные грехи. Он подвергся проклятию
не только за грех отца, но без сомнения и для того,
чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание. Что
ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются
наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом
говорят пророки во многих местах. Так, например, они
говорят: "ядшему кислая оскоменятся зубы" (Иер.31:29);
еще: "душа согрешающая, та умрет" (Иез.18:20), и еще:
"да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы"
(Втор.24:16). Итак, прошу, никто из вас, не зная цели
божественного Писания, не дерзай порицать написанного в
нем, но с благодарностию принимай слова его, удивляйся
точности божественного Писания и размышляй о том, какое
великое зло грех. Вот, в самом деле, брата, рожденного
одною и тою же материю, происшедшего из одной и той же
утробы, грех сделал рабом и, лишив свободы, привел в
подчинение. Отсюда-то началось рабство. До того времени
между людьми не было такой изнеженности и такой роскоши,
чтобы один нуждался в услужении других, но каждый служил
сам себе, все были в равной чести и не было никакого
неравенства. А как явился грех, то и нарушил свободу, и
уничижил достоинство, дарованное людям от природы, и
ввел рабство, дабы это было постоянным уроком и
внушением роду человеческому – убегать рабства греха и
стремиться к свободе добродетели. Поэтому если раб и
господин хотят постоянно получать от этого пользу, то
пусть раб помышляет о том, что он сделался рабом, потому
что Хам оказал такую дерзость, а господин, с своей
стороны, пусть представляет, что подчинение и рабство
произошли не от чего другого, как от того, что он же
(Хам) обнаружил злую волю и лишился равной с братьями
чести.
7. Впрочем, если мы будем внимательны,
то все это, появившееся в жизни за грехи наших
прародителей, нисколько не сможет повредить нам, а
останется одним только названием. Так, первый человек за
преступление подвергся осуждению смерти и положил начало
жизни в печалях и трудах, а Хам ввел рабство. Но
пришедший (на землю) Господь Христос сделал, что все это
будет только одним названием, если мы захотим того. В
самом деле, и теперь уже смерть не смерть, но только
носит название смерти, а лучше сказать, и самое название
ее уничтожено: мы уже не называем ее и смертию, но
успокоением и сном. Так сам Христос сказал: "Лазарь друг
наш успе" (Ин.11:11); и Павел в послании к Солунянам
говорит: "не хощу вас, братие, неведети о умерших" [240]
(1Сол.4:13). Подобным образом и рабство теперь одно имя:
раб тот, кто делает грех. А что Христос, пришедши на
землю, уничтожил и это (рабство) и оставил одно только
имя его, или – лучше сказать – уничтожил и самое имя, Об
этом послушай Павла, который говорит: "имущии же верных
господий, да не нерадят о них, понеже братия суть"
(1Тим.6:2). Видишь, как добродетель лишь только явилась,
то и привела в братское сродство тех, которые дотоле
связаны были именем рабства. "И будет, – сказано, –
Ханаан отрок раб братиям своим". Ты не воспользовался,
говорит, по надлежащему честию, не вынес счастия – быть
равным по достоинству (с братьями), – потому хочу, чтобы
ты вразумился подчинением. Тоже случилось и в начале с
женою. И она имела равную честь с мужем, но так как не
хорошо воспользовалась дарованною ей честию, то и
лишилась власти и услышала: "к мужу твоему обращение
твое, и той тобою обладати будет" (Быт.3:16). Ты не
умела, говорит, хорошо пользоваться властию, так научись
лучше хорошо повиноваться, нежели худо управлять.
Подобным образом и Хам теперь подвергается осуждению для
своего вразумления, и терпит наказание в своем сыне,
дабы известно было тебе, что, если сам он был уже и
стар, за то наказание перейдет на его сына; а это
сделало жизнь его скорбною и мучительною, от мысли, что,
и после его смерти, сын его должен нести наказание за
его проступок. Впрочем, и сын его был сам по себе
порочен, и все потомки его были развращенны и уклонились
к нечестию; об этом послушай, что говорит Писание с
проклятием [241]: "отец твой Аморреанин, и мати твоя
Хеттеяныня" (Иез.16:3); и в другом месте с укоризною:
"племя Ханаане, а не Иудино" (Дан.13:56). Но узнав,
какому наказанию подвергся открывший наготу отца,
надобно уже выслушать и то, каких наград удостаиваются
оказавшие такое уважение и почтение к отцу. "И рече, –
сказано, – (Ной): благословен Господь Бог Симов: и будет
Ханаан отрок его" [242] (Быт.9:26). Это, может быть,
скажет кто, не значит благословить Сима. Напротив, здесь
Ной преподал ему самое высокое благословение. В самом
деле, когда Бог прославляется и благословляется людьми,
тогда Он, обыкновенно, подает обильнейшее благословение
Свое тем, ради которых Сам благословляется. Поэтому Ной,
благословивши Бога, как бы обязал Его к большему
благословению и приобрел Симу большее воздаяние, нежели
когда бы он сам от себя благословил его. Как в том
случае, когда Бог за нас благословляется, Он удостаивает
нас великого Своего благословения, так, напротив, когда
другие из-за нас хулят Его, тогда мы подвергаемся тем
большему осуждению за то, что подали повод к этому.
Постараемся же, прошу, жить так и являть такое
преуспеяние в добродетели, чтобы взирающие на нас
возносили к Господу Богу песни благословения. Он, благой
и человеколюбивый, желает прославляться чрез нас, не
потому, чтобы Сам получал от того какое-либо приращение
собственной славы, – Он не имеет ни в чем недостатка, –
но для того, чтобы мы подавали Ему случай удостаивать
нас больших милостей. "Благословен Господь Бог Симов, и
будет Ханаан отрок ему". Видишь, как он (Ной) налагает
(на Хама) отеческое наказание, которое скорее есть
вразумление, нежели наказание? Он был ведь отец, и отец
чадолюбивый; и хотел не столько наложить достойное
наказание, сколько пресечь дальнейшее распространение
зла. Для того, говорит, я осуждаю тебя на рабство, чтобы
ты имел постоянное и неизгладимое напоминание (о своем
грехе). Далее говорит: "Да распространит Бог Иафета, и
да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан отрок"
его (Быт.9:27). И это опять есть величайшее
благословение, в котором, может быть, заключается
некоторое прикровенное сокровище. "Да распространит", –
говорит, – Бог Иафета". Не ошибется, кто скажет, что
благословения этого праведника суть пророчество. В самом
деле, если отец его дал ему такое имя (Ноя), не без цели
и не напрасно, но чтобы этим именем предвозвестить
будущий потоп, то тем более сам этот праведник не без
цели и не напрасно изрек свои благословения. Посредством
этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он,
кажется мне, предвозвестил призвание двух народов,
именно: чрез Сима – Иудеев, так как от него произошел
патриарх Авраам и народ Иудейский, а чрез Иафета –
призвание язычников. Так, вот какое предсказание
заключается в этом благословении: "да распространит Бог
Иафета, и да вселится в селениях [243] Симовых". Это и в
самом деле, как мы видим, исполнилось над язычниками.
Словом: "да распространит" он указал на всех язычников,
а словами: "да вселится в селениях Симовых" (дал
разуметь), что язычники воспользовались всем, что было
предназначено и уготовано для Иудеев. "И да будет Ханаан
отрок" его.
8. Видишь, какие награды получили Сим и
Иафет за свою скромность, и какое бесчестие навлек на
себя Хам своею дерзостию. Будем же постоянно содержать
это в нашем уме, чтобы могли мы быть подражателями и
ревнителями первых и избегать злой воли и крайней
дерзости последнего. "Поживе же, – сказано, – Ное по
потопе лет триста пятдесят: и Быша вси дние Ноевы, лет
девятьсот пятдесят, и умре" (Быт.9:28–29). Не подумай,
будто божественное Писание заметило это без цели, но и
отсюда усматривай воздержание праведника, как он, хотя и
наслаждался спокойствием и изобилием, и прожил еще
столько лет по выходе из ковчега, однако ж во все это
время воздерживался от деторождения. Писание не
упоминает, чтобы он имел еще других детей, кроме этих
троих. Из этого опять заключай о великом невоздержании
Хама, который не вразумлялся и примером отца,
показавшего такое воздержание, но поступал во всем
противно отцу. Потому и справедливо все потомство его
осуждалось на рабство, чтобы этим обуздывались его злые
наклонности. Затем божественное Писание повествует о
детях сыновей (Ноевых), и говорит: Хам же родил Хуса;
далее: "Хус же роди Неврода: сей начат быти исполин на
земли: сей бе исполин ловец пред Господем" (Быт.10:8–9).
Некоторые говорят, что слова: "пред Господем", значат –
"против Господа", но я не думаю, чтобы божественное
Писание хотело выразить это, но – то, что Неврод был
человек сильный и мужественный. Выражение "пред Господом
Богом" может еще означать или то, что этот человек был
воздвигнут Богом, от Него получил благословение, или то,
что чрез него должен был прославляться Бог, произведший
и явивший на земле такого мужа. Но и этот человек,
подражая своему прародителю и не по надлежащему
воспользовавшись естественными преимуществами, изобрел
другой род рабства и сам замыслил сделаться начальником
и властителем; а таким он не был бы, если бы не было
подвластных. Впрочем, это состояние подчиненных кажется
мне скорее свободою. А вот самое тяжкое рабство, когда
хвалящиеся свободою раболепствуют! Смотри еще, что
делает любостяжание; смотри, как телесная сила не
остается в собственных пределах, но всегда гонится за
большим и ищет славы. (Неврод) подчинил себе людей не
для того, чтобы заботиться о их безопасности; нет, он
строил еще и города для того, чтобы господствовать над
врагами. "Оттуда, от земли тоя, – сказано, – изыде Ассур
и созда Ниневию" (Быт.10:11). Заметь здесь, между
прочим, что нечестие предков не расстраивает вовсе нашу
природу. Вот эти ниневитяне, которые своим покаянием
заслужили милосердие Божие и отклонили (произнесенный на
них) приговор Господа, имели прародителем сперва Хама,
этого оскорбителя своего отца, а потом Неврода, человека
жестокого и гордого, от которого произошел Ассур. Может
быть, между ними были и другие, изнеженные и
сластолюбивые люди, проводившие жизнь порочную и
невоздержную, и преданные пьянству, смехотворству,
шуткам и насмешкам. Но так как ниневитяне захотели
показать искреннее раскаяние, то нечестие предков и не
повредило им; напротив, они приобрели такое благоволение
свыше, что даже до ныне прославляются за свой подвиг
покаяния.
Итак, им-то будем и мы подражать, и
зная, что ни пороки предков не повредят нам, если только
сами захотим быть внимательны, ни добродетели предков не
принесут нам никакой пользы, если сами мы будем
беспечны, – употребим все старание о добродетели и
покажем во всем добрую свою волю, чтобы нам получить то
же благословение, какое (получили) Сим и Иафет, и
избавиться от проклятия и рабства, которому подвергся
Ханаан, чтобы не быть нам рабами греха, но приобрести
истинную свободу, и достигнуть неизреченных благ,
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
232. Злат. ὄτι ὀλιγοστοὺς ἡμᾶς ἐποίησας παρὰ
πάντα τὰ ἔθνη; буквально этих слов в известных доселе
списках кн. Правительство. Даниила не находится;
выражаемая же ими мысль об уничижении евр. народа
высказана и у правительство. Даниила, напр. в IX, 16: "и
людие твои во укоризну Быша во всех окрестных нас". Ср.
(Авд.:1:2; Пс.104:12).
233. Злат. τὴν ἁμαρτίαν без αὐτῶν, согласно с
Лукиан. сп.
234. Здесь текст у Злат. вполне соответствует
обычному чтению у 70-ти: καὶ έξελθὼν ἀνήγγειλε τοῖς
δυσὶν ἀδελφοῖς αὐτοῦ ἔξω, которое дословно может быть
переведено: "и изшед поведа обема братома своима
внеуду".
235. т. е. во время потопа.
236. (ἐξένηψεν)
237. (ἐξένηψεν)
238. (αὑθαίρετος)
239. ᾿Επικατάρατος согласно обычному чтению
в списках 70-ти.
240. (об усопших – κεκοιμημένων)
241. (ἐν τάξει κατάρας)
242. Злат.: καὶ ἔσται Χαναὰν παῖς αὐτοῦ
согласно с Алекс. сп. и вопреки Лукианск. сп., где после
παῖς (отрок) читается οἰκέτης "раб", как и в Славян. Б.
243. Злат.: ἐν σκηνώμασιν согласно с сп.
Дорофея и др. минускульными сп., а также евр. текстом, и
вопреки Лукиан. и др. сп., где вместо этого: ἐν τοῖς
οἴκοις "в домах".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|