Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 28
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Предложив вчера о благословении,
которого Ной удостоился от Господа за то, что он по
выходе из ковчега создал жертвенник, принес
благодарственные жертвы и тем выразил свою
признательность к Богу, мы не могли простираться далее,
объяснить все чтение и показать снисхождение и
попечительность, которые человеколюбивый Бог явил об
этом праведнике. Так как слово наше сделалось весьма
продолжительным, то мы поспешили его окончить, чтобы
множеством (предметов) не обременить вашей памяти и тем,
что можно было бы еще сказать, не повредить тому, что
уже было сказано. Мы ведь и заботимся не о том только,
чтобы сказать много, но о том, чтобы сказать столько,
сколько вы можете удержать в памяти и таким образом
выйти отсюда с пользою для себя. В самом деле, если и мы
станем говорить больше надлежащего, и вы не будете
получать никакого плода от слов наших, то какая от этого
польза? Итак, зная, что мы приняли на себя этот труд
(проповедания) для вашей пользы и считаем достаточною
для себя наградою, если увидим, что вы, тщательно
удерживая слова наши (в памяти), преуспеваете (в
познании), – и вы слагайте их в недрах души вашей,
постоянно размышляя об них и оживляя их в памяти. Помня
прежде сказанное, вы можете с большею удобностию
принимать и то, что имеет быть сказано, и таким образом
со временем сделаетесь учителями и для других. Вся наша
забота, все старание о том, чтобы все вы сделались
вполне совершенными и не было для вас неизвестным ничто
из содержащегося в божественном Писании. Знание этого
последнего, если только мы захотим быть внимательными и
бдительными, весьма много поможет нам в улучшении нашей
жизни и сделает более ревностными к подвигам
добродетели. Когда мы увидим, что каждый из праведников,
приобретших великое дерзновение пред Богом, удостоился
наград за то, что всю жизнь провел в искушениях и
скорбях и показал великое терпение и благодарность (к
Богу), – то не постараемся ли и мы идти одинаковым с
ними путем, чтобы получить и одинаковые с ними награды?
Поэтому прошу вас каждый день делать какое-либо
преуспеяние (в добре) и увеличивать ваше духовное
назидание, сделанное уже добро сохранять тщательно и с
великою бдительностию, а чего еще недостает, то
дополнять, дабы таким образом достигнуть вам до самой
высоты добродетелей, в похвалу нам, на созидание церкви,
во славу Христову. Вот и я, видя ваше неутомимое желание
духовного наставления, не перестаю ежедневно, хотя и
сознаю великую скудость свою, предлагать вам пиршество
из божественного Писания, и, что подаст мне благодать
Божия по Своему человеколюбию и для вашей пользы, то
передавать вашему слуху. Так покажем же и сегодня любви
вашей преизбыток любви, какую Бог явил человеческому
роду, и для того предложим самые слова, сказанные Богом
Ною. "И рече Бог Ноеви и сыном его" (Быт.9:8). После
того, как благословил Ноя и сыновей его и сказал:
"раститеся и множитеся", дал им власть над всеми
животными и позволил употреблять их в пищу так же, как и
"зелие травное", запретив только есть мясо в крови, Бог,
продолжая Свою попечительность и о праведнике, и о
потомках его, и всегда ущедряя благодеяниями нашу
природу, присовокупляет еще большие благодеяния. "И
рече, – говорится, – Бог Ноеви и сыном его с ним,
глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему
по вас, и всякой души, живущей с вами, от птиц, и от
скот, и всем зверем земным, елика с вами, от всех
изшедших из ковчега. И поставлю завет мой с вами, и не
умрет всяка плоть ктому от воды потопные, и ктому не
будет потоп водный, еже истлити всю землю" (Быт.9:8–11).
Так как праведник мог еще подвергаться беспокойству и
возмущаться духом от опасения, как бы, если когда
случится и небольшой дождь, опять не постиг вселенную
такой же потоп, то, чтобы и он и все потомки его были
спокойны касательно этого, благой Господь, зная, что и
малейшая неприятность будет в состоянии возмутить его
(опыт прошлых несчастий может сделать человека весьма
робким), – так как этот праведник мог и от малого дождя
придти в смятение и страх, то благой Бог, желая ободрить
его, избавить от всякого страха и привести в совершенное
спокойствие и благодушие, обещает ему более не наводить
такого наказания.
2. Правда, Он уже обещал это еще прежде
благословения, когда говорил, как вы, слышали: "не
приложу ктому прокляти землю" (Быт.8:21); пусть, т. е.,
люди будут делать много зла, однако ж я не подвергну род
человеческий такому наказанию. Но вот, являя свое
неизреченное человеколюбие, Он опять обещает тоже самое,
чтобы праведник был спокоен и не рассуждал сам с собою
так: Бог и прежде удостоил род наш благословения и
дозволил ему размножиться, и однако ж навел такое
всеобщее истребление. Итак, чтобы исторгнуть всякое
беспокойство из его ума и удостоверить, что этого более
уже не будет, Бог говорит: как потоп Я навел по
человеколюбию, чтобы пресечь зло и остановить дальнейшее
его распространение, так и теперь по человеколюбию же
Моему обещаю впредь не делать этого, дабы вы проводили
настоящую жизнь без всякого опасения. Вот для чего Он и
говорит: "се поставляю завет мой", т. е., заключаю
договор. Как в делах человеческих, когда кто обещает
что-нибудь, то заключает, договор и тем доставляет
надлежащее удостоверение, так и благой Господь говорит:
"се поставляю завет мой". Премудро сказал: "поставляю"
[227], т. е., вот Я возобновляю то, что было совершенно
разрушено за грехи людей, и "поставляю" (восстановляю)
"завет мой вам и семени вашему по вас". Заметь
человеколюбие Господа: простираю, говорит, завет не до
вас только, но объявляю, что он будет ненарушим и с
вашими потомками. Потом, чтобы показать Свою щедрую
благость, говорит: "и всякой души, живущей с вами от
птиц, и от скот, и всем зверем земным, елика с вами, от
всех изшедших из ковчега. И поставлю завет мой с вами: и
не умрет всяка плоть ктому от воды потопные и ктому не
будет потоп водный, еже истлити всю землю". Видишь
величие завета? Видишь несказанную важность обетований?
Смотри, как Он простирает Свою благость и на
бессловесных и на зверей, и – не без причины. Что прежде
я часто говорил, тоже повторю и теперь. Так как эти
животные сотворены для человека, то теперь и они
участвуют в благодеянии, оказываемом человеку. Правда,
завет кажется равно общим и для него и для бессловесных;
но на самом деле не так. И это делается для утешения
человека, чтобы он знал, какой он удостоен чести, когда
благодеяние не останавливается на нем одном, но из-за
него и все эти (животные) участвуют в благости Господа.
"И не умрет, – говорит, – всяка плоть ктому от воды
потопные и к тому не будет потоп водный, еже истлити всю
землю". Видишь, как Он и раз, и два, и многократно
обещает не наводить более такого всеобщего истребления,
чтобы изгнать смущение из мыслей праведника и сделать
его спокойным касательно будущего? Далее, взирая не на
собственную природу, но на нашу немощь, Бог не
довольствуется одним словесным обещанием, но, являя Свое
снисхождение к нам, дает и знак, который бы мог,
продолжаясь во все веки, избавлять род человеческий от
опасения подобного несчастия, так что, хотя бы пошел и
сильный дождь, хотя бы случилась и необычайная буря,
хотя бы приключилось весьма великое наводнение, мы и
тогда могли бы не бояться, но быть спокойными, смотря на
данный знак. "И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение
завета, еже аз даю между мною и тобою" [228] (Быт.9:12).
Смотри, какой чести удостоился праведник. Как человек
разговаривает с человеком, так и Бог заключает завет с
ним, и говорит: "сие знамение завета, еже аз даю между
мною и тобою, и между всякою душею живою, еже есть с
вами в роды вечные". Видишь, знамение, обещаемое всем
живым существам, простирается на роды вечные? Бог дает
знамение не только всем вообще живым существам, но и
навсегда, на веки, до скончания мира. Какое же это
знамение? "Дугу мою, – говорит, – полагаю во облаце, и
будет в знамении [229] завета между мною и землею"
(Быт.9:13). Так вот, после словесного обещания, даю
(говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую
некоторые производят от лучей солнечных, падающих на
облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот
Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого
наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от
страха. "И будет, – говорит, – егда наведу облака, на
землю, явится дуга моя во облаце: и помяну завет мой,
иже есть между мною и вами и между всякою душою, живущею
во всякой плоти" (Быт.9:14–15). Что говоришь ты,
блаженный пророк? – "Помяну, – говорит, – завет мой", т.
е. мой договор, условие, обещание; и это не потому,
чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но – чтобы мы,
взирая на этот данный знак, не страшились никакой
опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были
уверены, что не потерпим подобного несчастия.
3. Видишь, как велико снисхождение
Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое
оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел
перемену (к добру) в людях, но – чтобы всем этим внушить
нам мысль о безмерном величии Своей благости? "И не
будет к тому, – говорит, – вода в потоп, яко потребити
всяку плоть", такого наводнения больше уже не будет. Так
как Бог знает, что человеческая природа боится этого, то
смотри, как часто Он повторяет обещание, как бы так
говоря: если вы когда увидите и сильное пролитие дождей,
и тогда не опасайтесь никакого несчастия, потому что "не
будет к тому вода в потоп, яко потребити всяку плоть",
такого наводнения уже не будет, такого гнева (Моего)
более уже не испытает человеческая природа. "И будет, –
говорит, – дуга моя в облаце: и узрю [230], еже помянути
завет вечный между Богом [231] и между всякою душею,
живущею во всякой плоти" (Быт.9:16). Смотри, какие
употребляет Он смиренные выражения, чтобы внушить людям
спокойствие и полную уверенность. "И узрю, – говорит, –
еже помянути завет мой". Так ужели воззрение пробуждает
в Нем память? Нет, не так должны мы думать, но так, что,
когда мы увидим этот знак, то можем спокойно полагаться
на обетование Божие, (зная, что) обетования Божии не
могут не исполняться. "И рече, – сказано, – Бог Ноеви
знамение завета, егоже положих между мною и между всякою
плотию, яже есть на земли" (Быт.9:17). Ты получил,
говорит, знак, который Я дал (в завет) между мною и
всякою плотию, какая только есть на земле; не смущайся
же душою и не колеблись умом, но, взирая на этот знак, и
сам пребывай благонадежен, и все потомки твои да
получают от него успокоение; вид этого знака пусть
доставляет уверенность, что такой потоп уже не постигнет
вселенную. Пусть умножаются грехи человеческие, но Я
исполню Свое обещание, и вперед уже не покажу такого
гнева на всех. Видите преизбыток благости Божией? Видите
величие снисхождения? Видите силу попечительности?
Видите щедрость обетования? Бог не простер Свое
благодеяние только на два, на три, или на десять
поколений, но обещал соблюсти его до скончания мира,
чтобы мы вразумлялись и тем, и другим – и тем т. е., что
современники Ноя за множество грехов своих подверглись
такому наказанию, и тем, что мы, по неизреченному
человеколюбию Божию, удостоились такого обетования.
Здравомыслящих ведь к исполнению заповедей Божиих
сильнее располагают благодеяния, чем наказания.
Не будем же неблагодарны. Если Бог
удостоил нас такого благодеяния еще прежде, нежели мы
сделали что-нибудь доброе, а лучше сказать – когда
сделали много достойного наказания, то каких еще щедрот
Он не удостоит нас, когда мы будем признательны, когда
выкажем свою благодарность за прежние (благодеяния) и
обнаружим в себе перемену на лучшее? Если Он
благодетельствует недостойным и оказывает человеколюбие
к согрешившим, то чего мы не получим, когда отстанем от
греха и будем творить добродетель. Он для того и
оказывает нам многие благодеяния, прежде нежели мы
сделаем что-либо доброе, и удостаивает нас прощения,
когда мы согрешим, и наказания (за грехи) насылает не
вдруг, – для того, чтобы всем привлечь нас к себе – и
благодеяниями и долготерпением. Часто также, наказывая
одних, Он хочет внушить другим, чтобы они, вразумясь
чужим несчастием, сами не потерпели наказания. Видишь,
как благоизобретательно человеколюбие Его, как все, Им
совершаемое, совершается единственно для нашего
спасения? Итак, помышляя об этом, не будем безразличны,
не будем пренебрегать добродетелью и преступать данные
Им законы. Если Он увидит, что мы обращаемся (к добру),
делаемся скромны и вообще полагаем хотя некоторое начало
(добродетельной жизни), то и с Своей стороны окажет нам
помощь, соделывая для нас все легким и удобным и не
давая нам даже и почувствовать (тяжесть) подвигов
добродетели. И в самом деле, когда душа устремляет мысли
свои к Богу, то уже не может обольщаться видом предметов
чувственных, но, проходя мимо всего чувственного, вернее
этих, находящихся пред нашими глазами предметов,
созерцает предметы невидимые для телесных глаз и
неподвергающиеся переменам, но постоянно пребывающие,
неизменные и непоколебимые. Таковы умственные очи: они
постоянно устремлены к созерцанию небесных предметов, и,
озаряемые их блеском, на предметы настоящей жизни
смотрят как на тень и сновидение, нисколько не
обольщаясь и не увлекаясь ими. Напротив, увидят ли
богатство, тотчас посмеиваются ему, зная, что оно
непостояннее всякого беглого раба, переходит от одного к
другому и никогда не остается на одном месте, да еще
причиняет множество зол своим обладателям и низвергает
их, так сказать, в самую бездну порока. Увидят ли
красоту телесную, – и ею не обольщаются, представляя
непрочность ее и изменяемость, – как наприм. иногда
болезнь уничтожает всю красоту, даже и без болезни,
старость делает прежде благообразное лице некрасивым и
безобразным, а смерть наконец разрушает всю красоту
телесную. Увидят ли кого облеченным славою, или властию,
достигшим самой высокой степени почестей и
наслаждающимся полным благоденствием, – и на него
взирают как на человека, который не имеет у себя ничего
прочного и неизменного, но гордится тем, что утекает
быстрее речных потоков. И в самом деле, может ли что
быть ничтожнее всей славы настоящей жизни, когда она
сравнивается с цветом травы? "Всяка слава человеча, –
говорит Писание, – яко цвет травный" (Ис.40:6;
1Пет.1:24).
4. Видите, возлюбленные, как верно видят
очи веры, когда душа устремлена к Богу? Видите, как они
не могут быть обмануты ничем видимым, но имеют
правильное суждение о предметах и не подвергаются
никакому обольщению? Впрочем, если угодно, опять
перейдем к предмету слова, и, предложив еще немногое,
прекратим поучение, чтобы сказанное осталось у вас в
памяти. Божественное Писание, окончив повествование о
божественном знамении, хочет еще сообщить нам сведение о
праведнике и сыновьях его, и говорит: "быша же сынове
Ноевы изшедши из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше
отец Ханаана. Трие си суть сынове Ноевы: от сих
рассеяшаяся по всей земли" (Быт.9:18–19). Здесь можно
спросить, для чего божественное Писание, упомянув о трех
сыновьях Ноевых, присовокупило: "Хам же бяше отец
Ханаана"? Не подумайте, прошу вас, чтобы это прибавлено
было без цели: в божественном Писании нет ничего такого,
что было бы сказано без всякой цели и не заключало бы в
себе великой пользы. Так для чего же означено и
прибавлено: "Хам же бяше отец Ханаана"? Писание хочет
этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то,
что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная
жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем,
как и старший брат его доселе еще не имел детей, он во
время такого гнева (Божия), когда погибала вся
вселенная, предался невоздержанию и не удержал
необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано
обнаружил свои порочные наклонности. И вот, так как
спустя немного, за нанесенное им оскорбление отцу, сын
его Ханаан должен подвергнуться проклятию, божественное
Писание предварительно уже показывает и делает нам
известным и имя сына и невоздержность отца, дабы ты,
когда впоследствии увидишь, что он окажет великую
непочтительность к родителю, зная, что он давно уже и
прежде был таков и не вразумился даже и несчастием. В
самом деле, подобное бедствие могло бы совершенно
обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не
способно потушить этот пламень и это неистовство, как
сильная скорбь и великое несчастие. Следовательно, кто и
во время столь великого бедствия обнаружил такую
необузданную похотливость, тот какого может заслуживать
прощения?
Но здесь представляется нам еще другой,
столь известный и всюду повторяемый, вопрос: почему за
грех отца подвергается проклятию сын? Впрочем, чтобы нам
теперь не слишком продолжить слово, отложим этот вопрос
до другого времени, и, когда дойдем до того самого места
(в котором говорится об этом), тогда предложим и
решение, какое внушит Бог. В божественном Писании, как я
выше сказал, нет ничего такого, что было бы написано без
какого-либо основания и причины. Итак, мы пока знаем,
что Моисей не напрасно и не без цели упомянул об имени
сына (Хамова), сказав: "Хам же бяше отец Ханаана". Далее
он говорит: "трие от суть сынове Ноевы, и от сих
рассеяшася по всей земли". Не пройдем без внимания,
возлюбленные, и этих слов, но и из них уразумеем величие
силы Божией. "Трие, – сказано, – сии суть сынове Ноевы,
и от сих рассеяшася по всей земли". Как это от троих
произошло такое множество людей? Как они могли быть
способными к этому? Как от столь немногих образовался
весь мир? Как сохранились самые тела их? Тогда не было
врача, который бы лечил, не было никаких и других
пособий (к сохранению здоровья). Еще не были построены
города, а после такого бедствия (потопа) и пребывания в
ковчеге, они вышли изнуренными и истомленными. Как же,
оставаясь в таком одиночестве и в такой ужасной пустыне,
не умерли? Как не погибли? Ведь страх и трепет, скажи
мне, разве не потрясал их души и не возмущал их мыслей?
Не удивляйся, возлюбленный: все это сделал Бог; все эти
препятствия устранил Создатель природы; Его-то
повеление, изрекшее: "раститеся и множитеся, и
наполните... землю" (Быт.1:22), даровало и им (сыновьям
Ноя) силу размножения. Так и израильтяне в Египте, хотя
и были обременяемы "брением и плинтоделанием"
(Исх.1:14), однако ж, и несмотря на это, размножались
еще сильнее, и ни жестокое и бесчеловечное повеление
фараона, приказавшего бросать в воду детей мужеского
пола, ни притеснение, какое они терпели от смотрителей
за работами, не могло уменьшить их числа, напротив, они
размножались более и более, потому что высшая сила
действовала здесь вопреки (желаниям гонителей).
5. Итак, когда повелевает Бог, то не
старайся объяснять события по человеческому порядку.
Будучи выше природы, Он не подчиняется порядку ее, но
устрояет так, что самые препятствия содействуют успеху
дела. Так точно и теперь от этих троих (сыновей Ноя) Он
заселил всю вселенную. "От сих троих, – говорит Писание,
– (люди) рассеяшася по всей земли". Видишь силу Божию,
видишь как, не смотря на множество препятствий, ничто не
останавливает Его хотения? Тоже самое можно видеть и на
(христианской) вере. Столько было врагов, столько было
гонителей: и цари, и тираны, и народы восставали и
употребляли все средства, чтобы погасить искру веры; но
вот от самих гонителей, хотевших препятствовать,
возгорелся такой пламень благочестия, что объял все
страны, обитаемые и необитаемые. Пойдешь ли ты к
индийцам, или к скифам, или на самые пределы вселенной,
или даже на океан – везде найдешь учение Христово,
просвещающее души всех. То удивительно и необычайно, что
вера православная преобразовала и самые варварские
народы; и они научились любомудрствовать и, оставив
прежние привычки, обратились к благочестию. Как от тех
троих (сыновей Ноя) Создатель всяческих произвел такое
множество людей, точно так и к вере, посредством
одиннадцати рыбарей, неученых, простых, не смевших даже
открыть и уста, Он обратил всю вселенную. Эти неученые и
простые рыбари заградили уста философам и как бы на
крыльях обтекли всю вселенную, посевая в ней слово
благочестия, исторгая терния, истребляя древние обычаи и
повсюду насаждая законы Христовы. Ни малочисленность и
простота их, ни строгость (возвещаемых ими) повелений,
ни привязанность всего рода человеческого к древним
обычаям, не могли служить для них препятствием, но все
это устранила предшествовавшая им благодать Божия, так
что они все делали легко, самыми препятствиями
возбуждаясь к большей ревности. Так, однажды, претерпев
побои, они пошли из синедриона радуясь, не просто о
побоях, но о том, "яко за имя Христово сподобишася
бесчестие прияти" (Деян.5:41); другой раз, будучи
заключены в темницу и выведены оттуда ангелом, они опять
стали делать тоже, что делали прежде, и пришедши в храм,
сеяли слово учения, уловляя множество людей к
благочестию; а потом, будучи опять задержаны, не только
не стали от того недеятельнее, но показали еще большее
дерзновение, став среди беснующегося и скрежещущего
зубами народа, и сказав: "повиноватися подобает Богови
паче, нежели человеком" (Деян.5:19–29). Видишь величие
дерзновения? Видишь, как простые рыбари презирают такое
множество людей, беснующихся и готовых совершить
убийство и предать их смерти? Но, слыша об этом,
возлюбленный, приписывай случившееся не самим апостолам,
а вышней благодати, которая укрепляла и оживляла их
ревность. Вот и сам блаженный Петр, когда исцелил
хромого от рождения, и когда все изумлялись и удивлялись
ему, с свойственною ему искренностию говорит: "мужие,...
что на ны взираете, яко своею ли силою или благочестием
сотворихом его ходити?" (Деян.3:12). Отчего, говорит, вы
так изумились и удивились этому событию? Разве мы сами
сделали это, разве своею силою возвратили ему здоровье и
дали способность ходить? "Что на ны взираете?" Мы, с
своей стороны, ничего не сделали, а только употребили
свой язык (для произнесения слов); все устроил Господь и
Создатель природы. Он, "Бог Авраама и Исаака и Иакова",
которых вы почитаете патриархами, Он, "егоже вы предасте
и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному
пустити", Он сделал это, Он, егоже "вы, святого и
праведного, отвергостеся, и испросисте мужа убийцу дати
вам. Начальника же жизни убисте, егоже Бог воскреси от
мертвых, емуже мы свидетели есмы. И о вере имене его
сего, егожевидите и знаете, утверди имя его: и вера, яже
его ради, даде ему всю целость сию пред всеми вами"
(Деян.3:13–16).
6. Велико дерзновение (апостолов);
велика и неизреченна сила благодати, дарованной им
свыше! Дерзновение этого блаженного (Петра) может
служить очевиднейшим доказательством воскресения. В
самом деле, какого еще большего можно требовать
знамения, когда тот, кто прежде креста не мог перенести
угрозы и от простой служанки, теперь так противостоит
иудейскому народу, и один с таким дерзновением является
пред такою толпою, столь беспорядочно мятущеюся, и
говорит ей такие слова, которыми может еще более
возбудить ее неистовство? Видишь, возлюбленный, как и
теперь оказывается тоже, о чем я сказал вначале? Когда
кто воспламенится любовию к Богу, то уже не хочет более
смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но
имея у себя другие очи, т. е. очи веры, постоянно
устремляет ум свой к небесным, предметам, их созерцает,
и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на
небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к
подвигам добродетели. Такой человек не смотрит уже ни на
приятности жизни, ни на противные и тяжкие
обстоятельства, но, проходя мимо всего этого, поспешает
в свое отечество. Как бегущий с великим напряжением по
чувственному поприщу не видит встречающихся, хотя бы они
тысячу раз сталкивались с ним, но, устремив мысли свои к
поприщу и быстро пробегая все, стремится к
предположенной цели, так точно и старающийся идти
поприщем добродетели и взойти от земли на небо оставляет
все видимое внизу, все свое внимание обращает на
поприще, и не останавливается, не удерживается ничем
видимым, пока не достигнет самого верха (добродетели).
Для человека с таким настроением ничего не значит и то,
что кажется страшным в настоящей жизни: он не боится ни
меча, ни пропасти, ни зубов зверей, ни пыток, ни рук
палачей, ни другой какой-либо неприятности житейской;
нет, пусть положат пред ним горячие уголья, он пойдет по
ним, как бы по лугу и саду; пусть угрожают ему другим
каким-либо родом мучений, он не цепенеет при виде их и
не уклоняется, потому что его душою овладело желание
благ будущих, и он, как бы находясь вне тела, становится
выше страданий и, будучи подкрепляем вышнею благодатию,
даже и не чувствует телесных мучений.
Поэтому, прошу, чтобы нам быть в
состоянии легко выносить труды добродетели, покажем
великую любовь к Богу, и, к Нему устремив наши мысли, не
будем никаким предметом настоящей жизни останавливаться
на этом поприще, но, помышляя о непрерывном наслаждении
будущими благами, станем благодушно переносить все
скорби настоящей жизни. Пусть ни бесчестие не печалит
нас, ни бедность не стесняет, ни болезнь телесная не
ослабляет бодрости душевной, ни людское презрение и
унижение не делает нас менее усердными к подвигам
добродетели; но, все это стрясши с себя, как пыль, и,
приняв бодрое и возвышенное настроение духа, будем таким
образом во всем обнаруживать великое мужество и, как я
вчера просил любовь вашу, постараемся примириться с
врагами и все прочие страсти исторгнем из души нашей.
Возмущает ли нас нечистая похоть – изгоним ее. Разжигает
ли гневливость – утолим этот жар пением духовных
наставлений, показывающих гибельность этой страсти. "Муж
ярый, – говорит Писание, – не благообразен"
(Притч.11:25); и в другом месте:"гневаяйся на брата
своего всуе,... повинен есть геенне огненней" (Мф.5:22).
Возмущает ли нашу душу сребролюбие – постараемся бежать
от этой губительной заразы, и исторгнем ее, как корень
всех зол. Да и каждую из возмущающих нас страстей
постараемся исправить, чтобы, воздерживаясь от злых и
совершая добрые дела, могли мы в тот страшный день
удостоиться человеколюбия Божия, благодатию и щедротами
единородного Сына Его, с Которым Отцу со Святым Духом
слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Примечание
227. По гречески, ἀνίςημι – восстановляю.
228. Злат.: καὶ σοῦ согласно с некоторыми
греч. сп. (Caesareus. VI у "Holmes" и др.) и вопреки
Лукиан. и евр. тексту, где ὑμῶν "вами" (Слав. Библия).
229. Злат.: ἐν σημείω; в др. греч. сп.
читается обыкновенно: εἰς σημεϊ`ον "в знамение".
230. Злат.: καὶ ὄψομαι без αὐτὸ "его" ("ю" в
Слав. Б.) согласно с Лукиан. и большинством греч. сп.
231. Злат.: τοῦ Θεοῦ согласно с некот. греч.
списками (Коислиан. минускульным 15-м у Holmes'а) и евр.
масор. т., и вопреки Лукиан. и др. сп., где ἐμοῦ "Мною".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|