Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 22
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Хочу предложить вам сегодня остатки
вчерашней трапезы; но не огорчайся, возлюбленный, слушая
оставшееся. Конечно, чувственные снеди, спустя день или
два, часто портятся и становятся неприятными и негодными
в пищу, а относительно духовной трапезы нельзя бояться
этого; напротив, чем больше проходит времени, тем
большую они приобретают приятность и тем становятся
свежее и вкуснее. Так исполним же самым делом данное
нами вчера обещание, уплатим долг поучения и покажем
честность. Это доставляет пользу не получающим только,
как это бывает в (обыкновенных) долгах, но и мне,
уплачивающему долг. И что говорю: мне, уплачивающему?
Свойство этого долга духовного таково, что чем более он
уплачивается, тем более возрастает и тем большее
доставляет изобилие и несказанное богатство и отдающему,
и получающим. Видишь необычайное свойство долга и
особенный род уплаты? Таково духовное: будучи
раздаваемо, оно еще более умножается, и чем большему
числу сообщается, тем более оно увеличивается, так что и
отдающий не чувствует никакой утраты, напротив, еще у
него умножается имущество, и получающие становятся более
богатыми. А если таково свойство духовных предметов, то
со всем усердием и мы поспешим к уплате и вы приготовьте
слух к принятию этого, дабы каждый из вас принял слова
наши в отверстия недра души и с тем возвратился домой.
Предметом рассуждения будет служить для нас опять
праведный Ной, чтобы вы узнали великую его добродетель и
неизреченное Божие человеколюбие и долготерпение,
превышающее всякое понятие. Вы узнали вчера, как этот
праведник, получив от отца свое имя, с самого рождения
своего был для всех тогдашних людей провозвестником
несчастий, и своим именем как бы вопиял и говорил так:
оставьте нечестие, творите добродетель, убойтесь
угрожающей казни; всеобщий потоп постигнет всю
вселенную. Весьма силен гнев (Божий), потому что весьма
усилилось и нечестие. И так он увещевал не два или три
года, но пятьсот лет. Видели вы долготерпение Господа?
Видели безмерную благость? Видели несказанное
снисхождение? Видели умножение нечестия? Видели великое
их безрассудство? На этом, как вы знаете, вчера
остановилось наше поучение. Сегодня следует узнать, как
человеколюбивый Господь, по своей благости, не
ограничился и пятьюстами лет, но и еще явил новый опыт,
попечения о столь великих грешниках. "И бе Ное, –
говорит Писание, – лет пяти сот". Намеренно божественное
Писание обозначило число лет праведника, чтобы мы
видели, сколько времени он увещевал своих современников,
и как они, избрав путь нечестия, погибли на нем, а
праведник, идя путем совершенно противоположным, явил
столь высокую добродетель, что привлек к себе
благоволение Божие и, тогда как все прочие подверглись
наказанию, один он с своим семейством избежал его.
Отсюда мы узнаем, что если мы бдительны и не беспечны,
то жизнь посреди злых людей не только не вредит нам, но
и делает нас более тщательными в добродетели. Для того
человеколюбивый Бог и устроил так, чтобы жили вместе и
злые и добрые, чтобы от этого и нечестие злых
ослаблялось, а добродетель добрых выказывалась
блистательнее, и беспечные от обращения с ревностными (о
добродетели) получали, если пожелают, величайшую пользу.
Представь же себе, как был предан добродетели этот
праведник, когда, среди такого множества людей, с
великою силою стремившихся к нечестию, один он шел
противоположным путем, предпочитая добродетель нечестию,
и ни единодушие, ни столь великое множество (злых) не
остановило его на пути добра, но он уже наперед исполнил
то, что впоследствии имел сказать блаженный Моисей: "да
не будеши со многими на злобу" (Исх.23:2). И что
особенно удивительно и чудно: в то время, как многие,
или – лучше сказать – все склонялись к нечестию и к злым
делам, и никто не располагал к добродетели, он сам собою
устремился к ней с такою силою, что пошел против такого
множества; не убоялся и не устрашился единодушия злых;
не поступил так, как обыкновенно делают нерадивые,
которые, когда увидят, что многие показывают в
чем-нибудь единодушие, пользуются этим случаем для
прикрытия своего нерадения и говорят: для чего мне,
вопреки всем этим людям, предпринимать что-нибудь новое
и особенное, противоречить такому множеству и вступать в
борьбу с таким многолюдством? Разве я праведнее всех их?
Какая мне польза от такой вражды? Какая выгода от такой
ненависти? Но (праведник) не делал столь бесплодных
соображений, да и не подумал делать; он опять наперед
исполнил сказанное пророком, "что лучший есть един
творяй волю Господню, нежели тмы беззаконных"
(Сир.16:3). Разве общение, думал он, и согласие с
многолюдством, стремящимся к злу, может избавить меня от
наказания? Знал он, верно знал, что каждый ответит за
собственное свое спасение и что другому невозможно ни
потерпеть наказание за согрешающего, ни получить чужую
награду. Поэтому праведник, как искра посреди моря, не
только не угасал, но и с каждым днем издавал яснейший
свет, поучая всех своими делами.
Видишь, как Господь сотворил свободною
природу нашу? Отчего, скажи мне, те (современники Ноя)
стремились к нечестию и навлекали на себя наказание, а
этот (Ной), избрав добродетель и убежав от сообщества с
ними, не потерпел наказания? Не очевидно ли, что каждый
по своей воле избирает нечестие [152] или добродетель?
Если бы было не так, если бы нашей природе не была
присуща власть, то не следовало бы ни тем терпеть
наказание, ни этим получать награду за добродетель. Но
так как все, после вышней благодати, зависит от нашего
произволения, поэтому и согрешающим уготованы наказания,
и живущим добродетельно воздаяния и награды. "И бе, –
говорит Писание, – Ное лет пяти сот, и роди три сына,
Сима, Хама и Иафета". Замечай точность божественного
Писания. Сказав нам о числе лет праведника, чтобы
показать великость долготерпения Господа, оно хочет еще
изъяснить нам и приумножение снисхождения Господня, и
усиление нечестия человеческого.
2. Но послушаем самих слов Моисея,
который, говоря по внушению Духа хочет с точностию
научить нас всему. "И бысть, – говорит, – егда начата
человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им". Не
без причины присовокупил он: "и дщери родишася им", но
для того, чтобы дать нам понятие о великом размножении
людей. Где столь великое множество корней, там по
необходимости рождается и много ветвей. "Видевше же, –
говорит, – сынове Божии [153] дщери человечи, яко добры
суть, пояша себе жены от всех, яже избраша". Каждое из
этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от
нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно
исследовать это место и опровергнуть пустословие тех,
которые обо всем говорят необдуманно. И во первых,
надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и
обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви
истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали
тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить
на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о
людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало
сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где
ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде
показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы –
никогда. Об ангелах (Писание) говорит: "творяй ангелы
своя духи, и слуги своя огнь палящ" (Пс.103:4), а о
людях: "Аз рех: бози есте" (Пс.81:6); и опять: "сыны
родих и возвысих" (Ис.1:2); и опять: "первенец мой сын
Израиль" (Исх.4:22); а ангел нигде не назван ни сыном,
ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были
ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для
беззаконного дела, то лишились своего достоинства.
Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они
лишились (своего достоинства) и это именно было причиною
их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще
прежде создания первого человека они лишились того
своего достоинства – и диавол и те (духи), которые
вместе с ним домогались высшего достоинства, как и
говорит премудрый: "завистию же диавола смерть вниде в
мир" (Прем.2:24). В самом деле, скажи мне, если бы
диавол не пал еще до создания человека, то как он,
оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку?
Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку,
бестелесный и находившийся в такой чести – обложенному
телом? Но так как (диавол) ниспал с высочайшей славы в
крайнее бесчестие и ниспал будучи бестелесным, а между
тем видел, что человек создан и, будучи в теле,
удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой
чести, то разгорелся завистию и посредством обмана,
совершенного им чрез змия, подверг человека наказанию
смертию. Таково свойство злобы: не может она равнодушно
переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол
и все его полчище искони уже лишились небесной славы и
сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно
ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с
женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с
телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об
естестве ангельском: "в воскресении бо ни женятся, ни
посягают, но яко ангелы Божии суть" (Мф.22:30)? Да и
несвойственно этой бестелесной природе иметь такое
(плотское) вожделение. А сверх того, нужно подумать и о
том, что принять такое мнение и по разуму было бы
величайшею нелепостию. Если святые, удостоенные Духа
Святого мужи, не в силах были переносить даже явления
ангелов, если и муж желаний, узрев присутствие ангела,
не самое существо (потому что, как можно видеть
бестелесное существо?), но воспринятый им образ, лишился
сил и едва не самой жизни, если и столь великий и
высокий муж упал почти бездыханным, – то кто, и самый
безрассудный, согласится с этим богохульным и крайне
безумным мнением, будто бестелесная и духовная природа
имела совокупление с телами?
3. Но, чтобы не показалось, что и мы
сами, много говоря об этом, напрасно теряем время, для
этого, самым делом доказав вашей любви невозможность
такого события, раскроем теперь вам истинный смысл
предложенных слов, снова прочитав сказанное божественным
Писанием. "И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на
земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии
дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех
яже избраша" (Быт.6:1–2). Мы уже прежде сказали вам, что
Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими.
Так как они [154] вели род свой от Сифа и от сына его,
названного Еносом ("сей бо, – говорит Писание, – упова
призывати имя [155] Господа Бога"), то его дальнейшие
потомки в божественном Писании названы сынами Божиими,
потому что они до тех пор подражали добродетели предков;
а сынами человеческими названы те, которые родились
прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род. "И
бысть, – говорит Писание, – егда начаша человецы мнози,
бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове
Божии (потомки Сифа и Еноса) дщери человечи (дщери,
родившиеся от тех, о которых [Писание] сказало, что "и
дщери родишася им"), яко добры суть". Смотри, как этим
выражением Писание показало нам всю их необузданность.
Они устремились к этому делу, не по желанию чадородия,
но по неумеренной похоти. "Видевше же, – говорит
Писание, – дщери человечи, яко добры суть". Вожделение
красоты увлекло их в эту погибель; красота лица была для
них причиною блудодеяния и необузданности. Но Писание не
ограничилось и этим, а присовокупило: "пояша себе жены
от всех, яже избраша". И это опять указывает на их
великую необузданность, что они, т. е. побеждены были
красотою и не хотели обуздать беспорядочное вожделение,
но, увлекшись видом (жен), погрязли (в нечистоте), и
этим беззаконием сделали себя недостойными вышнего
промышления. И чтобы мы знали, что они это сделали не по
закону брака и не для чадородия, для этого (Писание)
говорит: "видевше же, яко добры суть, пояша себе жены от
всех, яже избраша". Что же? Ужели кто будет винить глаза
за то, что они видят? Отнюдь: не глаз был причиною
погибели этих людей, но их беспечная воля и необузданное
вожделение. Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им
творения Божия, прославляли их Создателя. Следовательно
дело глаза – видеть; а видеть худо зависит от
управляющего им разума. Господь устроил члены (нашего
тела) так, чтобы они были полезны нам к деланию добра, а
управление ими предоставил бестелесному существу, то
есть душе. Итак, когда душа предается нерадению и
ослабит бразды, то, как возница, не умеющий сдерживать
беспорядочные порывы коней, опустив бразды, подвергает
опасности и коней, везущих колесницу, и самого себя, так
и воля наша, когда не умеет по надлежащему пользоваться
членами, дав свободу беспорядочным вожделениям, губит
сама себя. Поэтому-то Господь наш И. Христос, зная
слабость нашей природы и беспечность воли, дал закон,
запрещающий и возбраняющий излишние взгляды, дабы издали
еще погасить загорающийся в нас пламень, и сказал: "иже
воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова
с нею в сердце своем" (Мф.5:28). Для того, говорит,
запрещаю необузданный взгляд, чтобы предохранить от
беззаконного дела. Не думай, что только совокупление
составляет грех; осуждению подлежит самая мысль. Так и
эти люди, увидев красоту, пленились зрением. "Видевше
же, – говорит (Писание), – яко добры суть и пояша себе
от всех, яже избраша". Но посмотрим, какую благость
Господь явил и после этого беззаконного дела и
беспорядочного расположения их. "И рече, – говорит
Писание, – Господь Бог: не имать дух мой пребывати в
человецех сих во век, зане суть плоть, будут же дние их
лет сто двадесять" (Быт.6:3). В этих не многих словах
можно увидеть бездну человеколюбия. "И рече, – сказано,
– Господь Бог: не имать дух мой пребывати в человецех
сих, зане суть плоть". (Господь) назвал здесь духом
промыслительную Свою силу, предуказывая уже их погибель.
И дабы ты знал, что речь идет именно об этом, смотри,
что прибавлено: "зане суть плоть", то есть, потому что
они совершенно предались плотским делам и не
пользовались по надлежащему способностями души, но вели
такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и
не имели души. Божественное Писание всегда имеет обычай
называть плотских людей плотью, а добродетельных
бесплотными, как говорит Павел: "вы же несте во плоти"
(Рим.8:9), не потому, чтобы они не были облечены плотию,
но потому что, будучи облечены плотию, они были выше
плотских помыслов. И как этим за презрение плотского
Павел сказал "вы же несте во плоти", так и тех за то,
что они постоянно занимались плотскими делами, (Бог)
назвал плотию. "Зане суть плоть", поэтому больше не
попущу им оскверняться грехами.
4. Видел ты великость гнева (Божия)?
Видел чрезмерную силу угрозы? Смотри же, как (Бог)
угрозу и гнев растворил человеколюбием. Таков Господь
наш: часто угрожает Он не для того, чтобы исполнить
угрозу, но чтобы, исправив людей, уже не приводить
угрозу в исполнение. Ведь, если Он хотел (только)
наказать, то для чего предсказывал? Но так как Он не
хочет (только наказывать), то всегда медлит и отлагает,
и предсказывает, внушая (чрез это) виновным побуждение
уклониться от нечестия, избрать добродетель и избежать
наказания. Поэтому уже после того, как изрек угрозу
предать их совершенной погибели (а это и значат слова:
"не имать дух мой пребывати в человецех сих, зане суть
плоть", то есть, не попущу им более жить), Он, не
довольствуясь пятисотлетним долготерпением, по которому
люди во всю жизнь Ноеву вразумляемы были его именем,
теперь, опять удерживая гнев Свой, назначает им другой
срок и говорит: Я уже сделал угрозу, и сказал, и объявил
Мой гнев, которому вам следовало подвергнуться за
множество сделанных вами грехов; но так как Я хочу,
чтобы и неисцельно согрешившие спаслись и никто не
погиб, то еще прибавляю вам сто двадцать лет, дабы вы
могли, если захотите, и омыть грехи чрез обращение к
лучшему, и, избрав добродетель, избавиться от наказания.
"Будут дни их лет сто двадесять. Исполини же, – говорит
(Писание), –бяху на земли во дни оны: и потом [156] егда
вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим и раждаху
себе, тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии"
(Быт.6:3–4). Исполинами, думаю, называет здесь
божественное Писание людей сильных телом. От них,
говорит, размножился род их. Об этом говорится и в
другом месте: "исполины, – сказано, – идут исполнити
ярость мою" (Ис.13:3). Число же: сто двадцать лет
некоторые признают за предел жизни; но этого не значит,
а (Писание) хочет этим показать долготерпение, которое
(Господь) являет людям и после столь многих грехов их.
Итак, чтобы мы знали, что люди и после (обнаруженных
Богом) гнева и угрозы, и после продолжительного
долготерпения, которое Он дал им на покаяние не только
не исправились, но и продолжали грешить. Писание
говорит: "егда вхождаху сынове Божии к дщерем
человеческим и раждаху себе, тии бяху исполины, иже от
века, человецы именитии". Видишь, какое чрезмерное
безрассудство? Какая бесчувственность души? Ни страх
наказания, ни продолжительность (Божия) долготерпения не
отклонили их от злых дел; раз низринувшись в пропасть и
потеряв душевное зрение, они, объятые нечистою похотию,
как бы каким опьянением, не захотели уже исправиться,
как и Премудрый говорит: "егда приидет нечестивый во
глубину зол, нерадит" (Притч.18:3). Страшно, страшно,
возлюбленный, быть уловлену кознями диавола. Тогда душа
уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое
животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она,
предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония
грехов. Поэтому нужно трезвиться и бодрствовать, чтобы с
самого начала не дать лукавому демону никакого доступа
(к нам), чтобы он, омрачив наш ум и ослепив душевное
око, не заставил нас, немогущих взирать на свет солнца
правды, подобно лишенным солнечного света, стремиться в
пропасть, что и случилось с этими людьми. Послушай и еще
о долготерпении благого Бога. "Видев же, – говорит
Писание, – Господь Бог, яко умножишася злобы человеков
на земли" (Быт.6:5). Что значат слова: "видев же"? Не
то, чтобы не знал Господь; нет: божественное Писание
повествует обо всем приспособительно к нашей немощи.
Чтобы вразумить нас, что эти люди, и после столь
великого долготерпения Божия, оставались в тех же грехах
или впадали вновь еще в большие, оно говорит: "видев же,
яко умножишася злобы человеков на земли". От этого злого
дела [157], как от источника, рождались у них и многие
другие грехи; поэтому и говорится: "злобы человеков".
Где блуд, невоздержная и нечистая жизнь, там естественно
рождается и пьянство, и бесчинство, и великая
несправедливость, и лихоимство, и множество зла. "Видев
же, – сказано, – "Господь Бог, яко умножишася злобы
человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем
прилежно на злая во вся дни".
5. Смотри, как здесь каждое слово
указывает на множество грехов. Сказав вообще: "яко
умножишася злобы человеков на земли". Писание
присовокупило: "и всяк". Многозначительно это слово. Не
только юноша (грешит), но и старец делает подобное ему;
не только муж, но и жена; не только раб, но и свободный;
не только богатый, но и бедный. И слово: "помышляет"
также многозначительно. Они, то есть, делают это. Не
урывками [158], но размышляя в сердце, каждый час
стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то,
что раз или два, просто и случайно, увлекшись грехом,
оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем
и делают злое; то есть, грех совершается ими с большим
тщанием, не мимоходом, не небрежно и не в короткое
время, но все дни, в течение всей их жизни. Видел ты
усиление нечестия? Видел, как они сделали это своим
занятием, прилежно совершая всякого рода зло, и как
всякий возраст охотно стремился к деланию зла? "Всяк",
говорит (Писание); не было незрелого и непричастного злу
возраста, но все тотчас и с самого начала соревновались
в этом злом подвиге, стараясь превзойти друг друга в
беззаконных делах. Представь же теперь необычайную
мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия
злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них
никакого вреда, но как бы имея другую природу, сохранил
твердость духа и, по собственному изволению устремившись
к деланию добра, уклонился от греховного единомыслия с
ними, и избавился от постигшей всех погибели. "И
помысли, – говорит Писание, – Господь Бог [159], яко
сотвори человека на земли" (Быт.6:6). Заметь и здесь
грубость и приспособительность выражения. "Помысли",
сказано, вместо: раскаялся, не потому, что Бог
раскаивается, – да не будет, – но божественное Писание
говорит с нами по-человечески, чтобы научить нас, что
чрезмерное множество грехов человеческих привело
человеколюбивого Бога в столь великий гнев. "И помысли
Господь Бог, яко сотвори человека на земли". Для того
ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в
столь великое нечестие, сделался виновником своей
погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой
чести и явил столько попечения о нем, чтобы он, избрав
добродетель, был безопасен от погибели. Но так как он
злоупотребил Моим человеколюбием, то лучше уже прервать
его злые предначинания. "И размысли, и рече Господь Бог
[160]: потреблю человека, егожесотворих, от лица земли,
от человека даже до скота, и от гад даже до птиц
небесных: зане размыслих [161], яко сотворих я"
(Быт.6:6–7). С своей стороны, говорит Бог, Я сделал все:
привел (людей) из небытия в бытие, вложил в (их) природу
знание того, что должно делать и чего не делать, даровал
им свободную волю162, оказал неизреченное (к ним)
долготерпение, и даже после уже того продолжительного
времени после обнаруженного Мною гнева и угрозы,
назначил еще и другой срок, желая, чтобы они, сознав
свои грехи, отвратили Мой гнев; но так как и от этого не
произошло никакой пользы, то необходимо уже привесть
угрозу в исполнение, в конец истребить их и уничтожить
весь род их, как негодную закваску, дабы они и для
последующих родов не сделались учителями нечестия. "И
рече Господь Бог: потреблю человека, егоже сотворих, от
лица земли, от человека даже до скота". Но, может быть,
кто-нибудь скажет: для чего за уклонение человека к
нечестию подвергаются одинаковому с ним наказанию и
животные? Так следует. Разве животные созданы сами для
себя? Они сотворены для человека; поэтому, когда он
истребляется – то какая и в них нужда? Затем и они
разделяют (с человеком) наказание, чтобы вы знали, как
силен гнев (Божий на грешника). Как в начале за грех
прародителя подпала проклятию земля, так и теперь, когда
угрожает погибель человеку, делаются участниками
наказания и бессловесные. Как при благочестивой жизни
человека и тварь участвует в человеческом благоденствии,
по слову Павла: "и сама тварь свободится от работы
истления в свободу славы чад Божиих" (Рим.8:21), – так и
теперь, когда человек за множество грехов своих должен
понести наказание и подвергнуться конечной погибели,
вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются
потопу, имеющему покрыть всю вселенную. И как в доме,
когда главный служитель подпадает гневу господина,
обыкновенно и все сослужители его разделяют с ним
скорбь, – точно так и здесь, когда, как в доме, люди
гибнут, по необходимости и все, находящееся в доме и
подвластное им, подвергается тому же наказанию. "И
размыслих, – говорит Писание, – яко сотворих я". Сколько
снисхождения в этом слове! Разве Я хотел, говорит (Бог),
подвергнуть их такому наказанию? Сами они великими
своими беззакониями привели Меня в столь сильный гнев.
Впрочем, чтобы мы не подумали, будто род человеческий
совершенно уничтожается и естество наше истребляется с
корнем, напротив знали бы, сколь великое зло грех, и
сколь великое благо добродетель, и что "лучше един
праведник, нежели тысяща грешник" (Сир.16:3), Писание
говорит: "Ное же обрете благодать пред Господом Богом"
(Быт.6:8). Если, говорит, все множество (людей) впало в
столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру
добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение
всего этого времени проповедовал и внушал отстать от
нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны. И как
они злыми своими делами подвигали на гнев
человеколюбивого Бога, так и этот, возлюбив добродетель,
"обрете благодать пред Господом Богом". "Бог бо несть
лицеприятен" (Деян.10:34); если в таком множестве Он
найдет хотя одного делающего угодное Ему, то не
оставляет его без внимания, но удостаивает Своего
попечения и тем большую выказывает заботливость об нем,
чем он сам ревностнее, при столь многих, влекущих его к
нечестию, идет путем добродетели.
6. Зная это, будем иметь в виду одно то,
что угодно Ему (Богу) и что может привлечь на нас Его
благоволение; и ни из угождения дружбе, ни из покорности
какому-либо обычаю, не станем пренебрегать добродетелью,
но будем пользоваться, как должно, долготерпением Божиим
и, пока есть еще время, отложив всякую леность, возлюбим
добродетель и возненавидим порок. Если мы не будем и к
добродетели стремиться с любовию и охотою, и к пороку не
будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем
ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той. А что
добродетель заслуживает того, чтобы мы желали ее и
горели к ней любовию, – послушай, что говорит пророк:
"судьбы [163] Господни истинны, оправданы вкупе,
вожделенны паче злата и камене честна много"
(Пс.18:10–11). Сказал так не потому, чтобы это одно
[164] было самое вожделенное, но потому что у нас нельзя
найти чего-либо другого драгоценнее этих предметов.
Потому он и присовокупил: "и сладчайша паче меда и
сота". И здесь опять он употребил это сравнение потому,
что не мог найти вещества слаще меда. А те, которыми
овладела безумная страсть и любовь к собиранию
богатства, истощают на это все свои силы, и никогда не
насыщаются, потому что сребролюбие есть ненасытное
пьянство; и как пьяные, чем больше вливают в себя вина.
тем большею распаляются жаждою, так и эти (сребролюбцы)
никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но
чем более видят возрастание своего имущества, тем
сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от
этой злой страсти, пока не низринутся в самую бездну
зла. Если же эти люди проявляют с таким напряжением эту
пагубную страсть, виновницу всех зол, то тем более
должно нам судьбы Господни, которые "выше злата и камене
честна многа", всегда иметь в своих мыслях и ничего не
предпочитать добродетели, а эти пагубные страсти
искоренять из своей души и знать, что это временное
удовольствие обыкновенно рождает непрестанную скорбь и
нескончаемое мучение, а не обманывать самих себя и не
думать, будто настоящею жизнию оканчивается наше
существование. Правда, большая часть людей не выражают
этого словами, напротив даже говорят, что они веруют
учению о воскресении и будущему воздаянию; но я обращаю
внимание не на слова, а на то, что каждый день делается.
Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния,
то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего,
скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег
больше, чем песку, покупая села, и домы, и бани, часто
приобретая это даже грабежом и лихоимством и исполняя на
себе пророческое слово: "горе совокупляющим дом к дому,
и село к селу приближающим, да ближнему отымут что"
(Ис.5:8)? Не это ли видим мы каждый день? Один говорит:
"дом такого-то отнимает у меня свет", и выдумывает
тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле
у бедного, присоединяет к своему. А что особенно
замечательно, необыкновенно, странно, и непростительно –
иной сам живет в одном месте, часто даже не имеет
возможности, если бы и хотел, перейти в другое место,
или по слабости телесной, или по другим обстоятельствам,
а между тем хочет всюду и во всех, так сказать, городах
иметь памятники своего лихоимства, везде поставить
вечные столпы своего нечестия, и грехи, которыми все это
собрано, возлагает на свою голову, и – неся это тяжкое и
не удобоносимое бремя, не чувствует его, а наслаждение
собранными им сокровищами предоставляет другим, не
только уже после переселения из этой жизни, но еще и
прежде исхода отсюда. Если он и не лишится их против
воли, то все они расточаются и, так сказать, разрываются
по частям его домашними, а сам он не наслаждается и
незначительною их частию. И что говорю: не наслаждается?
Если бы он и хотел, то как достанет его, когда у него
одно чрево при таком большом богатстве?
7. Причина всех зол – тщеславие и
желание дать свое имя полям, баням, домам. Что тебе
пользы, человек, когда спустя немного, от постигшей тебя
горячки, душа твоя, внезапно отлетев, оставит тебя без
всего и нагим, или – лучше – лишенным добродетели, а
облеченным в неправды, хищения, лихоимство, стоны,
воздыхания, слезы сирот, козни, обманы? Как ты, имея на
себе столь великое бремя грехов, в состоянии будешь
пройти сквозь те узкие врата, которые не могут вместить
столь великой ноши? По необходимости ты останешься вне
(царствия) и, под тяжестию этой ноши, напрасно будешь
каяться, видя уже пред глазами у себя приготовленные
наказания, тот страшный и никогда несгорающий огонь и
неумирающий червь. Но если мы сколько-нибудь заботимся о
своем спасении, то, пока есть еще время, отступим от
греха, обратимся к добродетели, отринем тщеславие.
Оттого оно и называется тщетным, что пусто и не имеет в
себе ничего твердого и постоянного; это только обман
очей, исчезающий прежде, чем явится. Не видим ли, как
часто тот, кому сегодня предшествуют ликторы, и кого
окружают копьеносцы, завтра оказывается в темнице,
вместе с преступниками? Что обманчивее этой пустой и
суетной славы? Если же в настоящей жизни и не случится с
ним такой перемены, так смерть непременно постигнет его
и прервет его благополучие, и тот, кто сегодня важно
выступал на площади, сажал (других) в тюрьму, сидел на
возвышенном месте, вел себя весьма гордо и на всех людей
смотрел как на тени, завтра вдруг лежит мертвый,
бездыханный, полный зловония, осыпаемый тысячью укоризн
и от обиженных им, и от необиженных, но соболезнующих
обиженным. Что может быть несчастнее такого человека? И
все, что им собрано, часто делят между собою его враги и
неприятели; а грехи, от этого накопившиеся у него, он
уносит с собою, и подвергается за них весьма строгому
отчету. Поэтому, умоляю: убегая этой суетной славы,
возлюбим славу истинную и пребывающую во веки, и пусть
ни страсть к богатству не обольщает нас, ни пламя похоти
не сожигает, ни зависть и ненависть не сушат, ни гнев не
воспламеняет, но все эти злые и пагубные страсти угасив
росою духа, презрим настоящее, возжелаем будущего,
подумаем о будущем дне (суда) и покажем великую
тщательность в жизни. Не для того мы явились в эту
жизнь, чтобы только есть и пить.
Не жизнь создана для пищи и питья, но
для жизни пища и питье. Так не станем же извращать этого
порядка, и не будем так угождать чреву и плотским
удовольствиям, как будто бы мы для этого и созданы; но,
размышляя о происходящем для нас вреде от этого
угождения, станем укрощать движения плоти, не поленимся
и не попустим ей восставать на душу. Если Павел, столь
великий и высокий муж, как бы на крыльях облетевший всю
вселенную, ставший выше телесных нужд и удостоившийся
слышать неизреченные глаголы, которых доселе никто
другой не слышал, говорил в своем послании: "умерщвляю
тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам
неключим явлюся" (1Кор.9:27), – так если он,
удостоившийся такой благодати, после столь многих и
высоких подвигов, имел нужду усмирять, и порабощать,
покорять под власть души и подчинять ее господству
сильные порывы плоти (усмиряют же то, что восстает, и
порабощают то, что сбрасывает с себя узду), то что
скажем мы, не имеющие ничего доброго, обремененные
тяжкими грехами, и при всем том преданные великой
беспечности? Разве в этой брани есть перемирие? Разве
есть определенное время для нападения? Всегда нужно
трезвиться и бодрствовать, и никогда не считать себя в
безопасности, потому что не назначено время, когда враг
и противник нападет на нас. Итак, будем всегда
помышлять, всегда заботиться о своем спасении, дабы
таким образом могли мы и быть непобежденными и, избежав
козней врага, получить милость от Бога, благодатию и
щедротами Его Единородного, с Которым Отцу, со Святым
Духом, слава, держава, честь ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Примечание
152. Здесь в тексте творений по изданию Миня
пропущено, очевидно, слово:κακίαν, как это указывает
следующее за опущенным словом "или" перед τὴν ἀρετὴν,
почему это слово, как необходимое, и внесено в русский
перевод.
153. Злат. читает: οί ὑιοὶ τοῦ Θεοῦ согласно
с Лукиан. и др. греч. сп., вопреки Алекс. сп., где
вместо этого οί ἄγγελλοι τοῦ Θεοῦ "ангелы Божии".
154. (οὕτοι) – Разумеются те, которые названы
сынами Божиими.
155. Здесь у Златоуста вместо τὸ ὄνομα
некоторые издатели читают τῷ ὀνόματι, т.е. "называться
(έπικαλεῖσθαι) по имени", как понимают некоторые из
учителей церкви (бл. Феодорит и др.), приведенные слова
Писания. Это последнее понимание у Злат. ясно не
выступает однако.
156. Злат. читает: μετ᾿ ἔκεῖνα "по сих"
вместо обычного чтения в греч. списках:μετ᾿ ἔκεῖνο.
157. Т.е. от смешения сынов Божиих с дочерями
человеческими.
158. (ἐκ συναρπαγῆς)
159. Злат. читает здесь Κύριος ὁ Θεὸς вопреки
Лукиан. и др. греч. спискам, где вместо этого ὁ Θεὸς
Бог; в евр. тексте – Иегова Господь.
160. И здесь повторяется у Златоуста в
начертании божеств. имени та же особенность, как в 6 ст.
161. Златоуст читает: ἔνεθυμήθην вместо
ἐθυμώθην "прогневался", как в Алекс., Коттониан. и др.
сп.
162. (τὸ αὐτεξούσιον)
163. Τἀ κρίματα по обычному чтению греч.
списков значит собственно: суды, определения бож.
закона.
164. Т.е. то, с чем сравниваются суды
Господни, – золото, драгоценные камни, медь.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|