Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 21
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Великое и неизреченное сокровище,
возлюбленные, (заключается) в нынешнем чтении. Знаю, что
многие, слушая перечисление имен и поверхностно смотря
на прочтенное (из Писания), думают, будто эти слова не
содержат в себе ничего больше, кроме простого названия
имен; но я прошу всех вас не проходить без внимания
предлагаемое в божественном Писании, – потому что все,
здесь написанное, заключает в себе великое богатство
мыслей. Так как блаженные пророки говорили по внушению
божественного Духа, то поэтому написанные Духом
(священные книги) содержат в себе скрытое (в них)
сокровище. И не дивись, что я в перечислении имен обещаю
вам теперь показать великое сокровенное богатство
мыслей: в Писании нет ни одного слога, ни одной черты, в
глубине которой не заключалось бы великого сокровища.
Поэтому мы должны приступать к божественным словам не
иначе, как будучи руководимы благодатию свыше и получив
просвещение от Святого Духа. Для уразумения
содержащегося в божественном Писании нужна не
человеческая мудрость, но откровение Духа, дабы мы,
узнав истинный смысл написанного, могли получить оттуда
великую пользу. Если и в житейских делах, писания,
составленные людьми, будучи повреждены временем,
получают великое значение от означения времени в начале
этого письменного памятника и от одного даже его слога,
– то тем более можно найти это в божественном Писании,
сложенном Духом Святым, если только мы будем внимательны
и не станем пробегать его поверхностно, но, напрягши ум
свой, будем все рассматривать тщательно и не уступим в
этом тем, которые выказывают столько усердия о предметах
чувственных. Вот и копающие руду не останавливаются на
поверхности, но, спустившись весьма глубоко и нашедши
песчинки золота, с великим трудом и усилием отделяют их
от земли, и после такого великого труда получают однако
ж малое вознаграждение за свои труды. Хотя они и знают,
что получают пользу, не соответствующую их трудам, а
часто даже, после великих бдений и усилий, и совсем
обманываются в своем ожидании, однако и этим не
останавливаются, но, питаясь надеждою, не чувствуют
трудов. Так если они выказывают столько усердия о
предметах тленных, преходящих, и весьма ненадежных, то
нам, которым (предлагается) и богатство неотъемлемое, и
сокровище неистощимое, и обмануться в ожиданиях
невозможно, тем более нужно иметь такую же и даже
большую ревность, чтобы могли мы достигнуть желаемого и,
получив отсюда пользу и познав неизреченное Божие
человеколюбие, были благодарны своему Господу, а
привлекши этим к себе Его благоволение, сделались
неуловимыми для сетей диавола. Итак, предложив вам ныне
читанные слова, тщательно исследуем каждое из них, дабы
вы могли возвратиться домой, получив обычное
наставление. "Сия книга, – сказано, – бытия человека, в
оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори
его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в
оньже день сотвори их". Обрати внимание на мудрость
этого дивного пророка, или – лучше – на учение Святого
Духа, потому что по Его (Св. Духа) внушению он говорит
нам обо всем; он дал свой язык, а чрез него уже
благодать Духа ясно научает всему род наш. Итак смотри,
как (Моисей) обратил слово свое к началу, и как бы снова
хочет зачинать повествование. Для чего же и почему? Он
видел, что уже жившие тогда показывали великую
неблагодарность (пред Богом) и, не умудрившись судьбою
первосозданного, низринулись в самую бездну зла: сын
(Адама) тотчас, по зависти, устремился на братоубийство,
за что и подвергся тому страшному наказанию, о котором
мы прежде сообщили вашей любви; а его (Каина) потомки,
не вразумившись и его наказанием, впали еще в большие
грехи, как вы слышали вчера о Ламехе, рассказывающем
свой грех своим женам и определяющем себе наказание.
Итак, как он видел, что их развращение постепенно
увеличивается, подобно вредной влаге [139], готовой
разлиться по всему телу, то и останавливает стремление
зла и не удостаивает даже упомянуть о поколениях, бывших
от Каина до Ламеха, но как бы делая некоторое начало
(своей книги) и желая утешить Адама и Еву в скорби,
которую дерзнул причинить им братоубийца, вооружив руку
свою против Авеля, так начинает повествование и говорит:
"сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог
Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори
их: и нарече имя их Адам, в оньже день, сотвори их".
2. Смотри, как он употребил те же самые
слова, которые (употребил) и вначале, дабы внушить нам,
что о тех поколениях, как о непотребных, он не
удостаивает и упомянуть, но начинает родословие с
родившегося теперь, то есть, с Сифа, дабы ты и отсюда
познал, сколько Бог печется о человеческой роде и как
отвращается людей кровожадных. Моисей молчит об них, как
будто они даже и не жили, и этим дает нам разуметь,
сколь великое зло грех и как любящие его причиняют себе
величайший вред. Вот эти люди исключаются и из
(родословного) списка и, если упоминаются, то только для
того, чтобы их нечестие выставлено было на позор и
послужило вразумлением для будущих родов, а беззаконно
умерщвленный и убитый братнею рукою с тех пор и доныне
воспевается всеми, и время не истребило памяти об этом
(Авеле), ни позора того (Каина) не прекратило, но как
этот каждодневно всеми восхваляется, так и тот
непрестанно осуждается.
Видите, каков вред нечестия и сколь
велика сила добродетели, как первое хотя и нападает, и
одолевает, однако же гибнет и исчезает, и как вторая
хотя подвергается нападениям и терпит бесчисленные
бедствия, но от этого становится еще славнее и
блистательнее? Можно бы доказать это теперь вашей любви
и другими подобными событиями, но чтобы вам не отступить
от надлежащего порядка, обратимся к приведенным словам.
"Сия книга, – сказано, – бытия человека, в оньже день
сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и
жену сотвори их: и нарече имя их Адам, в оньже день
сотвори их". Смотри, как божественное Писание, опять
начав повествование сверху, напоминает нам, какой чести
удостоился созданный (Богом) человек. "В оньже день, –
сказано, – сотвори Адама, по образу Божию сотвори его",
то есть, поставил его начальником всего видимого.
Выражение: "по образу", указывает именно на власть и
господство. Бог всяческих, как Сам имел власть над всем
и видимым, и невидимым, будучи Создателем всего, так и,
создав это разумное существо (человека), восхотел, чтобы
оно имело власть над всем видимым. Потому Он даровал ему
и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда. Когда же
(человек) по беспечности пал и преступил данную ему
заповедь, (Бог) по Своему человеколюбию и тогда не
отвратился совершенно от него, но лишив его бессмертия и
осудив на смерть, оставил его с тою же почти самою
властью. Когда потом сын его впал в столь великое
неистовство и первый совершил убийство, причинил [брату]
насильственную смерть и обнаружил в себе великую
испорченность, присоединив к убийству ложь, то (Бог)
восхотел вразумить его продолжительным наказанием, дабы
не только он сам получил пользу от постигшего его
наказания, но и потомкам показал, как велико его
преступление и чрезмерно беззаконие. Но так как и
потомки его, по великой беспечности, впадали постепенно
в большие беззакония, то (Бог), желая как бы утешить
Адама, бывшего в столь великой печали не только из-за
собственного своего преступления, но и по причине
беззакония Каинова и того невыносимого несчастия [140],
которое он видел собственными своими глазами [ведь они
(первые люди) еще не знали, как умирают, хотя и
подверглись уже приговору смерти, и скорбь Адамова была
двойная и тройная от того, что они увидели смерть, в
первый раз явившуюся в мире, смерть насильственную и
совершенную их сыном, притом нанесенную брату,
рожденному от одной матери и одного отца, и не
сделавшему никакого зла], так желая подать ему
соразмерное скорби его утешение, человеколюбивый Бог
дарует ему другого сына Сифа, и, этим достаточно утешив
его, от этого сына уже ведет начало рода. Поэтому и
блаженный пророк начал так: "сия книга бытия человека".
Потом, так как он обещал повествовать о потомстве людей,
смотри, какой соблюдает порядок."Поживе, – говорит, –
Адам лет двести тридесять, и роди... по виду своему, и,
по образу своему и нарече имя ему Сиф. Быша же дни его
[141] лет седмьсот, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние
Адамовы [142] девять сот и тридесять, и
умре"(Быт.5:3–5).
3. Не правду ли я говорил вначале, что в
божественном Писании нельзя найти ничего, написанного
просто и напрасно? Вот и теперь с какою точностию
выразился этот блаженный пророк. "Роди, – говорит, –
Адам и роди... по виду своему, и по образу своему, и
нарече имя ему Сиф". А о рожденном прежде, то есть, о
Каине ничего такого не сказал, наперед уже давая знать о
наклонности его к злу; и справедливо: Каин не сохранил
отеческих нравов, но тотчас уклонился к злу. Здесь же
Моисей говорит: "по образу своему и по подобию своему",
то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми
же добродетельными свойствами, являющего в себе
посредством дел своих образ отеческий, могущего своею
добродетелию вознаградить за преступление старшего
(сына). Здесь Писание, говоря: "по образу своему и по
подобию своему", сообщает нам не о телесных чертах, но о
состоянии душевном, дабы мы знали, что этот сын (Сиф) не
будет таким же (как Каин). Потому и мать, давая имя
этому сыну, дает его с благодарностию, и рождение дитяти
приписывает не природе и собственной способности
рождать, но силе Божией, которая и возбудила природу к
рождению, и говорит: "и нарече имя ему Сиф, глаголющи:
воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби
Каин" (Быт.4:25). Смотри, какая точность в словах. Не
сказала: дал мне Бог, но воскреси ми. Замечай, как этим
выражением уже с тех пор, хотя и не ясно, указываются
начатки воскресения. Она как бы так говорила: вместо
умершего воскресил мне этого. Хотя тот, говорит, от
братней руки пал на землю и подвергся смерти, но сила
Божия вместо падшего восставила этого. Так как не
настало еще время воскресения, то Бог восставил не
падшего, но другого вместо его, потому и говорит Ева:
"воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби
Каин". Видел ты благодарность жены? Видел человеколюбие
Господа, – как скоро Он подал им (Адаму и Еве) утешение?
Будем же все мы подражать Еве и все приписывать высшей
благодати, потому что хотя и природа действует, но не
своею силою, а повинуясь повелению Создателя. И пусть
никогда не сетуют жены, если не рождают, но с
благодарным сердцем пусть прибегают к Творцу природы и
от Него, Господа природы, просят (чадородия): пусть
рождение детей не приписывают ни сожитию супружескому,
ни чему-либо другому, но – Создателю всяческих, Который,
как воззвал из небытия в бытие естество ваше, так может
и исправить недостатки его. Вот и Ева то самое, что было
для нее причиною скорби, обратила в побуждение к
славословию, и все приписывает Господу, говоря:
"воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, его же уби
Каин". Видишь как она не только не возроптала и не
сказала ни одного печального слова (божественное Писание
не пропустило бы, если бы что-нибудь такое было сказано
ею), напротив, перенесши великодушно несчастие,
удостаивается скорого утешения и обнаруживает еще
большую благодарность, возвещая благодеяние Господне?
Смотри же, с какою щедростию и Господь подает свои дары.
Не только даровал другого сына, но еще заранее
показывает, что этот сын будет и добродетелен. "Роди бо,
– говорит Писание, – по виду своему и по образу своему".
И чтобы мы тотчас же убедились в добродетели этого сына,
смотри, как и сам он в имени собственного своего сына
высказывает боголюбивую свою душу. "И Сифу, – сказано, –
бысть сын, и нарече имя ему Енос. Сей упова призывати
имя Господа Бога" (Быт.4:26). Вот имя, которое светлее
диадимы, блистательнее порфиры! Что может быть блаженнее
человека, который украшается призыванием Бога и это
самое (призывание) носит вместо имени?
Видишь, как и в самых простых названиях,
как я говорил вначале, скрывается великое богатство
мыслей? Здесь (в названии детей) выказывается не только
благочестие родителей, но и великая заботливость их о
детях, – как они с самого начала учили рождавшихся у них
детей теми самыми именами, какие давали им, прилепляться
к добродетели, а не так, как ныне дают имена – просто и
как случится. По имени, говорят, деда или прадеда пусть
называется дитя; но, древние не так: они всячески
старались давать детям такие имена, которые бы не только
возбуждали к добродетели самих, получающих эти имена, но
и для всех других и для последующих родов служили
наставлением во всяком любомудрии. Это увидим мы и далее
в течении слова. Не станем же и мы назначать детям
названия случайные, не станем давать им имена отцев,
дедов, прадедов и людей, знаменитых родом, но – имена
мужей святых, просиявших добродетелью, стяжавших великое
дерзновение у Бога. Впрочем и на эти имена пусть не
надеются ни родители, ни дети, получающие имена, потому
что имя без добродетели не приносит никакой пользы.
Надежду спасения нужно полагать в совершении
добродетели, и не величаться ни именем, ни сродством со
святыми мужами, ни чем-либо другим, но правотою своих
дел; а лучше сказать, не величаться и этим, но тогда-то
особенно и смирять и уничижать себя, когда успеем
собрать великое богатство добродетели, так как при этом
мы и собранное нами богатство сбережем верно, и
привлечем к себе благоволение Божие. Поэтому и Христос
говорил ученикам своим: "егда вся сотворите, глаголите,
яко непотребни рабы есмы" (Лк.17:10). Так Он смиряет их
умы и внушает им быть скромными и не превозноситься
добрыми делами, но знать, что величайшая из всех
добродетелей состоит в том, чтобы добродетельный человек
сохранял смирение.
4. Но возвратимся опять к предмету
слова, и посмотрим на родившихся в последующее время.
Можно надеяться, что мы, мало-помалу поступая вперед,
найдем еще большее сокровище, великое и невыразимое
богатство. "И поживе, – сказано, – Енос", этот сын
Сифов, "лет сто девятьдесят, и роди Каинана, и Каинан
роди Малелеила, и Малелеил роди Иареда, Иаред роди
Еноха. И пожив Енох лет сто шестьдесят пять, и роди
Мафусала: угоди же, – говорит Писание, – Богу Енох, и
поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двести и
роди сыны и дщери: и Быша дние Еноховы лет триста
шестьдесят пять, и угоди Енох Богу, и не обреташеся,
зане преложи его Бог" (Быт.5и сл.). Не правду ли я
говорил, что, идя далее, мы найдем в этих именах великое
и неизреченное духовное богатство? Замечай здесь,
возлюбленный, и добродетель праведника, и чрезмерное
человеколюбие благого Бога, и точность божественного
Писания. "Поживе, – говорит оно, – Енох лет сто
шестьдесят пять, и роди – Мафусала, и угоди, – говорит,
– Енох Богу, по еже родити ему Мафусала".
Слушайте это и мужи и жены, поучитесь
добродетели праведника, и не думайте, будто брак
препятствует угождать Богу. Божественное Писание для
того и указало на это неоднократно, сказав, что (Енох)
родил Мафусала и тогда угодил (Богу), и опять повторив
тоже самое: "и угоди, по еже родити ему", для того,
чтобы не подумал кто, будто брак, препятствует
благоугождать Богу. Если мы бодрственны, то ни брак, ни
воспитание (детей), ни другое что не может
воспрепятствовать нам в угождении Богу. Вот и он (Енох),
будучи одной с нами природы и (живя тогда), когда еще не
дан был закон, не поучало Писание, и ничто другое не
руководило к любомудрию, сам собою и по своему
произволению так благоугодил (Богу), что доселе еще жив
и не вкусил смерти. Если бы, возлюбленный, брак и
воспитание детей были препятствием на пути добродетели,
то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу,
дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых
необходимых. Но так как (брак) не только не препятствует
нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но
и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой
природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно
побуждая ладью плыть в пристань, то поэтому Бог и
даровал такое утешение человеческому роду. А что слова
мои справедливы, доказывает этот праведник. "По еже
родити, – говорит Писание, – Мафусала, угоди Енох Богу";
притом, он подвизался в добродетели не малое число лет,
но, как говорит Писание, двести лет. И так как после
преступления первозданного нашелся человек, который
взошел на самую высоту добродетели, и своим
благоугождением Богу вознаградил [143] за грех
прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие благого
Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за
грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым
делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее
нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш.
"И угоди, – говорит Писание, – Енох Богу, и не
обреташеся, зане преложи его Бог". Видишь премудрость
Господа? Преложил [144] живым, а не даровал бессмертие,
дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; Он
оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому
Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор,
произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх
служил вразумлением. Поэтому Он преложил благоугодившего
Еноха. А если кто захочет любопытствовать и спросить:
куда же его переселил, и неужели он доселе жив, – то
пусть научится не увлекаться человеческими соображениями
и не наследовать с любопытством дел Божиих, но верить
тому, что говорится (в Писании). Когда Бог возвещает
что-либо, то не должно противоречить словам Его, но
возвещаемое от Бога, хотя бы и не было видимо для глаз,
нужно считать достовернее того, что подлежит нашим
взорам. Что Бог переселил Еноха, переселил живым и не
вкусившим смерти, так что за свое благоугождение (Богу)
он стал выше произнесенного над родом человеческим
приговора, об этом божественное Писание сказало; а куда
переселил его, и как он ныне живет, этого не
присовокупило. Видел ты благость Господа, как Он,
нашедши мужа добродетельного, не лишил его того
достоинства, которое даровал первому человеку до
преступления заповеди, и этим дал нам разуметь, что и
тот, если бы не предпочел обольщения данной заповеди,
удостоился бы тех же, или еще и больших благ? "И поживе,
– говорит Писание, – Мафусал лет сто осмьдесят седмь
[145] и роди Ламеха: и поживе Ламех лет сто осмьдесят
[146], и роди сына, и нарече имя ему Ной, глаголя:
воистину сей [147] упокоит нас от дел наших, и от печали
[148] рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог"
(Быт.5:25, 28–29). Усматривай опять и в наименовании
родившегося теперь от Ламеха величие тайн, высокое
пророчество и неизреченное человеколюбие благого Бога.
Так как по-своему предведению он провидел будущее, то
усматривая, что нечестие людей умножается, наименованием
сына предсказывает бедствия, имеющие постигнуть весь род
человеческий, дабы люди, вразумившись хотя страхом,
удержались от греха и обратились к добродетели. Замечай
и долготерпение Господа: за сколько лет Он дает
предсказание, чтобы таким образом и показать Свое
человеколюбие, и отнять всякое извинение у тех, которые
подвергнутся наказанию!
Но, может быть, кто-нибудь скажет:
откуда у Ламеха столь великий дар предсказания? Ведь
Писание не упоминает, чтобы он был муж добродетельный и
чудный. Не удивляйся, возлюбленный: Господь, премудрый и
благоискусный, часто и недостойным людям попускает
предсказывать чудные и великие дела, и это не только в
ветхом, но и в новом завете. Послушай, что говорит
евангелист о Каиафе, Иудейском первосвященнике: "сегоже
о себе не рече, но архиерей сый лету тому прорече, яко
Иисус хотяше умрети не токмо за люди, но и да языки
[149] расточеная соберет во едино" (Ин.11:51). Найдешь
опять, что нечто подобное было и с Валаамом. Будучи
призван для проклятия (еврейского) народа, он не только
не проклял, но и предсказал великие и чудные вещи, не
только об этом народе, но и о пришествии Спасителя
(Числ.24). Не удивляйся же, что и теперь Ламех, давая
имя своему сыну, дает, ему такое имя (Ной); но все
приписывай Богу, который все устрояет Своею
благоискусною мудростию. "И нарече имя ему Ной", а это
имя значит: успокоение. Итак, (Ламех) называет
успокоением ту всемирную гибель, которая должна была
совершиться спустя столько лет, подобно тому как и Иов
говорит: "смерть мужу покой" (Иов.3:23). В самом деле,
так как нечестие причиняет много и весьма большего
труда, то его прекращение и уничтожение, имевшее
совершиться посредством потопа, называет успокоением. "И
нарече, – говорит, – имя ему Ной", потом, объясняя нам
значение этого имени, говорит: "сей же упокоит нас от
дел наших", то есть, отвратит от нечестия, "и от печали
рук наших", – опять тоже самое, то есть, от злых дел.
Писание так говорит об этом не потому, чтобы руки
печалились, но потому, что чрез их деятельность и злые
дела умножались скорби людей. "И от земли, юже прокля
Господь Бог", то есть, освободить нас от всех тяготеющих
над нами бедствий, от трудов и скорбей, неразлучных с
возделыванием земли, подвергшейся проклятию за
преступление первого человека. Подумай же теперь,
возлюбленный, как это дитя, мало-помалу возрастая, для
всех видевших его служило уроком. Лишь только кто
спрашивал об имени этого дитяти, значение имени тотчас
же говорило ему о предстоявшей людям гибели. Если бы
кто, по вдохновению, просто сказал только, что это
будет, такое предсказание предано было бы забвению, и не
все бы знали о тяжком наказании; а теперь этот человек,
живший пред глазами всех, благовременно и безвременно
всем напоминал о гневе Божием. И дабы мы с точностию
знали, сколько времени этот сын (Ламеха) своим именем
увещевал всех оставить нечестие, прилепиться к
добродетели и чрез то избежать столь великого гнева
Божия, (Писание) говорит: "и бе Ное лет пятисот и роди
Ное три сына" (Быт.5:32). Вот и другой праведник, с
женою и детьми весьма благоугодил Богу, избрав, вопреки
всем (современникам), путь добродетели, и не встретил
никакого препятствия ни от брака, ни от воспитания
детей. Но при этом нельзя не изумиться и неизреченному
долготерпению Божию, и крайней неблагодарности тогдашних
людей. Вот в течение пятисот лет этот праведник вопиял и
свидетельствовал своим именем о потопе, имевшем быть по
всей вселенной за умножение нечестия, и при этом они не
захотели однако отстать от нечестия Но человеколюбивый
Бог и после такого пророчества, и по истечении столь
многих лет, еще не подвергает наказанию, но желая
показать большее долготерпение, к мере Своего
снисхождения прилагает и еще немалое число лет. Он
создал человеческий род не для того, чтобы наказывать
его, но совсем напротив, чтобы даровать ему наслаждение
бесчисленными благами. Поэтому и видишь, как Он везде
замедляет и откладывает наказания. Но чтобы множеством
предметов не обременить вашей памяти, здесь остановим
слово, остальное отложив до следующего дня.
6. Будем же это слушать, возлюбленные,
не просто, но научимся заботиться о добродетели и
ставить высоко угождение Богу; не станем ссылаться ни на
управление домом, ни на заботу о жене, ни на попечение о
детях, ни на что-либо другое, и думать, будто этим мы
можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной
жизни; не будем произносить пустых и бессмысленных слов:
я мирянин, имею жену и озабочен детьми. Очень у многих
есть обычай говорить это, когда мы убеждаем их
подвизаться в добродетели, или прилежно упражняться в
чтении Писания. Не мое это дело, говорят; разве я
отрекся от мира, разве я монах? Что говоришь, человек?
Разве одним монахам предназначено угождать Богу? Бог
"всем человеком хощет спастися и в разум истины приити"
(1Тим.2:4), а не желает, чтобы кто-либо пренебрегал
добродетелью. Послушай, что сам Он говорит чрез пророка
[150]: "не хощу смерти грешника, но еже обратитися и
живу быти ему" (Иез.18:23). Скажи мне, разве этому
праведнику сколько-нибудь препятствовало сожительство с
женою или попечение о детях? Так не станем же и мы,
прошу вас, обманывать самих себя, но чем более
обременяемся этими заботами, тем более будем принимать
врачеств от чтения божественного Писания. Ведь и эти
люди были одной с нами природы; притом у них не было
столько побуждений, располагающих к добродетели. Итак,
какого извинения будем заслуживать мы, и наслаждающиеся
таким учением, и удостоенные столь великой благодати, и
пользующиеся вышнею помощию, и получившие обетование
неизреченных благ, если не достигнем в меру добродетели
древних мужей? Если только мы захотим быть
внимательными, то и сообщенного нам сегодня достаточно,
чтобы заставить нас полюбить добродетель и отнюдь не
думать, будто для нас что-либо может служить
препятствием к пути добродетели. Если жившие до закона,
по внушению только природы, достигли столь высокой
добродетели, то что можем сказать мы, которые, при таких
пособиях, после пришествия Христова и после бесчисленных
чудес, так далеки от добродетели? Поэтому, прошу, будем
не поверхностно проходить, но со вниманием читать
содержащееся в божественном Писании, дабы, пользуясь им,
могли мы когда-нибудь, хоть и поздно, прилепиться к
богоугодной добродетели. Если мы и каждый день станем
оглашать вас этим духовным учением, а вы будете
оставаться все при той же беспечности, то какая вам
будет польза от непрерывного наставления? Да и нам какое
будет утешение, когда видим, что столь великий труд наш
остается бесполезным и нет истинного успеха от нашего
старания? Ведь, скажи мне, не из двух ли состоим естеств
мы, то есть, из души и тела? Почему же не одинаковое
прилагаем попечение о той и о другом, но телу всячески
стараемся служить – и врачам деньги даём, и сами весьма
заботимся о нем, и одеваем его дорогою одеждою, и питаем
больше, чем нужно, и хотим, чтобы оно было в постоянном
покое и чтобы отнюдь никакая болезнь не тревожила его, а
если что-либо потревожит его, то употребляем все
средства к отвращению неприятностей? Такова заботливость
о теле, которое ниже по существу своему: но как же,
скажи мне, равнять душу и тело? Если хочешь видеть
различие между ними, то посмотри, как ничтожным
становится тело, когда оставляет его душа. Итак, ты,
прилагающий столь великое попечение о теле, для чего и
почему так мало печешься о душе, и не хочешь ни давать
ей свойственную ей пищу, то есть, наставление из
божественного Писания, ни прилагать полезных лекарств к
ее ранам и язвам, которые разрушают ее силу и ослабляют
бодрость [151], напротив оставляешь ее в небрежении,
когда она и истаевает от голода, и от язв истлевает, и
служит добычею, как бы псам, злым и нечистым помыслам,
которые терзают ее и сокрушают всю ее крепость?
Для чего не столько же, как о теле
видимом, заботимся и о душе бестелесной и невидимой,
тогда как попечение о ней не только удобно и легко, но и
не требует издержек и никакого труда? Так, что касается
попечений о теле и врачевания болезней телесных, то
здесь необходимо тратить много и денег – частию на
врачей, частию на все другая потребности, то есть, на
пищу и одежду, – не говорю уже о том, что очень многие с
великою неумеренностию издерживают их и сверх нужды. А
по отношению к душе ничего такого не нужно, но, если
подобно тому, как телу каждый день доставляешь пищу и
тратишь на него деньги, захочешь не попускать и душе
гибнуть от голода, а будешь давать ей соответствующую
пищу, то есть, наставление из Писания и из духовного
поучения ("не о хлебе едином, – говорит Писание, – жив
будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст
Божиих" (Мф.4:4)), – то распорядишься наилучшим образом
и окажешь должное внимание к тому, что есть у нас
драгоценнейшего. Поэтому как телу ты доставляешь
различные одежды, соображаясь с различными временами
года и разнообразием одежд, так не попускай и душе
ходить нагою без добрых дел, одень и ее приличною
одеждою: чрез это тотчас восстановишь ее и приведешь
опять в естественное состояние здоровья. Что же это за
одежда души? Милостыня и щедрость к бедным: вот
прекраснейшее одеяние души, вот светлая одежда ее. А
если хочешь не только доставить ей одеяние, но и
украсить ее, подобно телу, то присоедини пособие,
состоящее в молитве и исповедании грехов, и не
переставай омывать лице ее непрерывными слезами. Как
лице телесное ты каждодневно омываешь со всем тщанием,
чтобы не видно было на нем никакой, обезображивающей
его, нечистоты, так же старайся поступать и с душою, и
ее каждый день омывай, проливая горячие слезы. Этою
(слезною) водою смывая с себя нечистоту, душа становится
все светлее. И так как весьма многие жены, по великой
изнеженности, пренебрегая заповедь апостольскую,
повелевающую не украшать себя ни плетением (волос), ни
золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою (1Тим.2:9),
украшаются с великою роскошью, да и не одни жены, но и
изнеженные мужи доводят себя до слабости жен, надевая на
руки перстни и украшаясь множеством дорогих каменьев,
чего надлежало бы им стыдиться и краснеть, то пусть и
эти, и те, послушав наших слов, обратят лучше эти
драгоценности, приносящие много вреда и мужам и женам,
на украшение души и ее ими украсят. Надетые на тело,
даже красивое, они делают его безобразным; напротив,
возложенные на душу, даже безобразную, доставляют ей
великую красоту. Но как, скажешь, возможно возложить эти
драгоценности на душу? Опять руками бедных: они,
принимая (подаяния), сообщают душе (подающего) красоту.
Им отдай свои драгоценности и рассыпь в их утробы, а они
доставят такую красоту твоей душе, что ты видом своим
привлечешь к себе самого истинного Жениха, и приобретешь
бесчисленные блага: привлекши к себе Господа этою
красотою, будешь иметь источник всех благ и обладать
несказанным богатством. Итак, если мы хотим быть
любезными Господу, то, оставив попечение об украшении
тела, будем каждый день заботиться о красоте души, дабы
нам привлечь себе и благоволение человеколюбивого Бога и
получить неизреченные блага, благодатию и человеколюбием
Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава,
держава, честь, со Святым Духом, ныне и присно, и во
веки веков. Аминь.
Примечание
138. Дальнейшие слова: καὶ εὐλόγησεν αὐτοὺς
"и благослови их", читаемые у 70-ти и в евр. тексте, у
Златоуста отсутствуют.
139. (ῥεύμα)
140. Разумеется, конечно, смерть Авеля.
141. Здесь Злат. приводит слова Писания
очевидно, в сокращении, заменяя слово "Адам"
местоимением "его" и опуская слова: "яже поживе, по еже
родити ему Сифа", читаемые обыкновенно в Лукиан. и др.
греч. списках.
142. Здесь также опущены слова: "яже поживе".
143. (ἀνακαλούμενος)
144. (или переселил – μετέθηκεν)
145. Злат.: Μαθουσάλα ἔτη ἐκατὸν ὀγδοήκοντα
ἐπτὰ согласно с Коттониан. сп. и евр. текстом и вопреки
Лукиан. сп., где читается: Μαθουσάλα ἔτη ἐκατὸν ἐξήκοντα
ἐπτὰ "сто шестьдесят семь"; это свидетельство весьма
важно для библейской хронологии.
146. Злат.: Λάμεχ ἔτη ἐκατὸν ὀγδοήκοντα
согласно с Бодлеан. сп. и вопреки Лукиан. и др. сп., где
читается: Λάμεχ ἐκατὸν ὀγδοήκοντα ὀκτὼ "сто восемьдесят
восемь лет"; в евр. тексте здесь вместо этого 182 года.
147. Злат. δὴ ἀναπαύσει, вместо обычного
чтения в греч. списках: διαναπαύσει.
148. Злат.: τῶν λυπηρῶν τῶν χειρῶν
"тягостного, тяжелого для рук наших" вместо обычного
греч. чтения τῶν λυπῶν τῶν χειρῶν "печалей рук наших".
149. Злат.: καὶ τὰ ἔθνη вместо τὰ τέκνα по
обычному тексту.
150. Злат.: Οὐ βούλομαι τὸν θάνατον τοῦ
ἁμαρτολοῦ, ὡς τὸ ἐπιστρέψαι καὶ ζῆν αὐτὸνчему в
древнейшем Ватик. и Алекс. сп. соответствует μὴ θελήσει
θελήσω τὸν θάνατον τοῦ ἀνόμου λέγει Κύριος, ὡς τὸ
ἀποστρέψαι αὐτὸν ἐκ τῆς ὁδοῦ τῆς πονηρᾶς καὶ ζῆν αὐτὸν;
этому чтению следует славянский текст.
151. (παῤῥησίαν)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|