Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 19
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Как неизлечимые раны не поддаются ни
острым, ни смягчающим лекарствам, так и душа, раз
сделавшись пленницею и предавшись какому-нибудь греху,
если не хочет сама подумать о собственной пользе, не
исправляется, сколько бы кто ни внушал ей; она, как
будто бы совсем не имея слуха, не получает от увещания
никакой пользы, не потому, что не может, но потому, что
не хочет. Впрочем, с волею (человека) не то, что бывает
с телесными ранами. В телесной природе недуги часто
бывают неизлечимы, но с волею не так: напротив, нередко
и злой человек, если захочет, может перемениться и
сделаться добрым, и добрый если не будет бдителен, может
развратиться. Господь всяческих, создав нашу природу
свободною, хотя с Своей стороны делает все, и следуя
Своему человеколюбию, и зная тайны, сокрытые в глубине
души, увещевает, советует и предостерегает от злого
дела, но не принуждает, а предложив соответствующие
врачества, предоставляет все на волю больного. Так
произошло теперь и с Каином. После такой (Божией)
заботливости о нем, смотри, в какое он впал неистовство.
Ему надлежало, сознав свой грех, позаботиться об
исправлении; а он, как пьяный, к первой болезни и ране
прибавляет другую язву и, не приняв лекарства,
предложенного ему с таким усердием, напротив спеша
привести в исполнение задуманное убийство, начинает дело
хитростию и лукавством, и льстивыми словами обольщает
брата. Так звероподобен бывает человек, предавшийся злу.
Насколько велико и почтенно (по своей природе) это
разумное существо, особенно когда устремляется на
делание добра, настолько же оно походит по жестокости на
лютых зверей, когда уклоняется к злу. Впавши в дикость
их, это кроткое и разумное существо далеко даже
превосходит и их лютостью. Посмотрим, что произошло и в
настоящем случае. "И рече Каин, – сказано, – ко Авелю,
брату своему: пойдем на поле". Слова брата, а намерение
убийцы. Что ты делаешь, Каин? Разве не знаешь, кому
говоришь? Не думаешь, что речь у тебя с братом? Не
думаешь, что он родился от одной с тобою матери? Не
понимаешь гнусности своего предприятия? Не страшишься
Судии, Которого обмануть нельзя? Не трепещешь при мысли
о злодеянии? Зачем увлекаешь брата в поле и уводишь его
из отеческих объятий? Для чего лишаешь его отеческой
помощи? Что за странность, что ты теперь влечешь брата в
поле, – теперь пытаешься делать то, чего не делал прежде
и, заменяя братскую любовь личиною дружбы, хочешь
поступить с ним вражески? Какое неистовство! Какая
свирепость! Положим, что ты, в ослеплении ума; нисколько
не обращаешь внимания на братское расположение, не
познаешь и самой природы; но за что так вооружился ты
против того, кто ничем не оскорбил тебя? За какую вину и
со стороны родителей хочешь причинить им такое
огорчение, и быть первым совершителем этого ужасного
дела, хочешь первый показать им эту насильственную
смерть? Так ли платишь им за воспитание? Какая
дьявольская хитрость возбудила тебя к этому делу? Разве
можешь ты сказать, что благоволение к нему (Авелю)
общего всех Владыки заставило его гордиться пред тобою?
Не для отвращения ли тебя от этого убийственного
намерения Бог подчинил тебе брата и поставил под твою
власть, сказав: "к тебе обращение его, и ты тем
обладаеши?" Действительно, эти слова нужно разуметь о
подчинении брата (Каину). А некоторые говорят, будто это
сказал ему Бог о принесенной им жертве: "к тебе
обращение его", т. е. дара, "и ты тем обладаеши", т. е.
ты сам воспользуешься им. Итак, предложивши то и другое
(объяснение), я предоставляю вашему благоразумию –
принять то, которое покажется вам более сообразным. А
мне кажется, что это сказано о брате. "И бысть, внегда
быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби
его" (Быт.4:8). Ужасный поступок, пагубная дерзость,
ненавистное дело, непростительный грех, замысл души
зверской! "Воста, – говорит, – на Авеля брата своего и
уби его". О, мерзкая рука! О, жалкая десница! Впрочем,
не руку надобно называть мерзкою и жалкою, но намерение,
которому послужил этот член. Поэтому скажем так: о,
дерзкое, гнусное и жалкое намерение! И чтобы мы ни
сказали, не скажем всего, чего оно заслуживает. Как не
оцепенела его рука! Как она могла поднять меч и нанести
удар? Как душа его не вылетела из тела? Как она возмогла
исполнить это беззаконное предприятие? Как не
поколебалась и не изменила намерения? Как не подумала о
природе? Как не размыслила, прежде совершения дела, о
его конце? Как он мог, по совершении убийства, смотреть
на тело брата, трепещущее на земле? Как мог видеть труп,
поверженный на земле, и не впал тотчас в изнеможение от
этого зрелища? Если мы, по прошествии стольких лет,
каждый день видя умирающих, умирающих притом
естественною смертию, и нисколько не близких вам людей,
сокрушаемся и, хотя бы умерший был наш враг, прекращаем
вражду, – тем более Каину следовало бы содрогнуться и
тотчас же испустить дух, когда. он видел, что тот, с кем
он недавно беседовал, – брат от одной матери и от одного
отца, родившийся из одной с ним утробы, привлекший на
себя Божие благоволение, вдруг лежит, бездыханный и
неподвижный, и трепещет на земле.
2. Но посмотрим, какое и после этого
безбожного поступка и после такого преступления, не
заслуживающего никакого извинения; – посмотрим, какое
снисхождение и человеколюбие являет Бог всяческих. "И
рече Бог к Каину" (Быт.4:9). Это одно уже, что Он
удостоил Своей беседы совершившего такое преступление,
какую показывает благость? Если мы часто гнушаемся и
подобными нам людьми, когда увидим их совершившими
подобное преступление, то тем более должно удивляться
благому Богу, явившему столько терпения, и – совершенно
справедливо. Он – врач и отец любвеобильный. Как врач,
Он употребляет все меры и средства, чтобы страждущим
лютыми болезнями возвратить здоровье; а как отец
любвеобильный, Он желает, силою отеческой любви,
привести в прежнее благополучное состояние (детей) по
беспечности утративших свое благородство. Так как
благость Его безмерно велика, то Он хочет и дерзнувшему
на такое беззаконие явить великое Свое человеколюбие,
говорит ему: "где есть Авель, брат твой?" (Быт.4:9).
Велико и безмерно снисхождение Божие? Спрашивает (Бог)
не потому, чтобы не знал; нет, Он и с ним (Каином)
поступил так же, как с отцем его: ничто не мешает нам
снова рассказать об этом. В самом деле, как того
(Адама), видя скрывающимся от стыда наготы, Бог
спрашивал: "где еси?" (Быт.3:9), не по незнанию, но
желая ободрить его, чтобы он чрез исповедание своего
падения омыл грех свой (Ему издревле и изначала обычно
требовать от нас исповедания во грехах и даровать
прощение), – так и теперь Он спрашивает Каина и говорит:
"где есть Авель, брат твой?" Человеколюбивый Владыка
принимает вид незнания для того, чтобы учинившего такое
преступление вопросом побудить к исповеданию греха, и
чтобы он мог получить некоторое прощение и
(воспользоваться) человеколюбием. "Где есть брат твой
Авель?" Что же безрассудный, бесчувственный, упорный и
бесстыдный? Ему надлежало бы подумать, что (Бог)
вопрошает, не по неведению, но чтобы услышать от него
исповедание, и нас вразумить не произносить до
рассмотрения дела приговора над нашими братьями;
надлежало бы помыслить о попечительности Господа, – как
Он, желая удержать его от предприятия, и зная замысл
души его еще до приведения его в дело, употребил
предохранительные средства; надлежало бы ему,
размысливши обо всем этом, остановить свое неистовство,
рассказать, что было, показать язву врачу и принять от
него лекарство; а он еще увеличивает рану, усиливает
затвердение язвы. "И рече, – сказано, – не вем". Смотри,
какой бесстыдный ответ! Разве ты говоришь с человеком,
которого можно и обмануть? Или не знаешь, жалкий и
несчастный, кто беседует с тобою? Не понимаешь, что Он
вопрошает по великой Своей благости, желая только найти
повод, чтобы показать Свое человеколюбие, и чтобы ты,
после того, как Он с Своей стороны сделает все, не
заслуживал уже никакого извинения, так как сам подвел
себя под наказание?
"И рече: не вем. Еда страж брату моему
есмь аз?" Примечай здесь, как обличает совесть, как он
(Каин), понуждаемый, так сказать, совестию, не
остановился на этом слове: "не вем", но прибавил: "еда
страж брату моему есмь аз?" Только что не обличил сам
себя. Да если бы у тебя все делалось по (естественному)
порядку и по закону природы, то тебе следовало бы быть и
стражем братнего счастия, потому что это внушала (тебе)
природа, и рожденным от одной матери надлежало быть
стражами друг друга. А если ты не захотел этого и
отказался быть стражем брата, то для чего сделался и
убийцей, умертвил того, кто ничем не оскорбил тебя, и
еще подумал будто некому и обличить тебя? Но подожди, и
увидишь, что сам убитый будет твоим обличителем, лежащий
мертвым станет громогласно обвинять тебя, живого и
ходящего. "И рече Бог: что сотворил еси сие?" [127]
(Быт.4:10). Многозначительны и эти слова. Для чего,
говорит, сделал ты это? Для чего учинил эту безбожную
дерзость, мерзкий поступок, непростительное дело,
невыносимое безумие, новое и небывалое убийство, в
первый раз твоею рукою введенное в общество
человеческое? Для чего совершил это великое и ужасное
дело, тяжелее которого нет между грехами? "Глас крове
брата твоего вопиет ко Мне от земли". Разве Я – человек,
и слышу только голос, который издается устами? Я – Бог,
и могу слышать и вопиющего посредством крови и лежащего
на земле. Вот как далеко несется голос этой крови, что
от земли восходит на небо и, минуя небо небес и высшие
силы, достигает самого престола Царя и жалуется на твое
убийство, обличает нечестивое дело. "Глас крове брата
твоего вопиет ко Мне от земли". Разве чуждому и
стороннему нанес ты такую обиду? Нет, собственному
своему брату, который ничем не оскорбил тебя. Но, может
быть, Мое благоволение навлекло на него это убийство, и
ты, не имея сил противоборствовать Мне, на него излил
свою неукротимую ярость? Поэтому Я наложу на тебя такое
наказание, чтобы и твое преступление и наложенное на
тебя за него наказание не могли быть преданы забвению,
но чтобы случившееся с тобою было уроком для всех
последующих. И вот за то, что ты сделал это и привел в
исполнение свой злой замысл и от сильной зависти решился
на убийство, "проклят ты на земли" (Быт.4:11).
3. Примечаешь ли, возлюбленный, разность
в проклятии? Не пропусти этого без внимания, но по
тяжести проклятия суди о тяжести преступления. Насколько
этот грех (Каина) больше преступления первозданного
(Адама), это желающему можно видеть из различия в
проклятии. Там (Господь) сказал: "проклята земля в делех
твоих" (Быт.3:17), и излил проклятие на землю, оказывая
попечение именно о человеке; а здесь, так как дело
гибельное, дерзость вопиющая, преступление
непростительное, то сам (совершитель его) подвергается
проклятию: "проклят ты, – говорит, – на земли". Он
поступил почти так же, как змей, послуживший орудием
диавольского замысла; как тот посредством обмана ввел
смерть, так и этот, обольстивши брата и выведши в поле,
вооружил против него свою руку и совершил убийство.
Поэтому, как змею сказал Господь: "проклят ты от всех
зверей земных" (Быт.3:14), так и этому, потому что он
поступил подобно тому. Как диавол, движимый завистию и
злобою и не перенося неизреченных благодеяний,
дарованных человеку с самого начала, вследствие этой
зависти решился на обман, который ввел смерть, так и
этот, увидев, что Господь благоволит к его брату, от
зависти подвигся на убийство. Поэтому Бог и говорит ему:
"проклят ты от земли". Проклят, то есть, будешь от той
самой земли, "яже разверзе уста своя прияти кровь брата
твоего от руки твоея" (Быт.4:11). Проклят будешь тою
самою землею, которая обагрилась кровию, пролитою так
злодейски и такою нечестивою рукою. Затем божественное
Писание, яснее определяя проклятие, говорит: "егда
делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе"
(Быт.4:12). Велико наказание, тяжко бремя негодования.
Трудиться, говорит, ты будешь, станешь прилагать с своей
стороны все старание о возделывании земли, напитанной
такою кровью, но не получишь плодов от этих великих
трудов; какие ни употребишь усилия, все они будут для
тебя бесплодны. Да и на этом наказание еще не
остановится, но и "стеня и трясыйся будеши на земли".
Вот и еще величайшее наказание – беспрестанно стенать и
трястись. Так как ты, говорит, во зло употребил телесную
силу и крепость членов, за это обрекаю тебя на
всегдашнее стенание и трясение, чтобы не только ты сам
имел непрестанный урок и напоминание о своем беззаконном
поступке, но и все, видящие тебя, самым видом твоим. как
бы громким каким голосом, вразумлялись не отваживаться
на подобные дела, чтобы наложенное на тебя наказание
внушало всем не обагрять земли такою кровию. Для этого
не подвергаю тебя и скорой смерти, чтобы твой поступок
не был предан забвению; Я заставлю тебя влачить жизнь,
тягчайшую смерти, чтобы ты самым опытом познал, какое
совершил ты преступление. "И рече Каин ко Господу:
вящшая вина моя, еже оставитися ми" (Быт.4:13). Многому
и очень полезному для нашего спасения можно научиться
отселе, если только захотим быть внимательными. "И рече
Каин ко Господу: вящшая вина моя, еже оставитися ми".
Вот полная исповедь! Так велик, говорит, грех, учиненный
мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет
(кто-либо), он исповедал (грех) и исповедал с большою
точностию. Но пользы от этого никакой, возлюбленный,
потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы
сделать это в свое время, когда можно было преклонить
Судию на милость. Припомните теперь то, о чем я недавно
говорил, что в тот страшный день и на том нелицеприятном
судилище каждый и из нас сознается в своих грехах, имея
пред своими глазами те ужасные наказания и неизбежные
муки, но не получит от того никакой пользы, пропустивши
время.
Покаяние имеет место и несказанную силу,
пока еще не определено наказание (на последнем суде).
Поэтому умоляю, доколе это дивное лекарство может быть
действительным, воспользуемся им, и пока мы еще в
настоящей жизни, примем врачество покаяния, зная,
наверное, что нам не будет никакой пользы от раскаяния
тогда, как закроется зрелище и окончится время подвигов.
4. Но возвратимся к предмету. Каину
необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом:
"где Авель брат твой", исповедать свой грех, пасть (пред
Богом), умолять и просить о прощении; но он в то время
отверг врачество, а теперь, после приговора, когда все
уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь
лежащего на земле (брата), он сознается и не получает от
этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: "праведный
себе самого оглагольник в первословии" (Притч.18:17).
Так и этот, если бы предварил обличение Господа, может
быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по
бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни
был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в
надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. "И
рече Каин...: вящшая вина моя, еже оставитися ми".
Исповедание достаточно, но не благовременно. "И рече...:
Аще изгоняеши [128] мя днесь от лица земли, и от лица
Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли: и
будет [129], всяк обретаяй мя, убиет мя" (Быт.4:14).
Смотри, какие трогательные слова, но, сказанные
неуместно и неблаговременно, не возымели никакой силы
(пред Богом). "И рече: Аще изгоняеши мя днесь от лица
земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся
на земли: и будет, всяк обретаяй мя, убиет мя". Если Ты,
говорит, сделал меня проклятым землею, если сам Ты
отвратился от меня и подверг меня такому наказанию,
чтобы мне стенать и трястись, то ничто уже не помешает,
кому бы то ни было, убить (меня) находящегося в таком
состоянии и лишенного Твоего благословения. Я буду
беззащитен против всякого, кто ни захочет убить меня,
потому что сам не могу защищаться своими расслабленными
дрожащими членами; притом, когда узнают, что я лишен
Твоего покровительства, то всякий, кто только захочет,
смело уже умертвит меня. Что же человеколюбивый и благий
Господь? "И рече ему Господь Бог: не тако" (Быт.4:15).
Не думай, говорит, чтобы это так случилось. Нет, нельзя
всякому, кто бы ни захотел, убить тебя, но продолжением
твоей жизни Я и увеличу твою скорбь, и преподам урок
последующим родам, чтобы вид твой служил для них
вразумлением и никто не следовал твоему примеру. "И рече
ему Господь Бог: не тако; всяк убивый Каина седмижды
отмстится". Может быть, много уже сказано нами и мы
привели в немалую усталость (ваше) тело? Но что делать?
Видя вашу внимательность и пламенное усердие к слушанию,
хочу я и остальное рассмотреть и объяснить по
возможности. Что же значит: "седмижды отмстится?" Но я
опять боюсь, чтобы обилием слов и не помешать вам
удержать в памяти сказанное, и не показаться вам в
тягость. Если не утомились, то потерпите; объяснив
предлежащее место, мы окончим слово. "И рече ему Господь
Бог: не тако; всяк убивый Каина седмижды отмстится. И
положи Господь Бог знамение на Каине, еже не убити его
всякому обретающему его" (Быт.4:15) Ты боишься, говорит,
того, чтобы тебя не убили? Не бойся: этого не будет,
потому что, кто сделает это, тот подвергает себя
наказанию, в семь крат большему; для этого Я полагаю на
тебе и знамение, чтобы никто не убил тебя по незнанию и
не подвергся столь тяжкому наказанию.
5. Но надобно яснее показать вам, как
убийца Каина подвергается седьмиричному наказанию.
Будьте же, прошу вас, внимательны. Если теперь, когда,
как мы в предшествующие дни часто говорили вашей любви,
время поста и мы наслаждаемся такою тишиною и свободны
от помыслов, возмущающих ум наш, если теперь не
рассмотрим тщательно предлагаемого в божественном
Писании, то в какое другое время можем узнать это? Итак
советую, прошу и молю, и только что не обнимаю у вас
колена, – будем внимать тому, что говорится, с
напряженным умом, чтобы нам возвратиться домой с
благородным и высоким приобретением. Что же значит:
"седмижды отмстится?" Во первых, число семь в
божественном Писании принимается в значении множества, и
это можно найти во многих местах, напр. "неплоды роди
седмь" (1Цар.2:5) и тому подобное. А здесь вам
указывается на тяжесть греха, на то, что им (Каином)
сделан не один грех, но семь грехов, и за каждый грех
надлежало понести великое наказание. Как же нам
перечислить их? Если расчесть, то первый грех тот, что
он позавидовал брату за Божие к нему благоволение: и
этого одного греха уже достаточно было, чтобы наказать
его смертию; второй – что он (позавидовал) собственному
брату; третий – что употребил хитрость; четвертый – что
совершил убийство; пятый – что убил брата; шестой – что
первый совершил убийство; седьмой – что солгал Богу.
Успели ли вы запомнить сказанное, или, если хотите, мы
снова перечислим эти грехи, чтобы видеть вам, как
каждого из них и одного достаточно было, чтобы
подвергнуть его (Каина) величайшему наказанию? Кто
простит человека, завидующего другому в том, что он
пользуется благоволением Божиим? Вот и один, но
величайший и непростительный грех. Потом этот грех
является еще большим, когда зависти подвергается брат, и
такой, который ничем не оскорбил: вот и это опять
немаловажный грех. Третий грех тот, что (Каин) употребил
хитрость, обманул брата, вывел его в поле, и не
постыдился самой природы. Четвертый – самое убийство,
которое он совершил. Пятый, что умертвил брата
единоутробного; шестой, что первый ввел этот вид
убийства; седьмой, что, будучи вопрошаем Богом, дерзнул
солгать. Итак, говорит Бог Каину, кто покусится убить
тебя, тот подвергается седьмикратному наказанию. Поэтому
не бойся этого. Вот Я полагаю на тебе и знамение, по
которому всякий, кто ни встретится с тобою, узнает тебя.
Твое расслабление на всю жизнь будет полезно для
последующих родов, и то, что ты сделал один без
свидетелей, узнают все, видя тебя стенящим и трясущимся,
и этим трепетанием тела как бы говорящим и взывающим ко
всем так: "Никто не отваживайся на подобное дело, какое
я совершил, чтобы не понести такого же наказания".
6. Слыша это, возлюбленные, не просто
будем внимать сказанному и не на то только смотреть,
чтобы, ежедневно собираясь сюда, наслаждаться духовною
трапезою, потому что нет пользы от одного слушания без
исполнения на деле (слышанного). Нет, помышляя о том,
отчего Каин довел себя до такого непростительного и
тяжкого греха, – о том, что он от зависти к своему
брату, ничем его не оскорбившему, отважился на такое
жестокое дело, т. е. на убийство собственного брата,
будем остерегаться не столько того, чтобы самим нам не
потерпеть зла, сколько того, чтобы не причинить зла
другим. Тот действительно терпит зло, кто хочет нанести
вред ближнему. И чтобы тебе увериться в справедливости
этого, посмотри и здесь, кто потерпел зло -убивший или
убитый? Очевидно, что убивший. Почему? Потому что
убитый, даже до ныне воспевается устами всех, ублажается
и венчается, как первомученик за истину, о чем говорит и
блаженный Павел: "умерый Авель еще глаголет" (Евр.11:4).
А убийца и тогда вел жизнь несчастнее всех людей, и в
последующие времена подвергается всеобщему осуждению и
представляется в божественном Писании, как отверженный и
проклятый Богом. И это еще в настоящей, конечной жизни.
А что должно последовать с тем и другим в будущем веке,
и что каждый из них, сообразно своему делу, получит от
праведного Судии, блаженство, или противное этому, какое
слово в состоянии изобразить? Никто не может изобразить
ни этих радостей, ни скорбей. Одного примут царство
небесное и вечные обители, и лики патриархов, пророков и
апостолов, и собор всех святых, где будет он царствовать
в нескончаемые веки с Царем Иисусом Христом, Единородным
Сыном Божиим и Богом; а другого обымут геенна огненная и
все прочие вечные мучения, и будет он страдать
бесконечные веки, а вместе с ним и все подобные ему
преступники, особенно же те, которые в последующие
времена предавались самым гнусным страстям, за что тем
большее и наказание определяется от общего Владыки.
Послушай, что говорит блаженный Павел: "елицы бо
беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут" (Рим.2:12),
т. е. понесут более легкое наказание, потому что не
получили от закона обличения, ни угрозы, ни исправления.
"И елицы в законе согрешиша, законом суд приимут". Эти,
то есть, как поступавшие и при помощи закона подобно
тем, подвергнутся тягчайшим и невыносимым наказаниям. И
совершенно справедливо, – потому что ни закон, ни
примеры других, подвергшихся такому несчастию, не
сделали их более благоразумными и скромными. Поэтому
умоляю, хотя отныне вразумимся примерами других и
направим жизнь свою к послушанию Господу и повиновению
законам Его. Пусть ни зависть, ни ненависть, ни любовь
плотская, ни мирское славолюбие и властолюбие, ни
чревоугодие, ни другая какая нечистая страсть не
обладает душевными нашими стремлениями; но очистив себя
от всякой нечистоты временных наслаждений и оставив все
постыдные и низкие страсти, поспешим к блаженной той
жизни и к тем неизреченным благам, которые уготовал Бог
любящим Его и которых да удостоимся все мы по благодати
и человеколюбию Господа нашего И. Христа, с Которым
Отцу, со Св. Духом, слава, держава, честь, ныне и присно
и во веки веков. Аминь.
Примечание
127. Златоуст ἐποίησας τοῦτο согласно с
Лукиан. и Бодлеан. сп., и вопреки Алек. сп., где τοῦτο
отсутствует.
128. Злат. ἐκβάλλεις согласно с Лукиан. и
Бодлеан. сп., а также евр. текстом, и вопреки Алекс.
сп., где ἐκβαλλεῖς "изгониши".
129. Злат. ἔσται согласно с вышеназв. сп. и
текстом и вопреки другим, где это слово отсутствует.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|